Содержание
Введение. 3
Глава 1. Правление Елизаветы I 4
1.1. Королева и престол. 4
1.2. Совет при Елизавете. 5
1.3. Елизавета и парламент.. 9
Глава 2. Правление Елизаветы II 17
2.1. Детство принцессы Елизаветы.. 18
2.2. Коронация принцессы.. 21
2.3. Королева в Парламенте. 23
Заключение. 31
Список использованной литературы.. 32
Введение
Исследования правления Елизаветы I обычно рассматривали проводимую ею политическую линию и оценивали ее как хорошую или плохую, имеющую успех или провалившуюся. Этот процесс оценки предполагает, что королева могла поступать, как хотела: она могла находить ответы на признанные национальные проблемы и осуществлять их через правительственный механизм. Но информация и учреждения, которые были в распоряжении королевы, не оправдывали такого подхода.. Вместо данная работа рассматривает Елизавету с точки зрения ее возможностей, а не с точки зрения проводимой политики: она рассматривает ее отношения с другими политиками и с учреждениями и группами политической жизни — задает вопрос, как она удержалась на престоле, а не как она решала проблемы. Ибо быть монархом в Англии было нелегко — особенно трудно было быть правящей королевой.
Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии представляет собой конституционную монархию. Это означает, что монарх, в настоящее время Королева Елизавета II, является Главой государства. Ее лицо находится на всех британских банкнотах, монетах и почтовых марках.
Конституционная роль Королевы, однако, является главным образом символической. Истинная власть находится в руках Премьер-министра и его Кабинета. Но ничто не становится британским законом без подписи монарха, хотя Королева никогда не отказалась бы подписывать законопроект, который пропустил Парламент.
Целью данной работы является рассмотрение периодов правления Елизаветы I и Королевы Елизаветы II.
Глава 1. Правление Елизаветы I
1.1. Королева и престол
Правление Елизаветы 1 было основано на иллюзиях. Она правила при помощи созданных и распропагандированых ею самой образов. Придворные и подданные находились во власти этих образов, и уже четыре столетия они вводят в заблуждение историков. Первая иллюзия связана с тем, что хаос и катастрофы достались ей по наследству; вторая — что ее правление ознаменовало золотой век нации. Темы появились сразу же после восшествия Елизаветы на трон. 14 января 1559 года, через 8 недель после воцарения новой королевы, в Лондоне состоялась ее коронация. По всему городу были организованы пышные процессии, а во многих местах созданы живые картины. Все это наглядно свидетельствовало о начале нового правления. Живая картина в Корнхилле представляла Елизавету в детстве; ее держали четыре фигуры, одетые в костюмы четырех добродетелей. Одновременно эти добродетели свергали четыре противостоящих им греха. Как гласил отчет о процессии, в спешном порядке составленный правительственным печатником, "праведная религия идет на смену язычеству и невежеству; любовь к подданным идет на смену неповиновению и надменности; мудрость идет на смену глупости и тщеславию; справедливость идет на смену низкопоклонничеству и взяточничеству". Будущая слава торжествовала над бывшими неудачами. В течение нескольких недель сподвижники Елизаветы через печатное слово и проповеди поливали грязью ее предшественников на троне: теперь все будет по-другому, гораздо лучше! Живая картина на Флитстрит олицетворяла собой единство правды и гармонии: королева, одетая в парламентские одежды, сидела под библейской надписью «Дебора, судья и воссоздатель рода израилева» и давала указания йоменам своего королевства. Елизавета демонстрировала решительный разрыв с прошлым.
Хотя Елизавета и была склонна к преувеличениям, ее правление действительно отличалось новизной. Под видом того, что Тайный совет Марии был слишком большим и расколотым, Елизавета распустила две трети его членов и заменила их своими собственными родственниками, служащими и политическими сподвижниками. Во главе их стояли Вильям Сесил, Николас Бэкон и Томас Пэрри. В королевских владениях и при суде перемены были еще более значительными: Елизавета окружила себя людьми, которым она могла доверять, в том числе родственниками матери и своими дворцовыми служащими. Так она создала довольно однородное правительство, отличавшееся личной преданностью королеве и идеологической преданностью протестантизму, потому что, распуская приверженцев Марии, она избавилась от католиков, а назначив заново некоторых министров Эдуарда VI, получила верных протестантов. Но не следует обольщаться по поводу новизны и однородности режима. «Новые люди» Елизаветы были большей частью опытными администраторами еще времен Эдуарда, а политические соображения подвигли ее оставить нескольких консервативных советников. Менее преданные Марии чиновники, как, например, Винчестер, Мейсон и Питр, остались на прежних должностях, и, что самое главное, сохранили свои позиции региональные магнаты — графы Дарбп, Шрузбери, Пембрук и Арундел. Создание подобного правительства было типичным примером проводимой Елизаветой политики: под знаменем новизны она создала союз опытных людей, а маска протестантизма служила необходимому компромиссу с консерваторами. Монархия на словах — это было одно дело, а реальная политика власти — совсем другое.
Власть, всегда остававшаяся властью, скрывалась за маской реформ, а созданный Елизаветой образ действительно был блестящим нововведением. Дискредитируя своих предшественников и целенаправленно отделяя себя от них, Елизавета пыталась найти себе поддержку. Вся вина за происходившие в королевстве несчастья ложилась в основном на прежних правителей, которых обвиняли в преданности католицизму и Испании. Смена правителя, как представлялось, станет решением проблем. Елизавете надо было отделить свое правление от правления Марии, потому что их объединяло много общего: обе они были женщинами, а некоторые мужчины были склонны приписывать трудности при царствовании Марии ее принадлежностью к женскому полу. Томас Бикон еще в 1554 году обращался к Богу с молитвой: «Ты поставил править над нами женщину, чтобы подчиняться мужчине и которой Ты в своем священном послании приказал хранить молчание в присутствии людей. О, Господи! Отнять империю у мужчины и отдать ее женщине кажется верным знаком того, что ты прогневался на нас, англичан»[1].
1.2. Совет при Елизавете
Титулованная знать Англии составляла семью Елизаветы, и она более или менее держалась с аристократами заодно. Она могла устранять непокорных лордов при помощи судов и казней, но это был чрезвычайный путь, и она прибегала к нему крайне неохотно. Она могла слегка видоизменять состав пэров, принимая новых кузенов в привилегированный семейный круг, но она, похоже, считала, что родственников у нее достаточно много. За исключением таких поверхностных изменений, королева не могла выбирать себе семью — но она могла выбирать себе друзей, своих ближайших советников. Однако назначение членов Тайного совета не было полностью бесконтрольным: надо было, чтобы они могли давать хорошие советы, но также и пользоваться значительной властью. Королева могла набирать своих друзей, но необходимо было, чтобы они были могущественными, так же как надежными, крепкими, так же как достойными доверия, знающими, так же как совместимыми. Состав Совета должен был отражать распределение власти в обществе, ибо совет политически слабых людей был бесполезен. Но нельзя было позволить захватить Совет влиятельным людям в королевстве, ибо правительство могло бы стать орудием фракции магнатов, а интересы короны не принимались бы во внимание. Нужны были крупные аристократы, но их надо было уравновесить элементами более зависимыми от королевы или более преданными ей.
