СТРАТЕГИЯ УКРАИНСКИХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ПЛОСКОГО ПРОКАТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
(на примере ОАО «Запорожсталь»)
Александр ПУТНОКИ, ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРАВЛЕНИЯ, ТЕХНИЧЕСКИЙ ДИРЕКТОР ОАО «ЗАПОРОЖСТАЛЬ»
Уважаемые дамы и господа!
Открытое акционерное общество «Запорожский металлургический комбинат «Запорожсталь» — одно из наиболее крупных промышленных предприятий Украины.
Комбинат «Запорожсталь» это:
• Предприятие с полным металлургическим циклом
• Специализация комбината – плоский прокат г/к и х/к толщиной 0.5-8.0 мм
• единственный в Украине производитель тонколистового проката из нержавеющих и легированных сталей, консервной жести.
• Годовой объем производства стали – 3.97 млн.тонн : 4 место в Украине и 53 место в мире
Сегодня ОАО «Запорожсталь»:
• Подтвердило свою жизнеспособность и умение адаптироваться к переменам макроэкономической среды
Пик производства приходится на 1978 год, когда комбинат произвел 4,97 млн.тонн стали.
После развала СССР и разрыва хозяйственных связей пеоследовал спад производства. Однако, менеджмент комбината в короткие сроки восстановил работу «Запорожстали» и смог организовать производство в новых экономических условиях.
• Доказало конкурентоспособность производимой продукции и поставляет прокат в 107 стран мира
• Обеспечило известность торговой марки и популярность продукции у потребителей как на внутреннем рынке и во многих странах мира
• Стабильно укрепляет позиции на внутреннем рынке и наращивает объем поставок проката в Украину
Основными потребителями продукции комбината являются производители сварных труб, предприятия автомобильного, сельскохозяйственного, транспортного машиностроения, производители бытовой техники.
Сегодня акционеры и менеджмент «Запорожстали» видят в качестве своей стратегической цели дальнейшее развитие и укрепление предприятия на основе:
- организации эффективного управления подразделениями комбината,
- совершенствования технологий и реконструкции производства,
- сертификации системы управления качеством,
- освоения новых видов продукции,
- укрепления конкурентных позиций на внутреннем рынке и за пределами Украины,
- региональной деверсификации экспортных поставок.
Более полную информацию о «Запорожстали» вы можете найти в Интернет на сайте www.zaporizhstal.com
* * *
Переходя к обсуждению стратегии предприятия в современных условиях хотел бы кратко охарактеризовать рыночные условия, в которых работают металлурги в Украине, и выделить основные направления, которые являются неотъемлемыми составляющими общей стратегии «Запорожстали».
- Стратегический анализ среды
• Макросреда
• Изменяющееся правовое поле
Эксперимент к ГМК давно отменен, меняются отчисления с прибыли, на экологию и т.д.
• Проблема нехватки сырьевых материалов
Перебои с поставками и постоянная нехватка кокса, железорудного сырья, металлолома
• Стабильный курс гривны
• Рыночные условия
• Слабый платежеспособный спрос на внутреннем рынке
У большинства промышленных предприятий отсутствует возможность долгосрочного прогнозирования и проведения закупок
• Наличие торговых ограничений на внешних рынках
Многие государства проводят целенаправленную политику по защите отечественных производителей, введением протекционистских санкций и ограничением импорта (тарифные ограничения и антидемпинговые пошлины на плоский прокат из Украины действуют сейчас в 24 странах)
• Потребители
• Наличие только двух крупных отраслевых потребителей на внутреннем рынке
Основными потребителями проката являются трубные – 48% и предприятия транспортного, сельскохозяйственного, автомобильного машиностроения – 7%, также велика доля металлоторговых фирм – 38%.
• Отсутствие прогнозов потребления на уровне отдельных украинских предприятий
Предприятия действуют на основе краткосрочных программ, объемы потребления металлопроката формируются в оперативном порядке
• Слабая идентификация требований конечных потребителей на внешних рынках
Работа на экспорт через цепочку трейдеров лишает комбинат прямых контактов с конечными потребителями и исключает возможность оперативной обратной связи с ними
• Конкуренция
• Высокий уровень конкуренции на внутреннем рынке
Доля «Запорожстали» в производстве чугуна, стали и проката в нынешнем году составляет по 12% в каждом сегменте.
