Содержание
Введение. 3
1. Теоретические аспекты бух учета расходов и калькулирование себестоимости основных производств. 5
1.1. Понятие и классификация расходов. 5
1.2. Калькулирование себестоимости работ (услуг) вспомогательных производств. 10
1.3. Бухгалтерский учет расходов вспомогательных производств. 17
Заключение. 29
Список литературы.. 31
Введение
Центральное место в производственном процессе предприятия занимает основное производство, в котором преобладают основные технологические процессы, содержащие совокупность действий, непосредственно связанных с изменением формы, размеров, вида, положения, состояния или других свойств предмета труда для получения готового изделия.
Наряду с основным производством в производственный процесс предприятия входит вспомогательное производство, включающее вспомогательные процессы, необходимые для обслуживания основного производства и обеспечения бесперебойного изготовления и выпуска продукции предприятия. Эффективность предприятия в значительной степени зависит от уровня организации вспомогательных производств.
Повышению эффективности производства на основе совершенствования труда вспомогательных процессов посвящены многие практические и теоретические работы [1,2]. Однако среди них преобладают исследования, анализирующие эффективность отдельных функций обслуживания. В условиях комплексной интенсификации необходимо не повышение эффективности вспомогательного производства как обособленной, самостоятельной части машиностроительного предприятия, а повышение эффективности производства на основе системного подхода при совершенствовании организации основных и вспомогательных процессов с ориентацией на конечную цель. Эта проблема охватывает несколько вопросов: развитие самих вспомогательных служб, комплексное развитие вспомогательных служб в связи с основными, повышение эффектности производства и ориентация на конечную цель – изделие.
Производственный процесс является основой деятельности каждого промышленного предприятия. Изготовление любого вида продукции происходит в результате воздействия живого труда на предметы труда с помощью средств труда. Следовательно, неотъемлемыми элементами производственного процесса являются средства труда, предметы труда и труд как целесообразная деятельность людей, а его результатом – воспроизводство материальных благ и производственных отношений [3].
Вспомогательные производства обслуживают основные производства, обеспечивая его водой, электроэнергией, паром и т.д. К вспомогательным производствам относятся энергетические хозяйства, ремонтно-механические и ремонто-строительные мастерские, жестяно-баночные производства, цеха производства тары, транспортные хозяйства, холодильники и др.
Данные факты и определили актуальность темы дипломной работы.
Объектом исследования настоящей работы является калькулирование затрат вспомогательных производств.
Целью настоящей работы является разработка рекомендаций, направленных на повышение эффективности учета и калькулирования себестоимости вспомогательных производств.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
– определить роль вспомогательных производств в обеспечение ритмичного производства,
– дать классификацию вспомогательных производств, рассмотреть основные принципы, задачи учета;
– исследовать организацию учета затрат вспомогательных производств;
– рассмотреть структуру и виды калькуляций вспомогательных производств;
– изучить вопросы исчисления себестоимости готовой продукции (работ, услуг) вспомогательных производств;
– разработать мероприятия по совершенствованию учета затрат и калькулирования себестоимости.
1. Теоретические аспекты бух учета расходов и калькулирование себестоимости основных производств.
1.1. Понятие и классификация расходов
Большое значение для правильной организации учета расходов организации имеет их классификация. Расходы по обычным видам деятельности группируют по месту их возникновения, видам продукции (работ, услуг)и видам расходов.
По месту возникновения расходы группируют по производствам, цехам, участкам и другим структурным подразделениям организации. Такая группировка затрат необходима для организации внутризаводского хозрасчета и определения производственной себестоимости продукции.
По видам продукции (работ, услуг) расходы группируют для исчисления их себестоимости.
По видам расходов затраты группируют по элементам затрат и статьям калькуляции.
Расходы организации на производство продукции складываются из следующих элементов: материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов); затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация; прочие затраты (почтово-телеграфные, телефонные, командировочные и др.).
Конкретный перечень расходов по каждому указанному элементу приведен в Положении о составе затрат и Изменениях и дополнениях к Положению.
Эта группировка является единой и обязательной для всех отраслей народного хозяйства. Группировка расходов по экономическим элементам показывает, что именно израсходовано на производство продукции, каково соотношение отдельных элементов расходов в общей сумме расходов. При этом по элементам материальных затрат отражают только покупные материалы, изделия, топливо и энергию. Оплату труда и отчисления на социальные нужды отражают только применительно к персоналу основной деятельности.
Для исчисления себестоимости отдельных видов продукции расходы организации группируют.и учитывают по статьям калькуляции. В Основных положениях по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях установлена типовая группировка расходов по статьям калькуляции, которую можно представить в следующем виде:
1) «Сырье и материалы»;
2) «Возвратные отходы» (вычитаются);
3) «Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних предприятий и организаций»;
4) «Топливо и энергия на технологические цели»;
5) «Заработная плата производственных рабочих»;
6) «Отчисления на социальные нужды»;
7) «Расходы на подготовку и освоение производства»;
8) «Общепроизводственные расходы»;
9) «Общехозяйственные расходы»;
10) «Потери от брака»;
11) «Прочие производственные расходы»;
12) «Коммерческие расходы».
Итог первых 11 статей образует производственную себестоимость Продукции, а итог всех 12 статей — полную себестоимость реализованной продукции.
