Содержание.

      

Введение                                                                                                              3

Глава I. Предприятие: понятие, сущность и  экономические основы                      функционирования.                                                                                            4

1.1. Общее понятие.                                                                                            4

1.2. Основные функции и цели предприятия.                                                  5

Глава  II. Классификация предприятий.                                                           7

2.1. Организационно-правовые формы предприятия.                                     7

2.2. Хозяйственные товарищества.                                                                    7

2.3. Общество с ограниченной ответственностью.                                          9

2.4. Общество с дополнительной ответственностью.                                     10

2.5. Акционерные общества.                                                                             10

2.6. Кооперативы и малые предприятия.                                                         13

2.7. Объединение предприятий.                                                                        15

Глава III. Создание, реорганизация и прекращение деятельности

предприятия.                                                                                                       16

3.1. Порядок создания нового предприятия.                                                    16

3.2. Понятие несостоятельности (банкротства) предприятия.                       17

3.3. Реорганизация предприятия.                                                                      19

3.4. Ликвидация предприятия.                                                                           21

Глава IV. Опыт эффективного функционирования предприятия

(на примере Консалтинговой группы «ТЕРМИКА»).                                     23

Заключение                                                                                                          27

Список литературы                                                                                             31

Приложения                                                                                                         32

Введение.

       Переход к рыночным отношениям настоятельно диктует необходимость изучения деятельности первичного звена экономики – предприятия. От того, насколько эффективно осуществляется деятельность предприятий, зависит состояние экономики государства, уровень благосостояния населения. Предприятие является производителем продукции, работ и услуг, необходимых для нормальной жизнедеятельности людей, выступает связующим звеном для всех субъектов рыночных отношений. Именно предприятия являются основными источниками формирования бюджетов всех уровней. Выплачивая федеральные и местные налоги, оно участвует в содержании государственных органов и поддержании социальных программ.

       Каждое предприятие самостоятельно принимает решение в части того, что, сколько и как производить товары (услуги), где и как их реализовывать и, наконец, как распределять полученный доход. По всем этим вопросам оно принимает решения в соответствии со своими интересами, отвечая своим имуществом за ошибки или неправильно выбранные действия.

       Интересами предприятия являются обеспечение достаточно приемлемого уровня  жизни (в форме заработной платы и удовлетворения ряда социальных благ) для своих работников, а также динамичное стабильное развитие производственной базы предприятия и выплаты соответствующих налогов.

       Поэтому данная курсовая работа посвящена российским предприятиям и особенностям их функционирования.

Эта работа состоит из четырех глав (причем последняя глава представляет собой опыт эффективного функционирования предприятия, на примере консалтинговой группы «ТЕРМИКА»), списка литературы и приложений.

  В данной работе я попытаюсь наиболее полно изучить систему функционирования и деятельность предприятий, подробно рассмотреть их  классификацию и организационно-правовые формы.

 

        

ГЛАВА I.

 Предприятие: понятие, сущность и экономические основы функционирования.

1.1. Общее понятие.

       Основу любой экономики составляет производство - производство продукции, выполнение работ, оказание услуг. Без производства не может быть потребления, можно только какое-то время проедать накопленное богатство и остаться в конечном итоге ни с чем. Формой организации производства в современном мире является предприятие. Именно поэтому предприятие является основным звеном экономики. От того насколько эффективна деятельность предприятий, каково их финансовое состояние, технологическое и социальное “здоровье”, зависит состояние всей экономики. Основанием сложной пирамиды экономики страны являются предприятия.

       Когда мы знакомимся с предприятием, прежде всего промышленным, мы видим заводские корпуса, оборудование, транспортные системы, коммуникации, т.е. производственно-технический комплекс. За всем этим стоят люди - рабочие, работники снабжения и сбыта, инженеры, организаторы производства (менеджеры), собственники (акционеры), которые вступают в сложные отношения в процессе деятельности предприятия.

       Для того, чтобы более полно охарактеризовать предприятие, надо ознакомиться с системой сбыта продукции, кругом потребителей, системой поставок и поставщиками сырья, материалов, комплектующих изделий, выяснить организационно-правовую форму предприятия, состав и стоимость имущества, взаимоотношения предприятия с финансово-кредитными учреждениями, государством и т. п. Без финансово-коммерческой деятельности и соответствующей правовой организации предприятия не существуют. Все это формирует экономическое единство предприятия.

       Исходя из сказанного, сущность предприятия можно рассматривать с различных позиций. С одной стороны, предприятие - это имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция, долги, фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания и другие исключительные права.

       В то же время предприятие это не только совокупность технологических процессов, производственных зданий, оборудования, но определенное социальное единство, формируемое техническими и организационными процессами, экономическими отношениями, складывающимися внутри предприятия. В таком ракурсе понятие предприятия можно сформулировать следующим образом:

       Предприятие - это хозяйственная единица, обладающая обусловленной законом экономической и административной самостоятельностью, т.е. правами юридического лица, организационно-техническим, экономическим и социальным единством, обусловленным общностью целей деятельности: производством и реализацией товаров, работ, услуг и получением прибыли.

       Значимость предприятия как основного звена экономики определяется следующим:

       - на предприятиях производится продукция, выполняются работы и оказываются услуги, составляющие материальную основу жизнедеятельности каждого человека и общества в целом;    

       - предприятие является главным субъектом отношений, складывающихся в обществе по поводу производства, реализации, распределения и потребления продукции;    

       - предприятия являются источником спроса на факторы производства, технологические и продуктовые инновации, организационно - управленческие нововведения;

       - предприятия являются одним из важнейших источников формирования доходов бюджетов всех уровней. В 1999 г. 46,0 % доходной части фактически исполненного консолидированного бюджета Российской Федерации и 51,1 % федерального составляли соответствующие платежи предприятий (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, платежи за пользование природными ресурсами и др.), в июле 2004 года этот показатель составил 52,2% и 54% соответственно;

       - на предприятиях подавляющая часть населения получает вознаграждение за свой труд, материально обеспечивая себя и членов своей семьи;

       - на предприятиях проходят социальную адаптацию граждане, вступающие в жизнь, здесь закладываются основы трудовой дисциплины, воспитывается чувство ответственности, формируются правила и привычки взаимоотношений начальства с подчиненными и т.п.

       Часто в экономическом  обороте используется термин «фирма», под которым понимается экономический субъект, занимающийся различными видами деятельности и обладающий хозяйственной самостоятельностью. Иначе, фирма - это организация, которая владеет и ведет хозяйственную деятельность на предприятии.

1.2.Основные функции и цели предприятия.

       Во многих учебниках и учебных пособиях указывается, что основной целью предприятия является получение прибыли. На мой взгляд, это утверждение верно, но вряд ли достаточно полно. Не менее важной целью любого предприятия является обеспечение стабильной финансовой устойчивости в его работе. Это более сложная для достижения цель, которая включает в себя не только получение прибыли, но и устойчивое ее получение, а добиться этого не так-то просто.

       Предприятия могут достигать этой цели только в том случае, если в своей работе будут придерживаться определенных принципов и выполнять необходимые функции.

       Видный экономист Г. Шмален выделяет следующие виды управления предприятием: экономичность, финансовая устойчивость , прибыль.

       Принцип экономичности требует, чтобы достигался:

- определенный результат при наименьших затратах – принцип    минимизации;

-    при заданном объеме затрат наибольший результат – принцип максимизации.

Следовательно, в основе своей принцип экономичности предъявляет свойственное всем предприятиям само собой разумеющееся требование – не тратить производственные факторы (ресурсы), т.е. работать «экономично».

Принцип финансовой устойчивости означает такую деятельность предприятия, при которой оно могло в любой момент времени расплатиться по своим долгам или собственными средствами, или путем отсрочки, или за счет получения кредита.

Высшей целью предпринимательской деятельности является превышение результатов над затратами, т.е. достижение, возможно, большей прибыли или возможно высокой рентабельности. Идеальным является такое положение, когда получение максимальной прибыли, обеспечивает и более высокую рентабельность.

