Содержание

Введение.......................................................................................................... 3

Глава 1. Основные понятия снабженческо – заготовительной деятельности в системе управленческого учета................................................................... 6

1.1. Место и роль процессов снабженческо – заготовительной деятельности в системе управленческого учета.............................................................................................................. 6

1.2. Состав и классификация затрат, связанных с созданием, хранением запаса материалов...................................................................................................................................................... 8

Глава 2. Запасы снабженческо – заготовительной деятельности......... 14

2.1. Оценка и учет материальных запасов......................................................................... 14

2.2. Методика расчета трансфертных цен...................................................................... 18

2.3. Планирование и контроль уровня запасов................................................................... 21

2.4. Необходимость управления запасами и перспективы совершенствования.......... 25

2.5. Определение оптимального размера заказа................................................................ 28

Заключение.................................................................................................. 29

Список литературы..................................................................................... 31

Введение

Переход к рыночным отношениям совершенно по-иному определяет место предприятия в экономике. Эффективность его работы во многом зависит от управленческой деятельности, обеспечивающей реальную экономическую самостоятельность предприятия, его конкурентоспособность и стоимостное поло­жение на рынке. Она потребовала другого подхода и организа­ции информационной системы. Бухгалтерский (финансовый) учет как основная часть существующей информационной сис­темы предприятия не обеспечивает управленцев всех уровней оперативной информацией. В силу своей специфики финансо­вый учет не может предоставить информацию и для разработки стратегии и тактики внутреннего управления деятельностью предприятия в условиях рынка.

Управленческие решения предпринимательской деятельно­сти основываются на плановой, нормативной, технологиче­ской, учетной и аналитической информации. Контроль и регу­лирование — основные функции управления — реализуются в сопоставлении плановых данных и сведений оперативного уче­та. Оценка результатов управленческих решений и ответствен­ность за их исполнение производятся по данным внутренней отчетности. Планирование и координация будущего развития предприятия базируются на аналитических расчетах, произве­денных с помощью специфических приемов.

В информационной системе предприятия такие функции выполняет бухгалтерский (управленческий) учет. Ме­ждународная практика бухгалтерского учета относит выделение управленческого учета из общей системы к 40-м — 50-м годам XX в. Прежде всего это было связано с проблемой повышения эффективности предпринимательской деятельности. Управленческий учет имеет присущие ему отличительные признаки, методы, приемы, способы и принципы ведения. Он выступает как особая область экономических знаний.

Цель настоящей работы – управленческий учет Переход к рыночным отношениям совершенно по-иному определяет место предприятия в экономике. Эффективность его работы во многом зависит от управленческой деятельности, обеспечивающей реальную экономическую самостоятельность предприятия, его конкурентоспособность и стоимостное поло­жение на рынке. Она потребовала другого подхода и организа­ции информационной системы. Бухгалтерский (финансовый) учет как основная часть существующей информационной сис­темы предприятия не обеспечивает управленцев всех уровней оперативной информацией. В силу своей специфики финансо­вый учет не может предоставить информацию и для разработки стратегии и тактики внутреннего управления деятельностью предприятия в условиях рынка.

Управленческие решения предпринимательской деятельно­сти основываются на плановой, нормативной, технологиче­ской, учетной и аналитической информации. Контроль и регу­лирование — основные функции управления — реализуются в сопоставлении плановых данных и сведений оперативного уче­та. Оценка результатов управленческих решений и ответствен­ность за их исполнение производятся по данным внутренней отчетности. Планирование и координация будущего развития предприятия базируются на аналитических расчетах, произве­денных с помощью специфических приемов.

В информационной системе предприятия такие функции выполняет бухгалтерский (управленческий) учет. Ме­ждународная практика бухгалтерского учета относит выделение управленческого учета из общей системы к 40-м — 50-м годам XX в. Прежде всего это было связано с проблемой повышения эффективности предпринимательской деятельности. Управленческий учет имеет присущие ему отличительные признаки, методы, приемы, способы и принципы ведения. Он выступает как особая область экономических знаний.

Цель настоящей работы – управленческий учет снабженческо-заготовительной деятельности.

Глава 1. Основные понятия снабженческо – заготовительной деятельности в системе управленческого учета

1.1. Место и роль процессов снабженческо – заготовительной деятельности в системе управленческого учета

Процессы снабженческо-заготовительной деятельности являются первым переделом производства. От их состояния зависит производственная, финансовая, сбытовая и организационная деятельность предприятия.

