Внутренние воды и водные ресурсы РФ. Региональное различие в обеспечении водными ресурсами 

Содержание

Введение.............................................................................................................. 3

1. Внутренние воды и водные ресурсы РФ.................................................... 5

2. Региональное различие в обеспечении водными ресурсами................... 9

3. Предотвращение вредного воздействия вод............................................ 13

4. Защита водных объектов от загрязнения................................................ 15

Заключение...................................................................................................... 19

Список литературы........................................................................................ 21

Введение

Водные ресурсы являются основой жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации, и обеспечивают экономическое, социальное благополучие населения, существование животного и растительного мира.

Воды являются возобновляемым, но ограниченным и уязвимым природным ресурсом.

Российская Федерация имеет значительный водно-ресурсный потенциал. Водный фонд Российской Федерации и водохозяйственный комплекс, представленный совокупностью водохозяйственных систем и сооружений, имеют важнейшее значение для развития экономики России.

Масштабное водохозяйственное строительство для удовлетворения все возраставших потребностей народного хозяйства и населения в водных ресурсах, в большинстве, осуществлялось без необходимого учета отдаленных последствий и возможных изменений природных циклов в гидросфере, что привело к появлению столь же масштабных негативных изменений в состоянии водных объектов. По сути, водные ресурсы уже не могут в полной мере считаться возобновимыми. Практически все поверхностные и значительная часть подземных водных объектов, особенно в европейской части страны и в районах размещения крупных промышленных и сельскохозяйственных комплексов, испытывают значительное антропогенное воздействие, что выразилось в загрязнении, истощении и деградации водных объектов.

Проблемы в водохозяйственном комплексе вызваны ослаблением системы государственного управления, многократным уменьшением объемов финансирования водохозяйственных мероприятий, необходимых для обеспечения нормального функционирования и развития водохозяйственного комплекса, в связи с чем имеет место критический износ основных фондов водного хозяйства.

Обеспечение устойчивого водопользования и функционирования водохозяйственного комплекса требует согласование потребностей населения и экономики в воде с возможностями водных экосистем, формирования хозяйственного механизма водопользования, адекватного рыночным условиям, создающего финансовую базу для осуществления водохозяйственных и водоохранных работ в целях гарантированного обеспечение потребностей экономики и населения в воде нормативного качества, защиту населения и объектов экономики от наводнений и иных вредных воздействий вод.

Цель работы: провести исследование внутренних вод и водных ресурсов РФ. Определить региональное различие в обеспечении водными ресурсами.

Данная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач:

1. описать внутренние воды и водные ресурсы РФ;

2. определить региональные различия в обеспечении водными ресурсами;

3. дать характеристику мероприятий по предотвращению вредного воздействия вод;

4. описать защиту водных объектов от загрязнения.

1. Внутренние воды и водные ресурсы РФ

Россия богата водными ресурсами и по объему речного стока занимает второе место в мире. По территории страны протекает около 3 млн. рек, ручьев и временных водотоков со среднемноголетними ресурсами речного стока 4264 кубических километров в год.

В 2,7 миллионах озер на территории России сосредоточено 26,5 тыс. куб.километров пресных вод.

Прогнозные ресурсы пресных и, частично, слабосолоноватых подземных вод, которые могут быть использованы для хозяйственно-питьевого водоснабжения оцениваются в 350 км3/год. На территории России выявлено около 4 тысяч месторождений этих вод с суммарными эксплуатационными запасами около 31,5 км3/год. Кроме того, разведано около 630 месторождений различных типов минеральных лечебных вод с эксплуатационными запасами около 0,1 км3/год.

В современных условиях (по отчету за 2004 год) забор воды из природных водных объектов составляет 84,7 км3/год, в том числе пресных поверхностных вод - 67,2 км3/год, морских вод - 5,9 км3/год, подземных вод - 11,6 км3/год. Наиболее значительные объемы забора воды приходятся на бассейны рек: Волги - 25,9 км3 (в т.ч. Оки - 6 км3, Камы - 5,9 км3), Кубани - 10,2 км3, Оби - 9,7 км3 (в т.ч. Иртыша - 3,4 км3), Дона - 7,2 км3, Терека - 5,9 км3.

