1.3 Контроль расчетов с бюджетом по налогу на прибыль. 2

2.3. Оценка системы внутреннего контроля расчетов с бюджетом по налогу на прибыль на примере предприятия ОАО "Завод Строммашина". 5

3.1. Предложения, направленные на улучшение средств контроля расчетов с бюджетом по налогам на прибыль. 13

1.3 Контроль расчетов с бюджетом по налогу на прибыль

Согласно ст. 19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

В порядке, предусмотренном Кодексом, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

Поскольку структурные подразделения не являются самостоятельными плательщиками налога на прибыль, на учете в налоговом органе по месту нахождения структурного подразделения должна стоять организация, на которую возложена обязанность исчислять и уплачивать налог в соответствующие бюджеты по месту нахождения структурного подразделения.

Пунктом 1.4 инструкции МНС России от 15 июня 2000 г. N 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" определен порядок исчисления и уплаты налога на прибыль предприятиями, в состав которых входят филиалы и представительства, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет.

В пункте 7 Методических указаний по применению Постановления Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. N 660, направленных письмом Госналогслужбы РФ от 4 августа 1995 г. N НП-4-01/46н, указано, что порядок расчетов с бюджетом, предусмотренный этими Методическими указаниями, не распространяется на объекты социально-культурной сферы (дома отдыха, детские лагеря отдыха и др.), находящиеся на балансе организации, являющиеся ее структурными подразделениями и содержащиеся за счет прибыли этой организации (т.е. не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета).

Таким образом, если организация имеет в своем составе обособленные подразделения с отдельным балансом и текущим счетом, ранее являвшиеся плательщиками налога на прибыль, п. 7 данных Методических указаний на них не распространяется. При расчетах с бюджетами по налогу на прибыль следует руководствоваться п. 5 разъяснений МНС России от 15 февраля 2001 г. N ВП-6-02/139.

Порядок уплаты в бюджет налога на прибыль опреде­ляется предприятием и действует без изменения до кон­ца календарного года, о чем до начала года в письменном виде уведомляется налоговый орган по месту своего на­хождения. Плательщики налога на прибыль представля­ют налоговым органам по месту своего нахождения бух­галтерские отчеты и балансы в порядке и сроки, установ­ленные в соответствии с законодательством, и расчеты налога от фактической прибыли по установленной форме.

Предприятия,  обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую — в течение 90 дней по окончании года, если иное не установлено законодательством Российской Фе­дерации.

Суммы налога на прибыль, исчисленные самими пла­тельщиками исходя из фактически полученной прибыли по ежемесячным расчетам, уплачиваются ими в доход бюд­жета не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным. По предприятиям, уплачивающим авансовые платежи налога на прибыль, суммы, дополнительно причи­тающиеся в бюджет по квартальным расчетам, вносятся ими в пятидневный срок со дня, установленного для пред­ставления бухгалтерского отчета за квартал, а по годовым расчетам — десятидневный срок со дня установленного для представления бухгалтерского отчета за истекший год, в эти же сроки уплачивают платежи налога на прибыль малые предприятия исходя из фактически полученной прибыли по квартальным и годовым расчетам. При этом квартальная и годовая отчетность по всем предприятиям независимо от перехода их на ежемесячные расчеты пред­ставляется в общеустановленные сроки.