Понятие «производство» в микроэкономике представляет собой целенаправленную деятельность, результатом которой является превращение отдельных компонентов в полезный продукт или изменение свойств, формы продукта. Производственная система предприятия состоит из совокупности взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов. Под ними обычно понимают различные ресурсы, необходимые для производства, и результат производства. Продукт как цель создания и действия производственной системы выступает процессе изготовления в разных видах относительно своего исходного материала и готовности. Производство продукта есть определенная технология, в соответствии с которой завершается трансформация затрат в продукцию.

Каждый элемент рассматриваемой производственной системы вступает в производстве как самостоятельная система, состоящая из более простых компонентов. Системы различаются своими целями, имеют конкретные характеристики и факторы, подчиняются объективным законам экономики.

В качестве отдельных систем действуют экономические ресурсы, материальные ресурсы — сырьевые материалы и капитал; людские ресурсы — труд и предпринимательская способность. По видам функциональной роли, выполняемой в производственной системе ресурсы подразделяют на материалы, средства производства, рабочую силу.

Материальные ресурсы характеризуются ограниченностью и вступают в противоречие с безграничными потребностями. Это фундаментальное положение образует основу экономики и вызывает потребность в управлении и соответственно в управленческом учете.

Задачи управленческого учета снабженческо-заготовительной деятельности:

выбор процедуры управления материальными запасами;

методы оценки расхода и запаса материалов;

сбор информации о показателях затрат на запасы;

объекты учета затрат на запасы;

процедуры контроля за использованием материалов в произво стве;

разработка концепции управления снабженческо-заготовительной деятельностью.

1.2. Состав и классификация затрат, связанных с созданием, хранением запаса материалов

Управление материальными запасами в своей первой фазе сопряжено с классификацией затрат, связанных с созданием и хранением материалов.

В соответствии с целями управления группировка основана на следующих принципах:

1) по компонентам затрат;

2) по степени воздействия;

3) по отношению к объему поставок;

4) по видам работ;

5) по местам возникновения затрат.

По компонентам затраты подразделяют на:

А. Затраты на поддержание запасов, т. е. связанные с владением запасами.

1. Коммерческие затраты:

а) проценты;

б) страхование;

в) налоги на капитал, вложенный в запасы (налог на имущество).

2. Затраты на хранение:

а) содержание складов;

б) операции по перемещению запасов.

3. Затраты, связанные с риском потерь вследствие:

а) устаревания;

б) порчи;

в) замены одного вида материала на складе другим;

г) замедления темпов потребления данного продукта.

4. Возможности получения прибыли путем вложения средств в следующих альтернативных направлениях:

а) увеличение производственной мощности;

б) снижение стоимости продукции;

в) капиталовложения в другие предприятия;

г) выплата дивидендов.

Общая ежегодная сумма этих затрат примерно соответствует величине вложений капитала в запасы.

Б. Затраты, связанные с размером партий, т, е. затраты, пропорциональные количеству заказанных партий, а не количеству выпускаемых изделий:

1. Выдача и закрытие заказов.

2. Ведение соответствующих переговоров.

3. Подготовка производства:

а) наладка оборудования;

б) испытание первого образца изделия;

в) брак, полученный при наладке оборудования;

г) потери времени на период освоения операций.

4. Потеря мощности при изменении видов работ.

5. Затраты на перемещение партий, оперативное планированием расходы, связанные с ускорением оборота оборотных средств.

6. Риск исчерпания запасов.

Общая годовая сумма перечисленных затрат в расчете на единицу материалов пропорциональна количеству выданных заказов.

В. Затраты, связанные с дефицитом запасов, т. е. возникающие при отсутствии необходимых материалов:

1. Ускорение доставки поступающих материалов:

а) расходы на связь;

б) расходы на разъезды;

в) оплата агента;

г) дополнительные расходы, связанные с малыми размерами партий;

д) премии за быструю доставку изделий, а также связанные с малыми размерами партий.

2. Ускорение движения заказов на предприятии:

а) затраты на изменение графика очередности заказов;

б) дополнительные затраты, связанные с дроблением партий.

3. Ускорение поставки отгружаемых материалов:

а) расходы на связь;

б) расходы на перевозку товаров отдельными партиями;

в) премии за быструю транспортировку.

