Содержание

Задача № 1. 3

Задача № 2. 6

Задача № 3. 8

Список источников и литературы.. 11

Задача № 1

24 мая 2004 г. судья Ленинского федерального суда г. Екатеринбурга рассмотрел материалы по делу об административном правонарушении, совершенном Рогожин И.Н., и назначил административный штраф по ст.20.3 КоАП РФ в размере 10 МРОТ. Рогожин И.Н. не согласился с вынесенным постановлением и 1 июня 2004 г., сославшись на ст.30.1. КоАП РФ подал жалобу на постановление в Областной суд Свердловской области с просьбой об отмене вынесенного постановления и освобождении его от административной ответственности. Областной суд отказался принимать жалобу, обосновав это тем, что дело об административном правонарушении рассматривал судебный орган, значит при подаче жалобы на решение суда следует руководствоваться гражданско-процессуальным кодексом, в том числе необходимо соблюдать требования к оформлению кассационных жалоб.

Прокомментируйте ситуацию.

Ответ:

В соответствии со ст. 20.3 КоАП РФ пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, - влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией нацистской или иной указанной атрибутики или символики либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией нацистской или иной указанной атрибутики или символики.

Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются общественный порядок и общественная безопасность.

Демонстрирование фашистской атрибутики и символики в целях ее пропаганды запрещено.

Объективная сторона правонарушения выражается в противоправном действии по демонстрированию фашистской атрибутики или символики в целях ее пропаганды. Под таким действием следует понимать использование указанной атрибутики или символики в различных знаках (значках, эмблемах, нашивках и т.д.), размещение ее в общественных местах, на зданиях, сооружениях, в печатных изданиях, на плакатах, лозунгах, демонстрирование в любых других формах (например, в жестах).

Субъектами правонарушения являются лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом; лицо осознает противоправность своих действий, предвидит, что в результате их будет нарушен общественный порядок и общественная безопасность, и желает этого. Цель демонстрирования такой атрибутики и символики четко сформулирована - ее пропаганда.

На основании ст. 30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.

Жалоба на постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного ареста либо административного выдворения подлежит направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы.

Жалоба может быть подана непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать.

В случае, если рассмотрение жалобы не относится к компетенции судьи, должностного лица, которым обжаловано постановление по делу об административном правонарушении, жалоба направляется на рассмотрение по подведомственности в течение трех суток.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.

В соответствии со ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Следовательно, в данном случае отказ Областного суда в принятие жалобы на рассмотрение не правомерен.

Задача № 2

Сержант милиции Колосков П.Г., являясь сотрудником ДПС ГАИ МВД РФ, возвращался вечером домой. Возле подъезда, на лавочке сидели восемнадцатилетний Петриков и семнадцатилетний Куликов. При этом они распивали спиртные напитки, громко кричали, нецензурно выражались. Колосков Н.Г. представился сотрудником милиции, попросил предъявить документы. Они ответили отказом. Поскольку сержант милиции знал молодых людей, он стал оформлять в отношении них протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст.20.1. и ст.20.20. КоАП РФ. Оформив протоколы, Колосков Н.Г. сказал, чтобы утром Петриков и Куликов явились в районный ОВД для рассмотрения дела об административном правонарушении начальником ОВД. Утром Колосков Н.Г передал протоколы об административных правонарушениях начальнику ОВД. Начальник ОВД указал, что Колосков Н.Г. не имел права оформлять данные протоколы, а поэтому он не может на их основании привлечь к ответственности Петрикова и Куликова.

Прокомментируйте ситуацию.

Ответ:

Наделение должностных лиц полномочиями по составлению протокола об административном правонарушении вытекает из контрольно-надзорных функций органов (должностных лиц) и их полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях.

Должностное лицо действует в пределах своих служебных обязанностей и составляет протокол за нарушение тех правил, за соблюдением которых на него возложено осуществление контроля.

Должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с нормами гл. 23 КоАП, обладают этими полномочиями в полном объеме и при составлении протокола, если не установлено иное.

На основании ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ помимо случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации должностные лица органов российской транспортной инспекции - об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 настоящего Кодекса.

На основании ч. 3 ст. 28.8 КоАП РФ в случае, если протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом, а также в иных случаях, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 29.4 настоящего Кодекса, недостатки протокола и других материалов дела об административном правонарушении устраняются в срок не более трех суток со дня их поступления (получения) от судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении. Материалы дела об административном правонарушении с внесенными в них изменениями и дополнениями возвращаются указанным судье, органу, должностному лицу в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков.

Следовательно, в данном случае начальник ОВД должен был принять протокол об административном правонарушении.

Задача № 3

Петров был привлечен к административной ответственности по ч.2 ст.20.1. КоАП РФ. 20 апреля районный судья вынес постановление об административном аресте сроком на 15 суток. Из зала суда Петрова доставили в ИВС РУВД для исполнения постановления. 21 апреля прокурор принес протест на постановление районного судьи Председателю областного суда. 23 апреля протест был оставлен без удовлетворения. 25 апреля у Петрова начался острый приступ радикулита и он обратился к начальнику ИВС РУВД с просьбой отпустить его домой. На следующий день он был освобожден по решению начальника РУВД.

Дайте юридический анализ дела.

Ответ:

Административный арест как мера административной ответственности существенно отличается от других видов административного наказания, предусмотренных КоАП. Его правовая сущность заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества под стражей в предназначенных для этой цели учреждениях. К таким учреждениям относятся специальные приемники при органах внутренних дел для содержания лиц, подвергнутых административному аресту. Режим содержания является одним из средств достижения целей данного административного наказания: он обеспечивает охрану и постоянный надзор за арестованными в целях предотвращения совершения ими новых правонарушений. Изоляция от общества правонарушителя путем помещения его в тюрьму, колонию-поселение, исправительные колонии не допускается.

На основании ст. 3.9 КоАП РФ административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции до тридцати суток. Административный арест назначается судьей.

Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп.

Срок административного задержания включается в срок административного ареста.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Поскольку ст.2.9 устанавливает не обязанность, а возможность судьи, органа, должностного лица, уполномоченного решать дело об административном правонарушении, освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности, то, соответственно, решение будет принято по усмотрению этого лица. Однако в данном случае усмотрение должно быть основано на учете всех обстоятельств совершения правонарушения, оценке его последствий, личности правонарушителя, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность. Лишь оценив всю совокупность указанных обстоятельств, уполномоченные органы и должностные лица могут принять решение об освобождении от ответственности.

Освобождение от ответственности данная статья связывает с устным замечанием, которое уполномоченный орган или должностное лицо объявляют правонарушителю в связи с совершенным правонарушением. Устное замечание не влечет для нарушителя юридических последствий, но свидетельствует о неотвратимости государственного реагирования на противоправное поведение. Эта мера воспитательного воздействия направлена на то, чтобы лицо, совершившее правонарушение, осознало противоправность своего поведения и в дальнейшем не допускало подобного.

Следовательно, в данном случае освобождение Петрова начальником РОВД правомерно.

Список источников и литературы

1.                Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. М., 1999  г.

2.                Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ

3.                Россинский Б. В. Административное право: Учебное пособие в схемах. М., 1998.

4.                Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях // Под ред. Ю.М.Козлова. Юристъ, 2002.