II. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2005 ГОДА
1.Введение
Важной составной частью государственной социально-экономической политики является развитие спортивно-оздоровительного туризма е России.
Спортивно-оздоровительный туризм (далее СОТ) самостоятельная и социально-ориентированная сфера, образ жизни значительной прослойки общества; эффективное средство духовного и физического развития личности, воспитания бережного отношения к природе, взаимопонимания и взаимоуважения между народами и нациями; форма “народной дипломатии” основанной на реальном знакомстве с жизнью, историей, культурой, обычаями народов, наиболее демократичный вид отдыха, характеризующийся специфической формой народного творчества, свободным выбором формы собственной активности всех социально-демографических групп населения, начиная с детей дошкольного возраста и кончая пенсионерами. Правовой основой концепции являются положения вытекающие из Закона “Об основах туристической деятельности в Российской Федерации” от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ и постановлении Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1996 г. № 177 и считающих самодеятельный спортивно-оздоровительный туризм приоритетным направлением государственной социальной политики в сфере туристической деятельности.
Спортивно-оздоровительный туризм как общественное движение граждан не преследует получение прибыли и состоит из неорганизованного и организованного спортивного туризма.
Как вид спорта он объединен общественными организациями в секции, клубы, федерации и союзы спортивного туризма реализующие самостоятельно, а также с помощью государства свои у стремления на туристских классифицированных маршрутах.
Детско-юношеский туризм - часть спортивного туризма развивающегося в тесном контакте с государством на базе станции юных туристов и других форм его организации.
По видам, спортивный туризм разделяется на: пешеходный, горный, водный, лыжный, спелео, вело, парусный, автомото, конный и их сочетания.
По возрастному признаку - спортивный туризм включает детский, юношеский, молодежный, взрослый, среди пожилых, семейный, разновозрастной
Социальный спортивно-оздоровительный туризм, как приоритетная сфера государственной поддержки охватывает туризм для людей с ограниченными жизненными возможностями; сирот; семей с минимальными прожиточными возможностями; детско-юношеский; молодежный (студенческий); семейный и в целом спортивный туризм, как социально-ориентированное движение граждан.
Спортивно-оздоровительный туризм по своим целям может иметь спортивную, познавательную, учебную, исследовательскую, экологическую направленность и их сочетание.
По типу мероприятий СОТ реализует свои цели при организации и проведении: путешествий, спортивных походов, соревнований, слетов, экспедиций, экстремальных спортивных туров, спортивно-туристских школ по подготовке гидов и инструкторов спортивного туризма.
Материально-технической базой функционирования СОТ является туристское снаряжение, технические и иные средства передвижения, туристские полигоны, приюты, турбазы, станции юных туристов и туристские клубы.
Данная классификация СОТ родилась в России и соответствует отечественным представлениям о туристском спортивно-оздоровительном движении, которое помимо спортивной составляющей вбирает в себя особый национальный менталитет России - являясь одновременно духовной сферой и образом жизни самих любителей странствий.
2. Состояние развития спортивно-оздоровительного туризма в Российской федерации
В мировой практике развития туризма самодеятельное туристское движение представляет собой уникальное общественное явление. Наиболее полно и ярко движение сформировалось в СССР и имеет официально 100-летнюю историю, а основа его была заложена еще раньше, в многочисленных путешествиях русских землепроходцев. Феноменом этого массового самодеятельного движения является то, что при минимальной поддержке государства, оно успешно может существовать в сложных экономических условиях сегодняшнего дня. Этому способствуют высокая доступность, в том числе и материальная, оздоровительных видов туризма для всех категорий и возрастных групп населения, а также пригодность большой части территории Российской Федерации для туристских мероприятий.
За прошедшие 50 лет создан огромный интеллектуальный потенциал, сформировавший в конечном итоге национальный вид спорта - спортивный туризм.
До 1990 года СОТ, как общественное движение реализовывался через систему туристских клубов при Советах по туризму и экскурсиям.
Число республиканских, краевых, областных, городских и районных клубов в 1989 году, который можно рассматривать как переломную точку, в РСФСР составляло более 700. На базе клубов сформировалось около 80 региональных федераций спортивного туризма. На предприятиях, в учреждениях и учебных заведениях на общественных началах работало более 30 тысяч туристских секций и комиссий. Были разработаны и действовали более 3 тысяч классифицированных спортивных и оздоровительных маршрутов. К 1989 году было классифицировано и внесено в общесоюзный перечень 5240 перевалов в высокогорных районах и около 1 тысячи пещер.
Туристский актив и его общественные организации смогли вовлечь в занятие туризмом 6,8 миллиона человек в год, и при этом проводить походы, слеты, и соревнования для 15,2 миллионов человек. Число участников спортивных категорийных походов, дающих право на присвоение спортивных разрядов и званий, составляло 136021 человек, а количество спортивных туристских групп - 14252.
Эта работа проводилась за счет незначительных ассигнований -около 6 млн. руб. в год, поступавших в 1989 г. из средств профсоюзов.
Государственная система детско-юношеского туризма России базируется на федеральных и муниципальных органах управления образованием в структуре которых работает около 500 центров, станций, клубов и баз юных туристов, а также свыше 2000 дворцов и домов детского и юношеского творчества, в которых функционируют отделы и секции туризма. В детских профильных туристских учреждениях трудятся свыше одиннадцати тысяч квалифицированных педагога.
В 220 центрах и станциях юных туристов оборудованы туристические полигоны и скальные тренажеры (скалодромы), постоянно используются около 400 оборудованных учебных туристско-экскурсионных троп.
Ежегодно в Российской Федерации организуется свыше 3400 профильных лагерей в которых получают туристские навыки и оздоравливаются свыше 350 тысяч детей.
В туристско-краеведческих кружках и секциях только учреждений дополнительного образования постоянно занимаются свыше 300 тысяч детей, а в походах, экспедициях и путешествиях, организованных ими, участвуют более 1, 5 миллиона детей.
Начиная с 90-го многие прежние структуры управления спортивным туризмом, в основном, прекратили существование. Госбюджет, бюджеты профсоюзов и спортивных организаций значительно уменьшились, а кое-где и совсем не предусматривают выделение финансовой помощи спортивному туризму.
Количество туристских клубов уменьшилось до 300, на их базе продолжают действовать территориальные федерации спортивного туризма. Значительное количество клубов лишилось своих помещений и действует на общественных началах.
Количество занимающихся СОТ ориентировочно снизилась по сравнению с 1989 годом в 3-4 раза, причем пропорция между организованным и неорганизованным СОТ изменилась с 1/3 на 1/9, заметно упала управляемость движением.
За последние десять лет возросли цены на туристское снаряжение, средства передвижения самих туристов, а также услуги транспорта - все это в первую очередь повлияло на поток спортивного туризма, даже в такие известные, и традиционные районы как Карелия, Урал, Алтай, Саяны, Байкал и др.
Происходит вытеснение социальных и самодеятельных основ спортивного туризма коммерческими технологиями, что заметно влияет на внутренний дух движения.
Бюджетное финансирование по сравнению с 1989 годом сократилось в десятки раз и не обеспечивает даже минимальных потребностей развития спортивно-оздоровительного туризма в стране. По состоянию на 2000 год ориентированный объем финансирования спортивно-оздоровительного туризма из бюджетов всех уровней и других внебюджетных источников составляет не более 0, 03 млрд. рублей, при этом для инвесторов, готовых вкладывать в спортивный туризм не созданы соответствующие условия. Этот момент усугубляется тем, что существует заметный перекос в распределении бюджетных финансовых средств на всех уровнях в пользу элитных видов спорта высших достижений.
Если раньше спортивный туризм еще как-то пользовался самой захудалой собственностью профсоюзов, то после ее приватизации административно-хозяйственным аппаратом туристских баз и гостиниц, он стал полностью отделен от какой-либо собственности, как в городе (клубы), так и природной среде (приюты, турлагеря, турбазы).
По причине сохраняющейся ведомственности организационно-управленческих структур спортивного туризма (Органы государственного управления физической культурой, спортом и туризмом и Федерации спортивного туризма с одной стороны) и детско-юношеского (Министерство образования и станции юных туристов с другой стороны) постоянно возрастает разрыв между детским и взрослым туризмом, имеет место дублирование нормативной базы, мало совместных мероприятий. С другой стороны, сегодня одним росчерком пера в ряде регионов без должного на то основания детские учреждения подвергаются объединению, реорганизации или попросту ликвидации. Лидеры общественного движения - в своей основе представляющие техническую интеллигенцию влачат жалкое существование, при этом управленческий штатный аппарат клубов, федераций, государственных органов по сравнению с периодом до 90 годов сократился не менее чем в 30 раз.
