Содержание контрольной работы

1.     Теоретическая часть

1.1            Сущность государственного финансового контроля и его особенности……………………………………………………..……3-11

1.2            Аудиторское заключение по специальным аудиторским заданиям……………………………………..………………………12-14

2. Задача……………………………………………………………………15-16

3. Тест……………………………………………….…………………………17

Список используемой литературы…………………...………………………18

1.1      Сущность государственного финансового контроля и его особенности.

Финансовый контроль за состоянием экономики, развитием социально-экономических процессов в обществе является важной сферой деятельности по управлению народным хозяйством. Одним из звеньев системы контроля выступает финансовый контроль. Его назначение заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Роль финансового контроля при переходе к рынку многократно возрастает.

Таким образом, финансовый контроль, с одной стороны, является одной из завершающих стадий управления финансами, а с другой, он выступает необходимым условием эффективности управления ими.

Финансовый контроль - это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.

Для осуществления финансового контроля создаются особые контрольные органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Их права, обязанности и ответственность строго регламентированы, в том числе и в законодательном порядке.

Финансовый контроль как особая область контроля, связанная с использованием стоимостных категорий, имеет определенную сферу применения и соответствующую целевую направленность. Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств, на всех уровнях и звеньях народного хозяйства.

Непосредственным предметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, налог на добавленную стоимость, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на различные цели и в фонды. Эти показатели имеют синтетический характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности объединений, предприятий, учреждений, а также механизм финансово-кредитных взаимосвязей.

Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки и т. п.).

Содержание финансового контроля, его значение и функции в условиях рыночной экономики

Финансовый контроль является практическим воплощением контрольной функции, присущей финансам как экономической категории.

Финансовый контроль обычно рассматривают в двух аспектах:

1) строго регламентированную деятельность специально созданных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов;

2) неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками на макро-, и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций1.

Оба аспекта контроля взаимосвязаны, но различаются целями, методами и субъектами контроля. Если в первом случае преобладает правовая и количественная сторона контроля, то во втором — упор делается на аналитическую сторону финансового контроля.

Финансовый контроль за состоянием экономики, развитием социально-экономических процессов в обществе является важной сферой деятельности по управлению народным хозяйством. Одним из звеньев системы контроля выступает финансовый контроль. Его назначение заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Роль финансового контроля при переходе к рынку многократно возрастает.

Таким образом, финансовый контроль, с одной стороны, является одной из завершающих стадий управления финансами, а с другой, он выступает необходимым условием эффективности управления ими. Сложность понимания финансового контроля обусловлена сложностью самой категории финансов. Так же как финансы являются основой любой сферы общественной деятельности и в то же время отражают их материальную результативность, так и финансовый контроль является как бы лакмусовой бумагой, на которой реально проявляется весь процесс движения финансовых ресурсов, начиная от стадии формирования финансовых ресурсов, необходимых для начала осуществления деятельности в любой сфере, и кончая получением финансовых результатов этой деятельности.

Можно сказать, что финансовый контроль - это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.

Для осуществления финансового контроля создаются особые контрольные органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Их права, обязанности и ответственность строго регламентированы, в том числе и в законодательном порядке.

Финансовый контроль как особая область контроля, связанная с использованием стоимостных категорий, имеет определенную сферу применения и соответствующую целевую направленность. Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств, на всех уровнях и звеньях экономики страны.

Непосредственным предметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, налог на добавленную стоимость, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на различные цели и в фонды. Эти показатели имеют синтетический характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности объединений, предприятий, учреждений, а также механизм финансово-кредитных взаимосвязей.

Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки и т. п.).

Контролю подлежат не только плохо работающие предприятия и организации, но и имеющие нормальные результаты деятельности.

Финансовый контроль включает проверку: соблюдения требований экономических законов, оптимальности пропорций распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и национального дохода; составления и исполнения бюджета (бюджетный контроль); финансового состояния и эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений, а также налоговый контроль; другие направления.

Перед финансовым контролем стоят следующие задачи: содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства; обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом; выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности; содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности; обеспечение соблюдения законодательства и нормативных актов, в том числе в области налогообложения предприятий, относящихся к различным организационно-правовым формам; содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе по валютным операциям и др.

Финансовый контроль тесно связан с ответственностью предприятий, организаций, учреждений, а также государственных и финансово-банковских структур за выполнение финансовой дисциплины. Эта ответственность может быть выражена как в административных, так и в экономических (материальных) мерах воздействия на нарушителя финансовой дисциплины. Экономические меры воздействия конкретно проявляются через финансовые санкции, являющиеся теми рычагами финансового механизма, которые содействуют повышению эффективности производства, его интенсификации, экологическому оздоровлению и т.д.

