МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Кафедра налогов и налогообложения

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ И ЗАЩИТЕ

ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Для студентов дневного и заочного отделения

Специальности 080107 "Налоги и налогообложение"

ИЗДАТЕЛЬСТВО ТЮМЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА, 2005

Методические рекомендации утверждены на заседании кафедры «Налоги и налогообложение»

Печатается по решению учебно-методического совета

Тюменского госуниверситета

Методические рекомендации составлены

доцентом, к.ю.н. Кирилловым Д.А., доцентом, к.э.н. Ляпиной Т.М., доцентом Невской А.П., доцентом, к.э.н. Воробьевой Н.В., ст. преподавателем Пряхиной Е.Н.               

Методические рекомендации подготовлены с учетом требований, сформулированных в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по специальности 080107 - “Налоги и налогообложение ”.

В методических рекомендациях представлены основные требования к выпускной квалификационной работе и выбору направления исследования, даны некоторые полезные советы по проведению исследования, формированию структуры, содержания, написанию и оформлению работы, а также - процедуре защиты и сопровождающих работу документов.

В приложении приведены примерный перечень направлений исследования и формы документов, необходимых для защиты.

Рекомендуются для студентов дневного и заочного обучения по специальности 080107 - “Налоги и налогообложение ”.

                       

© Тюменский государственный университет

СОДЕРЖАНИЕ

Общие требования к выпускной квалификационной работе

Выбор темы, составление плана работы и подбор литературы

Структура и содержание выпускной квалификационной работы

Руководство выполнением выпускной квалификационной работы

Оформление выпускной квалификационной работы

Внешнее рецензирование выпускной квалификационной работы

Порядок защиты выпускных квалификационных работ

Рекомендации по представлению работы к публичной защите

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Примерная тематика выпускных квалификационных работ

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Образец заявления на тему выпускной квалификационной работы

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Образец титульного листа выпускной квалификационной работы

3

5

8

14

17

22

23

25

29

36

37

 
 
 
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ

Выпускная квалификационная работа завершает подготовку специалиста по налогам и налогообложению и показывает его готовность самостоятельно решать теоретические и практические задачи по специальности.

К выполнению дипломной работы допускаются студенты, успешно завершившие теоретический курс обучения.

Цели выпускной квалификационной работы:

            1. Систематизация и углубление теоретических и практических знаний по специальности, их применение при решении конкретных проблем в области налогов, налогообложения и налогового законодательства.

            2. Закрепление  навыков самостоятельной работы по применению теории налогов и налогового законодательства, налоговому планированию и расчету налогов.

            3. Овладение методикой исследования хозяйственных процессов для формирования налогооблагаемой базы, влияния налогового законодательства на налогооблагаемую базу.

            В процессе написания выпускной квалификационной работы студент должен:

- применять теоретические знания для успешного достижения целей и решения задач выпускной квалификационной работы;

-         учитывать последние изменения в налоговом законодательстве;

-         учитывать совершенствование порядка формирования налогооблагаемой базы и методов исчисления налогов;

- делать логические и научно обоснованные выводы и рекомендации, излагая свою точку зрения по дискуссионным вопросам, относящимся к теме;

- обосновывать целесообразность и эффективность предлагаемых в работе решений;

- квалифицированно оформить дипломную работу в соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми к подобным материалам;

- использовать современные средства вычислительной техники в процессе выполнения исследований и оформления дипломной работы.

Выпускная квалификационная работа должна представлять собой законченное исследование и быть нацелена на совершенствование теории и практики налогообложения, а также совершенствование налогового законодательства. В зависимости от объекта и границ исследования выпускная квалификационная работа может быть ориентирована на решение задачи оптимизации налогообложения конкретного предприятия, на поиск путей совершенствования налогообложения по отдельным видам налогов или объектов налогообложения, повышения эффективности формирования бюджетов разного уровня за счет налогов. Полученные в работе результаты могут быть представлены в виде выявленных закономерностей, тенденций, разработанных прогнозов, выводов по результатам анализа, предложений по совершенствованию методик анализа и планирования, методов формирования налогооблагаемой базы, механизма сбора налогов, по созданию новых нормативных и инструктивных материалов.

Сроки выполнения работ по дипломному проектированию следующие:

 - выбор темы выпускной квалификационной работы до 1 ноября;

 - составление плана выпускной квалификационной работы и утверждение его научным руководителем - 15 ноября;

 - представление первой главы выпускной квалификационной работы научному руководителю до 1 марта, второй – до 25 марта, всей работы - до 15 апреля;

 - представление выпускной квалификационной работы на кафедру с отзывом научного руководителя и рецензией в соответствии с графиком учебного процесса.

ВЫБОР ТЕМЫ, СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА РАБОТЫ

И ПОДБОР ЛИТЕРАТУРЫ

Выбор темы выпускной квалификационной работы имеет важное значение и выполняется в соответствии с утвержденной на кафедре тематикой и возможными заявками предприятий и организаций.

Студент может руководствоваться примерным перечнем тем выпускных квалификационных работ, предлагаемых выпускающей кафедрой (Приложение 1). При этом конкретная формулировка темы требует согласования с научным руководителем и обязательного уточнения в соответствии с базой преддипломной практики. Предлагаемая тематика не исключает возможности выполнения квалификационной работы по проблемам, предложенным студентом. В этом случае студент должен обосновать свой выбор и получить разрешение у заведующего кафедрой. Если одна и та же тема выбрана многими студентами, то кафедра оставляет ее только за теми студентами, которые наиболее аргументировано, обосновали свой выбор. Остальным студентам предлагается подобрать другую тему.

