Содержание
Введение. 3
Глава 1. Детство Елизаветы Тюдор и Елизаветы Александры Мэри. 5
1.1. Детство Елизаветы Тюдор. 5
1.2. Детство Елизаветы Второй. 7
Глава 2. Сравнительная характеристика поведения Елизаветы I и Елизаветы II с парламентом. 12
2.1. Елизавета I и парламент.. 12
2.2. Королева Елизавета II в Парламенте. 21
Заключение. 24
Сравнительная таблица. 26
Список источников и литературы.. 29
Введение
Исследования правления Елизаветы I обычно рассматривали проводимую ею политическую линию и оценивали ее как хорошую или плохую, имеющую успех или провалившуюся. Этот процесс оценки предполагает, что королева могла поступать, как хотела: она могла находить ответы на признанные национальные проблемы и осуществлять их через правительственный механизм. Но информация и учреждения, которые были в распоряжении королевы, не оправдывали такого подхода.. Вместо данная работа рассматривает Елизавету с точки зрения ее возможностей, а не с точки зрения проводимой политики: она рассматривает ее отношения с другими политиками и с учреждениями и группами политической жизни — задает вопрос, как она удержалась на престоле, а не как она решала проблемы. Ибо быть монархом в Англии было нелегко — особенно трудно было быть правящей королевой.
45 лет правления Елизаветы Первой – это золотой период в истории Англии, ренессанс англиканской церкви и время блестящих морских побед. Владычица морей – это с того самого времени повелось, когда была разбита непобедимая испанская армада.
Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии представляет собой конституционную монархию. Это означает, что монарх, в настоящее время Королева Елизавета II, является Главой государства. Ее лицо находится на всех британских банкнотах, монетах и почтовых марках.
Конституционная роль Королевы, однако, является главным образом символической. Истинная власть находится в руках Премьер-министра и его Кабинета. Но ничто не становится британским законом без подписи монарха, хотя Королева никогда не отказалась бы подписывать законопроект, который пропустил Парламент.
Королева является конституционным монархом, т.е. ее власть ограничена правилами и законами и поэтому она не может править так, как правили русские цари. Королева не принимает участия в законодательном процессе и процессе управления страной. Это делает за нее многочисленный правительственный аппарат. Даже речи, которые произносит королева по праздникам или важным государственным событиям, пишутся целиком и полностью в правительстве. Королева остается символом единства и стабильности Великобритании, а также многочисленных стран, входящих в Британское Содружество Наций.
Целью данной работы является рассмотрение периодов правления Елизаветы I и Королевы Елизаветы II.
В соответствии с поставленной целью задачами работы будут являться рассмотрение следующих вопросов:
- охарактеризовать проведение детства Елизаветы I и Королевы Елизаветы II;
- провести сравнительную характеристику поведения Елизаветы I и Елизаветы II с парламентом.
Глава 1. Детство Елизаветы Тюдор и Елизаветы Александры Мэри
1.1. Детство Елизаветы Тюдор
Елизавета I (1533-1603) - королева Англии из рода Тюдоров, правившая в 1558-1603 годах. Дочь Генриха VIII и Анны Болейн.
Елизавета была дочерью несчастной Анны Болейн. После казни ее матери деспотичный и жестокий Генрих VIII объявил крошку Елизавету незаконнорожденной, запретил именовать ее принцессой и держал в отдалении от столицы в поместье Хетфилд. Впрочем, то, что Елизавета оказалась в опале, пошло ей в определенном смысле на пользу, избавив от церемониальной суеты и интриг королевского двора. Она могла больше времени уделить образованию, с ней занимались учителя, присланные из Кембриджа. С детства она проявила большое усердие к наукам, блестящие способности и великолепную память. Особенно преуспевала Елизавета в языках: французском, итальянском, латыни и греческом. Речь шла не о поверхностных знаниях. Латынь, например, она изучила до такой степени, что свободно писала и говорила на этом классическом языке. Знание языков позволило ей впоследствии обходиться без переводчиков при встрече с иностранными послами. В 1544 году, когда ей исполнилось одиннадцать лет, Елизавета отправила письмо своей мачехе Екатерине Парр, написанное по-итальянски. К концу того же года она закончила перевод с французского одного из эссе королевы Маргариты Наваррской, а вскоре перевела на латынь, французский и итальянский сочиненные Екатериной псалмы. В том же году ей оказались под силу пространные аннотации работ Платона, Томаса Мора, Эразма Роттердамского. Уже будучи взрослой, она любила читать в подлиннике Сенеку и, когда на нее нападала меланхолия, могла часами заниматься переводом на английский трудов этого эрудита-римлянина. Книга с детства стала привычной спутницей Елизаветы, и это нашло отражение на хранящемся в Виндзорском замке ее портрете, написанном в годы учебы.
К концу своего царствования Генрих восстановил Елизавету в правах престолонаследия, назначив ей царствовать после сына Эдуарда и старшей сестры Марии. После смерти отца для Елизаветы началось время тревог и волнений. При юном Эдуарде VI наиболее влиятельное положение заняли братья Сеймуры. Один из них, Томас, с разрешения короля начал ухаживать за младшей принцессой. Эдуард был не против этого брака, но сама Елизавета вскоре стала сторониться временщика, а когда он прямо предложил ей свою руку, ответила уклончивым отказом. В 1549 году Томас был обвинен в чеканке фальшивой монеты и обезглавлен. К суду по этому громкому делу была привлечена и Елизавета, но ей удалось полностью отвести от себя подозрения.
