График работы

Дата

Место прохождения практики

Часы работы

Подпись преподавателя

16.01.

Центр фармацевтической информации

10.00-11.00.

17.01.

Аптека № 2

10.00-11.00

18.01.

ЦККЛС

14.00-16.00

19.01.

Аптечный склад ЗАО «РОСТА»

10.00-11.00

20.01.

Кафедра УЭФ НГМА

10.00

1. Знакомство с центром фармацевтической информации

1.1. Задача ЦФИ

ОГУП ЦФИ  находится по адресу г. Новосибирск, Красный проспект, 31.

Основная задача ГУП ЦФИ – оперативный сбор и обработка информации для оказания справочно-информационных услуг (населению и специалистам, страховым компаниям, аптекам и больницам) о ЛС и изделиях медицинского назначения и создание дифференцированных информационных потоков с учетом интересов потребителей.

1.2. История создания центра

Потребность в объективной информации о лекарственных средствах является чрезвычайно актуальной. Для взаимодействия и координации учреждений здравоохранения и аптечных предприятий, сбора и обработки материалов по опыту применения новых ЛС в клиниках г. Новосибирска в 1980 г. был открыт справочно-информационный центр (ныне – ГУП Центр фармацевтической информации). В конце 80-х годов Центр был определен Минздравом России школой передового опыта. В настоящее время в структуре Центра организовано справочное бюро, сформирован обширный справочно-информационный фонд, которым пользуются медицинские и фармацевтические работники. [1]

1.3. Взаимодействие ЦФИ с ЛПУ, ЦККЛС, прочими фармацевтическими организациями. Взаимодействие с административными структурами города

Государственное учреждение здравоохранения “Центр фармацевтической информации” (“ЦФИ”) было организовано для создания и развития единой общедоступной системы информационного обеспечения всех субъектов фармацевтической деятельности на территории Новосибирской Области. Эта структура организована на основании распоряжения главы администрации Новосибирской области и приказа Главного управления здравоохранения.

В структуру центра входят три отдела: информационно-консультативный, автоматизированных систем управления (АСУ) и справочной службы. Информационно-консультативный отдел обеспечивает аптечные структуры нормативно-правовой документацией, регламентирующей фармацевтическое дело, информацией по забракованным и фальсифицированным препаратам, справочной литературой, проводит аналитическую работу по рынку ЛС. Важным направлением работы отдела является постоянная консультативная работа с врачами и провизорами по лекарственным препаратам. В Новосибирской области ощущается недостаток клинических фармакологов, поэтому центр пользуется авторитетом у врачей.

Вопросы фармакоэкономики на областном уровне также не решаются без ГУЗ “ЦФИ”. Анализ цен поставщиков, перечни ЖНВЛС, создание и обработка статистической отчетности по ним, формулярные списки, бесплатное обеспечение всех аптечных структур постоянно меняющимся государственным реестром цен на электронных носителях, работа по составлению сводной заказ-заявки в Минздрав России – все эти значимые для областной аптечной службы задачи взял на себя центр.

Постоянно и в полном объеме центром оказывается помощь организациям в подготовке к лицензированию фармдеятельности по разделу “Нормативно-правовая документация, регламентирующая фармацевтическую деятельность”. Ежемесячно проводится сверка наличия нормативно-правовой документации в аптечных службах области. Все изменения и дополнения в нормативно-правовую базу вносятся сразу же после утверждения нового документа.

Отдел АСУ является абонентом единой информационной системы органов государственного контроля. В сотрудничестве с общероссийской сетью распространения правовой информации “Консультант Плюс” и системой “Гарант-Инфарм” сформированы полные базы данных по нормативно-правовому аспекту: фармацевтических фирм, учреждений, ЛПУ, имеющих лицензии на право фармацевтической деятельности на территории Новосибирской области; зарубежных фирм-изготовителей, отечественных заводов-производителей; зарегистрированных ЛС и БАД.

В соответствии с приказами Минздрава России и ГУЗ Новосирийской области на территории введена государственная статистическая отчетность по закупке, продаже, запасам ЖНВЛС и фактическим ценам на них. Отдел АСУ центра проводит консультации и обучение специалистов по работе с базой данных “Статистика”. Данные по области направляются в ФГУ “Информационно-методический центр по экспертизе, анализу и маркетингу Минздрава России”.

