МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Филиал в  г. Барнауле

          Факультет                                                           Региональная кафедра

Финансово-кредитный                                                  Финансов и кредита

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА №2

Задание 7

Исполнитель                              Мамонтова Бирюзанна Владимировна

Специальность                          Финансы и кредит

№ личного дела                         05 ФФД 70263

Образование                              Первое высшее

Дисциплина                               Философия

Группа                                        2 ФКД Сп-1

Курс                                         2

Преподаватель                           Менькин Н.П.

р.п. Степное Озеро

2007 г.

План

1.   Основные положения марксистской……………………………3

концепции общественного развития.

               

2.   Мировые религии и характеризующие их признаки………….8

3.   Задача……………………………………………………………….13

4.   Литература…………………………………………………………14

                        

1. Основные положения марксистской концепции общественного развития.

Важнейшим разделом марксистской философии является материалистическое понимание истории, то есть развития общества и в целом исторического процесса. Оно заключается, прежде всего, в обнаружении и обосновании материальной основы функционирования и развития человеческого общества, каковой, по мнению Маркса и его последователей, выступает производство материальных благ. Указывается на то, что производственно-экономические отношения между людьми, в конечном счете, определяют все иные общественные отношения между ними, в том числе политические, правовые и идеологические отношения между классами и другими социальными группами.

Общество предстает как некий более или менее устойчивый социальный организм – общественно-экономическая формация, развивающаяся по законам развития материального производства и, прежде всего, экономических отношений между людьми. Данные отношения рассматриваются как основное содержание общественного бытия людей, на базе которого формируются различные формы их общественного сознания – политическое, правовое, нравственное, эстетическое, религиозное, а также философское. Все стороны развития общества рассматриваются в их сложном и противоречивом взаимодействии. Тем самым раскрываются многие проблемы социальной диалектики, которые всесторонне анализируются в социальной философии марксизма.

Цель человеческого развития – свобода, свобода каждого, а «свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех». Не может быть свободного государства, свободного общества, свободного класса. Может быть только свободный индивид. А он таковым станет, если ему будут служить и общество, и государство, и класс. Они должны быть так организованы, чтобы обеспечить любому человеку возможность освоения богатства культуры и реализации своих потенций. Процесс этот сопровождается преобразованием частной собственности, накопленной одними за счет других, в индивидуальную частную собственность, основанную на собственном труде. Человек в своей истории не освобождается от отчуждения, но он может сделать отчуждаемое не враждебным, а полезным для себя.

Общество, эволюционируя, к этому и идет, но в своем развитии оно проходит несколько ступеней, отличающихся друг от друга способом производства. Маркс в разные периоды своего творчества выделял пять таких этапов: азиатский, античный, феодальный, буржуазный (современный) и общество будущего. Кроме экономических параметров, типы общества различаются у него еще и характером связи гражданского общества с государством (Маркс был не согласен с Гегелем, отождествляющим общество и государство).

В основу периодизации эволюции общества положен материальный фактор (вначале Маркс говорил о форме собственности, а затем о способе производства). При его применении историческая канва распадается на периоды; их назвали общественно-экономическими формациями, это философская категория, а не историческая. В ней отражаются не факты и события, а наиболее существенные черты. Бесполезно искать иллюстрации для философских категорий, и ни один исторический период не является чистейшим слепком с характеристики отдельной формации.

Вообще деление Марксом истории по этому принципу не менее схематично, чем деление ее по какому-либо другому критерию. Но выделение его в середине XIX в. было, несомненно, новаторским шагом для своего времени и не потеряло актуальности в наши дни. История так многогранна, что использования одного критерия недостаточно.

Если в экономике у Маркса наибольшей конкретностью обладал товар, то в истории – индивид. Он – основа общества и государства. У него есть естественная природа и социальные свойства. А потому свои потребности человек проявляет как в  сфере частных, так и в сфере общественных интересов. Отдельные индивиды организуются в различные группы и сообщества.

У Маркса человек занимает центральное место в системе. Он выступает не как духовное существо и не как специфический природный феномен, а как субъект исторического действия. Он активен и практичен. Человек являет собой сложное единение природного и социального, полученного от предков и приобретенного самостоятельно, физического и духовного. Процесс его возникновения и развития объективен, и поэтому человек есть высшее достижение в организации материи.

Он не обладает врожденными идеями, а его мысли появляются в результате воздействия среды и тех социальных групп, интересы которых он осознано или бессознательно представляет. Человек, вступая в мир, включается в отношения не только с другими людьми, но и с предметами и социальными структурами, отчужденными от них. Этим самым он постигает культуру общества и его историю. «Индивид есть общественное существо. Поэтому всякое проявление его жизни – даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного… проявления жизни, – является проявлением и утверждением общественной жизни». Когда индивид достигнет в этих условиях самопознания, постигнет свою социальную роль в истории, то он становится личностью.

