Краткий обзор

         Медицинские представители занимаются продвижением лекарственных препаратов компаний – производителей готовых лекарственных средств (ГЛС) через больницы, поликлиники, медицинские центры и аптеки.

         Проведенное исследование позволило сформулировать и осветить основные функции в работе медицинских представителей, современный медицинский рынок региона. Анкетирование подтвердило выдвинутую гипотезу, что расширение компании «Джонсон и Джонсон» происходит более медленными темпами из-за незнания врачами специфики работы медицинских представителей. Анкетирование медицинских представителей позволило уточнить основные моменты, которые привлекают их к данной работе: удовлетворение материальным состоянием, интересная работа, сплоченный коллектив.

Содержание

Краткий обзор. 2

Введение. 4

1. Проблема. 5

2. Предыстория. 6

3. Обзор литературы.. 10

4. Цель исследования. 13

5. Определение понятий. 14

6. Суть исследования. 15

7. Отбор. 16

8. Сбор данных. 16

9. Анализ данных. 17

10. Этический анализ. 20

11. Значимость исследования. 21

Заключение. 22

Библиографический список. 23

Приложение. 24

 

Введение

         Реализация профилактического    направления    служит   одним   из    мощных факторов преобразования среды, окружающей человека, а также условий жизни.  Именно учреждения здравоохранения занимаются разработкой и профилактикой многих заболеваний. Успехи в области медицины стали возможны благодаря прогрессу медицинской науки. Большое внимание уделяется подготовке специалистов – медиков, которые, в свою очередь, должны принять меры  для обеспечения повышения качества медицинской помощи населению. Главной задачей органов и учреждений здравоохранения является полное и своевременное удовлетворение высококачественной медицинской помощью.

         Корпорация Джонсон  и Джонсон является одной из наиболее крупных и многопрофильных компаний по производству товаров для здоровья: фармацевтической продукции и средств гигиены. Около 100000 сотрудников 190 компаний в 51 стране мира представляют интересы Джонсон  и Джонсон. Продукция Джонсон  и Джонсон продается в более чем в 175 странах мира через медицинских представителей. Основная проблема, которая стоит перед компанией – распространение продукции через большее количество представителей в регионах.

         Цель данной работы – подготовить мини-исследование по конкретной теме: «Возможности роста количества региональных медицинских представителей в компании Джонсон и Джонсон».

         Задачи работы:

1.     выявить проблему и цель исследования;

2.     выявить методы исследования;

3.     составить анкету для опроса респондентов;

4.     составить модель исследования;

5.     провести обработку результатов исследования;

6.     выявить этический аспект исследования;

7.     выявить значимость данного исследования.

1. Проблема

         В эмпирическом исследовании мож­но выделить три основных этапа:

1.     подготовительный (разработка программы иссле­дования);

2.     основной (проведение эмпирического исследования);

3.     завершающий (обработка и анализ данных, форми­рование выводов и рекомендаций).

         Всякое исследование начинается с постановки какой-либо проблемы. Проблема — это всегда противоречие между знанием (например, о потребностях людей в ка­ких-то результативных практических или теоретических действиях) и незнанием (например, путей и средств их реализации). В связи с этим решение проблемы означает получение нового знания или теоретической модели, ко­торые объясняли бы явление, а также выявление факто­ров, позволяющих воздействовать на развитие явления в желаемом направлении. Проблема включает следующие компоненты:

1.     сущность или содержание проблемы (в чем она за­ключается?);

2.     организационная и физическая локализация (где выявлена проблема?);

3.     владение проблемой (кому известно о проблеме и кого она затрагивает?);

4.     временные рамки (с какого времени существует дан­ная проблема? наблюдалась ли она один раз, несколько раз или возникает периодически? и т.д.).

         В связи с тем, что многие фармацевтические компании - производители выводят на российский рынок все новые и новые лекарственные препараты,  а так же осваивают регионы РФ, происходит расширение штата медицинских представителей в Москве, Московской области и в других  городах РФ. Поэтому в ближайшем будущем профессия медицинского представителя будет одной из наиболее востребованных на российском фармацевтическом рынке.