За период с 1990 года водопотребление в России существенно снизилось в связи со спадом промышленного и сельскохозяйственного производства. Общий забор воды сократился на 21,4 км3 (20%), в т.ч. забор из поверхностных вод - на 20,1 км3 . Использование свежей воды уменьшилось на 29,5 км3 (31%), в основном за счет снижения на нужды производственные - на 14,9 км3 и сельскохозяйственные - на 10,5 км3.

В оборотных и повторно-последовательных системах водоснабжения используется до 133 км3 воды ежегодно. Сброшено сточных вод в природные водные объекты 54,7 км3, в т.ч. загрязненных - 19,8 км3. Объем безвозвратного водопотребления относительно природных водных объектов составляет 20,9 км3.

В целом по России из водных объектов забирается относительно небольшая часть водных ресурсов (около 2%), однако в отдельных бассейнах (Дон, Кубань, Терек, Урал, Иртыш, Тобол, Ишим) отмечается напряженная водохозяйственная обстановка, усугубляющаяся неудовлетворительным качеством воды.

Для обеспечения потребности в воде населения, промышленности, электроэнергетики, сельского хозяйства, судоходства, рыбного хозяйства, рекреации; для очистки сточных вод и предотвращения вредного воздействия вод в России создан и функционирует мощный водохозяйственный комплекс, стоимость основных производственных фондов которого оценивается примерно в 350 млрд.руб.

Для регулирования речного стока в целях гарантированного водообеспечения и защиты территорий от паводков построено около 30 тыс. водохранилищ и прудов общей вместимостью более 800 км3, в том числе 2290 водохранилищ с объемом свыше 1 млн. м3 каждое, из них 103 крупнейших с объемом свыше 100 млн. м3.

Для межбассейнового перераспределения стока рек из районов с избытком речного стока в районы с их дефицитом используется 37 водохозяйственных систем с суммарной протяженностью каналов переброски 3 тыс.км и объемом перебрасываемого стока 17 км3/год.

Всего в составе водохозяйственного комплекса насчитывается около 65 тысяч водохозяйственных объектов, значительная часть которых не является объектами государственной собственности и принадлежит различным субъектам хозяйствования. Большинство гидротехнических сооружений составляют напорные сооружения малых и средних водохранилищ, многие из них эксплуатируются без ремонта и реконструкции 30 и более лет и являются объектами повышенной опасности. Около 40% всех гидротехнических сооружений на водохозяйственных объектах требуют капитального ремонта и реконструкции.

Для решения водохозяйственных проблем за последние пять лет разработан ряд федеральных целевых программ, однако полномасштабная реализация программных мероприятий сдерживается нехваткой средств в федеральном бюджете и бюджетах субъектов РФ, которые до настоящего времени являются основным источником финансирования водохозяйственных работ.

В соответствии с федеральным законом "О плате за пользование водными объектами" на финансирование водохозяйственной деятельности должно направляться не менее 50 процентов средств от платы за пользование водными объектами. В 1999 и 2000 годах это положение федерального закона реализовывалось через создание федерального фонда восстановления и охраны водных объектов, что позволило несколько улучшить финансирование работ по обустройству водных объектов, возобновить строительство ряда важных водохозяйственных объектов, осуществить капитальный ремонт и реконструкцию инженерных сооружений по предотвращению вредного воздействия вод. Однако с 2001 года функционирование такого фонда законом о федеральном бюджете не было предусмотрено.

Реальные поступления средств от платы за пользование водными объектами существенно отстают от требуемых объемов финансирования водохозяйственной деятельности. Средства от платы за пользование водными объектами в настоящее время составляют незначительную долю в доходах бюджетной системы страны, что снижает возможности инвестирования из федерального бюджета водохозяйственной деятельности. Кардинальное решение проблемы инвестиций требует пересмотра экономических и финансовых отношений в сфере использования и охраны водных объектов.