4. Коммерческие убытки и расходы: потеря прибылей и рост доли накладных расходов, связанный с сокращением объема продаж из-за отсутствия требуемых товаров:

а) конкуренты данного предприятия получают возможность установить связи с ее заказчиками;

б) заказчики побуждаются к размещению заказов у других поставщиков;

в) появляется необходимость затрачивать время на восстановление отношений с клиентами, которое можно было бы использовать для заключения новых соглашений;

г) необходимость дополнительных расходов на поощрение мероприятий по сохранению объема продаж.

Общая годовая сумма этих потерь пропорциональна количеству товаров, запасы которых исчерпаны полностью или почти полностью.

Г. Затраты на управление запасами:

1. Затраты на обучение:

а) технического персонала;

б) управленческого аппарата.

2. Затраты на содержание: •

а) технического персонала;

б) конторских служащих.

Затраты по пункту 1 незначительны. Ежегодная общая сумма по пункту 2 примерно пропорциональна объему капиталовложений в запасы.

По степени воздействия на общую сумму затрат их группируют на  регулируемые и нерегулируемые.

К регулируемым относятся затраты, величина которых находится в прямой зависимости от воздействия на них со стороны менеджера. В данном случае ответственными за эти затраты являются заведующие складами, менеджеры групп закупки материалов, групп подготовки производства и контроля за издержками производств групп оформления заказов.

В тех случаях, когда менеджеры не могут влиять на величину затрат, затраты классифицируются как нерегулируемые. Например затраты на содержание персонала управления складом, амортизация складских помещений и др.

По отношению к объему поставок: вмененные и релевантные.

Вмененные издержки — это инвестиции в запасы. Большие предприятия вынуждены вкладывать оборотные средства в создание крупных активов. Вмененные издержки отражаются на прибыли которая могла бы быть получена, если бы средства не были иммобилизованы при инвестировании в запасы, а использованы по другим направлениям. К ним относятся издержки, которые зависят от количества купленных единиц запаса. В связи с этим важна информация о вмененных издержках, чтобы инвестиции не становились неоправданно большими и приносили доход.

Релевантные это издержки, связанные с хранением запасов и выполнением заказа.

В стоимость хранения запасов обычно входят:

вмененные потери по инвестициям в запасы;

дополнительные расходы по страхованию;

дополнительные затраты на складское хранение и стоимость хранения запасов;

дополнительные расходы на обработку материала;

затраты вследствие морального износа и ухудшения характеристик запасов.

В релевантные затраты на хранение включают только те статьи, которые меняются в зависимости от уровня запасов. Например, затраты на складское хранение и стоимость хранения запасов состоят только из тех расходов, которые будут меняться с изменением количества заказанных единиц запаса. Заработная плата кладовщика, амортизация оборудования и постоянная арендная плата за оборудование и здания не относятся к релевантным затратам, потому что на них не оказывает влияние изменение уровня запасов.

Релевантные затраты хранения запасов для таких статей, как расходы на обработку материалов, издержки вследствие морального износа и ухудшения характеристик материалов, трудно учесть, но эти затраты не являются важными для принятия решения об инвестициях. Обычно стоимость хранения запасов выражается в процентах на 1 руб. обычных инвестиций.

По видам работ издержки классифицируют в соответствии с технологией хранения запасов: погрузо-разгрузочные, транспортные работы, сортировка, складирование, физико-химические анализы и др. Классификация по видам работ закладывается в основу построения смет затрат и системы контроля за издержками. Однако эта группировка не позволяет с достаточной степенью достоверности подготовить информацию для организации системы контроля по центрам ответственности, так как один и тот же вид работ будет выполняться для разных мест одним или несколькими исполнителями, внутренними подразделениями и внешними подрядчиками. В соответствии с этим классификация затрат по видам работ дополняется группировкой по местам возникновения затрат.

Классификация затрат по местам их возникновения зависит от организационной структуры управления и поэтому на каждом предприятии разрабатывается своя номенклатура статей. В создании системы обеспечения информацией разных уровней управления важное место отводится выбору показателей деятельности снабженческо-заготовительных служб.

Глава 2. Запасы снабженческо – заготовительной деятельности

2.1. Оценка и учет материальных запасов

Требования к оценке запасов. Выбор метода оценки материальных запасов должен отвечать следующим требованиям:

соответствовать регламентирующим документам состава затрат, включаемых в себестоимость продукции, работ и услуг;

отражать учетную политику предприятия, касающуюся оценки имущества;

выступать основным элементом и принятии решений «закупать или производить»;

быть согласованным с системой контроля производственных затрат;

Перечисленные выше требования являются противоречивыми ни одна из систем оценок не может им удовлетворять. Противоречивость предопределена разными целями оценки отпускаемых материальных ценностей.

1. Для исчисления прибыли и оценки запаса в финансовой отчетности прошлые затраты на материалы обобщают по направлениям расхода. Затем они входят в себестоимость реализованной продукции и составляют часть оценки запаса нереализованной продукции (на складе, в пути).

2. Для принятия решений и установления цены на продукцию прогнозируют затраты на материалы будущих периодов.

Целям внешней отчетности удовлетворяет метод, основанный на прошлых затратах. Для управленческого учета необходима информация о будущих затратах.

Системы оценок материальных запасов. На практике используют такие системы оценок, как ФИФО, ЛИФО, средневзвешенной цены, цены замещения, по нормативным затратам, трансфертной цены.

Метод ФИФО предполагает, что материалы, полученные первыми будут и отпущены первыми. При этом запасы, оставшиеся на конец отчетного периода, будут оценены по самым высоким ценам (ценам последней поставки). Материалы, отпущенные со склада в производство будут оценены по более низкой цене, чем запасы. Метод ведет к расчету более низкой себестоимости реализованой продукции и более высокой прибыли.

Метод ЛИФО основан на принципе оценки оставшихся на конец отчетного периода материалов по самым низким ценам (ценам первой поставки). Предполагается, что последняя партия поставки будет первой пущена в расход. Оценка по методу ЛИФО ведет к увеличению затрат на материалы в себестоимости реализованной продукции и снижению расчетной величины прибыли. В международных стандартах методов учета запасов и незавершенного производства указывается на неприемлемость соотношения учтенных затрат с фактическими затратами отчетного периода. Стандартом рекомендуется в условиях инфляции пользоваться либо методом ФИФО, либо средневзвешенными ценами.

Система средневзвешенных цен предусматривает проведение многочисленных расчетов установления средних для данного учетного периода цен по каждому наименованию материалов. Так как нередко в течение месяца поступает несколько партий материалов одного наименования, то каждая партия выданного материала оценивается по последней средневзвешенной цене. Средневзвешенную цену за единицу при выдаче материальных ценностей рассчитывают путем деления общей суммы стоимости запаса на его количество после каждой партии закупки.

Расчет средневзвешенных цен материалов сопряжен с обработкой большого объема информации. Цена замещения используется при принятии решений. Любая выдача материалов со склада приводит к необходимости их замещения. В этом случае бухгалтера-аналитика интересуют не уже сложившиеся, т. е. прошлые цены, а будущие расходы на сырье. Расходы на материалы, предстоящие в будущем, принято называть, а цену на отпускаемое сырье, определенную этим методом – ценой замещения.

Система цен замещения реально отражает уровень цен на данный и планируемый отрезок времени, и наиболее достоверна при 1нализе отчета о прибылях и убытках. Цену замещения рассчитывают исходя из информации поставщика или прессы, месте расположения поставщика и других факторов, влияющих на величину затрат на материалы.

Предприятия, которые ежедневно используют в своем производстве тысячи видов материалов, испытывают затруднения в сборе информации о стоимости замещения по каждому виду отпускаемых материалов. Решение проблемы сбора и обработки информации о цене замещения видится в системе оценки по нормативной (стандартной) стоимости.

Заранее устанавливается стандарт нормативной стоимости каждого наименования. Стандарт включает целевые затраты, планируемые в начале отчетного периода, и показывающие сколько должны стоить будущие закупки материалов при их эффективном использовании.

Следует отличать нормативные затраты от сметных. Смета относится ко всей снабженческо-заготовительной деятельности или отдельной операции этого вида деятельности; норма содержит ту же информацию, но на единицу сырья и материалов.

Система нормативных затрат, или стандартных цен, близка к системам оценки по методу ФИФО и средневзвешенных цен. Таким образом, сравнительная характеристика методов оценки позволяет сделать вывод о наиболее полном соответствии требованиям финансового и управленческого учета системы оценки запасов по нормативным затратам.

Процедура учета материалов. Стоимость каждого отпущенного материала в зависимости от выбора метода оценки должна быть включена в затраты по соответствующему номеру заказа или отнесена к соответствующим накладным расходам, при этом необходимая информация берется из первичной документации. Номер заказа или номер записи о накладных расходах должен быть предварительно проставлен мастером цеха.

Следующий этап состоит из операций, осуществляемых бухгалтерией:

1) сокращение запасов сырья путем внесения записей об отпущенных ценностях в накопительной и оборотной ведомости по запасам;

2) фиксация количества отпущенных материалов на счете, где отражаются данные о заказах или накладные расходы.

2.2. Методика расчета трансфертных цен

Трансфертная цена - это цена, используемая для определения стоимости полуфабрикатов (продукции производственных подразделений) или услуг, передаваемых одним центром ответственности другим центрам ответственности внутри предприятия.

Рассматривая снабженческо-заготовительную деятельность как первый передел производства, можно использовать трансфертные цены для оценки материальных запасов, особенно производственных запасов.

По методике расчета трансфертные цены подразделяются на два типа: рыночные и затратные.

Рыночные трансфертные цены. Если на продукцию существует рыночная цена, то предпочтение обычно отдается рыночной трансфертной цене, а не затратной. Покупающий центр ответственности не должен платить внутри предприятия больше, чем внешнему продавцу, как и продающий центр, как правило, не должен получить больше дохода, чем при продаже внешнему покупателю. Преимущество рыночных цен заключается в объективном характере, а не во взаимоотношениях и квалификации менеджеров, продающих и покупающих центров прибыли. Кроме того, многие предприятия считают свои центры, взаимодействующие друг с другом буквально «на расстоянии вытянутой руки», независимыми субъектами бизнеса. В таком случае рыночные цены делают более реалистичными деловые взаимоотношения. В действительности, однако, «настоящая» рыночная цена не всегда четко выражена, так как различные поставщики могут устанавливать разные цены на практически одинаковые товары. Для принятия ценовых решений на рыночной основе необходима четкая политика (например, снижение существующей цены после установления надежности поставщика, а также обеспечение гарантий на товар, условия поставки и кредита).

Затратные трансфертные цены. Во многих случаях не существует достоверной рыночной цены для установления трансфертной. Тогда используется затратная трансфертная цена, обычно это — стандартная себестоимость. Если в нее включены только фактические затраты, то у продающего центра ответственности нет стимулов для регулирования эффективности, так как любые колебания затрат автоматически отразятся в трансфертной цене для покупающего центра. Состав затрат и доля прибыли в трансфертной цене могут быть определены высшим руководством в целях снижения вероятных разногласий. Из-за потенциальных возможностей разногласий в рыночном и затратном трансфертном ценообразовании цены устанавливаются скорее путем переговоров между покупателем и продавцом, чем ссылкой на внешние цены, или применением формулы себестоимости. Более того, временами продавец пытается отойти от обычной политики своего предприятия по отношению к трансфертному ценообразованию. Например, продающий центр ответственности может установить цену ниже рыночной, чтобы не потерять бизнеса, тогда покупающий центр ответственности использует преимущества временно низкой внешней цены. В этом случае обе стороны заключают соглашение о цене путем переговоров.

Если же у менеджера центра ответственности нет полной свободы действий или стороны имеют различное влияние в деловых отношениях, то эти переговоры не всегда приводят к равноценному результату. Будущий покупатель может не иметь возможности вести дело с кем-либо другим, а потенциальный продавец не может отказаться выполнять данный заказ. Если возникают такие условия, то необходим механизм для решения споров по трансфертным ценам.

Центры прибыли в действительности не являются независимыми юридическими лицами. Когда они вступают в совместные операции, то всегда есть риск того, что решение по увеличению объявленного дохода данного центра прибыли не приведет к увеличению совокупного дохода предприятия в целом. Этот риск недостаточной оптимизации может существовать, если трансфертная цена продающего центра прибыли выше его краткосрочных затрат, что всегда и происходит в действительности.

2.3. Планирование и контроль уровня запасов

Показатели затрат на запасы. Цель управления запасами - удерживать на минимальном уровне ежегодную общую сумму затрат на обеспечение запасов. Контроль этих затрат осуществляется практически сведением к минимуму следующих показателей:

количество заказов за год;

длительность страховых циклов;

длительность времени поставки, изготовления и внутризаводских перевозок;

длительность циклов хранения на складе;

количество товаров, находящихся на складе;

количество кладовых и складов.

Суммарные капиталовложения в запасы должны быть наилучшими, или самыми выгодными по объему в существующих условиях. Использование приводимых ниже формул дает основу для приблизительной оценки наиболее выгодной длительности страховых циклов и экономичного размера партий.

Регулирование длительности различных циклов. Длительность циклов доставки, производства, внутризаводского перемещения и хранения должна удерживаться на практическом минимуме. Обычно длительность циклов доставки регулируется путем переговоров между отделом снабжения и поставщиком. Длительность циклов производства регулируется путем контроля количества совершаемых операции и сведения до минимума количества операций, выполняемых в обрабатывающих цехах в порядке опережающего запуска. Продолжительность циклов внутризаводских перевозок регулируется выбором способов перемещения и размером партий грузов.

В свою очередь продолжительность циклов хранения регулируется следующим путем:

1) корректирования размера заказываемых партий;

2) планирования использования материалов в кратчайшие сроки после их поступления на склад;

3) сведения к минимуму различия между отдельными поступлениями и выдачами.

Каждое предприятие должно иметь свою систему управления запасами, созданную с учетом его специфических требований. Оно будет действенной только при участии и поддержке всех подразделений предприятия. Эффективным способом получения поддержки является обеспечение информацией руководителей подразделений. Как минимум, руководители подразделений должны иметь определенные представления об управлении запасами, о производственной программе, степени участия своих подразделений. Эта информация может быть получена на совещаниях, что обеспечивает разностороннюю оценку предпосылок управления запасами. На этих совещаниях следует еще раз подчеркнуть, что целью применения системы является сокращение затрат и улучшение обслуживания заказчиков.

Объем запасов в каком-либо подразделении или во всей системе целом есть произведение среднего объема поступления материалов за рабочий день на количество рабочих дней, в течение которых материал находится в данном подразделении или во всей системе. В каждый период времени темп поступления материалов должен быть близок к темпу выпуска и расхода. За некоторыми исключениями мероприятия по регулированию темпа поступления сводятся к поддержанию его на уровне темпа выпуска продукции, поэтому мероприятия по регулированию объема запасов должны быть направлены на сведение к минимуму времени, в течение которого материал находится на предприятии. Эта цель может быть достигнута следующим путем:

1. Доведения до необходимого или оптимального уровня величины заказанных партий и объема страхового запаса.

2. Поддержания на экономичном минимуме длительности циклов незавершенного производства.

3. Планирования использования партии товара в наиболее короткие сроки после его получения.

4. Доведения до минимума количества товаров на каждом складе.

5. Использования минимального количества складов.

Контроль количества материалов на складах. Регулирование количества материалов на складе начинается в отделе сбыта и в техническом отделе. Вместе с руководством предприятия отдел сбыта определяет количество наименований продуктов или количество изделий, которые предполагается предложить, клиентам. Единственная форма регулирования количества изделий и их моделей которая доступна руководителю отдела снабжения, - это сообщить во что обойдутся дополнительные запасы изделий, деталей и материалов для продукции, выпускаемой малыми партиями. Собирать и  распространять такие отчеты — также часть работы по управлению запасами.

Технический отдел влияет на количество наименований материалов, которые должны храниться на складе, посредством проектирования продукции, степени использования взаимозаменяемых деталей, уровня стандартизации, номенклатуры и размеров.

Во многих случаях инженеры-конструкторы могут значительно уменьшить количество наименований материалов, находящихся на складе. Данные об издержках и экономии позволяют внести необходимые изменения в конструкцию существующих изделий. Иное дело, когда проектируются новые изделия. Здесь конструкторы могут использовать данные исследований, проводившихся службой yправления запасами, для выбора недорогих конструкций. Результат этих исследований должны дать информацию о стоимости запасов и затратах на партию, что позволит оценить ежегодную сумму затрат на поддержание запасов, необходимых для каждой из конструкций изделия или узла.

Количество складских помещений должно быть сокращено до минимума. Необходимость в складах появляется на каждом этапе производственного процесса, где имеются большие разрывы в поступлении материалов. Вот некоторые необходимые мероприятия которые вытекают из наличия таких разрывов:

1. Накапливать материалы так, чтобы они могли расходоваться или перемещаться партиями.

2. Установить различные величины интервалов накопления и расходования материалов.

3. Величины партий, изготовляемых или приобретаемых и расходуемых товаров, должны быть различными.

4. Удовлетворять спрос потребителей с близко расположенных товарных баз поставщиков.

5. Экономить средства на автомобильных и железнодорожных перевозках товаров между двумя пунктами.

Как правило, изменение числа складов предприятия является важной мерой. Соответствующее решение должно основываться на результатах изучения экономики затрат и чистой прибыли, получаемой от такого шага. Решение в пользу открытия нового склада должно служить поводом для проведения такого изучения. Необходимо, чтобы затраты на управление складами учитывали затраты капитала и возможность риска. Следует сделать также поправку на определенные объемы медленно расходуемых и устарелых материалов на складе.

2.4. Необходимость управления запасами и перспективы совершенствования

Создание и хранение запасов сопряжены с большими затратами. Общая сумма затрат, связанных со снабженческо-заготовительной деятельностью, составляет обычно до 25% стоимости самих запасов. Поэтому важно, чтобы при минимальных затратах был обеспечен уровень запросов производства, необходимый для выполнения целей предприятия, компании.

Управление запасами - это функциональная деятельность, цель которой - довести общую сумму ежегодных затрат на содержание запасов до минимума при условии удовлетворительного обслуживания клиентов. Управление материальными запасами подразделяется на две области - плановое управление и непосредственное управление производством.

Плановое управление включает процедуры поддержания достаточного запаса каждого вида сырья и материалов, покупных деталей и вспомогательных материалов. необходимых для производства данного продукта. Чрезмерное образование запасов приводит к увеличению денежных ресурсов в обороте и замедлению их оборачиваемости, к снижению дохода на вложения в оборотные средств повышению суммы налога на имущество. Управление запасами можно разделить на технику управления запасами и практику управления ими.

Техника управления запасами включает определение следующих показателей:

1. Продолжительность страховых циклов.

2. Продолжительность циклов поставки.

3. Размер заказываемых партий.

4. Суммарный цикл заказа.

Суммарный цикл заказа - это сумма продолжительности страхового цикла и цикла поставки. Суммарный цикл заказа определяет нижний предел суммы имеющихся на складе и заказанных товаров.

Установление оптимального запаса является базой контроля. Расчеты позволяют установить тот уровень запасов, при котором следует пополнять материалы (точнее заказы) и в каком количестве должен быть заказ (размер повторного заказа). Расчеты проводятся в составе процедур контроля и регулирования, так как они основываются на фактических данных. В соответствии с этим сначала в пособии излагается методика учета материалов, оценки материальных ресурсов и затем расчеты оптимального запаса.

Практика управления запасами. Практика управления запасами заключается в изменении условий или в разработке мероприятий с целью уменьшения общей ежегодной суммы затрат на обеспечение запасов.

Объем капиталовложений в запасы, необходимые для удовлетворения предполагаемого спроса, и ежегодная общая сумма затрат на обеспечение запасов зависят от целого комплекса мероприятий, условий и решений. Во многих случаях можно произвести изменения, которые приведут к заметному сокращению и капиталовложений, и текущих затрат на запасы. Для того чтобы найти возможности для таких изменений, необходимо рассмотреть влияние следующих видов деятельность на ежегодную общую сумму затрат на обеспечение запасов:

проектирование изделий;

составление спецификаций;

выбор оборудования;

проектирование инструментов;

планировка предприятия в пространстве;

выбор места для предприятия;

размещение складов;

выбор поставщиков;

выбор методов транспортировки;

заключение договоров с поставщиками;

планирование организации работ;

выбор методов управления производством;

определение объема поставок;

пересмотр объема поставок;

пересмотр сроков поставки;

выбор методов прогнозирования;

подготовка данных для прогноза.

Все эти условия, дополненные следующими показателями, определяют наиболее выгодный уровень капиталовложений в запасы:

объем оборотов;

затраты на партию в расчете на один заказ;

затраты на один заказ, связанные с риском отсутствия необходимых товаров;

скорость транспортировки материалов;

усилия, прилагаемые с целью сократить до минимума длительность по доставке материалов, время обработки и нахождения их между операциями;

выбор времени использования партии товара;

точность прогнозов;

жесткость запланированных сроков поставки;

методы организации сбыта;

конкурирующие стандарты обслуживания.

2.5. Определение оптимального размера заказа

Оптимальный размер заказа будет определяться теми затратами, на которые оказывают влияние количество хранящихся запасов или количество сделанных заказов. Если большее количество единиц закаазывается одновременно, меньше заказов потребуется сделать за год, т. е. уменьшится стоимость выполнения заказа. В то же время, когда делается меньше заказов, нужно иметь больший средний запас, что ведет к увеличению стоимости хранения запасов. Цель управления заключается в том, чтобы снизить стоимость хранения больших запасов по сравнению со стоимостью размещения большего количества заказов. Оптимальный размер заказа — это такое заказанное количество, при котором стоимость всего объема заказов и хранения запасов будет минимальной.

Заключение

Управленческий учет представлен как часть информации, основанная на данных первичного учета.

Разделение бухгалтерского учета на две отрасли — финансовый учет и управленческий — повлекло за собой организацию двух бухгалтерий, которые имеют свои определенные цели и задачи. Построение системы информации определено национальными особенностями, размерами предприятий, характеристикой выпускаемых продуктов и принципами управления.

Классификация информации позволяет представить управленческий учет в виде процесса, ограниченного рамками предприятия, который готовит для руководителей разных уровней управления информацию для планирования, собственно управления и контроля за деятельностью структурных подразделений и предприятия в целом.

Сравнительная характеристика финансового и управленческого учета облегчает переход от изучения финансового учета к управленческому. Управленческий учет не является обязательным, это скорее средство, чем конечный продукт. Данные финансового учета используются внешними пользователями информации и потому они стандартизированы и ведутся по общим правилам. Данные управленческого учета предназначены для внутренних потребителей информации, интересы которых персонифицированы и могут быть заранее известны. Для управленческого учета не обязательны общие правила, вместо базисного правила (балансовое обобщение), используемого финансовым учетом, применяются три различных подхода к изучению объектов (расходы, доходы, активы); содержится больше приблизительных оценок; большой объем информации представлен в натуральном выражении; не обращается внимание на точность; разная информация для различных целей — учет по центрам ответственности, учет полной себестоимости и дифференцированный учет.

Цели управления решаются управленческим учетом при выполнении им таких функций, как обеспечение информацией всех уровней управления, необходимой для текущего планирования, контроля и принятия оперативных управленческих решений; организация внутренних коммуникаций между уровнями управления и различными производственными подразделениями одного уровня посредством внутренней отчетности; контроль и оценка результатов деятельности внутренних подразделений и предприятия в достижении конечной цели; анализ фактических результатов деятельности и будущего развития предприятия.

Управленческий учет связывает на практике процесс управления с учетным процессом, так как имеет с ним одни и те же объекты: производственные ресурсы, обеспечивающие целесообразный труд людей в процессе хозяйственной деятельности предприятия; хозяйственные процессы и их результаты, составляющие в совокупности производственную деятельность предприятия. Совокупность объектов управленческого учета, выступающая в процессе всего цикла управления, называется его предметом.

Теоретические основы управленческого учета объединяют в своем составе понятие о сущности управленческого учета, его предмете и средствах отражения объектов, функциях, осуществляемых управленческим учетом, принципах и системах организации.

Список литературы

1. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет. – М.: Омега-Л,2003.-528с.

2. Карпова Т.П. Основы управленческого учета. – М.: Инфра-М,2004.

3. Друри К. Введение в управленческий и производственный учет. - М.: Аудит, 2004.

4. Пашигорева Г.И., Савченко О.С. Системы управленческого учета и анализа. – Санкт –Петербург : Питер, 2002. – 176с.

5. Управленческий учет / Под редакцией Шеремета А.Д. – М.: ФБК-Пресс,2003.

6. Палий В.Ф., Вандер Вил Р. Управленческий учет. – М.:Инфра,2004.

7. Управленческий учет / Под редакцией В. Палия, Р.Вандер Вила. – М.: Инфра – М,2003. – 480с.

8. Палий В.Ф. Основы калькулирования. – М.: Финансы и статистика, 2002.

9. Миддлтоп Д. Бухгалтерский учет и принятие финансовых решений. - М.: Аудит, 2004.

10. Мюллер Г., Гернон Х., Миик Г. Учет - международная перспектива. - М.: Финансы и статистика, 2004.

11. Мюллендорф Р., Карренбауэр М. Производственный учет. - М . ФБК-ПРЕСС, 2003.

12. Нидлз Б., Андерсон X., Колдуэлл Д. Принципы бухгалтерского учета. - М.: Финансы и статистика, 2003.