Но самая тяжелая пора в жизни Елизаветы наступила, когда на престол взошла ее старшая сестра Мария. Горячая католичка, она вознамерилась обратить Елизавету в свою веру. Это оказалось нелегко: Елизавета упорствовала. Отношения между сестрами, никогда не бывшие теплыми, стали портиться день ото дня. Наконец, Елизавета попросила разрешения удалиться в свое поместье. Мария позволила ей уехать, но относилась к сестре очень подозрительно. В январе 1554 года, во время восстания протестантов под предводительством Томаса Уайта, Елизавету в спешном порядке доставили в Лондон и заключили в Тауэр. Два месяца, пока шло следствие, принцесса находилась в тюрьме. Затем ее сослали в Вудсток под строгий надзор. Осенью 1555 года Мария позволила сестре вернуться в Хетфилд.
С этого времени опять пошли разговоры о том, что ее необходимо выдать замуж. Однако Елизавета упорно отказывалась и настояла на том, чтобы ее оставили в покое.
В ноябре 1558 года королева Мария умерла. Перед смертью она с большой неохотой объявила младшую сестру своей наследницей.
Унаследовала престол после смерти бездетной Марии в 1558; день ее воцарения 17 ноября со временем превратился в национальный праздник, отмечавшийся вплоть до 18 в. как триумф протестантизма и «день рождения нации». Ее коронация состоялась в Вестминстерском аббатстве 16 января 1559.
1.2. Детство Елизаветы Второй
Принцесса Елизавета Александра Мэри родилась в Лондоне в доме 17 на улице Брутон, в 2:40 21 апреля 1926 года. Она была первым ребенком Герцога и Герцогини Йорка, впоследствии Короля Джорджа VI и Королевы Елизаветы. Пятью неделями позже ее окрестили в церкви в Букингемском Дворце. Было решено, что жизнь Принцессы должна была быть настолько нормальной, насколько это возможно. Больше не существовало монарха, который защищал бы ее от народных беспокойств. Вместо этого, она должна была понять неизбежную действительность нации. Она была рождена в годы всеобщей забастовки, когда Британское общество испытывало глубокие перемены. Герцог и Герцогиня Йорка были настроены на то, что Елизавета не должна быть ни ограждена, ни испорчена.
Ранние годы Принцессы были проведены в доме 145 на улице Пикадили, Лондонском доме, снятом ее родителями вскоре после ее рождения и в загородных домах ее бабушки и дедушки, Короля Джорджа V и Королевы Мэри, а также Графа и Графини Стратмор. Вынужденным предпринять официальное посещение в Австралию, чтобы открывать новый Парламент Содружества наций, родителям пришлось оставить ее на руках няни, Клары Найт. Это ранняя разлука не была столь травмирующая, как можно было ожидать. Напротив, это послужило поводом сближения между Елизаветой и ее бабушкой и дедушкой. Король Джордж V и Королева Мэри были очарованы их внучкой, и гордо информировали ее родителей о каждом новом зубе и слове.
Когда родители вернулись в июне 1927 года, они увидели любящего, уверенного и слегка вредного ребенка. Тилабет, как сама принцесса называла себя, была всегда готова развлечься. Во время Рождественского ужина для жильцов поместья Сандринхам, она забралась на обеденный стол и стала кидать в гостей печеньем. Ее хорошо развитый смысл забавы был одинаково очевиден и в играх, в которые она играла со своим дедушкой.
В 1936 году, скончался пожилой Монарх, и Тилабет стала Лилибет, нежное имя, которым ее называют в семье и по сей день. Пять лет спустя, у нее появилась маленькая сестра, Принцесса Маргарет. Принцесса Елизавета была первоначально образована дома, хотя Герцогиня всегда надеялась, что однажды ее дочь посетит общественную школу, и таким образом изучит социальные вопросы. Этому, однако, не суждено было сбыться, потому как новый Король, Эдвард VIII, решил, что принцесса не будет учиться рядом с простыми людьми, и таким образом Елизавета получила частное образование.
С современной точки зрения, возможно, Король просто пытался минимизировать уровень вмешательства прессы в дела Королевского Семейства. Его отношения с Валлис Симпсон должны были стать источником сплетней в Великобритании, и без сомнения он опасался общественной реакции, когда новости относительно ее развода стали известны. К концу 1937 года, жизнь Елизаветы драматично изменилась: Эдвард VIII отрекся от престола, и ее отец стал Королем Джорджом VI. Принцесса стала наследницей трона.
Она начала изучать историю конституции и закон. Она также изучила искусство и музыку, училась верховой езде. Она была заядлая всадница с раннего детства. Елизавета наслаждалась любительскими выступлениями и плаванием. Она выиграла соревнования по плаванию в Лондонском Клубе, когда ей было тринадцать.
Поскольку Принцесса стала старше, она начала принимать участие в общественной жизни. Она впервые выступала по радио в октябре 1940 года, когда ей было четырнадцать. Она послала сообщение в течение детской программы BBC всем детям Англии и Содружества наций, особенно тем детям, которые эвакуировались из соображений безопасности. В начале 1942 года она была назначена главным полковником охраны и на ее шестнадцатом дне рождения, она выполнила свое первое общественное обязательство, осмотрев полк. В апреле 1943 года, Принцесса Елизавета лично выполнила свое первое обязательство, когда провела день, охраняя танковый батальон в Южной Команде.
После того ее официальные обязанности увеличились, особенно в связи с молодежью: она стала президентом больницы для детей Королевы Елизаветы в Хэкни и национального общества предотвращения жестокости к детям. С марта 1944 года, она также начала сопровождать Короля и Королеву во многих поездках в пределах Великобритании.
Вскоре после ее восемнадцатого дня рождения в 1944 году, Принцесса Елизавета была назначена государственным советником в отсутствие Короля, который выполнял визит по Итальянским полям битв, и впервые выполнила некоторые из обязанностей главы государства. В августе того года Принцесса получила обращение от Палаты Общин и ответила от имени Трона.