На базе центра работает справочная служба по наличию лекарственных препаратов по Новосибирской Области. В настоящее время справочная служба укомплектована основной базой номенклатуры ЛС, оснащена компьютерной программой для получения данных о наличии препаратов в аптеках города. Жители области также могут получить необходимую информацию непосредственно в ГУЗ “ЦФИ”. В перспективе работы этой службы – создание единой справочной сети для населения и ЛПУ области.

1.4. Издательская деятельность

Издательская деятельность центра осуществляется в следующих направлениях:

·        Издание информационного бюллетеня "Фармацевтическое дело" (с 1995 года один раз в месяц)

·        Информационно - справочные системы: «Наличие медикаментов в аптеках города», «Фармацевтическое дело» - оптовые поставки.

1.5. Организационно-методическая работа

Организационно-методическая работа центра включает:

·        Продажу специализированной медицинской и фармацевтической литературы (книжный лоток)

·        Специализированную кадровая служба

·        Мини-полиграфию

·        Продажу медицинской одежды.

Центр фарминформации (ЦФИ) известен не только в Новосибирске, но и в соседних регионах Сибири. В работе учреждения появилось направление — подбор персонала для фармпредприятий. Несмотря на то что в городе много кадровых агентств, за специализированной кадровой помощью зачастую обращаются именно в ЦФИ, что свидетельствует о необходимости этой работы.

Анализ спроса и предложений представляет большой интерес, т.к. отражает тенденции, происходящие на фармрынке за последние два года. В области уменьшилось число производственных аптек, поэтому практически нет желающих работать ассистентами по изготовлению экстемпоральных лекарственных форм в больничных или производственных аптеках.

По-прежнему требуются провизоры-аналитики с практическим опытом, владеющие навыками приемочного контроля медикаментов, знаниями режимов хранения ЛС различных групп. Однако спрос на этих специалистов удовлетворить очень сложно, поскольку выпускники вузов не стремятся работать по этой специальности — это ответственная, тяжелая и, к сожалению, малооплачиваемая работа. Обоюдным спросом пользуется специальность провизора по продаже готовых лекарственных форм — до 80% от общего количества обращений. В аптеках и аптечных сетях часто появляются вакансии заведующих отделами, менеджеров, руководителей аптечных пунктов, киосков.

Как правило, в дистрибьютерских фирмах требуются люди с аналитическими способностями. В настоящее время все чаще приходят заявки на специалистов, имеющих не только базовое профессиональное, но и дополнительное образование по менеджменту, логистике, маркетингу. К сожалению, на фармфакультетах даются общие представления об этих дисциплинах, а углубленный курс специальной подготовки практически не ведется.

В кадровое агентство часто обращаются выпускники вузов, молодые специалисты, которые могут предложить лишь теоретические знания и свой энтузиазм. Но работодатели отдают предпочтение сотрудникам с опытом и стажем, успевшим положительно зарекомендовать себя в практической деятельности.

1.6. Библиотечный центр ЦФИ

В центре осуществляется ведение справочно - информационного фонда научной, учебно - методической, справочной и периодической литературы (библиотека более 3-х тысяч специализированных изданий).

1.7. Работа справочного бюро

Бесплатная справочная служба для населения осуществляет работу по телефону (номер телефона 067).

2. Знакомство с аптечной организацией

2.1. Основная задача аптеки

Аптека является учреждением здравоохранения, свою работу выполняет в соответствии, в контакте с органами здравоохранения и ЛПУ. По характеру деятельности аптеки подразделяются на: изготавливающие  лекарственные  средства  по рецептам врачей,   прописям  и  требованиям  лечебно  -  профилактических  учреждений   (производственная аптека); осуществляющие  реализацию  готовых   лекарственных   средств   (аптека готовых форм).[2]

Основной задачей аптеки является обеспечение населения и ЛПУ лекарственными средствами, перевязочным материалом, предметами ухода за больными и другим товаром аптечного ассортимента.

2.2. Функция аптеки

Все функции аптеки можно классифицировать на следующие виды:

·        производственную

·        торговую

·        снабженческую

·        складскую

·        финансовую

·        хозяйственную

Для выполнения своих основных функций аптека обязана:

·        Соблюдать установленные действующими нормативными документами   правила   внутриаптечного изготовления и  реализации продукции (согласно разрешенному ассортименту).

