Содержание

Введение_______________________________________________________ 3

Воды как объекты использования и охраны_________________________ 4

Понятие и виды водопользования________________________________ 10

Правовая охрана вод____________________________________________ 11

Заключение____________________________________________________ 21

Список источников и литературы_______________________________ 22

Введение

Давно известно, что вода - основа всех жизненных процессов, единственный источник кислорода в главном движущем процессе на Земле - фотосинтезе. Вода необходима всем живым существам, и человек не является исключением.

Сельский житель для своих личных потребностей расходует мало воды—до 20—30 л/сут. Для большей части населения это было характерно в течение многих веков. Но появились города с централизованными водопроводами, которые снабжают население водой, — расход стал превышать 400—500 л/сут. Крупным потребителем воды явилась и промышленность. Характерная черта водоемких отраслей промышленного производства и городского хозяйства— относительно малый безвозвратный расход—до 10—20% общего водозабора из рек и водоемов. А остальная отработанная вода оказывается загрязненной, иногда чрезвычайно сильно. С появлением централизованной канализации бытовые и промышленные сточные воды стали сбрасываться в реки и водоемы, и поэтому возникла проблема их загрязненности.

Для текущего века характерны другие глобальные преобразования гидрологического режима — под воздействием больших водохранилищ, создаваемых главным образом в связи с сооружением гидроэлектростанций, отчасти обеспечивающих нужды орошаемо-

Под загрязнением водоемов понимается снижение их биосферных функций и экономического значения в результате поступления в них вредных веществ.

Воды как объекты использования и охраны

Водные объекты по естественно-природным причинам объединяют сосредоточенные в них воды в единый водный бассейн. Охрана таких водных объектов будет эффективна только при условии распространения соответствующих мероприятий на все части данного бассейна. При этом стало явно недостаточно защищать исключительно поверхностные и подземные воды. Кодекс решил названные проблемы и наряду с нормами о предотвращении и устранении последствий загрязнения, засорения и истощения водных ресурсов предусмотрел защиту земель и лесов водоохранных зон, атмосферного воздуха с целью избежания диффузного загрязнения водных объектов (загрязнение через поверхность земли и воздух), водосборных площадей и иных природных ресурсов и комплексов.

Несмотря на декларативность ряда положений об охране водных объектов, тем не менее они демонстрируют те пути, по которым должна идти экологизация водного законодательства.

Основой водных ресурсов России является речной сток, составляющий в среднем по водности года 4262 км3 из которых около 90% приходится на бассейны Северного Ледовитого и Тихого океанов. На бассейны Каспийского и Азовского морей, где проживает свыше 80% населения России и сосредоточен ее основной промышленный и сельскохозяйственный потенциал, приходится менее 8% общегодового объема речного стока.

В настоящее время обеспеченность водой в расчете на одного человека в сутки в различных странах мира разная. В ряде стран с развитой экономикой назрела угроза недостатка воды. Дефицит пресной воды на Земле растет в геометрической прогрессии. Перспективные источники пресной воды — айсберги, рожденные ледниками Антарктиды и Гренландии.

Использование воды для хозяйственных целей — одно из звеньев круговорота воды в природе. Но антропогенное звено круговорота отличается от естественного тем, что в процессе испарения лишь часть использованной человеком воды возвращается в атмосферу опресненной. Другая часть (составляющая, например, при водоснабжении городов и большинства промышленных предприятий 90%) сбрасывается в реки и водоемы в виде сточных вод, загрязненных отходами производства[1].

По данным Государственного водного кадастра, суммарный забор воды из природных водных объектов в 1995 г. составил 96, 9 км3. В том числе для нужд народного хозяйства было использовано свыше 70 км3 в том числе на: — промышленное водоснабжение — 46 км3; — орошение — 13, 1 км3,

— сельскохозяйственное водоснабжение — 3, 9 км3; — прочие нужды — 7, 5 км3

Потребности промышленности на 23% удовлетворялись за счет забора воды из природных водных объектов и на 77% — системой оборотного и повторно-последовательного водоснабжения.

