Содержание

Введение. 3

Основные принципы охраны окружающей природной среды.. 4

Экономический механизм охраны окружающей среды.. 5

Нормирование качества окружающей среды.. 8

Экологическая экспертиза и экологические требования. 9

Заключение. 12

Список литературы.. 13

Введение

Задачами природоохранного законодательства являются регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы в целях сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращения экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оздоровления и улучшения качества окружающей природной среды, укрепления законности и правопорядка в интересах настоящего и будущих поколений людей. Правовые основы охраны окружающей среды установлены законом Российской Федерации «Об охране окружающей среды» (в редакции 1992, 1993 гг.).

Основные принципы охраны окружающей природной среды характеризуются:

*              приоритетом охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения;

*              научно обоснованным сочетанием экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду;

*              рациональным использованием природных ресурсов с учетом законов природы, возможностей окружающей природной среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека;

*              соблюдением требований природоохранного законодательства, неотвратимостью наступления ответственности за их нарушения;

*              гласностью в работе и тесной связью с общественными организациями и населением в решении природоохранных задач;

международным сотрудничеством в охране окружающей природной среды.

Основные принципы охраны окружающей природной среды

Объекты охраны окружающей среды. Охране от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения подлежат:

*              естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы;

*              земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты;

*              государственные природные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания.

К ведению субъектов РФ и органов местного самоуправления в области охраны окружающей природной среды относятся:

*              определение основных направлений охраны окружающей природной среды и утверждение территориальных экологических программ;

*              учет и оценка природной среды, состояния природных ресурсов, учет экологически вредных объектов, ведение кадастровой документации;

*              учет и оценка объемов образующихся отходов производства и отработанных продуктов на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных на территории региона;

*              планирование охраны окружающей природной среды, финансирование и материально-техническое обеспечение природоохранных программ;

*              координация природоохранной деятельности органов государственного управления, предприятий, учреждений, организаций;

*              координация деятельности экологических служб предприятий, учреждений, проведение экологической экспертизы проектов;

*              государственный экологический контроль, принятие решений об ограничении, приостановлении, прекращении деятельности объектов, не отвечающих требованиям природоохранного законодательства;

*              запрещение строительства экологически вредных объектов;

*              дача разрешений на право использования природной среды и ее ресурсов, на выброс и сброс вредных веществ, размещение, переработку, складирование и захоронение отходов;

*              организация сброса и рекуперация производственных и бытовых отходов;

*              организация особо охраняемых природных территорий;

*              организация экологического воспитания, образования и просвещения;

*              обеспечение населения необходимой экологической информацией.

Экономический механизм охраны окружающей среды

В состав экономического механизма входят:

*              правила заключения договоров, выдача лицензий и установление лимитов на комплексное природопользование;

*            платность природопользования;

*              экономическое стимулирование охраны окружающей среды.

Договор, лицензия и лимиты на природопользование определяются законом следующим образом:

«Договор на комплексное природопользование заключается между природопользователем и исполнительным органом власти края, области, автономной области, автономного округа, района, города на основе заключения экологической экспертизы на предполагаемую хозяйственную или иную деятельность и лицензии (разрешения) на комплексное природопользование»[1].

Договор на комплексное природопользование предусматривает условия и порядок использования природных ресурсов, права и обязанности природопользователя, размеры платежей за пользование природными ресурсами, ответственность сторон и возмещение вреда, порядок разрешения споров.

Лицензия (разрешение) на комплексное природопользование выдается природопользователю специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды с указанием:

*              вида, объема и лимита хозяйственной деятельности по использованию природных ресурсов;

*              экологических требований, при которых допускается использование природных ресурсов, последствий несоблюдения этих требований.

Лимиты на природопользование являются системой экологических ограничений по территориям и представляют собой установленные предприятиям природопользователям на определенный срок объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения отходов производства.

Законом предусматривается платность природопользования, включая плату за природные ресурсы, загрязнение окружающей природной среды и другие виды воздействия.

Плата за природные ресурсы (землю, недра, воду, леса и иную растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) взимается:

*              за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;

*              за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;

*              на воспроизводство и охрану природных ресурсов. Плата за загрязнение окружающей природной среды и другие виды воздействия взимается за:

*              выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения в пределах установленных лимитов;

*              выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения сверх установленных лимитов.

Плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов перечисляется предприятиями, учреждениями, организациями в бесспорном порядке: 90% — на специальные счета внебюджетных государственных экологических фондов, 10% — в доход республиканского бюджета Российской Федерации для финансирования деятельности территориальных органов государственного управления в области охраны окружающей природной среды.

Экономическое стимулирование охраны окружающей природной среды осуществляется путем:

*              установления налоговых и иных льгот, предоставляемых государственным и другим предприятиям, учреждениям и организациям, в том числе природоохранным, при внедрении малоотходных и безотходных технологий и производств, использовании вторичных ресурсов, осуществлении другой деятельности, обеспечивающей природоохранный эффект;

*              освобождения от налогообложения экологических фондов;

*              передачи части средств экологических фондов на договорных условиях под процентные займы предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам для реализации мер по гарантированному снижению выбросов и сбросов загрязняющих веществ;

*              установления повышенных норм амортизации основных производственных природоохранных фондов',

*              применения поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию;

*              введения специального налогообложения на экологически вредную продукцию, а также продукцию, выпускаемую с применением экологически опасных технологий;

*              применения льготного кредитования предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, эффективно осуществляющих охрану окружающей природной среды.

Нормирование качества окружающей среды

«Качество окружающей природной среды нормируется в целях установления предельно допустимых норм воздействия на окружающую природную среду, гарантирующих экологическую безопасность населения и сохранение генетического фонда, обеспечивающих рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов в условиях устойчивого развития хозяйственной деятельности»[2].

Устанавливаются следующие нормативы предельно допустимых вредных воздействий:

*              предельно допустимые концентрации вредных веществ;

*              предельно допустимые выбросы и сбросы вредных веществ;

*              предельно допустимые уровни шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий;

*              предельно допустимый уровень радиационного воздействия;

*              предельно допустимые нормы применения агрохи-микатов;

*              предельно допустимые остаточные количества химических веществ в продуктах питания.

Экологические требования к продукции. В стандартах на новую технику, технологии, материалы, вещества и другую продукцию, способную оказать вредное воздействие на окружающую природную среду, устанавливаются экологические требования для предупреждения вреда окружающей природной среде, здоровью и генетическому фонду человека.

Экологические требования к продукции производства и потребления должны обеспечивать соблюдение нормативов предельно допустимых воздействий на окружающую природную среду в процессе производства, хранения, транспортировки и использования продукции.

Предельно допустимые нормы нагрузки на окружающую природную среду. При формировании территориально-производственных комплексов, развития промышленности, сельского хозяйства, строительстве и реконструкции городов, других населенных пунктов устанавливаются предельно допустимые нормы нагрузки на окружающую природную среду с учетом потенциальных ее возможностей, необходимости рационального использования территориальных и природных ресурсов в целях обеспечения наиболее благоприятных условий жизни населению, недопущения разрушения естественных экологических систем и необратимых изменений в окружающей природной среде.

Экологическая экспертиза и экологические требования

Государственная экологическая экспертиза проводится в целях проверки соответствия хозяйственной и иной деятельности экологической безопасности общества. Она осуществляется на принципах обязательности ее проведения, научной обоснованности и законности ее выводов, независимости, вневедомственности в организации и проведении, широкой гласности и участия общественности и является обязательной мерой охраны окружающей природной среды, предшествующей принятию хозяйственного решения, осуществление которого может оказывать вредное воздействие на окружающую природную среду.

«Государственной экологической экспертизе подлежат все предплановые, предпроектные и проектные материалы по объектам и мероприятиям, намечаемым к реализации на территории Российской Федерации, независимо от их сметной стоимости и принадлежности, а также экологические обоснования лицензий и сертификатов»[3].

При размещении, технико-экономическом обосновании проекта, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, в энергетике, водном, коммунально-бытовом хозяйстве, при прокладке линий электропередачи, связи, трубопроводов, каналов, иных объектов, оказывающих прямое либо косвенное влияние на состояние окружающей природной среды, должны выполняться требования экологической безопасности и охраны здоровья населения, предусматриваться мероприятия по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды.

Нарушение указанных требований влечет за собой приостановление до устранения недостатков либо полное прекращение деятельности по размещению, проектированию, строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию экологически вредных объектов в соответствии с предписанием специально на то уполномоченных государственных органов.