Перечень элементов затрат и порядок их учета определен Положением о составе затрат и изменениями и дополнениями к этому Положению.
В соответствии с этими нормативными документами затраты, образующие себестоимость продукции, группируются, как уже отмечалось, по следующим элементам: материальные затраты (за вычетом стоимости отходов), затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных фондов, прочие затраты.
«Материальные затраты» отражают стоимость:
покупных сырья и материалов, используемых на производственные и хозяйственные нужды, а также комплектующих изделий и полуфабрикатов, подвергающихся в дальнейшем монтажу или дополнительной обработке в данной организации;
работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или производствами и хозяйствами организации, не относящимися к основному виду деятельности;
природного сырья — отчисления на воспроизводство минерально-производственной базы, рекультивацию земель, оплата работ по рекультивации земель, плата за древесину, отпускаемую на корню, плата за пользование водными объектами;
топлива всех видов, приобретаемого со стороны и расходуемого на технологические цели, выработку всех видов энергии, отопление зданий, транспортные работы по обслуживанию производства, выполняемые транспортом организации;
покупной энергии всех видов, расходуемой на технологические и другие производственные и хозяйственные нужды;
потерь от недостачи поступивших материальных ресурсов в пределах норм естественной убыли.
Стоимость материальных ресурсов, отражаемая по элементу «Материальные затраты», формируется исходя из цен их приобретения (без учета налога на добавленную стоимость), наценок (надбавок), комиссионных вознаграждений, уплачиваемых снабженческим и внешнеэко-
номическим организациям, стоимости услуг товарных бирж, включая брокерские услуги, таможенных пошлин, платы за транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые сторонними организациями.
Из затрат на материальные ресурсы, включаемых в себестоимость продукции, исключается стоимость возвратных отходов.
Под возвратными отходами производства понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, теплоносителей и других видов материальных ресурсов, образовавшиеся в процессе производства продукции, утратившие полностью или частично потребительские качества исходного ресурса и в силу этого используемые с повышенными затратами (понижением выхода продукции) или вовсе не используемые по прямому назначению.
Возвратные отходы оценивают в следующем порядке:
по пониженной цене исходного материального ресурса (по цене возможного использования), если отходы могут быть применены для основного производства, но с повышенными затратами (пониженным выходом готовой продукции), для нужд вспомогательного производства, изготовления предметов широкого потребления (товаров культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода) или реализованы на сторону;
по полной цене исходного материального ресурса, если отходы реализуются на сторону для использования в качестве полноценного ресурса.
«Затраты на оплату труда» отражают затраты на оплату труда основного производственного персонала предприятия, включая премии рабочим и служащим за производственные результаты, стимулирующие и компенсирующие выплаты, в том числе компенсации по оплате труда в связи с повышением цен и индексацией доходов в пределах норм, предусмотренных законодательством, компенсации, выплачиваемые в установленных законодательством размерах женщинам, находящимся в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения им определенного законодательством возраста, а также затраты на оплату труда не состоящих в штате работников, занятых в основной деятельности.
По статье «Отчисления на социальные нужды» отражают обязательные отчисления по установленным законодательством нормам органам государственного социального страхования. Пенсионного фонда, фондов медицинского страхования от затрат на оплату труда работников, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) по элементу «Затраты на оплату труда» (кроме тех видов оплаты, на которые страховые взносы не начисляются).
По статье «Амортизация основных фондов» отражают сумму амортизационных отчислений на полное восстановление основных
производственных фондов, исчисленную исходя из их балансовой стоимости и утвержденных в установленном порядке норм, включая и ускоренную амортизацию их активной части, производимую в соответствии с законодательством.
Организации, осуществляющие деятельность на условиях аренды, по элементу «Амортизация основных фондов» отражают амортизационные отчисления на полное восстановление как по собственным, так и по арендованным основным фондам.
В этом элементе затрат отражают также амортизационные отчисления от стоимости основных фондов (помещений), предоставляемых бесплатно организациям общественного питания, обслуживающим трудовые коллективы, а также от стоимости помещений и инвентаря, предоставляемых медицинским учреждениям для создания медпунктов непосредственно на территории организации.
Организации, производящие в установленном законодательством порядке индексацию начисленных по действующим нормам амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов, отражают по элементу «Амортизация основных фондов» также сумму прироста амортизационных отчислений в результате их индексации.
«Прочие затраты» отражают налоги, сборы, платежи (в том числе по обязательным видам страхования), отчисления в страховые фонды (резервы) и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком, платежи за выбросы (сборы) загрязняющих веществ, затраты на оплату процентов по полученным кредитам, на командировки, подъемные, за подготовку и переподготовку кадров, оплату услуг связи, вычислительных центров, банков, плату за аренду в случае аренды отдельных объектов основных производственных фондов (или их отдельных частей), амортизацию по нематериальным активам, отчисления в ремонтный фонд, а также другие затраты, входящие в состав себестоимости продукции (работ, услуг), но не относящиеся к ранее перечисленным элементам затрат.
1.2. Калькулирование себестоимости работ (услуг) вспомогательных производств
Классификация производственных процессов производится по наиболее важным признакам, к числу которых относятся:
- назначение производственного процесса;
- характер технологических операций, выполняемых в ходе производственного процесса;
- степень автоматизации;
- характер объекта производства.
