Содержание
Правовой режим лесов России____________________________________ 3
Понятие леса, виды лесов. Правовое положение лесов первой, второй и третьей группы_______________________________________________ 3
Виды лесопользования. Порядок предоставления участков лесного фонда в пользование__________________________________________________ 7
Собственность на лесной фонд__________________________________ 8
Правовой режим водного фонда РФ_______________________________ 10
Понятие водного фонда_______________________________________ 10
Виды водопользования. Порядок предоставления водных объектов в пользование_________________________________________________ 13
Право собственности на водные объекты________________________ 14
Список источников и литературы_______________________________ 17
Правовой режим лесов России
Понятие леса, виды лесов. Правовое положение лесов первой, второй и третьей группы
Базируясь на конституционных нормах, ЛК РФ устанавливает правовые основы рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, повышения их -экологического и ресурсного потенциала. При этом регулирование лесных отношений осуществляется с учетом представлений о лесе как о совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение.
Такое понимание леса сложилось не сразу и имеет длительную историю развития. До XVII в. лес рассматривался, в том числе в Уложении Алексея Михайловича, прежде всего как способ бортничества, охоты, заграждения от набегов врагов. В XVIII в., при Петре I и Екатерине, лесу придается значение корабельного материала строительства российского флота. В XIX и XX вв. учреждаются и функционируют государственные органы управления лесом, который становится средством извлечения прибыли: в 1913 г. лесная отрасль давала 2% государственного бюджета (97 млн. руб., из которых одна треть шла на лесное хозяйство).
Лесным кодексом РСФСР 1923 г. устанавливались новые отношения в области лесопользования. Экспорт лесной продукции давал значительные средства для индустриализации и обеспечения независимости страны. Плановое ведение лесного хозяйства, его централизация, наряду с крайностями и недостатками, позволили наладить надлежащую государственную охрану лесных ресурсов, реализовать полезащитные и водоохранные свойства лесов, бороться с пожарами и вредителями лесов, в значительной мере обеспечивать воспроизводство лесов, снабжать древесиной малолесные районы страны, занимающей одну шестую часть суши.
Правовое понятие леса определено Лесным кодексом РФ[1] — лес представляет собой совокупность лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение. Такое понимание исходит из понятия леса в контексте экологических связей данного природного объекта с другими. Существенным дефектом этого понятия является то, что в нем не учитывается принцип дифференциации отраслей законодательства об использовании и охране природных ресурсов — земли, животного мира, вод и др.
Юридическое понятие «лес», основывающееся на анализе сферы действия лесного законодательства и содержания института Права лесопользования, может быть определено как совокупность всех растительных организмов, древесных, кустарниковых, травянистых и других растений (мхов, лишайников и т. п.)[2]. Следует уточнить, что речь идет о совокупности названных видов, произрастающих в пределах земель лесного фонда Российской Федерации; в лесах, не входящих в лесной фонд, расположенных на землях обороны; городских лесах; древесно-кустарниковой растительности, расположенной на землях:
* сельскохозяйственного назначения, в том числе землях, предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяйства;
* транспорта (на полосах отводов железнодорожных магистралей и автомобильных дорог);
* населенных пунктов (поселений), в том числе предоставленных для дачного, жилищного и иного строительства (за исключением городских лесов);
* водного фонда (на полосах отвода каналов);
* иных категорий.
В соответствии с Лесным кодексом РФ названные виды лесов и древесно-кустарниковой растительности являются объектами регулируемых им лесных отношений.