Акционерные общества уплачивают суммы налога по годовым расчетам в десятидневный срок после истечения 90 дней по окончании года; если учредители (участники акционерного общества определили конкретную дату представления бухгалтерской отчетности ранее 90 дней, срок уплаты налога на прибыль устанавливается исходя из этой даты. Итак, срок уплаты налога зависит от даты представления отчетности в налоговые органы. Заметим, что утверждение учредителями акционерного общества другого срока представления отчетности — позднее 90 дней после окончания года — Инструкцией № 62 не пред­усмотрено. Однако годовая отчетность акционерных об­ществ перед представлением в налоговые органы долж­на быть утверждена общим собранием акционеров. Так, в соответствии с Федеральным законом от 26.12.95 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» годовая бухгал­терская отчетность утверждается на общем собрании ак­ционеров, которое проводится ежегодно не ранее двух и не позднее шести месяцев с момента окончания финан­сового года. Конкретные сроки проведения общего собра­ния устанавливаются уставом акционерного общества. Та­ким образом, утверждение годового баланса на общем со­брании акционеров должно произойти не позднее 31 июля года, следующего за отчетным. Налоговая инспекция не может обязать общество провести собрание акционеров в течение 90 дней после окончания года, и соответственно акционерное общество не должно представлять неутвер­жденную годовую отчетность в течение этого времени. Отсюда и срок уплаты налога на прибыль акционерными обществами должен считаться от даты представления ут­вержденного на общем собрании акционеров годового баланса, т. е. последний срок уплаты может истечь через 10 дней после 31 июля года, следующего за отчетным..

2.3. Оценка системы внутреннего контроля расчетов с бюджетом по налогу на прибыль на примере предприятия ОАО "Завод Строммашина"

За разработку внутреннего контроля ОАО «Завод Строммашина» отвечает руководитель компании,  выполнение обязанностей по соответствующей деятельности компании зависит от самих сотрудников фирмы.

Ознакомление с системой бухгалтерского учета и внутреннего контроля может быть произведено на основании устного опроса, просмотра необходимых документов, обработки и оценки сведений о сторонах хозяйственной деятельности экономического субъекта представлена в  таблице 1.

Таблица 1

Первичная оценка надёжности системы внутреннего контроля

Организационная структура объекта исследования

Да

Нет

1

2

3

1.Разработана и утверждена схема  организационной структуры предприятия по отделам (функциональным обязанностям на МП) с указанием управленческих связей, подчиненности отделов.

1

2. Разработана и утверждена схема  организационной структуры подразделения, ответственной за ведение бухгалтерский учёта с указанием управленческих связей, подчиненности исполнителей

1

3. Имеется разработанный и утвержденный график документооборота в виде перечня работ по созданию, проверке и обработке документов, с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения работ  

0

4. Распределение обязанностей и полномочий между сотрудниками, обеспечивающими осуществление реальной, коммерческой и финансово-хозяйственной деятельности и сотрудникам

1

5. Разделение функций между работниками, выполняющими операции на определённом участке с возможностью контроля за ведением учёта на участке в целом

1

6. Имеются должностные инструкции для работников бухгалтерских и учётных служб с распределением обязанностей, определением ответственности и установления пределов полномочий в соответствии с занимаемой должностью

1

1.      Установлен круг должностных лиц, имеющих право подписи первичных документов

1

8. При наличии в учёте дефицитных и дорогостоящих ТМЦ ограничен круг лиц, имеющих право распоряжаться ими.

1

9. Назначены приказом материально ответственные лица. Заключены с ними договора о полной материальной ответственности. Обеспечение условий сохранности имущества, денежных средств, учётных регистров, документов.

1

10. Организованы хранение и сохранность ТМЦ, денежных средств. Имеется склад с соответствующими оборудованными местами;

склад охраняется или оснащен охранной сигнализацией;

 денежные средства и бланки строгой отчетности хранятся в сейфах и доступ к ним ограничен.

1

1

1

11. В целях контроля за сохранностью документации прошнурованы и последовательно пронумерованы для облегчения их поиска при необходимости.

1

12. Учётные регистры хранятся в сейфах или в отдельных специально оборудованных помещениях

1

13. Утверждены и действуют внутренние контролирующие органы:

служба внутреннего аудита;

разработано в соответствии с Уставом  и действует Положение о ревизоре  и ревизорной комиссии;

инвентаризационная комиссия

1

1

0

14. Внутренними контролирующими органами проводятся ревизионные и инвентаризационные, плановые и                                 проверки на предмет выявления соответствия данных бухгалтерский учёта фактическому наличию начисленных налогов

0

15. В соответствии с учётной политикой установленными сроками проводится инвентаризация склада на предмет наличия ТМЦ;