Для достижения поставленной цели предприятия должны:

1.     выпускать высококачественную продукцию, систематически ее обновлять и оказывать услуги в соответствии со спросом и имеющимися производительными возможностями;

2.     рационально использовать производственные ресурсы с учетом их взаимозаменяемости;

3.     разрабатывать стратегию и тактику поведения предприятия и корректировать их в соответствии с изменяющимися обстоятельствами;

4.     систематически внедрять все новое и передовое в производство, в организацию труда и управление;

5.     заботиться о своих работниках, росте их квалификации и большей содержательности труда, повышении их жизненного уровня, создании благоприятного социально-психологического климата в трудовом коллективе;

6.     обеспечивать конкурентоспособность предприятия и продукции, поддерживать высокий имидж предприятия;

7.     проводить гибкую ценовую политику и осуществлять другие функции.

Но при этом очень важно, чтобы все функции предприятия были направлены на реализацию выработанной стратегии и на достижение поставленной цели.

Выработка успешной стратегии начинается с определения «миссии» фирмы, общей цели функционирования коллектива. При этом цели предприятия могут меняться. Все зависит от конкретных обстоятельств. Например, основной целью предприятия на определенном этапе может быть не получение максимальной прибыли, а завоевание рынка. В этом случае получение максимальной прибыли отодвигается как бы  на второй план, но в будущем, в случае завоевания рынка, предприятие может с лихвой возместить недополученную прибыль.

.      В современных условиях перед многими отечественными предприятиями стоят совершенно иные цели и задачи, а поучение прибыли находится далеко не на первом месте. Руководители многих предприятий считают, что для них основной задачей на этом этапе являются реализация продукции, возможность выплаты заработной платы работникам предприятия и быть «на плаву». Остается надеяться, что этот тяжелый период для российской экономики скоро пройдет, предприятия начнут нормально работать, решать задачи и достигать цели, свойственные рыночной экономике,  обратят больше внимания на использование таких прогрессивных общественных форм организации производства, как концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование производства.

ГЛАВА II.

Классификация предприятий.

2.1. Организационно-правовые формы предприятия.

       Современная экономика РФ, базируясь на многообразии форм собственности, предполагает функционирование предприятий различных организационно-правовых форм (приложение №1). Организационно-правовая форма предприятия определяется рядом признаков: порядком формирования и минимальной величиной уставного капитала, ответственностью по обязательствам предприятия, перечнем и правами учредителей и участников и другими.

       Значительную роль в экономике страны играют хозяйственные товарищества и общества. Принципиальное отличие их между собой заключается в том, что товарищество представляет собой объединение лиц, при этом, как правило, требуется их активное участие в деятельности товарищества, в то время как хозяйственное общество есть объединение капиталов, не требующее обязательного участия в деятельности общества.

       В РФ существует два вида хозяйственных товариществ: полное товарищество и товарищество на вере.

2.2.Хозяйственные товарищества.

       Полное товарищество признается таковым, если его участники (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут солидарную ответственность по его обязательствам, принадлежащим им имуществом, т.е. кредитор товарищества, может предъявить имущественное требование в полном объеме как одновременно ко всем участникам, так и к любому из них. Минимальное число участников - двое, максимальное число не ограничено. В случае, если по каким-либо причинам остается только один участник, полное товарищество преобразуется в хозяйственное общество или ликвидируется. Минимальный складочный капитал такого товарищества должен быть не менее 100-кратного размера минимального размера оплаты труда на дату подачи учредительных документов на регистрацию.

       Учредительным документом полного товарищества является учредительный договор, в котором отражаются все стороны хозяйственной жизни. Определяются: порядок создания товарищества, условия передачи ему своего имущества, условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, порядок управления деятельностью полного товарищества, процедура выхода учредителей из его состава, размеры и состав складочного капитала и т. д.

       Существуют три способа ведения дел полного товарищества:

                 - каждый участник полного товарищества самостоятельно ведет хозяйственную деятельность от имени товарищества;

                 - участники полного товарищества совместно ведут дела товарищества, т.е. все сделки от имени товарищества совершаются не иначе как на основе совместного решения всех участников;

                 - ведение дел полного товарищества поручается одному из участников, остальные, если и совершают от имени товарищества какие-либо сделки, то не иначе как на основании доверенности «управляющего» участника.

       Каждый участник полного товарищества вне зависимости от его доли в складочном капитале обладает только одним голосом.    

      

       Товарищество на вере - это товарищество, в которое входят два типа участников: один или несколько «полных» товарищей, осуществляющих от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающих по обязательствам товарищества всем своим имуществом, т.е. являющихся по статусу предпринимателями, и один или несколько «вкладчиков» (коммандистов), не участвующих в управлении делами товарищества и несущих риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов.

       Минимальное число участников такого товарищества - двое, из которых один полный товарищ, другой вкладчик, максимальное число участников не ограничено. Для товарищества на вере, существуют те же варианты ведения хозяйственной деятельности, как и для полного товарищества, однако выбранный вид управления фиксируется в учредительном договоре.

       Достоинством товариществ обоих видов является гибкая структура, возможность решать многие вопросы по соглашению между участниками. Отсутствует сверхжесткое законодательное регулирование, управление достаточно простое и неформализованное. Важным является то, что товариществу не обязано публично отчитываться о своей деятельности.

       Основной недостаток товарищества - ответственность его участников своим личным имуществом (за исключением вкладчиков). В силу этого товарищества предпочтительнее всего создавать в сферах предпринимательской деятельности, связанных с наименьшим риском - информационные, консультационные услуги и др.

      

       Хозяйственные общества могут быть трех основных видов - общество с ограниченной ответственностью (ООО), общество с дополнительной ответственностью (ОДО) и акционерное общество (АО).

2.3. Общество с ограниченной ответственностью.

       Обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденная одним или несколькими лицами коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Фирменное наименование общества должно содержать наименование общества и слова «с ограниченной ответственностью». При этом термин «ограниченная ответственность» означает, что учредители (участники) общества не отвечают по его обязательствам - их риск ограничивается только потерей имущества, переданного в качестве вклада в уставный капитал общества.

       В отличие от товариществ, законодательство рассматривает уставный капитал ООО в качестве минимального размера имущества, гарантирующего интересы кредиторов общества, при этом:

       - минимальный размер уставного капитала ООО должен быть не менее суммы, равной 100-кратному минимальному размеру месячной оплаты труда на дату подачи учредительных документов на регистрацию;

       - при внесении в качестве вклада в уставный капитал не только денежных средств, но и иного имущества учредителями общества производится денежная оценка этих вкладов, а в предусмотренных законом случаях такая оценка может быть подвергнута независимой экспертной проверке;

       - не допускается освобождение учредителя (участника) ООО от обязанности внесения вклада в уставный капитал;

       -  на момент регистрации ООО уставный капитал должен быть оплачен учредителями не менее чем наполовину, а оставшаяся часть подлежит оплате в течение года; если в течение первого года уставный капитал ООО не был полностью оплачен, то ООО обязано уменьшить уставный капитал по факту либо заявить о своей ликвидации;

       - увеличение уставного капитала ООО допускается только после внесения вкладов его участниками в полном объеме;

       - если стоимость чистых активов ООО становится меньше минимального размера уставного капитала, установленного законодательством, это общество подлежит ликвидации.

       Общество с ограниченной ответственностью, в отличие от хозяйственных товариществ, может быть учреждено одним лицом или иметь одного участника.

       Высший орган ООО - собрание его участников; исполнительный орган может быть как коллегиальным, так и единоличным (директор, управляющий).

       ООО имеет смысл создавать для осуществления деятельности, сопряженной со значительным коммерческим риском, причем эта форма может быть успешно использована как в малом, так и в крупном бизнесе.

2.4. Общество с дополнительной ответственностью (ОДО).

       Наряду с ООО, существует и такая организационно-правовая форма предприятия, как общество с дополнительной ответственностью (ОДО), деятельность которого регулируется по правилам, регламентирующим деятельность ООО. Его фирменное наименование должно содержать наименование общества и слова «с дополнительной ответственностью».