Примерно половина членов Тайного совета Елизаветы принадлежали к высшей знати, но по мере того как она продолжала царствовать, группа магнатов все уменьшалась в количестве, и королева вербовала все больше доверенных придворных. В Тайном совете, назначенном в начале правления, было 20 членов, но сторонники Марии, католики Хит и Чейни, вскоре исчезли. Из оставшихся 18-ти 9 принадлежали к знати, 6 из них с сильным влиянием в регионах. Елизавета шла на компромисс с сильными и пыталась связать территориальных магнатов со своим режимом — но она уравновешивала их своими родственниками и должностными лицами своего двора, а также теми, кто входил в правительство при Эдуарде VI. К 1570 г. тайных советников было 19, включая 6 магнатов и 5 других аристократов, но пропорция опытных администраторов возрастала. В 1586 г. в Совете опять было 19 членов включая 11 титулованных аристократов — но только Дерби и Шрузбери были общепризнанными магнатами. Шрузбери был назначен с учетом его положения опекуна Марии Стюарт, и только Дерби попал туда потому, что с ним нельзя было не считаться. Пять из представителей знати в 1586 г. были личными друзьями и родственниками королевы, и у нее теперь был Совет, состоящий из тщательно подобранных служащих, а не из тех, кто попадал туда благодаря своему могуществу. К 1597 г. процесс замены региональных магнатов надежными служащими продвинулся дальше: в Совете было только 11 членов, и хотя 6 принадлежали к знати, они не были территориальными магнатами, а 4 были креатурами Елизаветы. Последний Совет Елизаветы представлял собою слаженную группу должностных лиц, и казалось, Елизавета решила, что без советов магнатов она вполне может обойтись.
В работе Совета преобладали надежные чиновники. Тайный совет Елизаветы обычно собирался дважды в неделю в Гринвичё, Хзмптон Корте или Вёстминстере, так что регулярное присутствие было заметной нагрузкой. Провинциальные магнаты в основном отсутствовали, управляя своими регионами, что оставляло сравнительно немного присутствующих — лорд-казначей, лорд-камергер, лорд-адмирал, секретарь, казначей и управляющий хозяйством, а также граф Лестер. В 1570-х гг. каждое заседание посещали в среднем от семи до десяти человек, а магнаты приходили только в особых случаях или когда объявлялось обязательное посещение для принятия важных решений. Так что повседневное управление осуществлялось небольшой кликой — и это была клика родственников. В начале царствования Елизавета заполнила Совет и двор своими родственниками Болейнами и Говардами, и люди, близкие к режиму, переженились раньше или позже. Из двадцати пяти тайных советников с 1568 до 1582 г. восемнадцать были родственниками друг друга и королевы: Лестер и Уорик были братьями; Генри Сидни был их зятем и шурином Суссекса; Вальсингам и Майлдмей были зятьями; Сесил и Бэкон были женаты на сестрах Кук; а другие советники женились на дочерях друг друга — Лестер на дочери Ноуллза, Норфолк — Арундела, Пембрук — Нортгемптона и Уорик — Бедфорда.
Ранний Тайный совет Елизаветы состоял из разных членов и представлял различные интересы и мнения. Но с уменьшением числа старых магнатов, исключением религиозных консерваторов, внутренними браками он превратился в узкий и тщательно отбираемый орган. В последние годы царствования сыновья наследовали от отцов титул советника — Бакхерст, Сесил, Ханздон и Ноуллз сменили отцов, Эссекс — отчима. Правящий круг все больше и больше сужался — важные элементы политической жизни были недостаточно представлены. Многие из самых могущественных людей Англии были исключены из Совета, и возможно, их ожесточило пренебрежение. Может быть, восстание Эссекса в 1601 г. вынудило Елизавету признать неразумность этих ограничений, и она немедленно ввела в Совет графов Шрузбери и Вустера. Но значительную часть ее правления, с 1572 по 1601 г., Совет Елизаветы был критически узок и слаб в своем составе.
Правящая группа родственников разделяла общие политические воззрения, что определяло их интерпретацию событий. Они были убежденными протестантами, которые верили, что союз католиков, руководимый Римом, планировал искоренение ереси. Каждое собрание видных католиков свидетельствовало о наличии заговора. Вильям Сесил писал в 1563 г.: «Происки и решительные шаги кардинала Лотарингского замышленные на собрании воинов Антихриста, явно созванных для искажения Христова учения, мы ни в коем случае не можем считать и разумно принимать за добрые, мы должны поддерживать царство Христа и уничтожить Антихриста»[2]. После того, как Екатерина Медичи встретилась с герцогом Альбой в Байонне и испанская армия Альбы двинулась на Нидерланды в 1567 г., казалось, международному протестантизму грозила гибель и необходима была конфессиональная солидарность. В июле 1568 г. Сесил послал свое ободрение французским протестантам: «Я умоляю вас успокоить их, что в случае крайности они не будут покинуты. Ибо это такое всеобъемлющее дело, что ни одна религия не может отделить себя от всех остальных. Мы все должны молиться вместе и тесно держаться вместе». Сэр Николас Трокмортон, один из советников Лестера по иностранным делам, задал Сесилу через два месяца ключевой вопрос: «Теперь, когда общим замыслом является уничтожение всех наций, которые придерживаются другой религий (что является самым очевидным и вероятным), что станет с нами, когда исповедующие с нами одну религию будут полностью уничтожены во Фландрии и Франции?»[3] Для тех, кто был знаком с этим анализом заговора, ответ был ясен: с Католической лигой должна сражаться Протестантская лига, и Англия должна поддержать протестантских повстанцев против католических правителей.
Но Елизавета 1 смотрела на вещи иначе, и она в высшей степени не хотела выступать в роли штрейкбрехера против братского профсоюза монархов. В 1565 г. она заявила, что никогда не поддержит никакого неповиновения монарху со стороны мятежных подданных, ибо Бог накажет ее, если она так поступит. У королевы был легитимистский взгляд на политику, и она видела международное положение в свете отношений между монархами: мысль об идеологическом союзе подданных против монархов была ударом по ее основным политическим представлениям и инстинктам. Таким образом, существовал очевидный потенциал для конфликта между прагматичной Елизаветой и протестантской группой, влияние которой возрастало на протяжении 1560-х гг. и господствовало в ее Совете к 1572 г. Отношения королевы с ее Советом достигли предела после попыток «ведущей» партии толкнуть ее на идеологический союз с иноземными протестантами: советники попытались повлиять на королеву и хотели проводить политику, которой она не принимала. Сесил сообщал английскому послу во Франции в 1567 г.: «Ее Величеству не нравится принц Конде и адмирал, и Совет делает все возможное, чтобы утвердить ее в этом. Я думаю, что самое главное то, что Ее Величество, будучи монархом, не решается становиться на сторону подданных. Тем не менее, вам следует, если представится случай, успокоить их»[4]: королева возражает против нашей политики, но Вы должны так или иначе ее проводить!
Тайные советники заявляли, что такова их обязанность — давать королеве даже неприятные советы. Во время скандала по поводу планов замужества в 1566 г. Пембрук сказал королеве, что ее советники «делали только то, что было найлучшим для блага страны, и советовали ей то, что было лучше всего для нее самой, и если она не считала должным принять совет, все же их долгом было дать его». Точка зрения Сесила была во многом такой же:
«Я действительно придерживаюсь и всегда буду придерживаться такой линии в тех делах, по которым мое мнение не совпадает с мнением Ее Величества: до тех пор пока мне будет позволено давать советы, я не буду менять свое мнение, утверждая противоположное, ибо таким образом я оскорбила бы Господа, которому я прежде всего повинуюсь, но как слуга я буду повиноваться приказаниям Ее Величества, ибо неразумно противоречить одному и тому же, принимая во внимание, что здесь она главный исполнитель воли Господа, и это Господня воля выполнять ее приказы после того, как я выполнил свой долг в качестве советника, и в глубине моего сердца я буду желать ее распоряжениям такого успешного осуществления, какое, я уверен, она задумывала»[5].
Долг добросовестного советника был ясен: он должен давать честные советы независимо от того, как считает королева; и осуществлять решения королевы, что бы он ни думал сам. Но на деле Сесил и другие разрешали себе большую свободу действий. Они не просто давали советы, они пытались заставить королеву следовать им, они не просто повиновались приказам, возможно, втайне они проводили противоположную политику.