В сентябре 1944 года, Принцесса выполнила ее первый официальный тур по Шотландии с ее родителями, включая ее первую церемонию открытия в октябре, когда она открыла недавно восстановленный Дом Абердинских Моряков. Первое воздушное путешествие Принцесса совершила в июле 1945 года, когда она сопровождала Короля и Королеву на двухдневном посещении Северной Ирландии.
В начале 1945 года Принцесса была назначена Подчиненным во Вспомогательной Территориальной Службе (ATS). К концу войны она достигла разряда Младшего Командующего, окончив курс в Первом Механическом учебном центре ATS, и вышла квалифицированным водителем.
После окончания войны, общественные обязательства Принцессы Елизаветы продолжали расти, и она интенсивно путешествовала для выполнения общественные функций на Британских островах. Они включили в себя запуск нового авианосца в Белфасте, тур по Ольстеру в марте 1946 года и посещение Уэльса в августе 1946 года.
Ее первая поездка за границу, как должностного лица, была в 1947 году, когда она сопровождала родителей и сестру в туре по Южной Африке. В течение этого тура она праздновала свой двадцать первый день рождения, и выступила с обращением по радио, в котором она посвятила себя службе в Содружества наций. Это посвящение она повторила пять лет позже, во время вступления на трон.
По ее возвращению из тура по Южной Африке, Принцесса Елизавета приняла свободу Лондона в июне 1947 года. В июле, она приняла свободу Эдинбурга.
Принцесса продемонстрировала, что Лилибет была теперь зрелым и естественным лидером. Кроме того, она достигла совершеннолетия. С небольшим удивлением и радостью публика узнала о предложении, сделанном Принцессе Лейтенантом Филиппом Маунтбаттеном, сыном Принца Эндрю Греции. Пара знала друг друга много лет, и таким образом Принц Филипп был, очевидно, наиболее подходящей парой для Елизаветы, в глазах и старших придворных и Британской публики.
Они женились 20 ноября 1947 года в Вестминстерском аббатстве. Пара была восторженно принята везде, где они встретились с британцами, искренне гордящимися своей монархией. Это счастье было только увеличено в соответствии с объявлением 14 ноября 1948 года, что Принцесса Елизавета родила Принца Чарльза, ребенка, который всеми чертами походил на Джорджа V, своего прадеда. Двумя годами позже, 15 августа 1950 года родилась Принцесса Энн.
Материнское влияние Принцессы Елизавета было очевидно в ее отношении к детям. Ощущая воздействие и значение Войны, Елизавета была убеждена, что ее дети, должны быть современными, и решила, что они, подобно ней, не будут ограждены или испорчены, и что они будут посещать общественную школу.
На смену старому поколению Королевского Семейства пришло новое. В 1952 году, Король Джордж VI был так серьезно болен, что Принцессе Елизавете и ее мужу пришлось взять на себя государственный визит в Австралию и Новую Зеландию. В Кении, Наследница получила известие о смерти ее отца, и что она вступает на трон. 2 июня 1953 года, Принцесса возвратилась в Вестминстерское аббатство, в котором она вышла замуж несколькими годами ранее, чтобы быть коронованной «Елизаветой второй, милостью Божией Королевой Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и ее других владений и территорий, главой Содружества наций, защитницей Веры».
Таким образом, можно сказать что детство Елизаветы I проходило более в трудных условиях в атмосфере постоянных дворцовых интриг, нежели чем у Елизаветы II.
Вступление на трон Елизаветы II происходило без паники и препятствий по правилам престолонаследования, в отличие от Елизаветы I которая была лишена права престолонаследования, так как ее происхождение считалось сомнительным.
Глава 2. Сравнительная характеристика поведения Елизаветы I и Елизаветы II с парламентом
2.1. Елизавета I и парламент
Королева Елизавета парламенты не любила, и это было видно. Ее отец, брат и сестра созывали парламент двадцать восемь раз за тридцать лет, которые предшествовали воцарению Елизаветы, она же созвала его девять раз в первые тридцать лет и только тринадцать раз за все время сорокапятилетнего правления. Ее нежелание созывать собрания было общепризнанно и не отрицалось. В 1593 г. лорд-канцлер Пакеринг сказал обеим палатам, что королева «очень не хочет созывать свой народ в парламент» — но это была не критика, а комплимент. Пакеринг заметил, что ее предшественники часто созывали парламент, а «она делала то же самое, но редко и только по самым оправданным, важным и великим случаям» — и «она и в дальнейшем будет воздерживаться, как и раньше, от того, чтобы часто собирать вас всех вместе»[1], если к этому не будут вынуждать обстоятельства. В глазах королевы парламент был досадной необходимостью, за которую ее министрам следовало бы просить прощения.
Поведение парламентариев заставляет предположить, что отсутствие энтузиазма у королевы многими разделялось, и наблюдалось заметное нежелание участвовать в реальной работе обеих Палат. Посещаемость в Палате Общин всегда падала по мере продолжения сессии. В парламенте 1559 г. всего лишь 219 членов парламента, 54 процентов общего количества, присутствовали к 24 февраля, когда сессия продолжалась уже месяц. Несмотря на попытку увеличить процент посещающих, сделав перёкличку, количество присутствующих снизилось до 33 процентов к 24 апреля и до 28 процентов через неделю. Во время сессии 1563 г. известное количество присутствующих колебалось от 64 процентов от общего числа до 31 процента. К 1571 г. добросовестные парламентарии так разозлились на своих коллег-бездельников, что установили штраф 4 пенса в день в пользу бедных для тех, кто пропускал начальные молитвы в 8.30 утра. Это не помогло: в 1581 г. семь раз делали перекличку, чтобы поймать отсутствующих, и была введена новая система штрафов за отсутствие на всей сессии — 20 фунтов для представителей графств и10 фунтов для избранных от городов.
