Содержание
Правовой режим водного фонда РФ________________________________ 3
Понятие водного фонда________________________________________ 3
Виды водопользования. Порядок предоставления водных объектов в пользование__________________________________________________ 8
Право собственности на водные объекты________________________ 10
Возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением____ 13
Список источников и литературы_______________________________ 15
Правовой режим водного фонда РФ
Понятие водного фонда
Водные объекты по естественно-природным причинам объединяют сосредоточенные в них воды в единый водный бассейн. Охрана таких водных объектов будет эффективна только при условии распространения соответствующих мероприятий на все части данного бассейна. При этом стало явно недостаточно защищать исключительно поверхностные и подземные воды. Кодекс решил названные проблемы и наряду с нормами о предотвращении и устранении последствий загрязнения, засорения и истощения водных ресурсов предусмотрел защиту земель и лесов водоохранных зон, атмосферного воздуха с целью избежания диффузного загрязнения водных объектов (загрязнение через поверхность земли и воздух), водосборных площадей и иных природных ресурсов и комплексов.
Несмотря на декларативность ряда положений об охране водных объектов, тем не менее они демонстрируют те пути, по которым должна идти экологизация водного законодательства.
Основой водных ресурсов России является речной сток, составляющий в среднем по водности года 4262 км3 из которых около 90% приходится на бассейны Северного Ледовитого и Тихого океанов. На бассейны Каспийского и Азовского морей, где проживает свыше 80% населения России и сосредоточен ее основной промышленный и сельскохозяйственный потенциал, приходится менее 8% общегодового объема речного стока.
В настоящее время обеспеченность водой в расчете на одного человека в сутки в различных странах мира разная. В ряде стран с развитой экономикой назрела угроза недостатка воды. Дефицит пресной воды на Земле растет в геометрической прогрессии. Перспективные источники пресной воды — айсберги, рожденные ледниками Антарктиды и Гренландии.
Использование воды для хозяйственных целей — одно из звеньев круговорота воды в природе. Но антропогенное звено круговорота отличается от естественного тем, что в процессе испарения лишь часть использованной человеком воды возвращается в атмосферу опресненной. Другая часть (составляющая, например, при водоснабжении городов и большинства промышленных предприятий 90%) сбрасывается в реки и водоемы в виде сточных вод, загрязненных отходами производства[1].
По данным Государственного водного кадастра, суммарный забор воды из природных водных объектов в 1995 г. составил 96, 9 км3. В том числе для нужд народного хозяйства было использовано свыше 70 км3 в том числе на: — промышленное водоснабжение — 46 км3; — орошение — 13, 1 км3,
— сельскохозяйственное водоснабжение — 3, 9 км3; — прочие нужды — 7, 5 км3
Потребности промышленности на 23% удовлетворялись за счет забора воды из природных водных объектов и на 77% — системой оборотного и повторно-последовательного водоснабжения.
Питьевое водоснабжение
Питьевое водоснабжение. Основными принципами питьевого водоснабжения являются:
— государственные гарантии первоочередного обеспечения питьевой водой граждан в целях удовлетворения их жизненных потребностей и охраны здоровья;
— государственный контроль и регулирование вопросов питьевого водоснабжения, подотчетность организаций, ответственных за питьевое водоснабжение, органам исполнительной власти и местного самоуправления, а также органам государственного надзора и контроля, органам по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в пределах их компетенции;
— обеспечение безопасности, надежности и управляемости систем питьевого водоснабжения с учетом их технологических особенностей и выбора источника водоснабжения на основе единых стандартов и нормативов, действующих на территории Российской Федерации, приоритетное использование для питьевого водоснабжения подземных водоисточников; — учет и платность питьевого водоснабжения; — государственная поддержка производства и поставок оборудования, материалов для питьевого водоснабжения, а также химических веществ для очистки и обеззараживания воды;
— отнесение систем питьевого водоснабжения к важным объектам жизнеобеспечения.
Большое значение имеет удовлетворение потребностей населения в питьевой воде в местах его проживания через централизованные (приоритетно) или нецентрализованные системы питьевого водоснабжения. Гарантии прав граждан на получение питьевой воды в общественных местах (на вокзалах, в парках, на пляжах и т. д.), а также на транспорте при времени следования в пути более трех часов обеспечиваются собственниками названных объектов.