1.3. Елизавета и парламент
Королева Елизавета парламенты не любила, и это было видно. Ее отец, брат и сестра созывали парламент двадцать восемь раз за тридцать лет, которые предшествовали воцарению Елизаветы, она же созвала его девять раз в первые тридцать лет и только тринадцать раз за все время сорокапятилетнего правления. Ее нежелание созывать собрания было общепризнанно и не отрицалось. В 1593 г. лорд-канцлер Пакеринг сказал обеим палатам, что королева «очень не хочет созывать свой народ в парламент» — но это была не критика, а комплимент. Пакеринг заметил, что ее предшественники часто созывали парламент, а «она делала то же самое, но редко и только по самым оправданным, важным и великим случаям» — и «она и в дальнейшем будет воздерживаться, как и раньше, от того, чтобы часто собирать вас всех вместе»[6], если к этому не будут вынуждать обстоятельства. В глазах королевы парламент был досадной необходимостью, за которую ее министрам следовало бы просить прощения.
Поведение парламентариев заставляет предположить, что отсутствие энтузиазма у королевы многими разделялось, и наблюдалось заметное нежелание участвовать в реальной работе обеих Палат. Посещаемость в Палате Общин всегда падала по мере продолжения сессии. В парламенте 1559 г. всего лишь 219 членов парламента, 54 процентов общего количества, присутствовали к 24 февраля, когда сессия продолжалась уже месяц. Несмотря на попытку увеличить процент посещающих, сделав перёкличку, количество присутствующих снизилось до 33 процентов к 24 апреля и до 28 процентов через неделю. Во время сессии 1563 г. известное количество присутствующих колебалось от 64 процентов от общего числа до 31 процента. К 1571 г. добросовестные парламентарии так разозлились на своих коллег-бездельников, что установили штраф 4 пенса в день в пользу бедных для тех, кто пропускал начальные молитвы в 8.30 утра. Это не помогло: в 1581 г. семь раз делали перекличку, чтобы поймать отсутствующих, и была введена новая система штрафов за отсутствие на всей сессии — 20 фунтов для представителей графств и10 фунтов для избранных от городов.
То же самое происходило и в верхней палате: в начале каждой сессии посещаемость была приличная, но в дальнейшем она быстро падала, и иногда в зале заседаний присутствовало всего пол дюжины пэров. В 1563 г. сессия началась в присутствии почти 50 человек из максимального числа 80, но в конце посещаемость упала до 34. В последующих сессиях первоначальное присутствие упало приблизительно до 45, хотя уровень в конце сессии оставался постоянным — примерно 30—35 пэров и епископов. Конечно, одно дело было присутствие, а другое — реальное участие. Известно, что в каждом парламенте выступало только 10 процентов из числа его членов, хотя, возможно, в 1601 г. это количество удвоилось. Долгая дискуссия о монополиях на сессии 1601 г., похоже, повысила уровень интереса. В десяти зарегистрированных голосованиях принимало участие в среднем 47 процентов парламентариев, хотя посещаемость варьировалась от 66 процентов от общего числа, когда обсуждался закон о пашне, до 17 процентов по вопросу о законе о банкротстве — из чего можно сделать вывод, что в парламенте было гораздо больше землевладельцев, чем ростовщиков!
Следовательно, трудно представить себе политическое давление со стороны нации как весомую причину для созыва парламента. Неправильно было бы сказать, что всем было все равно, но кажется, что не все равно было только горсточке. Непохоже, чтобы в таком плохо посещаемом парламенте возникла причина для острого конституционного конфликта между Короной и Палатой Общин — что бы ни происходило в парламенте, большинство парламентариев и большинство пэров, похоже, считали, что не стоят там появляться, чтобы поучаствовать в этой забаве. Когда Елизавета встречалась со своим парламентом, она не видела перед собой сомкнутых рядов мятежного дворянства, отчаянно защищающего свои конституционные права, в конце сессии перед ней были только те несчастные, которым больше нечего было делать. Так почему же Елизавета созывала заседания парламента, если ни народ, ни она этого не хотели? Пакеринг объяснил это на открытии заседания в 1593 г. Он извинился за то, что их вызвал, но это было необходимо в связи с угрозой национальной безопасности: возможность вторжения со стороны католической Испании и возможность измены со стороны недовольного меньшинства вынудили королеву попросить о дополнительном налогообложении. Конечно, ей так же не хотелось просить денег, как и не хотелось просить о созыве: «Ее Величество говорит, что никогда еще не было на земле монарха, которому бы больше не хотелось обращаться за чем-либо к своим подданным, чем ей»[7] — но обращаться приходилось.
И она обращалась. У двенадцати сессий парламента из всех тринадцати она просила ассигнований на расходы правительства. Исключение — сессия 1572 г., которая была спешно созвана по поводу политического кризиса, и вторая часть субсидии, разрешенной в 1571 г., еще не была собрана. Так что Елизавете нужны были заседания парламента, когда ей нужны были налоги— но налоги приходилось обосновывать. На каждой сессии, кроме как в 1571 г., представитель королевы (все мужчины) пел одну и ту же песню: протестантская религия в опасности, оборона королевства обходится дорого, и королева, при всем своем крайнем сожалении, вынуждена просить денег. Обязательная речь была довольно легкой в начале правления. Лорд-канцлер Бэкон мог в 1559 г. свалить на Марию опасность вторжения, недостаточность доходов государства и ненадежность обороны — но Елизавете все еще не хотелось выдвигать требования. Она подучила Бэкона сказать: «Если бы речь не шла о вашей безопасности и о сохранении государства, Ее Величество скорее поставила бы на карту свою жизнь (которую Господь до сих пор хранит), чем осмелилась бы побеспокоить своих подданных каким-либо неприятным делом или чем-то, что для них будет тяжко и нежелательно»[8]. Но выхода не было.
Впоследствии просить деньги стало труднее. Парламентариев следовало убеждать, что у них мудрая и умелая правительница, которая уже предприняла все, что нужно, и не ее вина, что сейчас не хватает денег. В 1563 г. Бэкон свалил вину за отсутствие денег на важные военные походы в Шотландию и Францию, а затем, в 1566 г., Вильям Сесил вынужден был выдвинуть те же причины, чтобы обосновать дальнейшие требования. К 1571 г. довод о законной необходимости несколько поистерся, и Бэкон доказывал, что субсидию нужно выделить частично в благодарность за достижения королевы — за восстановление Священного писания (хотя он, в частности, ратовал за более радикальное решение); мир свыше десяти лет (он пропустил те войны, которыми оправдывались предшествующие налоги); за то, что она была милосердным правителем (он забыл о жестоких казнях после восстания 1569 г.) — и частично из-за неотложных финансовых потребностей в результате, северного восстания (в котором Елизавета была целиком виновата), военной поддержки шотландских протестантов (снова мир!), подготовки против вторжения (но кто спровоцировал Испанию?) и падения таможенных сборов вследствие развала торговли (в чем полностью виноваты были Елизавета и Сесил).
Сэр Вальтер Майлдмей, канцлер казначейства, во многом воспользовался тем же подходом в 1576 г. Сначала он преувеличил серьезность унаследованных от сестры (если Мария не перепутана с Елизаветой, то я этого не понимаю!), затем он подчеркнул успехи правления Елизаветы: мир с соседями, стабильность в стране, всеобщее процветание, «и, что самое важное, мы пользуемся свободой совести, освобожденные от ига Рима, которое перед этим нас так подавляло»[9]. В конце ему пришлось перечислить несчастливые и неожиданные случайности, которые, несмотря на мудрую политику Елизаветы, привели к лишним расходам и к просьбе о парламентской субсидии. Чтение этих речей почти утешает, поскольку видишь, что министры всегда вводили в заблуждение парламент, а прихвостни всегда лгали, чтобы сохранить лицо своим хозяйкам и хозяевам. Что касается отношений с парламентом, начало войны с Испанией в 1585 г. было выгодно: необходимость налогообложения была очевидна, и представителю королевы не нужно было ерзать от неловкости, когда он просил денег у Палаты Общин.