На внутреннем рынке доля комбинат составляет 31% по горячему и 57% по холоднокатаному прокату.
• Сырьевая конкуренция с украинскими производителями других видов проката
- Рыночные стратегии
• Стратегии рынка и товаров
• Стратегия охвата всего рынка
Металлопродукция предлагается всем сегментам рынка – для опытных игроков рынка
• Стратегия нескольких целевых сегментов рынка
Продвижение одного и того же изделия на ряде различных сегментов – из-за ограниченности свободных средств у потребителей
• Стратегия национального рынка
Это основная стратегия, но в чистом виде не может быть осуществлена – валюта нужна для компании. Необходимы солидные инвестиции в систему продвижения продукции
• Стратегия международного рынка
Акцент на наличие международного рынка, выступающего как альтернатива внутреннему рынку (приток товаров)
• Позиционирование товара по цене и качеству
Успешная экспортная деятельность комбината – подтверждение того, что продукция комбината правильно позиционируется на рынке и соотношение цена/качество удовлетворяет требованиям потребителей
• Позиционирование товара по применению
Пример – белая жесть ГЖК для консервной промышленности - в первую очередь. Но это не исключает других областей применения
• Стратегии ценообразования
• Стратегия поддержания цены
Цель – сохранить свою долю рынка в прежнем объеме
• Стратегия гибкой цены
Для различных покупателей за одни и те же условия поставки устанавливается разная цена. Это вынужденная мера. Связанная с очень быстрым изменением конъюнктуры. Наличие коридора цен позволяет делать максимально рыночные выводы
• Стратегия построения рыночной доли (с учетом работы по снижению себестоимости)
Данная стратегия является вспомогательной и направлена на достижение наибольшей доли рынка за счет ценовых рычагов. При этом должен быть запас по затратам
• Стратегия снижения цены (с учетом хорошей финансовой устойчивости предприятий)
Стратегия, основанная на снижении цены, позволяет отреагировать на вызов конкурентов. Финансовая устойчивость украинских предприятий позволяет применять этот метод в разумных пределах
• Стратегии дистрибуции и продвижения
• Большое разнообразие сбытовых каналов (торговые дома, неаффилированные и аффилированные трейдеры, прямые продажи, сервисные металлоцентры и др.)
• Создание разветвленных систем дистрибуции с неполным региональным охватом внутреннего рынка
Не все области Украины являются крупными потребителями плоского проката. Поэтому существует поры эффективности создания регионального представительства. В первую очередь они создаются в промышленно развитых областях Украины.
• Возрастающая роль прямого маркетинга и комплексный характер продвижения с акцентом на имиджевых аспектах
Прямой маркетинг, т.е. индивидуальная работа с ключевыми потребителями, становится решающим фактором успешной сбытовой политики (с учетом ограниченности платежеспособного спроса)
3. Конкурентные стратегии
• Лидерство по издержкам
• Оптимизация поставок на комбинат сырья, энергоресурсов, оборудования, материалов
• Внедрение энергосберегающих технологий
• Оптимизация производственных процессов
• Снижение металлоемкости производства
• Диверсификация
• Максимальная диверсификация внешних рынков сбыта
Равномерное региональное распределение, исключающее жесткую привязку крупных поставок на один рынок (страну).
• Разнообразие экспортных поставок по видам металлопродукции и постоянное расширение экспортного сортамента
• Развитие последующих переделов
• Стратегии с учетом жизненного цикла товара
• Стратегии по поддержанию уровня прибыльности для плоского проката, большей частью находящегося в стадии зрелости
• Вывод из эксплуатации мощностей по производству товаров, закончивших свой жизненный цикл
(металлопласт - на примере «Запорожстали»)
4. Технические стратегии
На комбинате разработана программа по дальнейшему техническому перевооружению основных агрегатов, которая наряду с их обновлением, обеспечивает снижение энергоемкости и металлоемкости производства, улучшение качества и выпуск конкурентоспособной металлопродукции, с целью укрепления позиций комбината на мировом рынке.
• Управление качеством
Для осуществления технических и социальных мероприятий требуется положительное финансовое состояние комбината, необходим дополнительный доход, который должен быть получен как за счет снижения затрат, экономии материальных и энергетических ресурсов, так и за счет повышения технического уровня и качества продукции, требующейся заказчикам.