В РФ централизованные системы водоснабжения функционируют в 1052 городах (99% общего числа городов) и 1785 поселках городского типа (81%). Общая протяженность коммунальных водопроводных сетей в населенных пунктах составляет 434 тыс. км. Мощность коммунальных водопроводов достигла 102, 5 млн. м3/сут. Однако во многих городах ощущается недостаток мощностей водопровода. В целом по России дефицит мощностей водопровода превышает 10 млн. м3/сут. или 10% установленной мощности.
Источниками централизованного водоснабжения служат поверхностные воды, доля которых в общем объеме водозабора составляет 68%, и подземные воды — 32%.
Жители сельской местности в большинстве своем используют в питьевых целях сооружения и устройства систем децентрализованного хозяйственно-питьевого водоснабжения. Вода из колодцев, родников и других источников децентрализованного водоснабжения не защищена от загрязнения и поэтому представляет высокую эпидемиологическую опасность.
Практически все поверхностные источники водоснабжения в последние годы подвергаются воздействию вредных антропогенных загрязнении, особенно такие реки, как Волга, Дон, Северная Двина, Урал, Уфа, Тобол, Томь, а также другие реки Сибири и Дальнего Востока. 70% поверхностных вод и 30% подземных потеряли питьевое значение и перешли в категории загрязненности — «условно чистая» и «грязная». Практически 70% населения РФ употребляет воду, не соответствующую ГОСТу «Вода питьевая». Ущерб от загрязнения водных источников оценивается в сотни миллиардов рублей.
За последние десять лет объемы финансирования водохозяйственной деятельности в России сокращены в 11 раз. В результате этого ухудшились условия водообеспечения населения.
Особенно тяжелое положение с загрязнением поверхностных водоисточников сложилось в Астраханской, Кемеровской, Калининградской, Томской, Тюменской, Ярославской областях, Приморском крае.
Возрастает загрязнение подземных вод, используемых для водоснабжения, в том числе нефтепродуктами, тяжелыми металлами, пестицидами и другими вредными веществами, которые поступают со сточными водами в водоносные горизонты.
Многие подземные источники, особенно обеспечивающие крупные города Центрального, Центрально-Черноземного, Северо-Кавказского и других районов, сильно истощены, о чем свидетельствует снижение статического уровня воды, местами достигающее десятков метров.
Из-за повышенного загрязнения водоисточников традиционно применяемые технологии обработки воды в большинстве случаев недостаточно эффективны. На эффективность водоподготовки отрицательно влияют дефицит реагентов и низкий уровень оснащенности водопроводных станций автоматикой и приборами контроля.
В этих условиях водопроводные сооружения далеко не всегда обеспечивают надежную водоподготовку и подачу населению питьевой воды гарантированного качества. Положение усугубляется тем, что 40% внутренних поверхностей трубопроводов поражены коррозией, покрыты ржавчиной, следовательно, при транспортировке качество воды дополнительно ухудшается.
Неудовлетворительное состояние водоснабжения, качества подаваемой питьевой воды стимулирует распространение заболеваний кишечными инфекциями, вирусным гепатитом А и бактериальной дизентерией.
Государственный контроль и надзор в области питьевого водоснабжения проводится органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы во взаимодействии с органами государственного экологического контроля и государственными органами управления использования и охраны водного фонда.
Учет источников питьевого водоснабжения осуществляется в составе Государственного водного кадастра специально уполномоченным управлением использования и охраны водного фонда с участием управления, занимающегося гидрометеорологией и мониторингом окружающей среды (по поверхностным источникам питьевого водоснабжения), управления использования и охраны недр (по подземным источникам питьевого водоснабжения) и органами санитарно-эпидемиологического надзора.
Учет количества потребляемой воды из централизованных систем питьевого водоснабжения осуществляется органами жилищно-коммунального хозяйства.
Государственный контроль за соблюдением установленных государственными стандартами требований к питьевой воде, а также процессами и методами контроля, используемыми в питьевом водоснабжении населения, осуществляется государственными инспекторами по надзору за государственными стандартами.
Государственный надзор за соблюдением строительных норм и правил при проектировании и строительстве объектов питьевого водоснабжения осуществляют государственные органы архитектурно-строительного надзора.