Елизавете нужны были налоги, и быстро: для нее идеальным был парламент, который давал ей деньги и разъезжался. В 1593 г. сэр Джон Пакеринг откровенно выразился и по этому вопросу, и по многим другим. Королева не хотела, чтобы парламент работал над новыми законами — их уже и так было чересчур много — или чтобы он обсуждал
важные вопросы: «Не тратьте свое драгоценное время на новые и любопытные изобретения, те, которые, какими бы славными они ни казались при первом появлении, все-таки оказываются утомительными в обсуждении и двусмысленными при завершении»[10]. Лорды и дворянство нужны были не в Вестминстере, но в своих графствах, и идея была ясна — заткнитесь, заплатите и закругляйтесь. Но у некоторых членов парламента были другие идеи и другие интересы. Хотя немногое говорит о том, что бывали требования созвать парламент, а уж если он созывался, его пытались использовать в личных интересах. Были общие законопроекты, проталкиваемые заинтересованными группами, такими как лондонские ремесленные гильдии или провинциальные корпорации, которые хотели принять новый закон в своих интересах, и были сугубо частные законопроекты, которые обычно касались собственности отдельных лиц и представляли попытки разобраться в двусмысленностях и спорах. Такая деятельность пышно расцвела при Елизавете и привела к завалу в законодательстве.
Итак, существовал конфликт интересов: королеве нужны были короткие сессии, которые быстро бы пропускали через парламент правительственные дела, особенно законопроект о субсидиях, но некоторые члены парламента хотели, чтобы учитывались интересы их округов и отдельных лиц. Перед открытием заседания парламента в 1572 г. неизвестный представитель правительства в парламенте (возможно, Томас Нортон) набросал документ с рекомендациями о том, как добиться короткой сессии и не упустить целей правительства: «Если Ее Величество хочет, чтобы сессия была
краткой, тогда следует сократить те дела, которые удлиняют сессию», особенно количество местных законопроектов. Но со стороны королевы было бы неразумно издавать прямой приказ, «ибо это может дать повод к возникновению злых намерений, вопросов о свободе Палаты и о том, что им не дают свободно посоветоваться»[11]. Взамен надо использовать ясные намеки и напоминать, как рискованно продлевать сессию до весны, когда в Лондоне может вспыхнуть чума — угроза, которую открыто использовали в апреле 1571 г., а в июне 1572 г. на нее намекнули.
Но тонкие намеки не действовали, и возникла необходимость более явного вмешательства. Когда в 1573 г. парламент заседал уже месяц и все еще не принимал окончательно закона о Марии Стюарт, Елизавета изматывала и изводила Палату 0бщин. Она передала послание, что «Ее Королевское Величество хочет, чтобы Палата занималась этим и другими важными делами, отложив все местные законопроекты», и чтобы законопроект о Марии прошел два чтения в последующие дни. В 1581 г. Елизавета тоже хотела ускорить прохождение дел в парламенте: спикер Попем помог ей, попросив парламентариев не выступать во время первого чтения и сэкономить время, отказавшись от «ненужных предложений или излишних споров»[12]. Заседания парламента создавали трудности не потому, что они были против правительственных дел, а потому, что некоторые члены парламента и пэры проталкивали свои собственные дела. Следовательно, вставала проблема управления: не зажимать критику, но провести законопроект через парламент с 550 членами обеих палат, где у каждого свои интересы, свое самомнение и свое собственное убеждение, что только он один разбирается в обсуждаемом вопросе.
Одним из способов управления парламентом было воздействие на его состав. В членство Палаты Лордов не вмешивались, кроме как в 1559 г., когда католическим священникам приказали устраниться и посадили их в тюрьму, и в 1572, когда четыре пэра, настроенные против Сесила, были взяты под стражу, а Норфолк уже казнен. Но осуществлялось постоянное, если и не слишком целенаправленное, влияние на состав Палаты Общин. В 1571 г. очевидной причиной была необходимость сделать так, чтобы парламент представлял избирательные округа, а не частные интересы — но после восстания северных графов и папской буллы о низложении просьба Совета о «рассудительных, мудрых и благожелательных»[13] членах была достаточно ясна. Инструкции о наблюдении за выборами были безусловно посланы местным сановникам в Беркшир, Бэкингемшир, Дорсет, Суррейи Уилтшир. Похоже, что магнаты откликнулись на просьбу, назвав парламентариями своих собственных родственников и слуг, и Совет был в достаточной степени доволен, так как просьбу повторили в 1572 г. — когда членам Совета нужен был парламент, который подтолкнет Елизавету к казни герцога Норфолкского и лишению Марии Стюарт права на престолонаследие.
Самыми важными инструментами Елизаветы бы и ее речи в парламенте, и она уделяла большое внимание их написанию, произнесению и публикации. Хотя ее лорды-канцлеры и хранители выступали от имени королевы, она также готовила и речи для себя. Она сама писала свои речи и стала квалифицированным составителем: заметно, что ее речи становились гораздо более ясными и понятными по мере того, как она набиралась опыта и обретала уверенность. За исключением подобия «годового отчета» в 1576 г., ее обращения неизменно были откликом на какую-то парламентскую петицию или проблему, часто под давлением членов Совета. Так что обычно она выступала в момент политического кризиса, когда ее справедливое негодование должно было смягчаться тактом и соблазном. Сохранившиеся черновики показывают, что ранние варианты речей были клокочущими от гнева, но затем она сбавляла тон. В первом наброске своего ответа парламентской делегации по вопросу о престолонаследии в 1566 г. она обвиняла парламентариев в измене, но это оскорбление было вычеркну-то, и, работая над текстом, Елизавета изо всех сил старалась быть великодушной к своему народу. Она особенно рассыпалась в комплиментах и заигрывала перед Палатой Общин: она пылала гневом к пэрам и епископам, которые, как она думала, должны знать, что ей лучше не перечить, но Палата Общин представляла ее любящих подданных. Хотя она обычно угрожала советникам и сурово критиковала непокорные меньшинства, ее обращения к парламентариям были обильно сдобрены лестью и обещанием заботиться об их интересах.
Елизавета часто пыталась разделить направленную на нее парламентскую фалангу, ругая епископов, или членов Совета, или воинствующих пуритан за то, что они вводят в заблуждение здравомыслящих, преданных граждан, сидящих сзади. Она обещала умеренные реформы, если бы только горячие головы замолчали. В 1585 г. она сказала советникам и представителям духовенства после религиозных диспутов в Палате Общин: «Мы не будем обвинять в этих беспорядках всю Палату, ибо, хотя в ней найдется кучка несдержанных и безрассудных голов, там есть много мудрых и благоразумных людей». Затем она признала, что кое какие реформы в церкви необходимы, и покритиковала инерцию епископов. Королева часто давала обещания о реформах, для выполнения которых она мало что делала. Она проронила нечто туманное о монополиях в 1597 г., но в 1601 г. оказалась в ситуации, когда в Палате Общин ей об этом тактично напомнили. В 1601 г. в округах наблюдалось значительное недовольство монополиями, и в конце концов Елизавета поняла, что требовалась настоящая уступка. Она позвала спикера Крука и объявила о приостановке деятельности агрессивных монополий: «Да наполнит нас Господь благодарностью и да пошлет ей много лет правления над нами», — произнес спикер[14].
