Содержание
Введение. 3
Основные принципы охраны окружающей природной среды.. 4
Экономический механизм охраны окружающей среды.. 5
Нормирование качества окружающей среды.. 8
Экологическая экспертиза и экологические требования. 9
Заключение. 12
Список литературы.. 13
Введение
Задачами природоохранного законодательства являются регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы в целях сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращения экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оздоровления и улучшения качества окружающей природной среды, укрепления законности и правопорядка в интересах настоящего и будущих поколений людей. Правовые основы охраны окружающей среды установлены законом Российской Федерации «Об охране окружающей среды» (в редакции 1992, 1993 гг.).
Основные принципы охраны окружающей природной среды характеризуются:
* приоритетом охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения;
* научно обоснованным сочетанием экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду;
* рациональным использованием природных ресурсов с учетом законов природы, возможностей окружающей природной среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека;
* соблюдением требований природоохранного законодательства, неотвратимостью наступления ответственности за их нарушения;
* гласностью в работе и тесной связью с общественными организациями и населением в решении природоохранных задач;
международным сотрудничеством в охране окружающей природной среды.
Основные принципы охраны окружающей природной среды
Объекты охраны окружающей среды. Охране от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения подлежат:
* естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы;
* земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты;
* государственные природные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания.
К ведению субъектов РФ и органов местного самоуправления в области охраны окружающей природной среды относятся:
* определение основных направлений охраны окружающей природной среды и утверждение территориальных экологических программ;
* учет и оценка природной среды, состояния природных ресурсов, учет экологически вредных объектов, ведение кадастровой документации;
* учет и оценка объемов образующихся отходов производства и отработанных продуктов на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных на территории региона;
* планирование охраны окружающей природной среды, финансирование и материально-техническое обеспечение природоохранных программ;
* координация природоохранной деятельности органов государственного управления, предприятий, учреждений, организаций;
* координация деятельности экологических служб предприятий, учреждений, проведение экологической экспертизы проектов;
* государственный экологический контроль, принятие решений об ограничении, приостановлении, прекращении деятельности объектов, не отвечающих требованиям природоохранного законодательства;
* запрещение строительства экологически вредных объектов;
* дача разрешений на право использования природной среды и ее ресурсов, на выброс и сброс вредных веществ, размещение, переработку, складирование и захоронение отходов;
* организация сброса и рекуперация производственных и бытовых отходов;
* организация особо охраняемых природных территорий;
* организация экологического воспитания, образования и просвещения;
* обеспечение населения необходимой экологической информацией.
Экономический механизм охраны окружающей среды
В состав экономического механизма входят:
* правила заключения договоров, выдача лицензий и установление лимитов на комплексное природопользование;
* платность природопользования;
* экономическое стимулирование охраны окружающей среды.
Договор, лицензия и лимиты на природопользование определяются законом следующим образом:
«Договор на комплексное природопользование заключается между природопользователем и исполнительным органом власти края, области, автономной области, автономного округа, района, города на основе заключения экологической экспертизы на предполагаемую хозяйственную или иную деятельность и лицензии (разрешения) на комплексное природопользование»[1].
Договор на комплексное природопользование предусматривает условия и порядок использования природных ресурсов, права и обязанности природопользователя, размеры платежей за пользование природными ресурсами, ответственность сторон и возмещение вреда, порядок разрешения споров.
Лицензия (разрешение) на комплексное природопользование выдается природопользователю специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды с указанием:
* вида, объема и лимита хозяйственной деятельности по использованию природных ресурсов;
* экологических требований, при которых допускается использование природных ресурсов, последствий несоблюдения этих требований.
Лимиты на природопользование являются системой экологических ограничений по территориям и представляют собой установленные предприятиям природопользователям на определенный срок объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения отходов производства.
Законом предусматривается платность природопользования, включая плату за природные ресурсы, загрязнение окружающей природной среды и другие виды воздействия.
Плата за природные ресурсы (землю, недра, воду, леса и иную растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) взимается:
* за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;
* за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;
* на воспроизводство и охрану природных ресурсов. Плата за загрязнение окружающей природной среды и другие виды воздействия взимается за:
* выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения в пределах установленных лимитов;
* выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения сверх установленных лимитов.
Плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов перечисляется предприятиями, учреждениями, организациями в бесспорном порядке: 90% — на специальные счета внебюджетных государственных экологических фондов, 10% — в доход республиканского бюджета Российской Федерации для финансирования деятельности территориальных органов государственного управления в области охраны окружающей природной среды.
Экономическое стимулирование охраны окружающей природной среды осуществляется путем:
* установления налоговых и иных льгот, предоставляемых государственным и другим предприятиям, учреждениям и организациям, в том числе природоохранным, при внедрении малоотходных и безотходных технологий и производств, использовании вторичных ресурсов, осуществлении другой деятельности, обеспечивающей природоохранный эффект;
* освобождения от налогообложения экологических фондов;
* передачи части средств экологических фондов на договорных условиях под процентные займы предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам для реализации мер по гарантированному снижению выбросов и сбросов загрязняющих веществ;
* установления повышенных норм амортизации основных производственных природоохранных фондов',
* применения поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию;
* введения специального налогообложения на экологически вредную продукцию, а также продукцию, выпускаемую с применением экологически опасных технологий;
* применения льготного кредитования предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, эффективно осуществляющих охрану окружающей природной среды.
Нормирование качества окружающей среды
«Качество окружающей природной среды нормируется в целях установления предельно допустимых норм воздействия на окружающую природную среду, гарантирующих экологическую безопасность населения и сохранение генетического фонда, обеспечивающих рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов в условиях устойчивого развития хозяйственной деятельности»[2].
Устанавливаются следующие нормативы предельно допустимых вредных воздействий:
* предельно допустимые концентрации вредных веществ;
* предельно допустимые выбросы и сбросы вредных веществ;
* предельно допустимые уровни шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий;
* предельно допустимый уровень радиационного воздействия;
* предельно допустимые нормы применения агрохи-микатов;
* предельно допустимые остаточные количества химических веществ в продуктах питания.
Экологические требования к продукции. В стандартах на новую технику, технологии, материалы, вещества и другую продукцию, способную оказать вредное воздействие на окружающую природную среду, устанавливаются экологические требования для предупреждения вреда окружающей природной среде, здоровью и генетическому фонду человека.
Экологические требования к продукции производства и потребления должны обеспечивать соблюдение нормативов предельно допустимых воздействий на окружающую природную среду в процессе производства, хранения, транспортировки и использования продукции.
Предельно допустимые нормы нагрузки на окружающую природную среду. При формировании территориально-производственных комплексов, развития промышленности, сельского хозяйства, строительстве и реконструкции городов, других населенных пунктов устанавливаются предельно допустимые нормы нагрузки на окружающую природную среду с учетом потенциальных ее возможностей, необходимости рационального использования территориальных и природных ресурсов в целях обеспечения наиболее благоприятных условий жизни населению, недопущения разрушения естественных экологических систем и необратимых изменений в окружающей природной среде.
Экологическая экспертиза и экологические требования
Государственная экологическая экспертиза проводится в целях проверки соответствия хозяйственной и иной деятельности экологической безопасности общества. Она осуществляется на принципах обязательности ее проведения, научной обоснованности и законности ее выводов, независимости, вневедомственности в организации и проведении, широкой гласности и участия общественности и является обязательной мерой охраны окружающей природной среды, предшествующей принятию хозяйственного решения, осуществление которого может оказывать вредное воздействие на окружающую природную среду.
«Государственной экологической экспертизе подлежат все предплановые, предпроектные и проектные материалы по объектам и мероприятиям, намечаемым к реализации на территории Российской Федерации, независимо от их сметной стоимости и принадлежности, а также экологические обоснования лицензий и сертификатов»[3].
При размещении, технико-экономическом обосновании проекта, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, в энергетике, водном, коммунально-бытовом хозяйстве, при прокладке линий электропередачи, связи, трубопроводов, каналов, иных объектов, оказывающих прямое либо косвенное влияние на состояние окружающей природной среды, должны выполняться требования экологической безопасности и охраны здоровья населения, предусматриваться мероприятия по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды.
Нарушение указанных требований влечет за собой приостановление до устранения недостатков либо полное прекращение деятельности по размещению, проектированию, строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию экологически вредных объектов в соответствии с предписанием специально на то уполномоченных государственных органов.
