Содержание

Введение. 3

1. Дошкольное воспитание в Англии. 4

2. Модели управления качеством сопровождения детей. 5

Заключение. 8

Список литературы.. 9

Введение

         В последние десятилетия образование в Великобритании стало  одним  из наиболее  приоритетных   направлений   в   государственной   политике   вне зависимости от того, какие политические силы находятся у  власти. 

         Первым актом общенационального значения считают Закон об  образовании 1944г., который, хотя и был в основном, посвящен школьному  образованию,  в значительной мере упорядочил систему образования в целом и определил органы ее управления. Национальная комиссия по образованию Великобритании опубликовала  в  1993  г.  доклад  с красноречивым  названием  «Учимся  преуспевать.   Радикальный   взгляд   на образование сегодня и стратегия на  будущее».  Рекомендации,  как  добиться положительных перемен, сформулированы в виде нескольких  целей:  Сокращение объема  обязательного  образования,  совершенствование  системы   повышения квалификации  преподавателей,  сосредоточение  управления  образованием   и подготовки  кадров  преподавателей  в  руках  одного   органа,   увеличение инвестиций в образование, расширение участия общественности в  деятельности школы.

         Цель данной работы – изучить проблемы дошкольного воспитания в зарубежной практике (Англия).

         Задачи: изучить теоретическую литературу, рассмотреть вопросы дошкольного воспитания в Англии.

1. Дошкольное воспитание в Англии

         В целом, в огромном массиве эмпирических психолого-педагогических и социологических исследований, связанных с проблемой качества сопровождения детей дошкольного возраста и проводимых под эгидой специальной европейской организации Европейской ассоциации исследования проблем образования детей дошкольного возраста (European Early Childhood Education Research Association), можно хронологически выделить три этапа (70, 80 и 90-е гг.)[1].

         На первом этапе (70-е гг.) акцент делался на выявлении различий в развитии детей, посещающих и не посещающих внесемейные формы сопровождения. При этом изучались разные аспекты - занятость матери, содержание и время просмотра телевизионных передач, величина детской группы, наличие программы и др. На втором этапе (80-е гг.) на передний план в исследованиях проблем выступают субъективные факторы: восприятие детей, эмоциональное благополучие, отношение взрослых и др. Ученые дифференцируют объективные и субъективные характеристики учреждений и указывают на особое влияние на данную и дальнейшую ситуации развития детей педагогического качества учреждения. 90-е гг. знаменуют собой новый, третий этап исследований. Исходной позицией становится утверждение о том, что определять качество педагогического сопровождения учреждения вне рассмотрения качества семейного ухода за детьми не целесообразно. Ребенок живет одновременно в двух социальных группах, семье и детском саду. Как показали исследования, компенсирующее влияние учреждения на детей - выходцев из социально неблагополучных семей, значительно выше, чем для детей из благополучных семей. Высокое качество внешнего ухода оказывает в целом позитивное влияние на всех детей независимо от семейного контекста. При этом речь идет не столько о программах, в рамках которых организуется деятельность детского сада, сколько о самой социальной реальности, конкретной жизни детей в период дошкольного детства.

         Во второй половине 90-х гг. в русле различных теорий, моделей управления значительно активизируются дискуссии и разработка подходов к вопросам управления качеством учреждений. Выделяют три альтернативные модели управления системой сопровождения детей дошкольного возраста с целью обеспечения его качества[2].

2. Модели управления качеством сопровождения детей

         Первая модель, разработанная с целью оптимизации коммунального хозяйства, ориентирована на результат, продукт деятельности. В ней осуществляется поиск стандарта качества ухода за детьми. В 1998 г. выходит справочник под названием «Лексикон качества для специалистов детского сада»[3]. Он содержит около 200 понятий, отражающих разные компоненты деятельности детского учреждения, начиная от режимных моментов, места в детском саду без предоставления обеда и с таковым до представлений воспитателей о развитии личности. Вместе с тем в справочнике отсутствуют  научная концепция качества, определенные качественные параметры, представления о минимальном и желаемом стандарте сопровождения детей в учреждении.

         Вторая модель управления учреждением называется моделью обеспечения качества на основе международных норм для оказания услуг. Эта модель предполагает изучение и выявление требований клиентов, определение системы услуг, их необходимую сертификацию в соответствии с перечнем норм 9000 международной организации стандарта (ISO). В нормативном ряду от 9001 до 9004 представлены различные объяснительные модели для обеспечения качества и для менеджмента в социальной области с целью производства предметов и оказания услуг. Нормативные предписания содержат правила организации процесса, определенную последовательность действий, правила распределения ответственности, зависимостей в структуре, ориентированных на качество, а также мер по преодолению возникающих проблем. Предметом сертификации качества сопровождения детей в учреждении по  системе ISO являются, по сути, услуги, характеризующиеся целевыми, временными, пространственными, структурными параметрами, например: наличие с понедельника по пятницу двенадцатичасового сопровождения детей, получение для родителей и детей возможности совместного игрового общения в детском саду в конце недели, предоставление услуг по доставлению ребенка в детский сад и домой, возможность пятиминутного общения с воспитателем для каждого родителя и др. Эти параметры не имеют прямого отношения к содержанию самой педагогической деятельности.