Почти все законопроекты, отклоненные в царствование Елизаветы, касались интересов частных лиц и групп. Похоже, что те, кто был против законопроекта, но не смог остановить его в парламенте, возможно, попросили королеву отклонить его. В 1585 г. судебные власти и граждане Конвея в Северном Уэльсе подали Берли просьбу уговорить Елизавету отклонить законопроект о проведении квартальных сессий Карнарвоншира только в Карнарвоне, а не в Карнарвоне и Конвее. Законопроект проталкивался парламентариями от Карпарвона. Конвей не имел своих представителей, и город вынужден был прибегнуть к просьбе о вето. Берли, по всей вероятности, помог, и Елизавета отклонила законопроект. За все время своего правления она отклонила меньше десяти законопроектов из-за того, что они вторгались в область ее компетенции или противоречили ее политике; 10 политических вето на 506 законопроектов. Только в 10 случаях (а может быть, даже 5) ей не помогло ее политическое искусство. Только тогда, когда ей не удавалось справиться со своими советниками, подкупить своих придворных, запугать своих епископов и пэров и очаровать задние ряды своего парламента — только тогда ей приходилось использовать свою конституционную власть.
Когда министры Елизаветы терпели поражение в Совете и при дворе, они обращались к парламенту — но там они тоже не могли одолеть ее. Елизавета не сдалась по вопросу о престолонаследии в 1563 и в 1566 гг., насчет религии в 1566, 1571 и 1584; по антикатолическим законам в 1571 (хотя в 1581 она пошла на компромисс). Она не уступила по поводу Марии Стюарт в 1572 г., и если уступила в 1587, то только силу доказательства того, что Мария действительно замышляла ее убить, но еще и потому, что, просидев на троне почти тридцать лет, она поняла: чтобы удержать верность англичан, ей больше не нужно запугивать их возможным воцарением Марии. Елизавета добивалась своего, потому что она овладела искусством управления англичанами: она их нянчила. Она использовала силу своей личности и фанатичную личную преданность, которую способна была пробуждать, чтобы разрушать политические союзы, которые иногда пытались сломить ее. Те, кто кричал о решительных действиях, начинали чувствовать себя виноватыми и смущенными: они что, в самом деле сомневались в ее приверженности протестантской вере или в ее любви к своим подданным? Учитывая эффективность мифотворческого механизма, ни один мужчина не мог признаться в сомнении — а у женщин не спрашивали.
Глава 2. Правление Елизаветы II
До 1603 года Английская и Шотландская Короны были разделены, хотя связи между ними всегда были очень тесными: члены двух Королевских семейств не редко заключали браки. После вступления короля Шотландии Джеймса VI (I Англии) на английский престол, в Соединенном Королевстве стал править один монарх.
Стюарты были первыми королями Великобритании. Король Англии Джеймс I, начавший период, был также королем Джеймсом VI Шотландии, таким образом впервые объединяя эти два трона.
Династия Стюартов правила в Англии и Шотландии с 1603 до 1714 года. Это был период процветания культуры суда, но и время переворотов, неустойчивости, чумы, пожара и войны. Это были годы интенсивных религиозных дебатов и радикальной политики. В середине семнадцатого века разразилась гражданская война между престолом и парламентом, которая закончилась парламентской победой Оливера Кромвелла и драматическим свержением Короля Чарльза I. Страна впервые пережила недолгий период республиканского правления. Скорое восстановление прежней власти сопровождалось другой "Великолепной" Революцией. Вильям и Мэри Оранж пришли к власти как объединенные монархи и защитники Протестантства. Их преемницей была Королева Энн, вторая дочь Джеймса II.
Со смертью Королевы Энн закончилась династия Стюартов. В 1701 году был составлен Акта Урегулирования, в котором было указано, что только Протестанты могли возглавлять трон. Следующий правителем, согласно условиям этого акта, был Джордж Ганновер. Наследники Стюартов оставались претендентами на престол в течение следующего столетия.
Ганноверы пришли к власти в трудных обстоятельствах, которые могли подорвать стабильность Британского общества. Первый из Ганноверов, Джордж I, был только пятьдесят вторым на линии к трону, но оказался самым близким к престолу согласно Акту Урегулирования. Два потомка Джеймса II, свергнутого короля Стюарта, угрожали захватить трон. Они были поддержаны множеством якобинцев по всему королевству.
Период правления Ганноверов был устойчив, более всего из-за долговечности его Королей. С 1714 до 1837 года их было только пять, один из которых, Джордж III, остается самым долго правящим Королем в Британской Истории. Это был период политической стабильности и развития конституционной монархии. К концу его господства, была проведен Ряд Больших Реформ, которые среди других вещей расширили электорат.
Несмотря на потерю Американских колоний, именно в этом периоде Великобритания приобрела множество территорий за пределами Империи, в большей степени через иностранные завоевания в различных войнах. В конце династии Ганноверов Британская империя охватила третью часть земного шара. Королева Виктория должна была продолжить традицию долгого правления империей в Британской истории.
Имя Сакс-Кобург-Гота появилось в Британском Королевском Семействе в 1840 году с браком Королевы Виктории и Принца Альберта, сына Эрнста, Герцога Сакс-Кобурга и Готы. Сама Королева Виктория осталась членом Дома Ганноверов.
Дом Виндзоров возник в 1917 году, когда это имя было принято в качестве официального имени Британского Королевского Семейства в соответствии с провозглашением Короля Джорджа V, который заменил имя Сакс-Кобург-Гота. Король Джордж V (1865 – 1936) решил принять англоязычное имя Виндзор. Фактически, Виндзор является названием одного из Английских замков.
Король Джордж VI и Королева Елизавета стали очень популярны среди Британцев в течение Второй Мировой войны. Они отказались покинуть Лондон, даже притом, что Букингемский Дворец подвергался бомбардировкам. Виндзор до сих пор остается именем Королевского Семейства.
2.1. Детство принцессы Елизаветы
Принцесса Елизавета Александра Мэри родилась в Лондоне в доме 17 на улице Брутон, в 2:40 21 апреля 1926 года. Она была первым ребенком Герцога и Герцогини Йорка, впоследствии Короля Джорджа VI и Королевы Елизаветы. Пятью неделями позже ее окрестили в церкви в Букингемском Дворце. Было решено, что жизнь Принцессы должна была быть настолько нормальной, насколько это возможно. Больше не существовало монарха, который защищал бы ее от народных беспокойств. Вместо этого, она должна была понять неизбежную действительность нации. Она была рождена в годы всеобщей забастовки, когда Британское общество испытывало глубокие перемены. Герцог и Герцогиня Йорка были настроены на то, что Елизавета не должна быть ни ограждена, ни испорчена.
Ранние годы Принцессы были проведены в доме 145 на улице Пикадили, Лондонском доме, снятом ее родителями вскоре после ее рождения и в загородных домах ее бабушки и дедушки, Короля Джорджа V и Королевы Мэри, а также Графа и Графини Стратмор. Вынужденным предпринять официальное посещение в Австралию, чтобы открывать новый Парламент Содружества наций, родителям пришлось оставить ее на руках няни, Клары Найт. Это ранняя разлука не была столь травмирующая, как можно было ожидать. Напротив, это послужило поводом сближения между Елизаветой и ее бабушкой и дедушкой. Король Джордж V и Королева Мэри были очарованы их внучкой, и гордо информировали ее родителей о каждом новом зубе и слове.
Когда родители вернулись в июне 1927 года, они увидели любящего, уверенного и слегка вредного ребенка. Тилабет, как сама принцесса называла себя, была всегда готова развлечься. Во время Рождественского ужина для жильцов поместья Сандринхам, она забралась на обеденный стол и стала кидать в гостей печеньем. Ее хорошо развитый смысл забавы был одинаково очевиден и в играх, в которые она играла со своим дедушкой.