·        Поддерживать  ассортиментный  перечень  продукции  согласно профилю и специализации аптечного предприятия.

·        Осуществлять отпуск лекарственных средств  и  изделий медицинского назначения бесплатно или  со  скидкой  отдельным  группам населения   и   категориям   граждан   в  соответствии  с  действующим законодательством.

·        Изучать  спрос  и  предложения на фармацевтическом рынке по номенклатуре и ценам  лекарственных  средств  и  изделий  медицинского назначения.

·        Соблюдать  порядок сертификации и  контроль качества реализуемой продукции, оформления соответствующей документации.[3]

2.3. История создания аптеки

МУП Аптека № 2 расположена в самом центре Новосибирска по адресу: Красный проспект, 15.

Аптека N 2 была открыта в 1913 году по решению городской Думы и уже вскоре обрела статус «народной». А еще через несколько лет здесь была не просто аптека, а целая «фабрика лекарств». К 1935 году аптека стала самой крупной не только в Новосибирске, но и во всем крае. Штат ее насчитывал свыше двадцати человек, которые занимались всеми видами фармацевтической деятельности того времени - ночное дежурство, изготовление лекарств, отпуск препаратов по бесплатным рецептам, изготовление оптики для всего города и многое другое.

В 1998 учреждение было передано в муниципальную собственность. Спустя два года, стараниями городских властей аптека N 2 была реконструирована, и фасад здания обрел свой первозданный вид.

2.4. Правила реализации лекарственных средств, парафармацевтических препаратов

2.4.1. Перечень товаров аптечного ассортимента, разрешенный к отпуску из аптек в соответствии с ОСТ 91500.05.0007-2003

 В соответствии с п. 3.19. Отраслевого стандарта "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения. ОСТ 91500.05.0007-2003", утвержденного Приказом Минздрава РФ от 04.03.2003 г. N 80 (в ред. от 23.08.2004 г.), торговый зал должен быть оборудован витринами, обеспечивающими возможность обзора и сохранность лекарственных препаратов и товаров других групп, разрешенных к отпуску из аптечных организаций, а также обеспечивать удобство в работе для персонала аптечной организации. При этом стандарт указывает на возможность открытой выкладки только лекарственных препаратов безрецептурного отпуска и других товаров, разрешенных к отпуску из аптечных организаций.

Пункт 6.11. Отраслевого стандарта также указывает, что для информации о лекарственных препаратах и других товарах, разрешенных к отпуску из аптечных организаций, могут быть использованы витрины различного типа, где выставляются лекарственные препараты, отпускаемые без рецепта врача, и образцы имеющихся товаров. [4]

Из анализа совокупности положений пунктов 3.19 и 6.11 Стандарта можно сделать вывод о том, что кроме лекарственных средств безрецептурного отпуска на витрину можно выкладывать и другие товары, разрешенные к отпуску в аптечных организациях.

2.4.2. Какие ЛПУ прикреплены на обслуживание к аптеке, работа аптеки по программе ДЛО, отпуск кислорода, прокат изделий ухода за больными

Прокат изделий ухода за больными в аптеке № 2 не осуществляется.

Аптека № 2 работает по программе ДЛО. Программа ДЛО реализуется на территории РФ с 1 января 2005 года (Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

2.4.3. Внешнее оформление аптеки (вывеска)

На вывеске аптеки № 2 указан вид организации; организационно-правовая форма и форма собственности; фирменное наименование организации; местонахождение, а также режим работы организации, адреса и телефоны близлежащих и дежурных аптек.

2.4.4. Оформление торгового зала аптеки

Дизайн интерьера МУП аптеки № 2 строго индивидуальный, а мебель — простая и удобная. Торговый зал и витрины аптеки имеют современный вид, но в то же время их оформление устраивает различные категории посетителей. Размещению рекламной продукции фирм-производителей в аптеке уделено особое внимание, чтобы она эффективно работала, но и не вызывала раздражения у посетителей.

В интерьере используются цвета — белый и зеленый. Мебель аптеки выполнена из материалов, выдерживающих многократную влажную уборку. Витрины снабжены дополнительной подсветкой, а конструкция стеллажей для парафармацевтической продукции позволяет размещать их как у стены, так и в центре торгового зала. Рабочее место провизора хорошо просматривается отовсюду, удобно размещена и оргтехника

2.4.5. Организационная структура аптеки (отделы аптеки, функции отделов)

Сегодня аптека №2 - это мощное структурное подразделение   больницы, которое наделено функциями снабжения, производства, обучения   студентов фармацевтического факультета Медицинской Академии, так как   является базой для производственной практики  студентов.