Темы выпускной квалификационной работы целесообразно формулировать в соответствии с темами или направленностью выполняемых курсовых работ, что позволит студенту располагать дополнительным материалом по теме ее выполнения, а также обеспечит глубокое, последовательное и всестороннее изучение студентами наиболее актуальных вопросов совершенствования налогообложения.

Для студентов заочных форм обучения целесообразно выбирать тему, отвечающую актуальным проблемам и практическим интересам тех организаций, где они работают. В этом случае студент представляет на кафедру письмо-заявку о разработке для них этой темы.

После выбора темы (ориентировочный срок - октябрь), студент пишет заявление на имя заведующего кафедрой с просьбой разрешить проведение исследования по выбранной теме. Заявление представляется по форме, приведенной в Приложении 2.

Назначение руководителя выпускной квалификационной работы проводится кафедрой до проведения общего собрания студентов 5-го курса перед преддипломной практикой.

            После того, как кафедрой назначен научный руководитель, студент согласовывает с ним тему и при необходимости меняет или вносит изменения в редакцию темы выпускной квалификационной работы.

            Для уточнения или изменения темы студент пишет новое заявление с просьбой изменить тему выпускной квалификационной работы.

            На основании поданных студентами заявлений кафедрой готовится приказ, в котором окончательно закрепляется за студентами тема выпускной квалификационной работы и научный руководитель.

            Совместно с научным руководителем студент разрабатывает план выпускной квалификационной работы. В процессе прохождения преддипломной практики, план может быть несколько изменен или уточнен по согласованию с научным руководителем в зависимости от места и условий прохождения практики, специфики исследуемого объекта, наличия условий для сбора необходимой информации, изменение налогового законодательства и т.д.

            Для выполнения выпускной квалификационной работы студенту необходимо:

            1. Изучить законодательные и нормативные акты, а также постановления и письма правительственных органов, нормативно-справочные и инструктивные материалы, разработанные ФНС РФ, по налогу или вопросу по налогообложению, которому посвящена выпускная квалификационная работа.

            2. Изучить и проанализировать эволюцию развития данного налога в РФ, а также имеющийся опыт налогообложения в зарубежных странах.

            3. Собрать данные, характеризующие практику исчисления и особенности взимания выбранного для исследования налога, экономические последствия налогообложения по конкретному объекту иссле­дования

            4. На основании изучения литературных источников определить проблему, идею, цель и направление исследования, уяснить и четко определить структуру работы, составить список литературы в соответствии с составленным планом выпускной квалификационной работы.

            В качестве опубликованного информационного материала по налогам и налогообложению могут быть использованы:

- журналы:  «Налоговый вестник», «Налоговая политика и практика», «Бухгалтерский учет», «Главный бухгалтер», «Финансы», «Налоги и налогообложение», «Арбитражные споры», «Арбитражная налоговая практика»;

- газеты: «Налоги», «Российская газета», «Экономика и жизнь», «Финансовая газета»;

- сайты: minfin.ru, nalog.ru и другие официальные сайты;

- статистические сборники по социально-экономическому развитию РФ и региона;

- сборники научных трудов по налогообложению;

- материалы ФНС России и налоговых инспекций.

            Студент должен самостоятельно подбирать литературу по теме выпускной квалификационной работы.

            Следует просмотреть литературу не только строго по теме выпускной квалификационной работы, но и по разделам, близким к избранной теме. При этом надо подбирать литературу, освещающую как теорию, так и практику налогообложения, публикации, содержащие вопросы налогоплательщиков и ответы на них компетентных органов. Предпочтение следует отдавать изданиям и статьям последних лет и месяцев, так как в них отражена теория и практика, в наибольшей мере отвечающая последним законодательным и нормативным актам в области налогового законодательства РФ.

            Список литературы должен быть представлен и согласован с научным руководителем выпускной квалификационной работы.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКНОЙ

КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Структура и содержание выпускной квалификационной работы обусловлена требованиями к итоговой государственной аттестации специалиста в Государственном образовательном стандарте специальности 080107 «Налоги и налогообложение». В частности, в нем особо подчеркивается, что выпускная квалификационная работа представляет собой законченную разработку, в которой содержатся как теоретический, так и практический анализ проблем налогового законодательства и налогообложения.

Выпускная квалификационная работа представляет собой самостоятельную творческую разработку студента. Независимо от избранной темы рекомендуется придерживаться приведенной ниже структуры квалификационной работы.

-                     Введение (2-3стр).

-                     Три главы, каждая из которых делится на 2-3 параграфа (общий объем около 60 стр. при примерно одинаковом объеме глав).

-                     Заключение (до 8 стр.).

-                     Список использованной литературы (минимум 50 литературных источников, включая нормативные правовые акты).

-                     Приложения.

Объем текста выпускной квалификационной работы без списка использованной литературы составляет до 70 стр.

В отдельных случаях в связи с недостаточной разработанностью темы в методической и специальной литературе при написании выпускной квалификационной работы допускается выделение двух глав.

