№ заказа

1069.6

Вариант, тема

4

Дисциплина

Хозяйственное право

Исполнитель

Лещенко Н.А.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Вопрос №1: ответственность за нарушение законодательства о приватизации государственных и муниципальных предприятий. 3

Задача №1: 6

Задача №2: 8

Библиография: 11

Вопрос №1: ответственность за нарушение законодательства о приватизации государственных и муниципальных предприятий.

В широком смысле под приватизацией  понимается передача имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за плату или безвозмездно в частную собственность, т.е. в собственность физических и (или) юридических лиц.

Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее - федеральное имущество), субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.   

Правовые основы приватизации государственного и муници­пального имущества в РФ в настоящее время определяются Фе­деральным законом от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Он введен в действие с 27 апреля 2002 г. До этого во­просы приватизации регулировались Федеральным законом от '1 июля 1997 г. № 123-ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ», а еще ранее - Законом РСФСР от 3 июля 1991 г. «О приватиза­ции государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», ко­торый и заложил правовые основы приватизации.[1]

Основные принципы приватизации государственного и муниципального имущества изложены в Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ   «О приватизации государственного и муниципального имущества» (с изменениями от 27 февраля 2003 г., 9 мая, 18 июня, 18 июля, 26, 31 декабря 2005 г., 5 января 2006 г.)

Приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество).

Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

  Ответственность за нарушение законодательства о приватизации государственных и муниципальных предприятий установлена за следующие нарушения должностными лицами органов государственного управления, местной администрации, фондов имущества, предприятий, организаций и учреждений влекут за собой административную ответственность:

·        отказ в регистрации заявки на приватизацию;

·        нарушение сроков принятия решения о приватизации;

·        неопубликование объявления о приватизации, сокрытие информации о приватизируемом предприятии от покупателей или посредников, введение покупателя или посредника в заблуждение о составе имущества либо о цене продаваемого предприятия, сокрытие информации о факте продажи предприятия, итогах конкурса или аукциона

·        необоснованный отказ от продажи предприятия (акций;

·        необоснованный отказ от заключения коллективного договора с трудовым коллективом приватизированного предприятия или невыполнение требований о социальных гарантиях работникам приватизируемых предприятий;

·        разглашение сведений о конкурсантах или участниках аукциона до начала конкурса или аукциона;

·        отказ от оплаты предприятия (акций), купленного по конкурсу или на аукционе.

Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев, предусмотренных п. 3 ст. 56 ГК РФ. Это правило также применяется к ответственности предприятия, учредившего дочернее предприятие, по обязательствам последнего (ст. 114 ГК РФ).[2]

Порядок и сроки рассмотрения дел о правонарушениях,  регламентируются Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Дела о правонарушениях при приватизации, рассматриваются судьей единолично по заявлениям (жалобам) комитетов по управлению имуществом, продавцов, покупателей, посредников, народных депутатов Российской Федерации, Советов народных депутатов, должностных лиц органов государственной власти и управления, местной администрации, общественных организаций (объединений) либо по инициативе прокурора.

Задача №1:

         Заведующая муниципальным детским салом обратилась к юристам - родителям, чьи дети посещали детский сад, с просьбой дать ей консультацию - вправе ли детсад осуществлять какую-либо деятельность на возмездных началах, например, вести платные занятия по английскому языку или платные экскурсии по городу, либо, например, проводить лотерею на поделки, выполненные детьми в детсаду и т.д. с тем, чтобы вырученные средства шли на увеличение заработной платы персонала детсада.

Как бы Вы ответили заведующей детским садом?

Решение

Муниципальный детский сад относиться к образовательному учреждению дошкольного типа (п.4 ст.12 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании»)

 в ст. 47 Закон РФ «Об образовании» устанавливает, что образовательное учреждение вправе вести предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, предусмотренную его уставом.