В Лесном кодексе основополагающую роль играют понятия "лес" и "лесной фонд". Законодатель внес ясность в вопрос о том, следует ли считать лесом только древесно-кустарниковую растительность либо включать в него и другие элементы природы. В преамбуле Лесного кодекса говорится о лесе как совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды. Законодатель стремился приблизиться к биологической сущности данного природного объекта, учесть мнение науки о лесоводстве, которая оценивает лес в качестве единого комплекса земли, лесной растительности, животных и других взаимосвязанных органических и неорганических элементов природы. Из ст.ст.7 и 8 Лесного кодекса видно, что под лесом прежде всего следует понимать неразрывно связанные между собой лесную растительность и землю, где она произрастает. По сравнению со старым законодательством Лесной кодекс более точно определяет "лесной фонд". Лесной фонд нельзя отождествлять с лесом, который составляет лишь 67% его территории. В соответствии со ст.ст.7 и 8 Лесного кодекса в лесной фонд помимо лесов входят также земли, предназначенные для восстановления лесной растительности, и нелесные земли, т.е. необходимые для нужд лесного хозяйства, и земли, расположенные в границах лесного фонда.
В состав земель лесного фонда входят два вида земель — лесные и нелесные. К лесным землям относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погибшие древостой, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами, и иные). К нелесным землям относятся земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями, и другие земли), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, каменистыми россыпями, и другие неудобные для использования земли) (ст. 8 ЛК РФ).
Основы лесного законодательства Союза ССР и союзных республик (1977 г.) и принятый вслед за ними Лесной кодекс РСФСР (1978 г.) закрепили исключительную собственность государства на леса и предоставление их только в пользование, "оторвали" регулирование лесных отношений от регулирования земельных, водных и горных отношений, что было изменено упомянутыми Основами 1993 г.
Природоресурсное право, являясь частью экологического права, делится, в свою очередь, также на отрасли (подотрасли), взаимодействие которых может быть рассмотрено на примере лесного права. В этом направлении ЛК РФ делает значительный шаг вперед, увязывая и размежевывая действие соответствующих отраслей права[3]:
* лесное законодательство — регулирует лесные отношения, т. е. распространяется на леса, входящие и не входящие в лесной фонд, и на земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью;
* лесное и земельное законодательство — регулирует отношения в области использования и охраны земель лесного фонда;
* гражданское, земельное, водное законодательство, законодательство о растительном мире, соответствующие статьи ЛК РФ — регулируют отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства древесно-кустарниковой растительности;
* гражданское и иное законодательство Российской Федерации -— регулирует отношения по использованию различных видов лесной продукции.
Кодексом устанавливаются параметры и пределы действия административного законодательства, законодательства о животном мире и т. п. Все это немаловажно, так как в условиях перехода к рыночным отношениям целесообразно и необходимо отграничить разные виды отношений — лесные, имущественные и др. — друг от друга, обеспечить их законодательное регулирование в интересах рационального лесопользования, обеспечения экологических требований, прав и свобод человека.
Согласно ст. 129 ГК РФ природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о природных ресурсах. Таким образом, приоритет лесного законодательства в регулировании указанных отношений закрепляется как ЛК РФ, так и ГК РФ, что находит отражение в нормах этих законодательных актов. Разумеется, практика покажет, в какой мере законодателю удалось размежевать и совместить регулирование пользования, владения и распоряжения лесами в зависимости от предмета и метода регулирования.
Узловыми моментами для организации охраны окружающей среды являются проблемы определения объектов и субъектов лесных отношений. Объектами лесных отношений признаются лесной фонд Российской Федерации, участки лесного фонда, права пользования ими, леса, не входящие в лесной фонд, их участки, права пользования ими, древесно-кустарниковая растительность. Такая непростая конструкция предполагает апробирование жизнью, нуждается в последующем разъяснении.
Участниками лесных отношений считаются Российская Федерация и ее субъекты (их органы государственной власти в пределах своей компетенции), муниципальные образования (органы местного самоуправления), граждане и юридические лица, осуществляющие ведение лесного хозяйства и (или) использование лесного фонда, а также лесов, не входящих в лесной фонд[4].