         Но, с другой стороны, имеется и проблема в данной области. Это то, что не все понимают и знают специфику работы медицинского представителя. Особенно это можно заметить не в столице, а в регионах России, в том числе и в Сибирском регионе.  На сегодняшний день основная проблема, которая стоит перед компанией «Джонсон и Джонсон» - недостаток медицинских представителей  в регионах. Медицинским представителям предъявляются довольно высокие требования: высшее медицинское/фармацевтическое образование, стаж работы в качестве медицинского представителя от 2 лет, хорошее знание ПК, водительские права категории «В» и опыт вождения автомобиля, иногда – английский язык (устный и письменный - рабочий уровень), прохождение тренингов.

         Расширение компании «Джонсон и Джонсон» происходит более медленно, чем могло быть. Несмотря на то, что требования, которые предъявляются к медицинским представителям, довольно высоки, особенностью российских медицинских представителей является то, что их уровень образования выше, чем уровень образования медицинских представителей в западных странах. При этом намечается тенденция получения второго высшего (маркетингового, экономического) образования или степени МВА и стремление медицинских представителей к карьерному росту. В этой связи остается вопрос: что необходимо сделать для того, чтобы большее количество людей хотели бы работать в данной сфере?

2. Предыстория

         Как уже было сказано, корпорация Джонсон  и  Джонсон является одной из наиболее крупных и многопрофильных корпорация по производству товаров для здоровья: фармацевтической продукции и средств гигиены. История компании насчитывает более 100 лет.

         28.10.1887 в г. Нью-Брансвик (шт. Нью-Джерси) основана компания Джонсон  энд Джонсон с уставным капиталом $100000. В числе первой продукции – стерильные перевязочные бинты.

         1999. По опросам общественного мнения корпорация Джонсон  энд Джонсон занимает первое место в списке корпораций имеющих наиболее высокую репутацию среди населения США

         За все время ее существования распространение продукции проходило через медицинских представителей в различных странах.

         Динамический спрос, появление новых потребностей и «ниш» на российском рынке медицинских услуг и сопутствующих товаров активно привлекают в эту сферу новых специалистов. Поэтому вполне понятно стремление уже устоявшегося контингента производителей всеми возможными, и не только экономическими, средствами минимизировать вероятность появления на рынке потенциальных конкурентов, ограничить предложение, максимизировать цены и доходы.

         Препараты, опускаемые из аптек без рецепта врача (ОТС - препараты) продвигаются на рынок через рекламу на TV, радио, СМИ для населения, стенды и плакаты в поликлиниках и аптеках, врачей поликлиник и медицинских центров.

         Медицинские представители, продвигающие безрецептурные препараты работают не столько с врачами, сколько с работниками аптек - проводят презентации, фармацевтические кружки для работников «первого стола», мерчандайзинг в торговых залах, организуют промоушен - акции в аптеках.

         В некоторых фармацевтических компаниях медицинские представители, наряду с продвижением ГЛС имеют расширенные функции – принимают участие в организации конференций в регионах РФ, периодически выезжают в кратковременные командировки в другие города для налаживания связей с местными администрациями, руководителями отделов здравоохранения, представителями местной медицинской элиты.

         В ряде фармацевтических компаний они могут совмещать работу медицинского представителя с функциями менеджера по продукту - подготавливают информационные материалы для врачей, статьи для СМИ и т.п.

         В ряде случаев медицинские представители работают с компаниями – дистрибьюторами с целью заключения контрактов на поставку ГЛС, принимают участие в организации пострегистрационных клинических испытаний, маркетинговых исследованиях – проведение опросов, сбор информации о препаратах компаний – конкурентов и т.п.

         Медицинский представитель – как правило, специалист  с высшим медицинским или фармацевтическим образованием, причем некоторые фармацевтические компании принимают на работу исключительно врачей. Большинство из них окончило ординатуру, имеют ту или иную специализацию, многие закончили аспирантуру, имеют научную степень кандидата медицинских наук, имеют опыт  лечебной практики. Средний возраст медицинских представителей 27-35 лет, однако, прослеживается тенденция к уменьшению возраста медицинских представителей в большинстве компаний – приоритет отдается специалистам до 30 лет.

         Основные требования к медицинским представителям кроме высшего медицинского или фармацевтического образования знание ПК, водительские права, в некоторых иностранных компаниях – английский язык устный и письменный (рабочий уровень), опыт работы по продвижению ГЛС, хорошее знание фармакологии.

         Медицинские представители  могут  разбиваться на группы по препаратам. Причем в ряде ведущих иностранных фармацевтических компаний медицинский представитель выполняет функции как бы персонального советника, который продвигает все препараты компании, а в других происходит разделение медицинских представителе по препаратам – в этом случае работа строится таким образом, что к одному и тому же врачу приходят от 2 до 4 медицинских представителей и каждый продвигает ГЛС своей фармакологической группы, уделяя большое внимание приоритетному препарату.