Основными проблемами водного хозяйств страны в настоящее время являются:

Расточительное водопользование с относительно высоким удельным расходом воды на единицу произведенной продукции и на хозяйственно-питьевые нужды 1 городского жителя.

Неудовлетворительное качество воды в водных объектах в связи с тем, что до нормативного качества очищается только около 10% сточных вод, нуждающихся в очистке, а также значительным количеством загрязняющих веществ, поступающих в водные объекты с поверхностным стоком с водосборов.

Возрастание материального ущерба от вредного воздействия вод в связи с ухудшением технического состояния защитных сооружений, снижением объемов эксплуатационных и профилактических мероприятий, ухудшением качества прогнозов, нарушениями режима использования паводкоопасных территорий.

Снижение инвестиционной активности в водном хозяйстве привело к "старению" основных производственных фондов. Низкий уровень инвестиций не обеспечивает даже простого воспроизводства основного капитала. Не проводятся в необходимых объемах работы по реконструкции и капитальному ремонту гидротехнических сооружений, снижается безопасность их эксплуатации, возрастают затраты на их содержание.

Низкая эффективность системы государственного управления водным хозяйством в результате непрерывных реорганизаций структуры управления водным хозяйством, начиная с конца 80-х годов, утраты материальной базы, необходимой для мониторинга водных объектов; разгосударствление региональных проектных и научных организаций и потеря в связи с этим значительной части информации, проектных разработок, материалов исследований и изысканий; значительное сокращение финансирования научных исследований и проектных работ; медленное внедрение в систему управления водным хозяйством современных автоматизированных информационных технологий и телекоммуникационных средств передачи информации.

Сложившаяся в водохозяйственном комплексе ситуация вышла за рамки местных, региональных и отраслевых проблем. Практически она затрагивает в различной степени всё население и экономику страны. В этой ситуации выход из кризисного состояния возможен только при реализации конкретных мероприятий с использованием программного метода их формирования в рамках общенациональной программы, рассчитанной на достаточно долгий период, с участием федеральных органов власти, органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, водопользователей, общественности и всех заинтересованных.

2. Региональное различие в обеспечении водными ресурсами

Климатические и природно-географические особенности территорий определяют различия в условиях водообеспечения. В целом ряде регионов недостаточная обеспеченность водными ресурсами связана с загрязнением вод и напряженностью водохозяйственного баланса

Дефицит водных ресурсов в значительной степени определяется расточительным отношением к водным ресурсам. Высокая водоемкость экономики сохраняется и в настоящее время. Отсутствие действенного экономического механизма рационального водопользования и ослабление контрольных и регулирующих функций государства привели к тому, что существовавшая до начала 90-х годов тенденция постоянного снижения расхода свежей воды, сброса сточных вод и загрязняющих веществ на единицу продукции сменилась на противоположную.

Все это свидетельствует об актуальности проблемы ресурсосбережения, без решения которой преодоление дефицита воды является затруднительным.

В настоящее время на хозяйственно-питьевые нужды используется 13,5 км3 воды (по отчету за 2001 год), при этом поверхностные водные объекты обеспечивают порядка 65% объема водопотребления городского населения и 30% - сельского. На поверхностных источниках основано водоснабжение таких крупных городов, как Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Волгоград, Екатеринбург, Новосибирск, Челябинск, Чита, Владивосток.

Серьезная проблема в использовании поверхностных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения связана с их загрязнением. В настоящее время большая часть поверхностных водных объектов, используемых для питьевого водоснабжения, соответствуют показателям 3 класса, что требует дорогостоящей очистки и подготовки питьевой воды.

По качеству подземные воды значительно превосходят поверхностные благодаря своей лучшей защищенности от загрязнения. Подземными водами обеспечивается 36% нужд жилищно-коммунального хозяйства и 20% - промышленного производства

В целом по России использование свежей воды на нужды промышленного производства (без электроэнергетики) составляет 8,8 км3/год. Основной источник промышленного водоснабжения - поверхностные воды (78% общего объема водопотребления). Наиболее водоемкие отрасли - черная и цветная металлургия, химия и нефтехимия, топливно-энергетический комплекс, машиностроение.