       Особенность ОДО состоит в том, что ответственность участников по его обязательствам не ограничивается размером их первоначального вклада в уставный капитал, а участники общества несут субсидиарную ответственность (право взыскания неполученного долга с другого обязанного лица, если первое лицо не может его внести) по его обязательствам в одинаковом для всех кратном размере к величине вкладов, определяемых уставными документами. Кроме того, при банкротстве одного из участников ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками общества пропорционально их вкладам.

2.5. Акционерные общества (АО).

       Особое место в системе организационно-правовых форм предприятий занимает акционерное общество. В соответствии с Законом РФ «Об акционерных обществах» (1995 г.), акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное количество долей, каждая из которых выражена ценной бумагой (акцией), удовлетворяющей обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу. Выделяются две формы акционерного общества: открытое (ОАО) и закрытое (ЗАО).

       Для ОАО характерно наличие права проводить публичную подписку на свои акции, при этом акционеры могут отчуждать акции без согласия других акционеров, число акционеров в таком обществе не ограничено. Открытость акционерного общества заключается в частности и в том, что оно обязано ежегодно публиковать отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков;

       Напротив, ЗАО не вправе проводить открытой подписки на выпускаемые акции или иным образом предлагать их неограниченному кругу лиц, соответственно акции распределяются среди заранее определенного круга лиц. Если число акционеров в закрытом АО составляет более 50 чел., оно подлежит преобразованию в открытое АО либо ликвидации. Для закрытого акционерного общества необходимо наличие уставного капитала в размере не менее 100-кратного минимального размера оплаты труда.

       Выпуск акций и их обращение являются основной особенностью акционерного общества, отличающей его от других организационно-правовых форм коммерческих юридических лиц. Указанная особенность обусловливает следующие преимущества акционерного общества по сравнению с другими формами предпринимательства: свобода концентрации и движения капитала, стабильность существования, ограниченная ответственность и профессиональное управление.

       ОАО имеет достаточно простой механизм накопления капитала: привлечение средств инвесторов осуществляется путем выпуска акций. АО - единственное хозяйственное общество, формирующее свой уставный капитал путем выпуска ценных бумаг - акций, что в высшей степени удобно для привлечения средств мелких инвесторов и снижения риска для каждого отдельного инвестора. Приобретая акции, покупатель одновременно приобретает право на участие в управлении АО, на часть имущества общества, материализованного в стоимости данной акции, и на получение дивидендов в виде денежных средств , т.е. на часть прибыли АО, подлежащей распределению между акционерами, пропорционально числу принадлежащих им акций.

       Открытое АО вправе выпускать обыкновенные (простые) и привилегированные акции, которые различаются по составу прав их владельцев

       Обыкновенная акция предоставляет ее собственнику право голоса при решении вопросов на общем собрании, право на получение дивидендов, а при ликвидации общества - право на получение части имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами; право на получение от общества информации о его деятельности.

       Собственники привилегированных акций пользуются в определенных ситуациях некоторыми преимуществами по сравнению с владельцами простых акций, а именно: возможностью получения дивидендов до распределения их между владельцами обыкновенных акций вне зависимости от результатов деятельности общества, а также преимущественным правом на получение стоимости привилегированных акций при ликвидации общества после расчетов с кредиторами, возможностью получения дивидендов. В то же время привилегированные акции не предоставляют право их владельцам голосовать на общем собрании акционеров предприятия. В некоторых случаях такая возможность предусматривается в уставе предприятия и право голоса предоставляется, но только при решении тех вопросов, которые непосредственно затрагивают имущественные интересы владельцев привилегированных акций. Доля привилегированных акций в общем объеме уставного капитала АО не должна превышать 25 %.

       Значительным преимуществом акционерного общества по сравнению с другими организационно-правовыми формами предприятий является его стабильность. Например, в полном товариществе выход одного участника может повлечь за собой прекращение существования товарищества в целом, а в ООО привести лишь к уменьшению имущества общества за счет выплаты участнику причитающейся ему доли. Акционер при выходе из АО не может требовать от него никаких выплат, что вытекает из самой природы взаимоотношений между ним и АО.

       Высшим органом управления АО является общее собрание акционеров, в исключительной компетенции которого находятся такие вопросы, как внесение изменений и дополнений в устав АО, ликвидация общества, определение предельного размера объявленных акций, увеличение и уменьшение уставного капитала, образование исполнительного органа, утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов и некоторые другие. Общее руководство деятельностью общества осуществляет совет директоров (наблюдательный совет), за исключением вопросов, отнесенных исключительно к компетенции общего собрания.

       Руководство текущей деятельностью АО осуществляется единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) или единоличным исполнительным органом и коллегиальным исполнительным органом (правлением, дирекцией).

       Перечисленные особенности открытого АО выгодно отличают его от других организационно-правовых форм коммерческих юридических лиц. В то же время некоторые его особенности могут толковаться как негативные и должны учитываться при создании и функционировании ОАО. Так, ограниченная ответственность акционеров по обязательствам общества, являясь благом для акционеров, может отрицательно повлиять на возможность предоставления крупных кредитов. Оторванность акционеров от непосредственной хозяйственной деятельности и невозможность или недостаточность их общения между собой затрудняют осуществление ими контроля деятельности ОАО и тем самым препятствуют своевременному выявлению негативного характера тех или иных решений, принятых советом директоров.

       К недостаткам ОАО можно отнести более детальное и жесткое регулирование его деятельности со стороны государства по сравнению с другими организационно-правовыми формами. Оно включает неукоснительные требования о раскрытии информации, предоставление отчетов не только акционерам, но и государственным органам, обязательность подтверждения правильности годовой финансовой отчетности независимым аудитором.

      

2.6. Кооперативы и малые предприятия.

 

       Еще одной организационно-правовой формой предприятия являются производственные кооперативы, которыми признаются добровольные объединения граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами паевых взносов.

       Члены производственного кооператива несут по обязательствам кооператива субсидиарную ответственность в размерах и порядке, предусмотренном законодательными актами уставом кооператива. Высшим органом управления кооперативом является собрание его членов, а управление текущей деятельностью осуществляется наблюдательным советом.

       Специфической организационно-правовой формой коммерческих организаций государственного сектора являются государственные и муниципальные унитарные предприятия. В рамках такой формы выделяются унитарные предприятия, основанные на праве полного хозяйственного ведения и унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (федеральные казенные предприятия).

       Унитарные предприятия не являются собственниками закрепленного за ними имущества. В отношении этого имущества они обладают ограниченным вещным правом - правом полного хозяйственного ведения, либо правом оперативного управления. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по долям, паям, в том числе и между работниками предприятия.

       Наиболее часто встречающейся разновидностью являются унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения. Это означает, что предприятие не вправе продавать находящееся в его ведении имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог или другим способом распоряжаться этим имуществом без согласия его собственника или уполномоченного им органа. Учредителем унитарного предприятия выступает орган, уполномоченный управлять государственным или муниципальным имуществом. Уставный фонд предприятия не может быть менее суммы, равной 1000-кратному размеру минимальной заработной платы. Учредительным документом унитарного предприятия является Устав. Руководитель такого предприятия назначается собственником имущества или органом, представляющим его интересы, и подотчетен им; однако назначение это происходит на контрактной основе, что делает руководителя в определенной степени независимым в текущей хозяйственной деятельности.

       К унитарным предприятиям, основанным на праве хозяйственного ведения, относятся и дочерние предприятия, которые создаются другими унитарными предприятиями путем передачи им части имущества в хозяйственное ведение.

       По общему правилу собственник имущества или учредитель унитарного предприятия не несет ответственности по его обязательствам, за исключением случаев, когда действия собственника вызвали банкротство предприятия.

       Вторым видом унитарных предприятий являются унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (или казенные предприятия). На них распространяется бюджетное финансирование и они имеют значительно меньшую оперативную самостоятельность, чем предприятия, действующие на основе хозяйственного ведения, поскольку работают по утвержденному плану. Необходимость сохранения таких предприятий вызвана в первую очередь спецификой некоторых отраслей народного хозяйства и сфер деятельности, требующих прямого государственного регулирования (планирования) или финансирования. К таким отраслям и сферам деятельности относятся, например, предприятия Госзнака, атомной энергетики, определенные предприятия оборонной промышленности и т. п.