имущества на ответственном хранении;

1

1

1

16. Получение и отпуск ТМЦ со склада производится только на основании доверенностей

1

17. Проводится мероприятие по обучению, повышению квалификации кадров, например, инструктаж и обучение;

с членами инвентаризационной комиссии относительно порядка проведения и оформления результатов инвентаризации имущества;

с кассиром – о правилах совершения кассовых операций;

с материально ответственными лицами – по вопросам ведения учёта, правилам приёмки и отпуска ТМЦ;

с бухгалтерским персоналом – по обучению правильности начисления налогов

1

1

1

1

Итого:

87%

13%

Условные обозначения:

1 – ответ «да»

0 – ответ «нет»

При первичной оценке надежности системы внутреннего контроля принимается во внимание весь отчётный период, особое внимание уделяется периодам, в которых имелись особенности или различия в деятельности. Выполнив первичную оценку надёжности системы внутреннего контроля, можно определить уровень надёжности системы внутреннего контроля как высокую.

Средства контроля, т.е. конкретные действия и мероприятия вытекают из разработанной руководством учётной политики организации и служат для ее реального  воплощения. Средства контроля должны обеспечить:

-                          достаточное разделение обязанностей;

-                          авторизацию (разрешенность) операций;

-                          правильное документирование операций и их учёт;

-                          обеспечение сохранности активов и бухгалтерских записей;

-                          независимые проверки деятельности.

Оценка системы внутреннего контроля по разделам приведена в таблице 2

Таблица 2

Оценка системы внутреннего контроля по разделам

Разделы

Оценка

Последствия

1

2

3

Организационная структура объекта

высокая

Отсутствие чёткого документооборота при наличии организационной структуры предприятия приводит к своевременному отражению финансово-хозяйственных операций в бухгалтерском учёте.

Разделение обязанностей, ответственности

не высокая

Четкое распределение обязанностей, ответственности является основой действительности СВК, позволение определить результативность работы каждого сотрудника и контролировать выполнение возложенных на него обязанностей, ограничивает возможность злоупотреблений. Данные мероприятия создают основу для действенного внутрипроизводственного контроля, способствует тому, чтобы СВК функционировала эффективно и регулярно.

Внутренний контроль активов, обеспечение их сохранности

средняя

Данные мероприятия обеспечивают действенность и эффективность системы внутреннего контроля являются дополнительным подтверждением достоверности бухгалтерских и финансовых документов.

Кадровая политика

высокая

Уровень квалификации, компетенции заслуживающего персонала четко определёнными обязанностями соответствует требованиям занимаемых должностей.

Исследование системы первичного учета строится по следующей схеме.

1) Определяется степень воздействия на организацию первичного учета различных внутренних (организационная структура, система управления и стиль работы руководителей, методы распределения полномочий и ответственности, информационное и кадровое обеспечение) и внешних (требования законодательства, принадлежность организации, специфика отрасли, размеры производства, используемые ресурсы) факторов.

2) Оцениваются величины внутрихозяйственного и контрольного рисков системы первичного учета на данном участке с помощью проведения тестов (табл. 3 и 4). Ответив на поставленные в тестах вопросы, можно сформулировать выводы.

Таблица 3

Оценка состояния системы первичного учета

Содержание вопроса или объект исследования

Содержание ответа

Выводы и решения аудитора

1

2

3

1) Всегда первичные документы поступают вместе с ТМЦ на склады организации

Нет

Вероятность ошибки высока, могут возникнуть неотфактурованные поставки

2) Всегда ли в организации используются унифицированные формы документов при осуществлении расчетов с поставщиками и подрядчиками                     

Да

Соблюдаются нормы, установленные законодательством

3) Соблюдается  ли  график документооборота по расчетам с поставщиками и подрядчиками              

Да

Вероятность ошибок в периодической отчетности мала

4) Существует ли практика визирования договоров поставки, подряда и акта о взаимозачете директором «СБО-ЗЭМ» 

Да

Соблюдаются нормы, установленные законодательством

5) Ответственен ли кладовщик за правильное оформление первичных документов при  поступлении материалов от поставщиков