Ключевым положением ЛК РФ является регулирование прав собственности на лесной фонд и на леса, не входящие в лесной фонд, —по этим вопросам Кодекс вносит ясность в проблемы, не урегулированные Основами 1993 г. Содержание права собственности на природные ресурсы является определяющим для понимания режима охраны окружающей среды в связи с использованием природного ресурса.
В соответствии со ст. 56 ЛК РФ к лесам первой группы относятся наиболее экологически и социально ценные леса, основным назначением которых является выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных, иных функций, а также леса особо охраняемых природных территорий. Леса первой группы разделяются на следующие категории защитности:
* запретные полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов;
* запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб;
* противоэрозионные леса;
* защитные полосы лесов вдоль железнодорожных магистралей, автомобильных дорог федерального, республиканского и областного значения;
* государственные защитные лесные полосы;
* ленточные боры;
* леса на пустынных, полупустынных, степных, лесостепных и малолесных горных территориях, имеющие важное значение для защиты окружающей природной среды;
* леса зеленых зон поселений и хозяйственных объектов;
* леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения;
* леса первой, второй и третьей зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов;
* особо ценные лесные массивы;
* леса, имеющие научное или историческое значение;
* памятники природы;
* орехово-промысловые зоны;
* лесоплодовые насаждения;
* притундровые леса;
* леса государственных природных заповедников;
* леса национальных парков;
* леса природных парков;
* заповедные лесные участки.
К лесам второй группы относятся леса в регионах с высокой плотностью населения и развитой сетью наземных транспортных путей, леса, выполняющие водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные функции, имеющие ограниченное эксплуатационное значение, а также леса в регионах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения которых требуется ограничение режима лесопользования (ст. 57 ЛК РФ).
Наконец, к лесам третьей группы относятся леса многолесных регионов, имеющие преимущественно эксплуатационное значение (ст. 58 ЛК РФ). Относительно использования данной группы лесов Лесной кодекс РФ устанавливает требование, по которому при заготовке древесины должно обеспечиваться сохранение экологических функций этих лесов. В свою очередь, леса третьей группы разделяются на освоенные и резервные леса по критериям, определяемым федеральным органом управления лесным хозяйством.
Виды лесопользования. Порядок предоставления участков лесного фонда в пользование
Основы лесного законодательства РФ не дают ответа о праве собственности на леса в РФ. Согласно Конституции РФ, леса могут быть в собственности государственной, муниципальной и частной.
Основная часть лесного фонда находится в государственной собственности. К муниципальной собственности могут быть отнесены лесные участки городских лесов, лесопаркового пояса, обслуживающие потребности городов и районов. В частной собственности закон допускает нахождение небольших лесных участков лесфонда.
Государственная собственность на леса в данный период развития российского общества является доминирующей среди других форм собственности на леса. Распределение объектов лесного фонда между федеральной собственностью на леса и собственностью субъектов Федерации производится на основе закона о федеральных ресурсах и договора Федерации с субъектами Федерации.
Третьей структурной частью лесного фонда является животный мир. Под ним понимается сообщество диких животных и птиц, насекомых, обитающих в лесах. Они органически связаны с лесом как со средой своего обитания. Вместе с тем (как и земля) животный мир лесов имеет самостоятельное значение и регулируется в аспекте его охраны и использования специальным законодательством.
Права пользования участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, возникают на основании договора аренды участка лесного фонда, договора безвозмездного пользования участком лесного фонда, договора концессии участка лесного фонда, а также лесорубочного билета, ордера или лесного билета.
Лесопользователь в случаях и на условиях, которые определены лесным законодательством Российской Федерации, вправе с согласия собственника передать право пользования участком лесного фонда или право пользования участком леса, не входящего в лесной фонд, лицу, не являющемуся его правопреемником, в соответствии с договором.
В случае смерти гражданина-лесопользователя принадлежащее ему право пользования переходит к другому лицу в соответствии с завещанием или законом.