         В некоторых компаниях происходит разделение на следующие группы: медицинские представители, продвигающие препараты ОТС, медицинские представители, продвигающие рецептурные препаратов, которые в свою очередь делятся по фармакологическим группам, медицинские представители, продвигающие госпитальные препараты.

         Обычно медицинский представитель продвигает одномоментно 4 - 5 новых препаратов иногда – нескольких фармакологических групп, посещая при этом врачей различных специальностей, периодически напоминая о старых, хорошо известных препаратах. В случае проведения рекламной компании все медицинские представители могут быть задействованы для продвижения рекламируемых препаратов по специальному promotion – плану фирмы. В некоторых компаниях среди медицинских представителей нет разделения труда по группам «потребителей» это аптеки и ЛПУ, в некоторых – выделены специальные группы медицинских представителей, продвигающие только госпитальные препараты, продвигающие ГЛС через стационары, клиники, профильные НИИ. Работа в этой группе считается более престижной, а медицинские представители – как правило, более квалифицированные, часто имеют научную степень кандидата медицинских наук, деловые контакты среди руководителей клиник и стационаров.

         Медицинские представители подчиняются в основном региональному менеджеру (Area Sales Manager), а в некоторых компаниях – старшему медицинскому представителю, который в свою очередь подчиняется региональному менеджеру.

         Уровень нагрузки медицинского представителя в большинстве компаний одинаков –10-12 визитов (7-8 врачей + 4-5 аптек в день)

         Основой планирования работы медицинского представителя является количество визитов к врачам и в аптеки и других промоционных мероприятий и план по увеличению объемов продаж.

         Норматив визитов определяется региональным менеджером, а планы по продажам на год определяются в Головном офисе компании и затем разбиваются поквартально.

         Еженедельно медицинские представители отчитываются по количеству визитов, указывая при этом возникшие в ходе визита проблемы, отражают совместную с врачом работу по поиску перспективных пациентов по каждому препарату, отзывы врачей по применению, определяют значимость врача по количеству пациентов и готовности работать с препаратом, прогноз продаж на основе планов аптек по закупкам препаратов. Так же они отчитываются по проведению промоционных мероприятий (конференций, круглых столов, семинаров презентаций, фармацевтических кружков, лекций и т.п.).

         Региональный менеджер проводит анализ и оценку работы медицинских представителей. Это двойные визиты к врачам, выборочная проверка визитов по отчетам, связь по мобильному телефону, подсчет и анализ объемов продаж через аптеки округа и компании – дистрибьюторы. В большинстве компаний медицинские представители не работают с дистрибьюторами, в некоторых – за ними закреплены дистрибьюторы, чтобы ежемесячно собирать с них отчетность по продажам ГЛС, в ряде компаний  такую отчетность от дистрибьюторов и аптек собирают специально выделенные для этого офисные сотрудники, занимающиеся отслеживанием объемов продаж в целом и по отдельным АО.

         Исходя из того, что компания «Джонсон и Джонсон» является одним из ведущих изготовителей медицинского материала и косметической продукции, то на сегодняшний день есть возможность расширения компании за счет привлечения дополнительных медицинских представителей в регионах России. Так как российский рынок медицинских товаров был долгое время «закрытым»,  то можно говорить о том, что компаниям, которые работают по типу «товар – медицинский представитель – аптека» труднее расширить свои рынки сбыта в данной ситуации.

3. Обзор литературы

         В связи с развитием здравоохранения профилактика стала интегральной частью многих дисциплин и направлений в медицине, оказала влияние на создание новых направлений, связанных с лечением и предупреждением соматических и психических заболеваний.

         Определены несколько главных направлений совершенствования профилактики как основной линии здравоохранения России. Одно из главных направлений предусматривает создание благоприятных, здоровых условий жизни для населения. Вторым направлением предусматриваются комплексные мероприятия по формированию здорового образа жизни каждого человека и общества в целом, воспитание с раннего детского возраста правильного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, широкая пропаганда медицинских и гигиенических знаний. Третье направление включает активное наблюдение за здоровьем людей.