Питьевое водоснабжение

Питьевое водоснабжение. Основными принципами питьевого водоснабжения являются:

— государственные гарантии первоочередного обеспечения питьевой водой граждан в целях удовлетворения их жизненных потребностей и охраны здоровья;

— государственный контроль и регулирование вопросов питьевого водоснабжения, подотчетность организаций, ответственных за питьевое водоснабжение, органам исполнительной власти и местного самоуправления, а также органам государственного надзора и контроля, органам по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в пределах их компетенции;

— обеспечение безопасности, надежности и управляемости систем питьевого водоснабжения с учетом их технологических особенностей и выбора источника водоснабжения на основе единых стандартов и нормативов, действующих на территории Российской Федерации, приоритетное использование для питьевого водоснабжения подземных водоисточников; — учет и платность питьевого водоснабжения; — государственная поддержка производства и поставок оборудования, материалов для питьевого водоснабжения, а также химических веществ для очистки и обеззараживания воды;

— отнесение систем питьевого водоснабжения к важным объектам жизнеобеспечения.

Большое значение имеет удовлетворение потребностей населения в питьевой воде в местах его проживания через централизованные (приоритетно) или нецентрализованные системы питьевого водоснабжения. Гарантии прав граждан на получение питьевой воды в общественных местах (на вокзалах, в парках, на пляжах и т. д.), а также на транспорте при времени следования в пути более трех часов обеспечиваются собственниками названных объектов.

В РФ централизованные системы водоснабжения функционируют в 1052 городах (99% общего числа городов) и 1785 поселках городского типа (81%). Общая протяженность коммунальных водопроводных сетей в населенных пунктах составляет 434 тыс. км. Мощность коммунальных водопроводов достигла 102, 5 млн. м3/сут. Однако во многих городах ощущается недостаток мощностей водопровода. В целом по России дефицит мощностей водопровода превышает 10 млн. м3/сут. или 10% установленной мощности.

Источниками централизованного водоснабжения служат поверхностные воды, доля которых в общем объеме водозабора составляет 68%, и подземные воды — 32%.

Жители сельской местности в большинстве своем используют в питьевых целях сооружения и устройства систем децентрализованного хозяйственно-питьевого водоснабжения. Вода из колодцев, родников и других источников децентрализованного водоснабжения не защищена от загрязнения и поэтому представляет высокую эпидемиологическую опасность.

Практически все поверхностные источники водоснабжения в последние годы подвергаются воздействию вредных антропогенных загрязнении, особенно такие реки, как Волга, Дон, Северная Двина, Урал, Уфа, Тобол, Томь, а также другие реки Сибири и Дальнего Востока. 70% поверхностных вод и 30% подземных потеряли питьевое значение и перешли в категории загрязненности — «условно чистая» и «грязная». Практически 70% населения РФ употребляет воду, не соответствующую ГОСТу «Вода питьевая». Ущерб от загрязнения водных источников оценивается в сотни миллиардов рублей.

За последние десять лет объемы финансирования водохозяйственной деятельности в России сокращены в 11 раз. В результате этого ухудшились условия водообеспечения населения.

Особенно тяжелое положение с загрязнением поверхностных водоисточников сложилось в Астраханской, Кемеровской, Калининградской, Томской, Тюменской, Ярославской областях, Приморском крае.

Возрастает загрязнение подземных вод, используемых для водоснабжения, в том числе нефтепродуктами, тяжелыми металлами, пестицидами и другими вредными веществами, которые поступают со сточными водами в водоносные горизонты.

Многие подземные источники, особенно обеспечивающие крупные города Центрального, Центрально-Черноземного, Северо-Кавказского и других районов, сильно истощены, о чем свидетельствует снижение статического уровня воды, местами достигающее десятков метров.

Из-за повышенного загрязнения водоисточников традиционно применяемые технологии обработки воды в большинстве случаев недостаточно эффективны. На эффективность водоподготовки отрицательно влияют дефицит реагентов и низкий уровень оснащенности водопроводных станций автоматикой и приборами контроля.

В этих условиях водопроводные сооружения далеко не всегда обеспечивают надежную водоподготовку и подачу населению питьевой воды гарантированного качества. Положение усугубляется тем, что 40% внутренних поверхностей трубопроводов поражены коррозией, покрыты ржавчиной, следовательно, при транспортировке качество воды дополнительно ухудшается.