Маркс охвачен идеей все общей коллективной взаимосвязи, обще человеческой эмансипации; конкретный человек у него – представитель множества. Иллюзорный духовный Абсолют, представленный в качестве идеала, его не устраивает. Маркс пытается заменить его земным идеалом, который, однако, выглядит у него довольно необычно. Это противоречивый процесс расширения горизонтов индивидуальной свободы человека через научно-технические революции, освобождение труда от монотонных рутинных составляющих и наполнение его творческим началом, через расширение самодеятельности и самоуправления во всех сферах жизни, через упрочение демократических организаций.

Универсальные гегелевские принципы движения и развития, реализующие себя через внутренние противоречия, были применены Марксом к материальным системам. И если у Гегеля весь мир предстал как саморазвитие понятий и самореализация Абсолютного Духа, то у Маркса развитие материального мира постигается, отражается в изменяющихся понятиях. Значение материалистической диалектики, по мнению Маркса, заключается в том, что она дает возможность свободно ориентироваться в фактическом материале; специфика любого проявления существующего (Вселенная, Природа, сознание, общество, наука, политические отношения, искусство, мораль и др.) постигается в истории его развития. Именно материальное основание дает возможность проявиться во всей полноте диалектике, ибо она не допускает существования окончательной завершенности, абсолюта, самодостаточности. Перестает быть косной природа, она освобождается от повторяющихся круговоротов (сохраняя вместе с тем способность к цикличности в развитии), исчезают общественные организации как «венец и цель прогресса» (Гегель), процесс познания уже не характеризуется эталонными бесспорными истинами, независимыми от человека. Изменяется бесконечно мир и существующие в нем разумные существа, изменяется и сам процесс познания и его результаты, которые проверяются практически в ходе преобразования мира человеком.

Маркс стремился создать принципиально новое целостное учение о мироздании, материалистическое в своей основе и диалектическое по особенностям развития. Но философия, как система взглядов, отражающих отношение человека к миру, и как всеобщие принципы существования природы, общества и мышления, для решения этой задачи была чрезвычайно важна, но недостаточна. Маркс довольно рано осознал, что поставленная им цель усилиями одного человека не может быть достигнута.

Исторический материализм раскрывает движущие силы и основные закономерности исторического процесса, показывая диалектику производительных сил и производственных отношений, закономерность смены общественно-экономических формаций. Создание материалистического понимания истории, философская разработка учения о человеке, роли труда в антропогенезе и социальном развитии человека, предметной человеческой деятельности, об общественной практике, единстве духовного и материального производства, объективного и субъективного – таковы важнейшие моменты марксистского философского учения об обществе, о человеке.

2. Назовите мировые религии и изложите характеризующие их признаки.

Важнейшая идея мировых религий – равенство всех верующих перед Богом независимо от их социального положения, цвета кожи и национальности – позволила относительно легко встать им на место существовавших многоликих божеств и полностью заменить их.

Более совершенными, а потому и наиболее распространенными, оказались три мировые религии: буддизм, христианство и ислам. Главной их особенностью, позволившей перешагнуть рамки одной нации, является космополитизм. Эти ре­лигии обращены ко всем народам, в них упрощен культ, отсутствует национальная специфика.

Буддизмодна из первых мировых религий. Возник в VI–V вв. до н. э. в Индии. Впоследствии, видоизменяясь, он распространился среди народов Центральной и Юго-Восточной Азии, Дальнего Востока. На территории России буддизм исповедуют буряты, калмыки, монголы, тувинцы.

Достоверных источников об основателе буддизма нет. Но буддийские теологи считают, что им был сын индийского царя по имени Сиддартха из рода Гаутамы, которого после смерти стали называть Будда (просветленный, достигший мудрости). Основные положения этого вероучения изложены в канониче­ском сборнике «Типитака». Буддийский пантеон насчитывает тысячи будд, святых, бодхисатв (существ, достигших спасения, но продолжающих принимать участие в спасении людей), богов местных старых религий, ангелов, демонов, а также главного бога брахманизма – Брахму.

По учению буддизма, все в мире является следствием бесконечного движения «драхм», духовно-материальных частиц. Различные их комбинации создают предметы, животных, человека, а распад ведет к смерти, после которой создаются новые комбинации и происходит перерождение. Перерождение зависит от хороших или плохих поступков в жизни. Процесс перерождения называется «колесом жизни», или сансарой.     

Конечной целью добродетельной жизни является слияние с Буддой, погружение в нирвану (сверхбытие), т.е. преодоление всех желаний и стра­стей, разрыв в цепи перерождений, прекращение перевоплоще­ний, абсолютный ненарушимый покой.

Буддизм распространен в виде хинаяны – наиболее древней формы, и махаяны, получившей распространение за пределами Индии. Хинаяна – узкая колесница, узкий путь спасения, принципом которого является отказ от участия в мирской жиз­ни, уход в монахи. Махаяна – большая колесница, широкий путь спасения, представляет спасение всем верующим.

Христианство возникло в I в. н. э. в Восточной части Римской империи. Из небольших разрозненных сект оно к на­чалу IV в. превратилось в мощное идейное течение, завоевав господствующее положение сначала в Риме, затем на Ближнем Востоке, в Северной Африке и во всей Европе.