Законодательная и нормативная база, являющаяся основой для реализации в стране государственной политики в области социально-ориентированного спортивно-оздоровительного туризма в настоящее время не гарантирует его развитие. Принятый в 1996 году Закон “Об основах туристской деятельности в РФ” сводится к международному выездному и въездному туризму. Спортивно-оздоровительный туризм, составляющий в 1987 году одну треть туристского потока страны полностью выпадает из общей схемы закона, о нем практически лишь вскользь упоминается, так как его значение в жизни граждан России нельзя на прямую перевести в рублевый эквивалент. При этом, уникальная социальная значимость спортивно-оздоровительного туризма не доступна большинству представителей туристской индустрии.
Падение современного уровня вовлечения граждан в занятие спортивным туризмом в значительной степени обусловлено практически полным отсутствием пропаганды здорового образа жизни в средствах массовой информации, особенно на телевидении; не эффективными экономическими рычагами регулирования и поощрения занятий СОТ и свертывании форм активного отдыха в учреждениях рекреаций.
Начиная с 1998 года спортивно оздоровительный туризм прошел критическую точку своего падения и наметились положительные тенденции в его развитии. Это стало возможным благодаря организационной, методической и финансовой поддержке со стороны госкомитетов по физической культуре и туризму, усилий общественного туристского актива и, самое главное, желания самих социально незащищенных слоев населения дешевым и эффективным способом решать проблему своего отдыха и здорового образа жизни в сложной ситуации города. На этом фоне в территориальных госкомитетах идет устойчивый процесс создания штатных подразделений, занимающихся развитием спортивного и оздоровительного туризма. К движению, как к источнику специалистов владеющих навыками спасательных работ и имеющих уникальное снаряжение для действий в экстремальных ситуациях, проявляет большую заинтересованность Министерство по чрезвычайным ситуациям РФ.
Учитывая, что на сегодня самой острой проблемой страны являются дети и молодежь, которые продолжают терять последние здоровые нравственные ориентиры и все больше скатываются в бездуховную, наркоманную и криминальную среду города, а также принимая во внимание то обстоятельство, что большинство населения не может оправиться от стресса и найти в себе силы для выживания в экстремальных ситуациях, государство и общественные институты должны востребовать спортивно-оздоровительный туризм, как одну из наиболее современных технологий продуцирования у человека здоровых, духовных и физических качеств, а также познавательных и самосберегающих начал при минимальных затратах государства и самого путешествующего.
3. Цели и задачи концепции
Целью данной концепции является создание в стране оптимальных условий для реализации эффективного спортивно-оздоровительного туристского комплекса способного вовлечь в спортивное туристское движение, как можно больше граждан России и реализовать современную технологию активного отдыха, направленного на социальную адаптацию, духовное и физическое совершенствование личности.
Настоящая концепция является основой для разработки комплекса мероприятий по развитию спортивно-оздоровительного туризма, предусматривающих объединение усилий федеральных органов исполнительной и законодательной власти, органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, туристско-спортивных общественных объединений, всех заинтересованных организаций, а также отдельных граждан.
Цель концепции может быть достигнута:
- созданием оптимальной организационно-управленческой и финансовой системы в сфере спортивно-оздоровительного туризма базирующихся на механизмах взаимодействия государственной, общественной и частной инициатив, а так же введения в действие комплекса конкретных нормативно-правовых мер усиливающих ответственность общества и государства за состояние и степень развития СОТ.
- определением принципов реконструкции, совершенствования и развития городской, пригородной и удаленной от города материально-технической базы спортивно-оздоровительного туризма, включая средства размещения и инфраструктуры, а также производство товаров туристского назначения.
- расширением и кардинальным совершенствованием системы дифференцированной подготовки специалистов применительно к основным видам их профессиональной деятельности в туризме. Активизировать созданием соответствующих рабочих мест с круглогодичной занятостью. Усилением и активизацией проведения фундаментальных и прикладных научных исседований проблем спортивно-оздоровительного туризма.
- внедрением спортивно-оздоровительного туризма, в систему учебно-образовательных заведений и учреждений любых типов, в спортивно-оздоровительные лагеря, на базах рекреационно-вакационного типа, учреждения санаторно-курортного профиля, на предприятиях и организациях по месту жительства населения.
- созданием государственно-общественной системы подготовки кадров для сферы спортивно-оздоровительного туризма;
- созданием единой базы данных курортно-рекреационного потенциала и культурно-исторического наследия, природно-ландшафтного краеведения и национально-заповедных территорий для развития спортивно-оздоровительного туризма в России.
- реализацией федеральных и территориальных целевых программ, федеральных и региональных законов и иных правовых и нормативных актов, направленных на создание социально-экономических условий развития спортивно-оздоровительного туризма.
- созданием постоянно действующей информационно-пропагандистской и просветительно-образовательной системы, направленной на вовлечение граждан страны в СОТ на всех этапах жизнедеятельности человека;
- обеспечением минимальных гарантированных государственных социальных стандартов (услуг) в области СОТ для социально незащищенных категорий и групп населения.
4. Основные принципы реализации концепции
Успешная реализация концепции зависит в первую очередь от того, насколько предпринимаемые меры будут адекватны той специфике и тем особенностям, которые присущи туристскому спортивно-оздоровительному движению, и в первую очередь характеризующие его, как сферу не преследующую цель получения прибыли, как область образа жизни человека, как одну из форм выражения национального менталитета русского народа, аккумулирующего патриотические и духовные начала личности.
Все это является определяющей основой комплексного и всестороннего развития человека, способного противостоять современной бездуховности общества, постоянно растущей напряженности городской жизни, отягощенной стрессовыми ситуациями экономического характера, а также создания целостной системы взаимодействия человека и природной среды, его обитания, позволяющей гармонично решать задачи оздоровления населения и сохранения природы средствами спортивного туризма.
Построение технологий туристско-спортивной и оздоровительной направленности должно базироваться на принципах:
- соответствия социальной значимости, эффективности и массовости движения, степени государственной поддержки в этой области и создания соответствующих финансовых и правовых условий обеспечивающих его быстрое развитие;
- дифференцированного подхода к организации мероприятий по развитию спортивно-оздоровительного туризма, выделяя при этом, в первую очередь, массовые туристские мероприятия походного и соревновательного характера для детей и молодежи, активно использующие природную среду наиболее доступных и традиционных туристских районов страны, какими являются Карелия, Урал, Кавказ, Алтай и другие;
- консолидации действий органов исполнительной и законодательной власти всех уровней, в том числе органов самоуправления, организаций, общественных объединений и граждан на разработку и реализацию комплексных программ, направленных на развитие СОТ;
- использование возможностей спортивного туризма для решения большого числа общественно-полезных и прикладных задач сопутствующих при реализации целей движения и находящихся в сфере интересов других министерств и ведомств (МЧС, Минобороны, Минприроды, Минздрава и др.), а также повсеместно используемых в коммерческом туризме страны (стратегия и тактика туризма, опытные гиды-проводники и инструктора, каталоги маршрутов и природных объектов, новое снаряжение и т. д.);
- межведомственного управления и развития спортивного туризма, охватывающего все возрастные и социальные группы населения страны, включая детей, школьников, студентов, сирот, людей с ограниченными жизненными возможностями и т. д., а также семью в целом, как альтернативы существующей на сегодня ведомственной системы управления, в которой не находится, например, место семейному туризму, как одной из естественных и эффективных технологий и основы здорового общества;
- учитывая, что спортивно-оздоровительный туризм связан с повышенным уровнем риска, реализация всех спортивно-оздоровительных технологий должна основываться на хорошо продуманной и взвешенной системе обеспечения безопасности при проведении путешествий, походов, подготовке кадров и иных мероприятий спортивно-туристского характера;
- учитывая специфику и многообразие решаемых целей, при развитии спортивного туризма, эффективность реализации концепции будут в значительной степени зависеть от оптимального сочетания государственных, общественных и частных начал и интересов, реализованных возможно в виде формы смешанного со учредительства при создании материальной базы, системы подготовки кадров, реализации информационных систем, систем поиска и спасения туристов и других;
- максимального охвата самого массового слоя потенциальных любителей путешествий по месту жительства, работы и отдыха, т. е. там где остро стоят вопросы профилактики наркомании, алкоголизма и преступности;
- опоры на использование научно-исследовательского потенциала и разработок институтов и федерации спортивного туризма давно уже созданных в советский период с последующей их адаптацией к современной ситуации.