       Производственно-хозяйственная деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии с планом-заказом, утвержденным уполномоченным органом, и планом его развития. Уполномоченный орган осуществляет контроль выполнения плана-заказа и плана развития предприятия.       Предприятие ежеквартально представляет уполномоченному органу статистическую и бухгалтерскую отчетность по установленной форме о выполнении плана-заказа, плана развития и о выпуске продукции, произведенной в связи с осуществлением разрешенной самостоятельной хозяйственной деятельности.

       Казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию, однако порядок распределения его доходов определяется собственником имущества либо уполномоченным со стороны собственника органом. Прибыль предприятия направляется на финансирование мероприятий, обеспечивающих выполнение плана-заказа, плана развития и на другие производственные цели, а также на социальное развитие (по нормативам), а свободный остаток прибыли подлежит изъятию в доход федерального бюджета.

       Особое место в системе хозяйственных отношений занимают арендные предприятия. Аренда представляет собой основанное на договоре возмездное владение и пользование имуществом другого собственника в течение определенного времени с целью получения доходов или решения других задач.        Взаимоотношения между арендатором и арендодателем регулируются договором аренды. Аренда не меняет формы собственности и собственника. Арендованное имущество остается собственностью арендодателя, арендатор за определенную плату получает право владения и пользования арендуемым имуществом, в результате чего продукция и доходы, полученные от его использования, становятся собственностью арендатора. Арендное предприятие может рассматриваться как промежуточная форма хозяйствования между собственной предпринимательской деятельностью и управлением чужим имуществом.

       Имущество кооперативов формируется на долевой основе за счет взносов его членов, производимых в денежной и материальной формах. Источниками образования имущества служат также продукция кооператива и доходы, получаемые от ее реализации. Высшим органом управления кооператива является общее собрание.  Исполнительные органы   представлены правлением, возглавляемым председателем.  

       С начала проведения экономической реформы в России значительное распространение получил такой тип хозяйственной структуры, как малое предприятие. Малые предприятия способны к высокому динамизму развития, самостоятельны в выборе стратегии развития и ее реализации, имеют упрощенную организационную структуру, обслуживаются относительно небольшим числом работников. Малые предприятия могут создаваться в различных организационно-правовых формах. Выбор наиболее приемлемой организационно-правовой формы малого предприятия обычно осуществляется его учредителями - физическими и юридическими лицами.

2.7.Объединение предприятий.

       Крупномасштабному бизнесу свойственны формы организации, в основе которых лежит объединение предприятий, фирм в совокупные структуры. Это собирательные ассоциативные формы.   Рассмотрим отдельные типы ассоциативных организационных структур, наиболее распространенных в экономике развитых стран.

       Корпорация - это акционерное общество, объединяющее деятельность нескольких фирм для достижения их общих целей или защиты привилегий.   Как юридическое лицо, корпорация несет ответственность по долгам и налогам за все входящие в нее предприятия и выступает в качестве самостоятельного субъекта предпринимательской деятельности.

       Хозяйственные ассоциации - договорные объединения предприятий и организаций, создаваемые для совместного выполнения однородных функций и координации общей деятельности.   Ассоциации относятся к одной из самых мягких форм объединений, минимально ограничивающих действия входящих в них членов ассоциации. Участники ассоциации обладают правом входить в любые другие ассоциации.

       Концерны - форма договорных крупных объединений  обычно монопольного типа,  позволяющая  использовать возможности крупномасштабного производства, комбинирования, кооперирования, благодаря наличию производственно-технологических связей.   Возникновение концернов в странах с развитой рыночной экономикой исторически было обусловлено прежде всего концентрацией капитала, его перенакоплением у отдельных товаропроизводителей. Таким образом, участники концернов взаимозависимы не по договору, а по существу экономических отношений.

       Холдинговые компании характеризуются тем, что они обладают контролем над другими компаниями либо за счет владения их акциями и денежным капиталом, либо в связи с правом назначить директоров подконтрольных компаний. Механизм принятия решений в акционерных обществах позволяет холдингу влиять на хозяйственные, коммерческие решения предприятий, входящих в холдинговое объединение. Хотя эти предприятия остаются в правовом отношении самостоятельными, холдинг способен направлять их в русло интересов большой компании как большой целостной структуры.

       Консорциум - временное добровольное объединение предприятий, организаций, образуемое для решения конкретных задач и проблем, осуществления крупных инвестиционных, научно-технических, социальных, экологических проектов. В консорциум могут входить и крупные, и мелкие предприятия, желающие принять участие в осуществлении проектного или иного предпринимательского замысла, но не обладающие самостоятельными возможностями его осуществления. Консорциум представляет потенциально эффективный организационно-структурный способ временной интеграции кадров, мощностей,  материальных и финансовых ресурсов.

ГЛАВА III.

Создание, реорганизация и прекращение деятельности предприятия.

3.1. Порядок создания нового предприятия.

       Предприятие может быть создано путем учреждения нового или реорганизации существующего юридического лица (путем слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования).

       Образование новых предприятий и расширение действующих определяется следующими факторами:

-                наличие неудовлетворенного спроса на продукцию;

-                наличие ресурсов, необходимых для организации производства продукции;

-                уровень развития науки и техники в соответствующей отрасли производства.

       Определяющим является спрос на продукцию: если продукция предприятия не будет пользоваться спросом, ему грозит разорение. Такая продукция остается нереализованной, а затраты на ее изготовление неоплаченными.

       Решение о формировании новых предприятий принимает владелец капитала. На первом этапе капитал нужен для строительства и организации предприятия, закупки достаточных запасов сырья, материалов, найма рабочей силы. На базе первоначальных вложений, израсходованных или предназначенных на указанные цели, образуется уставный капитал предприятия.

       Увеличение уставного капитала происходит за счет прибыли, оставляемой на предприятии для развития производства, а в отдельных случаях – за счет ассигнирований из бюджета. Кроме того, предприятие может получить средства за счет выпуска и продажи акций и других ценных бумаг, а также получить кредиты, погашаемые впоследствии из прибыли. Дополнительные средства могут быть получены также от продажи лишнего имущества.

       Создание предприятия фиксируется соответствующими документами. Прежде всего, оформляется основной документ – Устав предприятия.

       Устав предприятия утверждается учредителями и вместе с заявкой учредителя регистрируется местными органами власти. После этого предприятие получает право на собственную печать и  открывает расчетный счет в банке. Учреждение, которое не имеет печати и расчетного счета, не является юридическим лицом и не относится к категории предприятия.

       Если нет денег для создания предприятия, можно взять кредит в банке. Но получить его непросто – нужны гарантии, залог, а самое главное, кредит надо возвращать с процентами. Предприниматель, создающий новое предприятие, должен, прежде всего, иметь полезную эффективную идею. Следующим этапом должен быть расчет:

-                     сколько и каких средств понадобится, чтобы начать дело;

-                     какую сумму прибыли можно получать в год, начав дело.

      Если расчеты показывают, что реализация замысла способна принести хороший доход, надо искать партнеров – людей, желающих работать или имеющих средства для вложения в предпринимательское дело.

      Успех будет достигнут при хорошей организации людей – для этого нужно составить план работы, установить контроль исполнения, определить функции каждого работника и расставить их по рабочим местам, то есть образовать механизм управления предприятием.

      Конструктивная идея, сплачивающая людей, и последующая организация их работы заменяет отсутствующие денежные средства. Новая идея -  это не обязательно замысел нового товара или технологии. Это может быть и знание людей, владеющих денежными ресурсами, которых можно объединить для общей выгоды, и знание спроса на какие-то товары или услуги, которые остаются невостребованными у тех, кто владеет этими товарами или может оказывать эти услуги, и знание технологии создания и регистрации предприятия и т.д.

      Иначе говоря, хорошая идея – это тоже ценность, которая способна приносить доходы, но которая, однако, должна дополняться деловой инициативой и упорной работой над ее реализацией.

3.2.Понятие несостоятельности (банкротства) предприятия.

       В соответствии с Законом РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» под несостоятельностью предприятия понимается неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров, работ и услуг, включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника.