Проблема усиления финансовой ответственности, действенности финансового контроля требуют, с одной стороны, сокращения количества применяемых санкций, а, с другой, повышения их результативности.

В государствах тоталитарного типа формы организации и цели финансового контроля подчинены интересам правящей администрации. Государственный контроль носит глобальный и повсеместный характер и преследует чисто фискальные цели. В странах с переходной экономикой, к которым в настоящее время принадлежит Россия, экономико-правовая организация финансового контроля имеет специфические черты. Такие государства постепенно отходят от тоталитарности государственного финансового контроля и создают правовую основу для его организации. Так, помимо института счетных палат и налоговых ведомств, присущих развитым странам, современная система государственного финансового контроля России включает и ряд других специальных органов. В соответствии с Указом Президента РФ от 25 мая 1996 г. «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» к таким органам относятся: Центральный банк, Государственный таможенный комитет, Федеральная служба по валютному и экспортному контролю.

Поскольку частная форма собственности в России еще не заняла подобающее место в экономической системе, действия государственных контролеров распространяются на многие сферы приложения акционерного и частного капитала. Трудности переходного к рынку периода непосредственно отражаются и на методах контроля. Так, проблема нехватки государственных средств для покрытия бюджетных расходов зачастую решается посредством скорее административных, чем экономических методов, тотального ужесточения санкций за налоговые и другие финансовые нарушения. Это приводит к ущемлению интересов частного капитала и снижению деловой активности. По мере укрепления основ рыночного хозяйствования организация финансового контроля приобретает все более правовой характер и постепенно приближайся к западной модели, которая, по оценкам специалистов, в целом доказала свою эффективность. Развитие демократии и парламентаризма вызывает необходимость более тщательного контроля за исполнительной властью и соответственно повышением профессионального уровня контрольных служб. С другой стороны, усиление рыночной конкуренции заставляет предприятия совершенствовать методы внутреннего контроля, привлекая специалистов специализированных консультационных фирм, инвестиционных банков, финансовых корпораций.

Формы, виды и методы финансового контроля

Формы финансового контроля:

В экономически развитых странах финансовый контроль распадается на две, взаимодействующие, но обособленные сферы: государственный и негосударственный финансовый контроль.

Государственный финансовый контроль — комплексная и целенаправленная система экономико-правовых действий конкретных органов власти и управления, базирующихся на положениях основных законов государства. Определяющую роль в организации финансового контроля играет конституция страны. Правовой регламент контроля зависит от типа государства, его социально-политической ориентации, уровня экономического развития, соотношения форм собственности.

Государственный финансовый контроль призван отслеживать стоимостные пропорции распределения валового национального продукта. Он распространяется на все каналы движения денежных ресурсов, так или иначе связанные с формированием государственных ресурсов, полнотой и своевременностью их поступления и целевым использованием. Государственные контролеры наделены правом осуществлять ревизии и проверки как в государственном секторе, так и в сфере частного и корпоративного бизнеса, если таковые предопределены общенациональными экономическими интересами.

Негосударственный финансовый контроль подразделяется на внутренний (внутрифирменный, корпоративный) и внешний (аудиторский).

Государственный и негосударственный виды контроля, несмотря на схожесть методов, существенно отличаются конечными целями. Главная цель государственного контроля — максимизировать поступление ресурсов в казну и минимизировать государственные издержки управления, а негосударственного с (главным образом, внутрифирменного) — напротив, минимизировать свои отчисления в пользу государства и другие издержки с целью повышения нормы прибыли на вложенный капитал. И то же время обе сферы контроля ограничены правовыми рамками действующих законов.

Виды финансового контроля:

Виды финансового контроля весьма разнообразны. Их принято классифицировать по следующим критериям:

1. Регламент осуществления — обязательный (внешний), инициативный (внутренний);

2. Время проведения — предварительный, текущий (оперативный), последующий;

3. Субъекты контроля — президентский, контроль законодательных органов власти и местного самоуправления, контроль исполнительных органов власти, контроль финансово-кредитных органов, внутрифирменный, аудиторский;

4. Объекты контроля — бюджетный, контроль за внебюджетными фондами, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, контроль за денежной массой.

Основные методы государственного финансового контроля

Основными методами государственного контроля являются комплексные ревизии и тематические проверки. Способы проведения ревизий и проверок зависят от конкретных задач, которые ставит перед контролерами направившее их ведомство. Если ревизия предполагает контроль законности и правильности проведения финансовых операций и достоверности финансовой информации, то проверки преследуют цель контроля качества управления финансовыми ресурсами на всех стадиях их планирования и использования, оценки эффективности и целесообразности произведенных финансовых операций.

1. Результативность контроля зависит не только от профессионального уровня государственных контролеров и независимых аудиторов, но и от регламента ревизий и проверок. Порядок последовательность проведения финансовых ревизий основаны на стандартах бухгалтерского учета. Общепринятый регламент проведения комплексной ревизии включает следующие поэтапные действия контрольных органов:

1.1. инвентаризация наличия и сохранности товароматериальных ценностей, незавершенного производства (строительства), полуфабрикатов, офисного и другого оборудования, денежных средств и расчетов;

1.2. визуальная проверка правильности оформления документов (полноты и достоверности заполнения реквизитов; соответствие предъявленных к проверке документов утвержденным нормам; выявление некачественных документов); арифметичекий подсчет итогов;

1.3. проверка полноты и правильности отражения в документах финансово-хозяйственных операций. По первичным записям водятся таксировка (проверка количественных суммовых данных) и котировка (проверка правильности корреспонденции бухгалтерских счетов). Проверяются также правильность и полнота отражения бухгалтерских записей в учетных регистрах, разработочных таблицах, журналах-ордерах, в главной книге.

1.2 Аудиторское заключение по специальным аудиторским заданиям.

В результате проверки аудитор должен прийти к определенному мнению, за которое он и несет ответственность перед клиентом и лицензирующим органом. Мнение аудитора оформляется в виде официального документа - аудиторского заключения. Этот документ имеет стандартную структуру. Согласно ФПСАД N 6 аудиторское заключение в обязательном порядке должно включать в себя ряд элементов:

Наименование

Содержание

Информационная часть

Содержит:

- наименование. В документе должно быть указано, что это "Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности";

- адресат;

- основные сведения об аудиторе - организационно-правовая форма и наименование аудиторской фирмы, место нахождения, номер и дата свидетельства о государственной регистрации, номер, дата предоставления и срок действия лицензии на осуществление аудиторской деятельности (реквизиты лицензии включают и наименование выдавшего ее органа), указание на членство в аккредитованном профессиональном аудиторском объединении;

- основные сведения об аудируемом лице - перечень аналогичен соответствующему перечню для фирмы-исполнителя, за исключением сведений о лицензиях и членстве в аккредитованных профессиональных объединениях.

Вводная часть.

Содержит указание на перечень проверенной финансовой отчетности, заявление о разграничении ответственности.

Часть, описывающая объем аудита

Содержит указание на:

- нормативные акты и иные документы, в соответствии с которыми проводился аудит;

- выборочный характер аудита;

- методы и техники, которые были использованы при его проведении;

- то, что аудит предоставляет достаточные основания для выражения мнения о достоверности во всех существенных отношениях финансовой (бухгалтерской) отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации;

- дату, когда был завершен аудит.

Часть, содержащая мнение аудитора

Содержит непосредственное выражение мнения аудитора о достоверности отчетности и соответствии бухгалтерского учета законодательству.

Дата аудиторского заключения

Подпись аудитора

 

Аудиторское заключение и указанная финансовая (бухгалтерская) отчетность, в отношении которой выражается мнение и которая датирована, подписана и скреплена печатью аудируемого лица в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации относительно подготовки такой отчетности должны быть сброшюрованы в единый пакет, листы пронумерованы, прошнурованы, опечатаны печатью аудитора с указанием общего количества листов в пакете.

Аудиторское заключение имеет следующие формы:

Виды аудиторских заключений

1. Безоговорочно положительное - финансовая (бухгалтерская) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении и результатах финансово - хозяйственной деятельности аудируемого лица в соответствии с установленными принципами и методами ведения бухгалтерского учета и подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности в Российской Федерации.

2. Модифицированное - если возникли факторы:

2.1. Не влияющие на аудиторское мнение, но описываемые в аудиторском заключении с целью привлечения внимания пользователей к какой-либо ситуации, сложившейся у аудируемого лица и раскрытой в финансовой (бухгалтерской) отчетности.

2. А. Модифицированное аудиторское заключение с включением части, привлекающей внимание – если имеется ситуация:

·   влияющая на финансовую (бухгалтерскую) отчетность, но не рассмотренная в пояснениях к ней;

·   связанная с соблюдением принципа непрерывности деятельности;

·   связанная со значительной неопределенностью.

2.2. влияющие на аудиторское мнение, которые могут привести к мнению с оговоркой, отказу от выражения мнения или отрицательному мнению. Безоговорочное мнение не высказывается, если существует, хотя бы одно из обстоятельств:

a)     ограничение объема аудита;

b)     разногласие с руководством аудируемого лица относительно:

·   допустимости выбранной учетной политики;

·   ненадлежащего метода применения учетной политики;

·   адекватности раскрытия информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности.

2. Б. Модифицированное заключение путем включения оговорки - выдается при следующих обстоятельствах:

·   невозможно выразить безоговорочно положительное мнение;

·   разногласия с руководством не существенны;

·   ограничения объема работы аудитора несущественны.

2. В. Модифицированное заключение, содержащее отказ от выражения мнения - выдается когда ограничение работы аудитора со стороны руководства проверяемой организации настолько существенно, что аудитор не может получить достаточные доказательства и следовательно выразить свое мнение.

2. Г. Модифицированное аудиторское заключение, содержащее отрицательное мнение - выдается когда разногласия с руководством очень существенны для финансовой (бухгалтерской) отчетности, что внесение оговорки не является адекватным.

Вопрос №2

Задача

На стадии планирования аудиторской проверки аудиторами был определен единый уровень существенности в сумме 1200 тыс. руб.

Задание.

Единый показатель уровня существенности распределите между статьями баланса (составляющими свыше 1% от итога баланса) организации пропорционально его структуре, используя данные таблицы:

Тыс. руб.

Актив баланса

Сумма

Пассив баланса

Сумма

Основные средства

10421

Уставный капитал

6700

Финансовые вложения

740

Резервный капитал

335

Запасы

1115

Нераспределенная прибыль

1205

Дебиторская задолженность

6450

Кредиты и займы

1286

Денежные средства

540

Кредиторская задолженность

9740

ИТОГО

19266

ИТОГО

19266

РЕШЕНИЕ:

Показатель уровня существенности распределяем между статьями баланса (составляющими свыше 1% от итога баланса) организации пропорционально его структуре, используя данные таблицы:

Сумма тыс. руб.

Доля статьи в валюте баланса, %

Уровень существенности, тыс. руб.

Статьи Актива:

1.Основные средства

10421

54,09

649,08

2.Финансовые вложения

740

3,84

46,08

3.Запасы

1115

5,79

69,48

4.Дебиторская задолженность

6450

33,48

401,76

5.Денежные средства

540

2,8

33,6

ВАЛЮТА БАЛАНСА:

19266

100

1200

Статьи Пассива:

1.Уставный капитал

6700

34,78

417,36

2.Резервный капитал

335

1,74

20,88

3.Нераспределенная прибыль

1205

6,25

75

4.Кредиты и займы

1286

6,67

80,04

5.Кредиторская задолженность

9740

50,56

606,72

ВАЛЮТА БАЛАНСА:

19266

100

1200

РАСЧЕТ:

 

1)           Доля статьи в валюте баланса, %

Основные средства: 10421*100/19266=54,09

Финансовые вложения: 740*100/19266=3,84

Запасы: 1115*100/19266=5,79

Дебиторская задолженность: 6450*100/19266=33,48

Денежные средства: 540*100/19266=2,8

Уставный капитал: 6700*100/19266=34,78

Резервный капитал: 335*100/19266=1,74

Нераспределенная прибыль: 1205*100/19266=6,25

Кредиты и займы: 1286*100/19266=6,67

Кредиторская задолженность: 9740*100/19266=50,56

2)    Уровень существенности, тыс. руб.

Основные средства: 1200*54,09%=649,08

Финансовые вложения: 1200*3,84%=46,08

Запасы: 1200*5,79%=69,48

Дебиторская задолженность: 1200*33,48%=401,76

Денежные средства: 1200*2,8%=33,6

Уставный капитал: 1200*34,78%=417,36

Резервный капитал: 1200*1,74%=20,88

Нераспределенная прибыль: 1200*6,25%=75

Кредиты и займы: 1200*6,67%=80,04

Кредиторская задолженность: 1200*50,56%=606,72

Основным недостатком данного способа является то, что не учитывается контрольный риск.

      

Вопрос №3

Тест:

Номер вопроса

Вариант ответа

1

B

2

C

3

A

4

B

5

C

6

A

7

A

8

B

9

D

10

E

11

A

12

A

13

B

14

B

15

B

Список используемой литературы:

1.                Аудит в России. Антология российского аудита: учебник / А. В. Крикунов, В. А. Леднев, под ред. проф. Крикунова А.В. - 2-е изд., с доп. и изм. – М.: Маркет ДС Корпорейшн, 2007.

2.                Аудит: Учебник для вузов / В. И. Подольский, А. А. Савин, Л. В. Сотникова и др., под ред. проф. В. И. Подольского. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2007.

3.                                         Богатая И.Н. Аудит для студентов вузов / И.Н. Богатая, изд. 3-е, доп., перераб. – М.: Феникс, 2007 – 253с.

4.                Ковалева О.В., Константинов Ю.П. Аудит: Учебн. пособие / О.В. Ковалева, Ю.П. Константинов – М.: Приор, 2002. – 320 с.

5.   Скобара В.В. Аудит: учебник для вузов / В.В. Скобара. – М.: Просвещение, 2005. – 479с.