При реорганизации юридического лица-лесопользователя принадлежащее ему право пользования переходит к юридическому лицу - правопреемнику реорганизованного юридического лица в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Право пользования участком лесного фонда и право пользования участком леса, не входящего в лесной фонд, может переходить только к одному лицу при условии сохранения цели использования этих участков, наличия у правопреемника необходимых средств для их осуществления, а при необходимости и лицензии на осуществление соответствующей деятельности.
Переход права пользования участками лесного фонда оформляется посредством внесения изменений в договор, лесорубочный билет, ордер, лесной билет.
Запрещается переход от одного лица к другому права пользования участком лесного фонда, предоставленным в пользование в соответствии с договором концессии участка лесного фонда.
Собственность на лесной фонд
Содержание права собственности на лесной фонд и права собственности на леса, не входящие в лесной фонд, определяется настоящим Кодексом, гражданским законодательством и земельным законодательством Российской Федерации.
Собственник несет бремя затрат на охрану, защиту, воспроизводство и организацию рационального использования принадлежащих ему объектов лесных отношений и имеет право на получение доходов от использования лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд.
Владение, пользование и распоряжение лесным фондом и не входящими в лесной фонд лесами осуществляются с учетом глобального экологического значения лесов, их воспроизводства, длительности выращивания и иных природных свойств леса.
Лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности.
Формы собственности на леса, расположенные на землях городских поселений, устанавливаются федеральным законом.
Древесно-кустарниковая растительность, расположенная на земельном участке, находящемся в собственности гражданина или юридического лица, принадлежит ему на праве собственности, если иное не установлено федеральным законом.
Владение, пользование и распоряжение указанной древесно-кустарниковой растительностью осуществляются собственником в соответствии с требованиями лесного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о растительном мире.
Древесно-кустарниковая растительность, которая появилась в результате хозяйственной деятельности или естественным образом на земельном участке после передачи его в собственность гражданину или юридическому лицу, является его собственностью, которой он владеет, пользуется и распоряжается по своему усмотрению.
Правовой режим водного фонда РФ
Понятие водного фонда
Водные объекты по естественно-природным причинам объединяют сосредоточенные в них воды в единый водный бассейн. Охрана таких водных объектов будет эффективна только при условии распространения соответствующих мероприятий на все части данного бассейна. При этом стало явно недостаточно защищать исключительно поверхностные и подземные воды. Кодекс решил названные проблемы и наряду с нормами о предотвращении и устранении последствий загрязнения, засорения и истощения водных ресурсов предусмотрел защиту земель и лесов водоохранных зон, атмосферного воздуха с целью избежания диффузного загрязнения водных объектов (загрязнение через поверхность земли и воздух), водосборных площадей и иных природных ресурсов и комплексов.
Несмотря на декларативность ряда положений об охране водных объектов, тем не менее они демонстрируют те пути, по которым должна идти экологизация водного законодательства.
Основой водных ресурсов России является речной сток, составляющий в среднем по водности года 4262 км3 из которых около 90% приходится на бассейны Северного Ледовитого и Тихого океанов. На бассейны Каспийского и Азовского морей, где проживает свыше 80% населения России и сосредоточен ее основной промышленный и сельскохозяйственный потенциал, приходится менее 8% общегодового объема речного стока.
В настоящее время обеспеченность водой в расчете на одного человека в сутки в различных странах мира разная. В ряде стран с развитой экономикой назрела угроза недостатка воды. Дефицит пресной воды на Земле растет в геометрической прогрессии. Перспективные источники пресной воды — айсберги, рожденные ледниками Антарктиды и Гренландии.
Использование воды для хозяйственных целей — одно из звеньев круговорота воды в природе. Но антропогенное звено круговорота отличается от естественного тем, что в процессе испарения лишь часть использованной человеком воды возвращается в атмосферу опресненной. Другая часть (составляющая, например, при водоснабжении городов и большинства промышленных предприятий 90%) сбрасывается в реки и водоемы в виде сточных вод, загрязненных отходами производства[5].