Рецептурно-производственный отдел изготавливает на заказ различные мази, жидкие формы , микстуры, порошки, свечи. Работа в отделе сопряжена с огромной ответственностью, точностью контроля, внимательностью при отпуске.

Аптеку   возглавляет  заведующий-провизор. 

Деятельность заведующего аптекой определяется  положением, утвержденным нормативными документами, заместитель заведующего выполняет работу по вопросам, отнесенным к его ведению.

Заведующий  отделом  аптеки  организует   производственную  работу  отдела  и  несет  ответственность за выполнение задач одела.

Заведующие отделами,  не   являющиеся   заместителями   заведующего аптекой,  назначаются  и  увольняются руководителем аптеки.  Права и обязанности  заведующих  отделами  определяются функционально-должностными  инструкциями,  утвержденными  заведующим аптекой.[5]

 Аптека № 2 имеет два отдела (рецептурно-производственный с  запасами    и    отдел    готовых лекарственных форм).

 В рецептурно-производственном отделе аптеки работают фармацевты с большим опытом работы в производственных аптеках.

2.4.6. Состав помещений аптеки.

Характеристика производственных помещений (при описании торгового зала отметить наличие обязательной информации для потребителей). Дополнительные помещения для производственной аптеки. Оборудование помещений. При описании отделов хранения отметить условия хранения лекарственных средств, требующих особых условий – защиты от света, требующих пониженной температуры хранения

Состав  помещений аптеки № 2 включает:  торговый зал,  помещение для изготовления лекарств, помещение для получения дистиллированной   воды,  моечную,  кабинет  заведующего,  комнату персонала,  помещение для хранения запасов лекарственных  средств, туалет, гардеробную.

Размер торгового зала - 50 кв.м.

В торговом зале оборудованы рабочие места для приема рецептов, отпуска изготовленных и готовых лекарств по рецептам,  отпуска лекарств  и  изделий медицинского назначения без рецептов.

Оплата стоимости лекарств населением  проводится через кассовый аппарат.

Площадь помещения для приготовления лекарств составляет  15  кв.  м  и  оснащена  специальной  аптечной мебелью,  приборами,  оборудованием  для приготовления, смешения, фильтрования, расфасовки,  этикетирования,  упаковки  и  укупорки лекарств,  сейфами (специальными шкафами) для хранения ядовитых  и наркотических лекарственных средств,  этилового  спирта, штанглазами,  средствами  измерения  веса,   объема,   уд.   веса, реактивами   для   проведения  химического  контроля  лекарств.  В помещении для  приготовления  лекарств  должны  быть  организованы рабочие места для приготовления и контроля качества лекарств.

Площадь  помещения для  получения дистиллированной воды - 5  кв.  м.  Помещение  оборудовано  аппаратами для получения и емкостями для хранения дистиллированной воды в соответствии с действующими правилами по санитарному режиму  аптек.

Площадь  моечной  комнаты -  5  кв.  м.  Ее оборудование обеспечивает  выполнение   требований  по санитарному режиму аптек.

Площадь автоклавной - 10 кв. м.

Помещения для хранения запасов лекарственных  средств  и  изделий  медицинского  назначения имеют площадь 36 кв.  м и оснащены  стеллажами,  шкафами  и другим необходимым оборудованием для  обеспечения  сохранности ядовитых, наркотических,    сильнодействующих,     огнеопасных, термолабильных  и  других  лекарственных  средств,  лекарственного растительного  сырья,   изделий   медицинского    назначения    в  соответствии с их физико-химическими свойствами.

Комната персонала составляет 8  кв.  м  и  оборудована мебелью для приема пищи и отдыха сотрудников.

Площадь   гардеробной   обеспечивает хранение домашней  и  рабочей  одежды  в  соответствии  с  требованиями  по санитарному режиму аптек.