Да

Большая вероятность ошибок в первичных документах поставщиков, которая влечет за собой ошибку в регистрах учета расчетов с поставщиками 

6) Организуются ли директором «СБО-ЗЭМ» проверки с целью определения наличия и комплектности первичных   документов и с целью выявления  нарушений при оформлении документов                         

Нет

Многие документы могут быть утеряны на каком-либо участке бухгалтерии, что затрудняет порядок учета

Таблица 4

Оценка состояния внутреннего контроля

в системе первичного учета

Содержание вопроса или объекта исследования

Содержание ответа

Выводы и решения аудитора

1

2

3

1)  Существует  ли контроль за законностью совершения расчетов с поставщиками и подрядчиками и создания первичных учетных документов

Да

Все хозяйственные операции совершаются в строгом соответствии с заключенными договорами и действующим законодательством

2) Контролируется ли проведение инвентаризации расчетов          

Да

Хорошо организован внутренний контроль

3) Проверяются ли директором «СБО-ЗЭМ» записи по расчетным операциям в учетных регистрах и первичных учетных документах

 Нет

Высока вероятность ошибок

4) Проводится ли внутренний аудит

Нет

Слабый внутренний контроль

5)Контроль       документооборота 

Да

Уверенность аудитора в том, что организацией исполняется действующий график документооборота

Исходя из полученной информации о внутреннем контроле учета расчетов с поставщиками и подрядчиками на ОАО «Завод Стоммашина», можно оценить надежность системы внутреннего контроля как невысокую, так как основным факторам (см. п. 3, 4 табл. 4) не уделено внимания, то есть полагаться на нее нецелесообразно.

Проверка системы первичного учета расчетов с поставщиками и подрядчиками позволила убедиться в том, что в ходе фиксации хозяйственных операций выполняются следующие требования:

1)   в организации присутствует вся первичная документация по всем оказанным услугам;

2)   операции в учете правильно отражают временной период их осуществления;

3)   операции отражены на счетах бухгалтерского учета в соответствии с действующими нормативными положениями и учетной политикой.

 В ходе проведения теста системы первичного учета было выявлено, что поступление товаров на склады организации не всегда сопровождается первичными документами от поставщиков.

На организацию первичного учета на ОАО «Завод Стоммашина» оказывает значительное влияние требования законодательства, а также система управления и стиль работы руководителей.

Из данных табл. 4  уровень системы внутреннего контроля по разделам высокий.

Оценка договорных обязательств говорит о действенности и эффективности системы внутреннего контроля  .

Система КОД обеспечивает полное и правильное отражение финансово-хозяйственных операций в учёте и формирование реальных, неискажённых финансовых результатов.

При проведении оценки и уровень системы внутреннего контроля  определен как высокий.

Оценка учётной системы свидетельствует о том, что действующая система учёта обеспечивает выполнение одного из основных требований к ведению бухгалтерский учёта – отражение в учёте всей финансово-хозяйственной деятельности организации в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Важнейшим элементом среды внутреннего контроля является надлежащая система бухгалтерского учёта.

Для того чтобы дать оценку системе бухгалтерский учёта, нужно изучить его организацию и документооборот. Показатели  оценки  организации бухгалтерского учёта приведены в таблице 5.

Таблица 5

Организация  бухгалтерского учёта налогооблагаемых баз

Оценка учётной системы

Ответ

1

2

1. Разработан и утвержден приказ по учётной политике организации

Да

2. Разработана и утверждена организационная структура бухгалтерской службы

Да

3. Имеются должностные инструкции с распределением фактических обязанностей и полномочий бухгалтерской службы

Да

4. Разработан рабочий план счетов бухгалтерский учёта

Да

5. Разработан единый график документооборота

Нет

6. Осуществляется контроль за выполнением графика документооборота

Нет

7. Применяемая форма бухгалтерского учёта (журнально-ордерная, мемориально-ордерная, журнал-главная и т.д.)