         Основными предпосылками и факторами, определяющими развитие системы здравоохранения в 2005 году, является современное состояние экономики, уровень развития рыночной инфраструктуры,  и потенциальных возможностей для стабилизации народного хозяйства. Углубление экономических реформ внесло определенный вклад в развитие системы здравоохранения  изменение его структуры. В связи с реформированием системы здравоохранения, внедрением обязательного медицинского страхования, платных медицинских услуг, система здравоохранения получила ряд дополнительных источников финансирования, для эффективного развития инфраструктуры, развития современных технологий в области здравоохранения, повышения эффективности работы, увеличение объема учетных работ, в результате возникла необходимость создания более современного и мощного инструмента для контроля рационального, эффективного и целевого использования финансовых средств.

         В связи с переходом к рыночным отношениям, меняется и рынок здравоохранения.  В  здравоохранении   рынок   представлен    учреждениями

государственного здравоохранения. Кроме того, существуют:

1.     рынок пациентов;

2.     рынок идей;

3.     рынок фармакологической продукции;

4.     рынок медицинской техники;

5.     рынок предметов и услуг в области санитарии и гигиены;

6.     рынок услуг в области физической культуры;

7.     рынок системы медицинского образования;

8.     рынок медицинских услуг и нетрадиционных способов лечения и оздоровления;

9.     рынок медицинского страхования и др.

         Каждый из видов рынка подразделяется на сегменты и виды услуг, которые реализуют    менеджеры    и    продавцы.    Сегменты    рынка    определяются потребителям с учетом медико-географических особенностей, возрастно-половых, климатогеографических, психологических и других условий.

           Рынок медицинских услуг - это совокупность медицинских технологий, изделий медицинской техники, методов организации медицинской деятельности, фармакологических средств, врачебного воздействия и профилактики.

         Рынок медицинских услуг и рынок ресурсов связаны между собой самым тесным образом. С одной стороны, спрос на рынке ресурсов является производным от спроса на медицинские услуги, а с другой стороны, уровень цен и в целом конъюнктура на рынке ресурсов определяют потенциальные возможности и границы развития медицинских учреждений.

         Рынок ресурсов включает в себя  рынок трудовых ресурсов и рынок материальных ресурсов. Этот рынок снабжает медицинские учреждения медицинским оборудованием, лекарственными препаратами, инструментами. Действуя на этом рынке, медицинские учреждения покупают необходимые ресурсы и совершают платежи, которые выступают в виде заработной платы и доходов владельцев ресурсов. На рынке ресурсов медицинские учреждения выступают в роли покупателей, на рынке медицинских услуг - продавцами.

         Успешному осуществлению реформ в здравоохранении может способствовать внедрение принципов менеджмента и маркетинга, экономических и социально-психологических методов в управлении учреждениями здравоохранения. Важным является замена роли организатора, которая была типичной в условиях централизованного управления, на роль менеджера, управленца.

         Одним из видов маркетинговой стратегии в современном здравоохранении стала стратегия социально-этического маркетинга, которая предполагает ведение лечебно-профилактической деятельности, продажи товаров и услуг для отдельных специальных групп населения (пенсионеров, ветеранов войны и труда, блокадников, одиноких, малообеспеченных, многодетных, лиц с социально значимыми заболеваниями и др.). В коммерческой деятельности должна обязательно быть предусмотрена программ спонсорства, бесплатности, снижения цен, благотворительности. Благоприятный имидж медицинской организации, ее искренняя благотворительность создают психологическое доверие и, в конечном счете - медицинский и экономический эффект.

4. Цель исследования

         Своим исследованием мы преследуем двойную цель. С одной стороны – выявление знаний врачей о специфике работы медицинских представителей, с другой стороны – выявление условий работы медицинских представителей, точнее того, что, по их мнению, может способствовать увеличению числа медицинских представителей в сибирском регионе: заработная плата, престиж, собственное удовлетворение и т.д. 

         Формирование гипотезы — заключительная часть теоретической подготовки эмпирического социологичес­кого исследования. Гипотеза исследования — это науч­но обоснованное предположение о структуре изучаемого социального явления или о характере связей между его компонентами.

         На данном этапе необходимо учитывать следующие моменты:

1.     Гипотеза должна быть совместимой с фактами, кото­рых она касается.

2.     Для объяснения фактов нужно выдвигать как мож­но меньше гипотез; связь между гипотезами должна быть как можно более тесной.

4.     Из нескольких гипотез предпочтительнее та, кото­рая единообразно объясняет большее число фактов.

5.     Нельзя строить исследование на противоречащих друг другу гипотезах.