       Внешним признаком несостоятельности предприятия является приостановление его текущих платежей, если предприятие не способно обеспечить выполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их выполнения. Это внешний признак несостоятельности. Формально же предприятие считается несостоятельным по решению арбитражного суда или добровольной ликвидации со дня официального уведомления.

Банкротство – это неизбежный спутник рынка. Оно встречалось уже тогда, когда рыночные отношения только зарождались. Давно замечено, что банкротство препятствует нормальному развитию экономики, нарушает стабильность в стране, создает опасность бунтов и других форм неповиновения, в частности порождает самосуды над неудавшимися предпринимателями. Вот почему с самых первых шагов здесь актуальную роль стало играть государство.

Правда, и само государство не отличалось гуманностью. Так, в древности римский Закон XII таблиц закреплял право кредиторов разрубать на части тело несостоявшегося должника, средневековые германские законы призывали к немедленной казни этих должников. Законы Франции повелевали применять к банкротам телесные наказания, надевать на них ошейники и привязывать к позорному столбу. В Древней Руси поступали мягче: Русская Правда – старейший источник права – вводила такую санкцию: «бегство в чужую землю», имущество же должника распродавалось и распределялось между кредиторами. Уже тогда вводилась очередность возмещения долгов: первым по очереди был князь, за ним – иностранные купцы, а последними были местные жители.

Еще дореволюционное российское законодательство различало три вида банкротства:

-                происходящие от несчастья (например, от пожара);

-                от небрежения и пороков (например, торговец не следил за движением товаров, кассой, проявлял халатность при хранении товаров);

-                от подлога (например, умышленно объявляет о своем банкротстве с целью отказа от требований кредиторов).

      Одним словом, и тогда было понимание, что банкрот – не всегда бесчестный человек. И действительно, причины банкротства могут быть самыми разными. Укажем лишь на более распространенные.

1.     Неумение предпринимателя вести дело из-за отсутствия опыта. Плохое знание им потребностей рынка, неудачный выбор производимой продукции приводят к тому, что выпущенный товар никому не нужен и оседает мертвым грузом на складе.

2.     Плохие организаторские способности. Бывает так, что и предпринимательская идея хороша, и необходимые материалы имеются, но наладить эффективное производство не получается. Отсюда непомерные издержки производства, высокая себестоимость изделий и опять-таки их по дорогой цене никто не покупает.

3.     Несостоятельность партнеров, с которыми приходится иметь дело. Банк «лопается», переданные покупателям товары не оплачиваются, а изготовленные не выкупаются. В подобной ситуации может оказаться даже самый расчетливый хозяин.

       К предприятию-должнику могут быть применены следующие меры:

-                реорганизационные, которые могут привести либо к установлению внешнего управляющего (арбитражного), либо к осуществлению санации–  оздоровления предприятия, на что дается 18 месяцев;

-                ликвидационные, которые выливаются либо в добровольную ликвидацию под контролем кредиторов, либо в принудительную – по решению арбитражного суда и открытие конкурсного производства;

-                мировое соглашение, то есть достижение договоренности между должником и кредиторами относительно рассрочки или долгов.

       При рассмотрении вопроса о несостоятельности нельзя исключать возможного стремления предприятия к умышленному или фиктивному банкротству. Умышленное банкротство – это преднамеренное создание или увеличение руководителем или собственником предприятия его неплатежеспособности, нанесение ими ущерба предприятию в личных интересах или интересах иных лиц, заведомо некомпетентное ведение дел. Фиктивное банкротство – заведомо ложное объявление предприятием о своей несостоятельности в целях введения в заблуждение кредиторов для получения от них отсрочки и (или) рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов. В целях подтверждения того, что банкротство не является умышленным или фиктивным, необходимо проводить оценку результатов анализа финансового состояния предприятия независимыми экспертами.

3.3.Реорганизация предприятия.

       Реорганизация предприятия – одна из форм прекращения деятельности предприятия, в случае, если оно признано несостоятельным реорганизация производятся по решению собственника или органа, уполномоченного создавать такие предприятия, с согласия трудового коллектива или по решению суда.

       Основанием для возбуждения производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия является заявление должника или кредитора, а также прокурора. Должник и кредитор в своих заявлениях могут ходатайствовать о введении таких реорганизационных процедур как внешнее управление имуществом должника или проведение санации (состав и содержание этих процедур показаны в приложении 2).

                 Во-первых, оно существенно отличается от доверительного управления как по своим целям и организации, так и по ответственности управляющего. Если доверительный управляющий, не проявивший при управлении имуществом должной заботливости об интересах выгодоприобретателя или учредителя управления, возмещает последним упущенную выгоду или убытки, то арбитражный управляющий такой ответственности не несет. В случае, когда арбитражному управляющему не удается достигнуть цели внешнего управления (восстановить платежеспособность предприятия-должника), он докладывает арбитражному суду о невозможности достичь поставленной цели. Суд может принять решение о продолжении внешнего управления или признании предприятия банкротом.

       Во-вторых, при внешнем управлении в большей степени сохранится преемственность в управлении, так как арбитражный управляющий лишь при необходимости отстраняет руководителя предприятия-должника от выполнения обязанностей по управлению предприятием и все его функции принимает на себя. В этом случае действующая на предприятии система управления адаптируется к внешнему управлению.

       Следует отметить также, что внешнее управление носит черты коллегиальности: в нем принимают активное участие кредиторы. Собрание кредиторов может образовать комитет кредиторов, наделяемый определенными функциями. Последний имеет право требовать от арбитражного управляющего представления соответствующей информации и объяснений. План проведения внешнего управления, проект которого разрабатывается арбитражным управляющим, утверждает собрание кредиторов.

       Что касается санации, то основными правилами проведения этой процедуры являются:

       1. Состав участников санации определяется на основе конкурса. Преимущественное право на участие в проведении санации имеют собственник предприятия-должника, кредиторы, члены трудового коллектива этого предприятия. В случаях, если кандидатами на участие в санации являются собственник предприятия-должника и (или) члены трудового коллектива этого предприятия, они самостоятельно участвуют в санации. В обязательном порядке конкурс объявляется в том случае, если они не воспользовались своим преимущественным правом.

       2. В соглашении участников санации должно содержаться обязательство обеспечить удовлетворение требований всех кредиторов, а согласованные с ним сроки, указываются предполагаемая продолжительность санации, согласованное с участниками санации распределение между ними ответственности перед кредиторами, ответственность одного или нескольких участников санации в случае их отказа от участия в санации после ее начала, а также другие условия, которые участники санации сочтут необходимым предусмотреть. За выполнение принятых обязательств участники санации несут солидарную ответственность.

       3. В процессе проведения санации собственник предприятия-должника, любой из кредиторов или члены трудового коллектива могут обратиться в арбитражный суд с заявлением о неэффективности  проведения санации или о действиях участников санации, ведущих к ущемлению интересов собственников либо коллектива предприятия, либо кредиторов. Арбитражный суд рассматривает такие заявления и принимает соответствующее решение вплоть до решения о прекращении санации.

3.4. Ликвидация предприятия.

       Принудительная ликвидация предприятия под контролем кредиторов предполагает открытие конкурсного производства, результатом которого является распределение конкурсной массы – имущества должника, на которое может быть обращено взыскание в процессе конкурсного производства. С момента открытия конкурсного производства запрещается передача либо другие отчуждения имущества должника, погашение его обязательств, прекращается начисление пени и процентов по всем видам задолженности предприятия-должника, а сроки исполнения всех долговых обязательств должника считаются наступившими.

       Руководитель предприятия-должника отстраняется от должности, а его права и обязанности переходят к конкурсному управляющему, назначаемому арбитражным судом по рекомендации собрания кредиторов. Конкурсный управляющий создает ликвидационную комиссию и работает над контролем собрания кредиторов, которое:

-                может образовать комитет кредиторов и определить его функции;

-                дает ему разрешение на совершение отдельных сделок, связанных с отчуждением имущества должника;

-                решает вопрос о начале продажи, форме продажи, а также начальной цене имущества предприятия-должника;

-                может принять решение о заключении мирового соглашения.

