Содержание

Введение 3

Плательщики, объект налогообложения 5

Налоговая база по налогу_ 7

Налоговый период и налоговая ставка 10

Порядок расчета и периодичность уплаты налога 13

Реформирование системы налогообложения при добыче полезных ископаемых  14

Заключение 17

Список литературы_ 19

Введение

Организации, занимающиеся освоением и разработкой месторождений, с 1 января 2002 года не делают отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, а перечисляют платежи за добычу полезных ископаемых, а нефтегазодобывающие компании не обязаны уплачивать еще и акцизы по нефти и стабильному газовому конденсату. Вместо всех этих платежей теперь организации платят налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

Платежи за пользование недрами при добыче полезных ископаемых были введены в 1992 году не налоговым законом, а актом, регулирующим правовые вопросы недропользования, - Законом РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах". Это и оправданно - особый статус всех ресурсных платежей (в качестве компенсационных платежей) предопределен их гражданско-правовым характером: условия пользования недрами закрепляются в лицензиях на право добычи полезных ископаемых, пользования водными объектами. Разрешительный характер имеют и платежи за пользование лесным фондом, и платежи за загрязнение окружающей природной среды.

В настоящее время порядок исчисления и уплаты этого налога установлен главой 26 Налогового кодекса РФ.

Экономическое содержание налога обусловлено выполнением налогом следующих основных функций:

- фискальной (выражается в обеспечении поступления налогов в установленных налоговыми правилами размерах и сроки, а также в объемах, предусматриваемых соответствующими бюджетами);

- регулирующей (выступает в виде использования налогов в качестве инструмента распределения и перераспределения валового внутреннего продукта путем введения налогов, установления ставок, определения налоговой базы и уровня зачисления поступающих средств);

- стимулирующей (при помощи дифференциации налоговых ставок, введения налоговых льгот, изъятия из налоговой базы государство осуществляет стимулирование развития отдельных отраслей экономики, инвестирование средств и т. д.).

Таким образом, целью настоящей работы является рассмотрение порядка налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых.

Плательщики, объект налогообложения

Налог должны платить организации и предприниматели, которые ведут добычу полезных ископаемых на территории Российской Федерации и ее континентального шельфа.

Плательщики налога должны встать на учет в налоговых органах. Это надо сделать в том регионе, где находится участок недр, предоставленный налогоплательщику в пользование. Организации и предприниматели, которые добывают полезные ископаемые за пределами России, но на территории, находящейся под ее юрисдикцией должны зарегистрироваться в качестве плательщиков НДПИ по своему местонахождению. Это касается и тех налогоплательщиков, которые проводят аналогичные работы на континентальном шельфе РФ или в ее исключительной экономической зоне.

Налогом облагаются полезные ископаемые, которые добыты на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование. Об этом сказано в статье 336 Налогового кодекса РФ. Причем речь идет как об участках, расположенных на территории Российской Федерации, так и за ее пределами (если они находятся под российской юрисдикцией).

Кроме того, НДПИ облагаются полезные ископаемые, которые налогоплательщик извлек из отходов или потерь добывающего производства. Правда, лишь при том условии, что эта деятельность подлежит обязательному лицензированию.

Исчерпывающий перечень полезных ископаемых (13 видов), которые облагаются НДПИ, приведен в пункте 2 статьи 337 Налогового кодекса РФ. Среди прочего в нем названы каменный и бурый уголь, торф, нефть, газовый конденсат, товарные руды черных и цветных металлов, природная соль и минеральная вода. Для целей налогообложения они признаются полезными ископаемыми, если их качество соответствует государственным, отраслевым, международным или фирменным стандартам.

В пункте 2 статьи 336 Налогового кодекса РФ перечислены те полезные ископаемые, которые не облагаются налогом. В частности, к ним относятся общераспространенные полезные ископаемые (например, песок), которые добыли индивидуальные предприниматели и использовали их для личных нужд. Кроме того, НДПИ не облагаются геологические коллекционные материалы, а также полезные ископаемые, добытые при образовании, использовании, реконструкции или ремонте особо охраняемых геологических объектов.

Налоговая база по налогу

НДПИ уплачивается со стоимости добытых полезных ископаемых, она и является налоговой базой по этому налогу. Организация должна рассчитывать эту стоимость отдельно по каждому виду своей продукции. Как это сделать? Нужно умножить количество добытого полезного ископаемого на стоимость его единицы. Это может быть единица нетто массы (грамм, килограмм, тонна и т. д.) или объема (литр).