Краткое содержание составных частей квалификационной работы

Введение - это вступительная часть выпускной квалификационной работы, в нем рассматриваются основные тенденции изучения и развития проблемы, анализируется ее существующее состояние, теоретическая и практическая актуальность на современном этапе развития экономики; формулируются цель и задачи квалификационной работы; дается характеристика исходной экономико-статистической базы и краткая характеристика объекта исследования; уточняются методы и границы исследования проблемы.

Во введении следует особо выделить и показать экономическое содержание данной темы, ее место в налоговом механизме РФ через применение конкретных ссылок на такие документы как Бюджетное послание Президента РФ, материалы федерального закона о федеральном бюджете на текущий или будущий год или другие материалы, свидетельствующие, что работа написана именно в текущем году.

Рекомендуется, чтобы был выделен в хронологическом или ином порядке список авторов, работавших или работающих по данной проблематике.

Первая глава выпускной квалификационной работы имеет в целом характер обзора законодательной базы по данному вопросу, а также описания методологической базы для изучения данного вопроса в научном и теоретическом плане. В целом, автор работы должен исследовать эффективность функционирования всех звеньев налоговой системы или на каком-то из уровней (федеральном, региональном и местном) через призму своего конкретного вопроса. Для этих целей автор должен использовать такие научные приемы и методы как: исторический характер развития данного вопроса в научной литературе, переход от общего к частному, переход количества в качество и другие законы диалектики. Таким образом, в данной главе могут освещаться вопросы истории конкретного налога, налогообложения или налоговой системы на разных этапах их становления, в том числе на основе применения анализа законодательной базы.

При изложении содержания вопросов первой главы должны широко применяться статистические данные по социально-экономическому развитию региона, Российской Федерации по излагаемым вопросам, которые должны иллюстрировать тенденции в ходе развития данного вопроса по конкретным направлениям за три-пять лет. Такая периодизация должна служить основой для построения диаграмм, графиков и формулирования автором работы выводов, выявления тенденций развития по излагаемым вопросам.

При освещении вопросов первой главы можно использовать сравнительный анализ развития налоговых систем зарубежных стран, в том числе и по конкретным налогам. Автор должен показать свое умение анализировать отечественный и зарубежный опыт управления и функционирования фискальных систем.

Нужно обратить внимание, что по всем излагаемы вопросам, особенно имеющим дискуссионный характер, автор должен корректно представить концепции ученых и практиков по данному вопросу и обосновать свою позицию, т.е. придерживаясь мнения какого-либо автора, привести свои аргументы в ее пользу.

Таким образом, материал первой главы в целом должен отражать проблемы и перспективы развития налоговой системы РФ. Автор работы должен показать на материалах первой главы, что он имеет целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в государственных финансах, понимает динамизм современных процессов, владеет навыками систематической работы, имеет представление об основных видах бизнеса и уровне развития отдельных отраслей и регионов, в том числе Тюменской области.

Во второй главе автор должен показать свое владение профессиональными знаниями в области налогов и налогообложения, бухгалтерского учета, анализа хозяйственной деятельности, статистики, налогового законодательства, административного, гражданского права, аудита, маркетинга и менеджмента, экономико-математического моделирования, экономической информатики и компьютерных систем. В работе должна быть показана и отражена взаимосвязь этих дисциплин в целостной системе знаний по налогам и налогообложению.

Для этого автор должен проанализировать практику взимания налога, динамику изменений налогооблагаемой базы, раскрыть содержание элементов налога на конкретном примере по фактическим данным организации или отрасли. Выводы автора по данным направлениям анализа должны служить основой для оценки метода взимания налога, реализации его функций в целях совершенствования управления экономикой.

Если тема выпускной квалификационной работы носит преимущественно теоретический характер, то автор должен показать свои знания теории налогов, принципов построения национальной налоговой системы, существующей практики построения налогового механизма и его элементов.

В любой выпускной квалификационной работе нужно показать умение исследовать такие основополагающие понятия теории налогов как налоговое бремя, налоговый потенциал на тех уровнях, на которых происходит анализ (организация, отрасль, регион, государство).

Ценность выпускной квалификационной работе придают наглядные материалы, представленные автором в виде таблиц, диаграмм, графиков, которые подтверждают выводы автора и свидетельствуют о проработанности темы. Следует помнить о необходимости четко соблюдать все требования по оформлению наглядных материалов.

Третья глава выпускной квалификационной работы должна содержать рекомендации, вытекающие из анализа всей работы и быть логически связанной с проведенным в предыдущих главах исследованием. Предложения по совершенствованию существующих позиций налогового законодательства, элементов налогового механизма должны соответствовать заявленным целям и задачам работы. Рекомендации автора должны быть подкреплены расчетами, проведенными по оригинальной, авторской методике или же на основе методик, опубликованных ранее другими авторами.

Возможны рекомендации автора, которые носят прогнозный характер, что, позволит выработать налоговым органам и хозяйствующим субъектам определенную тактику на будущее.

Данная глава, как и предыдущая должна сопровождаться иллюстративным материалом, подготовленным автором. Важно показать умение автора использовать имеющиеся компьютерные технологии и программы для сокращения трудоемкости в аналитической работе вообще и на уровне конкретного объекта исследования в частности.