Аптека № 2 размещает в удобных для ознакомления местах торгового зала:

- копии лицензий на фармацевтическую деятельность и другие виды деятельности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;

- информацию о телефонах и адресах органов управления здравоохранением и фармацевтической деятельностью;

- книгу отзывов и предложений;

- информацию о группах населения, имеющих право на бесплатное и льготное обеспечение и внеочередное обслуживание, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;

- информацию о лице, ответственном за лекарственное обеспечение инвалидов Великой Отечественной войны и приравненных к ним категорий населения по льготам (для аптечных организаций, осуществляющих льготный отпуск лекарственных препаратов);

- информацию о номерах телефонов и режиме работы справочной фармацевтической службы;

- информацию о наименованиях отделов или зон отпуска соответствующих групп товаров;

- информацию о сроках хранения лекарственных препаратов, изготовленных в аптеке (аптечном пункте);

- ценники на предлагаемые безрецептурные лекарственные препараты и другие товары, разрешенные к отпуску из аптечных организаций;

- информацию о сотрудниках аптечной организации, непосредственно обслуживающих население (таблички, бейджи с указанием Ф.И.О. и должности);

 - информацию о дежурном администраторе (Ф.И.О., должность) и нахождении кнопки сигнального вызова дежурного администратора;

- копию Федерального закона "О защите прав потребителей";

- выписку из "Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации", утвержденных в установленном порядке; - перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, утвержденный Приказом Минздрава России от 19 июля 1999 года N 287 "Об утверждении Перечня лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача".

При отпуске лекарственных препаратов уполномоченный сотрудник аптечной организации информирует покупателя о правилах приема лекарственного препарата: режиме приема, разовой и суточной дозе, способе приема (с учетом приема пищи и пр.), правилах хранения.

2.5. Персонал аптеки

В настоящее время в аптеке трудятся 46 человек.

3. Знакомство с Центром контроля качества лекарственных средств

3.1. Основная задача ЦККЛС

Задачи центра:

·        государственный контроль качества лекарственных средств, поступающих на территорию области и изготовляемых аптечными учреждениями области, независимо от формы собственности;

·        государственный надзор за производственной фармацевтической деятельностью аптечных учреждений области;

·        организационно-методическая работа с аптечными учреждениями области.

3.2. История создания центра

ОГУЗ "Центр контроля качества лекарственных средств" (ЦККЛС) находится по адресу г. Новосибирск, ул. Ковальчук Дуси, дом: 77

3.3. Функции центра

ЦККЛ проводит анализы ЛС, используя современное оборудование и программное обеспечение, имеет полный архив нормативной документации на ЛС и постоянную электронную связь с департаментом госконтроля. В результате вся оперативная информация о забракованных ЛС передается в аптеки области на электронных носителях.

3.4. Работа с аптеками, оптовыми структурами

ЦККЛС следит за соблюдением технологических и санитарных норм при изготовлении ЛС в аптечных учреждениях, осуществляет контроль за порядком и условиями хранения ЛС на складах предприятий оптовой торговли ЛС, в аптечных организациях и ЛПУ. Центр проводит изъятие лекарственных форм, изготовленных в аптеках по рецептам и требованиям ЛПУ, внутриаптечной заготовки и фасовки, концентратов и полуфабрикатов с целью подтверждения их качества; обеспечивает аптеки, занятые изготовлением лекарств, реактивами, титрованными растворами по заявкам и осуществляет контроль за их использованием; оказывает организационно-методическую и консультативную помощь организациям в сфере обращения ЛС по вопросам контроля качества ЛС и другим в пределах своей компетенции. Микробиологическая служба  ЦККЛС проводит контроль воды для инъекций, стерильных ЛС, флаконов, укупорочных материалов в аптеках, а также микробиологической чистоты готовых ЛС. Информационная служба центра решает задачи по обеспечению всех участников фармацевтического рынка объективной информацией о ЛС. Для информирования всех заинтересованных лиц о наличии медикаментов в аптеках города работает телефонная справочная служба.

3.5. Информационно-методическая работа

В состав центра входят административный аппарат, отдел государственного контроля и информации, испытательная контрольно-аналитическая лаборатория с отделением микробиологического контроля ЛС. Штат центра – 33 человека, из них 22 специалиста с высшим фармацевтическим и медицинским образованием.

3.6. Нормативные документы

Нормативные документы ЦККЛС:

·        Приказ 427 от 31.07.2003 «Об усилении контроля качества лекарственных средств"

·        Приказ 787 от 29.12.2003 "Об усилении контроля качества субстанций лекарственных средств»

3.7. Состав помещений. Краткая характеристика производственных помещений. Приборы и оборудование ЦККЛС

Центр оснащен необходимым оборудованием, приборами, компьютерной техникой и технологиями, позволяющими эффективно осуществлять контроль за качеством ЛС, производить сбор, обработку данных по ввозимой в республику лекарственной продукции, информировать участников фармацевтического рынка о забракованных и фальсифицированных ЛС.