О том, как определить количество добытых полезных ископаемых, сказано в статье 339 Налогового кодекса РФ. Здесь возможно два метода: прямой (с помощью измерительных приборов) и косвенный (исходя из содержания полезного ископаемого в добытом минеральном сырье). Причем косвенный метод налогоплательщик вправе применять лишь в том случае, если он не может измерить количество полезных ископаемых путем прямого подсчета.

Метод, выбранный налогоплательщиком, надо утвердить в учетной политике для целей налогообложения. В дальнейшем его можно будет заменить, если изменится технический проект разработки месторождения или технология добычи полезного ископаемого.

Рассмотрим, как рассчитать стоимость единицы добытого полезного ископаемого. В соответствии со статьей 340 Налогового кодекса РФ этот расчет можно провести одним из трех способов. Первый или второй способ предусматривает, что налогоплательщик должен исходить из выручки от реализации полезного ископаемого, полученной за соответствующий квартал. Разница между этими способами состоит лишь в том, что один из них (первый) предназначен для организаций, которые получают субвенции из бюджета. Оценивая добытые полезные ископаемые, такие организации должны уменьшить свою выручку на сумму бюджетных средств. Кроме того, из выручки надо вычесть НДС, и расходы по доставке добытого полезного ископаемого до получателя. К таким расходам, в частности, относятся оплаченные таможенные пошлины и сборы, суммы взносов по обязательному страхованию грузов, расходы по транспортировке магистральными трубопроводами и транспортом, расходы на слив, налив, разгрузку и перегрузку, а также стоимость услуг портов и транспортно-экспедиционных компаний.

Стоимость единицы полезного ископаемого можно определить, разделив выручку от реализации этого ископаемого на его количество.

Третий способ оценки полезных ископаемых должны применять те налогоплательщики, которые не могут определить выручку от реализации (например, если такой выручки просто нет). Суть способа состоит в том, что стоимость полезного ископаемого принимают равной расчетной стоимости. А расчетную стоимость формируют из прямых и косвенных расходов, признаваемых при налогообложении прибыли. При этом к прямым расходам статья 340 Налогового кодекса РФ относит:

- материальные расходы, связанные с добычей полезных ископаемых (за исключением затрат на хранение, транспортировку, предпродажную подготовку и реализацию);

- расходы на оплату труда работников, занятых добычей полезных ископаемых;

- суммы амортизации по основным средствам и нематериальным активам, использованным при добыче полезных ископаемых;

- затраты на ремонт основных средств;

- финансовые вложения на освоение природных ресурсов;

- расходы по ликвидации основных средств, а также затраты на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов.

Все остальные расходы, связанные с добычей полезных ископаемых (за исключением резерва по сомнительным долгам), считаются косвенными.

Прямые расходы надо распределить между добытыми полезными ископаемыми и остатком незавершенного производства. Как это сделать, рассказано в статье 319 Налогового кодекса РФ. В свою очередь косвенные расходы надо распределить между всеми видами товаров (работ, услуг), произведенных налогоплательщиком. Это можно сделать исходя из доли каждого товара (работы, услуги) в общей выручке от их реализации.

Налоговый период и налоговая ставка

Налоговый период по НДПИ равен календарному месяцу. А величина ставки зависит от того, какое полезное ископаемое добывает налогоплательщик.

В пункте 1 статьи 342 Налогового кодекса РФ приведен перечень полезных ископаемых, которые облагаются налогом по ставке 0 процентов. В частности, к ним относятся попутный газ, попутные и дренажные подземные воды, извлеченные при разработке полезных ископаемых, а также минеральные воды, используемые самим налогоплательщиком в лечебных и курортных целях. Кроме того, по нулевой ставке облагаются потери полезных ископаемых в пределах норм, которые должно утвердить Правительство РФ.

В некоторых случаях налог на добычу полезных ископаемых можно рассчитывать по ставкам, умноженным на понижающий коэффициент 0,7. Это касается полезных ископаемых, добытых из месторождений, поиск и разведку которых оплатил сам налогоплательщик.

Для нефти ставка НДПИ равна 16,5 процента. Однако применять ее надо лишь начиная с 2005 года. До этого нефть будет облагаться новым налогом по ставке 340 руб. за тонну. Так сказано в статье 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 126-ФЗ. Причем данную ставку следует применять со специальным коэффициентом (Кц), который налогоплательщик должен рассчитать по следующей формуле:

Кц = (Ц - 8) х Р : 252,

где Ц - средний за квартал уровень цен сорта нефти "Юралс" в долларах США за баррель, а Р - средний за тот же период курс доллара США, установленный ЦБ РФ.

Первый показатель можно рассчитать так: сложить среднеарифметические цены покупки и продажи нефти "Юралс" на рынках нефтяного сырья за все дни торгов в квартале и полученную сумму разделить на количество этих дней. Информацию о ежедневных котировках нефти указанного сорта налогоплательщики смогут получить из официальных источников информации.