Неудовлетворительное состояние водоснабжения, качества подаваемой питьевой воды стимулирует распространение заболеваний кишечными инфекциями, вирусным гепатитом А и бактериальной дизентерией.

Государственный контроль и надзор в области питьевого водоснабжения проводится органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы во взаимодействии с органами государственного экологического контроля и государственными органами управления использования и охраны водного фонда.

Учет источников питьевого водоснабжения осуществляется в составе Государственного водного кадастра специально уполномоченным управлением использования и охраны водного фонда с участием управления, занимающегося гидрометеорологией и мониторингом окружающей среды (по поверхностным источникам питьевого водоснабжения), управления использования и охраны недр (по подземным источникам питьевого водоснабжения) и органами санитарно-эпидемиологического надзора.

Учет количества потребляемой воды из централизованных систем питьевого водоснабжения осуществляется органами жилищно-коммунального хозяйства.

Государственный контроль за соблюдением установленных государственными стандартами требований к питьевой воде, а также процессами и методами контроля, используемыми в питьевом водоснабжении населения, осуществляется государственными инспекторами по надзору за государственными стандартами.

Государственный надзор за соблюдением строительных норм и правил при проектировании и строительстве объектов питьевого водоснабжения осуществляют государственные органы архитектурно-строительного надзора.

Программы развития питьевого водоснабжения входят неотъемлемой частью в планы социально-экономического развития территорий. Проектирование, строительство и реконструкция централизованных и нецентрализованных систем питьевого водоснабжения осуществляются в соответствии с расчетными показателями генеральных планов развития территории, строительными нормами и правилами, государственными стандартами, санитарными правилами и нормами. При этом в обязательном порядке учитываются требования обеспечения надежности указанных систем при воздействии на них дестабилизирующих факторов природного (оползни, подтопление, истощение водоносного горизонта и др.) и техногенного происхождения.

Понятие и виды водопользования

Для водопользовании устанавливаются следующие признаки классификации: цели водопользования; объекты водопользования; технические условия водопользования; условия предоставления водных объектов в пользование характер использования воды; способ использования водных объектов; воздействие водопользовании на водные объекты.

По целям водопользования подразделяются на хозяйственно-питьевые и коммунальные нужды населения, на лечебные, курортные и оздоровительные цели, нужды сельского хозяйства (без орошения и обводнения), орошение и обводнение, промышленные нужды (без теплоэнергетики), нужды теплоэнергетики, территориальное перераспределение стока поверхностных вод и пополнение запасов подземных вод, нужды гидроэнергетики, нужды водного транспорта и лесосплава, нужды рыбного хозяйства, сброс сточных вод, прочие нужды, многоцелевое водопользование[2].

По объектам водопользования воды подразделяются на поверхностные, подземные, внутренние территориальные, морские.

По техническим условиям водопользования — на общее и специальное.

По условиям предоставления водных объектов в водопользование — на совместное и обособленное.

По характеру использования воду рассматривают как вещество с определенными свойствами, как массу и энергетический потенциал и как среду обитания.

По способу использования водных объектов — с изъятием воды (с возвратом и без возврата), без изъятия воды.

По воздействию водопользования на водные объекты — на количественные и качественные.

Правовая охрана вод

Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации принимают совместимые с принципом устойчивого развития меры по сохранению водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения, а также по ликвидации последствий указанных явлений.

При использовании водных объектов граждане и юридические лица обязаны осуществлять производственно-технологические, мелиоративные, агротехнические, гидротехнические, санитарные и другие мероприятия, обеспечивающие охрану водных объектов.

Использование водных объектов должно осуществляться с минимально возможными негативными последствиями для водных объектов.

Значение вод как важнейшего компонента природной среды, обеспечивающего экономическое, социальное, экологическое благополучие населения, существование животного и растительного мира, определяет необходимость осуществления государственного управления их охраной.