5. Основные направления развития спортивно-оздоровительного туризма
5.1. Нормативно правовое обеспечение
К числу главных направлений в реализации развития относится создание оптимальной правовой базы развития СОТ.
Стратегия совершенствования правовой и нормативной базы развития СОТ заключается в том, чтобы, помимо создания и совершенствования федеральных законов по различным аспектам деятельности в сфере СОТ, активно участвовать в общей законодательной деятельности, внося соответствующие статьи, поправки в законы РФ, которые в той или иной степени влияют на развитие СОТ (кодексы законов РФ о труде, градостроительстве, о налогах, охране здоровья, о лицензировании, о бюджете и т. д.), а также на основании действующих законов разработать и создавать нормативную базу для практической деятельности в сфере СОТ в стране.
Законодательного обеспечения требует финансовая политика, способствующая развитию программ, направленных на формирование здорового образа жизни средствами СОТ. Это предопределяет, что в будущем расходы на СОТ должны постепенно увеличиваться.
В перспективе необходимо добиться такого положения, когда развитие СОТ в Федеральном и региональных бюджетах выделялось не менее 25% от средств, выделяемых на физкультурно-оздоровительную работу, молодёжный и детско-юношеский спорт. В этом случае доля средств, выделяемых государством на развитие СОТ составит в целом по России 3,1 % от всех средств, затрачиваемых на развитие СОТ в стране. При этом внутри, выделенных средств, в зависимости от степени соцальности туристско-спортивного мероприятия государство на долевых началах обеспечивало бы его финансирование в объеме 20% (взрослый и молодежный туризм), 50% (детский туризм) и 90% (спортивный туризм для инвалидов) от общей стоимости мероприятия, включая расходы самих его участников.
Совершенствование законодательства в области СОТ должно способствовать тому, чтобы в рыночных условиях движение финансировалось не только из бюджетных источников, но и внебюджетных, особенно для поддержки развития материально-технической базы СОТ (при строительстве т/приютов, т/баз, полигонов, содержание т/клубов и т. п.). Причем правовая форма для данной сферы деятельности государства должна представлять смешанное соучредительство включающее общественную, государственную и частную составляющую с ориентированным соотношением между ними соответственно: 51, 34, 15%, как оно из основных условий поступательного развития МТБ, ориентированной на спортивный туризм.
Законодательством должно предусматриваться создание благоприятных условий в первую очередь для:
- организаций, реализующих программы, направленные на развитие СОТ среди детей, инвалидов, сирот и способствующие формированию здорового образа жизни:
- спонсоров и инвесторов, направляющих свои средства на развитие СОТ.
Последнее предполагает принятие новых законодательных актов в РФ таких как законов: “О туристской ренте”, “О национальной системе подготовки специалистов для сферы СОТ”, “О социальном туризме” и др. Кроме того, необходимо предусматривать разработку законодательного механизма возобновления деятельности, вплоть до изъятия омертвлённых приватизированных и десятилетиями используемых не по прямому назначению спортивно- оздоровительных баз, путем передачи их на конкурсных началах предприятиям и организациям различных форм собственности.
Новые тенденции, возникшие при развитии СОТ за последние годы, должны найти адекватное отражение в новой нормативной базе СОТ на 2001-2004годы.
Появление таких, пересекаемых с коммерческим туризмом, сфер спортивного туризма, как область экстремального туризма, в основе которой лежит спортивный тур приводит к необходимости создания единой - на государственном уровне - нормативной документации по обеспечению безопасности в туризме, стандартов по сертификации спортивных маршрутов, турснаряжения и кадров. В этом плане по-новому должна проявится роль маршрутно-квалификационных комиссий Федерации спортивного туризма, как единственных на сегодня общественных экспертных комиссий, осуществляющих эту работу более 40 лет и способных стать составной частью независимых сертификационных центров в этой сфере деятельности.
5.2. Соревновательная деятельность
Соревнования являются основной формой развития СОТ, повышающей массовость и управляемость движения и средством отработки туристских навыков походной жизни, в конечном итоге, обеспечивая безопасность туристско-спортивных мероприятий.
Эффективность соревнований обеспечивается проведением полноценного календаря массовых соревнований, как на федеральном, так и на региональном уровне.
Это достигается следующими моментами:
- соответствием классификации СОТ качеству соревнований. Учитывая наличие на сегодня 9 видов туризма и две дисциплины, на которых выполняются разряды и звания, а также с учетом проведения хотя бы одного комплексного соревнования по дисциплине, количество соревнований должно быть не менее 20, как на Федеральном так и на региональном уровнях.
- в связи с большой географической разнесенностью Российских регионов и современной экономической обстановкой в стране, требуется проведение зональных соревнований российского уровня и объединяющих регионы европейской части России, Сибири и Дальнего Востока.
- по своей содержательной части соревнования должны проводится на реальных препятствиях, т. е. необходимо уделять больше внимания мероприятиям, проведение которых максимально приближено к природной среде, как базовой составляющей СОТ. Соревнованиям, в основе, которых лежит поход и соревнованиям по туристскому многоборью должно уделяться с точки зрения финансирования, равное внимание.
- больше необходимо проводить мероприятий, где взрослый и детско-юношеский туризм находится в тесном взаимодействии, при этом больше внимание должно уделяться семейному туризму, а также мероприятиям, проводимым для социально незащищенных слоев населения.
- при организации соревновательной деятельности особое внимание необходимо уделить проблеме выработке единой государственной политики при всевозможных ограничениях и запретов, связанных с нахождением или прохождением туристами различных территорий России.
- считать необходимым включить спортивный туризм в программу Игр международной конференции спортивных организаций, как одного из массовых видов спорта, “Спорт для всех”.
- произвести внутреннюю реорганизацию СОТ, направленную на более четкое разделение и взаимодействие основных направлений соревновательной деятельности, какими являются:
а) путешествия, регулируемые лишь кодексом путешественника,
б) заочные соревнования среди спортивных туристских походов (условно-длинная дистанция)
в) соревнования на коротких трассах 1, 2, 3-дневных, (современное туристское многоборье) и отражающих все моменты прохождения реального препятствия,
г) соревнования сочетающие форму б) и в) и реализуемые такие виды туристских мероприятий, как школы по подготовке кадров, туриады или чемпионаты в одном географическом районе.
При этом в финансовом плане изменение состоит в том, что все выше предложенные классы не жестко связаны с рамками только одного вида туризма, а ориентированы на интересующих туристов район, тип препятствий и наличие интересных природных объектов и их количество и т. п., т. е. предполагается постепенно перейти к безвидовой классификации, в основе которой лежит матрица факторов (локальные препятствия, протяженные препятствия, район степень автономности путешествия, уровень перепада высот и т. д.) характерных различным видам туризма.
Внимание туриста при этом будет приковано к технике, тактике, стратегии преодоления препятствия на маршруте, к району путешествия, путешествия станут более естественными, по новому заиграет район проведения мероприятия, снизятся бюрократические рамки, существующие внутри и между отдельными видами туризма: реализуются в большей степени гармоничный и девяти видов туризма, а точнее они перераспределятся и приблизятся к природной среде обитания туриста. Появится большой интерес к поиску новых способов преодоления препятствий и т. д.
5.3. Подготовка кадров для спортивно-оздоровительного туризма
Большое значение в решении вопросов развития СОТ, формирования у населения устойчивого интереса к спортивно-оздоровительному туризму имеет качество профессиональной подготовки специалистов и уровень научных исследований, предполагающий разработку теоретических и методических основ развития и совершенствования системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров.
Подготовка кадров в сфере спортивно-оздоровительного туризма имеет уже более чем 40-летнюю историю своего развития и была нацелена, в первую очередь, на более эффективное обеспечение безопасности в спортивном походе.
На современном этапе специфика подготовки кадров состоит в том, что имеет место пересечение задач, целей и потребностей инфраструктуры коммерческого туризма (подготовка гидов-проводников, в том числе, для экстремальных и приключенческих туров), системы спасения МЧС (подготовка спасателей), системы образования (подготовка преподавателей спортивного туризма в школах и ВУЗах), управленческой туристской инфраструктуры (подготовка директоров туристских клубов, работников туристских региональных госаппаратов, директоров приютов, туристских работников национальных и природных парков), муниципальной власти (подготовка турорганизаторов). Все это требует по- новому подойти к кадровой проблеме.
Состояние данной сферы деятельности обуславливает необходимость соеделения секторов производственной деятельности; соответствующей структуры рабочих мест, разработки профессионально-квалификационной структуры кадровых ресурсов и перечня направлений, специальностей и специализаций в системе непрерывного профессионального и других видов образования. Необходимо также определить количественную потребность специалистов, их качественный состав и особенности систем образования.