4. Знакомство с аптечным складом

4.1. Основная задача аптечного склада

Аптечный  склад  осуществляет  закупку,  прием,  хранение,   комплектацию и оптовую реализацию лекарственных  средств,  изделий   медицинского   назначения,   а   также  других  товаров  аптечного   ассортимента   лечебно   -   профилактическим,    фармацевтическим   (аптечным) предприятиям.

4.2. Функции аптечного склада

В соответствии с задачами аптечный склад осуществляет:

Прием  лекарственных средств и изделий медицинского назначения от поставщиков по качеству, количеству и стоимости; сбор тары от  аптек и ремонт ее.

Обеспечение сохранности качества лекарственных  средств  и изделий медицинского  назначения с учетом их физико-химических свойств.

Прием заказов от аптечных, лечебно-профилактических и других учреждений здравоохранения,  а также фармацевтических предприятий;  расфасовку, комплектование   и  своевременную  доставку  лекарственных средств и медицинских изделий по заказам.

Обеспечение контроля за сроками годности при приемке,  нахождении на складе, отгрузке лекарственных средств и изделий медицинского назначения,  за своевременной их реализацией с учетом сроков годности, а также за соблюдением государственной дисциплины цен при учете и расчетах с поставщиками и потребителями.

Соблюдение требований охраны труда и техники безопасности.

Ведет претензионную и исковую работу, предъявляют штрафные санкции поставщикам в случае нарушения договорных обязательств и несут ответственность за ценности, принятые на ответственное хранение.

Для выполнения основных  функций  аптечный  склад  обязан:

·        Выполнять  нормативные  документы,  регламентирующие его   деятельность.

·        Изучать спрос и предложения на фармацевтическом рынке по   номенклатуре и ценам лекарственных средств и изделий  медицинского   назначения.

·        Соблюдать  порядок  сертификации  и  контроля   качества   реализуемой продукции, оформления соответствующей документации.

4.3. Когда предприятие начало свою деятельность

ЗАО «Россиб Фармация» является крупным национальным дистрибьютором фармацевтических препаратов.

В 1994 году компания «Россиб Фармация» получила статус юридического лица. С 1995 года по 1998 год компания активно наращивала потенциал – открывались таможенные и консигнационные склады, расширялся ассортимент, увеличивалась клиентская база, рос штат компании и объем продаж.

В 2000 году оборот компании составил 42 млн. долларов, количество клиентов увеличилось в два раза и составило 6300, а количество поставщиков достигло 400 из 20 стран мира. Расширилась и филиальная сеть, количество филиалов составило 17, а количество представительств – 23. Площадь складских помещений превысила 10 000 квадратных метров. Успехи 2000 года были отмечены призом «Платиновая унция» «Прорыв года», как самой динамичной компании в отрасли.

В 2001 году , количество филиалов, партнеров и поставщиков компании увеличивается, оборот компании продолжает расти. Это находит отражение в рейтинге «Фармацевтического вестника» – «Россиб Фармация» занимает вторую строку в категории «Крупные национальные дистрибьюторы». Количество филиалов увеличивается до 19, ассортимент прайс-листа - до 4600 наименований, количество поставщиков- до 520 из 25 стран мира. Выросла и клиентская база – сегодня с компанией «Россиб Фармация» сотрудничают более 9000 аптек, фармаций и лечебных учреждений.

В настоящее время федеральная лицензия № 01219 от 26 мая 1999 года позволяет компании получение, хранение, оптовую торговлю лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения.

 Компания располагает прекрасно оборудованными складскими помещениями, общая площадь которых превышает 17 000 кв.м. Компания располагает собственным таможенным складом и складом сильнодействующих препаратов. Наличие данных подразделений позволяет упростить процедуру заключения прямого контракта с зарубежными фирмами-производителями медикаментов, сократить сроки получения товара, снять ограничения по объёмам закупок.