В заключении следует сформулировать основные выводы и рекомендации, вытекающие из результатов проведенного исследования. Объем заключения должен составлять 5-10 % от общего объема дипломной работы. В заключении четко формулируются положения, выносимые автором на защиту в виде краткого описания тех рекомендаций и выводов, к которым пришел автор в результате исследования.

В конце выпускной квалификационной работы приводится список использованной литературы и приложения, оформляемые в соответствии с предъявляемыми требованиями.

Общие рекомендации по подготовке выпускной квалификационной работы.

1.    Не следует использовать в выпускной квалификационной работе только материалы нормативных актов, учебников по данной теме. Нужно как можно шире применять периодическую литературу, выражать и представлять свою точку зрения и позицию по конкретному вопросу.

2.    В научной работе нежелательно использование местоимения «я», «мы».

3.    Нужно указывать точную дату при ссылке на какие-то факты, т.е не надо использовать такие выражения как «в этом году», «в прошлом году».

4.    Во всех трех главах выпускной квалификационной работы должны быть приведены подготовленные автором таблицы, диаграммы, графики, схемы и другой наглядный материал, который свидетельствует о конкретной работе автора и что самое главное, свидетельствует об обоснованности выводов автора.

5.    За содержание и правильность данных выпускной квалификационной работы отвечает автор.

РУКОВОДСТВО ВЫПОЛНЕНИЕМ ВЫПУСКНОЙ

КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Разработкой выпускных квалификационных работ руководит выпускающий кафедра. В целях оказания теоретической и практической помощи дипломнику в период подготовки и написания работы ему назначается научный руководитель, как правило, из числа преподавателей выпускающей или профильной кафедр, а также может привлекать высококвалифицированных специалистов налоговых органов, государственных служб, промышленных предприятий, исследовательских организаций.

В обязанности научного руководителя входит:

1. Оказать практическую помощь студенту в выборе темы дипломной работы и разработке плана ее выполнения.

2. Составить и выдать задание на дипломную работу.

3. Наметить календарные сроки выполнения отдельных частей дипломной работы применительно к общему графику.

4. Оказать помощь в выборе методики проведения исследования.

5. Дать квалифицированную консультацию по подбору литературных источников и фактических материалов, необходимых для выполнения работы.

6. Осуществлять систематический контроль за ходом выполнения дипломной работы в соответствии с разработанным планом и информировать заведующего кафедрой о состоянии дел, оказывать помощь студенту в получении специальных консультаций.

7. После выполнения дипломной работы дать оценку качества ее выполнения и соответствия требованиям, предъявляемым к ней (отзыв руководителя).

8. Проводить предзащиту выпускной квалификационной работы с целью выявления готовности студента к его защите.

Дипломнику следует периодически (по обоюдной договоренности, примерно раз в неделю) информировать научного руководителя о ходе подготовки дипломной работы, консультироваться по вызывающим затруднения или сомнения вопросам, обязательно ставить в известность о возможных отклонениях от утвержденного графика выполнения работы.

Дипломнику следует иметь в виду, что научный руководитель не является ни соавтором, ни редактором дипломной работы и поэтому не должен поправлять все имеющиеся в работе теоретические, методологические, стилистические и другие ошибки.

На различных стадиях подготовки и выполнения дипломной работы задачи научного руководителя изменяются.

На первом этапе подготовки научный руководитель советует, как приступить к рассмотрению темы, корректирует план работы и дает рекомендации по списку литературы.

В ходе выполнения работы научный руководитель выступает как оппонент, указывает дипломнику на недостатки аргументации, композиции, стиля и т.п., советует, как их лучше устранить.

Рекомендации и замечания научного руководителя дипломник должен воспринимать творчески. Он может учитывать их или отклонять по своему усмотрению, так как ответственность за теоретически и методологически правильную разработку и освещение темы, качество содержания и оформление дипломной работы полностью лежит на нем, а не на научном руководителе.

После получения окончательного варианта дипломной работы научный руководитель, выступающий экспертом кафедры, составляет письменный отзыв, в котором всесторонне характеризует качество дипломной работы, отмечает положительные стороны, особое внимание обращает на отмеченные ранее недостатки, не устраненные дипломником, мотивирует возможность или нецелесообразность представления дипломной работы в ГАК. В отзыве руководитель отмечает также ритмичность выполнения в соответствии с графиком, добросовестность, определяет степень самостоятельности, активности и творческого подхода, проявленные студентом в период написания дипломной работы, рекомендует оценку.

Значительную роль в обеспечении планомерной и ритмичной работы дипломников играет систематический контроль за ходом проектирования, осуществляемый кафедрой, прежде всего через информацию руководителей. К моменту начала дипломного проектирования на выпускающей кафедре вывешивается расписание консультаций, как штатных членов кафедры, так и совместителей, осуществляющих руководство работой студентов. Посещение студентами консультаций в соответствии с установленным графиком обязательно.

Кроме того, специальным проверкам подвергаются те дипломники, работа которых вызывает опасения относительно качества и соблюдения намеченных сроков. Эти проверки осуществляются ведущими, наиболее опытными преподавателями, заведующим кафедрой или его заместителем. Сущность проверки состоит в том, что дипломник в присутствии научного руководителя показывает имеющиеся у него материалы и характеризует состояние дела, а проверяющий оценивает работу и сообщает результаты проверки заведующему кафедрой. В каждом случае принимается конкретное решение, направленное на устранение обнаруженных недостатков и предупреждения срыва сроков окончания работы над дипломной работой.

ОФОРМЛЕНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Выпускная квалификационная работа должна отвечать определенным требованиям не только по содержанию, но и по оформлению.

Она должна быть грамотно написана, аккуратно оформлена и сброшюрована. Работа должна иметь титульный лист. Образец титульного листа приводится в Приложении 3.

На титульном листе должны быть подписи заведующего кафедрой, научного руководителя, автора работы и рецензента.

Выпускная квалификационная работа должна иметь содержание с указанием глав, параграфов и страниц.

Текст выпускной квалификационной работы пишется на одной стороне стандартного листа белой писчей бумаги на компьютере.

Объем выпускной квалификационной работы должен быть в пределах 70 - 80 страниц машинописного текста при выполнении ее на компьютере.

При написании текста поля должны оставаться по всем четырем сторонам листа. Размер левого поля-30 мм, правого - не менее 10 мм, верхнего и нижнего - не менее 20 мм, шрифт – Times New Roman,14, интервал - 1,5.

Текст глав выпускной квалификационной работы должен разделяться на параграфы.

Главы должны быть пронумерованы арабскими цифрами. После номера главы ставится точка. «ВВЕДЕНИЕ» и «ЗАКЛЮЧЕНИЕ» - не нумеруются как главы.

Параграфы следует нумеровать арабскими цифрами. Номер параграфа состоит из номера главы и номера параграфа, разделенных точкой. В конце номера параграфа также ставится точка, например, «2.1.» (первый пара­граф второй главы).

Номер соответствующей главы или параграфа ставится на странице в начале заголовка.

Заголовки глав, а также слова «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СОДЕРЖАНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ» располагаются посредине строки без точки в конце и пишутся прописными буквами.

Названия параграфов пишутся строчными буквами (кроме первой прописной буквы).

Подчеркивать заголовки и переносить слова в заголовках не следует. Расстояние между заголовками и последующим текстом должно быть равно трем межстрочным интервалам , расстояние между заголовком и последней строчкой предыдущего текста (для тех случаев, когда конец одного и начало другого параграфа размещаются на одной странице) - че­тырем межстрочным интервалам .

Каждая глава начинается с нового листа (страницы), а параграфы продолжаются на этой же странице.

Нумерация страниц текста должна быть сквозной, первой страницей является титульный лист, второй - содержание. На последующих страницах номер проставляется арабскими цифрами в правом верхнем углу без точки. На страницах 1 и 2 (титульный лист и содержание) номер страницы не указывается.

Если работа содержит рисунки и таблицы, которые расположены на отдельных страницах, их необходимо включить в общую нумерацию. Список литературы и приложения также включаются в общую нумерацию,

Все иллюстрации (фотографии, схемы, диаграммы) обозначаются словом «Рисунок». Рисунки нумеруются последовательно в пределах всей работы арабскими цифрами. Рисунки должны размещаться сразу после ссылки на них в тексте работы.

Рисунки следует помещать в работе так, чтобы их можно было рассматривать без поворота работы или с поворотом работы по часовой стрелке. Не рекомендуется помещать в работу рисунки, размер которых превышает стандартный формат листа. Каждый рисунок должен иметь подстрочный текст и поясняющие данные. Название дается под рисунком одной строкой с номером, например:

Рисунок 2. Динамика собираемости налогов в РФ в 2000-2005 гг.

Цифровой материал, помещенный в работе, рекомендуется оформлять в виде таблиц. Таблицы нумеруются арабскими цифрами.

Каждая таблица должна иметь заголовок. Заголовок помещается под словом «Таблица» в правой стороне страницы. Если она продолжается на следующей странице, заголовок таблицы не повторяют, а печатается «Продолжение таблицы» с указанием ее номера и повторяют нумерацию граф «шапки» таблицы.

Пояснение символов, числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той последовательности, в какой они даны в формуле. Значение каждого символа и коэффициента следует давать с новой строки. Первую строку пояснения начинают со слова «где» без двоеточия. Формулы, на которые имеются ссылки в тексте, должны нумероваться в пределах всей работы арабскими цифрами. Номер формулы следует заключать в круглые скобки и помещать на правом поле, на уровне нижней строки формулы, к которой он относится.

Внизу страницы, последовательно, арабскими цифрами, в соответствии с количеством ссылок на одной странице, печатается название источника, использованного при выполнении исследования и указываются страницы, на которых помещается использованный материал. Ссылки на используемые источники и литературу приводятся после упоминания о них в тексте, в конце цитаты в круглых скобках.

В конце работы (перед приложениями) приводится список литературы.

Литературные источники располагаются в следующем порядке: официальные издания (кодексы, законы РФ, указы Президента РФ, постанов­ления Правительства РФ, письма, инструкции, распоряжения министерств и ведомств), литературные источники (монографии, книги, научные разработки по теме, учебные издания, статьи из периодических изданий, спра­вочные издания) и Интернет источники.

Официальные издания - законодательные, нормативные и другие материалы располагают в хронологическом порядке, литературные источни­ки - в алфавитном порядке по фамилии авторов и годам издания.