Различные виды потребителей кадров, разные системы подготовки кадров, постоянно развивающаяся рекриационная инфраструктура СОТ требует создания государственного образовательного стандарта на подготовку специалистов по рекриации и СОТ. При этом специфика СОТ состоит в том, что одной из основных целей обучения является обеспечение безопасности туристского мероприятия. Последнее диктует наличие единого, стандартизованного подхода к изучению спецдисциплин СОТ во всех образовательных учреждениях и школах: пятикратного превышения времени, уделяемого практике по сравнению с теорией подготовки и связанной единой, последовательной технологией обучения, а также наличием соответствующих требований по спортивной квалификации как к преподавательскому составу, так и к обучению по соответствующему виду туризма и ряд других.
Организационно, учитывая ограниченный объем государственных финансовых средств, целесообразно подготовку вести по двум основным направлениям:
- курсовая система подготовки инструкторов и гидов-проводников (по системе дополнительного образования) при ЖЭКах, туристских клубах, федерациях. Госкомитетах по спорту и туризму, турфирмах и образовательных учреждениях, включая станции юных туристов; профессиональное образование при высших и средних образовательных учреждениях спортивной, туристской и любой другой направленности.
Существует необходимость совершенствования механизма профессиональной подготовки педагогических кадров для детско-юношеского туризма а РФ, необходимо решать вопрос о подготовке педагогов дополнительного образования и социальных педагогов по специальность “Туризм и краеведении”.
При наличие действующей системы дополнительного образования детей и юношества не хватает квалифицированных специалистов рекриационной деятельности и СОТ.
Заказчиками должны выступать в первую очередь государство, а также туристские федерации и клубы, фирмы, национальные и природные парки, МЧС и сами туристы. При этом идеология социальной части обучения по спецпредметам должна оставаться за федерацией спортивного туризма
Финансовая основа системы обучения, учитывая специфику спортивного туризма на 60% базируется на средствах самих обучаемых. Другая же часть должна поступать из муниципальных органов, сферы туристского бизнеса, МЧС, сферы образования и физической культуры, а также от других заказчиков.
5.4. Система управления и материально-техническая база спортивно-оздоровительного туризма
Важным направлением в деятельности по развитию СОТ является совершенствование управления и организации СОТ в стране с целью их стабилизации и оптимизации.
Государственным органам исполнительной власти совместно с работниками физкультуры, спорта и туризма и активом Федерации спортивного туризма необходимо в первую очередь обратить внимание на проблему сохранения туристского клуба и турсекции, как наиболее оптимального в городской среде места сбора и общения туристов, хранения информации, необходимой для организации похода либо соревнования, а также места для работы туристского актива. При этом следует учитывать, что большое количество клубов и секций успешно функционирует при тесном контакте с профсоюзным движением предприятий и организаций всех форм собственности.
Учитывая полное отсутствие у СОТ движения материальной базы, ориентированной на спортивный туризм и расположенной в местах проведения спортмероприятий, наиболее важной задачей для Госкомспорта России и Федерации спортивного туризма является создание спортивно-оздоровительных центров в природной среде и координация их деятельности.
В настоящее время в ряде регионов России (Алтай, Зап. Кавказ, Центр России, Байкал, Камчатка и др.) начинается создание спортивных туристских центов, напоминающих альплагеря. Основная направленность центов состоит в проведении соревнований, подготовке кадров, размещении детских лагерей, а также в целях проведения деловых встреч, спортивных туров и отдыха в наиболее интересных информативных природных зонах России
Особенностью их создания является смешанное соучредительство, причем независимо от материальных вложений приоритет решающего голоса должен оставаться за идеологами спортивного туристского движения, как основными источниками интеллектуального продукта. Нет интеллекта, и капитал перестает работать, происходит постепенное разрушение центра и создаваемой рядом инфраструктуры. Создаваемые центры, как правило, должны носить четкую видовую (по виду туризма) ориентацию, служить опорой всему Российскому туризму и всячески поощряться со стороны государства, общественных и коммерческих организаций сферы туризма, как места по отработке моделей и передовых технологий развития движения, как на уровне региона, так и в целом в стране.
Для развития материально-технической базы и инфраструктуры СОТ предстоит разработать и реализовать проекты предприятий размещения и питания, дополнительных услуг туристам и населению, комфортабельных гостиниц и ресторанов малой вместимости, предназначенных для оказания туристских услуг в небольших городах и сельской местности.
5.5. Информационно-рекламная и издательская деятельность
Исходя из того, что включенность человека в активные занятия спортивным туризмом на протяжении всей жизни во многом определяет его отношение к основным ценностям в жизни человека, из всего комплекса мер, направленных на развитие СОТ среди населения, настоящая Концепция предусматривает в качестве одного из основных приоритетных направлений деятельности, пропаганду СОТ и формирование здорового образа жизни.
В решении этой проблемы значительную роль должны сыграть средства массовой информации. Фактически речь должна идти о создании массированной информационно-пропагандистской компании, использующей широкий спектр разнообразных средств и проводящейся с целью формирования престижного имиджа спортивного стиля жизни, ценности собственного здоровья и здоровья окружающих.
Действенная пропаганда СОТ, эффективная просветительно-образовательная деятельность, оптимальная система управления отраслью при адекватной правовой и материально-технической базе будут способствовать увеличению числа людей занимающихся спортивным туризмом, ведущих спортивный образ жизни, что положительно скажется на снижении заболеваемости и наркотизации, потребления алкоголя и сигарет, совершении правонарушений, особенно молодежью, окажет действенную помощь в воспитании, самосовершенствовании и самообразовании человека, повышении его работоспособности и выполнении им долга по защите Родины.
С другой стороны развитие СОТ немыслимо без создания современной информационной системы оценки состояния его развития, а также состояния развития инфраструктуры спортивного туризма и создания открытого информационного поля СТ„ включая сведения о закрытых территориях, единой системе пошлин на посещение охраняемых зон. Только тогда создадутся условия для качественной работы- государственной статистики в этой сфере деятельности человека. Полноценность этого блока будет также обеспечиваться разработкой, изданием и доведением до каждого туриста учебно-методической и иной литературы по СОТ, журналов, газет и альманахов; крупномасштабных карт и схем и специальных страниц в системе Интернет, отражающих динамику развития СОТ.
5.6. Международное сотрудничество
Аналогичная структура СОТ действует и в странах СНГ. Одной из главных, болезненных проблем для России и других стран содружества является проблема прозрачности единого туристского пространства. Постоянные не унифицированные запреты, ограничения, всевозможные налоги и взносы создают большие трудности при передвижении туристских групп по маршруту. Подобные сбои и трения туристской системы в значительной степени сокращают туристский поток и не работают на консолидацию людей, для которых спортивно-оздоровительный туризм является своеобразной отдушиной в сегодняшней сложной экономической обстановке. Эти вопросы разрешимы только законодательным путем. А также проведением международных массовых мероприятий по СОТ.
Для решения этих и других вопросов Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму образовал Совет по спортивному и оздоровительному туризму. Отныне это движение получает централизованную поддержку со стороны государства благодаря соединению в рамках Совета также и общественных организаций - таких, как Всероссийское народное туристское общество (ВНТО), Туристско-спортивный союз России (ТССР), Российская международная академия туризма, и другие. Аналогичные общественные советы по СОТ необходимо создавать при территориальных органах власти. Таким образом, складывается целостная система общественно-государственного регулирования этой сферы, в том числе с участием региональных структур Госкомспорта России. Иными словами, это собранная воедино система поддержки самодеятельных усилий, организаций и отдельных энтузиастов спортивно-оздоровительного туризма.
Главная задача созданного Совета заключается в том, чтобы придать спортивно-оздоровительному туризму импульс поступательного движения вперед. Среди основных направлений работы Совета -формирование современного нормативно-правового механизма регулирования данной системы, создание для нее действенной финансово-механической базы, подготовка проекта закона РФ “О создании единого туристского спортивно-оздоровительного пространства в Российской Федерации”, активизация региональных государственных, общественных и предпринимательских организаций по формированию туристских потоков, спортивных команд и самодеятельных клубов, обсуждение инновационных проектов и их экспертиза, защита интересов участников спортивного и оздоровительного туризма на всех уровнях государственной власти и за рубежом.