В 1936 году, скончался пожилой Монарх, и Тилабет стала Лилибет, нежное имя, которым ее называют в семье и по сей день. Пять лет спустя, у нее появилась маленькая сестра, Принцесса Маргарет. Принцесса Елизавета была первоначально образована дома, хотя Герцогиня всегда надеялась, что однажды ее дочь посетит общественную школу, и таким образом изучит социальные вопросы. Этому, однако, не суждено было сбыться, потому как новый Король, Эдвард VIII, решил, что принцесса не будет учиться рядом с простыми людьми, и таким образом Елизавета получила частное образование.
С современной точки зрения, возможно, Король просто пытался минимизировать уровень вмешательства прессы в дела Королевского Семейства. Его отношения с Валлис Симпсон должны были стать источником сплетней в Великобритании, и без сомнения он опасался общественной реакции, когда новости относительно ее развода стали известны. К концу 1937 года, жизнь Елизаветы драматично изменилась: Эдвард VIII отрекся от престола, и ее отец стал Королем Джорджом VI. Принцесса стала наследницей трона.
Она начала изучать историю конституции и закон. Она также изучила искусство и музыку, училась верховой езде. Она была заядлая всадница с раннего детства. Елизавета наслаждалась любительскими выступлениями и плаванием. Она выиграла соревнования по плаванию в Лондонском Клубе, когда ей было тринадцать.
Поскольку Принцесса стала старше, она начала принимать участие в общественной жизни. Она впервые выступала по радио в октябре 1940 года, когда ей было четырнадцать. Она послала сообщение в течение детской программы BBC всем детям Англии и Содружества наций, особенно тем детям, которые эвакуировались из соображений безопасности. В начале 1942 года она была назначена главным полковником охраны и на ее шестнадцатом дне рождения, она выполнила свое первое общественное обязательство, осмотрев полк. В апреле 1943 года, Принцесса Елизавета лично выполнила свое первое обязательство, когда провела день, охраняя танковый батальон в Южной Команде.
После того ее официальные обязанности увеличились, особенно в связи с молодежью: она стала президентом больницы для детей Королевы Елизаветы в Хэкни и национального общества предотвращения жестокости к детям. С марта 1944 года, она также начала сопровождать Короля и Королеву во многих поездках в пределах Великобритании.
Вскоре после ее восемнадцатого дня рождения в 1944 году, Принцесса Елизавета была назначена государственным советником в отсутствие Короля, который выполнял визит по Итальянским полям битв, и впервые выполнила некоторые из обязанностей главы государства. В августе того года Принцесса получила обращение от Палаты Общин и ответила от имени Трона.
В сентябре 1944 года, Принцесса выполнила ее первый официальный тур по Шотландии с ее родителями, включая ее первую церемонию открытия в октябре, когда она открыла недавно восстановленный Дом Абердинских Моряков. Первое воздушное путешествие Принцесса совершила в июле 1945 года, когда она сопровождала Короля и Королеву на двухдневном посещении Северной Ирландии.
В начале 1945 года Принцесса была назначена Подчиненным во Вспомогательной Территориальной Службе (ATS). К концу войны она достигла разряда Младшего Командующего, окончив курс в Первом Механическом учебном центре ATS, и вышла квалифицированным водителем.
После окончания войны, общественные обязательства Принцессы Елизаветы продолжали расти, и она интенсивно путешествовала для выполнения общественные функций на Британских островах. Они включили в себя запуск нового авианосца в Белфасте, тур по Ольстеру в марте 1946 года и посещение Уэльса в августе 1946 года.
Ее первая поездка за границу, как должностного лица, была в 1947 году, когда она сопровождала родителей и сестру в туре по Южной Африке. В течение этого тура она праздновала свой двадцать первый день рождения, и выступила с обращением по радио, в котором она посвятила себя службе в Содружества наций. Это посвящение она повторила пять лет позже, во время вступления на трон.
По ее возвращению из тура по Южной Африке, Принцесса Елизавета приняла свободу Лондона в июне 1947 года. В июле, она приняла свободу Эдинбурга.
Принцесса продемонстрировала, что Лилибет была теперь зрелым и естественным лидером. Кроме того, она достигла совершеннолетия. С небольшим удивлением и радостью публика узнала о предложении, сделанном Принцессе Лейтенантом Филиппом Маунтбаттеном, сыном Принца Эндрю Греции. Пара знала друг друга много лет, и таким образом Принц Филипп был, очевидно, наиболее подходящей парой для Елизаветы, в глазах и старших придворных и Британской публики.
Они женились 20 ноября 1947 года в Вестминстерском аббатстве. Пара была восторженно принята везде, где они встретились с британцами, искренне гордящимися своей монархией. Это счастье было только увеличено в соответствии с объявлением 14 ноября 1948 года, что Принцесса Елизавета родила Принца Чарльза, ребенка, который всеми чертами походил на Джорджа V, своего прадеда. Двумя годами позже, 15 августа 1950 года родилась Принцесса Энн.
Материнское влияние Принцессы Елизавета было очевидно в ее отношении к детям. Ощущая воздействие и значение Войны, Елизавета была убеждена, что ее дети, должны быть современными, и решила, что они, подобно ней, не будут ограждены или испорчены, и что они будут посещать общественную школу.
2.2. Коронация принцессы
На смену старому поколению Королевского Семейства пришло новое. В 1952 году, Король Джордж VI был так серьезно болен, что Принцессе Елизавете и ее мужу пришлось взять на себя государственный визит в Австралию и Новую Зеландию. В Кении, Наследница получила известие о смерти ее отца, и что она вступает на трон. 2 июня 1953 года, Принцесса возвратилась в Вестминстерское аббатство, в котором она вышла замуж несколькими годами ранее, чтобы быть коронованной «Елизаветой второй, милостью Божией Королевой Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и ее других владений и территорий, главой Содружества наций, защитницей Веры».
Представители пэров, Палаты общин и всех больших общественных организаций в Англии, премьер-министры и ведущие граждане других стран Содружества наций и представители иностранных государств присутствовали на коронации. Церемония передавалась по радио во всем мире, а также, по желанию Королевы, и по телевидению. Многие сотни тысяч людей увидели коронацию, что было невозможно прежде. Коронация сопровождалась путешествиями по Лондону, обзором флота, и посещениями Шотландии, Северной Ирландии и Уэльса.
Принцесса Елизавета стала Королевой Елизаветой II, но она никогда не прекращала быть Лилибет – маленькой девочкой, которая знала свои обязанности, имела свои собственные мнения и была настроена быть лучшим и наиболее «нормальным» правителем, каким она могла бы быть.
Зимой 1953 года Ее Величество собралась закончить тур по странам Содружества наций, который она начала еще перед смертью своего отца. С Герцогом Эдинбурга она посетила Бермуды, Ямайку, Фиджи, Тонгу, Новую Зеландию, Австралию, Остров Цейлон, Уганду, Мальту и Гибралтар. Это был первый из неисчислимого количества туров по странам Содружества наций, которой они предприняли, как главы правительства.
Летом 1959 года Ее Величество объявила о своей беременности, что стало сюрпризом для всего мира.
Принц Эндрю стал первым ребенком возведенного на престол монарха с 1857 года. Пятью годами позже, 10 марта 1964, рождение Принца Эдварда Энтони Ричарда Луи завершило Королевское Семейство. Королева Елизавета II демонстрировала, что она была копией своей матери. Она настаивала, что ее дети должны вести нормальную жизнь, на сколько это было возможно. Она подчеркнула важность образования и была непреклонна, что они должны иметь академические преимущества, которые всегда отрицались ранее. Чарльз установил прецедент, посещая строгую частную школу в Шотландии, где он свободно общался с мальчиками различных слоев общества.