То же самое происходило и в верхней палате: в начале каждой сессии посещаемость была приличная, но в дальнейшем она быстро падала, и иногда в зале заседаний присутствовало всего пол дюжины пэров. В 1563 г. сессия началась в присутствии почти 50 человек из максимального числа 80, но в конце посещаемость упала до 34. В последующих сессиях первоначальное присутствие упало приблизительно до 45, хотя уровень в конце сессии оставался постоянным — примерно 30—35 пэров и епископов. Конечно, одно дело было присутствие, а другое — реальное участие. Известно, что в каждом парламенте выступало только 10 процентов из числа его членов, хотя, возможно, в 1601 г. это количество удвоилось. Долгая дискуссия о монополиях на сессии 1601 г., похоже, повысила уровень интереса. В десяти зарегистрированных голосованиях принимало участие в среднем 47 процентов парламентариев, хотя посещаемость варьировалась от 66 процентов от общего числа, когда обсуждался закон о пашне, до 17 процентов по вопросу о законе о банкротстве — из чего можно сделать вывод, что в парламенте было гораздо больше землевладельцев, чем ростовщиков!
Следовательно, трудно представить себе политическое давление со стороны нации как весомую причину для созыва парламента. Неправильно было бы сказать, что всем было все равно, но кажется, что не все равно было только горсточке. Непохоже, чтобы в таком плохо посещаемом парламенте возникла причина для острого конституционного конфликта между Короной и Палатой Общин — что бы ни происходило в парламенте, большинство парламентариев и большинство пэров, похоже, считали, что не стоят там появляться, чтобы поучаствовать в этой забаве. Когда Елизавета встречалась со своим парламентом, она не видела перед собой сомкнутых рядов мятежного дворянства, отчаянно защищающего свои конституционные права, в конце сессии перед ней были только те несчастные, которым больше нечего было делать. Так почему же Елизавета созывала заседания парламента, если ни народ, ни она этого не хотели? Пакеринг объяснил это на открытии заседания в 1593 г. Он извинился за то, что их вызвал, но это было необходимо в связи с угрозой национальной безопасности: возможность вторжения со стороны католической Испании и возможность измены со стороны недовольного меньшинства вынудили королеву попросить о дополнительном налогообложении. Конечно, ей так же не хотелось просить денег, как и не хотелось просить о созыве: «Ее Величество говорит, что никогда еще не было на земле монарха, которому бы больше не хотелось обращаться за чем-либо к своим подданным, чем ей»[2] — но обращаться приходилось.
И она обращалась. У двенадцати сессий парламента из всех тринадцати она просила ассигнований на расходы правительства. Исключение — сессия 1572 г., которая была спешно созвана по поводу политического кризиса, и вторая часть субсидии, разрешенной в 1571 г., еще не была собрана. Так что Елизавете нужны были заседания парламента, когда ей нужны были налоги— но налоги приходилось обосновывать. На каждой сессии, кроме как в 1571 г., представитель королевы (все мужчины) пел одну и ту же песню: протестантская религия в опасности, оборона королевства обходится дорого, и королева, при всем своем крайнем сожалении, вынуждена просить денег. Обязательная речь была довольно легкой в начале правления. Лорд-канцлер Бэкон мог в 1559 г. свалить на Марию опасность вторжения, недостаточность доходов государства и ненадежность обороны — но Елизавете все еще не хотелось выдвигать требования. Она подучила Бэкона сказать: «Если бы речь не шла о вашей безопасности и о сохранении государства, Ее Величество скорее поставила бы на карту свою жизнь (которую Господь до сих пор хранит), чем осмелилась бы побеспокоить своих подданных каким-либо неприятным делом или чем-то, что для них будет тяжко и нежелательно»[3]. Но выхода не было.
Впоследствии просить деньги стало труднее. Парламентариев следовало убеждать, что у них мудрая и умелая правительница, которая уже предприняла все, что нужно, и не ее вина, что сейчас не хватает денег. В 1563 г. Бэкон свалил вину за отсутствие денег на важные военные походы в Шотландию и Францию, а затем, в 1566 г., Вильям Сесил вынужден был выдвинуть те же причины, чтобы обосновать дальнейшие требования. К 1571 г. довод о законной необходимости несколько поистерся, и Бэкон доказывал, что субсидию нужно выделить частично в благодарность за достижения королевы — за восстановление Священного писания (хотя он, в частности, ратовал за более радикальное решение); мир свыше десяти лет (он пропустил те войны, которыми оправдывались предшествующие налоги); за то, что она была милосердным правителем (он забыл о жестоких казнях после восстания 1569 г.) — и частично из-за неотложных финансовых потребностей в результате, северного восстания (в котором Елизавета была целиком виновата), военной поддержки шотландских протестантов (снова мир!), подготовки против вторжения (но кто спровоцировал Испанию?) и падения таможенных сборов вследствие развала торговли (в чем полностью виноваты были Елизавета и Сесил).