На предприятии производственный процесс представляет собой совокупность взаимосвязанных частичных процессов, которые в зависимости от назначения в изготовлении продукции подразделяются на основные, вспомогательные, обслуживающие и естественные. Состав и взаимосвязь основных, вспомогательных и обслуживающих процессов образуют структуру производственного процесса. Структура производственного процесса не является неизменной. К числу основных факторов, оказывающих влияние на структуру, следует отнести:
- конструктивно-технологические особенности (характер) выпускаемой продукции;
- объем выпуска продукции;
- вид и уровень специализации производства;
- уровень кооперации;
- уровень технического развития производства и т. д.
Рациональная организация производственного процесса на предприятии должна обеспечивать эффективность производственно-хозяйственной деятельности, экономию трудовых и материальных ресурсов, высокое качество продукции. Для этого в основу организации производственного процесса положен ряд принципов, а именно, специализация, пропорциональность, параллельность, прямоточность, непрерывность и ряд других. Следует учесть, что данные принципы относятся как к производственному процессу в целом, то есть к совокупности основных, вспомогательных и обслуживающих процессов, так и к каждому из этих процессов в отдельности.
Выделение вспомогательного производства из производственного процесса является следствием вторичного разделения труда. К. Маркс указывал, что «разделение общественного производства на его крупные роды, каковы земледелие, промышленность и т. д., можно назвать общим разделением труда, а разделение внутри мастерской – единичным разделением труда».
По отношению к производственному процессу единичное разделение труда проявляется в формах:
- технологической – по организационно-техническим особенностям;
- профессионально-квалификационной – по сложности работ и их профессиональной принадлежности;
- функциональной – по отношению к орудиям и предметам труда и месту в производственном процессе.
Таким образом, вспомогательное производство – есть проявление функциональной формы единичного разделения труда.
В отличие от основного производства во вспомогательном непосредственно конечный продукт данного предприятия не создается, однако, без успешного функционирования вспомогательных производств регламентированное протекание основного производственного процесса невозможно.
Задачи вспомогательного производства по отношению к основному могут быть сформулированы следующим образом:
- предотвращение возможных отклонений хода производственного процесса от заданного;
- создание условий для реализации преимуществ специализированной организации основного производства;
- функционирование на основе технологического, организационного, технико-экономического соответствия основного и вспомогательного производств;
- обеспечение выпуска максимума продукции заданного качества при фиксированном объеме ресурсов или выпуск заданного объема продукции при минимуме затраченных ресурсов;
- обеспечение гибкости основного производства при изменении номенклатуры выпускаемой продукции.
Вспомогательное производство определяется особенностями и спецификой основного производства, его размерами и производственными связями. В состав вспомогательного производства входят службы цехи и другие подразделения, выполняющие функции технического обслуживания основного производства или предприятия в целом.
Организация учета затрат вспомогательных производств основана на ряде принципов. Изучение состава затрат позволяет выделить десять основных принципов, четкое следование которым обеспечит достоверное формирование фактической себестоимости продукции и правильное исчисление налогооблагаемой прибыли и иных налогов.
1. Неизменность принятой методологии учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции в течение года.
2. Формирование затрат предприятия на основании условий договоров, заключенных в письменном виде. При этом сделка должна быть оформлена договором, заключенным в соответствии с требованиями гражданского законодательства.
3. Полнота отражения в учете всех хозяйственных операций и документальное подтверждение произведенных расходов надлежаще оформленными первичными документами. Следует учитывать, что не могут быть учтены в составе расходов предприятия, расходы, подтвержденными фиктивными или недействительными документами.
4. Правильное отнесение расходов и доходов к отчетным периодам.
5. Празграничение в учете текущих затрат на производство и капитальных вложений.
6. Возможность подтвердить производственную направленность затрат.
7. Производственные затраты предприятия должны относиться к деятельности самого предприятия.
8. Затраты, произведенные предприятием в иностранной валюте и подлежащие к включению в себестоимость продукции (работ, услуг), отражаются в валюте, действующей на территории РФ.
9. Перечень затрат, связанных с производством и реализацией продукции (работ, услуг) и относимых на ее себестоимость, ограничивается положениями действующих нормативных актов.
10. Перечень статей затрат, их состав распределения по видам продукции (работ, услуг) определяются отраслевыми методическими рекомендациями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) с учетом характера и структуры производства.
Также под организацией учета производственных затрат понимается, во-первых, система используемых предприятием бухгалтерских счетов и, во-вторых, применяемые предприятием подходы группировки своих издержек.
При учете затрат вспомогательных производств стоит двуединая задача: исчисление совокупности затрат, в том числе, в поэлементном разрезе за отчетный период, исчисление себестоимости единицы отдельных видов продукции (работ, услуг), т.е. калькуляция.
Калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг) условно можно подразделить на три этапа. На первом этапе исчисляется себестоимость всей выпущенной продукции в целом, на втором — фактическая себестоимость по каждому виду продукции, на третьем — себестоимость единицы продукции, выполненной работы или оказанной услуги.
В действительности процесс калькулирования является более сложным и чередуется с процессом учета затрат. После распределения первичных затрат калькулируется себестоимость продукции вспомогательных производств. На этом этапе калькулирование усложняется, так как необходимо учесть предоставление взаимных услуг.