Королева доказала, что, чтобы Монархии выжить в следующее столетие, ее следующее поколение должно было бы быть более знающим различные слои Британского общества, чем любое из его недавних предшественников.
В 1977 году в Англии и во всех странах Содружества наций праздновался Серебряный Юбилей Королевы. Сопровожденная Герцогом Эдинбурга, Королева путешествовала по стране, чтобы разделить праздник людьми. Везде их приветствовали огромные толпы людей. В 1986 году Королева приняла участие в празднованиях в Виндзоре и Лондоне, чтобы отметить ее шестидесятый день рождения.
Хотя это не было расценено как юбилей, сороковая годовщина Вступления Королевы на престол в 1992 году была отмечена множеством событий и проектов сообщества в Соединенном Королевстве. Непосредственно в День Вступления на престол, 6 февраля, BBC передавал телевизионный документальный фильм относительно рабочей жизни Королевы. Впоследствии его показывали более чем в 25 странах всего мира.
20 ноября 1997 Королева и Герцог Эдинбурга праздновали их Золотую Свадьбу. Специальный вечер для пар, празднующих их Золотую Свадьбу, был проведен в Букингемском Дворце в июле. Сама годовщина был отмечена службой в Вестминстерском аббатстве, и танцами, проведенными в недавно восстановленных Государственных Комнатах в Виндзорском Замке.
Королева является Главой государства Великобритании. Выполняя существенные конституционные функции, Королева также является центром национального единства, председательствуя в церемониальных событиях, посещая местные общины и представляя Великобританию во всем мире. Королева также является Главой Содружества наций. В течение ее господства она посетила все страны Содружества наций, напрямую общаясь с людьми всех слоев общества во всем мире.
Когда правитель умирает или отрекается от престола, немедленно выбирается его преемник согласно правилам, которые были установлены в конце семнадцатого столетия. Коронация нового правителя представляет собой красивое церемониальное зрелище и празднование, которое осталось по существу тем же самым как сотни лет назад.
Титулом Королевы в Провозглашении Вступления, датированном 6 февраля 1952 года, является «Елизавета вторая, милостью Божией Королева Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и ее других владений и территорий, глава Содружества наций, защитница Веры». Это описание переведено с Латинского языка.
По традиции, Королева берет сокращенную форму Латинского описания, когда она подписывает формальные и официальные документы и сообщения, используя подпись «Елизавета Р.», которая обозначает «Регина» или «Королева».
В 1953 году Королевский Акт о Титуле отразил факт, что Королева является одинаково Королевой каждого из ее владений. Законодательство относительно королевского титула предписано каждой стране отдельно, позволяя Королеве принять титул, подходящий к обстоятельствам страны, заинтересованной общей идеей, отображая в символической форме роль правителя, как фактор объединения в Содружестве наций. Поэтому каждый титул включает ссылку на другие владения и территории Королевы, а также ее титул как Главы Содружества наций. Слова «Защитница Веры» также включены в титулы, используемые Королевой в Канаде и Новой Зеландии. Например, в Канаде, где Королева – Глава государства, ее официальный титул: «Елизавета вторая, милостью Божией Королева Соединенного Королевства, Канады и ее других владений и территорий, глава Содружества наций, защитница Веры».
На практике Елизавета II упоминается просто как «Королева», в отличие от ее матери, которую называют «Королевой Елизаветой».
До конца семнадцатого столетия, Британские монархи были исполнительными монархами. Они имели право создавать и изменять законы. Начиная с начала восемнадцатого столетия, монархи стали конституционными монархами, что означает, что они стали ограниченными правилами и соглашениями и остаются политически беспристрастными.
Почти по всем вопросам монарх действуют по совету министров. Конституционный правитель сохраняет важную политическую роль как Глава государства, формально назначает премьер-министров и одобряет законы.
Королева также имеет важные роли в других организациях, включая Вооруженные силы и Английскую церковь.
Ограничения на власть монарха начались еще в 1215 году, когда бароны в Магна Карта вынудили Короля Джона признать, что они имели некоторые права. Конституционная монархия, которую мы знаем сегодня, развивалась в восемнадцатых и девятнадцатых столетиях, как власть, осуществляемая Министрами в Кабинете и получаемая от избираемых Парламентов.
2.3. Королева в Парламенте
«Королева в Парламенте» является формальным титулом Британского законодательного органа, который состоит из Королевы, Палаты лордов и Палаты общин. Палата общин имеет доминирующую политическую власть.
Как конституционный монарх, Королева требуется на совете Министров для подтверждения всех законопроектов. В Королевском Согласии не было отказано с 1707 года. Роль Королевы в постановлении законодательства сегодня вполне формальна, хотя она и имеет право консультировать, поощрять и предупреждать.
Королева в Парламенте наиболее ясно демонстрируется в ежегодном Государственном Открытии Парламента, когда Королева открывает Парламент и обращается к обеим палатам с Королевской Речью.
Королева – не только Королева Великобритании, но также и Глава Содружества наций, добровольной ассоциации 54 независимых стран.
Большинство этих стран прогрессировало от Британского правления до независимого самоуправления, и Содружество наций теперь служит для того, чтобы способствовать международному сотрудничеству и торговым связям между людьми во всем мире.
Королева также является Королевой множества стран Содружества наций, включая Австралию, Новую Зеландию и Канаду.
Как Глава Содружества наций, роль Королевы символическая и не имеет никаких конституционных функций. Монарх укрепляет связи, которыми Содружество наций связано с людьми со всего света. Это происходит через визиты по Содружество наций, регулярное общение с Министром по делам Содружества наций и его Секретариатом – центральной организацией Содружества наций, которая координирует действия Содружества наций и которая базируется в Лондоне – и с Главами Правительства, проводя День Содружества наций в Лондоне, передавая сообщение в День Содружества наций, действуя как глава культурных событий Содружества наций и не редко посещая Игры Содружества наций, чтобы открыть или закрыть их.
В течение ее господства, Королева посетила все страны в Содружестве наций, кроме Камеруна, который присоединился к Содружеству наций в 1995 году, и сделала много повторных посещений. Королева также посетила Индию и Пакистан в октябре 1997 года, чтобы отметить пятидесятую годовщину их независимости от Англии, которая вела к формированию современного Содружества наций. Третья часть общего количества визитов Королевы за границу приходится на страны Содружества наций. Герцог Эдинбурга, Принц Уэльса и другие члены Королевского Семейства также посещают страны Содружества наций.
Встреча Глав Правительства стран Содружества наций (CHOGM) обычно проводится раз в два года, в одной из стран Содружества наций. Королева обычно присутствует в стране, в которой проходит встреча, в течение которой она имеет ряд частных визитов к лидерам стран Содружества наций. Королева также посещает прием и обед во время конференции, на которой она произносит речь. Самая последняя CHOGM была проведена в марте 2002 года в Южной Австралии.
С 1977 года, День Содружества наций празднуется на втором понедельнике в марте. Это было одобрено Главами Правительства как день, когда дети, для кого этот день особенно предназначен, были бы в школе.
Чтобы отметить этот день, Королева передает сообщение Дня Содружества наций, которое, подобно Рождественскому Сообщению, обращено Королевой как Главой Содружества наций к народам Содружества наций. Эти сообщения уникальны тем, что они составлены самой Королевы, без Министерского совета.
Каждый год, Королева также следит за «Соблюдением Дня Содружества наций», который является службой, проводимой в Вестминстерском аббатстве и сопровождаемой приемом, на котором присутствует Генеральный Секретарь – Голова Секретариата Содружества наций.
Королева разделяет свои различные роли, используя личный флаг для встреч Содружества наций, где Королевский Стандарт был бы несоответствующий, или, используя специальные Стандарты в ее различных владениях.