По данным Государственного водного кадастра, суммарный забор воды из природных водных объектов в 1995 г. составил 96, 9 км3. В том числе для нужд народного хозяйства было использовано свыше 70 км3 в том числе на: — промышленное водоснабжение — 46 км3; — орошение — 13, 1 км3,
— сельскохозяйственное водоснабжение — 3, 9 км3; — прочие нужды — 7, 5 км3
Потребности промышленности на 23% удовлетворялись за счет забора воды из природных водных объектов и на 77% — системой оборотного и повторно-последовательного водоснабжения.
Питьевое водоснабжение
Питьевое водоснабжение. Основными принципами питьевого водоснабжения являются:
— государственные гарантии первоочередного обеспечения питьевой водой граждан в целях удовлетворения их жизненных потребностей и охраны здоровья;
— государственный контроль и регулирование вопросов питьевого водоснабжения, подотчетность организаций, ответственных за питьевое водоснабжение, органам исполнительной власти и местного самоуправления, а также органам государственного надзора и контроля, органам по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в пределах их компетенции;
— обеспечение безопасности, надежности и управляемости систем питьевого водоснабжения с учетом их технологических особенностей и выбора источника водоснабжения на основе единых стандартов и нормативов, действующих на территории Российской Федерации, приоритетное использование для питьевого водоснабжения подземных водоисточников; — учет и платность питьевого водоснабжения; — государственная поддержка производства и поставок оборудования, материалов для питьевого водоснабжения, а также химических веществ для очистки и обеззараживания воды;
— отнесение систем питьевого водоснабжения к важным объектам жизнеобеспечения.
Большое значение имеет удовлетворение потребностей населения в питьевой воде в местах его проживания через централизованные (приоритетно) или нецентрализованные системы питьевого водоснабжения. Гарантии прав граждан на получение питьевой воды в общественных местах (на вокзалах, в парках, на пляжах и т. д.), а также на транспорте при времени следования в пути более трех часов обеспечиваются собственниками названных объектов.
В РФ централизованные системы водоснабжения функционируют в 1052 городах (99% общего числа городов) и 1785 поселках городского типа (81%). Общая протяженность коммунальных водопроводных сетей в населенных пунктах составляет 434 тыс. км. Мощность коммунальных водопроводов достигла 102, 5 млн. м3/сут. Однако во многих городах ощущается недостаток мощностей водопровода. В целом по России дефицит мощностей водопровода превышает 10 млн. м3/сут. или 10% установленной мощности.
Источниками централизованного водоснабжения служат поверхностные воды, доля которых в общем объеме водозабора составляет 68%, и подземные воды — 32%.
Жители сельской местности в большинстве своем используют в питьевых целях сооружения и устройства систем децентрализованного хозяйственно-питьевого водоснабжения. Вода из колодцев, родников и других источников децентрализованного водоснабжения не защищена от загрязнения и поэтому представляет высокую эпидемиологическую опасность.
Практически все поверхностные источники водоснабжения в последние годы подвергаются воздействию вредных антропогенных загрязнении, особенно такие реки, как Волга, Дон, Северная Двина, Урал, Уфа, Тобол, Томь, а также другие реки Сибири и Дальнего Востока. 70% поверхностных вод и 30% подземных потеряли питьевое значение и перешли в категории загрязненности — «условно чистая» и «грязная». Практически 70% населения РФ употребляет воду, не соответствующую ГОСТу «Вода питьевая». Ущерб от загрязнения водных источников оценивается в сотни миллиардов рублей.
За последние десять лет объемы финансирования водохозяйственной деятельности в России сокращены в 11 раз. В результате этого ухудшились условия водообеспечения населения.
Особенно тяжелое положение с загрязнением поверхностных водоисточников сложилось в Астраханской, Кемеровской, Калининградской, Томской, Тюменской, Ярославской областях, Приморском крае.