Сведения о книгах (монографии, учебники, брошюры, обзорная информация и т.п.) включают фамилии и инициалы авторов, заглавие книги, место издания, издательство, год издания. Указывается также количество страниц в книге, если ссылка на нее приводится полностью, или отмечаются страницы (с.71-127), и если ссылка относится только к отдельной части (разделу, главе) литературного источника.

Книги одного или двух авторов приводятся с указанием их фамилий. Книги, написанные тремя авторами, указываются под фамилией одного автора, указанного в издании первым с добавлением слов «и др.». Допускается указывать книги трех авторов под фамилиями всех авторов. Книги четырех и более авторов указываются под заглавием. При этом указывается название книги, после разделительной черты приводятся фамилии и инициалы первых трех авторов, место издания, издательство, объем в страницах. Например:

1. Российская Федерация. Закон «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» от29.12.2000г. № 166-ФЗ // Российская газета. - З1.12.2000. - №248-А.

2.       Брызгалин А.В. Организационные принципы Российской налоговой системы. – М.: Финансы, 1998.- С.33-35.

3.       Вопросы исчисления и уплаты федеральных налогов с юридических лиц: Учебное пособие / Л.П. Павлова и др.; Под ред. Л.П. Павловой. - М.: ФА, 2000. -185 с.

Сведения о статье из периодической печати (журнала, сборника, газеты и т.п.) включают фамилию и инициалы автора, название статьи (без кавычек), наименование издания (без кавычек), наименование серии (в кавычках), год выпуска, номер издания, страницы, на которых помещена статья. Например:

              4. Павлова Л.П. Проблемы совершенствования налогообложения в РФ/ Павлова Л.П. //Налоговый вестник.- 2004. -№ 1. -С.90-95.

При использовании в качестве источника информации сети Internet после фамилии и инициалов авторов и наименования издания указывается полный путь для его поиска в сети.

В конце выпускной квалификационной работы приводятся приложения в виде форм первичных и сводных документов, расчетов, таблиц и т.д. На каждом из них в правом верхнем углу пишется слово «Приложение» и проставляется порядковый номер без написания «№». Например: Приложение 1, Приложение 2 и т.д. Нумеруются приложения в той последовательности, в которой их данные используются в выпускной квалификационной работе.

Прилагаемые и используемые в выпускной квалификационной работе документы и другие материалы должны быть правильно оформлены и достоверны. Вместо подписей на документах указываются фамилии должностных лиц. Распечатки с компьютера помещаются в качестве приложений и складываются по формату листов работы. При ссылке в тексте на приложения, приведенные в конце работы, указывается их номер.

ВНЕШНЕЕ РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ ВЫПУСКНОЙ

КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Для получения дополнительной объективной оценки труда дипломника проводится внешнее рецензирование выпускной квалификационной работы. В качестве рецензентов могут привлекаться высококвалифицированные специалисты, работающие в налоговых и правоохранительных органах, в государственных учреждениях, коммерческих и научно-исследовательских организациях, чья профессиональная деятельность связана с тематикой дипломной работы. В качестве рецензента допускается выступать сотруднику налогового или правоохранительного органа, занимающему должность не ниже начальника отдела, а также заместителю начальника отдела, профиль которого соответствует тематике выпускной квалификационной работы. Предпочтительнее в качестве рецензента привлекать должностное лицо организации, в которой студент проходит преддипломную практику. Если это не представится возможным, то можно воспользоваться утвержденным кафедрой списком рецензентов.

После определения рецензента с ним еще на стадии написания работы необходимо установить контакт и поставить его в известность о теме работы, о сроке представления работы на рецензирование и т.п.

Для рецензирования студент представляет полностью готовую выпускную квалификационную работу со всеми необходимыми подписями. Студент обязан дать объяснение по всем возникшим у рецензента вопросам. Рецензия должна быть соответствующим образом оформлена и сдана вместе с дипломной работой на кафедру в установленные сроки.

В рецензии должны быть отражены:

1)    фамилия, имя, отчество дипломника;

2)    название темы выпускной квалификационной работы;

3)    актуальность темы, полнота ее раскрытия;

4)    глубина и качество проработки основных вопросов, широта обобщения литературы по теме;

5)    степень законченности исследования, рекомендации по внедрению, публикации;

6)    недостатки в работе, допущенные неточности, спорные моменты;

7)    стиль изложения, уровень оформления;

8)    заключение о возможности присвоения автору работы соответствующей квалификации;

9)    оценка работы (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно);

10) должность, фамилия, имя, отчество рецензента, его подпись, заверенная печатью организации.

ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ ВЫПУСКНЫХ

КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ

В число мероприятий, связанных с защитой выпускных квалификационных работ, входит: формирование государственной аттестационной комиссий, разработка графиков защиты, организация рецензирования и защиты дипломных работ.

Государственная аттестационная комиссия утверждается приказом ректора (проректора) по представлению выпускающей кафедры. Возглавляет ее председатель, подбираемый кафедрой из числа руководящих работников Государственной налоговой службы. В состав ГАК входят 5 членов и ответственный секретарь. Членами ГАК назначаются наиболее квалифицированные преподаватели выпускающей кафедры, а также руководящие работники.