       В работе собрания кредиторов имеют право участвовать: конкурсный управляющий, представитель трудового коллектива и должник. Представитель трудового коллектива вправе осуществлять совместно с кредиторами проверку сумм требований в части, относящейся к обязательствам должника перед работниками предприятия, а также проверку документов, представленных в обоснование несостоятельности.  

В ходе конкурсного производства проводится инвентаризация и оценка имущества предприятия-должника и определяется конкурсная масса – имущество, подлежащее конкурсной продаже в интересах погашения долгов предприятия. Не включается в конкурсную массу арендованное имущество, имущество, находящееся на ответственном хранении, и личное имущество работников, на которое не может быть обращено взыскание.

Имущество предприятия-должника распределяется среди кредиторов в следующей очередности.

       Вне очереди покрываются расходы, связанные с:

-                конкурсным производством, выплатой вознаграждений арбитражному и конкурсному управляющим;

-                продолжением функционирования предприятия-должника.

       После покрытия указанных выше расходов удовлетворяются требования в следующей очередности:

1)          граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;

2)           по оплате труда работников, по отчислениям в Пенсионный фонд РФ, по выплате пособий в течение одного года со дня открытия конкурсного производства и по выплате вознаграждений, причитающихся по авторским и лицензионным договорам;

3)           по погашению задолженности по обязательным  платежам в бюджет и внебюджетные фонды, возникшей в течение одного года со дня открытия конкурсного производства;

4)           конкурсных кредиторов;

5)           членов трудового коллектива предприятия-должника, обладающих вкладом в его имущество;

6)           прочих собственников;

7)           все остальные требования.

       Кредиторы первой, второй и третьей очереди являются привилегированными.

       Требования каждой очереди удовлетворяются после полного погашения требований предыдущей очереди. Если окажется, что сумма недостаточна для полного удовлетворения всех требований кредиторов соответствующей очереди, то эти требования удовлетворяются пропорционально сумме, причитающейся каждому из них.

       Продажа имущества должника проводится конкурсным управляющим. При этом имущество продается покупателю, предложившему наиболее высокую цену.

На любом этапе производства по делу о несостоятельности может быть заключено мировое соглашение, реализуемое в соответствии с правилами, показанными в приложении 3.

       Наряду с принудительной ликвидацией существует также добровольная ликвидация предприятия. Она осуществляется в следующем порядке:

-       решение о добровольной ликвидации принимает руководитель предприятия-должника совместно с кредиторами, оно утверждается собственником;

-       собственник и (или) кредиторы назначают конкурсного управляющего;

-       конкурсный управляющий управляет имуществом должника и созывает собрания кредиторов, на которых отчитывается о ходе ликвидации предприятия;

-       предприятие считается ликвидированным с момента исключения его из государственного реестра на основании представления.

       Порядок продажи имущества должника и удовлетворения требований кредиторов при добровольной ликвидации такой же, как и при принудительной.

ГЛАВА IV.

Опыт эффективного функционирования предприятия (на примере Консалтинговой группы «ТЕРМИКА»).

Консалтинговая группа «ТЕРМИКА» (неформальное объединение четырех компаний с общим руководством: ЗАО «ТЕРМИКА», ЗАО «ТЕРМИКА-ПЛЮС», ООО «ТЕРМИКА-2000» и ООО «ТЕРМИКА.РУ») за одиннадцать лет своего существования прочно обосновалась на российском рынке информационных технологий и программного обеспечения.

За время существования на рынке консалтинговая группа «ТЕРМИКА» успешно справилась с задачей донесения до огромного числа пользователей самой разнообразной электронной информации.

В своих проектах консалтинговая группа «ТЕРМИКА» всегда старается быть добросовестным партнером независимо от того, является она заказчиком или исполнителем.

Руководитель консалтинговой группы «ТЕРМИКА», Цицин Алексей Георгиевич, член Общественного Совета по вопросам электронного обучения, открытого образования и внедрению новых образовательных технологий при Комитете по образованию и науке Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации, член Гильдии управляющих документацией, член Российского общества историков-архивистов. Основной принцип профессиональной деятельности – идти в ногу со временем, иногда даже опережая его. Претворять в жизнь это деловое кредо ему помогает недюжинный личный «полет мысли», который он основательно развил, получив образование по специальности производство летательных аппаратов в МВТУ им. Баумана. «Летать» надежно и безопасно ему помогает ученая степень кандидата технических наук по специальностям прочность летательных аппаратов и ядерные энергетические установки, звание же доцента по кафедре прикладной математики позволяет ему четко вычислять оптимальные траектории полетов к конечным пунктам назначения, коими являются его многочисленные профессиональные проекты.

С момента своего появления в 1994 году консалтинговая группа «ТЕРМИКА» находилась в поиске своего места на компьютерном рынке. И вот выбор сделан - с декабря 1994г. стратегическим партнером консалтинговой группы «ТЕРМИКА» является ОАО «Центр компьютерных разработок» - разработчик информационной системы «Кодекс» и семейства программных продуктов «Кодекс».

1995 год придал развитию группы «ТЕРМИКА» новое ускорение: возникло  самое первое и любимое направление - изготовление электронных версий периодических изданий. Сама идея появилась после того, как летом 1995г. была набрана группа очень молодых сотрудников, жаждущих не только распространять «чужое», но и создавать «свое». Так, в среде ИС «Кодекс» возник проект электронной версии газеты «Софт-Маркет», журнала «Законодательство и экономика», а затем компьютерного еженедельника «PC Week/RE».

С этого времени большая часть проектных работ группы «ТЕРМИКА» ведется в среде информационной системы (ИС) «Кодекс».    

Выбор именно этой системы был не случаен. С момента своего рождения (еще DOS-версии в 1992-ом году)  ИС «Кодекс» является открытой  системой, т.е. позволяет  сторонним  (по отношению  к  ОАО «Центр компьютерных разработок», а затем к ЗАО «Информационная компания «Кодекс») разработчикам создавать свои собственные информационные ресурсы. Появление программных комплексов «Кодекс-Мастер» (для среды Windows в 1996-ом  году) и «Кодекс  - Intranet/Internet» (в  1997-ом году и переименованного  в 2001-ом  году в «Кодекс-Сервер»)  придало дополнительный импульс новым  разработкам в  среде ИС «Кодекс»,  что дало возможность  значительно расширить  поле деятельности  компаний группы «ТЕРМИКА».

Именно поэтому новые решения в семействе программных комплексов «Кодекс» постоянно приводили к новым проектам в консалтинговой группе “ТЕРМИКА”.

В 2001 году, совместно с ФГУП «НТЦ «Промышленная безопасность», началась разработка первого проекта обучающе-контролирующей системы (ОКС) по курсу «Промышленная безопасность». В настоящее время системы самоконтроля и контроля знаний по курсу «Промышленная безопасность» активно используется в учебном процессе и системе аттестации сотрудников организаций и предприятий, поднадзорных Госгортехнадзору России (ныне Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору).

В 2002г. совместно с Институтом испытаний и сертификации вооружения и военной техники была разработана система самообучения по курсу «Основы организации и внутренний аудит системы менеджмента качества оборонного предприятия», а в сотрудничестве с ЗАО Международный интеллектуальный центр «Уникласс» (г. Саратов) в 2003г. выпущены система самообучения и контроля знаний по курсам «Метод убедительных продаж» и «Секретарское дело».

Также 2002г. ознаменовался освоением нового уровня обучающе - контролирующих систем (ОКС): совместно с известным практикующим аудитором и опытным методистом Н.П. Барышниковым была создана специализированная информационная система «Электронный советник бухгалтера», отразившая комплексный подход к проблеме обучения и контроля знаний в области бухгалтерского учета, отчетности и налогообложения.

Эта система, построенная по типу электронного практикума в форме вопросов и ответов, позволяет работнику финансово-экономических служб предприятия оперативно получить профессиональную консультацию практически по любому вопросу бухгалтерского учета, отчетности и налогообложения.

Таким образом, можно с уверенностью констатировать, что в области разработки обучающих и контролирующих систем консалтинговая группа «ТЕРМИКА» последовательно покоряет все сферы и все тематические направления. И в настоящее время проектная линия по созданию обучающе -контролирующих систем (ОКС) на базе технологий ИС «Кодекс» становится одной из приоритетных в деятельности консалтинговой группы «ТЕРМИКА».