Возрастает загрязнение подземных вод, используемых для водоснабжения, в том числе нефтепродуктами, тяжелыми металлами, пестицидами и другими вредными веществами, которые поступают со сточными водами в водоносные горизонты.
Многие подземные источники, особенно обеспечивающие крупные города Центрального, Центрально-Черноземного, Северо-Кавказского и других районов, сильно истощены, о чем свидетельствует снижение статического уровня воды, местами достигающее десятков метров.
Из-за повышенного загрязнения водоисточников традиционно применяемые технологии обработки воды в большинстве случаев недостаточно эффективны. На эффективность водоподготовки отрицательно влияют дефицит реагентов и низкий уровень оснащенности водопроводных станций автоматикой и приборами контроля.
В этих условиях водопроводные сооружения далеко не всегда обеспечивают надежную водоподготовку и подачу населению питьевой воды гарантированного качества. Положение усугубляется тем, что 40% внутренних поверхностей трубопроводов поражены коррозией, покрыты ржавчиной, следовательно, при транспортировке качество воды дополнительно ухудшается.
Неудовлетворительное состояние водоснабжения, качества подаваемой питьевой воды стимулирует распространение заболеваний кишечными инфекциями, вирусным гепатитом А и бактериальной дизентерией.
Государственный контроль и надзор в области питьевого водоснабжения проводится органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы во взаимодействии с органами государственного экологического контроля и государственными органами управления использования и охраны водного фонда.
Учет источников питьевого водоснабжения осуществляется в составе Государственного водного кадастра специально уполномоченным управлением использования и охраны водного фонда с участием управления, занимающегося гидрометеорологией и мониторингом окружающей среды (по поверхностным источникам питьевого водоснабжения), управления использования и охраны недр (по подземным источникам питьевого водоснабжения) и органами санитарно-эпидемиологического надзора.
Учет количества потребляемой воды из централизованных систем питьевого водоснабжения осуществляется органами жилищно-коммунального хозяйства.
Государственный контроль за соблюдением установленных государственными стандартами требований к питьевой воде, а также процессами и методами контроля, используемыми в питьевом водоснабжении населения, осуществляется государственными инспекторами по надзору за государственными стандартами.
Государственный надзор за соблюдением строительных норм и правил при проектировании и строительстве объектов питьевого водоснабжения осуществляют государственные органы архитектурно-строительного надзора.
Программы развития питьевого водоснабжения входят неотъемлемой частью в планы социально-экономического развития территорий. Проектирование, строительство и реконструкция централизованных и нецентрализованных систем питьевого водоснабжения осуществляются в соответствии с расчетными показателями генеральных планов развития территории, строительными нормами и правилами, государственными стандартами, санитарными правилами и нормами. При этом в обязательном порядке учитываются требования обеспечения надежности указанных систем при воздействии на них дестабилизирующих факторов природного (оползни, подтопление, истощение водоносного горизонта и др.) и техногенного происхождения.
Виды водопользования. Порядок предоставления водных объектов в пользование
Для водопользовании устанавливаются следующие признаки классификации: цели водопользования; объекты водопользования; технические условия водопользования; условия предоставления водных объектов в пользование характер использования воды; способ использования водных объектов; воздействие водопользовании на водные объекты.
По целям водопользования подразделяются на хозяйственно-питьевые и коммунальные нужды населения, на лечебные, курортные и оздоровительные цели, нужды сельского хозяйства (без орошения и обводнения), орошение и обводнение, промышленные нужды (без теплоэнергетики), нужды теплоэнергетики, территориальное перераспределение стока поверхностных вод и пополнение запасов подземных вод, нужды гидроэнергетики, нужды водного транспорта и лесосплава, нужды рыбного хозяйства, сброс сточных вод, прочие нужды, многоцелевое водопользование[6].