6. Механизм реализации концепции
Механизм реализации первоочередных задач по развитию СОТ, учитывая его социальное значение включает в себя следующие основные аспекты и направления:
1. Создание адекватной современной обстановке организационно-управленческой системы, позволяющей повысить степень управляемости движения. Такая система должна включать в себя одновременно государственные, общественные и коммерческие структуры, тесно взаимодействующие с околотуристической инфраструктурой (МЧС, Армия, Минприрода, молодежные организации, туристские объединения, страховые общества, институты социальной защиты и иные близкие туризму виды спорта).
2. Создание механизма смешанного соучредительства при реализации следующих технологий:
- экстремального (приключенческого) туризма
- массового туризма по месту жительства, учебы и работы
- производству тур снаряжения и средств передвижения
- проведения спортивных мероприятий в природной среде
- функционирования многовариантной системы подготовки кадров для СОТ
- создания системы приютов, центров и полигонов в природной среде
3. Добиться естественного симбиоза детского и взрослого туризма. на базе проведения совместных мероприятий, унификации нормативной базы СОТ и активного развития семейного туризма, как продолжения здоровых отношений в семье и основы развития любого нормального общества.
Концепция семейного отдыха, активного отдыха должна быть признана приоритетной как на уровне пропаганды, так и на уровне организации досуга. Для этого необходимо реализовать специальную программу формирования зон отдыха для городов России. В эту зону отдыха должна входить сеть региональных оздоровительных трасс и троп, вдоль которых формируется типовая или нестандартная инфраструктура (спортивные городки, экостадионы, туритско-оздоровительные комплексы).
4. Добиться всеми возможными силами переориентации СМИ на пропаганду здорового досуга населения средствами СОТ.
5. Для повышения эффективности технологий, заложенных в СОТ, самому движению и его организаторам необходимо найти более доходчивые лозунги и формы привлечения населения в СОТ, в том числе и путем решения проблемы создания единой отечественной классификации и понятийного аппарата в туризме.
6. Переориентировать государственные институты на иную пропорцию в отношении финансирования массовых, социально-значимых технологий, какой, в том числе, является спортивно-оздоровительный туризм у нас в стране.
7. Использования средств государственного социального страхования на вовлечение детей трудящихся в занятия СОТ.
8. Реализация концепции будет возможна при принятии новых законодательных актов в РФ. К ним относятся:
- Закон “О социальном туризме”. Сердцевиной этого законодательного акта, находящегося на рассмотрении Государственной Думы, является установление базового стандарта доступности социального туризма, в том числе и спортивно-оздоровительного, что экономически стимулирует туристских предпринимателей создавать и реализовывать туристский продукт, максимально доступный по цене для всех слоев населения, включая слабо защищенных в социальном отношении граждан, притом в широком ассортименте. Это один из важнейших рычагов самофинансирования спортивно-оздоровительного туризма, уменьшения нагрузки на бюджет и увеличение финансовых поступлений в бюджеты всех уровней.
- Закон “О туристской ренте”. Внедрение механизма туристкой ренты, которая является формой реализации права собственности на туристские ресурсы, позволит получить дополнительный источник финансирования развития спортивно-оздоровительного туризма, а четкое разделение прав собственности между органами власти и туристскими предприятиями и организациями - реально определить социальное содержание туристской ренты, ее социальную ориентированность.
9. Совершенствование комплекса спортивно-оздоровительного туризма невозможно без увеличения вклада туристской индустрии в развитие народного хозяйства, создание современной туристской инфраструктуры спортивно-оздоровительного характера, увеличение налоговых поступлений в бюджет государства и регионов, притока иностранной валюты и увеличение количества рабочих мест.
8. Первоочередные меры по развитию СОТ
К первоочередным мерам по развитию СОТ можно отнести:
1. Подготовка постановления правительства РФ по утверждению концепции развития СОТ в стране.
2. Разработка федеральной и отраслевой программы развития СОТ в России до 2005 года.
3. Утверждение в Государственной Думе законов РФ:
“О туристской ренте”;
“О социальном туризме” и другие.
III. РАЗРЯДНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО СПОРТИВНОМУ ТУРИЗМУ НА 2001-2004 г.
Утверждены Государственным комитетом РФ по физической культуре, спорту и туризму
Разряды и звания в спортивном туризме присваиваются в двух видах туристско-спортивных соревнований:
Требования к руководителям спортивных походов
- соревнования по спортивным походам;
-соревнования по туристскому многоборью.
1. Разрядные требования по спортивным походам
Для выполнения нормативов на звание Мастер спорта России международного класса (МСМК), звание Мастер спорта России (МС), разрядов кандидат в мастера спорта (КМС), I, П, Ш и юношеский необходимо совершить спортивные походы в соответствии с таблицей 1.
Условия выполнения разрядных требований
1. Звания и разряды присваиваются за походы, совершённые в соответствии с “Правилами проведения соревнований туристских спортивных походов, путешествий и организации спортивных туров. Кодекс путешественника” и “Единой Всероссийской спортивной классификацией туристских маршрутов”, а также другими нормативными документами по спортивному туризму, утверждённых Туристско-спортивным союзом России (ТССР).
2. Для присвоения всех вышеуказанных разрядов и званий (кроме звания МСМК), допускается замена руководства участием в походах более высоких категорий сложности (в соответствии с таблицей 2).
3. Для зачёта на разряд КМС и звания МС необходимо участие похода в чемпионатах по спортивному туризму соответствующего регионального или Российского уровня. Итоги чемпионатов засчитываются, если в чемпионате участвовало не менее 6 команд по данному виду туризма. Соответствие занятого места в чемпионатах с зачётом на разряд или звание приведено в таблице 3.
4. Документы на спортивный разряд или звание рассматриваются только после присвоения предыдущего разряда или звания.
5. Походы, совершённые по одному и тому же маршруту, засчитываются на разряд или звание, если они в первый раз были пройдены в качестве участника, а второй - руководителя.
6. Походы засчитываются на разряд или звание независимо от того, по каким видам туризма они были совершены.
7. Для выполнения норматива на звание МСМК, мужчинам необходимо иметь опыт руководства двумя походами VI категории сложности, а женщинам - одного. Для зачёта на звание МСМК необходимо участие похода в Чемпионате России при количестве команд не менее 6, в классе походов VI категории сложности. При этом требуется набрать не менее 30 баллов в чемпионатах России (1 место - 30 баллов, 2 место - 20 и 3 место - 10 баллов). Если в данном году в чемпионате участвовало меньше 6 команд в классе походов VI категории сложности, то зачётные баллы на МСМК не присваиваются, а эти походы могут участвовать в чемпионате в течение времени действия настоящих разрядных требований. Для участников команд, занявших призовые места в классе VI кат.сл. количество зачетных походов на МС сокращается на единицу. 8. При оформлении званий МС и МСМК, необходимо представить в ТССР: а) копии оригиналов справок о походах выше третьей категории сложности, идущих в зачёт на звание; б) копии протоколов чемпионатов, заверенных маршрутно-квалификационными комиссиями (МКК), имеющих соответствующие полномочия; в) отчёты о зачётных походах, совершённых в качестве руководителя или все отчёты о походах V-VI категории сложности, совершённых в качестве участника (для участника допускается указать место их нахождения, если они находятся в ТССР); г) представление нижестоящей ходатайствующей МКК. 9. Срок оформления разрядов и званий не должен превышать одного года с момента утверждения протокола соревнований, в которых участвовал последний зачётный поход.
Таблица 1.
РАЗРЯДЫ |
Категории сложности спортивных походов |
|||||||||||
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
|||||||
у |
р |
у |
р |
у |
р |
у |
р |
у |
р |
у |
р |
|
МСМК (м) МСМК (ж) МС(м) МС(ж) КМС I II III |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 1 |
2 1 |
1 1 |
2 1* |
I юн. II юн. III юн. |
Совершить один поход III степени сложности Совершить один поход II степени сложности Совершить один поход I степени сложности |
Примечание:
- в таблицах использованы сокращения: У - участник; Р - руководитель
* допускается замена на 2 похода V к.с., совершенных в качестве руководителя. В этом случае рейтинг участия в Чемпионате набирается среди походов V к.с.
Таблица 2. Требования к участникам спортивных походов
РАЗРЯДЫ |
Категории сложности спортивных походов |
|||||||||||
I |
II |
Ш |
IV |
V |
VI |
|||||||
У |
Р |
У |
Р |
У |
Р |
У |
Р |
У |
Р |
У |
Р |
|
МС(м) МС(ж) КМС I II III |
1 |
|
2 |
|
2 |
|
1 2 |
|
1 1 4 |
|
4 2 |
|
I юн. II юн. III юн. |
Совершить один поход III степени сложности Совершить один поход II степени сложности Совершить один поход I степени сложности |
Примечание. При наличии опыта руководства походами допускается соответствующее сокращение участия в походах более высоких категорий сложности.