С самого начала своего существования «Россиб Фармация» идёт по пути заключения прямых контрактов с производителями, исключая посредников. В настоящее время компания предлагает продукцию 639 поставщиков из 44 стран мира. Кроме того, партнёрами – поставщиками «Россиб Фармации» являются большинство ведущих российских производителей, доля продукции которых в объёмах продаж на сегодняшний день весьма значительна. Работа по прямым контрактам позволяет устанавливать оптимальный уровень цен, без дополнительной торговой надбавки.

Компания осуществляет поставки медикаментов предприятиям различных форм собственности. В их числе муниципальные и коммерческие аптеки, фармации, лечебные учреждения и фармацевтические фирмы по всей стране. Благодаря четкой и отлаженной работе специалистов компании "Россиб Фармация", в аптеки, фармации и ЛПУ 47 регионов России за одно только первое полугодие 2002 года уже поступило 9700 наименований фармацевтических препаратов и изделий медицинского назначения. Все медикаменты снабжаются необходимой сопроводительной документацией. Количество покупателей компании превышает 9000 и продолжает расти.

Отлаженная работа высококвалифицированного персонала позволяет компании поддерживать высокий уровень сервиса и отгружать медикаменты в оптимально короткие сроки. Штат компании составляет более 1650 человек, из них 215 - менеджеры по продажам, которые осуществляют личные визиты к покупателям для решения оперативных вопросов. Отправка производится авто-, авиа - и железнодорожным транспортом в любой регион России. Приём заявок осуществляется в новосибирском и московском офисах компании, а также в офисах каждого из 23 филиалов и 16 региональных представительств компании.

Компания осуществляет поставки медикаментов предприятиям различных форм собственности. В их числе крупнейшие фармации, аптеки, лечебные учреждения и фармацевтические фирмы Урала, Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока, Москвы и Европейской части России.

В настоящее время на аптечном складе ЗАО "РОСТА" г. Новосибирска находится лекарств на сумму 15 млн. руб.

4.4. Внешнее оформление склада

Внешнее  оформление   аптечного   склада  ЗАО «РОСТА» содержит  вывеску  "Аптечный  склад"  с указанием   организационно - правовой формы собственности и режима работы.

В удобном для ознакомления месте на аптечном складе ЗАО «РОСТА» вывешивается копия государственной лицензии и приложения к ней. Аптечный склад должен также иметь справочную литературу, нормативные правовые акты, регламентирующие обращение лекарственных средств.

4.5. Организационная структура. Отделы склада, функции отделов

Аптечный склад возглавляются заведующим-провизором, который осуществляет свою деятельность на основе единоначалия и несет персональную  ответственность  за  выполнение  возложенных  на Склад   задач,  пользуется правом найма и увольнения сотрудников склада.

Руководство аптечным  складом  ЗАО «РОСТА» осуществляет  специалист  с   фармацевтическим  образованием со стажем работы более трех лет,   получивший в установленном порядке аккредитационный сертификат.

Закупка, прием, хранение, оптовая реализация лекарственных   средств и  изделий  медицинского  назначения  и  другой  продукции   осуществляются двумя специалистами с фармацевтическим   образованием, получившими в установленном порядке аккредитационные   сертификаты.

В   своей   деятельности   сотрудники   аптечного   склада   руководствуются  действующими  нормативными  документами в области   фармации,  правилами внутреннего трудового распорядка.

4.6. Состав помещений (отдел приема, отделы хранения, отдел комплектовки, отдел экспедиции, отдела сертификации). Краткая характеристика производственных помещений. Оборудование помещений.

Площадь производственных помещений аптечного склада должна   составляет 150 кв. м, обеспечивать возможность выполнения   основных функций, задач и включает:

- отдел приема продукции (комната 20 кв. м);

- отдел хранения медикаментов (комната 70 кв. м);

- помещение для медикаментов и изделий медицинского назначения,   требующих особых условий хранения (комната 20 кв. м);

- отдел экспедиции (комната 20 кв. м);

- служебно - бытовые помещения (20 кв. м).

Аптечный  склад  ЗАО «РОСТА» представляет  изолированный  блок   помещений с отдельным входом и подъездными путями.

При  осуществлении аптечным складом перефасовки субстанций   предусмотрены:

- комната  для   перефасовки  субстанций   площадью   20 кв. м;

- дистилляционно - стерилизационная - 10 кв. м;

- моечная - 12 кв. м.