Сэр Вальтер Майлдмей, канцлер казначейства, во многом воспользовался тем же подходом в 1576 г. Сначала он преувеличил серьезность унаследованных от сестры (если Мария не перепутана с Елизаветой, то я этого не понимаю!), затем он подчеркнул успехи правления Елизаветы: мир с соседями, стабильность в стране, всеобщее процветание, «и, что самое важное, мы пользуемся свободой совести, освобожденные от ига Рима, которое перед этим нас так подавляло»[4]. В конце ему пришлось перечислить несчастливые и неожиданные случайности, которые, несмотря на мудрую политику Елизаветы, привели к лишним расходам и к просьбе о парламентской субсидии. Чтение этих речей почти утешает, поскольку видишь, что министры всегда вводили в заблуждение парламент, а прихвостни всегда лгали, чтобы сохранить лицо своим хозяйкам и хозяевам. Что касается отношений с парламентом, начало войны с Испанией в 1585 г. было выгодно: необходимость налогообложения была очевидна, и представителю королевы не нужно было ерзать от неловкости, когда он просил денег у Палаты Общин.
Елизавете нужны были налоги, и быстро: для нее идеальным был парламент, который давал ей деньги и разъезжался. В 1593 г. сэр Джон Пакеринг откровенно выразился и по этому вопросу, и по многим другим. Королева не хотела, чтобы парламент работал над новыми законами — их уже и так было чересчур много — или чтобы он обсуждал
важные вопросы: «Не тратьте свое драгоценное время на новые и любопытные изобретения, те, которые, какими бы славными они ни казались при первом появлении, все-таки оказываются утомительными в обсуждении и двусмысленными при завершении»[5]. Лорды и дворянство нужны были не в Вестминстере, но в своих графствах, и идея была ясна — заткнитесь, заплатите и закругляйтесь. Но у некоторых членов парламента были другие идеи и другие интересы. Хотя немногое говорит о том, что бывали требования созвать парламент, а уж если он созывался, его пытались использовать в личных интересах. Были общие законопроекты, проталкиваемые заинтересованными группами, такими как лондонские ремесленные гильдии или провинциальные корпорации, которые хотели принять новый закон в своих интересах, и были сугубо частные законопроекты, которые обычно касались собственности отдельных лиц и представляли попытки разобраться в двусмысленностях и спорах. Такая деятельность пышно расцвела при Елизавете и привела к завалу в законодательстве.
Итак, существовал конфликт интересов: королеве нужны были короткие сессии, которые быстро бы пропускали через парламент правительственные дела, особенно законопроект о субсидиях, но некоторые члены парламента хотели, чтобы учитывались интересы их округов и отдельных лиц. Перед открытием заседания парламента в 1572 г. неизвестный представитель правительства в парламенте (возможно, Томас Нортон) набросал документ с рекомендациями о том, как добиться короткой сессии и не упустить целей правительства: «Если Ее Величество хочет, чтобы сессия была
краткой, тогда следует сократить те дела, которые удлиняют сессию», особенно количество местных законопроектов. Но со стороны королевы было бы неразумно издавать прямой приказ, «ибо это может дать повод к возникновению злых намерений, вопросов о свободе Палаты и о том, что им не дают свободно посоветоваться»[6]. Взамен надо использовать ясные намеки и напоминать, как рискованно продлевать сессию до весны, когда в Лондоне может вспыхнуть чума — угроза, которую открыто использовали в апреле 1571 г., а в июне 1572 г. на нее намекнули.
Но тонкие намеки не действовали, и возникла необходимость более явного вмешательства. Когда в 1573 г. парламент заседал уже месяц и все еще не принимал окончательно закона о Марии Стюарт, Елизавета изматывала и изводила Палату 0бщин. Она передала послание, что «Ее Королевское Величество хочет, чтобы Палата занималась этим и другими важными делами, отложив все местные законопроекты», и чтобы законопроект о Марии прошел два чтения в последующие дни. В 1581 г. Елизавета тоже хотела ускорить прохождение дел в парламенте: спикер Попем помог ей, попросив парламентариев не выступать во время первого чтения и сэкономить время, отказавшись от «ненужных предложений или излишних споров»[7]. Заседания парламента создавали трудности не потому, что они были против правительственных дел, а потому, что некоторые члены парламента и пэры проталкивали свои собственные дела. Следовательно, вставала проблема управления: не зажимать критику, но провести законопроект через парламент с 550 членами обеих палат, где у каждого свои интересы, свое самомнение и свое собственное убеждение, что только он один разбирается в обсуждаемом вопросе.
Одним из способов управления парламентом было воздействие на его состав. В членство Палаты Лордов не вмешивались, кроме как в 1559 г., когда католическим священникам приказали устраниться и посадили их в тюрьму, и в 1572, когда четыре пэра, настроенные против Сесила, были взяты под стражу, а Норфолк уже казнен. Но осуществлялось постоянное, если и не слишком целенаправленное, влияние на состав Палаты Общин. В 1571 г. очевидной причиной была необходимость сделать так, чтобы парламент представлял избирательные округа, а не частные интересы — но после восстания северных графов и папской буллы о низложении просьба Совета о «рассудительных, мудрых и благожелательных»[8] членах была достаточно ясна. Инструкции о наблюдении за выборами были безусловно посланы местным сановникам в Беркшир, Бэкингемшир, Дорсет, Суррейи Уилтшир. Похоже, что магнаты откликнулись на просьбу, назвав парламентариями своих собственных родственников и слуг, и Совет был в достаточной степени доволен, так как просьбу повторили в 1572 г. — когда членам Совета нужен был парламент, который подтолкнет Елизавету к казни герцога Норфолкского и лишению Марии Стюарт права на престолонаследие.