Журнально-ордерная

8. Факты применения отличных от типовых форм первичных учётных документов

Отличались

9. Применение в учёте  и управление компьютерных программ

Да

10. Наличие утвержденной системы внутренней отчётности

Да

11. Осуществление контроля за составлением и представлением внутренней отчётности

Да

12. Наличие положения о порядке проведения в организации инвентаризации

Да

13.  Соответствие бухгалтерских проводок действующей методологии

Да

14. При условии использования на предприятии счетов, не предусмотренных действующим планов счетов, указанные проводки не приводят к нарушению методологии учёта, и как следствие, существенным искажениям налогооблагаемой базы

Да

15. Имеется перечень налогов, уплаченных организацией

Да

16. Факты проведения налоговых проверок в течении отчётного периода и их результаты

Проводились налоговые проверки с выведением результатов

17. Утверждение метода формирования налогооблагаемых баз

Да

18. Ведение контроля за исчислением налогооблагаемых баз

Контроль ведётся зам. Главного бухгалтера

В ОАО «Завод Строммашина», на основании проводимого анализа внутреннего контроля, риск контроля можно оценить как средний, что говорит о средней надежности. При данной надежности в ОАО «Завод Строммашина» будет  присутствовать вероятность ошибок на участке учета товарных операций.

Бухгалтерский учёт ведётся в ОАО «Завод Строммашина» согласно нормативным актам и разработанной учётной политике, но в бухгалтерии не функционирует система предотвращения появления ошибок.

3.1. Предложения, направленные на улучшение средств контроля расчетов с бюджетом по налогам на прибыль

Аудит проверки состояния систем внутреннего контроля и организации бухгалтерского учета ОАО «Завод Строммашина» выявил следующие нарушения:

- утвержденный перечень лиц, имеющий право подписи первичных документов к приказу об учетной политике не приложен;      

-  не на всех документах имеется разрешающая подпись руководителя;

- на документах по выбытию товаров отсутствуют некоторые реквизиты;

- отсутствуют приказы о назначении лиц, ответственных за сохранность товаров, приказы на замещение ответственных лиц при уходе в отпуск, отсутствия во время болезни;

- инвентаризации товаров осуществляется только по плану, ежегодно в ноябре месяце;

- при уходе в отпуск материально-ответственных лиц и по другим причинам их отсутствия не проводится передача товаров, что ослабляет контроль за их сохранностью;

-бухгалтер, ведущий учет товаров, не обеспечен необходимыми нормативными документами, инструкциями, что может привести к совершению ошибок в бухгалтерском и налоговом учете.

На основании данных проверки аудита можно сделать вывод о неполном соответствии системы внутреннего контроля и системы бухгалтерского учета масштабу и характеру  деятельности ОАО «Завод Стоммашина».

Для улучшения средств контроля необходимо принять штатного аудитора для проведения ежемесячной аудиторской проверки, по приведенной ниже программы.

Программа аудита расчетов по налогам и сборам.

№ п/п

Перечень аудиторских процедур

Период проведения

Исполнитель

Рабочие документы аудитора

1

Аудит федеральных налогов и сборов

В течение

года

Иванов И.И.

Петров И.Я.

1.1

Аудит расчетов по налогу на

добавленную стоимость:

а) установление сроков уплаты налога

б) проверка возможности применения льгот

в) проверка формирования

налогооблагаемой базы

г) проверка правомерности

применения вычетов •

д) проверка правильности 'составления и своевременно

сти сдачи деклараций

е) проверка правильности и своевременности уплаты

налога

По срокам

уплаты налога (сбора)

Регистры бухгалтер

ского учета, книги

покупок и продаж,

журналы регистрации

счетов-фактур, пла

тежные поручения,

выписки банка,

декларации по НДС

1.2

Аудит расчетов по акцизам:

а) установление сроков упла

ты акцизов

б) проверка формирования

налогооблагаемой базы

в) проверка правомерности

применения вычетов

г) проверка правильности

составления и своевременно

сти сдачи деклараций

д) проверка правильности и

своевременности уплаты

акцизов

По срокам

уплаты на

лога (сбора)

