2005 год отмечен знаменательным событием в движении за обеспечение равенства и улучшение положения женщин — десятилетним обзором Пекинской конференции и Платформы действий. В 1995 году женщины собрались на встречу в Пекине и сделали гигантский шаг вперед от имени человечества. В результате мир впервые открыто признал, что равенство мужчин и женщин является важнейшим условием развития и мирного существования любой нации. По прошествии десяти лет женщины не только лучше понимают свои права, но и располагают бόльшими возможностями для их осуществления

Четвертая всемирная конференция по положению женщин, состоявшаяся в 1995 году в Пекине, еще раз подтвердила, что одним из приоритетных направлений политики правительств и ООН является жизненно необходимое для прогресса женщин полное и равное обладание правами человека и основными свободами.

В Платформе действий особо подчеркивается важная роль Комитета по ликвидации дискриминации всех форм в отношении женщин. Комитет рассматривает отчеты стран-участников по выполнению положений Конвенции.

Другие договорные органы по защите прав человека тоже проявляют все большее понимание характерных для женщин ситуаций, связанных с правами человека.

Комиссия ООН по правам человека теперь включает в повестку дня постоянный пункт прав человека женщин и гендерного компонента, одновременно подчеркивая необходимость введения гендерного компонента во все пункты повестки дня.

Многие правительства активно отстаивают права женщин на международных форумах и сотрудничают со специальными докладчиками Комиссии по правам человека. В 1999 г. Специальный докладчик по проблеме насилия против женщин посетил Кубу, Индонезию, Восточный Тимор и США.

Во всех регионах достигнут прогресс в укреплении правовых рамок для обеспечения равенства и соблюдения закона. Лучше стали работать механизмы по борьбе с нарушениями прав, все больше судов в разных странах активно следят за соблюдением прав человека женщин. Правительства также осознали необходимость подкрепления законодательства другими мерами, включая социальные реформы, чтобы де факто обеспечить соблюдение общечеловеческих прав женщин.

Эритрея, Эфиопия, Марокко и Польша, например, подкрепили положения своих конституций гарантиями обеспечения равноправия женщин и мужчин и защиты общечеловеческих прав женщин. В Омане политические права женщин были расширены в 1997 году, когда им  было предоставлено право участия в выборах. Монако и Республика Корея входят в число стран, изъявших из национальных законов дискриминационные положения, ущемлявшие права женщин.

Бруней после введения нового исламского семейного кодекса вошел в число стран, пересмотревших свои гражданские и семейные кодексы. Во многих органах поправки отражают равное владение обоими супругами совместным имуществом, равенство мужчин и женщин в браке и разводе и упорядочивание права наследования. Так, Монголия, Непал и Танзания изменили законодательства,  пересмотрев положения о наследовании, имуществе, земле и других правах собственности. Несколько стран Африки, в том числе Гана и Сенегал, приняли закон, предусматривающий уголовное преследование за совершение традиционных обрядов, связанных с калечащими операциями на женских половых органах. Турция - одна из нескольких стран, которые внесли в свои уголовные кодексы поправки, упразднившие дифференцированный подход к наказанию мужчин и женщин за одинаковые преступления, такие как супружеская измена и убийство супругов. А Канада сделала уголовное правосудие более доступным для слабозащищенных групп населения, включая женщин коренных народов и нетрудоспособных женщин. Иран и Непал создали специальные семейные суды и женские отделы в судах.

Мексиканская Национальная комиссия по правам человека организовала исследование по проверке соответствия стандартных статей федерального закона и законов штатов о женщинах и детях положениям Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и Конвенции о правах ребенка. На основе полученных данных были разработаны рекомендации по проведению законодательной реформы в нескольких районах. В Российской Федерации Государственная Дума утвердила основные направления законодательных мероприятий по обеспечению равных прав и возможностей для женщин и мужчин.

Уже многие страны предприняли шаги по распространению правовых знаний путем публикации и популяризации законов, защищающих равный статус и права человека всех женщин. Правительства Албании, Буркина-Фасо, Чили, Эквадора и Сенегала  приступили к осуществлению программ по правовому воспитанию с акцентом на права человека женщин, куда входит обучение судей и ответственных за выполнение закона чиновников. Мексиканская Национальная комиссия по делам женщин выпустила руководство под заглавием "Как включать в законодательство гендерную проблематику" и использовала его при проведении информационных семинаров для законодателей. Многие страны добились повышения правового самосознания и понимания общечеловеческих прав женщин, использовав национальные механизмы в качестве инструмента по распространению среди женщин информации об их правах. Международные договоры и национальные кодексы переведены на местные языки и широко распространены. Несколько правительств поддержали введение глав, посвященных правам женщин в неправительственных организациях.