6.     При выдвижении гипотез необходимо понимать, что выводы будут иметь вероятностный характер.

         В качестве гипотезы исследования нами выдвинуто предположение, что знания врачей о специфике работы медицинских представителей недостаточны, следовательно, это не может способствовать росту количества медицинских представителей в регионе. А также выявление наиболее привлекательных сторон этой работы (как бы «взгляд изнутри») – наоборот - может способствовать повышению количества медицинских представителей.

5. Определение понятий

         На этапе теоретической и эмпирической интерпрета­ции понятия исследователь решает три основные задачи:

1.     выясняет аспекты теоретических понятий, которые используются в данном исследовании;

2.     проводит анализ практических проблем на уровне теоретического знания и тем самым обеспечивает научное обоснование его результатов, выводов и рекомендаций;

3.     обеспечивает измерение и регистрацию изучаемых явлений с помощью количественных показателей.

         На этом этапе осуществляется перевод проблемной си­туации в формулировку с помощью научных терминов, затем эта формулировка раскладывается на операционные составляющие, проводится их факторная интерпретация, то есть определяется система связей формулировки с вне­шними и внутренними субъективными факторами. Конеч­ной целью на данном этапе является выработка понятий, которые доступны учету и регистрации.

         Понятия, обозначающие такие элементарные фрагмен­ты социальной реальности, называются понятиями-ин­дикаторами.

         Основное понятие, которое необходимо раскрыть – это понятие «медицинский представитель».

         Одна из наиболее востребованных  на сегодняшний день профессий  на российском фармацевтическом рынке – это медицинский представитель.

         В функции медицинских представителей входит как работа с лечащими врачами с целью мотивации назначения препаратов, так и налаживание контактов с главврачами ЛПУ, заведующими отделениями, заведующими аптек.

         В качестве ознакомительной работы медицинские представители, продвигающие рецептурные препараты, распространяют среди врачей информационные материалы, включая схемы лечения заболеваний с применением продвигаемых препаратов, сравнительные характеристики с препаратами компаний – конкурентов, отзывы и рекомендации opinion –лидеров Они занимаются организацией и проведением семинаров, круглых столов, лекций для врачей, фармацевтических кружков для работников аптек. Кроме того, медицинские представители принимают участие в организации конференций, встреч с opinion – лидерами, читают лекции для врачей, работают на выставках.

6. Суть исследования

         Исследование проводилось путем анкетирования респондентов в пределах выборочной совокупности. В качестве объектов исследования нами были отобраны как медицинские представители, так и врачи различных ЛПУ для получения наиболее точной информации. В процессе исследования нами было опрошено 100 человек, из которых 50% - медицинские представители и 50% - врачи больниц города Новосибирска.

         Анкета представляет собой контаминированный вариант для опроса как врачей, так и медицинских представителей, то есть позволяет узнать мнение врачей о специфике их работы, а также удовлетворенность ею. То же можно сказать и о медицинских представителях. Вопросы анкеты позволяют выявить как материальное, так и моральное удовлетворение работой.

         Анкета составлялась с условием того, что все опрашиваемые имеют медицинское образование, а также то, что все респонденты – женщины.

7. Отбор

         Отбор респондентов проводился с учетом специфики работы. Таким образом, в опросе участвовали медицинские представители компании «Джонсон и Джонсон», а также врачи различных учреждений города Новосибирска. Отбор респондентов проводился в соответствии со следующими условиями:

1.     женщина;

2.     возраст -  25 – 45 лет;

3.     наличие медицинского образования;

4.     стаж работы

-       в качестве врача -  не менее 5 лет;

-       в качестве медицинского представителя – не менее 2 лет.

8. Сбор данных

         Сбор исходных данных осуществляется путем заполнения анкет с вопросами по теме исследования, то есть основной процедурой сбора информации является метод анкетирования.  Анализ информации осуществляется посредством обработки анкет. Обработка анкет, в свою очередь, производится на основе полученных вариантов ответов на поставленные в анкете вопросы.

         В анкете сформулированы вопросы, позволяющие определить удовлетворение работой в качестве медицинского представителя (врача), проследить зависимость квалификации и компетентности от пола, места жительства и других факторов, выявить проблемы, связанные с этим вопросом, а также возможности их разрешения.

9. Анализ данных

         Анализ данных, полученных в ходе исследования, позволяет сделать следующие выводы.

