Содержание
Введение. 3
НЭП 21-29 г.г. Социально-экономические и политические предпосылки прехода к НЭПу. 4
НЭП и его сущность, значение. Противоречивый характер развития страны в условиях НЭПа. И причины свертывания НЭПа. 7
Заключение. 12
Список литературы.. 13
Введение
Историю советского общества 1920-х гг. обычно связывают с новой экономической политикой, которую стали проводить большевики после окончания гражданской войны. В нашем реферате мы рассматриваем основные принципы новой экономической политики, а также основные причины свертывания нэпа в 1920-х гг.
В последнее время активность историков - исследователей нэпа все более возрастает и характеризуется неординарным, разносторонним подходом специалистов к анализу становления, недолгого развития и причин исчезновения нэпа. Достаточно указать на работы В.П. Данилова, В.П. Дмитриенко, Ю.А. Полякова, Н. Валентинова (Н. Вольского).
Для историографии характерны 2 тенденции. Первая - идеализация нэпа, преувеличение успехов и достижений этого периода. Введение нэпа, без всякого сомнения, позволило восстановить разрушенное народное хозяйство, улучшить материальное положение людей. Однако в то же время в период нэпа постоянно росла безработица, сокращалась доля средств, идущих на социальные нужды и программы. С этими явлениями связана вторая тенденция - критика нэпа. Нам кажется, что если бы принципы нэпа внедрялись в экономику последовательно, то он оказал бы положительное влияние на развитие России.
Споры о нэпе продолжаются сейчас, ведутся, например, дискуссии на тему, был ли отказ от нэпа обусловлен "общей логикой событий" или это было "нарушение логики поступательного развития". Важно, однако, что в научной литературе признано: в 20-е годы страна переживала время тревожных ожиданий, стояла на развилке дорог, каждая из которых имела свои сложности и опасности. Обсуждение различных вариантов развития велось открыто, на съездах партии. Но обеспечить оптимальный выбор не удалось.
Преждевременная смерть Ленина предопределила выбор едва ли не наихудшего варианта. Страна оказалась под управлением одой партии, лидеры которой расходились между собой по важнейшим вопросам экономической стратегии и к тому же вступили в борьбу за власть.
Следует заметить, что споры вокруг нэпа не утихают потому, что модели существования смешанной экономики, одна из которых впервые была воплощена в жизнь в нашей стране, в той же или видоизмененной форме проходят апробацию в разных странах и различных исторических условиях. Это вызывает необходимость обращения к истории нэпа, ее объективной и беспристрастной оценке.
НЭП 21-29 г.г. Социально-экономические и политические предпосылки прехода к НЭПу
С окончанием гражданской войны политика «военного коммунизма» заходит в тупик. Поскольку угроза реставрации дореволюционных аграрных отношений исчезла, крестьянство больше не мирилось с политикой продразверстки. С августа 1920 г. в Тамбовской, Воронежской губерниях продолжался «кулацкий» мятеж, возглавляемый эсером А. С. Антоновым; большое число крестьянских формирований действовало на Украине (петлюровцы, махновцы и др.); повстанческие очаги возникли в Среднем Поволжье, на Дону и Кубани. В Туркестане вновь активизировались басмачи, которые выступали под религиозно-политическими лозунгами. К 1922 г. они распространили свою деятельность на обширную территорию Средней Азии, в 1923 г. басмачи потерпели ряд серьезных поражений, но вооруженная борьба с ними затянулась до 1926 г. Вновь басмаческое движение активизировалось в период коллективизации. Западносибирские «мятежники», возглавляемые эсерами и бывшими офицерами, в феврале—марте 1921 г. создали вооруженные формирования в несколько тысяч человек, захватили почти полностью территорию Тюменской губернии, города Петропавловск, Кокчетав и др., прервав железнодорожное сообщение между Сибирью и центром страны на три недели. Все эти события свидетельствовали о глубоком социальном кризисе и отрыве большевистских лидеров от реалий экономического развития страны. Необходимым являлось принятие нового курса как в экономике, так и в политике Советской России.