Учет затрат и калькулирование себестоимости могут чередоваться и в основном производстве. Калькулирование себестоимости продукции является объективно необходимым процессом при управлении производством.
На калькулирование себестоимости продукции оказывает влияние применяемая методика учета затрат на производство, в частности экономически обоснованный выбор объекта учета производственных затрат, определяющий их аналитическое построение. Очень важно, чтобы объект учета затрат соответствовал объекту калькулирования.
Во многих случаях объекты учета затрат и объекты калькулирования не совпадают. Объектами учета затрат являются места их возникновения, виды или группы однородных продуктов. Местом возникновения затрат в управленческом учете называют структурные единицы и подразделения предприятия, в которых происходит первоначальное потребление производственных ресурсов (рабочие места, бригады, цехи и т.п.).
Под объектом калькулирования (носителем затрат) понимают виды продукции (работ, услуг) предприятия, предназначенные для реализации на рынке.
Выбор калькуляционной единицы зависит от особенностей производства и выпускаемой продукции (оказываемых услуг, выполняемых работ). Могут использоваться натуральные единицы (штуки, тонны, метры и т.д.); условно-натуральные единицы (например, в обувной промышленности — 100 пар обуви определенного типа, в литейном производстве — тонна литья определенного вида, в консервной промышленности — условные банки); единицы времени (часы, машино-часы, человеко-дни); единицы работы — одна тонна перевезенного груза. Из этого множества калькуляционных единиц для калькулирования используется один измеритель, который рассматривается как основной. Условно-натуральные единицы могут применяться при калькулировании промежуточных продуктов.
Различают плановую, сметную, нормативную и отчетную (или фактическую) калькуляции.
Плановые калькуляции определяют среднюю себестоимость продукции или выполненных работ на плановый период (год, квартал). Составляют их исходя из прогрессивных норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии, затрат труда, использования оборудования и норм расходов по организации обслуживания производства. Эти нормы расходов являются средними для планируемого периода. Разновидностью плановой являются сметные калькуляции, которые составляют на разовое изделие или работу для определения цены, расчетов с заказчиками и других целей.
Нормативные калькуляции составляют на основе действующих на начало месяца норм расхода сырья, материалов и других затрат (текущих норм затрат). Текущие нормы затрат соответствуют производственным возможностям организации на данном этапе его работы. В условиях инфляции и роста цен на сырье, материалы, топливо текущие нормы затрат в начале года, как правило, ниже средних норм затрат, заложенных в плановую калькуляцию, а в конце года, наоборот, выше. Именно поэтому и нормативная себестоимость продукции в начале года, как правило, ниже плановой, а в конце года - выше.
Отчетные, или фактические, калькуляции составляются по данным бухгалтерского учёта о фактических затратах на производство продукции и отражают фактическую себестоимость произведенной продукции или выполненных работ. В фактическую себестоимость продукции включают и непланируемые непроизводительные расходы.
Таким образом, в мировой бухгалтерской практике вопросам внутрихозяйственного учета, в том числе методикам планирования и учета затрат и калькулирования себестоимости продукции, придается большое значение. Метод калькулирования предполагает систему производственного учета, при которой определяются фактическая себестоимость продукции, а также издержки на единицу продукции. Выбор метода калькулирования себестоимости продукции связан с технологией производства, его организацией, особенностями выпускаемой продукции
1.3. Бухгалтерский учет расходов вспомогательных производств
Для определения себестоимости продукции (работ, услуг) вспомогательных производств, не выделенных на отдельный баланс, соответствующие затраты группируются на счете 23 «Вспомогательное производство». По назначению и экономическому содержанию этот счет соответствует счету 20 «Основное производство».
Особенностью учета затрат на производство продукции (работ, услуг) вспомогательного производства является избирательность включения тех или иных расходов в себестоимость строительных работ, которая зависит как от характера производства, так и от дальнейшего использования продукции. Продукция, работы и услуги указанного производства, применяемые строительной организацией при производстве строительных работ, включаются в себестоимость работ по их фактической себестоимости, а реализация продукции, работ и услуг сторонним организациям производится по договорным ценам.
Проблема заключается в том, что одна и та же продукция (услуга) одновременно может быть использована в основном производстве или направлена другим цехам вспомогательного производства, передана непроизводственной сфере или реализована на сторону. Во всех этих случаях требуется особый порядок калькулирования себестоимости вспомогательных производств.
Счет 23 "Вспомогательные производства" предназначен для обобщения информации о затратах производств, которые являются вспомогательными (подсобными) для основного производства организации. В частности, этот счет используется для учета затрат производств, обеспечивающих:
– обслуживание различными видами энергии (электроэнергией, паром, газом, воздухом и др.);
– транспортное обслуживание;
– ремонт основных средств;
– изготовление инструментов, штампов, запасных частей; строительных деталей, конструкций или обогащение строительных материалов (в основном в строительных организациях);
– возведение (временных) нетитульных сооружений;
– добычу камня, гравия, песка и других нерудных материалов;
– лесозаготовки, лесопиление;
– засолку, сушку и консервирование сельскохозяйственных продуктов.