         Ответы на вопрос о том, в какой мере нравится избранная специальность, распределились следующим образом (рис. 1).

Рис. 1. Нравится избранная специальность?

         Исходя из представленных данных, можно сделать вывод, что медицинские представители более удовлетворены своей специальностью, чем врачи.

         На вопрос: чем Вы руководствуетесь в своей работе, наибольшее количество голосов среди медицинских представителей получил ответ: живая, творческая атмосфера (49%), среди врачей - это моя обязанность (23%).

         Ответ на вопрос о характере взаимоотношений врачей и медицинских представителей: живой личный контакт, способствующий взаимопониманию, получил наиболее количество голосов как со стороны врачей (69%), так и со стороны медицинских представителей (85%).

         Распределение голосов по характеристике рабочего коллектива представлено на рисунке 2.

Рис. 2. Характеристика коллектива

         На вопрос: гордитесь ли Вы, что стали медицинским представителем (врачом), ответы распределились следующим образом (рис. 3).

Рис. 3. Гордитесь ли Вы, что стали медицинским представителем (врачом)?

         Материальное положение в зависимости от работы представлено на рисунке 4.

Рис. 4. Материальное положение

         Вопрос на выявление знаний функций медицинских представителей получил следующие варианты ответов (рис. 5).

Рис.5. Функции медицинских представителей

         Вопрос об ознакомительной работе врачей получил следующие варианты ответов (рис. 6).

Рис. 6. Ознакомительная работа медицинских представителей

         Следует отметить, что в качестве «другого» все опрошенные медицинские представители написали, что «все вышеперечисленное».

         В связи с этим, необходимо сказать, что врачи не совсем представляют себе, в чем же заключается работа медицинских представителей. Поэтому возможно сделать вывод, что мало конкретной информации предоставляется врачам в области работы медицинских представителей. 

         Анализ результатов исследования показал, что врачи незнакомы с работой медицинских представителей, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу. 

10. Этический анализ

         Данная работа будет выполняться с учетом этических норм.

         Участие в исследовании предполагает заполнение респондентами анкеты.

         С научной точки зрения данное исследование является ценным, так как полученные данные помогут выявить основные проблемы, которые лежат в работе региональных филиалов, и спрогнозировать их дальнейшее функционирование. Но, следует оговориться, что данное исследование не является конечным для выявления этой проблемы. И в качестве дополнительных методов необходимо исследование  финансовой отчетности по работе филиалов для выявления материальных затрат и доходов.

         Теоретически вреда от данного исследования выявлено не было.

         Обязательным условием проведения анкетирования было информирование участников опроса и их согласие.

11. Значимость исследования

         Работа большего количество региональных представителей ведет к  повышению уровня современных знаний врачами, что не может не сказаться на их дальнейшей работе.  Наше исследование призвано выяснить положение медицинских представителей, значимость их работы, удовлетворенность ею, а также влияние их работы на деятельность врачей.

Заключение

         В крупных российских компаниях – производителях условия работы и оплаты труда медицинских представителей приближены к условиям работы в западных компаниях

         Медицинские представители получают ряд тренингов, которые могут проводиться как тренинг – менеджером, так и тренинговыми компаниями. Это могут быть тренинги по продвижению ГЛС, проведению презентаций, работе с врачами и т.д.

         В некоторых  иностранных компаниях проводятся специальные семинары за рубежом для ознакомления  медицинских представителей с условиями производства препаратов.

         Для отдельных Promotion – акций фармацевтические компании привлекают медицинских представителей на временную работу через лизинговые компании и внештатных медицинских представителей по срочным контрактам. Сотрудники, выведенные за штат, могут иметь такую же заработную плату, как и штатные сотрудники, но, как правило, не имеют соц. пакет.

         Причиной стремления врачей работать в качестве медицинского представителя является, прежде всего, высокая оплата труда.

         Данное исследование призвано выяснить положение медицинских представителей, значимость их работы, удовлетворенность ею, а также влияние их работы на деятельность врачей.

         При подготовке исследования нами были разработаны вопросы для анкеты, изучена деятельность медицинских представителей и медицинских учреждений.

Библиографический список

 

1.     Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Основы региональной политики. – СПб.: Питер, 1998.

2.     Колесников Ю.С. Прикладная социология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. 

3.     Кравченко А.И. Социология организаций. – М.: Просвещение, 1998.

4.     Крамор М.И. Странная профессия – представитель. // Медицинский журнал. – 2005. - №7.