Острая потребность в нормализации отношений города и деревни заставила партийно-государственное руководство пойти на отмену продразверстки и замену ее продналогом, размер которого был существенно ниже плана разверстки (резолюция Х съезда РКП(б) «О замене разверстки натуральным налогом», декрет ВЦИК 21 марта 1921 г.). В 1923—1924 гг. было разрешено вносить продналог (по желанию крестьян) продуктами и деньгами. В 1924—1925 гг. осуществлен переход к денежному обложению деревни. Нэп подорвал социальные корни повстанческого движения, что позволило в 1921—1922 гг. ликвидировать его основные очаги. Легализация рыночных отношений на селе (особенно после неудачной попытки организации натурального товарообмена летом-осенью 1921 г.) влекла за собой перестройку всего хозяйственного механизма.
Переход к нэпу вызвал к жизни движение «сменовеховства», охватившее часть русской интеллигенции внутри страны и в эмиграции (от названия литературно-политического сборника статей авторов кадетской ориентации — Н. В. Устрялова и ряда эмигрантских публицистов — «Смена вех», Прага, июль 1921). «Сменовеховцы» писали о глубоко русском характере революции, отмечали совпадение интересов советской власти и потребностей Российского государства, поскольку, несмотря на утопичность своих революционных целей, реально большевики в 1921 г. смогли найти разумный выход из кризиса, открыли дорогу эволюционному процессу в сторону капитализма. Отсюда следовал вывод, что от конфронтации надо перейти к сотрудничеству с ними. Идеи «сменовеховства» на протяжении многих лет облегчали процесс перехода интеллигенции на сторону советской власти. Похожее движение возникло и в православной церкви («Живая церковь»).
В ходе преобразования экономики на принципах нэпа в 1921—1924 гг. проводятся реформы управления промышленностью, торговлей, кооперацией, кредитно-финансовая и денежная реформы и др. 21 февраля 1921 г. создается Государственная общеплановая комиссия (Госплан). Проводится разгосударствление промышленности (к концу 1922 г. в руках государства осталась 1/3 ранее национализированных предприятий). Наиболее крупные и технически оборудованные фабрики и заводы объединились в тресты, работавшие на основе хозяйственного расчета (до 90% национализированных предприятий, не сданных в аренду): «Югосталь», «Химуголь», «Донуголь», Государственный трест машиностроительных заводов (Гомза), «Северо-лес», «Сахаротрест» и т. д.
Органами управления и ревизии треста являлись ВСНХ, правление треста, ревизионная комиссия. Плановое управление трестом осуществлял ВСНХ, к «непременному ведению» которого относились: дача разрешений на приобретение строений и других основных средств и на расширение предприятий, на взятие и сдачу в аренду предприятий, на отчуждение, залог и аренду основных средств и другие вопросы. На правление треста возлагались функции непосредственного оперативного управления. Ревизионная комиссия контролировала деятельность треста, отчитывалась исключительно перед ВСНХ.
На государственном снабжении первоначально остались металлургия, топливно-энергетический комплекс, частично транспорт. Уравнительная оплата труда заменялась новой тарифной политикой, учитывающей квалификацию рабочих, качество и количество производимых продуктов. «Пайковая» система снабжения вытесняется денежной формой зарплаты (в 1920 г. денежная часть среднемесячной зарплаты фабрично-заводского рабочего составляла 7,4%, в начале 1923 г. — до 80%). Отменяются всеобщая трудовая повинность и трудовые мобилизации.