Самыми важными инструментами Елизаветы бы и ее речи в парламенте, и она уделяла большое внимание их написанию, произнесению и публикации. Хотя ее лорды-канцлеры и хранители выступали от имени королевы, она также готовила и речи для себя. Она сама писала свои речи и стала квалифицированным составителем: заметно, что ее речи становились гораздо более ясными и понятными по мере того, как она набиралась опыта и обретала уверенность. За исключением подобия «годового отчета» в 1576 г., ее обращения неизменно были откликом на какую-то парламентскую петицию или проблему, часто под давлением членов Совета. Так что обычно она выступала в момент политического кризиса, когда ее справедливое негодование должно было смягчаться тактом и соблазном. Сохранившиеся черновики показывают, что ранние варианты речей были клокочущими от гнева, но затем она сбавляла тон. В первом наброске своего ответа парламентской делегации по вопросу о престолонаследии в 1566 г. она обвиняла парламентариев в измене, но это оскорбление было вычеркну-то, и, работая над текстом, Елизавета изо всех сил старалась быть великодушной к своему народу. Она особенно рассыпалась в комплиментах и заигрывала перед Палатой Общин: она пылала гневом к пэрам и епископам, которые, как она думала, должны знать, что ей лучше не перечить, но Палата Общин представляла ее любящих подданных. Хотя она обычно угрожала советникам и сурово критиковала непокорные меньшинства, ее обращения к парламентариям были обильно сдобрены лестью и обещанием заботиться об их интересах.
Елизавета часто пыталась разделить направленную на нее парламентскую фалангу, ругая епископов, или членов Совета, или воинствующих пуритан за то, что они вводят в заблуждение здравомыслящих, преданных граждан, сидящих сзади. Она обещала умеренные реформы, если бы только горячие головы замолчали. В 1585 г. она сказала советникам и представителям духовенства после религиозных диспутов в Палате Общин: «Мы не будем обвинять в этих беспорядках всю Палату, ибо, хотя в ней найдется кучка несдержанных и безрассудных голов, там есть много мудрых и благоразумных людей». Затем она признала, что кое какие реформы в церкви необходимы, и покритиковала инерцию епископов. Королева часто давала обещания о реформах, для выполнения которых она мало что делала. Она проронила нечто туманное о монополиях в 1597 г., но в 1601 г. оказалась в ситуации, когда в Палате Общин ей об этом тактично напомнили. В 1601 г. в округах наблюдалось значительное недовольство монополиями, и в конце концов Елизавета поняла, что требовалась настоящая уступка. Она позвала спикера Крука и объявила о приостановке деятельности агрессивных монополий: «Да наполнит нас Господь благодарностью и да пошлет ей много лет правления над нами», — произнес спикер[9].
Почти все законопроекты, отклоненные в царствование Елизаветы, касались интересов частных лиц и групп. Похоже, что те, кто был против законопроекта, но не смог остановить его в парламенте, возможно, попросили королеву отклонить его. В 1585 г. судебные власти и граждане Конвея в Северном Уэльсе подали Берли просьбу уговорить Елизавету отклонить законопроект о проведении квартальных сессий Карнарвоншира только в Карнарвоне, а не в Карнарвоне и Конвее. Законопроект проталкивался парламентариями от Карпарвона. Конвей не имел своих представителей, и город вынужден был прибегнуть к просьбе о вето. Берли, по всей вероятности, помог, и Елизавета отклонила законопроект. За все время своего правления она отклонила меньше десяти законопроектов из-за того, что они вторгались в область ее компетенции или противоречили ее политике; 10 политических вето на 506 законопроектов. Только в 10 случаях (а может быть, даже 5) ей не помогло ее политическое искусство. Только тогда, когда ей не удавалось справиться со своими советниками, подкупить своих придворных, запугать своих епископов и пэров и очаровать задние ряды своего парламента — только тогда ей приходилось использовать свою конституционную власть.
Когда министры Елизаветы терпели поражение в Совете и при дворе, они обращались к парламенту — но там они тоже не могли одолеть ее. Елизавета не сдалась по вопросу о престолонаследии в 1563 и в 1566 гг., насчет религии в 1566, 1571 и 1584; по антикатолическим законам в 1571 (хотя в 1581 она пошла на компромисс). Она не уступила по поводу Марии Стюарт в 1572 г., и если уступила в 1587, то только силу доказательства того, что Мария действительно замышляла ее убить, но еще и потому, что, просидев на троне почти тридцать лет, она поняла: чтобы удержать верность англичан, ей больше не нужно запугивать их возможным воцарением Марии. Елизавета добивалась своего, потому что она овладела искусством управления англичанами: она их нянчила. Она использовала силу своей личности и фанатичную личную преданность, которую способна была пробуждать, чтобы разрушать политические союзы, которые иногда пытались сломить ее. Те, кто кричал о решительных действиях, начинали чувствовать себя виноватыми и смущенными: они что, в самом деле сомневались в ее приверженности протестантской вере или в ее любви к своим подданным? Учитывая эффективность мифотворческого механизма, ни один мужчина не мог признаться в сомнении — а у женщин не спрашивали.
2.2. Королева Елизавета II в Парламенте
«Королева в Парламенте» является формальным титулом Британского законодательного органа, который состоит из Королевы, Палаты лордов и Палаты общин. Палата общин имеет доминирующую политическую власть.
Как конституционный монарх, Королева требуется на совете Министров для подтверждения всех законопроектов. В Королевском Согласии не было отказано с 1707 года. Роль Королевы в постановлении законодательства сегодня вполне формальна, хотя она и имеет право консультировать, поощрять и предупреждать.