Производство электроэнергии связано со значительным объемом водопотребления. В современных условиях на ее нужды используется 25 км3 свежей воды, в системах оборотного и повторно-последовательного водоснабжения - около 70 км3.

В сельском хозяйстве самым крупным водопотребителем остается орошаемое земледелие. На нужды регулярного и лиманного орошения используется 8,9 км3 в год. За последнее десятилетие площади орошаемых земель значительно сократились и составляют в современных условиях 4,5 млн.га, из которых ежегодно поливается не более 3 млн.га. Значительно понизился технический уровень оросительных систем.

Гидроэнергетика является одной из важнейших составляющих энергетической отрасли России, обеспечивая выработку 20,1 процента электроэнергии. В настоящее время в России эксплуатируется и находится в состоянии строительства 93 ГЭС.

Рыбное хозяйство предъявляет высокие требования к режиму и качеству водных ресурсов. Нормативы качества воды для рыбохозяйственных водных объектов более жесткие, чем для источников хозяйственно-питьевого водоснабжения.

По внутренним водным путям России, протяженность которых превышает 100 тыс.км, ежегодно перевозится до 90 млн.т грузов. Для обеспечения судоходства на водных объектах в навигационный период поддерживаются гарантированные глубины, в том числе за счет попусков из водохранилищ и дноуглубительных работ.

Весьма неблагоприятное воздействие на экологическое состояние водных объектов оказывает лесосплав, изменяя естественное состояние русел, засоряя водные объекты затопленной древесиной, разрушая нерестовые участки и создавая угрозу затопления территорий.

Водные объекты широко используются для рекреации. В России на берегах водоемов расположено около 60% учреждений отдыха, 60% туристических баз и 90% рекреационных объектов для самого массового в стране пригородного отдыха.

В ряде бассейнов рек (Дон, Кубань, Терек, Сулак, Волга, Обь, Томь, Тобол, Иртыш, Лена, Енисей, Амур) требования водопользователей (гидроэнергетика, водный транспорт, рыбное хозяйство) в сочетании с необходимостью обеспечения санитарных и экологических попусков в створах гидроузлов превышают ресурсные возможности рек .

По прогнозной оценке, выполненной с учетом "Основных направлений социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу", заложенных в них темпов роста промышленного производства и изменений численности населения, а также с учетом анализа современного водопотребления, в перспективе до 2015 года можно ожидать увеличения забора свежей воды в целом по России до 105 км3, (поверхностных вод - 85 км3, морской воды - 5 км3, подземных вод - 15 км3). Рост объемов забора водных ресурсов прогнозируется в промышленности (на 50%), энергетике и сельском хозяйстве (на 35%). Рост объемов потребления свежей воды из природных водных объектов будет сопровождаться увеличением использования воды в системах оборотного и повторно-последовательного водоснабжения на 30 км3 (24%) и ростом объемов сброса сточных вод в водные объекты до 77 км3 (на 39%).

Программным проектом предусматривается комплекс технических мероприятий, который включает: перевооружение и реконструкцию существующих водохозяйственных систем; строительство новых регулирующих емкостей и гидроузлов в зонах дефицита водных ресурсов; строительство энергетических и транспортных гидроузлов, строительство и реконструкцию водоочистных станций и систем водоснабжения.

Предусматривается расширение использования подземных вод, что диктуется необходимостью повышения качества воды и обеспечения резервного водоснабжения населенных пунктов на случай чрезвычайных ситуаций.

С целью рационализации водопользования планируются мероприятия по развитию и реконструкции систем водоснабжения в большинстве субъектов Российской Федерации и реконструкции мелиоративных систем на юге Европейской части России и на юге Сибири.

3. Предотвращение вредного воздействия вод

В водохозяйственном комплексе России одной из наиболее острых проблем является вредное воздействие вод - наводнения, затопление и подтопление населенных пунктов и объектов экономики.

В России площадь паводкоопасных территорий составляет 400 тыс. квадратных километров. Ежегодно подвергается затоплению около 50 тыс. квадратных километров территорий. Наводнениям с катастрофическими последствиями подвержена территория в 150 тыс. квадратных километров, где расположены 300 городов, десятки тысяч населенных пунктов, большое количество хозяйственных объектов, более 7 млн. га сельхозугодий.