По дебету счета 23 "Вспомогательные производства" отражаются прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг, а также косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием вспомогательных производств, и потери от брака. Прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг, списываются на счет 23 "Вспомогательные производства" с кредита счетов учета производственных запасов, расчетов с работниками по оплате труда и др. Косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием вспомогательных производств, списываются на счет 23 "Вспомогательные производства" со счетов 25 "Общепроизводственные расходы" и 26 "Общехозяйственные расходы". При целесообразности расходы по обслуживанию производства могут учитываться непосредственно на счете 23 "Вспомогательные производства" (без предварительного накапливания на счете 25 "Общепроизводственные расходы"). Потери от брака списываются на счет 23 "Вспомогательные производства" с кредита счета 28 "Брак в производстве".
По кредиту счета 23 "Вспомогательные производства" отражаются суммы фактической себестоимости завершенной производством продукции, выполненных работ и оказанных услуг. Эти суммы списываются со счета 23 "Вспомогательные производства" в дебет счетов:
20 "Основное производство" - при отпуске продукции (работ, услуг) основному производству;
29 "Обслуживающие производства и хозяйства" - при отпуске продукции (работ, услуг) обслуживающим производствам или хозяйствам;
90 "Продажи" - при выполнении работ и услуг для сторонних организаций;
40 "Выпуск продукции (работ, услуг)" - при использовании этого счета для учета затрат на производство и др.
Остаток по счету 23 "Вспомогательные производства" на конец месяца показывает стоимость незавершенного производства.
Аналитический учет по счету 23 "Вспомогательные производства" ведется по видам производств.
На счете 23 учитываются расходы, связанные с деятельностью вспомогательных и подсобных производств, обслуживающих основное производство (например, транспортного отдела, цеха по изготовлению инструментов и запасных частей и т.п.).
Счет 23 применяется, если организация ведет учет таких расходов обособленно.
Производственные расходы по способу отнесения их на себестоимость продукции делятся на прямые и косвенные.
Прямые расходы непосредственно связаны с деятельностью вспомогательного производства (заработная плата рабочих вспомогательного производства; стоимость материалов, израсходованных вспомогательным производством; расходы по содержанию и амортизационные отчисления по оборудованию вспомогательного производства и т.п.).
Прямые расходы отражаются непосредственно по дебету счета 23 и кредиту счетов, предназначенных для учета начисленной амортизации, материалов, расчетов с персоналом по оплате труда и т.д.
Косвенные расходы связаны с управлением и обслуживанием вспомогательного производства (заработная плата административного персонала, расходы на содержание основных средств общехозяйственного назначения и т.п.).
Косвенные расходы учитываются по дебету счетов 25 "Общепроизводственные расходы" и 26 "Общехозяйственные расходы". Долю этих расходов, относящуюся к деятельности вспомогательного производства, ежемесячно списываются со счетов 25 и 26 в дебет счета 23 "Вспомогательные производства".
Амортизацию по объектам основных средств, которые используются во вспомогательном производстве, необходимо начислить проводкой:
Дебет 23 Кредит 02 - начислена амортизация по основным средствам вспомогательного производства.
Материалы и запасные части, израсходованные вспомогательным производством, списвается проводкой:
Дебет 23 Кредит 10 - списаны материалы, израсходованные вспомогательным производством.
Если учет материалов ведется по учетным ценам, то сумму отклонений их фактической себестоимости от учетных цен необходимо отразить на счете 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей".
Отклонения в стоимости материалов, израсходованных вспомогательным производством, списываются проводкой:
Дебет 23 Кредит 16 - списана сумма отклонений в стоимости материалов, использованных вспомогательным производством.
Некоторые работы, связанные с деятельностью вспомогательного производства, могут выполнять сторонние организации. Стоимость таких работ (услуг) отражаются проводкой:
Дебет 23 Кредит 60 (76) - учтена в затратах вспомогательного производства стоимость работ (услуг), выполненных сторонними организациями.
Суммы НДС, указанные в счетах-фактурах сторонних организаций, отражаются так:
Дебет 19 Кредит 60 (76) - учтен НДС по работам (услугам) сторонних организаций.
После оплаты работ (услуг) сумма НДС подлежит возмещению из бюджета. В учете делаются записи:
Дебет 60 (76) Кредит 51 - оплачены работы (услуги) сторонних организаций;
Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19 - произведен налоговый вычет.
Заработная плата работникам вспомогательного производства начисляется проводкой:
Дебет 23 Кредит 70 - начислена заработная плата работникам вспомогательного производства.
Сразу после начисления заработной платы начисляется единый социальный налог.
Для этого необходимо сделать проводки:
Дебет 23 Кредит 69-1-1 - начислен единый социальный налог с заработной платы работников в части, подлежащей перечислению в фонд социального страхования;
Дебет 23 Кредит 68 субсчет "Расчеты по ЕСН" - начислен единый социальный налог с заработной платы работников в части, подлежащей перечислению в федеральный бюджет;
Дебет 68 субсчет "Расчеты по ЕСН" Кредит 69-2-1 - начисленные взносы по страховой части трудовой пенсии зачтены в счет уплаты ЕСН в федеральный бюджет;
Дебет 68 субсчет "Расчеты по ЕСН" Кредит 69-2-2 - начисленные взносы по накопительной части трудовой пенсии зачтены в счет уплаты ЕСН в федеральный бюджет;
Дебет 23 Кредит 69-3-1 - начислен единый социальный налог с заработной платы работников в части, подлежащей перечислению в федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
Дебет 23 Кредит 69-3-2 - начислен единый социальный налог с заработной платы работников в части, подлежащей перечислению в территориальный фонд обязательного медицинского страхования.