Осуществляя деятельность по управлению охраной водных объектов, органы общего государственного управления выполнение определенных функций по охране вод возлагают на органы государственного управления специальной компетенции - Государственный Комитет Российской Федерации по охране окружающей среды, Министерство природных ресурсов РФ, Госкомсанэпиднадзор.

К полномочиям Российской Федерации в области охраны водных объектов относится определение единой государственной политики, разработка и реализация общегосударственных мероприятий, обеспечивающих охрану водных объектов. На основе федерального закона устанавливаются порядок и условия использования и охраны водных объектов. К полномочиям органов государственного управления Российской Федерации относится установление порядка организации и проведения государственного контроля за использованием и охраной вод, порядка установления и урегулирование режима водоохранных зон, установление режима особо охраняемых территорий, находящихся в федеральной собственности.

Федеральными органами государственного управления решаются все важнейшие вопросы охраны водных объектов. Это разработка и реализация федеральных государственных программ по восстановлению и охране водных объектов, схем комплексного использования и охраны водных ресурсов, подготовка, заключение и реализация бассейновых соглашений о восстановлении и охране водных объектов. Ими координируется деятельность органов исполнительной власти субъектов Федерации в области охраны вод.

"Основными положениями государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей природной среды и обеспечению устойчивого развития" предусматриваются следующие основные направления деятельности в области охраны водных экосистем: сохранение природного комплекса озера Байкал, осуществление программы "Возрождение Волги", восстановление нарушенной экологии прибрежной полосы Черного моря, сохранение природных комплексов Онежского и Ладожского озера и Невской губы.

На федеральном уровне определяются вопросы научно-технической политики в области охраны вод, организации и финансирования фундаментальных и прикладных научных исследований, принципы экономического регулирования восстановления и охраны водных объектов и другие вопросы общегосударственного значения, связанные с использованием, восстановлением и охраной водных объектов.

Субъекты федерации организуют охрану водных объектов, находящихся в их собственности. Ими разрабатываются и принимаются законодательные и иные нормативные акты, регулирующие охрану водных объектов, в пределах территории субъектов Федерации, осуществляется государственный контроль за использованием и охраной вод. К их полномочиям относится разработка и реализация территориальных государственных программ по использованию, восстановлению и охране вод, а также проводятся другие региональные водоохранные мероприятия в соответствии со ст. 66 Водного кодекса.

Субъекты Федерации принимают участие в решении общегосударственных вопросов по восстановлению и охране водных объектов; разработке и реализации федеральных программ по восстановлению и охране водных объектов; в разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов; в подготовке, заключении и реализации бассейновых соглашений о "восстановлении и охране водных объектов, находящихся в федеральной собственности.

Осуществление органами государственного управления Российской Федерации и субъектов Федерации установленных законодательством полномочий направлено на обеспечение сбалансированности экономического использования и улучшения состояния водных объектов.

Для предупреждения загрязнения водных объектов граждане и юридические лица при использовании вод должны осуществлять: производственно-технические, мелиоративные, санитарные и другие мероприятия, способствующие охране вод.

К производственно-техническим относятся: разработка и внедрение технологических процессов, исключающих или сводящих к минимуму сбросы сточных вод, создание водооборотных и бессточных систем, очистка стоков с целью удаления вредных веществ.

Мелиоративные работы, способствующие охране водных ресурсов, подразделяются на лесную, агротехническую, гидротехническую мелиорацию. Это выращивание древесной и кустарниковой растительности с целью уменьшения поверхностного стока и ослабления процессов эрозии; правильное ведение сельскохозяйственных работ; регулирование водно-воздушного режима почв при возделывании различных сельхозкультур. К мелиоративным мероприятиям относятся работы в целях предотвращения образования оврагов, оползней, борьба с селями.

Организованное проведение производственно-технических, мелиоративных, санитарных мероприятий позволяет существенно уменьшить загрязнение водных объектов.

Охрана водных объектов от загрязнения

В целях предупреждения и устранения загрязнения водных объектов определяются источники их загрязнения.

Источниками загрязнения признаются объекты, с которых осуществляется сброс или иное поступление в водные объекты вредных веществ, ухудшающих качество поверхностных и подземных вод, ограничивающих их использование, а также негативно влияющих на состояние дна и берегов водных объектов.