Предприятия, учреждения, организации, граждане обеспечивают соблюдение установленных нормативов качества окружающей природной среды на основе соблюдения утвержденных технологий, внедрения экологически безопасных технологий и производств, надежной и эффективной работы очистных сооружений, установок и средств контроля, обезвреживания и утилизации отходов, проводят мероприятия по охране земель, недр, вод, лесов и иной растительности, животного мира, воспроизводству природных ресурсов.
«Выброс и сброс вредных веществ, захоронение отходов допускаются на основе разрешения, выдаваемого специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды»[4]. В разрешении устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ и другие условия, обеспечивающие охрану окружающей природной среды и здоровье человека.
«Для перехода на нормативы предельно допустимых выбросов, сбросов вредных веществ могут устанавливаться временно согласованные нормативы, (лимиты) выбросов, сбросов вредных веществ с одновременным утверждением плана снижения объемов выбросов, сбросов до предусмотренных предельных величин»[5].
Нарушение установленных нормативов влечет за собой ограничения или прекращение выбросов и сбросов, захоронения вредных веществ и иной деятельности, причиняющей вред окружающей природной среде и здоровью населения, вплоть до приостановления, прекращения деятельности предприятий, учреждений, организаций или их филиалов, отделов, цехов, установок по предписанию специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора, а также профессиональных союзов Российской Федерации с одновременным прекращением финансирования указанной деятельности учреждениями банка.
Заключение
В настоящее время Россия является участницей 78 многосторонних соглашений и основных протоколов к ним в области охраны окружающей среды и регулирования природопользования. Двусторонние соглашения по вопросам природоохраны и природопользования заключены Россией со всеми соседними странами, а также со многими другими странами Европы, Азии, Америки.
Активное участие России в международном природоохранном сотрудничестве является составным элементом ее новой политики в охране окружающей среды. Новое заключается в децентрализации экологической политики, в предоставлении более широких прав и полномочий относительно участия в международных связях властям субъектов федерации и местного самоуправления. Например, в межгосударственной программе « Зеленые легкие Европы» (сохранение уцелевших лесных массивов в Центральной и Восточной Европе) активно участвуют власти Калининградской, Псковской, Тверской, Новгородской и Ленинградской областей и власти Республики Карелии. В сотрудничестве с Финляндией активно участвуют население и власти приграничных районов Мурманской, Ленинградской областей и Республики Карелии.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. М.: Юрид. Лит., 1993. 64 с.
2. Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды"//Рос. газ. 1991. 22 дек. С.4-7.
3. Адиханов Ф.М. Экологическое право России. Курс лекций. Барнаул, 1988. С.347.
4. Боголюбов С.А. Комментарий к Закону РФ «Об охране окружающей природной среды» Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. М.: ИНФРА-М.: НОРМА, 1997. 367 с.
5. Боголюбов С.А. Природоохранительная деятельность общественности: правовые формы. М.: Общество «Знание» 1988. 48 с.
6. Боголюбов С.А. Экологическое право. Учебник для вузов; Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. М.: ИНФРА-М.: НОРМА, 1998. 448 с.
7. Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды). Учебник. М.: Юрист, 1998. С. 688.
8. Экологическое право России. Учебник под редакцией В. Д. Ермакова и А. Я. Сухарева. - М, 1997
9. Ерофеев. Экологическое право. Учебник для ВУЗов. М. 1998
10. Новиков «О механизме регулирования окружающей среды от загрязнения» Москва, 1991г.
[1] Хозяйственное право Под. Ред. В.С. Мартемьянова - М.:Бек, 1994. Стр. 174.
[2] Хозяйственное право Под. Ред. В.С. Мартемьянова - М.:Бек, 1994 Стр. 179.
[3] Гражданское право. Учебник. /Под ред. Сергеева А. П., Толстого Ю. К. – М.: Проспект, 1999. Стр. 276.
[4] Хозяйственное право Под. Ред. В.С. Мартемьянова - М.:Бек, 1994 Стр. 139.
[5] Гражданское право. Учебник. /Под ред. Сергеева А. П., Толстого Ю. К. – М.: Проспект, 1999. Стр. 287.