         Третья модель управления качеством сопровождения детей получила название чековая, или талонная[4]. Эта модель в сфере дошкольного детства впервые была апробирована в 1997 г. в Англии. Модель ориентирована на мотивирование родителей, как главных потребителей услуг по воспитанию, уходу, присмотру, оздоровлению, обучению их детей. Мотивация осуществляется с помощью предоставления полной и разнообразной информации о качестве предоставляемых учреждением услуг. Как показывает анализ британской экспериментальной практики, эта информация касалась времени, гибкости и достижимости предоставляемых услуг и предоставлялась учреждением без особого труда. Однако информация о педагогическом качестве не может быть количественно представлена. Кроме этого, сами родители не в состоянии достаточно объективно оценить педагогическое качество деятельности учреждения, чаще всего, как показывают специальные исследования, они переоценивают его. В этой связи возникает вопрос - каким образом можно получить достоверную информацию и, самое главное, обеспечить минимальный стандарт качества?

         В английской модели проблема обеспечения качества педагогического сопровождения решается лицензированием учреждения. Оно предполагает представление педагогической концепции, на основании которой можно ожидать, что у детей к началу школьного обучения будут сформированы декларированные как желанные способности, знания и способы поведения, а также творчество, понимание окружающего мира, речевые, математические, социальные умения. Однако лицензирование по сути представляет собой только подтверждение минимального стандарта как определенных представлений и не дает информации об объеме и уровне предлагаемого качества. В решениях родителей о приобретении каких-либо услуг решающим является не педагогические аспекты, а организационные, в частности продолжительность, гибкость времени, транспортный сервис и т.п.[5]

Заключение

         В современных сложных условиях жизни семей с детьми резко возрастает социальная и экономическая значимость проблемы качества сопровождения взрослыми наиболее сензитивного (в смысле накопления ресурсов дальнейшего личностного развития) периода дошкольного детства. Организация взрослыми – родителями в семье и педагогическими работниками вне семьи - процессов сопровождения психического и физического развития детей, их личностного становления и созревания признана мировым сообществом в качестве важнейшей научной и практической проблемы. Она ставится и решается в рамках конкретных культурно-образовательных и научных психолого-педагогических традиций в разных странах (России, Америки, Германии, Франции, Бельгии, Англии и др.).

         Вопросы качества сопровождения взрослыми дошкольного детства ставятся в России в русле дискуссий и инновативных практик, касающихся сферы образования. В России, как и в Англии, учреждения для детей первых шести-семи лет жизни относятся к сфере образования и рассматриваются как первая ступень системы народного (национального) воспитания. Это означает, что в задачу сопровождения детей входят не только и не столько уход, забота, воспитание детей, но и организация обучения, т.е. специальное развитие когнитивных процессов, формирование умений учиться, навыков письма, счета, чтения. В отечественной литературе применительно к дошкольному возрасту речь идет о «качестве дошкольного образования» (в немецкой, англо-американской литературе используется понятие «качество ухода» за детьми).

         Более подробное изучение качества педагогической работы детского сада, разработанных нашими зарубежными коллегами, безусловно, может быть полезной для нашей дошкольной практики. Здесь возможна разработка своих адаптированных вариантов измерительных методик и дальнейшее стимулирование практической работы в области качества педагогического сопровождения детей дошкольного возраста.

Список литературы

1.     Стеркина Р. Б. Качество дошкольного образования и основные тенденции его изменения // Дошкольное воспитание.- 1996. - № 6.

2.     Стеркина Р. Б. О новых актуальных программах по дошкольному образованию // Дошкольное воспитание.- 2003.- № 1.

3.     Управление качеством образования. / Под ред. М. М. Поташника. - М.: Просвещение, 2000.

4.     Фуряева Т. В. Качество функционирования детского сада как актуальная социально-педагогическая проблема отечественной и зарубежной теории и практики дошкольного воспитания. – Материалы конференции КГПУ. – 2004.

5.     Фуряева Т. В. Сравнительная педагогика детства. – Красноярск: Издательство КГПУ, 2004


[1] Стеркина Р. Б. Качество дошкольного образования и основные тенденции его изменения // Дошкольное воспитание.- 1996. - № 6.

[2] Управление качеством образования. / Под ред. М. М. Поташника. - М.: Просвещение, 2000.

[3]  Фуряева Т. В. Сравнительная педагогика детства. - Красноярск, 2004

[4]  Фуряева Т. В. Качество функционирования детского сада как актуальная социально-педагогическая проблема отечественной и зарубежной теории и практики дошкольного воспитания. – Материалы конференции КГПУ. – 2004.

[5] Стеркина Р. Б. О новых актуальных программах по дошкольному образованию // Дошкольное воспитание.- 2003.- № 1.