2. К предпринимательской деятельности образовательного учреждения относятся:

·        торговля покупными товарами, оборудованием;

·        оказание посреднических услуг;

·        долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций;

·        приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;

·        ведение приносящих доход иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией.

Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) (с изменениями от 23 декабря 2002 г., 1 февраля 2005 г.) в П.79 устанавливает, что общеобразовательное учреждение вправе осуществлять самостоятельную предпринимательскую деятельность, предусмотренную уставом, и распоряжаться доходами от этой деятельности.

Учредитель вправе устанавливать ограничения на отдельные виды предпринимательской деятельности общеобразовательного учреждения. Общеобразовательное учреждение ведет отдельный учет доходов и расходов по предпринимательской деятельности.

Общеобразовательное учреждение самостоятельно распоряжается имеющимися денежными средствами (п.80 типового положения).

Таким образом, детский сад имеет право заниматься той деятельнсотью на возмездных началах, которая закреплена в его уставе и полученные доходы от данной предпринимательской деятельности оно вправе распоряжаться самостотельно.

Задача №2:

Общество с ограниченной- ответственностью    заключило договор с леспромхозом о поставке пиломатериалов. В соответствии с заключенным договором Общество перечислило леспромхозу полную стоимость пиломатериалов. Однако в установленный срок пиломатериалы поставлены не  были.  В связи с этим Общество предъявило иск к леспромхозу о возврате перечисленной ранее суммы денежных средств, уплате процентов за использование чужих денежных средств»   

Подлежат ли удовлетворению требования Общества к леспромхозу? Изменится ли решение если будет установлено что заготовленные для,поставки Обществу пиломатериалы были уничтожены наводнением

Решение

Согласно ч.1 ст. 420 ГК РФ  договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

 К обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах (статьи 307 - 419), если иное не предусмотрено правилами об отдельных видах договоров, содержащимися в ГК РФ (ч.2 ст. 420 ГК РФ).

Ст. 309 ГК РФ  устанавливает, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Согласно ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.

                 Согласно ч.1 ст. 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

  Проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок (ч.3 ст. 395 ГК РФ).

Таким образом, требования Общества к леспромхозу о возврате перечисленной ранее суммы денежных средств, уплате процентов за использование чужих денежных средств подлежат удовлетворению в полном объеме.

 Статья 401 ГК  устанавливает, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства (ч.1).

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (ч.2).

Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств (ч.3).

Заключенное заранее соглашение об устранении или ограничении ответственности за умышленное нарушение обязательства ничтожно (ч.4).

Таким образом, если в судебном заседании будет доказано что заготовленные для поставки Обществу пиломатериалы были уничтожены наводнением, то леспромхоз ответственность нести не будет.

Библиография:

1.     ГК РФ

2.     Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ  «О приватизации государственного и муниципального имущества» (с изменениями от 27 февраля 2003 г., 9 мая, 18 июня, 18 июля, 26, 31 декабря 2005 г., 5 января 2006 г.)

3.     Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (с изм. и доп. от 24 декабря 1993 г., 13 января 1996 г., 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 13 февраля, 21 марта, 25 июня, 25 июля, 24 декабря 2002 г., 10 января, 7 июля, 8, 23 декабря 2003 г., 5 марта, 30 июня, 20 июля, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 18, 21 июля, 31 декабря 2005 г.)

4.     Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196 "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении" (с изм. и доп. от 23 декабря 2002 г., 1 февраля 2005 г.)

5.     И.В. Ершова «Предпринимательское право» М.2006г.

6.     Предпринимательское право Российскйо Федерации, под ред. Е.П. Губина.  М.2004г.

7.     А.В. Толкушкин. Комментарий (постатейный) к Федеральному закону «О приватизации государственного и муниципального имущества». М.  2004 г.


[1] И.В. Ершова «Предпринимательское право» М.2006г С.201

[2] А.В. Толкушкин. Комментарий (постатейный) к Федеральному закону «О приватизации государственного и муниципального имущества». М.  2004 г. С.78