Парламент — высший законодательный орган страны. Верховная власть в области законодательства вверяется парламенту в целом. Это — “королева в парламенте”, то есть королева и две палаты парламента. Это значит, что законопроекты, принятые обеими палатами парламента, становятся законами после их одобрения королевой. По существу, когда говорят о верховной законодательной власти, имеют в виду палату общин: она — центральная составная часть законодательного механизма. С 1945 г. четыре члена палаты общин были исключены ею или ушли _, отставку до исключения после обвинения их в позорящем поведении. В законодательном порядке верховная законодательная власть парламента была установлена биллем о правах 1689 г. Он отменил право короля приостанавливать действие законов и делать из них изъятия, то есть сделал незаконным изменение законов монархом без согласия парламента. В XIX в. утвердился принцип верховенства парламента, определяющий его положение в качестве верховного законодательного органа. Он означает, что парламент не связан каким-либо конституционным актом и не существует какого-либо правового ограничения его верховенства в законодательной области. Парламент имеет право принимать, отменять и изменять любой закон в порядке обычной законодательной процедуры, и никто (в том числе и суд) не может поставить под сомнение действительность или конституционность акта парламента. Этот принцип означает также, что парламент предыдущего созыва не вправе связывать своих преемников (это было бы ограничением верховного положения законодательного органа). Издание законов — самая значительная, если не самая главная функция парламента. Около половины всего его времени уходит на законодательную работу. Число ежегодно принимаемых законов довольно стабильно (60—70 в год). Большая часть времени занята рассмотрением публичных биллей, вносимых по инициативе правительства. – Процесс прохождения законопроектов в палате общин зависит от характера законопроекта. По кругу регулируемых вопросов билли подразделяются на публичные и частные. К публичным относятся те, которые затрагивают общие интересы. Их действие, как правило, распространяется на территорию всей страны. Они регулируют наиболее важные вопросы. К частным относятся те билли, которые затрагивают индивидуальные интересы или имеют лишь местное значение (законы, регулирующие деятельность отдельных компаний и корпораций; действующие в пределах определенных административно- территориальных единиц). По Закону о толковании 1978 г., билль считается публичным, если в нем не оговаривается его частный характер. Частные билли вносятся лицами, заинтересованными в их принятии (это могут быть местные органы, государственные учреждения, корпорации). Публичные законопроекты, в зависимости от того, по чьей инициативе они внесены, подразделяются на правительственные, то есть внесенные депутатами — членами правительства, и законопроекты частных членов, то есть внесенные рядовыми членами парламента, не являющимися членами правительства. Это деление публичных законопроектов оказывает решающее влияние на судьбу законопроекта.
Королева в Парламенте наиболее ясно демонстрируется в ежегодном Государственном Открытии Парламента, когда Королева открывает Парламент и обращается к обеим палатам с Королевской Речью.
Королева формально открывает Парламент каждый год, обычно в октябре или ноябре. Она путешествует в Государственной Карете к Дворцу Вестминстера, а Герцог Эдинбурга обычно сопровождает ее. Прежде, чем королевская процессия отправится, отделение охраны обыскивает подвалы Зданий Парламента. Эта традиция возникла в 1605 году во время Порохового Заговора, когда Гай Фокс был арестован за подготовку взрыва Парламента. Сегодня в этих поисках охране помогает полиция.
Непосредственно для церемонии, которая проходит в Палате лордов, Королева надевает Имперскую Государственную Корону и парламентскую одежду. Посыльным Королевы вызывает приблизительно 250 представителей Палаты общин. Сидя на троне, Королева читает Речь. Речь Королевы членам обоих палат Парламента написана Правительством и представляет законы, которые Правительство собирается внести на обсуждение Парламента в следующем году. Традиционно, правитель персонально открывает Парламент. Королева открывала Парламент каждый год ее господства кроме 1959 и 1963 годов.
Заключение
Вопреки утвердившимся мнениям, Елизавета I не была мудрым и сильным государственным деятелем, проводившим разумную политическую линию согласно интересам своей страны. Скорее, она была крайне непоследовательным и нерешительным монархом, стремящимся выжить. У нее не существовало хоть сколько-нибудь стройной концепции государственной власти, в соответствии с которой она могла бы отстраивать свое правление. Принимая то или иное решение, она отказывалась руководствоваться не только национальными интересами, но иногда и здравым смыслом, ибо, будучи королевой, всегда оставалась крайне неуравновешенной истеричной женщиной с многочисленными личными причудами. Ее многолетнее царствование продержалось во многом благодаря мужеству, упорству и талантам государственного секретаря Уильяма Сесила; мы не погрешим против истины, если скажем, что королева, пользуясь правом «ultimo ratio Regis», скорее мешала, чем помогала Сесилу проводить четкую осмысленную политику, вытекающую из национальных интересов Англии. Как только Сесила не стало, мгновенно вся видимая мощь Елизаветинской державы рассыпалась, как карточный домик: оказалось, что ни одна проблема в государстве не решена окончательно.
Все свое царствование Елизавета I в общем-то и не пыталась решать никаких проблем: она предпочитала пережидать их, потому что никогда не заботилась о том, что, собственно, произойдет с Англией после ее смерти. Англия интересовала ее гораздо меньше, чем собственное благополучие: Елизавета была обыкновенной эгоисткой, пусть и облаченной властью.
Принесенная Елизаветой II клятва отстаивать конституционную форму правления неукоснительно соблюдается. Она пожертвовала некоторыми своими традиционными прерогативами ради политической стабильности. За время ее правления в стране не было конституционных кризисов.
Детство Елизаветы I проходило более в трудных условиях в атмосфере постоянных дворцовых интриг, нежели чем у Елизаветы II.
Вступление на трон Елизаветы II происходило без паники и препятствий по правилам престолонаследования, в отличие от Елизаветы I которая была лишена права престолонаследования, так как ее происхождение считалось сомнительным.
В их характерах также можно найти много отличий. Елизавета I обожала наряды и светские развлечения и часто предоставляла решать государственные дела своим ближайшим советникам. Елизавета II активно участвует в управление государством, выполняя конституционные обязанности главы государства.
Елизавете Тюдор унаследовала от отца крутой нрав — ей ничего не стоило в пылу гнева сломать придворной даме палец или полоснуть ножом по руке; Елизавета II образованная светская женщина и ее манеры просто безупречны.