Ответственный секретарь ГАК ведет протоколы защиты, контролирует поступление и наличие всех необходимых документов и материалов для защиты, заполняет соответствующие разделы в учебных карточках, зачетных книжках, организует выписку дипломов, совместно с председателем составляет отчет о работе ГАК.

Защита работ проводится в соответствии с графиком учебного процесса. Студенты допускаются к защите специальным приказом ректора по представлению кафедры на основе результатов контроля за ходом подготовки выпускных работ. Разрешение на защиту работы в установленный по графику срок дается только после представления на кафедру следующих материалов: пояснительной записки (переплетенной типографским способом) с подписями дипломника, руководителя, консультантов, рецензента, заведующего кафедрой; демонстрационной графики, подписанной дипломником и руководителем; рецензии. Материалы должны быть представлены не позднее недельного срока до начала защиты.

Защита выпускной квалификационной работы проводится на открытом заседании ГАК в следующем порядке:

1. Председатель ГАК объявляет фамилию, имя, тему выпускной квалификационной работы очередного дипломника.

2. Предоставляется слово дипломнику в течение 10 минут для доклада, в котором студент должен коротко изложить сущность выполненного исследования, основные выводы и предложения, показав при этом полноту и качество решения поставленных задач. Для наглядности и лучшей доказательности выводов в процессе доклада рекомендуется использовать демонстрационную графику.

3. Члены ГЭК и присутствующие задают вопросы защищающемуся вопросы, непосредственно относящиеся к теме данной работы, а также из области, соответствующей профилю получаемой специальности. Студенту дается слово для ответа на вопросы.

4. Секретарь ГАК зачитывает рецензию на дипломную работу.

После окончания публичной защиты всех защищавшихся на данном заседании производится закрытое совещание ГАК, на котором обсуждаются результаты защиты, и выносится общая оценка работы дипломника и защиты выпускной квалификационной работы. В тот же день после оформления протокола заседания ГАК студентам объявляют результаты защиты.

В протоколах заседания ГАК отражаются решения комиссии, записываются вопросы, заданные дипломнику, особые мнения членов ГАК или присутствующих преподавателей и представителей предприятий, оценка выполнения дипломной работы. В книге протоколов производится запись о присуждении квалификации, о практической ценности работы, о целесообразности внедрения предложений. ГАК также определяет степень диплома (с отличием, без отличия), что фиксируется в протоколе. Кроме того, ГАК дает рекомендации защитившимся для поступления в аспирантуру, для участия выпускных работ в конкурсах различных рангов и т.п.

После защиты выпускная квалификационная работа и соответствующие материалы сдаются на выпускающую кафедру и в дальнейшем хранятся в архиве вуза.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ РАБОТЫ

К ПУБЛИЧНОЙ ЗАЩИТЕ

Устное представление работы всегда является, своего рода, стрессовой ситуацией. Поэтому важно, чтобы автор, с самого начала работы над текстом до момента собственной защиты, посетил несколько процедур защиты выпускных работ, в частности, на предыдущих курсах, на предыдущих потоках, на других факультетах, в других институтах и т.п. Это в идеале позволит избежать стресса на своей защите, сделает обстановку защиты привычной.

            Выступление необходимо готовить таким образом, чтобы в свободной обстановке текст выступления занимал примерно 80 процентов времени, которое автор работы предполагает отвести на ее представление Государственной аттестационной комиссии. Здесь следует учесть, что неспособность автора уложиться в установленное для выступления время, как правило, отрицательным образом влияет на впечатление от работы. Выступление, если время представления равно десяти минутам, целесообразно строить следующим образом. Оптимально, чтобы выступление состояло из трех логических частей (элементов). Это, во-первых, вступительная часть (1-1,5 мин); во-вторых, выводы, полученные автором при написании работы  (4-5 мин); в-третьих, предложения по совершенствованию сферы налогообложения (4-5 мин). При установлении иного регламента для представления работы, длительность составных элементов выступления будет пропорционально изменяться. Безусловно, в зависимости от специфики темы временное соотношение составных частей выступления может изменяться.

            Во вступительной части целесообразно показать актуальность темы, отразить иные моменты, которые, по мнению автора, являются обосновывающими для выбора темы мотивами. В «выводах» необходимо отразить проблемы современного состояния рассматриваемой автором сферы, которые требуют разрешения. В «предложениях» автору целесообразно представить свое видение основных направлений разрешения проблем, в частности, предложения по изменению законодательства, практики налогообложения, организации работы налоговых (правоохранительных) органов, сферы взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков и т.п. Смысловое наполнение всех элементов выступления, безусловно, зависит от темы работы и согласовывается с научным руководителем.

            Особое внимание следует обратить на построение текста выступления. Текст должен предназначаться для устной речи, т.е не быть перегруженным сложносочиненными и сложноподчиненными конструкциями, неоправданно большим количеством придаточных предложений. При необходимости целесообразно воспользоваться услугами специалистов-редакторов.  При защите текст желательно рассказывать, лишь изредка обращаясь к написанному. Для этого перед защитой текст целесообразно несколько раз прочитать, довести его произнесение чуть ли не до автоматизма. При обращении к написанному удобно, если текст изложен крупным шрифтом.

Важным фактором представления работы является интонация, которую автор использует при произнесении текста. Здесь главным должна быть уверенность, с которой автор представляет работу. Целесообразно использовать т.н. устные смысловые акценты, как то «необходимо обратить особое внимание…», «одним из важнейших…» и т.п., оттеняя их повышением голоса и соответствующей интонацией и другие элементы.