Паводкоопасными районами являются Северный Кавказ, Приморский край, Сахалинская и Амурская области, Забайкалье, Средний и Южный Урал, Нижняя Волга, Восточная Сибирь. В среднем ежегодный ущерб от наводнений оценивается в 42 млрд.рублей.

Основными причинами роста ущербов от наводнений являются: недостаточное финансирование строительства противопаводковых сооружений и их эксплуатации; интенсивное хозяйственное использование и бесконтрольная застройка периодически затапливаемых территорий без проведения защитных мероприятий; снижение заблаговременности и достоверности прогнозов наводнений из-за сокращения сети наблюдательных гидрометрических и гидрометеорологических постов; сокращение аккумулирующей способности водосборов в результате антропогенной деятельности.

Критически важным фактором является достоверность гидрометеорологических прогнозов и своевременное получение гидрометеорологической информации в полном объеме. Однако гидрометеорологическая сеть сократилась с начала 90-х годов на 30-40%, существенно ухудшилось и не отвечает современным требованиям информационное обеспечения водохозяйственной деятельности. Затруднен обмен данными между территориальными подразделениями различных министерств и ведомств.

При существующей системе ликвидации последствий наводнений средства, выделяемые на эти цели из государственного бюджета, в значительной части расходуются не на предупредительные противопаводковые мероприятия, а на восстановление объектов, находящихся в зонах повышенного риска и периодически подвергающихся неизбежным разрушениям от наводнений.

Серьезной проблемой является абразия берегов водохранилищ. Протяженность береговой линии водохранилищ России составляет порядка 76 тыс. километров, из которых 42 тыс. километров - абразионноопасные. Общие потери земель составляют порядка 40 тыс.га, в том числе 35 тыс. га - в результате абразии берегов и 4 тыс. га - вследствие оползней.

Программным проектом предусматриваются внедрение системы мероприятий по устойчивому предотвращению наводнений; строительство и реконструкция систем инженерной защиты от затопления; строительство и реконструкция коллекторов для защиты от подтоплений; проведение противооползневых и противоэрозионных мероприятий.

Предусмотрены защитные мероприятия во всех субъектах Российской Федерации, расположенных в паводкоопасных зонах, в том числе на Северном Кавказе.

Для сокращения ущербов от наводнений, наряду с традиционными противопаводковыми мероприятиями, предусматривается принятие на государственном уровне политики регламентирования хозяйственного освоения паводкоопасных территорий, сочетающей экономические регуляторы с рядом организационных мер и административно-правовых ограничений. Предупреждение наводнений и защита от них будут охватывать всю водосборную площадь водных объектов.

4. Защита водных объектов от загрязнения

Одной из важнейших задач программы является улучшение качества воды и экологического состояния поверхностных и подземных водных объектов. Качество воды основных поверхностных водных объектов России не соответствует нормативным требованиям, предъявляемым к воде водоемов рыбохозяйственного назначения, а по пригодности для питьевого водоснабжения большая их часть относится к 3 классу (требуется специальная водоподготовка), а часть водных объектов на отдельных участках по качеству воды не пригодна для питьевого и хозяйственно-бытового использования.

Остро стоит вопрос истощения, загрязнения и засорения малых рек.

Качество подземных вод значительно превосходит качество поверхностных вод благодаря лучшей защищенности от источников загрязнения. Однако, на значительной части разведанных месторождений вода не соответствует требованиям, установленным для питьевых вод.

По имеющимся данным, каждый второй житель России вынужден использовать питьевую воду, не соответствующую гигиеническим требованиям. Общий ущерб от загрязнения водных объектов для населения, отраслей экономики и природы экспертно оценивается в 70 млрд. рублей ежегодно.

Происходит ухудшение экологического состояния водных объектов, их истощение и деградация, угнетение природных экологических систем. Многофакторное антропогенное воздействие на водные объекты, а также изменение их гидрологического режима привело к интенсификации негативных процессов в водной среде. Обогащение вод биогенными и органическими веществами, которое стало характерным для всей Центрально-Европейской части России, привело к евтрофикации водных объектов.