Программы развития питьевого водоснабжения входят неотъемлемой частью в планы социально-экономического развития территорий. Проектирование, строительство и реконструкция централизованных и нецентрализованных систем питьевого водоснабжения осуществляются в соответствии с расчетными показателями генеральных планов развития территории, строительными нормами и правилами, государственными стандартами, санитарными правилами и нормами. При этом в обязательном порядке учитываются требования обеспечения надежности указанных систем при воздействии на них дестабилизирующих факторов природного (оползни, подтопление, истощение водоносного горизонта и др.) и техногенного происхождения.
Виды водопользования. Порядок предоставления водных объектов в пользование
Для водопользовании устанавливаются следующие признаки классификации: цели водопользования; объекты водопользования; технические условия водопользования; условия предоставления водных объектов в пользование характер использования воды; способ использования водных объектов; воздействие водопользовании на водные объекты.
По целям водопользования подразделяются на хозяйственно-питьевые и коммунальные нужды населения, на лечебные, курортные и оздоровительные цели, нужды сельского хозяйства (без орошения и обводнения), орошение и обводнение, промышленные нужды (без теплоэнергетики), нужды теплоэнергетики, территориальное перераспределение стока поверхностных вод и пополнение запасов подземных вод, нужды гидроэнергетики, нужды водного транспорта и лесосплава, нужды рыбного хозяйства, сброс сточных вод, прочие нужды, многоцелевое водопользование[2].
По объектам водопользования воды подразделяются на поверхностные, подземные, внутренние территориальные, морские.
По техническим условиям водопользования — на общее и специальное.
По условиям предоставления водных объектов в водопользование — на совместное и обособленное.
По характеру использования воду рассматривают как вещество с определенными свойствами, как массу и энергетический потенциал и как среду обитания.
По способу использования водных объектов — с изъятием воды (с возвратом и без возврата), без изъятия воды.
По воздействию водопользования на водные объекты — на количественные и качественные.
Водный кодекс РФ регламентирует водопользование в Российской Федерации и устанавливает меры по охране водных ресурсов. Один из важных моментов — государственное регулирование водопользования.
Для предприятий - водопользователей также можно рекомендовать:
— профилактический подход к охране водных ресурсов, устранение причин загрязнения вод взамен преобладающей ныне борьбы с последствиями;
— подчинение в хозяйственном звене круговорота воды обмена биогенных элементов естественному процессу возврата их почве в целях поддержания ее высокого плодородия и наиболее эффективного их обезвреживания;
n переключение предприятий основных отраслей водоемкой промышленности на замкнутое, безотходное оборотное водоснабжение;
n локальная регенерация воды, отработанной в одной производственной линии, что обеспечивает наиболее полное извлечение из нее одного вида загрязнений;
— усовершенствование технологии производства тех промышленных предприятий, например целлюлозно-бумажного производства, в которых локальный принцип не может дать необходимого эффекта;
— перевод па замкнутый цикл охлаждения водой теплоэлектростанций и аналогичных им промышленных предприятий, использование для этой цели морской воды и переход на воздушное охлаждение.
Право собственности на водные объекты
Содержание права собственности на водные объекты определяется как гражданским, так и водным законодательством. Причем, если гражданское право определяет общее содержание права собственности, то водное - его специфические черты. Согласно ст. 209 ГК РФ, собственник имеет право владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Но уже в самом ГК РФ (ст. 209, 129) устанавливаются своего рода "экологические приоритеты". Свободное владение, пользование, распоряжение землей и другими природными ресурсами ограничено требованием не наносить ущерба окружающей среде. В свою очередь, в водном законодательстве (прежде всего, в ВК РФ) положения гражданского права о собственности получают специфическое выражение. Это касается всей "триады" собственнических прав (владения, распоряжения, пользования).
Важной особенностью права собственности на водные объекты является неполное применение понятия "владение" к водным объектам, так как сосредоточенная в них вода находится в состоянии движения и водообмена, разного по скорости, но неотвратимого.
Не менее важная особенность права собственности на водные объекты заключается в существенном ограничении права распоряжения водным объектом. Оборотоспособность водных объектов еще более ограничена, чем оборотоспособность земельных участков. Отчуждение водного объекта (продажа, залог, другие сделки, влекущие или могущие повлечь за собой отчуждение) запрещены, кроме обособленных водных объектов (замкнутых водоемов).