5.     Радугин А.А., Радугин К.А. Введение в менеджмент: Социология организаций и управления. – М.: Приор, 2002.

6.     Социология. / Под ред. Матвеевой М.Д. – М.: ВЛАДОС, 2003.

7.     Трубилин Ф.Э. Корпоративная культура. – М.: ВЛАДОС, 2005.

Приложение

Уважаемая госпожа!

Наш Центр социологических исследований будет Вам искренне признателен, если примите участие в нашем опросе и заполните анкету.

Просим внимательно ознакомиться с каждым воп­росом анкеты и возможными вариантами ответов и ответить на все из них, обведя кружком соответствую­щий номер. Если же есть необходимость, допишите свой вариант.

Просим Вас быть внимательными и не оставлять воп­росы без ответов.

Заранее благодарим за ответы, за Ваш труд.

 

         1. ЧЕМ ВЫ РУКОВОДСТВОВАЛИСЬ, ПОЛУЧАЯ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРА­ЗОВАНИЕ? (Отметьте не более двух главных для Вас причин):

1. Стремлением стать высокообразованным специалистом, профессионалом в своем деле.

2. Желанием стать культурным человеком, интеллигентом, намерением развить свои способности.

3. Желанием пожить интересной студенческой жизнью.

4. Осознанием того, что без диплома о высшем образовании трудно чего-либо достичь в жизни.

5. Другие причины (напишите)__________________________________________

         2. В КАКОЙ МЕРЕ ВАМ СЕЙЧАС НРАВИТСЯ ИЗБРАННАЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ?

1. Очень нравится.

2. Пожалуй, нравится.

3. Пожалуй, не нравится.

4. Совсем не нравится.

5. Трудно сказать.

         3. ЧЕМ ВЫ РУКОВОДСТВУЕТЕСЬ В РАБОТЕ? (Можно отме­тить несколько ответов)

1. Это моя обязанность.

2.  Стремление получить добротные знания, узнать новое.

3.  Строгий контроль над посещаемостью.

4. Желание встретится, пообщаться с коллегами.

7. Живая, творческая атмосфера.

8. Другое (напишите) _________________________________________________

9.  Затрудняюсь ответить.

         4. ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К РАБОТЕ ВЫ, КАК ПРАВИЛО (Отметьте один вариант)

1.  ... читаете только обязательную литературу.

2.  ... читаете обязательную и дополнительную литературу.

3.  ... стараетесь изучить также самостоятельно подобран­ную по данной теме.

4.  ... ничего не читаете.

5.   Трудно сказать, бывает по-разному.

         5. КАКОЙ ХАРАКТЕР ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СЛОЖИЛСЯ У ВАС С БОЛЬШИНСТВОМ МЕДИЦИНСКИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ (ВРАЧЕЙ)? (Возможен один ответ)

1. Живой личный контакт, способствующий взаимопониманию.

2. Чисто формальные контакты в рамках учебного процесса.

3. Взаимная напряженность, непонимание.

         6. ЕСТЬ ЛИ СРЕДИ МЕДИЦИНСКИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ (ВРАЧЕЙ) ТОТ, КОГО ВЫ МОГЛИ БЫ НАЗВАТЬ ПРИМЕРОМ, ОБРАЗЦОМ ДЛЯ СЕБЯ?

1.Да.                             2. Нет.

         7. ЕСТЬ ЛИ СРЕДИ МЕДИЦИНСКИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ (ВРАЧЕЙ) ТЕ, С КЕМ У ВАС УСТОЙЧИВЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И КОГО ВЫ МОГЛИ БЫ НАЗВАТЬ СВОИМИ НАСТАВНИКАМИ?

1.Да.                             2. Нет.

         8. КАК БЫ ВЫ ОХАРАКТЕРИЗОВАЛИ РАБОЧИЙ КОЛЛЕКТИВ? (Возможен только один ответ)

1. Сплоченный, дружный.

2. Заметно выражены отдельные группировки.

3.  Разобщен, в основном каждый сам по себе.

4.  Затрудняюсь ответить.

         9. ГОРДИТЕСЬ ЛИ ВЫ ТЕМ, ЧТО ЯВЛЯЕТЕСЬ МЕДИЦИНСКИМ ПРЕДСТАВИТЕЛЕМ (ВРАЧОМ)?

1. Да, конечно.

2. В общем-то, да.

3. В общем-то, нет.

4. Конечно, нет.