Предприятия, учреждения, организации, граждане обеспечивают соблюдение установленных нормативов качества окружающей природной среды на основе соблюдения утвержденных технологий, внедрения экологически безопасных технологий и производств, надежной и эффективной работы очистных сооружений, установок и средств контроля, обезвреживания и утилизации отходов, проводят мероприятия по охране земель, недр, вод, лесов и иной растительности, животного мира, воспроизводству природных ресурсов.

«Выброс и сброс вредных веществ, захоронение отходов допускаются на основе разрешения, выдаваемого специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды»[4]. В разрешении устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ и другие условия, обеспечивающие охрану окружающей природной среды и здоровье человека.

«Для перехода на нормативы предельно допустимых выбросов, сбросов вредных веществ могут устанавливаться временно согласованные нормативы, (лимиты) выбросов, сбросов вредных веществ с одновременным утверждением плана снижения объемов выбросов, сбросов до предусмотренных предельных величин»[5].

Нарушение установленных нормативов влечет за собой ограничения или прекращение выбросов и сбросов, захоронения вредных веществ и иной деятельности, причиняющей вред окружающей природной среде и здоровью населения, вплоть до приостановления, прекращения деятельности предприятий, учреждений, организаций или их филиалов, отделов, цехов, установок по предписанию специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора, а также профессиональных союзов Российской Федерации с одновременным прекращением финансирования указанной деятельности учреждениями банка.

Заключение

В настоящее время Россия является участницей 78 многосторонних соглашений и основных протоколов к ним в области охраны окружающей среды и регулирования природопользования. Двусторонние соглашения по вопросам природоохраны и природопользования заключены Россией со всеми соседними странами, а также со многими другими странами Европы, Азии, Америки.

Активное участие России в международном природоохранном сотрудничестве является составным элементом ее новой политики в охране окружающей среды. Новое заключается в децентрализации экологической политики, в предоставлении более широких прав и полномочий относительно участия в международных связях властям субъектов федерации и местного самоуправления. Например, в межгосударственной программе « Зеленые легкие Европы» (сохранение уцелевших лесных массивов в Центральной и Восточной Европе) активно участвуют власти Калининградской, Псковской, Тверской, Новгородской и Ленинградской областей и власти Республики Карелии. В сотрудничестве с Финляндией активно участвуют население и власти приграничных районов Мурманской, Ленинградской областей и Республики Карелии.

Список литературы

1.     Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. М.: Юрид. Лит., 1993. 64 с.

2.     Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды"//Рос. газ. 1991. 22 дек. С.4-7.

3.     Адиханов Ф.М. Экологическое право России. Курс лекций. Барнаул, 1988. С.347.

4.     Боголюбов С.А. Комментарий к Закону РФ «Об охране окружающей природной среды» Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. М.: ИНФРА-М.: НОРМА, 1997. 367 с.

5.     Боголюбов С.А. Природоохранительная деятельность общественности: правовые формы. М.: Общество «Знание» 1988. 48 с.

6.     Боголюбов С.А. Экологическое право. Учебник для вузов; Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. М.: ИНФРА-М.: НОРМА, 1998. 448 с.

7.     Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды). Учебник. М.: Юрист, 1998. С. 688.

8.     Экологическое право России. Учебник под редакцией В. Д. Ермакова и А. Я. Сухарева. - М, 1997

9.     Ерофеев. Экологическое право. Учебник для ВУЗов. М. 1998

10.      Новиков «О механизме регулирования окружающей среды от загрязнения» Москва, 1991г.


[1] Хозяйственное право  Под. Ред. В.С. Мартемьянова - М.:Бек, 1994. Стр. 174.

[2] Хозяйственное право  Под. Ред. В.С. Мартемьянова - М.:Бек, 1994 Стр. 179.

[3] Гражданское право. Учебник. /Под ред. Сергеева А. П., Толстого Ю. К. – М.: Проспект, 1999. Стр. 276.

[4] Хозяйственное право  Под. Ред. В.С. Мартемьянова - М.:Бек, 1994 Стр. 139.

[5] Гражданское право. Учебник. /Под ред. Сергеева А. П., Толстого Ю. К. – М.: Проспект, 1999. Стр. 287.