Таблица 3. Ранги чемпионатов
Разряды и звания |
Ранг чемпионата |
Сложность походов, к.с. |
Зачёт занятого места на разряд, звание |
|
участник |
руководитель |
|||
I-III |
Вне чемпионатов, по действующим разрядным требованиям |
|||
КМС МС МСМК |
Региональный** Региональный Российский Российский |
по положению V V-VI VI |
Участие 1 Участие - |
Участие 1 Участие 1-3 |
Примечание:
** региональный - областной, краевой, республиканский, окружной.
Примечание: допускается выполнение требований нормативов на разных соревнованиях.
2. Разрядные требования по туристскому многоборью
1. Для получения звания “Мастер спорта России” (МС) необходимо выполнить требования в соответствии с таблицей 4.
2. Выполнение требований спортивных разрядов КМС, 1,2,3 и юношеских спортивных разрядов производятся согласно таблицы 5.
3. Звание МС по туристскому многоборью присваивается при выполнении требований к классу дистанций и рангу соревнований на международных, всероссийских, зональных (межрегиональных) соревнованиях, а также на первенстве России среди юниоров по определению федерации спортивного туризма ТССР. Класс дистанции должен соответствовать 5 классу и определяться в соответствии с “Правилам соревнований по туристскому многоборью”.
4. Нормативы для присвоения звания МС и разряда КМС по туристскому многоборью выполняются на двух разных дистанциях (технической и тактико-технической), одна из которых может быть личной, а для I-Ш и I юношеского - Ш юношеского разрядов и выполняются на одной дистанции.
5. Звания и разряды в соревнованиях по туристскому многоборью присваиваются в том случае, если в соревнованиях закончили дистанцию не менее 6 команд (12 участников для личных соревнований). Если участники соревнований одной возрастной группы делятся на подгруппы по спортивной квалификации или результатам, разрядные требования МС засчитываются только высшей группе.
6. Ранг соревнований определяется суммой баллов первых шести мест в данных соревнованиях. Ранг определяется из расчета 4-х человек в команде. Если в команде другое количество участников, то для определения суммы баллов команды определяется средний балл и умножается на 4. Для личных соревнований берется сумма баллов первых 12 участников и умножается на 2. Оценка спортивных разрядов в баллах приведена в таблице 6. Ранг соревнований определяется для каждой дистанции.
7. Для людей с ограниченными жизненными возможностями звание МС и спортивные разряды выполняются на одной дистанции в соответствии с требованиями к классу дистанций (таблица 5), при этом ранг соревнований не учитывается.
Таблица 4. Требования для выполнения норматива “Мастер спорта России” (МС)
Наименование соревнований |
Занятое место |
Ранг соревнований |
Класс дистанции |
||
Командное |
Личные |
||||
Н |
Ж |
||||
Международные соревнования стран СНГ и Балтии |
1 |
1-2 |
1-2 |
Не менее 700 балов |
V класс |
Чемпионат России, Кубок России |
1-2 |
1-6 |
1-6 |
||
Зональные (региональные) соревнования |
1 |
1-3 |
1-3 |
||
Первенство России среди юниоров |
1 |
1 |
1 |
Примечание:
а) Результат команд, занявших 2 место, а для личных - 6 место, не должен быть более 120% от результата победителя. б) К личинкам относятся участники, выступающие лично и экипажи-двойки, связки-двойки и т.п. по своим видам туризма.
Таблица 5. Нормативы выполнения разрядов
Класс дистанции |
Ранг соревнований |
% от результата победителя |
|||||
КМС |
I |
П |
III - I юн |
II юн |
III юн |
||
I |
Менее 1 |
- |
- |
- |
- |
102 |
138 |
|
1 |
- |
- |
- |
- |
114 |
142 |
|
2 |
- |
- |
- |
- |
123 |
146 |
|
3 |
- |
- |
- |
105 |
129 |
150 |
|
4 |
- |
- |
- |
108 |
132 |
154 |
|
5 |
- |
- |
- |
111 |
135 |
158 |
|
6 |
- |
- |
- |
114 |
138 |
162 |
|
8 |
- |
- |
- |
117 |
142 |
166 |
П |
10 |
- |
- |
100 |
120 |
146 |
170 |
|
13 |
- |
- |
102 |
123 |
150 |
174 |
|
16 |
- |
- |
105 |
126 |
154 |
178 |
|
20 |
- |
- |
108 |
129 |
158 |
182 |
|
25 |
- |
- |
111 |
132 |
162 |
187 |
|
32 |
- |
- |
114 |
135 |
166 |
192 |
III |
40 |
- |
100 |
117 |
138 |
170 |
197 |
|
50 |
- |
102 |
120 |
142 |
174 |
202 |
|
63 |
- |
105 |
123 |
146 |
178 |
207 |
|
80 |
- |
108 |
126 |
150 |
182 |
218 |
|
100 |
- |
111 |
129 |
154 |
|
|
IV |
125 |
100 |
114 |
132 |
158 |
|
|
|
160 |
102 |
117 |
135 |
162 |
|
|
|
200 |
105 |
120 |
138 |
166 |
|
|
|
250 |
108 |
123 |
142 |
170 |
|
|
|
320 |
111 |
126 |
146 |
174 |
|
|
|
400 |
114 |
129 |
150 |
178 |
|
|
|
500 |
117 |
132 |
154 |
182 |
|
|
|
630 |
120 |
135 |
158 |
186 |
|
|
V |
700 |
121 |
136 |
159 |
|
|
|
|
1000 |
126 |
142 |
166 |
|
|
|
|
1250 |
129 |
146 |
170 |
|
|
|
|
1600 |
133 |
150 |
174 |
|
|
|
|
2000 |
137 |
154 |
178 |
|
|
|
Таблица 6.
Таблица баллов спортивных разрядов и званий для расчета ранга соревнований |
|||||||
Звания и разряды |
МС |
КМС |
I |
II |
III - I ю |
II ю |
III ю |
Баллы |
100 |
30 |
10 |
3 |
1 |
0,3 |
0,1 |
Выписка из положения Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму о присвоении почетных спортивных званий
3.4. По видам спорта и дисциплинам, включенным в ЕВСК и не вошедшим в программу Олимпийских игр, звание “Заслуженный мастер спорта России” присваивается спортсменам, выполнившим следующие требования*:
3.4.5. По всем видам спорта, по которым не проводятся международные соревнования:
- мастерам спорта - пятикратным чемпионам России, внесшим большой вклад в развитие и популяризацию вида спорта**;
- за высокие спортивные достижения и результаты, не имеющие аналогов в мировой спортивной практике и проявленное при этом исключительное мастерство, мужество, стойкость для достижения победы (космонавтика, сверхсложные переходы, проплывы и т.д.)***
* По всем видам спорта и дисциплинам, не вошедшим в программу Олимпийских игр, должно принять участие в виде программы, дисциплины, весовой категории, упражнений и т.д. не менее 10 стран, входящих в состав международных спортивных организаций.
** По видам спорта и дисциплинам, по которым не проводятся международные соревнования, должно принять участие в виде программы или дисциплине, весовой категории, упражнений и т.д. не менее 15 территориальных спортивных организаций, входящих в состав Российской Федерации.
*** По согласованию Федерации спортивного туризма ТССР с ГКФТ фраза “не имеющих аналогов в мировой спортивной практике” трактуется следующим образом: “Спортсменам, совершившим в качестве руководителя семь походов высшей категории сложности, один из которых является выдающимся достижением спортивного туризма”.
Примечания ФСТ России к разрядным требованиям по спортивным походам:
1). Перечень документов на представление к званию МСМК, МС (КМС) (по спортивным походам), направляемых в МКК ТССР:
1. Представление нижестоящей ходатайствующей региональной МКК.
2. Анкета-“шахматка”, подписанная ходатайствующей МКК.
3. Фотографии - 2 шт ч/б, матовые.
4. Копии справок о походах, начиная с 1 к.с. - на КМС, начиная с 3 к.с. –на МС.
5. Копии протоколов чемпионатов, заверенных маршрутно-квалификационными комиссиями (МКК), имеющих соответствующие полномочия.
6. Карта “Представление на присвоение спортивных званий и наград” МС, КМС - заполняется левая сторона, внизу ставится печать первичной физкультурной организации и регионального спорткомитета;
7. Отчеты: 2 отчета (для руководителей), 4 отчета (для участников), если они не находятся в библиотеке ТССР.