Права человека универсальны, в смысле того, что они применимы к каждому человеку. Международное сообщество государств признает человеческие права за всеми людьми во всем мире. Все люди признаются равными, все имеют ценность и обладают некими неотъемлемыми правами. Человеческие права в этом смысле универсальны, что подчеркнуто во всех правозащитных документах. Статья 2 Международного пакта о гражданских и политических правах требует, чтобы каждое государство "уважало и обеспечивало всем лицам на своей территории предоставляемые им права, без каких-либо различий на основе расовой принадлежности, цвета кожи, пола, языка, религиозных, политических и иных взглядов, национального или социального происхождения, имущественного или иного статуса". Аналогичные положения можно найти в Пакте об экономических, социальных и культурных правах и в региональных правозащитных документах.

Основные фундаментальные права и вытекающие из них иные права и свободы обеспечивают различные сферы жизни человека: личную, политическую, социальную, экономическую, культурную.

В соответствии с этим традиционно права и свободы принято классифицировать на три группы:

1) личные

2) политические

3) социальные, культурные, экономические.

Одно из важнейших положений Всеобщей декларации прав человека закреплено в ст. 2. В ней указывается, что каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными в Декларации, без какого бы то ни было различия, как то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. На базе этой статьи Всеобщей декларации прав человека в последующие пятьдесят лет XX в. и развивалось все международное и национальное антидискриминационное законодательство.

По образцу и подобию Всеобщей декларации прав человека 4 ноября 1950 г. был принят важный, а главное, эффективный региональный международный документ - Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. В ст. 14 Европейской конвенции по аналогии со ст. 2 Всеобщей декларации прав человека закреплено, что обладание правами и свободами, изложенными в Конвенции, должно обеспечиваться без дискриминации на основе пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, собственности, рождения или иного статуса. Эффективность Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод обусловлена двумя моментами. Во-первых, это не декларация о намерениях, а конвенция, то есть многосторонний международный документ, обязывающий присоединившиеся к нему страны. Во-вторых, Конвенцией установлен международно-правовой механизм, обеспечивающий претворение ее положений в жизнь, который будет подробнее рассмотрен в дальнейшем. Все это сделало Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод заметной вехой в истории формирования не только международно-правовых, но и национальных институтов прав человека.

Следующий этап развития мирового сообщества в вопросе прав человека - одновременное принятие в 1966 г. двух международных пактов: о политических и гражданских правах и о социально-экономических и культурных правах. Названные Международные пакты, помимо даты принятия, имеют много общего и в содержательном плане. Как и во Всеобщей декларации прав человека, в пактах содержатся статьи, запрещающие дискриминацию людей по какому-либо основанию, в том числе и по признаку пола. Роднит эти три международных документа, равно как и Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, и то обстоятельство, что все они представляют собой хартии прав и свобод индивидуума - отдельно взятого человека и гражданина. Не случайно Всеобщая декларация прав человека открывается словами: "Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах" (ст.1).

Между тем такая формулировка, отражая естественную природу прав человека, полностью игнорирует их социальный характер. Применительно к половине человечества - женщинам приведенное определение прав человека не учитывает зависящий не только от природы и самого человека, но и от общества факт: подлинная свобода личности предполагает не только равенство прав, но и равенство возможностей их осуществления. А именно таких возможностей у женщин на протяжении всей эпохи патриархата не было и нет. Причем не только и не столько у каждой отдельно взятой женщины, сколько у всех женщин как определенного социального слоя того или иного отдельного государства и даже в разрезе всего мирового сообщества.

Конкретным же содержанием принципы наполнялись при разработке огромного числа международных договоров, главным образом, таких как: Конвенция о политических правах женщин (1952 г.), Конвенция о гражданстве замужней женщины (1957 г.), Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 г.). Перечисленные акты охватывали отдельные аспекты проблемы ликвидации дискриминации в отношении женщин и конкретизировали деятельность государств в обеспечении равноправия мужчин и женщин. Именно эти договоры явились основой для самостоятельного направления между народно-правового сотрудничества по вопросам равноправия полов, определив конкретное содержание комплекса прав женщин, обязательства государств по принятию конкретных мер для их осуществления и предусмотрев механизмы реализации положений Конвенций.