По объектам водопользования воды подразделяются на поверхностные, подземные, внутренние территориальные, морские.
По техническим условиям водопользования — на общее и специальное.
По условиям предоставления водных объектов в водопользование — на совместное и обособленное.
По характеру использования воду рассматривают как вещество с определенными свойствами, как массу и энергетический потенциал и как среду обитания.
По способу использования водных объектов — с изъятием воды (с возвратом и без возврата), без изъятия воды.
По воздействию водопользования на водные объекты — на количественные и качественные.
Водный кодекс РФ регламентирует водопользование в Российской Федерации и устанавливает меры по охране водных ресурсов. Один из важных моментов — государственное регулирование водопользования.
Для предприятий - водопользователей также можно рекомендовать:
— профилактический подход к охране водных ресурсов, устранение причин загрязнения вод взамен преобладающей ныне борьбы с последствиями;
— подчинение в хозяйственном звене круговорота воды обмена биогенных элементов естественному процессу возврата их почве в целях поддержания ее высокого плодородия и наиболее эффективного их обезвреживания;
n переключение предприятий основных отраслей водоемкой промышленности на замкнутое, безотходное оборотное водоснабжение;
n локальная регенерация воды, отработанной в одной производственной линии, что обеспечивает наиболее полное извлечение из нее одного вида загрязнений;
— усовершенствование технологии производства тех промышленных предприятий, например целлюлозно-бумажного производства, в которых локальный принцип не может дать необходимого эффекта;
— перевод па замкнутый цикл охлаждения водой теплоэлектростанций и аналогичных им промышленных предприятий, использование для этой цели морской воды и переход на воздушное охлаждение.
Право собственности на водные объекты
Содержание права собственности на водные объекты определяется как гражданским, так и водным законодательством. Причем, если гражданское право определяет общее содержание права собственности, то водное - его специфические черты. Согласно ст. 209 ГК РФ, собственник имеет право владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Но уже в самом ГК РФ (ст. 209, 129) устанавливаются своего рода "экологические приоритеты". Свободное владение, пользование, распоряжение землей и другими природными ресурсами ограничено требованием не наносить ущерба окружающей среде. В свою очередь, в водном законодательстве (прежде всего, в ВК РФ) положения гражданского права о собственности получают специфическое выражение. Это касается всей "триады" собственнических прав (владения, распоряжения, пользования).
Важной особенностью права собственности на водные объекты является неполное применение понятия "владение" к водным объектам, так как сосредоточенная в них вода находится в состоянии движения и водообмена, разного по скорости, но неотвратимого.
Не менее важная особенность права собственности на водные объекты заключается в существенном ограничении права распоряжения водным объектом. Оборотоспособность водных объектов еще более ограничена, чем оборотоспособность земельных участков. Отчуждение водного объекта (продажа, залог, другие сделки, влекущие или могущие повлечь за собой отчуждение) запрещены, кроме обособленных водных объектов (замкнутых водоемов).
В свою очередь, использование водных объектов также трудно назвать свободным. Оно характеризуется определенной очередностью и определением приоритетных видов водопользования (главы 10 и 15 ВК РФ). Так, например, законодательно установлен приоритет питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (ст. 133 ВК РФ), для отдельных категорий водных объектов предписано использование преимущественно для целей здравоохранения или рыбного хозяйства (ст. 136, 140 ВК РФ).
Таким образом, далеко не каждый водоем или водоток может быть свободно использован для совершенно любых целей. Так, например, нельзя использовать для питьевого водоснабжения загрязненные водотоки или водоемы.
Как предмет права собственности, водные объекты состоят не только из водной массы. Они представляют собой единство поверхностных вод и сопряженной с ними земли (дна, берега), или же единство подземных вод и вмещающих их в себя горных пород. В первом случае речь идет о поверхностных водных объектах, а во втором - о подземных водных объектах. Это юридическое понимание водного объекта не является случайным: оно производно от представлений естественной науки (гидрологии, экологии и т.д.) и в целом оправдано.