Резко интенсифицировались неблагоприятные внутриводоемные процессы, в результате которых происходит трансформация загрязнений и накопление донных отложений, содержащих опасные вещества. В хозяйственно освоенных районах Российской Федерации накоплены сотни миллионов тонн донных отложений, которые представляют значительную экологическую опасность. Вторичное загрязнение вод, вызываемое донными отложениями, является причиной деградации экосистем водоемов и водотоков.

В 2001 году наблюдениями за загрязнением поверхностных вод суши на территории России были охвачены 1195 водных объектов. Отбор проб проводился на 1716 пунктах Государственной службы наблюдений (ГСН) Росгидромета в 2390 створах по физическим и химическим показателям с одновременным определением гидрологических показателей.

На протяжении ряда лет качество поверхностных вод бассейна Дона характеризуется в диапазоне от "загрязненных" до "чрезвычайно грязных" вод на отдельных участках.

Практически все водные объекты бассейна Волги подвержены антропогенному воздействию, качество воды большинства из них не отвечает нормативным требованиям. Согласно комплексной оценке качества воды р. Волги с учетом 15 наиболее характерных для бассейна Волги загрязняющих веществ по степени загрязненности вода изменялась от "загрязненной" до "грязной". Уровень загрязненности воды притоков Волги изменялся в более широком диапазоне -от "загрязненной" до "чрезвычайно грязной".

По комплексным показателям вода рек бассейна Северной Двины на разных участках оценивалась как "весьма загрязненная" и "грязная".

Качество воды р. Оби характеризуется в диапазоне от "слабо загрязненной" до "чрезвычайно грязной". Хронически высоким уровнем загрязненности воды характеризуется р. Томь - один из наиболее крупных и загрязненных притоков Оби. В большинстве пунктов наблюдений вода реки характеризуется как "грязная". Река Иртыш относится к максимально загрязненным водным объектам Омской и Тюменской областей.

Вода Верхнего и Среднего Енисея по комплексу наблюдаемых показателей в большинстве створов оценивалась как "грязная" и "очень загрязненная".

Вода р. Амура оценивалась в 2001г. в диапазоне от "слабо загрязненной" до "грязной.

Длительное функционирование экологически грязных технологий в промышленности и сельском хозяйстве, сброс недостаточно очищенных коммунальных стоков, поступление загрязнений рассредоточенным стоком с водосборных территорий привели к повсеместному загрязнению поверхностных водных объектов и ухудшению качества воды в них. В связи с загрязненностью требует специальной подготовки вода, забираемая для водоснабжения из рек Волги, Днепра Дона, Кубани, Северной Двины, Печоры, Оби, Иртыша, Енисея, Лены, Камы, Амура и многих озер. Непригодна по качеству для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения вода в реках Неве, Томи, Оке, Урале.

В отличие от поверхностных вод загрязнение подземных вод носит локальный характер и ограничивается площадью источника загрязнения. На территории 83 субъектов Федерации выявлено 3234 участка загрязнения подземных вод. В основном загрязняются воды первого от поверхности водоносного горизонта.

Принятая в настоящее время система классификации воды, основанная на использовании показателей предельно-допустимых концентраций (ПДК), в т.ч. интегральные критерии (например, индекс загрязненности вод), оказалась недостаточно эффективной. Многие водные объекты имеют фоновые концентрации, превышающие ПДК. Поэтому первоочередным мероприятием планируется переход к системе целевых показателей качества воды конкретных водных объектов или их участков, к системе нормативов предельно-допустимых вредных воздействий (ПДВВ), т.е. уровню предельно допустимого антропогенного воздействия, связанного с использованием водного объекта. Система нормативов будет удовлетворять ряду требований: полноты (нормативами должны быть обеспечены основные виды хозяйственной деятельности и факторы воздействия на водные объекты); достижимости (примером недостижимости нормативов в большинстве бассейнов являются рыбохозяйственные ПДК); периоду действия.