Помимо единого социального налога на заработную плату работников вспомогательного производства нужно начислить взносы на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний:
Дебет 23 Кредит 69-1-2 - начислены взносы на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.
Косвенные (общепроизводственные и общехозяйственные) расходы отражаются по дебету счетов 25 "Общепроизводственные расходы" и 26 "Общехозяйственные расходы".
При отражении этих расходов в учете делается проводка:
Дебет 25 (26) Кредит 10 (60, 70, 69, ...)
- отражена сумма общепроизводственных (общехозяйственных) расходов.
Доля косвенных расходов, относящаяся к деятельности вспомогательного производства, ежемесячно списывается на счет 23:
Дебет 23 Кредит 25 (26) - доля общепроизводственных (общехозяйственных) расходов включена в затраты по содержанию вспомогательного производства.
Общехозяйственные расходы в полном объеме ежемесячно списывается непосредственно в дебет субсчета 90-2 "Себестоимость продаж".
Способ списания общехозяйственных расходов должен быть закреплен в учетной политике организации.
Расходы вспомогательного производства, связанные с обеспечением деятельности основного производства, списываются проводкой:
Дебет 20 Кредит 23 - списаны расходы вспомогательного производства по выполнению работ (оказанию услуг) для основного производства.
Расходы вспомогательного производства, связанные с обеспечением деятельности обслуживающего производства (хозяйства), списываются так:
Дебет 29 Кредит 23 - списаны расходы вспомогательного производства по выполнению работ (оказанию услуг) для обслуживающего производства (хозяйства).
Зачастую определить, какие именно расходы вспомогательного производства относятся к деятельности основного или обслуживающего производства, невозможно (например, расходы по содержанию электрической подстанции или ТЭЦ, обеспечивающей всю организацию электроэнергией или теплом). Поэтому распределить такие расходы вы должны пропорционально какому-либо показателю.
Таким показателем может быть заработная плата рабочих различных производств, сумма прямых затрат, связанных с содержанием того или иного производства.
Порядок распределения расходов вспомогательного производства должен быть закреплен в учетной политике организации.
Расходы вспомогательного производства по выполнению работ (оказанию услуг) для сторонних организаций списываются в дебет субсчета 90-2 "Себестоимость продаж". Списать расходы необходимо после отражения в учете выручки от продажи результатов работ или услуг.
После перехода к заказчику права собственности на результаты выполненных работ (услуг) делается проводка:
Дебет 62 Кредит 90-1 - отражена выручка от продажи результатов работ (услуг).
После этого списываются все затраты вспомогательного производства, связанные с выполнением этих работ (оказанием услуг):
Дебет 90-2 Кредит 23 - списаны расходы вспомогательного производства по выполненным работам (услугам)
и начисляется налог на добавленную стоимость (если работы или услуги облагаются этим налогом):
Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС" - начислен налог на добавленную стоимость.
В конце месяца определяется финансовый результат от продажи результатов работ (услуг) вспомогательным производством:
Дебет 90-9 Кредит 99 - отражена прибыль от продажи результатов работ (услуг)
или:
Дебет 99 Кредит 90-9 - отражен убыток от продажи результатов работ (услуг).
Сегодня проблемой постановки налогового учета озабочены многие специалисты. Качественно решить эту задачу на промышленном предприятии невозможно без знания технологических особенностей процесса выпуска продукции (выполнения работ, оказания услуг), а также без учета организационной структуры организации. Причем это касается любого промышленного предприятия.
К вспомогательному производству относятся цеха (подразделения), являющиеся вспомогательными по отношению к основному производству. Организации при ведении налогового учета в этих подразделениях должны принимать во внимание следующие документы:
- утвержденные технологические инструкции по работам и услугам, осуществляемым подразделениями вспомогательного производства;
- производственные отчеты подразделений;
- ведомость распределения продукции (работ, услуг) по другим структурным подразделениям предприятия.
Ведение учета расходов может быть различным. Это зависит от наличия (или отсутствия) реализации продукции (работ, услуг), а также от иных хозяйственных ситуаций.
1. Во вспомогательном производстве собственной выручки нет.
Алгоритм построения налогового учета следующий:
- распределение расходов подразделения на прямые и косвенные. В данном случае распределение расходов вызвано необходимостью определения величины НЗП;
- определение величины НЗП в данной структуре;
- признание всех расходов подразделения (в пределах установленных нормативов и выполнения условий их признания в соответствии с нормами главы 25 НК РФ), за исключением установленной суммы НЗП, косвенными и принятие их для целей налогообложения в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Расходы будут признаны в других подразделениях в качестве косвенных. Поэтому целесообразно не распределять их по направлениям, а признать сразу косвенными на уровне цеха, выполняющего работы (услуги).
2. Цех вспомогательного производства помимо обеспечения основного производства продукцией (работами, услугами) выпускает и реализует продукцию (работы, услуги) собственного изготовления.