В свою очередь, использование водных объектов также трудно назвать свободным. Оно характеризуется определенной очередностью и определением приоритетных видов водопользования (главы 10 и 15 ВК РФ). Так, например, законодательно установлен приоритет питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (ст. 133 ВК РФ), для отдельных категорий водных объектов предписано использование преимущественно для целей здравоохранения или рыбного хозяйства (ст. 136, 140 ВК РФ).
Таким образом, далеко не каждый водоем или водоток может быть свободно использован для совершенно любых целей. Так, например, нельзя использовать для питьевого водоснабжения загрязненные водотоки или водоемы.
Как предмет права собственности, водные объекты состоят не только из водной массы. Они представляют собой единство поверхностных вод и сопряженной с ними земли (дна, берега), или же единство подземных вод и вмещающих их в себя горных пород. В первом случае речь идет о поверхностных водных объектах, а во втором - о подземных водных объектах. Это юридическое понимание водного объекта не является случайным: оно производно от представлений естественной науки (гидрологии, экологии и т.д.) и в целом оправдано.
Именно из этого понимания водных объектов и вытекает положение ст. 32 о том, что любой водный объект является предметом права собственности целиком. Следовательно, дно, берег и, тем более, водная масса не могут быть отдельными предметами права собственности. Кроме того, отдельные акватории, заливы, заводи крупных рек и озер также не могут быть отдельными предметами права собственности.
Однако, трудности начинаются уже с определения границ и структуры водных объектов как предмета собственности, а значит и предмета договора пользования водным объектом, который должен иметь индивидуально определенные признаки. Действующее водное законодательство не дает прямого ответа на вопрос о том, какие именно границы есть у водотока (или водоема), если в их состав помимо дна входят и берега. Остается неясным, до каких пределов собственник (или пользователь) водного объекта будет считать дно и берег "своими". Решение поставленного вопроса о границах водотоков и водоемов необходимо для разграничения предметов права собственности на водные объекты и на близлежащие земельные участки, имеющие других хозяев. Данная проблема весьма актуальна, если учесть, что плодородные речные и озерные поймы будут "распределены" между собственниками водного объекта (федерация и т.д.) и собственниками близлежащей недвижимости, круг которых весьма широк.
Нечеткость границ водных объектов как предмета права собственности не способствуют складыванию "прозрачных" водных правоотношений между собственниками и пользователями земель и вод.
Как указано в ст. 32, к водным объектам и правам пользования ими применяются общие правила гражданского законодательства об объектах гражданских прав, но с учетом "специальных" норм ВК РФ.
Особое место среди водных объектов занимают замкнутые водоемы (обособленные водные объекты), которые согласно ст. 130 ГК РФ считаются недвижимостью. Согласно ст. 11 и 45 ВК РФ, правовой режим обособленных водных объектов определен не сколько водным, сколько гражданским и земельным законодательством.
Возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением
Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) субъектом хозяйственной и иной деятельности.
Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.
Вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме.
Определение объема и размера возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется в соответствии с законодательством.
Список источников и литературы
Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. N 167-ФЗ
Аствацатурова А. К., Яцухин Ю. А. Вода в мире человека. Ростов н/Д.: Изд-во Ростов, ун-та, 1992.
Котова Л. И., Рыжков Л. П., Полина А. В. Биологический контроль качества воды. М.: Наука, 1989.
Красилов В. А. Охрана природы: Принципы, проблемы, приоритеты. М., 1992.
Львович М. И. Вода и жизнь. — М.: «Мысль», 1986.
Новиков Ю. В. Экология, окружающая среда и человек: Учебное пособие для вузов. – М.: Агентство «Фаир», 1998
Павлов П. Водное законодательство: настоящее и будущее // "Российская юстиция", 1996, N 6.
Постатейный комментарий к Водному кодексу Российской Федерации //под ред. Боголюбова С. А.
Экология, здоровье и природопользование в России. /Под. ред. Протасова В. Ф. - М. 1995.
[1] Аствацатурова А.К., Яцухин Ю.А. Вода в мире человека. Ростов н/Д.:Изд-во Ростов, ун-та, 1992. С. 119.
[2] Львович М. И. Вода и жизнь. — М.: «Мысль», 1986. С. 55.