Аптечный  склад  ЗАО «РОСТА»  оснащен   оборудованием   и   инвентарем в соответствии с выполняемыми функциями:

- стеллажами,   поддонами,    подтоварниками    для    хранения   медикаментов;

- холодильными    камерами    для    хранения    термолабильных   лекарственных средств;

- средствами механизации для погрузочно - разгрузочных работ;

- приборами для регистрации параметров воздуха;

- деревянными  и  металлическими шкафами (сейфами) для хранения   отдельных групп  лекарственных  средств,  учетной  документации  и   справочной литературы;

- рабочими столами и стульями;

- шкафами   для  раздельного  хранения  специальной  и  верхней   одежды, обуви;

- дезсредствами  и  хозинвентарем  для  обеспечения санитарного   режима.

При  осуществлении  функций  по   перефасовке   субстанций   аптечный склад ЗАО «РОСТА» дополнительно оснащен:

- весоизмерительными приборами,  проверенными  в  установленном   порядке;

- дистилляторами;

- сушильными шкафами;

- другим   оборудованием   в   соответствии   с  установленными   требованиями.

4.7. Хранение лекарственных средств (хранение ЛС, требующих особых условий, защиты от света, пониженной температуры, огнеопасные, взрывоопасные, хранение лекарственного растительного сырья)

Помещения, площади и оборудование аптечного склада ЗАО «РОСТА» соответствуют квалификационным требованиям, предъявляемым при лицензировании оптовой реализации лекарственных средств.

Хранение лекарственных средств на аптечном складе осуществляется в соответствии с токсикологическими, фармакологическими, физико-химическими свойствами ингредиентов, входящих в их состав, а также в зависимости от способа применения (внутреннее, наружное) и влияния различных факторов внешней среды (температура, влажность, освещенность) на качество лекарственных средств. [6]

Список литературы

1.     Федеральный закон «О лекарственных средствах» от 22.06.1998 № 86-ФЗ (в ред. Федеральных закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ)

2.     Приказ МЗ РФ от 13.11. 1996 г. № 377. «Об организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения»

3.     Отраслевой стандарт ОСТ 91500.05.0007-2003 "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения", утвержденный Приказом Минздрава России от 04.03.2003 N 80 (зарегистрировано в Минюсте РФ 17 марта 2003 г. N 4272).

4.     Сборник основных нормативных документов для фармацевтических организаций (с дополнениями и изменениями на 01.04.05 г). – ОГУП «Центр фармацевтической информации», Новосибирск, 2005.

5.     Приказ МЗ РФ от 13.03.2002 г «Об утверждении отраслевого стандарта» «Правила оптовой торговли лекарственными средствами. Основные положения» (в ред. Приказа Минздрава РФ от 28.03.2003 г № 130)

6.     Приказ МЗ РФ от 05.11. 1997 № 309 «Об утверждении инструкции по санитарному режиму аптечных организаций (аптек)» в ред. Приказа Минздрава РФ от 24.04. 2003 № 172

7.     Приказ 427 от 31.07.2003 «Об усилении контроля качества лекарственных средств"

8.     Приказ 787 от 29.12.2003 "Об усилении контроля качества субстанций лекарственных средств»

9.     www.pic.sib.ru/scripts/wpic.exe?M=20

10.                       lek.nsk.ru


[1] www.pic.sib.ru/scripts/wpic.exe?M=20

[2] Отраслевой стандарт ОСТ 91500.05.0007-2003 "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения", утвержденный Приказом Минздрава России от 04.03.2003 N 80 (зарегистрировано в Минюсте РФ 17 марта 2003 г. N 4272).

[3] Приказ МЗ РФ от 05.11. 1997 № 309 «Об утверждении инструкции по санитарному режиму аптечных организаций (аптек)» в ред. Приказа Минздрава РФ от 24.04. 2003 № 172

[4] Приказ МЗ РФ от 13.03.2002 г «Об утверждении отраслевого стандарта» «Правила оптовой торговли лекарственными средствами. Основные положения» (в ред. Приказа Минздрава РФ от 28.03.2003 г № 130)

[5] Отраслевой стандарт ОСТ 91500.05.0007-2003 "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения", утвержденный Приказом Минздрава России от 04.03.2003 N 80 (зарегистрировано в Минюсте РФ 17 марта 2003 г. N 4272).

[6] Приказ МЗ РФ от 13.11. 1996 г. № 377. «Об организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения»