Содержание

Вопрос № 33. 3

Учет продажи основных средств. 3

Документальное оформление продажи основных средств. 7

Список литературы.. 9

Вопрос № 33

Документальное оформление и учет продажи основных средств.

Учет продажи основных средств.

Одной из причин выбытия объектов основных средств является их продажа. Необходимо четко разграничивать понятия «выбытие» и «продажа основных средств».

Выбытие – это списание стоимости объектов основных средств, которые выбывают или постоянно не используются в деятельности организации.

Продажа  также рассматривается как элемент выбытия основных средств. Однако продажа означает передачу права собственности (владения, пользования и распоряжения) одним лицом другому лицу на возмездной основе, которая проявляется в процессе сделки купли-продажи основных средств, предполагают и налоговые обязательства.

Продажа объектов основных средств может произойти на любом этапе их эксплуатации и даже до ее начала, например, сразу же после приобретения, в связи с изменившимися обстоятельствами или планами. В этом случае возникает некое противоречие. Если актив приобретается для продажи, то он признается товаром, а если актив приобретается для дальнейшего использования, то он признается, в зависимости от его свойств, либо сырьем, либо МБП и т.д., либо основным средством. И если он по истечении какого-либо времени так и не был использован по назначению (не эксплуатировался), и его было решено продать, то его сложно признать объектом основных средств. В этом случае он ничем не отличается от товара, который когда-то приобрели, долго хранили на складе и, наконец, решили продать. Вот если этот актив хотя бы минимальный период времени эксплуатировался, вот тогда бы он "приобрел статус" объекта основных средств. По моему мнению, не планы эксплуатации какого-либо актива должны превращать его, в частности, в объект основных средств, а состоявшийся факт такой эксплуатации. И если объект так и не использовался по своему назначению, то он перед осуществлением его продажи должен быть переведен в состав товара. Пока законодательная база бухгалтерского учета не тре­бует осуществления такого подхода к реализации новых объек­тов основных средств, а вот налоговый учет такое требование уже выдвигает.

В какой период эксплуатации осуществляется продажа объекта основных средств, принципиального значения на отражение этой операции в бухгалтерском учете нет.

Продажа может осуществляться за денежные средства и их эквиваленты или путем обмена (бартера) на материальные или нематериальные активы, а также в обмен на работы или услуги. Кроме этого необходимо отметить, что при продаже объектов основных средств за денежные средства возможно несколько вариантов его оплаты, например:

1) предварительная (авансом) в полном объеме (100-процентная предварительная оплата);

2) частичная предварительная оплата (например, 50% стоимости объекта основных средств поступает на текущий счет до осуществления акта приема-передачи объекта, а остальные 50% - после осуществления такой передачи);

3) последующая оплата (оплата полной стоимости объекта основных средств осуществляется после подписания акта приема-передачи объекта).

Продажа объектов основных средств, как и любая другая коммерческая операция, предполагает получение дохода и, естественно, осуществления определенных затрат. Отражение доходов и расходов, связанных с реализацией объектов основных средств, отражается на отдельных счетах бухгалтерского учета: 742 "Доходы от реализации необоротных активов" и 972 "Себестоимость реализованных необоротных активов", соответственно.

В процессе продажи объектов основных средств главной задачей, стоящей перед бухгалтерским учетом, яв­ляется точное определение доходов и расходов, полученных в результате осуществления продажи.

Если с определением доходов, как правило, нет проблем, особенно в том случае, когда продажа осуществляется за денежные средства 3, то с определением суммы расходов возникают определенные трудности.

Необходимо отметить, что в отличие от перечня расходов, который определен П(С)БУ 7 и который указывает, что относится в первоначальную стоимость приобретаемого объекта основных средств, аналогичного перечня, который бы определял, что относится в расходы при продаже объекта основных средств, в П(С)БУ 7 нет.

Исходя из практики осуществления операций по продаже объектов основных средств, можно определить следующий перечень расходов, которые относятся на расходы, связанные с реализацией таких объектов:

1) остаточная стоимость объекта;

2) расходы на подготовку объекта к реализации (демонтаж, сборка или разборка объекта (если это необходимо) и прочее);

3) погрузочно-разгрузочные и транспортные расходы (если по условиям договора эти работы возлагаются на предприятие, осуществляющее продажу объекта);

4) расходы на страховку рисков доставки объекта основных средств (если по условиям договора оплата такой страховки возлагается на предприятие, осуществляющее продажу объекта);

5) осуществление регистрационных, нотариальных и прочих действий, связанных с ликвидацией права собственности на объект продажи;

6) непрямые налоги, связанные с продажей объектов основных средств;

7) другие расходы, которые непосредственно связаны с доведением основных средств до состояния, в котором они становятся пригодными для продажи.