Поскольку христианство возникло в среде рабов, которые были в основном евреями, вывезенными из Палестины, то вполне логично влияние иудейства на первоначальное христиан­ство. Ветхий Завет является священной книгой, как для иудеев, так и для христиан. В 325 г. в городе Никее под председательст­вом императора Константина состоялся Первый Вселенский со­бор христианских церквей, на котором христианство было провозглашено официальной религией Римской империи.

Поскольку Римская империя представляла собой в то время сложный организм, стремящийся к децентрализации, то соответственно и христианство вынуждено было приспосабливаться к сложившимся социальным отношениям и традициям каждой провинции. Следствием создавшихся условий было появление первых четырех автокефальных (самостоятельных) церквей: Константинопольской, Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской. В настоящее время автокефальных церквей пятнадцать, что свидетельствует о том, что христианство не является единым монолитным течением.

В 1054 г. произошел раскол в христианстве между Восточной церковью, которая стала называться Православной, и Западной, которая именуется Римско-католической. В XVI в. от католицизма отделяется новая ветвь в христианстве – протестантизм в его разновидностях: лютеранство, кальвинизм, англиканство и др.

На протяжении тысячелетней истории в Русской Православной Церкви как в живом организме происходили различные изменения, связанные с изменениями в обществе. Так, Петр I в 1721 г. заменил единоличное управление патриарха. Был учреж­ден постоянный духовный собор – Духовная Коллегия, которая затем называлась Святейшим Синодом.

Поместный Собор Русской Православной Церкви, состоявшийся в 1917—1918 гг., восстановил Патриаршество. Патриар­хом был избран Тихон.

В настоящее время под юрисдикцией Русской Православной Церкви находятся епархии на территориях государств бывшего СССР, в Западной и Центральной Европе, Северной и Южной Америке, Японии и других местах мира.

На территории России получила распространение и тре­тья мировая религия – ислам, возникший в Западной Аравии в VII в. и распространившийся в странах Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки, Средней Азии и других местах. Основателем ислама считается пророк Мухаммед, начинавший свою проповедническую деятельность в городах Мекке и Меди­не. В Мекке находится древнее святилище Кааба со святым «черным камнем», к которому мусульмане всего мира уже че­тырнадцать веков совершают паломничество. Ежегодно Мекку посещают 1,5 – 2 миллиона мусульман. Мусульманин обязан ежедневно совершать пять молитв.

Мухаммед вел свои проповеди в устной форме и только по­сле его смерти, при правлении халифа Османа (? – 656), со слов людей, знавших проповеди пророка Мухаммеда наизусть, был составлен Коран. Позднее был создан сборник преданий – о поступках и изречениях пророка – Сунна. Основными направлениями в исламе являются суннизм и шиизм. Образовалось множество сект: исмаилиты, ваххабиты, карматы, бабиты, кайсаниты и др.

На основе Корана был разработан Шариат – свод мусульманского права. Мусульманский календарь основан по фазам Луны, его год на 11 дней короче христианского. Главный праздник мусульман – Курбан-Байрам (жертвоприношение). В России ислам получил распространение среди татар, башкир и народов Северного Кавказа.

Всякую религию, которая на протяжении многих столетий пронизывала все стороны человеческой жизни, необходимо рассматривать как сложное социальное образование. Однозначная оценка не дает полноты картины. Можно взять примеры из православия в России. Принятие его диктовалось социальной действительностью, язычество противилось объединению русских княжеств в единое государство. Также конкретно-исторически следует оценивать влияние на жизнь общества любой религии. Каждая из них оказывала влияние на становление традиций, обычаев, норм поведения людей.

3. Задача

Определите, для каких исторических типов философского мировоззрения – античного, средневекового, эпохи Возрождения, Нового времени – характерно то или иное понимание природы:

а) Природа как божественное творение, хотя и более низкое, чем человек;

б) Природа как объект преобразовательной деятельности человека, приложения его знаний (“Знание – сила”);

в) Природа как космос, противостоящий хаосу;

г) Природа как источник радости и наслаждения, как нечто слито с богом.

Ответ:     а) Философия эпохи Возрождения

                б) Философия Нового времени

                в) Античная философия

                г) Философия Средних веков

Литература

1.   Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – с. 204, 492-505.

2.   История философии: Учеб. пособие для вузов / А.Н. Волкова, В.С. Горнов, Р.Н. Данильченко и др.; Под ред. В.М. Мапельман и Е.М. Пенькова. – М.: Издательство ПРИОР, 2001. – с. 192-195.

3.   Философия: Структурированный учебник (для вузов). – 2-е изд., перераб. и доп. / Д.И. Грядовой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – с. 128.

4.   Социальная философия: Учеб. пособие для вузов / В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников, В.Ю. Дорошенко и др.; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995. – с. 174-187.

5.   Современная западная философия. Словарь / Г.М. Тавризян, О. Шпенглер. – М., 1991.

08.01.07.                                                Б. В. Мамонтова