Средний курс доллара США рассчитать несложно: нужно сложить показатели курса доллара за все дни квартала и полученную сумму разделить на число этих дней.

Так согласно НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке:

3,8 процента при добыче калийных солей;

4,0 процента при добыче:

торфа;

угля каменного, угля бурого, антрацита и горючих сланцев;

апатит-нефелиновых, апатитовых и фосфоритовых руд;

4,8 процента при добыче кондиционных руд черных металлов;

5,5 процента при добыче:

сырья радиоактивных металлов;

горно-химического неметаллического сырья (за исключением калийных солей, апатит-нефелиновых, апатитовых и фосфоритовых руд);

неметаллического сырья, используемого в основном в строительной индустрии;

соли природной и чистого хлористого натрия;

подземных промышленных и термальных вод;

нефелинов, бокситов;

6,0 процента при добыче:

горнорудного неметаллического сырья;

битуминозных пород;

концентратов и других полупродуктов, содержащих золото;

иных полезных ископаемых, не включенных в другие группировки;

6,5 процента при добыче:

концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы (за исключением золота);

драгоценных металлов, являющихся полезными компонентами многокомпонентной комплексной руды (за исключением золота);

кондиционного продукта пьезооптического сырья, особо чистого кварцевого сырья и камнесамоцветного сырья;

7,5 процента при добыче минеральных вод;

8,0 процента при добыче:

кондиционных руд цветных металлов (за исключением нефелинов и бокситов);

редких металлов, как образующих собственные месторождения, так и являющихся попутными компонентами в рудах других полезных ископаемых;

многокомпонентных комплексных руд, а также полезных компонентов многокомпонентной комплексной руды, за исключением драгоценных металлов;

природных алмазов и других драгоценных и полудрагоценных камней;

16,5 процента при добыче углеводородного сырья, если иное не установлено настоящим пунктом;

17,5 процента при добыче газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья;

107 рублей за 1 000 кубических метров газа при добыче газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья.

Порядок расчета и периодичность уплаты налога

Сумма налога уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Если добыча производится на территории России, то налог уплачивается по месту нахождения участка недр, если за территорией России - по месту нахождения предприятия или жительства индивидуального предпринимателя.

Налог на добычу полезных ископаемых относится к категории налогов, по которым установлены обязательные авансовые платежи, засчитываемые налогоплательщику при подведении итогов налогового периода.

Рассмотрим порядок расчета налога.

В I квартале 2003 года ООО "Аква" добыло 100 000 литров минеральной воды. Выручка от реализации одного литра такой воды составила 2 долл. США (без учета НДС).

Отметим, что ООО "Аква" при расчете налога на прибыль определяет доходы и расходы методом начисления. Поэтому выручку от продажи минеральной воды нужно пересчитать в рубли по курсу, который установлен Центральным банком РФ на день отгрузки товара покупателю. Курс Центрального банка РФ был равен:

- на дату отгрузки 35 000 литров минеральной воды - 31 руб.;

- на дату отгрузки 65 000 литров минеральной воды - 31,5 руб.

Таким образом, налоговая база по налогу на добычу полезных ископаемых будет равна:

35 000 л х 2 USD х 31 руб/USD + 65 000 л х 2 USD х 31,5 руб/USD = 6 265 000 руб.

ООО "Аква" должно начислить налог на добычу полезных ископаемых с 6 265 000 руб.

Реформирование системы налогообложения при добыче полезных ископаемых

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), введенный главой 26 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) с 1 января 2002 года, не стал исключительно новым налоговым инструментом, используемым при налогообложении пользования недрами в целях добычи полезных ископаемых: он заменил два основных платежа - за пользование недрами при добыче полезных ископаемых и отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы (ОВМСБ), а в отношении нефти и газового конденсата - кроме того, акциз. На этом основании НДПИ можно назвать единым налогом на добычу полезных ископаемых.

Изменения, введенные главой 26 НК РФ, не коснулись только состава налогоплательщиков: НДПИ уплачивается организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими добычу различных видов полезных ископаемых: углеводородного сырья (нефть, природный газ, газовый конденсат), руд цветных, в том числе драгоценных, и черных металлов, горно-химического сырья, драгоценных камней, строительного сырья, а также трех типов подземных вод: промышленных, минеральных и термальных. Остальные типы вод переведены в разряд объектов налогообложения по плате за пользование водными объектами.

Различия системы платежей при пользовании недрами и НДПИ объясняются стремлением законодателя сформировать фискально ориентированную модель налогообложения при добыче полезных ископаемых и выражаются в существенном росте в 2002 году налоговых поступлений, что закономерно привело к отказу от рентного характера платежей при недропользовании.

В 2001 году в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило 132 млрд руб. платежей за пользование недрами при добыче полезных ископаемых, ОВМСБ, акциза на нефть и стабильный газовый конденсат. Что касается НДПИ, то его в 2002 году поступило в 2,1 раза больше (275 млрд руб.).

По поступлениям в федеральный бюджет структурный сдвиг более заметен: доходы бюджета от отмененных налогов в 2001 году составляли 56 млрд руб.; НДПИ поступил в 2002 году в сумме 205 млрд руб., или в 3,8 раза большей.

Ощутимой стала и доля НДПИ в общих налоговых поступлениях: по итогам 2002 года удельный вес этого налога составил 11,8% доходов консолидированного бюджета Российской Федерации и 17,8% доходов федерального бюджета.

Более 95% поступлений НДПИ и 100% всех дополнительных поступлений (по сравнению с платежами 2001 года) обеспечены поступлениями налога при добыче углеводородного сырья; причем доходы от нефти и газового конденсата, извлекаемого из нефтегазоконденсатных месторождений, составили 88%, остальную долю - от природного газа и газового конденсата из газоконденсатных месторождений.

Рост и структура поступлений НДПИ обусловлены, в первую очередь, изменением порядка налогообложения добычи нефти и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений. К налоговой базе, определяемой по данному виду полезных ископаемых как количество, применяются специфические ставки налога, позволяющие взимать налог независимо от трансфертных, внутрикорпоративных цен, составляющих гораздо меньшую величину по сравнению с реальной рыночной стоимостью добытых полезных ископаемых.

Кроме того, в числе факторов, оказавших положительное влияние на поступления от этого налога, следует отметить высокий уровень цен на нефть на мировом рынке нефтяного сырья и рост объемов добычи углеводородного сырья в 2002 году.

По углеводородному сырью с введением НДПИ изменилось и межбюджетное распределение: теперь в федеральный бюджет поступает 80% (а с территорий автономных округов - 74,5%) общей суммы налога, в то время как ранее в федеральный бюджет зачислялось 60% платежей. Налог на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе, в свободной экономической зоне полностью поступает в федеральный бюджет.

Таким образом, основное отличие новой системы налогообложения состоит в исчислении НДПИ в отношении так называемого основного вида полезных ископаемых (нефть и газовый конденсат из нефтегазоконденсатных месторождений) по методу специфических ставок, который использовался до 1 января 2002 года только по акцизу на нефть и стабильный газовый конденсат и был отменен в связи с введением НДПИ.

Заключение

Налог на добычу полезных ископаемых регулируется главой 26 НК РФ.

Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся пользователями недр в соответствии с законодательством РФ. Они подлежат постановке на учет в качестве плательщиков данного налога в течение 30-ти дней с момента государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.

Полезным ископаемым считается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в минеральном сырье (породе, жидкости или иной смеси), которая по стандарту определяется как первая, т.е. не подвергшаяся переработке. Любая ее переработка относится к обрабатывающей продукции. Исключение составляют такие изменения продукции, которые являются неотъемлемыми элементами технологии работ по ее добыче.

Объектом налогообложения являются:

1) полезные ископаемые, добытые из недр на территории России на полученном в пользование участке недр;

2) полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающих производств, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию;

3) полезные ископаемые, добытые за пределами территории России, если добыча осуществляется на участке недр, полученном в пользование на территориях, на которые распространяются полномочия России, а также территориях, арендуемых ею или используемых на основе международных договоров.

Налоговая база определяется отдельно по каждому полезному ископаемому как стоимость добытого количества в единицах массы или объема. Количество извлеченного полезного ископаемого выявляется либо способом непосредственного измерения с учетом потерь, либо расчетным путем. Порядок определения должен быть отражен в учетной политике предприятия. Исключение составляет процесс выявления количества добытых драгоценных металлов, драгоценных камней и самородков. Для них законодательством установлен особый порядок.

Для исчисления суммы налога к полученной налоговой базе применяются установленные ставки, зависящие от вида и группы полезных ископаемых.

Список литературы

1.     Налоговый кодекс РФ. – М., 2006.

2.     Кожинов В.Я. Основы бухгалтерского учета. - СПС "Гарант", 2004.

3.     Семенов Л. Ископаемый налог // Двойная запись. – N 1. – 2005.

4.     Юмаев М.М. Новое в исчислении налога на добычу полезных ископаемых. Комментарий к главе 26 НК РФ // Главбух, Отраслевое приложение "Учет в производстве". – N 3. – 2004.

5.     Юмаев М.М. О реформировании системы налогообложения при добыче полезных ископаемых // Налоговый вестник. – N 7. – 2005.