В системе инженерных мероприятий по восстановлению качества вод предусмотрена разработка и реализация водоохранных программ, предусматривающих весь комплекс мероприятий: совершенствование технологических процессов производства (внедрение безотходных и маловодных технологий, оборотных систем водоснабжения, многократное использование сточных вод, создание и применение малотоксичных ядохимикатов в сельском хозяйстве и др.); совершенствование технологии очистки сточных вод; предотвращение загрязнения водных объектов поверхностным стоком с водосборной площади; улучшение состояния зон санитарной охраны водозаборов; охрана малых рек; создание водоохранных зон и прибрежных защитных полос.

Заключение

Снижение инвестиционной активности в водном хозяйстве привело к "старению" основных производственных фондов. Резко проявилось противоречие между потребностями развития водного хозяйства и сложившимся низким уровнем инвестиций, который не обеспечивает даже простого.

Система и объемы платежей за пользование водными объектами должны покрывать затраты на реализацию мероприятий по устойчивому воспроизводству водных ресурсов. "Вода оплачивает воду" и "загрязнитель платит" - основные принципы экономических отношений.

В то же время, учитывая капиталоемкость водного хозяйства, предусматривается участие бюджетного финансирования. Государственные дотации могут выделяться на строительство и реконструкцию крупных гидротехнических сооружений бассейнового значения, централизованное водоснабжение сельского населения, водообеспечение орошаемого земледелия, мониторинг водных объектов, а также на предотвращение затоплений при паводках и наводнениях, водопонижение с целью предотвращения подтопления, охрану заповедных водных объектов.

При создании экономического механизма, обеспечивающего финансирование водохозяйственных работ, предусматривается обеспечить:

-       разработку и внедрение стимулирующей системы, учитывающей экономические интересы потенциальных инвесторов и способствующей привлечению инвестиций и применению водосберегающих технологий;

-       поступление в бюджет доходов от платы за пользование водными объектами и целевое использование поступающих средств на финансирование реализации целевых программ использования, восстановления и охраны водных объектов;

-       формирование системы финансирования мероприятий по обустройству, содержанию и обслуживанию водохозяйственных систем за счет средств заинтересованных водопользователей.

Переход на рыночные отношения в водном хозяйстве должен быть обеспечен, в первую очередь, соответствующей корректировкой водного и налогового законодательства. Основная задача в этом направлении - законодательное обеспечение проведения необходимых преобразований в системе водопользования с целью разделения финансового потока на налоговые (плата за пользование водными объектами) и воспроизводственные платежи (плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов).

Водный налог, как рентный доход собственника (государства) от использования водных объектов, образуя финансовый поток от водопользователей, аккумулируется в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Российской Федерации. Водный налог является источником бюджетного финансирования водного хозяйства (строительство водохозяйственных объектов, предотвращение наводнений и подтопления территорий) и финансовой поддержки экономически слабых и социально значимых водопользователей.

Воспроизводственный платеж, направляемый на восстановление и охрану водных объектов, образует финансовый поток от водопользователей на финансирование водохозяйственной и водоохранной деятельности, что исключит нецелевое их использование и обеспечит наиболее эффективное их расходование на восстановление и охрану водных объектов.

Список литературы

1.     Водный кодекс Российской Федерации: Принят Гос. Думой 18 окт. 1995 г.: Офиц. текст. – М.: Норма-ИНФРА-М, 2001. – 61 с.

2.     Комплексное использование водных ресурсов: Учеб. пособие. – М.: Высшая школа, 2005. – 383 с.

3.     Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. Экологические основы природопользования: Учеб. пособие. – М.: Академия, 2001. – 206 с.

4.     Охрана окружающей среды: Учеб. – М.: ЮНИТИ-Дана, 2000. – 558 с.

5.     Семин В.А. Основы рационального водопользования и охраны водной среды: Учеб. пособие. – М.: Высш. шк., 2001. – 319 с.

6.     Хранович И.Л. Управление водными ресурсами. Потоковые модели. – М.: Науч. мир, 2001. – 295 с.