Охрана водных объектов от загрязнения осуществляется посредством регулирования деятельности как стационарных, так и других источников загрязнения.

Водный объект считается загрязненным, если в результате сброса или поступления иным образом с суши, деятельности на поверхности или дне водного объекта, а также в результате образования в нем вредных веществ изменились установленные нормативы качества вод; ограничилось его использование; проявилось негативное влияние на состояние дна и берегов водоемов.

Источниками загрязнения являются объекты, осуществляющие сброс или поступление иным образом вредных веществ в водные объекты. Это - промышленные предприятия, сбрасывающие производственные сточные воды; коммунально-бытовое хозяйство с хозяйственно-фекальными стоками; предприятия сельского хозяйства, применяющие ядохимикаты и другие химические вещества, стоки животноводческих комплексов и ферм; суда и иные передвижные средства и установки на воде; сплав леса; проведение строительных, дноуглубительных, взрывных и других работ на водных объектах.

Охрана водных объектов от загрязнения осуществляется путем регулирования деятельности источников загрязнения. Юридические лица и граждане, осуществляющие их эксплуатацию, должны принимать установленные законодательством меры по пред отвращению загрязнения и восстановлению водных объектов.

При эксплуатации источников загрязнения должны проводиться технические мероприятия, направленные на предотвращение загрязнения водных объектов; очистка сточных вод и повторное их использование; устройство оборотных систем водоснабжения; сокращение или прекращение поступления примесей в сточные воды путем упорядочения и изменения технологических процессов производства; переход на безводные технологические процессы; ликвидация отвалов производственных и бытовых отходов, из которых загрязнения вымываются поверхностным и дренажным стоком.

Каждый источник загрязнений обязан вести учет сбрасываемых вод, производить их анализы, информировать органы государственной власти об аварийных и чрезвычайных ситуациях, влияющих на состояние вод.

Специальные требования охраны вод установлены к таким видам деятельности, как ведение работ на дне водных объектов и их поверхности; передвижение судов на воде, эксплуатация на поверхности воды различных установок: применение ядохимикатов и других химических веществ в сельском хозяйстве; применение радиоактивных, токсичных веществ (материалов); взрывные, строительные, дноуглубительные и другие работы на водоемах.

В Российской Федерации охрана водных объектов осуществляется от всех видов загрязнения: химического, бактериального, теплового (отклонение температуры воды от установившегося в данном водном объекте температурного уровня), естественными радиоактивными элементами, и радиоактивными элементами и веществами, попадающими при испытании атомного оружия и выбросах разнообразных радиоактивных отходов, включая диффузное (загрязнение через поверхность земли и воздух).

Охрана водных объектов от засорения

Запрещаются сброс в водные объекты и захоронение в них производственных, бытовых и других отходов.

Поступление взвешенных частиц в водный объект допускается только в соответствии с требованиями водного законодательства Российской Федерации.

Под засорением водных объектов понимается сброс или поступление иным способом в водные объекты предметов и взвешенных частиц, ухудшающих состояние или затрудняющих их использование.

Помимо стоков водоемы засоряются при сваливании в них производственных отходов, бытового мусора; сбрасывании мусора и пищевых отходов с судов и иных установок на водной поверхности; проведении на водоемах строительных, дноуглубительных, взрывных и других работ; при сплаве и обработке леса; попадании мусора и отходов с ледяного покрова водоемов и других действиях.

Водный кодекс запрещает сбрасывать в водные объекты и захоранивать в них производственные и бытовые отходы[3].

Согласно с "Общими требованиями к составу и свойствам воды водных объектов у пунктов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования" для централизованного и нецентрализованного хозяйственно-питьевого водоснабжения, а также для водоснабжения пищевых предприятий содержание взвешенных веществ не должно увеличиваться более 0, 25 миллиграмм на литр. Для купания, спорта, отдыха населения, а также для водоемов в черте населенных мест оно не должно увеличиваться более 0, 75 миллиграмм на литр.