Учет операций по выбытию основных средств осуществляется непосредственно на счетах 01 «Основные средства», 02 «Амортизация основных средств» и 91 «Прочие доходы и расходы». Согласно Плану счетов бухгалтерского учета и принятой учетной политике организация имеет право для учета выбытия основных средств ввести субсчет 01 «Выбытие основных средств» (01-В0) к счету 01 «Основные средства» или вести учет без использования этого субсчета.

При выбытии основного средства при продаже  в первую очередь нужно списать первоначальную стоимость и сумму накопленной амортизации. Если организация использует субсчет 01-В, то данные операции могут быть отражены в учете следующими проводками:

- Дт 01-В К 01 субсчет «Основные средства в эксплуатации» - списывается первоначальная или восстановительная стоимость (если объект основных средств подвергался переоценке);

Дт 02 «Амортизация основных средств» К 01-В – списание общей суммы накопленных амортизационных отчислений за время эксплуатации объекта;

Дт 91-2 «Прочие расходы» К 01-В – списание остаточной стоимости;

Если субсчет 01-В не используется, то проводки будут выглядеть следующим образом:

Дт 02 К 01 – на сумму накопленной амортизации (происходит уменьшение первоначальной стоимости основных средств);

Дт 91-2 «Прочие расходы К 01 – на остаточную стоимость объекта.

В дальнейшем в дебет 91 записываются все расходы, связанные с выбытием основных средств, а в кредит – доходы от их выбытия. Доходы, расходы и потери от списания с бухгалтерского баланса объектов основных средств отражаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому они относятся.

Пример: Продажа основных средств

Д 02 К 01 – на сумму накопленной амортизации;

Д 91-2 К 01 – на остаточную стоимость объекта;

Д 91-2 К 23,44,10,70 и др. – затраты, связанные с продажей основных средств;

Д 62 К 91-1 – выручка от реализации объекта основных средств, включая НДС;

Д 91-2 К 68 – сумма начисленного НДС в цене реализации;

Выявленный финансовый результат от реализации объекта основных средств ежемесячно заключительными оборотами (в составе сальдо прочих доходов и расходов) отражается:

Прибыль Д 91-9 К 99

Убыток Д 99 К 91-9

Отрицательный результат от продажи не уменьшает налогооблагаемую прибыль. Списывается с добавочного капитала. Сумма дооценки  подлежит исключению из налогооблагаемой прибыли, о чем делается запись в «Справку».

Документальное оформление продажи основных средств.

Постановлением от 21 января 2003 года № 7 «Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации по учету основных средств» унифицированные формы первичной учетной документации по учету основных средств распространяются на юридические лица всех форм собственности, осуществляющие деятельность на территории РФ за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений.

В формах предусмотрены зоны кодирования информации, которые заполняются в соответствии с общероссийскими классификаторами.

Форматы бланков, указанных в альбоме унифицированных форм первичной документации, являются рекомендуемыми и могут изменяться.

Перечень унифицированных форм первичной учетной документации по учету продажи основных средств:

- ОС-1 Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий и сооружений;

- ОС-1а Акт о приеме-передаче здания (сооружения;

- ОС-1б  Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений).

Прием-передача объектов между организациями для выбытия их из состава основных средств оформляются вышеуказанными документами, которые утверждаются руководителями организации и составляются в количестве не менее двух экземпляров. К акту прилагается и техническая документация, относящаяся к данному объекту.

Акт о приеме-передаче основных средств состоит из трех разделов.

Раздел 1 заполняется на основании данных передающей стороны, имеющих информативный характер для объектов основных средств, бывших в эксплуатации.

Раздел 2 заполняется организацией –получателем только в одном экземпляре и указывает в нем первоначальную стоимость объекта срок использования, установленный организацией, способ начисления амортизации.

Раздел 3 содержит краткую характеристику объекта основных средств.

Данные исключения объекта из состава основных средств вносятся в инвентарную карточку, книгу учета объектов основных средств (формы № ОС-6, № ОС-6а, № ОС-6б).

Список литературы

1.                         Бухгалтерский учет: Учебник для вузов / под ред. Проф. Ю. А. Бабаева.-М.:ЮНИТИ-ДАНЛ,2001.С.167-233

2.                         Бухгалтерский учет: Учебник / Под ред. П.С. Безруких. – М.: Бухгалтерский учет, 2002.С.67-108

3.                         Бухгалтерский учет основных средств / под ред. С.А. Николаевой. - М.: «Аналитика-Пресс»,2001.-272С.

4.                         Камарджанова Н.А., Карташова И.В. Бухгалтерский учет. – СПб.: Питер, 2002.-С.58-98.

5.                         Положение по бухучету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утверждено приказом Минфина РФ от 30 марта 2001г. № 264.