Именно из этого понимания водных объектов и вытекает положение ст. 32 о том, что любой водный объект является предметом права собственности целиком. Следовательно, дно, берег и, тем более, водная масса не могут быть отдельными предметами права собственности. Кроме того, отдельные акватории, заливы, заводи крупных рек и озер также не могут быть отдельными предметами права собственности.
Однако, трудности начинаются уже с определения границ и структуры водных объектов как предмета собственности, а значит и предмета договора пользования водным объектом, который должен иметь индивидуально определенные признаки. Действующее водное законодательство не дает прямого ответа на вопрос о том, какие именно границы есть у водотока (или водоема), если в их состав помимо дна входят и берега. Остается неясным, до каких пределов собственник (или пользователь) водного объекта будет считать дно и берег "своими". Решение поставленного вопроса о границах водотоков и водоемов необходимо для разграничения предметов права собственности на водные объекты и на близлежащие земельные участки, имеющие других хозяев. Данная проблема весьма актуальна, если учесть, что плодородные речные и озерные поймы будут "распределены" между собственниками водного объекта (федерация и т.д.) и собственниками близлежащей недвижимости, круг которых весьма широк.
Нечеткость границ водных объектов как предмета права собственности не способствуют складыванию "прозрачных" водных правоотношений между собственниками и пользователями земель и вод.
Как указано в ст. 32, к водным объектам и правам пользования ими применяются общие правила гражданского законодательства об объектах гражданских прав, но с учетом "специальных" норм ВК РФ.
Особое место среди водных объектов занимают замкнутые водоемы (обособленные водные объекты), которые согласно ст. 130 ГК РФ считаются недвижимостью. Согласно ст. 11 и 45 ВК РФ, правовой режим обособленных водных объектов определен не сколько водным, сколько гражданским и земельным законодательством.
Список источников и литературы
Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. М.: Юрид. Лит., 1993. 64 с.
Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 г. N 22-ФЗ. //Сборник кодексов Российской Федерации. Изд-во ЗАО «Славянский дом книги». 1998. 592 с.
Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. N 167-ФЗ
Об особо охраняемых природных территориях: Федеральный закон от 14.03.95 № 33-ФЗ//Рос. газ. 1995. 17 марта. С.7-9.
Боголюбов С.А. Комментарий к Закону РФ «Об охране окружающей природной среды» Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. М.: ИНФРА-М.: НОРМА, 1997. 367 с.
Боголюбов С.А. Природоохранительная деятельность общественности: правовые формы. М.: Общество «Знание» 1988. 48 с.
Боголюбов С.А. Экологическое право. Учебник для вузов; Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. М.: ИНФРА-М.: НОРМА, 1998. 448 с.
Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды). Учебник. М.: Юрист, 1998. С. 688.
Ерофеев Б.В. Экологическое право. М.: Высшая школа, 1992. 320 с.
Экологическое право России. Сборник нормативных правовых актов и документов. / Под ред. Проф. А.К. Голиченкова. М., 1997. С.816.
[1] Боголюбов С.А. Экологическое право. Учебник для вузов; Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. М.: ИНФРА-М.: НОРМА, 1998. С. 247.
[2] Кроссов О. И. Право лесопользования в СССР. Автореф. докт. дисс. М., 1991. С. 8.
[3] Ерофеев Б.В. Экологическое право. М.: Высшая школа, 1992. С.279.
[4] Экологическое право России. Сборник нормативных правовых актов и документов. / Под ред. Проф. А.К. Голиченкова. М., 1997. С.351.
[5] Аствацатурова А.К., Яцухин Ю.А. Вода в мире человека. Ростов н/Д.:Изд-во Ростов, ун-та, 1992. С. 119.
[6] Львович М. И. Вода и жизнь. — М.: «Мысль», 1986. С. 55.