Развитие товарно-денежных отношений вело к восстановлению всероссийского рынка. Воссоздаются крупные ярмарки: Нижегородская, Бакинская, Ирбитская, Киевская и др. Открываются торговые биржи. Допускается известная свобода развития частного капитала в промышленности, торговле. Разрешается создание частных предприятий с числом рабочих не более 20. Допускается госкапитализм в форме концессий, аренды, смешанных обществ. К госкапитализму первоначально была отнесена и кооперация. Впоследствии в работе «О кооперации» В. И. Ленин делает вывод о том, что в советских условиях кооперативные предприятия «не отличаются от предприятий социалистических, если они основаны на земле, при средствах производства, принадлежащих государству, т. е. рабочему классу». Стимулируется развитие потребительской, сельскохозяйственной, кустарно-промысловой форм кооперации. По условиям хозяйственной деятельности (цены, кредит, налоги, товароснабжение и т. п.) кооперация была поставлена в более выгодное положение, чем частный капитал. В конце 1923 — начале 1924 г. переводится на добровольное членство потребительская кооперация (на остальные кооперативные системы обязательное членство в годы гражданской войны не распространялось).
В 1921—1924 гг. создается банковская система: Государственный банк, сеть кооперативных банков. Торгово-промышленный банк, Банк для внешней торговли, сеть местных коммунальных банков и др. Денежная эмиссия как основной источник доходов государственного бюджета заменяется системой прямых и косвенных налогов (промысловый, подоходный, сельскохозяйственный, акцизы на товары массового потребления, местные налоги), вводится плата за услуги (транспорт, связь, коммунальное хозяйство и др.).
Реформы нэпа тормозились неустойчивостью денежного обращения, инфляцией. В 1922 г. правительство приступило к денежной реформе. В 1922—1923 гг. проводятся две деноминации (изменение нарицательной стоимости денег). В конце 1922 г. в обращение была выпущена устойчивая валюта — червонец, применявшаяся для краткосрочного кредитования в промышленности и торговле. Червонец обеспечивался золотом и другими легкореализуемыми ценностями и товарами. Один червонец приравнивался к 10 дореволюционным золотым рублям. Для покрытия бюджетного дефицита продолжался выпуск старой валюты — обесценивающихся советских знаков (совзнаки). Червонец стремительно вытеснял из обращения совзнаки. Денежная реформа завершилась в 1924 г.: вместо совзнаков были выпущены медные и серебряные монеты и казначейские билеты. В ходе реформы удалось ликвидировать бюджетный дефицит, а с октября 1924 г. выпуск денежных знаков для покрытия бюджетного дефицита был запрещен по закону.
НЭП и его сущность, значение. Противоречивый характер развития страны в условиях НЭПа. И причины свертывания НЭПа
Социально-экономическое развитие СССР в 20-е гг. определялось следующими основными параметрами: а) стартовой площадкой нэпа: разрушенным в предшествующий период народным хозяйством (к концу гражданской войны потери населения с 1914 г. превысили 20 млн. человек, промышленное производство с 1913 г. сократилось в 7 раз, валовая продукция сельского хозяйства в 1920 г. составила 67% довоенного уровня), что создавало эффект «восстановительного» периода — быстрого «дешевого» экономического роста преимущественно на основе загрузки уже имеющегося морально устаревшего, физически изношенного, но еще функционирующего основного капитала; б) отсутствием нормальных экономических отношений с мировой экономикой: крайне незначительным притоком предпринимательского капитала (после революции СССР не получал крупных долгосрочных кредитов, прямых иностранных инвестиций было крайне мало, в наиболее благоприятный 1927/28 хозяйственный год удельный вес концессионных предприятий в валовой продукции промышленности составил всего 0,6%), сокращением внешнеторгового товарооборота; в) резким разрывом между городом и деревней в технологическом, организационно-производственном, воспроизводственном, политико-экономическом и других отношениях.
Введение твердой валюты укрепило «смычку» индустрии с сельским хозяйством в сфере оборота, но не могло устранить структурного противоречия между крупной, централизованной промышленностью и крайне раздробленным в результате аграрной революции сельским хозяйством. Решениями XIV партконференции (апрель 1925 г.) и XIV съезда ВКП(б) (декабрь 1925 г.) был снят ряд препятствий на пути укрупнения производства в аграрном секторе; облегчен найм рабочей силы в деревне, разрешена аренда земли.
Рост крупного индустриального товарного крестьянского хозяйства сдерживала налоговая политика советской власти в деревне. Были освобождены от сельхозналога беднейшие крестьянские хозяйства. Зажиточные же крестьяне и кулаки, составившие в 1923—1924 гг. 9,5% крестьянских дворов, выплатили 29,2% суммы налога. В дальнейшем удельный вес этой группы в налогообложении еще более возрос. В результате темпы дробления крестьянских хозяйств были в 20-е гг. в два раза выше, чем до революции. Разделяя хозяйства, зажиточные слои деревни пытались ускользнуть из-под налогового пресса.
Завершение восстановления народного хозяйства обусловило необходимость увеличения капиталовложений с длительным сроком оборота. Но внешние источники накопления были скудны, а внутренние частично блокировались «антикапиталистической» политикой правительства (в 1924—1925 гг. различные виды обложения поглощали от 35 до 52% всего дохода в городском частнопредпринимательском секторе). В условиях острой нехватки капиталов усиливается тенденция к их централизованному перераспределению и административному вмешательству в экономику. 29 июня 1927 г. ЦИК и СНК СССР приняли новое Положение о государственных промышленных трестах. В определение треста было введено указание на подчинение деятельности треста плановым заданиям органа, в ведении которого он находится (ВСНХ), и исключено положение об извлечении прибыли как цели деятельности треста. Чуть позже усиливается экспансия административных методов в аграрном секторе.
В этих условиях стремление партийно-государственного руководства к ускоренной модернизации вело к сбоям в процессе общественного воспроизводства («кризисы нэпа» 1923, 1925, 1927—1929 гг.).
Весной—летом 1923 г. происходило усиленное кредитование промышленности и торговли без создания резервов; осенью в целях сокращения государственных расходов в связи с обеспечением предпосылок денежной реформы кредитование резко прекратили; торговые организации вынуждены были выбросить товар на рынок тогда, когда крестьяне сдавали сельскохозяйственный налог и у них не было наличных денег; обострило ситуацию недостаточно интенсивное проведение скупки хлеба государством, сбившее хлебные цены. В результате осенью 1923 г. разразился кризис сбыта промышленных товаров — первый кризис нэпа.
Вследствие роста покупательной способности крестьянства после уплаты сельхозналога, снижения отпускных промышленных цен кризис сбыта был вскоре ликвидирован. С осени 1924 г. обнаруживается противоположное явление — товарный голод, имевший вначале сезонный характер. При товарном голоде снижение отпускных цен на промтовары почти не доходило до потребителя, особенно деревенского. Пользуясь дефицитом, торговля продолжала держать розничные цены на высоком уровне, присваивая разницу между оптовыми и розничными ценами. Происходила перекачка средств из промышленности в торговлю.
В 1925 г. ожидался хороший урожай зерновых — основного экспортного продукта, а значит, снижение хлебных цен, рост экспорта, импорта сырья и оборудования для промышленности. Были приняты масштабные планы развертывания индустрии. Однако хлебофуражный баланс оказался рассчитан неверно: недоучли, что после предыдущего неурожайного года в этом урожайном году крестьянство отложит часть хлеба в страховой фонд. Осенью стало ясно, что вместо прогнозировавшихся 780 млн. пудов вряд ли удастся заготовить даже 600 млн. пудов зерна. План импорта сырья и оборудования для промышленности был сорван. Кроме того, руководство Народного комиссариата финансов, преувеличив размеры «свободных» накопленных сумм на текущих банковских счетах, объявило о выделении 200 млн. руб. на долгосрочное кредитование («заем восстановления»), о большей свободе пользования кредитом, что побудило предприятия ускорить расширение производства. Однако реальных свободных сумм для кредитования было мало, что привело к кредитной эмиссии, разбуханию фонда зарплаты. Срыв импортных поставок в совокупности с кредитным «накачиванием» экономики привел к обострению товарного голода. При помощи замораживания строительства многих промышленных объектов нарушенное хозяйственное равновесие удалось ненадолго выправить. Но зимой 1927/28 г. грянул кризис хлебозаготовок.
Несмотря на частые кризисные явления, вызванные некомпетентностью руководства, до тех пор, пока не были задействованы все резервы восстановительного периода, экономика развивалась в целом динамично.
Правда, с середины 20-х гг. в ЦСУ СССР считали динамику продукции по отчетам предприятий об объеме валовой продукции, что при росте цен неизбежно завышало результаты.
Для промышленности периода нэпа было характерно наличие различных общественно-экономических секторов: национализированной государственной промышленности, государственного капитализма, частнохозяйственного капитализма, мелкого кустарного и ремесленного производства. Эти уклады занимали различное место в экономической структуре и по-разному влияли на ход экономического развития.
В 20-е гг. наблюдается неуклонная экспансия государственного и кооперативного секторов, вытеснение частного капитала из промышленности и торговли. Частная и концессионная промышленность, дававшие в 1923/24 г. валовой продукции на 1467 млн. руб. и доведшие выпуск валовой продукции в 1925/26 г. до 2478 млн. руб., с 1926/27 г. начинают сокращать производство и к 1928/29 г. доводят его до 1975 млн. руб. Удельный вес частной промышленности (включая мелкую и кустарную) в 1924/25 г. составил 27,3%, в 1925/26 г. - 23,9%, в 1928 г. доля капиталистического и мелкого частного производства сократилась до 17,6%.
В отличие от промышленности подъем сельского хозяйства начался не сразу. В 1921 г. оно пострадало от страшной засухи, последствия которой сказывались и в 1922 г. Посевные площади сократились до 77,7 млн. га. Потом они стали постепенно увеличиваться: в 1923 г. достигли 91,7 млн. га, что составило 99,3% к уровню 1913 г. В 1925 г. валовой сбор зерновых почти на 20,7% превысил среднегодовой сбор за пятилетие 1909—1913 гг. В ходе восстановления сельского хозяйства произошли и структурные изменения: уменьшался удельный вес зерновых культур, но увеличивался — технических. К 1927 г. в целом довоенный уровень был достигнут и в животноводстве.
С переходом к нэпу, расширением рыночных связей усиливался процесс социальной дифференциации крестьянства.
Общее число крестьянских хозяйств за 1922—1926 гг. в результате разделов земли увеличилось на 2,6 млн., т. е. на 13% к уровню 1913 г., а общая численность наемных рабочих в крестьянских хозяйствах в 1926 г. достигала ок. 2,3 млн. человек.
Основным и обобщающим показателем экономического развития страны в годы нэпа являлся рост национального дохода. В 1925/26 г. он превысил уровень 1921 г. в 2,3 раза (согласно данным официальной статистики).
Рост производства национального дохода создал условия для улучшения материального положения рабочих, крестьян, служащих. В 1925/26 г. средняя продолжительность рабочего дня для промышленных рабочих составила 7,4 часа. Удельный вес работавших сверхурочно постепенно сокращался с 23,1% в 1923 г. до 18% в 1926 г. Все рабочие и служащие имели право на ежегодный отпуск не менее двух недель. На протяжении всего периода нэпа, несмотря на быстрое увеличение численности рабочих в промышленности, строительстве и на транспорте существовала значительная безработица (в 1927 г. — 1478 тыс. безработных).
Годы нэпа характеризуются повышением реальной заработной платы рабочих, которая к 1925/26 г. в среднем по промышленности составляла 93,7% довоенного уровня. Тормозил рост уровня жизни в городе товарный голод, возникший в 1924 г. и продолжавшийся до конца 20-х гг., а также повышение цен на продукты промышленности и сельского хозяйства. Восстановление сельского хозяйства привело к росту доходов крестьянства. Если в 1913 г. доход на душу населения в сельском хозяйстве составлял в бедняцких хозяйствах 41,6 руб., середняцких — 71,0 руб., то в 1925/26 г. — соответственно 79,1 и 115,5 руб.
Несмотря на, казалось бы, значительные темпы экономического роста в годы нэпа, нарастало экономическое отставание России от передовых западных стран. Даже по официальным данным, в 20-е гг. бурными темпами прогрессировало отставание СССР от США, Франции, более медленными — от Германии, и лишь по отношению к Англии складывалась более благоприятная картина.
По мере завершения восстановительного периода обострялись присущие нэпу противоречия. Загрузка производственных мощностей потребовала значительных инвестиций для обновления машинного парка, создания новых производств. Причем речь шла о капиталоемких отраслях тяжелой индустрии с длительным сроком оборота капитала. Однако жесткая политика большевиков в вопросах уплаты дореволюционных долгов, компенсаций за национализированную собственность препятствовала притоку капиталов извне. Перелив же внутренних частнокапиталистических накоплений блокировался законодательным путем. Индустриальный рост требовал увеличения товарности крестьянского хозяйства (чтобы накормить растущие города, обеспечить сырьем промышленность, форсировать агроэкспорт с целью импорта оборудования), однако в деревне тормозилось развитие индивидуальных крупнотоварных хозяйств. Усиливалось противоречие между многообразием социальных интересов и большевистским авторитаризмом. Хозяйственно возрождающаяся деревня, крепнущий частнопредпринимательский сектор стремились обеспечить политические гарантии своих экономических интересов (требования «Крестьянского союза», политической либерализации и др.), что в условиях однопартийной системы создавало почву для усиления фракционной борьбы в ВКП(б).
Нарастал антагонизм между политикой и экономикой. В городе партию в основном пополняли рабочие от станка, не питавшие особых симпатий к нэпманам. В деревне важным источником пополнения рядов партийно-советского аппарата являлись «жертвы рынка» — разорявшиеся крестьяне. Вследствие этого можно представить «любовь» городских и сельских партсовфункционеров к нэпу.
Эти противоречия в конечном счете привели нэп к гибели.
Заключение
Таким образом, привычка к командно-административным методам управления экономикой, низкий культурный и профессиональный уровень большинства руководителей народного хозяйства, все углубляющиеся противоречия между закономерностями развития нэпа как экономически грамотной политики и волевыми решениями администрации привели к государственному монополизму во всем, в том числе и экономике, а это означало отход от основных принципов новой экономической политики. Командная система зародилась во времена "военного коммунизма" в условиях гражданской войны. Удивительный факт: даже при введении нэпа, который разрушал основные институты командно-административной системы, до конца искоренить ее не удалось.
Изучение нэпа помогает понять, как в угоду идеологическим схемам была разрушена многоукладная экономика, эффективность которой, как показывает история, оказывается выше, чем эффективность государственной монополии.
На наш взгляд, действия сегодняшнего руководства страны можно сравнить с политикой, проводимой в 1920-х гг., когда неверные правительственные решения порождали недовольство масс, а затем принимались решения уже не экономического, а административного порядка. К тому же, как и в период нэпа, в истории России конца 20в. наблюдаются стремления форсировать законы экономического развития страны (программа "500 дней"). Между Россией 1920-х гг. и конца 20 в. проводятся отчетливые параллели: наличие частной собственности, создание концессий, свобода торговли, многоукладность экономики, развитие кооперативного движения. Однако нынешние руководители не учли того, чего так боялась командно-административная система: конкуренции отечественных и зарубежных товаров, которая привела к вытеснению с рынка российского производителя.
Список литературы
1. Валентинов Н. (Н. Вольский) Новая экономическая политика и кризис партии после смерти Ленина. - М.: Современник, 1991. - 367 с.
2. Верт Н. История советского государства. 1900 - 1991. - М.: Прогресс, 1992. - 480 с.
3. История России. Учебное пособие для вузов: в 2 т. Т.2. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 472 с.
4. История Росс. ХХ век / А.Н. Боханов, М.М. Горинов, В.П. Дмитренко и др., - М.: Издательство АСТ, 1997. - 608 с.
5. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 45. - М.: Издательство политической литературы, 1982. - 725 с.
6. Поляков Ю.А. и др. Новая экономическая политика: Разработка и осуществление. - М.: Политиздат, 1982. - 240 с.
7. Секушин В.И. Отторжение: Нэп и командно-административная система.- Л.: Лениздат, 1990. - 96 с.