5. Затрудняюсь ответить.

         10. КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ (ВРАЧА) ОТРАЖАЕТСЯ НА ВАШЕЙ РАБОТЕ?

1.Очень хорошо, так как позволяет узнавать что-то новое

2. Хорошо.

3. Плохо.

4. Другое (напишите) _________________________________________________

11. КАК РАБОТА В КАЧЕСТВЕ МЕДИЦИНСКОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ (ВРАЧА) ОТРАЖАЕТСЯ НА ВАШЕМ МАТЕРИАЛЬНОМ ПОЛОЖЕНИИ?

1.Очень хорошо.

2. Хорошо.

3. Плохо.

4. Другое (напишите) _________________________________________________

 

         12. С ЧЕМ ВЫ СВЯЗЫВАЕТЕ СВОИ ЖИЗНЕННЫЕ ИДЕАЛЫ И УСТРЕМЛЕНИЯ? (Возможен один ответ)

1.  С карьерой ученого.

2. С карьерой бизнесмена

3. С карьерой политика.

4. С карьерой «свободного художника».

5. Мой идеал — человек-профессионал в своем деле.

6. Мечтаю о жизни за рубежом.

7. С карьерой религиозного деятеля.

8. Я не могу сказать, что у меня есть определенные идеалы.

9. Другое (допишите) _________________________________________________

         13. КАКОВЫ ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ МЕДИЦИНСКОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ? (Возможен один ответ)

1. Работа с лечащими врачами.

2. Продвижение лекарственных препаратов.

3. Работа с аптеками.

4. Распространение лекарственных препаратов.

5. Другое (напишите) _________________________________________________

         14. ОБЕСПОКОЕНЫ ЛИ ВЫ ПЕРСПЕКТИВОЙ СТАТЬ БЕЗ­РАБОТНОЙ? (Возможен один ответ)

1. Не думала об этом.

2.  Испытываю сильное беспокойство.

3. Отчасти обеспокоена.

4. Уверена, что с моей специальностью без работы не останусь.

5. Другое (напишите) _________________________________________________

6. Затрудняюсь ответить.

         15. В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ РАБОТА МЕДИЦИНСКИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ? (Возможен один ответ)

1.  Распространение среди врачей информационных материалов.

2. Распространение в аптеках информационных материалов.

3. Организацией и проведением семинаров и лекций для врачей.

4. Работа на выставках.

5. Другое (напишите) _________________________________________________

 

         16. С КАКИМ НАСТРОЕНИЕМ ВЫ СМОТРИТЕ В БУДУЩЕЕ?

1. С надеждой и оптимизмом.

2. Спокойно, но без особых надежд и иллюзий.

3. С тревогой и неуверенностью.

4. Со страхом и отчаянием.

5. Не знаю.

И В ЗАКЛЮЧЕНИЕ НЕСКОЛЬКО СЛОВ О СЕБЕ:

         17. ВАШ ВОЗРАСТ _____________________________________________

         18. КЕМ ВЫ РАБОТАЕТЕ?

1. Врачом.

2. Медицинским представителем.

3. Медицинским менеджером.

4. Другое (допишите) _________________________________________________

         19. ВАШЕ СЕМЕЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ:

1. Не замужем.

2. Замужем, детей нет.

3. Замужем, дети есть.

         20. ГДЕ ВЫ ПРОЖИВАЕТЕ? ЕСЛИ ДЛЯ ВАС ХАРАКТЕРНО ПРОЖИВАНИЕ НЕ В ОДНОМ МЕСТЕ, ТО МОЖНО ОТ­МЕТИТЬ НЕСКОЛЬКО ПУНКТОВ.

1. Дома с родителями.

2. В собственной квартире.

3. В общежитии.

4. На частной квартире.

5. У родственников.

6. Где еще (напишите) ________________________________________________

         21. КАК БЫ ВЫ ОХАРАКТЕРИЗОВАЛИ СВОЕ НЫНЕШНЕЕ МАТЕРИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ? ЖИВЕТЕ ЛИ ВЫ:

1. В достатке, ни в чем себе не отказывая.

2. Неплохо, хотя для этого приходится тратить очень много сил.

3. С трудом, едва сводя концы с концами.

4. Бедственно, приходится недоедать, отказываться от самого необходимого.

5. Затрудняюсь ответить.

6.  Нет ответа.

БОЛЬШОЕ СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО И ВСЕГО ВАМ ДОБРОГО!