Аварийное загрязнение водных объектов

Аварийное загрязнение водных объектов возникает при залповом сбросе вредных веществ в поверхностные или подземные водные объекты, который причиняет вред или создает угрозу причинения вреда здоровью населения, нормальному осуществлению хозяйственной и иной деятельности, состоянию окружающей природной среды, а также биологическому разнообразию.

Меры предупреждения и ликвидации аварийного загрязнения водных объектов определяются водным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о недрах.

Взаимоотношения сторон, регулирующие поведение при аварийной ситуации на одной из сопредельных территорий, осуществляются с целью:

- обеспечить охрану трансграничных вод от загрязнения, возникающего в результате опасной деятельности, при авариях и стихийных бедствиях, и уменьшить их последствия для водной среды;

- повысить готовность к эффективному реагированию на возможные чрезвычайные происшествия и ограничить наносимый ими ущерб.

Аварии на водных объектах, связанные с наводнениями, стихийными бедствиями или чрезвычайными ситуациями, вызванными радиоактивным заражением, разрушением плотин, авариями на промышленных объектах в ходе производства, использования, хранения, перемещения опасных веществ, случайных выбросов генетически модифицированных организмов, разливами нефти и других вредных веществ, ликвидируются в соответствии с разработанными на этот случай стратегией и планами действий, которые включают:

- разработку перечня аварий и стихийных бедствий, имевших отношение К рассматриваемому бассейну, определение степени опасности при осуществлении той или иной деятельности;

- выявление возможных источников аварийных ситуаций и занесение их в "Кадастр аварийных ситуаций";

- разработку процедуры выдачи разрешения на проведение деятельности, которая в связи со своим опасным характером или в связи с использованием опасных веществ может привести к аварийному загрязнению пограничных вод;

- разработку планов действий в чрезвычайных ситуациях на местах;

- разработку программ по локализации аварийного загрязнения и восстановлению качества воды;

- установление ответственности и возмещение ущерба от аварийного загрязнения;

- предоставление компетентным административным органам сопредельных территорий соответствующих полномочий, включая мониторинг до и после аварии, беспрепятственный доступ к местам проведения опасной деятельности, а также их инспектирование и наблюдение за ними;

- введение надлежащих санкций за несоблюдение установленных правил; применение экономических стимулов и ограничений;

- оказание взаимной помощи при аварийном загрязнении.

Охрана водных объектов от загрязнения и засорения из источников загрязнения, находящихся на суше

Источники загрязнения, находящиеся на суше, не должны вызывать загрязнения и засорения водных объектов сверх установленных нормативов воздействия на водные объекты.

Соблюдение требований части первой настоящей статьи обеспечивается приоритетным применением технологий, не оказывающих негативного воздействия на окружающую природную среду, ограничением использования токсичных веществ и тяжелых металлов, введением научно обоснованных методов измерения и расчетов сбросов сточных вод в водные объекты и выбросов в атмосферу.

Источники загрязнения, находящиеся на суше, должны обеспечивать установленные требования и условия воздействия на водные объекты, не допуская ухудшения их состояния и качества. Основным критерием качества вод является содержание предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах. Санитарно-гигиенические и рыбохозяйственные требования к качеству вод установлены действующими Правилами охраны поверхностных вод от загрязнения.

Охрана водных объектов от загрязнения и засорения, вызываемых деятельностью на дне водных объектов

Добыча полезных ископаемых, торфа и сапропеля со дна водных объектов или возведение сооружений с опорой на дно должны осуществляться такими способами, которые не оказывали бы вредного воздействия на поверхностные воды, дно, берега водных объектов и водные биоресурсы.

При осуществлении на дне водных объектов работ, которые направлены на использование недр, но не связаны с добычей Полезных ископаемых, недропользователи обязаны не допускать загрязнения, засорения и истощения водных объектов.

Требование статьи о том, чтобы добыча полезных ископаемых, торфа и сапропеля со дна водных объектов или возведение сооружений с опорой на дно должны осуществляться такими способами, которые не оказывали вредного воздействия на поверхностные воды, дно, берега водных объектов и водные биоресурсы совпадает с законодательством о недрах, которое вменяет пользователю недр в обязанность обеспечить соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия сохранения земель, лесов, вод, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами[4].