8. Ходатайство одного из руководителей зачетных походов высшей категории сложности (для участников).
9. Разрядная книжка спортсмена .
2). МКК, проводящие региональные Чемпионаты, после подведения итогов направляют в МКК ТССР протоколы результатов Чемпионатов. Эти протоколы используются МКК ТССР при рассмотрении документов на разряды и звания.
3). В зачет на КМС и МС идут все походы, совершенные начиная с 2001 года, по утвержденным правилам с обязательным участием в Чемпионатах по спортивным походам.
В зачет также принимаются походы, которые участвовали в Чемпионатах России и СССР до 2001 г., при этом последний зачетный поход должен быть совершен не более, чем за два года до подачи документов.
ВВЕДЕНИЕ I. ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
В настоящий сборник включены нормативные документы по спортивному туризму, действующие на период очередного классификационного четырехлетия с 2001 по 2004 годы и представляющие в основном раздел классификации относящийся к спортивным походам. Документы адаптированы к тем тенденциям, которые появились в современном спортивном туризме, в настоящее время. Перед ознакомлением документов необходимо дать перечень основных особенностей, проблем и тенденций развития спортивного туризма.
В туристском спортивном движении заметно возросла коммерческая составляющая. Она состоит в том, что достаточно большое количество предпринимателей из сферы туристского бизнеса, информационно-рекламной области, а также государственно-управленческих и образовательных структур пытаются найти себя в секторе спортивного туризма, считая, что в перспективе он может принести значительные финансовые и иные девиденты. Наибольший интерес связан с организацией бизнеса в сфере экстремального, а попросту сказать спортивного туризма на маршрутах III-V категории сложности, включая и подготовку кадров для проведения соответствующих туров. Эта тенденция понятна и она естественным образом отражает состояние развития всей страны на современном этапе.
Но построить систему, которая бы учитывала 50 летний опыт развития спортивного туризма, взяла бы все лучшее и одновременно освободилась бы от ненужных ограничений не просто. Поэтому на лицо примитивная, глобальная приватизация интеллектуального потенциала спортивного туризма (СТ), полное пренебрежение проблемами безопасности во имя главной цели - максимально быстро снять первые сливки, народить под себя комиссии и структуры, заявить о себе, приватизировать раскрученные соревнования, перетащить к себе слабых по духу специалистов СТ средней руки. Любые попытки со стороны Федерации продуманного и взвешенного построения системы с учетом всех ее особенностей и поиска ниши для любого активно мыслящего человека, фирмы, организации и т.п. приводит с противоположной стороны к закулисной борьбе, обливанию лидеров Федерации грязью и упреками в их консерватизме, затяжке по времени выхода давно назревших гостов, законов и инструкций.
Другой тенденцией развития СТ является заметная демократизация отношений между человеком, государством и природой, исчезновение одних и появление других запретов и ограничений. И как следствие всего этого заметное снижение управляемости в движении. Некоторые могут сказать - ну и хорошо, ведь в основе СТ на 80% заложены самодеятельные основы. Все так, но эти люди забывают, что существуют разнообразные проблемы, связанные с безопасностью проведения мероприятий по СТ. Ведь с каждым годом спортивному туризму покоряются все более сложные и опасные препятствия, расширяется перечень средств передвижения в природной среде. Внедряемая союзом туристов России большая классификационная свобода приводит к появлению и развитию новых подвидов туризма, как внутри уже существующих, так и вне их. Причем, интерес, например, СМИ к некоторым из них, представляющим по существу экстрим-шоу совершенно не адекватен количеству занимающихся. В тоже время массовые виды СТ и их достижения так и не могут выйти на телеэкран. Все сказанные выше моменты нашли свое отражение и в современной нормативной базе СТ - в походной практике это формирование понятий связанных с безвидовой классификацией, а также узаконивание укороченных по длине походов с прохождением ограниченного объема определяющих препятствий любых категорий трудности из разных видов туризма.
К третьей проблеме - тенденции можно отнести проблему выхолащивания основной сути СТ - природной среды его обитания. Появляются все чаще мероприятия, которые уже трудно назвать туристскими, например, недавнее проведение чемпионата Москвы по горному туризму в спортзале. Хотелось бы подчеркнуть, что это ни в коей мере не исключает проведение подобных соревнований, как тренировочных и базы для роста массовости в спортивном туризме. Необходимо также добавить, что на искусственных дистанциях используются приемы и навыки уже не свойственные тем, которые применяются в природной среде на реальном маршруте. Эта тенденция со временем видимо приведет, как это уже было со спортивным ориентированием, к появлению иного вида спорта, использующего отдельные элементы туризма, а по сути представляющего набор дистанций с иными принципами соревновательности. В основу которых уже сейчас закладываются в первую очередь скоростные параметры, наглядность, элементы шоу. Право на жизнь таких мероприятий без сомнения существует, только при одном существенном условии, что финансирование их не должно производится за счет развития основных туристских форм, к каким относятся спортивные туристские школы, заочные и очные чемпионаты, туриады, а также мероприятия из класса туристского многоборья, подобные тем, которые проводятся на реках Чуя на Алтае и Белая в Адыгее.
Четвертая тенденция развития СТ состоит в том, что несколько замедлился рост сложности походов, а также появилась потребность в поиске более сложных маршрутов в уже давно известных и доступных районах страны, таких, как Карелия, Урал и т.п. Для водного туризма, это прохождение связки разнесенных по месту препятствии в период, например, высокой воды. Такая тенденция видимо связана с экономическими сложностями, стоящими перед организаторами походов в новые районы, и необходимостью в спонсорских вливаниях.
Пятой особенностью развития СТ является то, что он, как и вся страна входит в полосу большего государственного регулирования всех процессов, и как следствие этого, возникает большее внимание со стороны государства за его развитием. Эта особенность заметно выражена в той политике, которую проводит Госкомспорт России и его территориальные структуры. Более того, СТ стал некой зоной борьбы заинтересованных в его развитии министерств и ведомств курирующих вопросы спорта, турбизнеса и образования. Причина этого заложена в самом СТ, являющимся комплексной массовой спортивно-оздоровительной технологией с одной стороны и представляющего с другой стороны фундаментальную базу для развития коммерческого экстремального туризма и связанную с ним систему подготовки кадров широкого профиля: для национальных парков, зон рекреации, МЧС, системы туристских и молодежных клубов, управленческого сектора, и традиционного направления - организации и проведения спортивных походов, путешествий и туров.
Все эти и другие менее заметные тенденции современного развития СТ естественным образом нашли свое отражение в нормативной базе СТ. К основным из них можно отнести следующие:
1. Общее состояние, принципы, перспективы развития СТ изложены в базовом документе - проекте “Концепции развития СТ в Российской Федерации”. Документ дважды обсуждался на расширенных заседаниях совета ТССР в декабре 2000 г. и апреле 2001 года и получил положительное заключение. Далее над ним работала межведомственная комиссия, созданная в рамках Совета по спортивно-оздоровительному туризму при Госкомспорте России. В дальнейшем проект был разослан во все субъекты РФ. Были получены 26 положительных отзывов и ряд замечаний-дополнений. Все замечания, которые были высказаны на концептуальном уровне, были внесены в проект. В декабре 2001 г. предполагается вынести проект концепции и план ее реализации на коллегию Госкомспорта России.
Основополагающим моментом Концепции является то, что в основу программ управленческого, соревновательного, кадрового, материального, информационного и правового характера положен принцип смешанного соучредительства и тесного взаимодействия трех дополняющих друг друга основ общественного, государственного и предпринимательского характера.
Туристской общественности небезинтересно будет узнать и о таком факте, что с заметным опозданием пришел и 27 отзыв на концепцию от Московского центра Петербургской Национальной Академии туризма - отзыв многостраничный и крайне отрицательный. Что это!? Заказная статья для сведения счетов между двумя ведомствами или это борьба мира большого бизнеса с социально-ориентированными движениями, а может быть, это группа оперившихся турфирм почувствовала конкурента в лице самой дешевой формы отдыха людей в России, каким является спортивный туризм. Жизнь всех рассудит, но как бы то ни было, большое спасибо авторам за детальный разбор концепции. Видимо много труда и сил пришлось приложить именитым авторам: Азару В.И., Байназарову Ю.К., Биржакову М.Б. и Путрику Ю.С., чтобы разобраться в проблемах развития СТ и понять их лучше, чем понимают их люди, которые десятками лет на бесплатной основе, фанатично, рискуя своей жизнью, занимаются туризмом и последние десять лет спасают движение. Академикам и невдомек, что уровень развития СТ в советское время был намного выше, чем в развитых западных странах сегодня, что СТ -это наше национальное уникальное явление, в конечном итоге характеризующее уровень развития страны и степень духовности личности. Когда читаешь отдельные абзацы рецензии, по-настоящему понимаешь, насколько могут быть управляемы отдельные представители большого российского туристского бизнеса. Интересно бы знать, а кто он этот главный заказчик этой редкой по лживости рецензии. Вместе с тем и этой рецензии большое спасибо, отдельные её посылы пригодятся и нам, в первую очередь для более стойкого отстаивания наших позиций. И даже появляется чувство гордости и своей значительности в этом продажном мире, за то, что нас - “самодельщиков” - заметили. Потрясает последний заключительный аккорд отзыва - в главе “выводы”:
“Классификация спортивно-оздоровительного туризма, приведенная в приложении не является достаточно точной по существу толкования понятий, оспоримой в некоторых признаках и определениях и глубокоошибочной (а также и вредоностной).