Регистры бухгалтер

ского учета, платеж

ные поручения, вы

писки банка,декла

рации по акцизам

1.3

Аудит расчетов по налогу на

доходы физических лиц:

а) проверка формирования налогооблагаемой базы

б) проверка правомерности применения вычетов в) проверка правильности и

своевременности уплаты

налога

г) проверка правильности

составления и своевременно

сти сдачи сведений о доходах

физических лиц

По срокам

уплаты на

лога (сбора)

Регистры бухгалтер

ского учета, налого

вые карточки по учету НДФЛ, расчетно-

платежные ведомости, платежные поручения, выписки банка,

декларации по НДС

1.4

Аудит расчетов по единому социальному налогу: а) проверка формирования налогооблагаемой базы

б) проверка правомерности

применения регрессивных

ставок налога

в) проверка правильности

составления и своевременно

сти сдачи деклараций, сведе

ний о стаже и заработке и т.д.

г) проверка правильности и

своевременности уплаты налога

По срокам уплаты налога (сбора)

Регистры бухгалтерского учета, налоговые карточки по учету

ЕСН, расчетно-

платежные ведомости,

платежные поруче

ния, выписки банка,

декларации по ЕСН,

фонду социального

страхования и ПФР

l.5

Аудит расчетов по налогу на прибыль: а) установление сроков уплаты налога

б) проверка возможности

применения льгот

в) проверка формирования

налогооблагаемой базы

г) оценка правильности расче

та налоговых обязательств

д) проверка правильности

составления и своевременно

сти сдачи деклараций

е) проверка правильности и

своевременности уплаты налога

По срокам уплаты налога (сбора)

Регистры налогового учета, регистры бухгалтерского учета,

Платежные поручения, выписки банка,

Декларации по налогу

на прибыль, прочие .

документы

1.6

Аудит расчетов по сбору за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний

а) проверка налогооблагаемой

базы

б) проверка правильности

составления и своевременно

сти сдачи расчетов сумм сбора

в) проверка правильности и

своевременности уплаты сбора

По срокам уплаты налога (сбора)

Регистры бухгалтерского учета, платежные поручения, вы

писки банка, расчет. ;

сумм сбора

2

Аудит региональных налогов и и сборов

В течение

года

Иванов -И. И.

Петров И.Я.

2.1

Аудит расчетов по налогу на

имущество предприятий: а) проверка формирования налогооблагаемой базы

б) проверка возможности

применения льгот

в) проверка правильности

составления и своевременности сдачи деклараций

г) проверка правильности и своевременности уплаты

налога

По срокам уплаты налога (сбора)

Регистры бухгалтерского учета, платежные поручения, выписки банка, декларации (расчеты) по налогу на имущество предприятий, прочие

Документы

2.2

Аудит расчетов по налогу с продаж: а)Проверка формирования налогооблагаемой базы б) Проверка правильности составления и своевременности сдачи деклараций в) Проверка правильности и своевременности уплаты налога

По срокам уплаты налога (сбора)

Регистры бухгалтерского учета, платежные поручения, выписки банка, декларации по налогу с продаж, прочие документы

3

Аудит местных налогов и сборов

В течение года

Петров И.Я. Иванов И.И.

3.1

Аудит расчетов по земельному налогу: а) Проверка формирования налогооблагаемой базы б) Проверка правильности составления и своевременности сдачи деклараций в) Проверка правильности и своевременности уплаты налога

По срокам уплаты налога (сбора)

Регистры бухгалтерского учета, платежные поручения, выписки банка, декларации по земельному налогу, прочие документы

3.2

Аудит расчетов по налогу на рекламу: а) Проверка формирования налогооблагаемой базы б) Проверка правильности составления и своевременности сдачи деклараций в) Проверка правильности и своевременности уплаты налога

По срокам уплаты налога (сбора)

Регистры бухгалтерского учета, платежные поручения, выписки банка, декларации по налогу на рекламу, прочие документы