2002-ой год был знаковым для консалтинговой группы «ТЕРМИКА». Именно в этот период был заложен фундамент одного из наиболее перспективных направлений деятельности компании – проектная линия по созданию программных продуктов в области автоматизации аудиторской деятельности. В январе 2002г. компания «ТЕРМИКА» и ее давний партнер – известный аудитор Н.П. Барышников представили участникам выставки «Бухгалтерский учет и аудит – 2002» новый программный продукт – систему «ЭкспрессАудит».

Система «ЭкспрессАудит» выполняет функции автоматизации ряда аудиторских процедур при проведении внешнего и внутреннего аудита финансово-хозяйственной деятельности коммерческих предприятий и организаций. Позволяя сформировывать рабочую аудиторскую документацию (так называемые «опросные листы» и «рабочие записи», необходимые при проведении аудиторской проверки), система, таким образом, является необходимым и, главное, эффективным инструментом работы для каждого аудитора.

В 2004г. линия продуктов «ЭкспрессАудит» получила новое развитие: появился уникальный программно-аппаратный комплекс «ЭкспрессАудит: ПРОФ», который обеспечивает решение полного цикла задач по проведению аудиторской проверки финансово-хозяйственной деятельности коммерческого предприятия, автоматизируя аудиторские процедуры от этапов подготовки, планирования и проведения аудита до этапа документирования его результатов и формирования собственно аудиторского заключения.

Также в 2004г. был начат проект по созданию системы обучения и контроля знаний по основам делопроизводства. И что заслуживает особенного внимания – партнером компании «ТЕРМИКА» по этой работе стала Т.В. Кузнецова, ведущий специалист в России в области документационного обеспечения управления, истории и организации государственного делопроизводства, а также орг. проектирования служб документационного обеспечения управления, кандидат исторических наук, профессор, зав. кафедрой документоведения Историко-архивного института РГГУ.

Многолетний опыт работы по изготовлению в электронном виде различных изданий привел нашу компанию в итоге к открытию в 2002г. новой проектной линии – созданию так называемых «электронных библиотек» на базе технологий ИС «Кодекс». Причем, здесь изначально выделилось два отдельных направления: внутреннее - разработка тематических, отраслевых «библиотек» из совокупности изданий, уже выпущенных консалтинговой группой «ТЕРМИКА», и внешнее - заказные проекты (аутсорсинг) по созданию различных электронных каталогов.

Примерами наших информационных проектов по первому направлению являются комплекты: «Электронная библиотека ТЕРМИКИ», содержащая все полнотекстовые электронные издания, выпущенные консалтинговой группой «ТЕРМИКА», а также электронные библиотеки аудитора, юриста, бухгалтера, экономиста, кадровика и др.

В качестве варианта аутсорсинга по этой проектной линии можно привести специальный проект «Электронная библиотека Издательского дома «ИНФРА-М», созданный консалтинговой группой «ТЕРМИКА» в рамках сотрудничества с этим издательским домом и содержащий всю информацию, включая выходные данные, обложки, аннотации и др., о печатной продукции, распространяемой ИД «ИНФРА-М» и его партнерами.

Такие электронные библиотеки - это не только удобный технологический инструмент, значительно сокращающий трудоемкость подготовки комплектов поставки для конкретного пользователя, но и эффективный маркетинговый ход – можно не только предоставлять пользователю ту информацию, которую он купил, но и ту, которую он еще может купить! Тем самым это стимулирует процесс продаж, эффективность которого составляет одну из главных задач любой коммерческой компании!

Наращивая производство электронных книг, консалтинговая группа «ТЕРМИКА» приступила в 2004г. к формированию нового направления – созданию региональных филиалов Управления производства и внедрения информационных систем. Это позволит увеличить выпуск и снизить себестоимость нашей продукции.

Как говорит А.Г. Цицин[1]: «Время и технологии не стоят на месте, а вместе с ними двигаемся и мы. Расширять линейку программных и информационных продуктов в среде «Кодекс», переводить их на качественно новый уровень – это, безусловно, неотъемлемая часть деятельности консалтинговой группы «ТЕРМИКА», но это, отнюдь, не предел наших возможностей…».

Заключение.

      

       Конечно, в развитии предприятий накопился ряд проблем. Большинство крупных и средних предприятий унаследовало не только морально и физически устаревшую технику и технологию, но и архаичные структуры и методы управления.  Неэффективность использования ресурсов, низкая технологическая и контрактная  дисциплина, недостаточная трудовая мотивация работников, авторитарные способы принятия решений не только сохранились, но и усугубились в связи с ухудшением финансового состояния производственных предприятий. Вместе с тем в последние годы обострились некоторые внутренние проблемы предприятий, которые не играли столь существенной роли раньше и наличие которых тормозит развитие предприятий. Среди них:

-       ориентация деятельности предприятий на краткосрочные результаты в ущерб средне- и долгосрочным, отсутствие стратегического подхода к деятельности предприятия;

-       недостаточная информированность руководства предприятий о состоянии рынка потребителей и поставщиков;

-       снижение уровня комплексности и целенаправленности управления, преобладание реактивного стиля принятия решений.

       Тем не менее, осуществляя данную курсовую работу,  я пришла к выводу, что Россия имеет все необходимое, чтобы в самое ближайшее время стать одной из самых развитых стран мира при условии проведения государством научно обоснованной экономической политики и проявления у ее граждан чувства патриотизма и гордости за свою страну.

       Ни в одной стране мира государственная власть не остается простым наблюдателем того, как протекают экономические процессы, а пытается воздействовать на них самым непосредственным образом.

       Однако к государственному программированию в нашей стране отношение сложное. Прежние советские планы, где расписывалась поставка каждой гайки, вызывали у всех аллергию. Поэтому от жесткого планирования маятник качнулся в другую сторону: отрицание планов и программ вообще.

       В принципе рыночная экономия признает только одного бога-прибыль. Но предприниматель может просчитаться даже в своем деле. За стратегией же управления проследить не может никто, кроме государства. И вот для этого и должны составлять «мягкие» планы или программы, где определяются желаемые и хорошо бы просчитанные направления экономического развития страны, возможные меры и шаги в том или ином направлении. Экономические программы ориентируют бизнес и стимулируют перелив капитала в нужные отрасли.

       Программы в большинстве стран полностью так никогда и не выполняются. Но отказ от программ вообще опасен. Многие считают, что американцы уступают экономическое первенство японцам потому, что их правительство не следит за стратегией управления, тогда как японское, просчитав с помощью мощной техники, дает ненавязчивые указания предпринимателям о том, что было бы лучше делать.  

       Экономические программы - это не догма, а руководство к действию и имеют они рекомендательное значение.

       И все же, основными задачами экономической программы являются внутренняя перестройка предприятия, направленная на переход к эффективной рыночной модели, и улучшении его финансово-экономического состояния при сохранении и развитии социально-экономического и научно-технического потенциала.

       Для реализации этих требований в первую очередь должны быть преобразованы:

-    механизмы принятия стратегических решений;

-    взаимоотношения между коллективом, менеджментом;

-    организационно-технологическая структура предприятия;

-    структура и функции управления предприятием и система его информационного обеспечения.

        Основные направления экономической программы должны затрагивать организационно-правовые формы и структуру собственности, внутреннюю структуру предприятий, планирование и управление, статус и права управляющих, высшего менеджмента, работников и акционеров предприятия. В числе первоочередных мероприятий выделяются следующие:

1. Расширение спектра организационно-правовых форм производственных предприятий за счет промежуточных форм – между акционерным обществом и коммандитным товариществом, предусматривающих более высокую личную имущественную ответственность как собственника, так и руководителя предприятия за результаты работы предприятия.

2. Изменение ряда законодательных положений, направленное на обеспечение баланса сил (прав и ответственности) в управлении предприятием между генеральным директором, администрацией (менеджментом), работниками, мелкими и крупными акционерами.

3. Внедрение стратегического планирования в деятельность крупных и средних предприятий, создание многоуровневой федеральной системы обмена стратегической информацией.