Настоящая деятельность Госкомспорта РФ в отношении данной Концепции - вредна и суть разбазаривания госбюджетных средств, и загрузка госорганов исполнительной власти ненужными, неподготовленными должным образом документами, отвлечение их от необходимой работы.
Концепция противоречит Конституции РФ и направлена на изменение государственного строя, изменение ориентации программ реформирования экономики и социальной политики России”.
После этих слов в 37 году уже надо было бы собираться в дальнюю дорогу. Но что примечательно, в конце отзыва даётся ключевая фраза:
“Предложить Госкомспорту РФ для выработки Концепции СОТ создать комиссию специалистов в ином составе”.
Конечно, без сомнения можно написать Концепцию без участия самих туристов и их актива - Федерации спортивного туризма России. Но, господа хорошие, а для кого же мы её делаем, неужели она создаётся для десятка “академиков” и сотни коммерсантов, которые и в походах-то не все были, а ещё претендуют на правильность понятийного аппарата, используемого в отечественной классификации СТ. В то же время, когда выпускался закон о туристской деятельности практически ни одно предложение федерации СТ России, высказанное письменно и на парламентских слушаниях, не было услышано. Где же были эти и другие академики? Видимо тогда они отрабатывали иной заказ, направленный на похороны всего того, что касалось отечественного СТ и любых элементов государственной социальной политики, направленных на поддержку нашего движения. Кому будет интересно, мы готовы переслать весь текст отзыва и считаем необходимым найти оптимальную форму дискуссии, а также обнародовать отзыв на очередном совете ТССР и в прессе.
2. В разрядных требованиях на 2001-2004 годы зафиксирован ряд новых положений.
К ним можно отнести следующее: присвоение высоких разрядов (начиная с КМС) и званий будет происходить только через участие туристов в чемпионатах всех уровней, при этом созданы необходимые условия для получения звания МС и участникам спортивного похода. Кроме того, более четко, вне зависимости от пола туриста, определен принцип соотношения категории сложности похода полученному званию, например, для похода 5 к.с. - это уровень звания МС, а для похода 6 к.с. - это уровень МС международного класса. Также необходимо отметить, что в СТ классификационно оформился конный туризм и туризм для людей с ограниченными жизненными возможностями. Последнее очень важно с точки зрения развития социальной базы спортивного туризма и как отражение того факта, что в современном обществе появилось большое число людей, в том числе детей и молодёжи, страдающих всевозможными отклонениями в здоровье и востребующих СТ, как дешёвую форму отдыха, спорта и ёмкую нишу духовных интересов.
3. Бурное развитие отдельных подвидов СТ, базирующихся на технических средствах передвижения, используемых в традиционных видах туризма, например, рафтинг или организация соревнований на отдельных локальных препятствиях - каньёнинг и т.п., побудило МКК ФСТ начать разработку классификационной ниши, которая на сегодня пока названа в Единой спортивной классификации туристских маршрутов, как комбинированный СТ. Предполагается в дальнейшем доработать данный раздел и представить его в виде безвидовой классификации. Смысл данного подхода заключается в том, что в “матрице” видов туризма по горизонтали представлен вид туризма, который прописывает все свои определяющие факторы и препятствия, характерные для той или иной категории сложности маршрута. Далее в примечании к “матрице” виды договариваются о том, что поход соответствующей категории сложности (без указания на вид туризма) должен иметь определённое минимальное количество препятствий (локального или протяженного характера) или факторов (градуируемых по уровням). И теперь туристской группе остается на основании её реального опыта преодоления соответствующих препятствий (факторов) выбрать по душе район похода, перечень привлекательных препятствий, оптимальное средство передвижения и т.п. Выигрыш на лицо - туристы смогут построить многовариантный, красивый, сложный маршрут на любой вкус и цвет из разных видов туризма и практически в любом туристском районе страны. Отпадают многие ведомственно-видовые ограничения и амбиции, уходят проблемы коротких рек, связок препятствий и районов и другие. Должны лишь оставаться требования к опыту группы при выходе на то или иное препятствие (для протяженных препятствий и факторов такие требования должны быть еще разработаны и быть менее жесткими, чем для локальных, технически-трудных препятствий), а также МКК необходимо будет более внимательно отнестись при выпуске группы на маршрут и к логичности его построения. В результате такого подхода появится целый класс более четко прописанных укороченных, тренировочных, адаптированных к ограниченному отпускному времени маршрутов с “элементами” более высокой категории трудности препятствий из разных видов туризма. Но главное то, что при таком подходе внимание туриста и МКК будет сконцентрировано на препятствии, его классификации, тактике и технике его преодолении. И как итог всего этого эффективней будет решена проблема безопасности маршрута в целом.
Другим интересным следствием такого подхода является, то, что естественным образом начинают вписываться соревнования по туристскому многоборью на одном или группе локальных (протяженных) препятствий - например тот же “каньёнинг”. Все это идет в ногу с современным многовариантным развитием видов туризма и средств передвижения человека в природной среде обитания.
4. В “Правила проведения спортивных походов” помимо путешествий впервые включены спортивные туры, со всеми вытекающими требованиями к безопасности их проведения, а также возможным их участием в соревнованиях наряду со спортивным походом.
Этот первый шаг регулирования коммерческой составляющей СТ в последующем должен быть закреплен и развит в межведомственной инструкции по безопасности в сфере туристской деятельности, а также использован при создании нормативной базы в сфере сертификации маршрутов, кадров и туристического снаряжения, используемых на категорированных маршрутах. При этом роль МКК Федераций туризма должна возрасти и они по сути должны будут выполнять задачу, как минимум, общественных экспертных комиссий при сертификационных центрах. Ведь до настоящего времени МКК продолжает оставаться единственной в стране структурой обладающей бесценным 50 летним практическим опытом работы в сфере туризма, связанной с риском для жизни человека.
5. Утверждение Госкомспортом России совместно с Федерацией спортивного туризма России “Положения о системе подготовки кадров в спортивном туризме Российской Федерации” является важнейшем событием в жизни СТ. По существу на уровне РФ утверждены основные принципы, содержание и технология подготовки кадров в спортивном туризме. Следующим шагом федерации СТ, ТССР следует считать создание условий для внедрения данного блока специальных знаний в программы специальностей, где предполагается готовить кадры для спортивного туризма. На сегодня, выпускаемые кадры СТ (гиды-проводники и инструктора СТ всех уровней) получают общественно-государственный статус и на законных основаниях могут заниматься развитием спортивного туризма в России.
6. Учитывая сложную, иногда неоднозначную ситуацию, возникающую при проведении мероприятий российского ранга по туристскому многоборью между федерацией, государственными органами, спонсорами, СМИ и другими ведомствами, принимающими непосредственное участие в организации соревнований, в сборнике приведен типовой договор, обусловливающий, взаимоотношения организаторов. Он направлен на реализацию приоритетного права любой федерации СТ принимать решения в сфере смысловой значимости мероприятия, обеспечения безопасности и соответствия его нормативным требованиям, независимо от объема спонсорских средств. Этим самым нормативно должен быть создан здравый баланс сил между идеологией спортивного туризма и финансовой его основой.
7. Для создания единого языка и понятийного аппарата между реализаторами спортивного туристического тура. его изготовителями и потребителями, а также для создания информационной базы данных, используемых в деятельности, создаваемой в Федерации СТ ТССР комиссии по развитию активных видов туризма в сборнике приведен проект единой формы паспорта спортивного туристского маршрута (тура).
По ряду более мелких изменений в нормативной базе СТ будут сделаны отдельные пояснения после соответствующего документа.
Президент Туристско-спортивного союза России