Алгоритм построения учета в цехе вспомогательного производства при наличии доходов от реализации товаров (работ, услуг):
- распределение расходов подразделения на прямые и косвенные;
- определение величины НЗП;
- распределение всех прямых расходов подразделения (в пределах установленных нормативов и выполнения условий их признания в соответствии с нормами главы 25 НК РФ), за исключением установленной суммы НЗП, по направлениям в порядке, указанном на рис. 1.
Рис. 2. Распределение прямых расходов вспомогательного производства
3. Цех производит продукцию, которая в следующем цехе вспомогательного производства используется для создания амортизируемого имущества.
На практике промышленные предприятия в рамках вспомогательных производств нередко создают амортизируемое имущество. В том числе осуществляют строительство хозспособом.
Формирование стоимости амортизируемого имущества имеет свои особенности. Их необходимо учитывать при ведении налогового учета в производственных подразделениях.
Затраты, связанные с созданием амортизируемого имущества, не могут быть учтены как расходы для целей исчисления налога на прибыль (п.5 ст.270 НК РФ). Данная норма является приоритетной. Она устанавливает общий порядок в отношении расходов, связанных с амортизируемым имуществом.
Рассмотрим требования главы 25 НК РФ, касающиеся стоимости амортизируемого имущества. Так, первоначальная стоимость основных средств определяется как сумма расходов на их приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором они пригодны для использования (ст.257 НК РФ). Иными словами, для определения первоначальной стоимости амортизируемого имущества необходимо учитывать все (за исключением внереализационных) расходы по его созданию. Дело в том, что эти расходы не принимаются в расчет налоговой базы в период возникновения.
Если налогоплательщик использует объекты основных средств собственного производства, их первоначальная стоимость определяется как стоимость готовой продукции, исчисленная в соответствии с п.2 ст.319 НК РФ (абз.8 п.1 ст.257 НК РФ). Данная норма указывает налогоплательщику только на способ оценки имущества.
Учитывая действие других норм главы 25 НК РФ, можно сделать вывод: положение абз.8 п.1 ст.257 НК РФ применимо в учете только при производстве амортизируемого имущества, создание которого является одним из видов деятельности предприятия*(1).
Таким образом, все расходы, осуществленные налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода и относящиеся к созданию амортизируемого имущества (в том числе услуги подрядных организаций), формируют стоимость указанных объектов налогового учета и не подлежат учету для целей налогообложения в момент их возникновения.
При создании амортизируемого имущества величина незавершенного производства в соответствии с правилами ст.319 НК РФ не рассчитывается.
В настоящее время отсутствуют методические рекомендации по налоговому учету, основанные на специфике отраслей промышленности. Поэтому у налогоплательщика остается единственная возможность решать проблемные вопросы налогообложения декларированием методов учета в учетной политике предприятия для целей налогообложения.
Учетная политика является реальным инструментом управления предприятием в части налогового планирования его деятельности и снижения налоговых обязательств. Значение роли учетной политики уже доказано: при налоговых проверках на нее ссылаются налогоплательщики, ее положения принимают судебные инстанции в качестве доказательств при разрешении налоговых споров.
От того, насколько рационально будет организован налоговый учет и верно выбраны способы и методы учета, зависит финансовое положение организации.
Заключение
Вспомогательные производства играют важную роль в подготовке производства, совершенствовании техники, технологии, организации производства. Уровень вспомогательных производств оказывает значительное влияние на технико-экономические показатели предприятий. Переход вспомогательных производств на техническую основу, соответствующую требованиям современности, их организационная перестройка – важные резервы повышения эффективности производства. Кроме того, улучшение организации и структуры вспомогательных производств и их взаимодействие с основным производственным процессом является важным направлением перестройки хозяйственного механизма в целом.
Вспомогательные подразделения:
- обеспечивают предприятие электроэнергией, паром, газом;
- занимаются транспортным обслуживанием;
- ремонтируют основные средства;
- изготавливают инструменты, запчасти, строительные детали и конструкции;
- возводят временные сооружения;
- добывают камень, гравий, песок и другие нерудные материалы;
- заготавливают и обрабатывают лесоматериалы.
Затраты на подобные работы собираются на счете 23 "Вспомогательные производства". Прямые расходы - те, что можно отнести к производству конкретной продукции либо определенному виду услуг, - показывают по дебету счета 23 сразу. Косвенные же расходы, связанные с управлением и обслуживанием вспомогательных производств, списываются в дебет счета 23 со счетов 25 "Общепроизводственные расходы" и 26 "Общехозяйственные расходы".
Список литературы
1. Гражданский кодекс РФ. – М., 2004.
2. Налоговый кодекс РФ. – М., 2004.
3. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. N 34н) (с изменениями от 24 марта 2000 г.).
4. Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99 (утв. приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. N 33н) (с изменениями от 30 декабря 1999 г., 30 марта 2001 г.).
5. Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98" (утв. 9 декабря 1998 г. N 60н с изм. и доп.).
6. Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово - экономической деятельности предприятия. - М.: Дело и Сервис, 2002. - 256 с.
7. Апчёрч А. Управленческий учет: принципы и практика: Пер.с англ.-М.: Финансы и статистика, 2002.-952с.
8. Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Материальные расходы. Налоговый и бухгалтерский учет. – М.: Налоги и финансовое право, 2003. –650 с.
9. Бухгалтерский учет в организациях / Е.П. Козлова, Т.Н. Бабченко, Е.Н. Галанина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 800 с.
10. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет. – М.: Омега-Л, 2002. – 528 с.
11. Власов Б. В., Семенов В. М. Повышение эффективности вспомогательных производств. – М., 1983 – С. 181.
12. Друри К. Управленческий производственный учет. – М.: ЮНИТИ, 2002. – 580 с.
13. Карпова Т.П. Управленческий учет. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 460 с.
14. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 560 с.
15. Кожинов В.Я. Основы бухгалтерского учета. - Система ГАРАНТ, 2003. – 450 с.
16. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. – М.: ИПБ-БИНФА, 2002. – 640 с.
17. Котляров С.А. Управление затратами. – СПб.: ПИТЕР, 2002. – 467 с.
18. Лебедев В.Г. Управление затратами на предприятии. – М., 2002.
19. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.23 – С.363.
20. Организация и планирование машиностроительных предприятий / Мищенко В.И., Ильина Г.И., Курганская Н.И. и др.: Учеб. пособие. / РИСХМ. - Ростов-н/Д, 1991. -121с.
21. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: - Минск: Новое знание, 2003. - 688 с.
22. Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 479 с.
23. Тишков И. Е. Учет и калькулирование продукции вспомогательных производств. – М.:Финансы, 1980 – 112с.
24. Уваров А. В., Уваров С. А., Циталовский Э. А. Вспомогательное производство: интенсификация и эффективность. –Л.:Изд-во ЛФЭИ, 1991 – 138с.
25. Управленческий учет / Под ред. А.Д. Шеремета. – М.: ФБК ПРЕСС, 2002. – 460 с.
26. Чунихин В. К. Повышение эффективности производства на основе совершенствования организации вспомогательных работ. - М.: ВНИИТЭМР, 1987. - 60с.
27. Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. - М.: ИНФРА - М, 2001. - 207с.
28. Аверчев И. Управленческий учет // Московский бухгалтер. – 2004. – №2. – С. 32-34.
29. Андреев Д. Анализ производственных затрат в мукомольной промышленности // Финансовая газета. Региональный выпуск. – 2002. – №12. – С. 12-15.
30. Вахрушина М. Нормативный учет затрат как способ управления предприятием // Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". – 2001. – №17. – С. 29-31.
31. Вахрушина М. Управленческий анализ поведения затрат, Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь" – 2001. – №21. – С. 27-29.
32. Воронова Е.Ю. Позаказный и попроцессный методы калькулирования себестоимости: сравнительный анализ // Аудиторские ведомости. –2002. – №11. – С. 28-32.
33. Врублевский Н.Д. Калькулирование себестоимости продукции в комплексных химических производствах // Бухгалтерский учет. – 2001. - № 16. – С. 35-37.
34. Врублевский Н.Д. Построение системы счетов управленческого учета // Бухгалтерский учет. – 2002. - № 17. – С. 45-46.
35. Гейц И.В. Затраты предприятия: источники финансирования, оформление и отражение в учете (в том числе для целей налогообложения) // Консультант бухгалтера. – 2001. – №9. – С.15-17.
36. Гришина О.В. Управленческий учет: затраты по обычным видам деятельности // Аудиторские ведомости.– 2003. – №8. – С. 46.
37. Зинченко А.А. Калькулирование стоимости продукции // Главбух, Отраслевое приложение "Учет в производстве". – 2004. – №1. – С. 12-15.
38. Зинченко А.А. Методы учета затрат // Главбух, Отраслевое приложение "Учет в производстве". – 2003. – №12.– С. 23-26.
39. Иванов А.Н. Производственный анализ: оптимизация структуры затрат // Аудиторские ведомости. - 1998. - № 10.– С. 15-17.
40. Калькулирование стоимости продукции // Главбух, Отраслевое приложение "Учет в производстве". – 2004. – №1.– С. 21-24.
41. Клюева Е. Затраты - объем - прибыль. Без классификации расходов // Двойная запись. – 2004. – №5. – С. 30.
42. Малявкина Л.И. Затраты, незавершенное производство, готовая продукция // Бухгалтерский учет. – 2003. – №24. – С. 13-15.
43. Малявкина Л.И. Информация о затратах организации в годовой бухгалтерской отчетности // Аудиторские ведомости. – 2004. – №1. – С. 25.
44. Палий В.В., Палий В.Ф. Счета управленческого учета // Бухгалтерский учет. – 2001. – №7. – С. 15-17.
45. Пласкова Н., Тойкер Д. Бухгалтерская отчетность как информационная база финансового анализа // Финансовая газета.– 2002. - N 35. – С. 30.
46. Стуков С.А. Распределение косвенных затрат между себестоимостью отдельных видов продукции // Аудиторские ведомости. – 2001. – №8. – С. 12-14.
47. Чулкова Л. Оперативное калькулирование полной себестоимости продукции // Финансовая газета. Региональный выпуск. – 2002. – №1. – С. 7-9.
48. Юцковская И.Д. Процесс калькулирования // Финансовые и бухгалтерские консультации. – 2002. – №6. – С. 18-19.