Сравнительная таблица
Елизаветы I |
Елизаветы II |
|
Рождение |
Елизавета I Тюдор (Elizabeth) 7 сентября 1533 года в Гринвиче |
Елизавета Александра Мэри родилась в Лондоне 21 апреля 1926 года |
Коронация |
Ее коронация состоялась в Вестминстерском аббатстве 16 января 1559. |
Коронация Елизаветы II состоялась в Вестминстерском аббатстве 2 июня 1953 года. |
Королева и парламент |
Демонстрируя свою готовность советоваться с парламентом и используя его для популяризации официальной политики, Елизавета в то же время запрещала депутатам затрагивать вопросы престолонаследия, церковного устройства и финансовой политики, считать их исключительной прерогативой короны. На этой почве в 1590-х гг. зародился конфликт королевской власти и парламента, в котором стали высказываться требования углубления Реформации, отмены монополий и облегчения налогов. |
«Королева в Парламенте» является формальным титулом Британского законодательного органа, который состоит из Королевы, Палаты лордов и Палаты общин. Палата общин имеет доминирующую политическую власть. Роль Королевы в постановлении законодательства сегодня вполне формальна, хотя она и имеет право консультировать, поощрять и предупреждать. |
Искусство управления |
Елизавета широко использовала контакты с народом во время поездок по стране, парламентских сессий, торжественных процессий и праздников для демонстрации своей любви и заботы о подданных (многократно повторяемые ею слова: «У вас может быть более выдающийся государь, но никогда не будет более любящего»). Сознательно отказываясь от замужества, она заявляла, что «обручена с нацией». |
Королева является конституционным монархом, т.е. ее власть ограничена правилами и законами и поэтому она не может править так, как правили русские цари. Королева не принимает участия в законодательном процессе и процессе управления страной. Это делает за нее многочисленный правительственный аппарат. Даже речи, которые произносит королева по праздникам или важным государственным событиям, пишутся целиком и полностью в правительстве. |
Королева и церковь |
Взойдя на престол, Елизавета восстановила англиканскую церковь, став ее главой согласно «Акту о супрематии» (1559). При ней был разработан новый Символ веры «39 статей». В начале своего правления она стремилась сохранить мир между католическими и протестантскими подданными, демонстративно отказываясь продолжать Реформацию в Англии в кальвинистском (см. кальвинизм) духе. Однако нарастание угрозы со стороны католических держав, вынудило ее жестко ограничить права католиков. В то же время она решительно пресекала попытки пуритан, критиковать официальную англиканскую церковь; гонения на пуритан вызвали открытые протесты в парламенте в 1580-90 гг. |
На территории Великобритании официально действуют две церкви: Англиканская церковь (the Church of England) на территории Англии и Шотландская церковь (the Church of Scotland) на территории Шотландии. На территориях северной Ирландии и Уэльса не зарегистрировано государственной религии. В стране действует закон, по которому провозглашается веротерпимость как к представителям других религий и конфессий, так и к атеистам. Полный титул королевы включает слова "Защитница веры" ('Defender of the Faith'). Монарх обязан придерживаться англиканского вероисповедания, так как он является "высшим правителем" англиканской церкви. Как и в случае отношений с другими государственными и правительственными органами, королева назначает епископов и архиепископов по совету премьер-министра, который, в свою очередь, рассматривает список, предоставленный Церковной комиссией. Архиепископы и епископы заседают в Палате Лордов, где они проводят и принимают различные церковные меры и каноны, что еще раз показывает связь Церкви с государством. В отличие от Англиканской церкви, королева является рядовым членом Шотландской церкви, а не ее главой. При восхождении на престол она клянется поддерживать Шотландскую церковь, которая является независимой от правительства. |
Конец жизни |
Похоронена в Вестминстерском аббатстве в капелле Генриха VII. |
Список источников и литературы
1. Брэдфорд С. Елизавета II. Биография Ее Величества королевы. Пер. с англ. М., 1998, с. 65.
2. Галанза П.Н. История государства и права зарубежных стран. – М., Юридическая литература, 1980
3. Гуревич Г.С. Политический строй современных государств. Англия. М., 1972.
4. К.Рыжов. "Все монархи мира. Западная Европа" - М.: Вече, 1999.
5. Матвеев В.А. Британская монархия: искусство выживания. // Новая и новейшая история, №6, 1993
6. Материалы «Официального Сайта Британской Монархии», http://www.royal.gov.uk/.
7. Остапенко Г.С. Британская монархия от Эдуарда VIII до Елизаветы II. // Новая и новейшая история, № 6, 1999
8. Черняк Е. Б. Тайны Англии. М., 1996.
9. Штокмар В. В. Очерки по истории Англии XVI века. Л., 1957.
10. Ю. Б. Голицынский «Great Britain», Москва, «КАРО», 2000 г.
[1] Neale J E 1957 Elizabeth I and Her
Parliaments, 1548-1601.
[2] Neale J E 1957 р. 247
[3] Hartley T E (ed.) 1981 р. 38
[4] Hartley T E (ed.) 1981 р. 442
[5] Neale J E 1957 р. 248
[6] Graves M A R 1983 The management of the Elizabeth House of Commons: the Council`s `men of business`, Parlamentary History 2: 14; Eiton G R 1984 Parlament, in Haigh C A (ed.) The Reign of Elizabeth I. Macmillan, р. 91.
[7] Neale J E 1953 Elizabeth I and Her
Parlamients, 1559-1581.
[8] Parker M 1853 Correspondence, Bruse J and Perowne T T (eds). Parker Society, р. 380.
[9] Neatle J E 1957 pp. 69, 385.