4. Модернизация системы продвижения кадров на предприятии.

         Из практической части можно сделать вывод, что правильно выбранная стратегия и опытное руководство компанией, способно принести долгосрочную и постоянную прибыль, а также возможность быть « на плаву».

          Для наблюдения и учета за предприятиями был создан Единый государственный регистр предприятий и организаций (ЕГРПО), созданый в Госкомстате России согласно государственной программе перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики. ЕГРПО действует с 1992г. и представляет собой общегосударственную иерархически распределенную информационную систему, охватывающую федеральный и региональный уровни Российской Федерации. ЕГРПО можно определить также как распределенный банк данных о всех предприятиях и организациях Российской Федерации.

         Общее число объектов, учтенных в едином государственном регистре предприятий и организаций /ЕГРПО/, за 2003 г возросло на 7,9 проц и на 1 января 2004 г составляло 4 млн 149,8 тыс.

         Из общего числа объектов, учтенных в ЕГРПО, примерно 3,9 млн являются юридическими лицами, 0,2 млн - филиалами, представительствами и другими обособленными подразделениями юридических лиц.

         По данным Министерства РФ по налогам и сборам /МНС/, на 1 ноября 2003 г прошли процедуру государственной регистрации или перерегистрации примерно 2,1 млн юридических лиц. По остальным 1,8 млн юридическим лицам, учтенным в ЕГРПО, сведения об их перерегистрации или ликвидации из МНС России не поступали.

         По отраслям экономики 1,5087 млн предприятий и организаций, или 36,4 проц - работают в сфере торговли и общественного питания. 450,2 тыс предприятий и организаций, или 10,8 проц от общего их числа, относятся к промышленности; 395,3 тыс /9,5 проц / - к строительству; 317,1 тыс /7,6 проц/ - к сельскому хозяйству.

         По организационно-правовым формам 3 млн 316,2 тыс предприятий и организаций являются коммерческими и 663,7 тыс - некоммерческими.

         В числе предприятий и организаций частной формы собственности 77,5 проц составляют организации, учрежденные отдельными гражданами РФ, и 22,5 проц - учрежденные юридическими лицами. При этом доля организаций, учрежденных гражданами РФ, в торговле и общественном питании составляет 87,4 проц, строительстве - 83,7 проц, промышленности - 81,9 проц, сфере операций с недвижимым имуществом - 80,1 проц, сфере финансов, кредита, страхования и пенсионного обеспечения - 55,4 проц.

         Только за первое полугодие 2004 г. в России официально ликвидировано свыше 50 тыс. предприятий. Еще большее число предприятий, оставаясь на бумаге действующими, навсегда прекратило хозяйственную деятельность, либо потеряло самостоятельность и фактически также выбыло из числа предприятий.

Целостности предприятия угрожает и некомплексное, фрагментарное управление. Целые группы важнейших для жизни предприятия ресурсов, таких, как знания, внутрифирменные институты, элементы внутренней культуры и т.п., не вписывающиеся в традиционные схемы управления, фактически выпадают из поля зрения менеджмента и не фигурируют в плановых документах даже крупных компаний.

Какие меры могут быть противопоставлены в масштабе страны этим негативным процессам? Прежде всего необходимы существенные изменения в нормативной базе микроэкономики. Во-первых, следует законодательно зафиксировать суверенность предприятия как субъекта экономики. Необходим закон о предприятии как хозяйствующем субъекте. В этом законе должно быть охарактеризовано содержание производственной, хозяйственной и воспроизводственной деятельности, в отличие от законов об АО, ЗАО, ООО и т.п., определяющих организационно-правовые формы деятельности предприятий. Такой закон должен обеспечить и безопасность предприятия как экономического субъекта и определить меры по защите прав предприятия. В законе следует, во-вторых, предусмотреть и меры по повышению эффективности системы планирования деятельности предприятий. Комплексное стратегическое бизнес-планирование при соответствующей законодательной аранжировке может стать мощным средством обеспечения внутренней целостности предприятия, консолидации интересов всех заинтересованных в его работе лиц и обеспечения тем самым безопасности деятельности предприятия. Речь, конечно, идет не о директивном (экзогенном), а о внутрифирменном, но тем не менее ответственном планировании. Система таких планов на микроуровне могла бы, сохраняя здоровый уровень конкурентности рыночной среды, обеспечить для конкурирующих предприятий «зоны безопасного функционирования».

        И в заключении хотелось бы добавить, что основным звеном экономики есть и будет предприятие. Другое дело, что само понятие «что такое предприятие» может измениться. Как говорится, время покажет!

Список литературы.

1.     Гражданский кодекс Российской Федерации.-М.,1996.-Ч.I,II.

2.     Грибов В.Д., Грузинов В.П. Экономика предприятия: Учеб. Пособие.-3-е изд., перераб. И доп.- М.:Финансы и статистика, 2003.-336 с.:ил.

3.     Карлик А.Е., Шухгальтер М.Л. Экономика предприятия: Учебник-М.:Инфра-М, 2002.- 432 с.- (Серия «Высшее образование»).

4.     Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Право и экономика: Учебное пособие для 10-11 классов школ гуманитарного профиля. В 2-х книгах. Книга 1./ Российский фонд правовых реформ. – М.:ЗАО «Издательство «Вече», 2003.-256 с.:ил.

5.     Лапуста М.Г. Предпринимательство: Учебник.-М.: Инфра-М, 2000.

6.     Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учеб. пособие.-2-е изд., перераб. и доп.-М. :Финансы статистика, 2001.-304 с.:ил.

7.     Цицин А.Г. Консалтинговая группа «ТЕРМИКА», 2004, 2-е издание, переработанное и дополненное.

Приложение №1

Приложение №2    

 

Реорганизационные процедуры

 

Внешнее управление

Санация

 

 Основания для проведения процедуры

 

|                                                         |

Наличие реальной возможности восстановить платежеспособность предприятия - должника путем реализации части его     имущества и осуществления других организационных и экономических   мероприятий

Наличие реальной возможности восстановить платежеспособность предприятия-должника путем оказания этому предприятию финансовой помощи

                                                        

                    |

 

Принимается арбитражным судом по ходатайству должника, собственника предприятия-должника, кредиторов

 

 

         |                                                                                       

 

Продолжительность процедуры не более 18 месяцев.

Продолжительность процедуры 18 месяцев, но может быть продлена еще на 6 месяцев.

|

|

Арбитражный суд назначает арбитражного управляющего (на конкурсной основе при наличии нескольких кандидатур)

Арбитражный суд определяет участников санации, которые проводят собрание (в 7-ми дневный срок со дня вынесения определения) по выработке соглашения

|

|

Управляющий руководит предприятием, распоряжается имуществом, разрабатывает план проведения внешнего управления, проводит собрание кредиторов и выполняет другие функции, предусмотренные законом.

Участники санации должны обеспечить в течение 12 месяцев удовлетворение не менее 40% от общей суммы требований кредиторов и несут совместную ответственность перед кредиторами за выполнение принятых обязательств в полном объеме.

Приложение 3

 

Мировое соглашение

 

 

               |

 

 

Может быть заключено между должником и конкурсными кредиторами 4-й и последующих очередей на любом этапе производства дела о банкротстве

 

 

 |

 

 

Мировое соглашение принимается не менее ⅔ (по сумме требований) конкурсными кредиторами на собрании кредиторов

 

 

  |

 

 

Должник направляет в суд:

1.   Мировое соглашение

2.   Бухгалтерский баланс

3.   Список всех конкурсных кредиторов 4-й и последующих очередей

4.   Справку о сумме задолженности, на которую распространяется мировое соглашение

 

 

  

 

Суд рассматривает мировое соглашение с заинтересованными сторонами и утверждает его

                                              |

В течение двух недель после утверждения мирового соглашения кредиторы должны получить не менее 35% суммы долга.

                                              |

Мировое соглашение может быть расторгнуто:

-    по соглашению сторон;

-    по решению арбитражного суда при возобновлении дела о банкротстве


[1] Цицин А.Г. Консалтинговая группа "ТЕРМИКА", 2004, 2-е издание, переработанное и дополненное.