Нередко успешной защите способствует демонстрация раздаточного материала, презентаций, плакатов и т.п. Учтите, что к использованию данных элементов сопровождения устного выступления необходимо подходить избирательно. Нередко т.н. «картиночное отягощение» речи на защите снижает уровень положительного впечатления, производимого выступлением на комиссию. Если студент, всё-таки, намерен прибегнуть к названным элементам сопровождения устного выступления, целесообразно воспользоваться помощью ассистента. Положительным фактором может оказаться использование обычной доски и мела, если докладчик, конечно, умеет удачно дополнять выступление таким способом сопровождения речи.

Ответы на замечания рецензента, вопросы членов комиссии и присутствующих

Отвечать на замечания рецензента нужно свободно, ответ не следует зачитывать. Отвечая, целесообразно подчеркнуть сильные и слабые стороны позиции рецензента, обосновать их. После этого желательно привести веские  аргументы несогласия с рецензентом. Если автор согласен с замечанием, то причины согласия также следует обосновать. В пользу автора сыграет, если у комиссии по уровню ответа на замечания рецензента сформируется убеждение в том, что Вы свободно владеете материалом. Если студент продемонстрирует умение свободно говорить по теме в ракурсе замечания рецензента, то, скорее всего, вопросы будут заданы именно в плане уточнения замечания рецензента и позиции защищающегося.

При ответе на вопросы, необходимо иметь в виду следующее. Во-первых, четко уяснить суть заданного вопроса, иначе есть риск на него не ответить. Во-вторых, для того, чтобы быть готовым ответить на вопросы, необходимо хорошо знать, есть в работе ответ на данный вопрос или нет.

Если ответ на вопрос в работе содержится, то целесообразно, отвечая на вопрос, указать на это, после чего дать ответ на вопрос. Если вопрос выходит за рамки темы, то об этом, необходимо прямо сказать, после чего попытаться ответить на вопрос, исходя из собственного видения затронутой в вопросе проблемы.

                                                                                                     

                                                                                                            ПРИЛОЖЕНИЕ 3

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «Налоги и налогообложение»

КАФЕДРА НАЛОГОВ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Допущено к защите ГАК

Зав. кафедрой налогов и налогообложения

д-р юрид. наук, проф.

________________ В.Д.Плесовских

______________________2006 года

          ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

НАЛОГ НА НЕДВИЖИМОСТЬ: ЕГО СОДЕРЖАНИЕ И ПРОБЛЕМА ПРИМЕНЕНИЯ.

 

Выполнил

студент 3 курса

дневного отделения                      (Подпись)                   О.А.Чаплыгина

 

Научный руководитель                                                                         

Д.ю.н., профессор                         (Подпись)                     А.П.Невская

 

Рецензент

                                                       (Подпись)                                

 
Тюмень 2006

                                                                                                            ПРИЛОЖЕНИЕ 11

Образец оформления рецензии на выпускную квалификационную работу

ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

РЕЦЕНЗИЯ

на выпускную квалификационную работу

«Логика изложения нормативно-правовых документов»,

выполненную студентом 5 курса Тюменского государственного

университета Института государства и права,

специальность «Юриспруденция» Лосевым Александром Валерьевичем

В рецензии должны быть отражены следующие вопросы:

1. Актуальность темы выпускной квалификационной работы.

2.       Убедительность аргументации в определении целей и задач исследования.

3.              Степень и полнота соответствия собранных материалов цели и задачам исследования.

4.       Качество обработки материала.

5.              Соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям.

6.       Обоснованность сделанных выводов и предложений.

7.       Теоретическая и практическая значимость выполненного исследования.

8.              Конкретные замечания по содержанию, выводам, рекомендациям, оформлению работы с указанием разделов и страниц.

9.   Рекомендации по оценке дипломной работы.

Рецензент

Председатель государственно-правового

комитета областной Думы,

канд. юрид. наук                                           подпись                             В.А. Серков

Примечание:

Рецензия заверяется печатью учреждения, в котором работает рецензент.

                                                                                                                        ПРИЛОЖЕНИЕ 12

ПАМЯТКА ПО РЕЦЕНЗИРОВАНИЮ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ

РАБОТ

В начале следует дать краткую общую оценку того, насколько убедитель­но дипломником обоснована актуальность темы исследования, достаточно ли четко сформулирована его цель, правильно ли решены задачи, вытекающие из темы выпускной квалификационной работы, носит ли она творческий само­стоятельный характер, который должен проявляться в элементах новизны и прикладной ценности сделанных по материалам дипломного исследования вы­водов, предложений и рекомендаций.

Затем необходимо отметить положительные стороны работы по отдель­ным ее главам и пунктам. Далее нужно указать недостатки и упущения в мето­дике исследования по теме, в изложении материалов и техническом оформле­нии работы.

В заключительной части рецензии излагается краткая оценка научной достоверности выводов, предложений и рекомендаций, содержащихся в выпу­скной квалификационной работе. Желательно также, чтобы рецензент указал на возможность использования содержащихся в работе аналитических материалов и выводов в практической деятельности.

Заканчивая рецензию, следует указать, какой оценки заслуживает выпускная квалификационная работа.