• Корректирующие воздействия на основе обратной связи с конечными потребителями
Совещания с конечными потребителями на комбинате – трубники, машиностроители
• Переход к предупреждающим воздействиям, которые направлены на опережение потребностей покупателей
• Обновление производственных мощностей
• Первоочередное внимание обновлению прокатного оборудования
• Радикальная модернизация доменного производства
• Стратегический курс на замену сталеплавильных и разливочных мощностей
• Повышение экологической безопасности
• Приоритет природоохранных технологий (аспирационная система и оборотный цикл водоснабжения аглофабрики, литейного цеха, нейтрализация сточных вод прокатных цехов, аспирационная установка ДП-3, новые системы газоочистки доменного и мартеновского цехов). Сокращение выбросов в атмосферу на 47.6%, сточных вод на 30%, шламов - на 81% .
• Переработка и утилизация техногенных захоронений
5. Корпоративные стратегии
• Вертикальная интеграция
• Приобретение корпоративных прав в сфере снабжения (железорудное сырье, кокс, флюсы)
• Разнообразие форм вертикальной интеграции с предприятиями крупнейших потребляющих областей (сотрудничество с трубными предприятиями)
• Отсутствие слияний и поглощений
• Возможность развития компаний по экстенсивному пути
• Наличие центробежных корпоративных прав
- Инновационные стратегии
• Непрерывное совершенствование технологии
Для осуществления технических и социальных мероприятий требуется положительное финансовое состояние комбината, необходим дополнительный доход, который должен быть получен как за счет снижения затрат, экономии материальных и энергетических ресурсов, так и за счет повышения технического уровня и качества продукции, требующейся заказчикам.
Специалистами комбината разработаны и внедрены в производство новые прогрессивные технологии и оригинальные инженерные решения, позволившие снизить расход сырьевых, материальных и топливно-энергетических ресурсов, освоить новые виды прокатной продукции, обеспечить в течение 2002 года экономию 41,4 млн.грн. (7,7 млн. долларов США), в том числе 47,7 тыс.тонн железорудного сырья, 38,1 тыс.тонн кокса, 47,5 тыс.тонн условного топлива.
• Технология нагрева и прокатки слитков с повышенным теплосодержанием (жидкой сердцевиной) обеспечивает сокращение расхода топлива с 51,7 до 20 кг/тонну,
• Технология транзитной (прямой) горячей прокатки на НТЛС «1680» без предварительного нагрева слябов в методических печах обеспечивает сокращение расхода топлива с 85,0 до 13,5 кг/тонну,
• Применение аргонно-кислородной продувки при выплавке стали позволяет производить холоднокатаный лист весьма особосложной вытяжки и снизить угар металлошихты на 27 кг на тонну стали,
• Интенсификация продувки 500-тонных мартеновских печей кислородом позволяет полностью прекратить отопление печей в периоды плавления и доводки, снизить расход топлива со 117 до 85 кг на т стали,
• Разработка новой продукции
• Внедрение оригинальных технических решений позволило освоить выпуск нового вида продукции – жести белой шириной 512 мм на имеющемся оборудовании без значительных капитальных затрат.
• Проведение НИОКР
- Стратегия мотивирования персонала и укрепления социальной сферы.
• Контрактная система и оплата труда с учетом результатов трудовой деятельности
• Обязательное медицинское страхование трудящихся
• Социальная защита пенсионеров и ветеранов
• Организация подготовки кадров и обучения персонала
• Лечение, оздоровление, ПЖК, ДК, своевременная зарплата
* * *
Таким образом, общая стратегия развития металлургической отрасли в Украине направлена на:
• оптимизацию производства,
• сбережение экспортного потенциала с целью обеспечения валютных поступлений в Украину,
• повышение конкурентоспособности продукции за счет:
§ уменьшения затрат на ее производство,
§ снижения энергоемкости производства,
§ сокращения и вывода из эксплуатации избыточных мощностей и устаревших агрегатов,
§ проведения реструктуризации предприятий,
§ создания промышленно-финансовых групп,
§ обновления производственных фондов.
Выводы:
• Производство плоского проката в Украине является инвестиционно перспективным направлением
• Выработанные стратегии в настоящее время обеспечивают конкурентоспособность украинского плоского проката на внутреннем и внешних рынках
• Дальнейший прогресс будет определяться темпами технических и корпоративных преобразований