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Основополагающей правовой нормой Конвенции является запрещение всех форм дискриминации в отношении женщин. Помимо требования предоставления женщинам равных с мужчинами прав, Конвенция предписывает и принятие государствами конкретных мер для их обеспечения. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации является универсальным договором не только по числу участников. Она представляет собой итоговый документ формирования принципа равноправия мужчин и женщин, ибо: 1) в юридической форме сформулировала комплекс основных прав, составляющих содержание принципа равноправия. Женщины наравне с мужчинами должны реализовывать права в политической и общественной жизни (ст. 7, 8), в отношении гражданства (ст. 9), в области образования (ст. 10), в сфере трудовых (ст. 11. 13), гражданско-правовых и семейно-брачных отношений (ст. 15, 16), в области здравоохранения (ст. 12); 2) расширила перечень специальных прав женщин, связанных с рождением детей (впервые включено право женщин на особую защиту здоровья в период беременности); 3) определила обязательства государств по принятию конкретных мер для осуществления всего комплекса прав женщин, к которым относятся: включение принципа равноправия мужчин и женщин в законодательство государств; принятие соответствующих законодательных мер, включая санкции, запрещающие любую дискриминацию в отношении женщин; обеспечение с помощью национальных судов и др. государственных учреждений эффективную защиту женщин от любого дискриминационного акта; принимать все соответствующие меры, включая законодательные, для изменения или отмены действующих дискриминационных законов, постановлений, обычаев и практики.

Сравнение

Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.)

1. Каждое участвующее в настоящем Пакте Государство обязуется уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его территории и под его юрисдикцией лицам права, признаваемые в настоящем Пакте, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства.

2. Если это уже не предусмотрено существующими законодательными или другими мерами, каждое участвующее в настоящем Пакте Государство обязуется принять необходимые меры в соответствии со своими конституционными процедурами и положениями настоящего Пакта для принятия таких законодательных или других мер, которые могут оказаться необходимыми для осуществления прав, признаваемых в настоящем Пакте.

3. Каждое участвующее в настоящем Пакте Государство обязуется:

a) обеспечить любому лицу, права и свободы которого, признаваемые в настоящем Пакте, нарушены, эффективное средство правовой защиты, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве;

b) обеспечить, чтобы право на правовую защиту для любого лица, требующего такой защиты, устанавливалось компетентными судебными, административными или законодательными властями или любым другим компетентным органом, предусмотренным правовой системой государства, и развивать возможности судебной защиты;

c) обеспечить применение компетентными властями средств правовой защиты, когда они предоставляются.

Участвующие в настоящем Пакте Государства обязуются обеспечить равное для мужчин и женщин право пользования всеми гражданскими и политическими правами, предусмотренными в настоящем Пакте.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.)

Статья 3.

Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются обеспечить равное для мужчин и женщин право пользования всеми экономическими, социальными и культурными правами, предусмотренными в настоящем Пакте.

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (Нью-Йорк, 18 декабря 1979 г.)

Определение того, какие действия или упущения государства являются нарушением Женской конвенции, зависит от характера обязательств, которые государство приняло на себя, подписав конвенцию. В статье 2 Женской конвенции сказано:

"Государства-участники  осуждают дискриминацию женщин во всех ее формах и согласны проводить, всеми возможными мерами и без промедления, политику ликвидации дискриминации женщин и с этой целью предпринять следующее:

а. Включить принцип равенства мужчин и женщин в национальную конституцию или иное соответствующее законодательство, если данные законы еще не содержат такого положения, и обеспечить, правовыми и иными мерами, практическую реализацию данного принципа;

b. Принять законодательные и иные меры, включая со ответствующие санкции, запрещающие дискриминацию женщин;

с. Установить юридическую защиту прав женщин на равной основе с мужчинами и обеспечить посредством компетентных национальных судебных органов и других государственных органов эффективную защиту женщин от любого акта дискриминации;

d. Воздержаться от любых действий, дискриминационных в отношении женщин, и обеспечить соблюдение данного обязательства всеми государственными органами и их представителями;

е. Принять все необходимые меры по ликвидации дискриминации женщин любым частным лицом, организацией или предприятием.

f. Принять все необходимые меры, включая законодательные, для изменения или отмены существующих законов, постановлений, обычаев и практики, которые содержат дискриминацию женщин;

g. Отменить все принятые на национальном уровне карательные санкции, дискриминационные в отношении женщин.

Статья 2 - это статья об общих обязательствах, применимая в отношении прав, признанных в статьях 5-16 Женской конвенции. Она в целом требует от государств-участников "обеспечить" соблюдение Конвенции государственными органами и "принять все необходимые меры" по "ликвидации дискриминации во всех ее формах со стороны любого частного лица, организации или предприятия", а также по "изменению или отмене существующих законов, постановлений, обычаев и практики, которые со держат дискриминацию женщин".