Охрана водных объектов от загрязнения и засорения с судов и иных средств и сооружений, используемых на поверхности водных объектов

Не разрешается эксплуатация самоходных и несамоходных судов, а также иных объектов, находящихся на поверхности водных объектов, без устройств по сбору сточных вод, отходов и отбросов, образующихся на этих судах и объектах.

Предотвращение загрязнения водных объектов с судов и иных средств и сооружений, используемых на поверхности водных объектов, осуществляется путем оборудования их специальными емкостями для сбора загрязнений и сдачи на береговые очистные сооружения; сбора загрязнений с судов и иных средств и сооружений специальными судами; применения автономных судовых установок для полной биологической очистки сточных вод.

Охрана водных объектов от загрязнения ядохимикатами и другими химическими средствами

Применение ядохимикатов и других химических средств допускается только в случае, если это не повлияет на состояние водных объектов и водных биоресурсов.

Опасным источником загрязнения водных объектов могут быть химические средства борьбы с вредителями, сорняками и болезнями растений. Они распыляются на больших пространствах, а затем смываются дождями в реки, просачиваются в подземные водоносные слои, питающие колодцы. Многие современные ядохимикаты одинаково действуют на вредную и полезную растительность и фауну. Поступление их в водные объекты может угрожать и здоровью человека.

Согласно Водному кодексу не допускается применение ядохимикатов и других химических средств, если это окажет вредное воздействие на состояние водных объектов и водных биоресурсов.

 

Заключение

Водный кодекс РФ регламентирует водопользование в Российской Федерации и устанавливает меры по охране водных ресурсов. Один из важных моментов — государственное регулирование водопользования.

Для предприятий - водопользователей также можно рекомендовать:

— профилактический подход к охране водных ресурсов, устранение причин загрязнения вод взамен преобладающей ныне борьбы с последствиями;

— подчинение в хозяйственном звене круговорота воды обмена биогенных элементов естественному процессу возврата их почве в целях поддержания ее высокого плодородия и наиболее эффективного их обезвреживания;

n переключение предприятий основных отраслей водоемкой промышленности на замкнутое, безотходное оборотное водоснабжение;

n локальная регенерация воды, отработанной в одной производственной линии, что обеспечивает наиболее полное извлечение из нее одного вида загрязнений;

— усовершенствование технологии производства тех промышленных предприятий, например целлюлозно-бумажного производства, в которых локальный принцип не может дать необходимого эффекта;

— перевод па замкнутый цикл охлаждения водой теплоэлектростанций и аналогичных им промышленных предприятий, использование для этой цели морской воды и переход на воздушное охлаждение.

Список источников и литературы

                    Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. N 167-ФЗ

                    Аствацатурова А. К., Яцухин Ю. А. Вода в мире человека. Ростов н/Д.: Изд-во Ростов, ун-та, 1992.

                    Котова Л. И., Рыжков Л. П., Полина А. В. Биологический контроль качества воды. М.: Наука, 1989.

                    Красилов В. А. Охрана природы: Принципы, проблемы, приоритеты. М., 1992.

                    Львович М. И. Вода и жизнь. — М.: «Мысль», 1986.

                    Новиков Ю. В. Экология, окружающая среда и человек: Учебное пособие для вузов. – М.: Агентство «Фаир», 1998

                    Павлов П. Водное законодательство: настоящее и будущее // "Российская юстиция", 1996, N 6.

                    Постатейный комментарий к Водному кодексу Российской Федерации //под ред. Боголюбова С. А.

                    Экология, здоровье и природопользование в России. /Под. ред. Протасова В. Ф. - М. 1995.


[1] Аствацатурова А.К., Яцухин Ю.А. Вода в мире человека. Ростов н/Д.:Изд-во Ростов, ун-та, 1992. С. 119.

[2] Львович М. И. Вода и жизнь. — М.: «Мысль», 1986.  С. 55.

[3] Постатейный комментарий к Водному кодексу Российской Федерации //под ред. Боголюбова С. А.

[4]  см. п. 7 ст. 22 Закона Российской Федерации "О недрах" - в редакции от 8 февраля 1995 г.