У Королевы существуем много различных обязанностей на каждый день. Некоторые – известные общественные обязанности, такие как Введения в должности, церемонии, приемы и посещения в пределах Великобритании или за границей. Далеко от камер работа Королевы продолжается. Она включает чтение писем от публики, официальных бумаг и коротких замечаний, общение с политическими министрами или послами и встречи с ее Частными Секретарями для обсуждения ее будущих ежедневных планов. Нет двух одинаковых дней в жизни Королевы, и она всегда должна оставаться подготовленной.
Королева начинает ее обычный рабочий день, просматривая ежедневные Британские газеты.
Каждый день Королева получает около 300 писем от публики. Королева выбирает некоторые из них, чтобы прочитать и сообщает в свой штат, как она хотела бы, чтобы они ответили. Это позволяет Королеве видеть лично часть ее ежедневной корреспонденции. Фактически каждому письму отвечает штат в офисе ее Частного Секретаря.
Королева встречается с двумя из ее Частных Секретарей с ежедневными официальными документами. Этот процесс длится около часа.
Каждый день каждого года Королева получает от государственных министров и от ее представителей в Содружестве наций и других странах информацию в форме политических бумаг, документов Кабинета, телеграмм, писем и других Государственных бумаг. Они преподносятся ей Частными Секретарями в знаменитых «красных коробках». Все эти бумаги должны быть прочитаны и, где необходимо, одобрены и подписаны.
Утром, Королева часто встречается со множеством важных людей, например, заграничными Послами и Верховными комиссарами, недавно назначенными Британскими Послами, старшими членами Вооруженных сил и Английскими епископами и судьями. Каждая встреча длится от 10 до 20 минут, и обычно Королева и ее посетитель встречаются наедине.
Королева также встречается со множеством людей, которые выиграли призы или вознаграждены в различных областях, таких как литература или наука.
Королева может заканчивать утро, общаясь со множеством государственных министров на встрече Тайного Совета.
Введения в должности начинаются в 11:00 и длятся немногим более часа. Королева обычно встречает до 135 людей на каждом Введении в должность, чтобы представить Распоряжения, художественные оформления и медали.
Королева часто конфиденциально завтракает. Каждые два месяца, она и Герцог Эдинбурга приглашают дюжину гостей из широкого разнообразия слоев общества к неофициальному завтраку.
Королева иногда проводит до трех встреч перед завтраком, или одну совместно с Герцогом Эдинбурга.
Королева и Герцог Эдинбурга завтракают с широким разнообразием людей в различных местах от ратуш до больниц, и даже, однажды, на электростанции, чтобы отпраздновать ее официальное открытие.
В полдень, Королева часто исполняет общественные обязательства. Такие посещения требуют планировать их заранее для выполнения требований приглашающих. Королева готовится к каждому посещению составлением короткого плана о том, с кем она будет встречаться, что увидит и будет делать.
Королева регулярно уезжает на целый день в какую-либо область или город. Если посещение очень занятое или длится больше чем один день, то Королева отправляется накануне вечером на Королевском Поезде, чтобы быть уверенной, что визит начнется с раннего утра. Герцог Эдинбурга часто сопровождает Королеву в таких поездках. Когда это случается, они выполнят некоторые обязательства совместно, остальные отдельно, чтобы гарантировать, что максимальное число людей и организаций будет посещено.
Королева имеет еженедельную встречу наедине с Премьер-министром, когда они оба находятся в Лондоне. Встреча обычно бывает по вторникам в 18:30. На таких встречах никогда не бывает посторонних людей или журналистов. Ни Королева, ни Премьер-министр не говорят о том, что уже обсуждено между ними, поскольку разговоры между Королевой и Премьер-министром всегда остаются конфиденциальными.
Приблизительно в 19:30 Королева получает сообщение о дневных парламентских слушаниях и всегда читает его в этот же вечер.
Иногда вечерами Королева посещает премьеру Королевского Фильма, благотворительные Эстрадные и Концертные представления или приемы и ужины, связанные с организациями, главой которых она является.
Королева обычно с другими членами Королевского семейства также принимает гостей на официальных приемах в Букингемском Дворце, таких как приемы Дипломатического Корпуса и Королевские Вознаграждения за Достижения. Другие приемы отмечают работу специфических групп в сообществе, таких как рабочих в гуманитарных организациях, спортсменов и женщин.
Королева имеет многочисленные интересы, которые могут совпадать с ее общественной работой и закончить ее рабочий день. Она не редко посещает концерты, театральные представления и художественные выставки.
Королева также посещает Дерби и Летние Гонки в Аскоте, и, как заядлый владелец скаковых лошадей, она часто видит своих лошадей, на других встречах.
Как владельцы частных имений в Балморале и Сандринхам, которые Королева и другие члены Королевского семейства регулярно посещают, Королева с Герцогом Эдинбурга наблюдают за их управлением. Королева проявляет живой интерес ко всем аспектам этого управления, особенно к фермерам арендаторам и служащим, которые живут и работают в имениях.
В связи со своей общественной и частной работой, Королева хорошо проинформирована. Она встретила гораздо больше людей всех слоев общества и в этой стране, и за границей, чем ее предшественники. Это занимает много времени и сил. Не редко ночью свет в ее окне во Дворце гаснет последним – Королева заканчивает свою работу с «красной коробкой» официальных бумаг.
Важной частью работы Королевы и членов Королевского семейства являются различные поездки по Великобритании, странам Содружества наций и за границей. Они позволяют членам Королевского семейства встречаться с людьми всех слоев общества, отмечать местные и национальные достижения, сближаться с различными странами. Многие из поездок связаны с благотворительной деятельностью и другими мероприятиями, в которых участвуют члены Королевского семейства. В некоторых случаях, королевские поездки связаны с празднованием исторических событий жизни страны или нации. Все визиты тщательно запланированы, чтобы гарантировать, что возможность встретить и увидеть членов Королевского семейства будут иметь как можно больше людей.
Каждый год Королева и другие члены Королевского Семейства предпринимают почти 3 000 визитов во многие регионы Великобритании. Официальные функции наиболее заметны в таких визитах, как открытие новых зданий, встреча местных сановников и посещения школ, больниц и других общественных зданий, таких как общежитий для бездомных людей, военных частей и других организаций.
Королева и другие члены Королевского Семейства связаны с различными благотворительными организациями, охватывающими множество областей национальной жизни. Как главы более чем 3 200 благотворительных организаций, Королевское семейство посещает большое количество благотворительных проектов каждый год.
Поездки для Королевы тщательно отбираются из огромного количества приглашений ее Частными Секретарями и Лорд Лейтенантами, чтобы ее программа была сбалансирована с географический точки зрения и чтобы Королева могла бы встретить самый широкий диапазон людей в различное, доступное ей время.
Существует одна закрепившаяся традиция проводить в начале июля каждый год «Неделю Холируд». В течение этой недели, Королева и члены Королевского Семейства остаются во Дворце Холируд в Эдинбурге в Шотландии, где Королева обычно проводит Введения в должности и Вечеринки в Садах и выполняет множество обязательств.
Офис Частных Секретарей действует совместно с другими членами Королевского Семейства для достижения наиболее эффективного плана Королевских посещений по всей стране.
Благотворительные организации и общины часто посылают приглашения членам Королевского Семейства для посещения специальных и исторических праздников. Эти приглашения всегда приветствуются, хотя не все могут быть выполнены вследствие огромного их числа. Около 1 000 приглашений каждый год приходят только на имя самой Королевы, что намного больше, чем может быть принято. Однако каждое приглашение тщательно рассматривается, и в некоторых случаях кто-то другой из Королевского семейства может занять место Королевы.
Лорд Лейтенанты Ее Величества являются представителями Короны для каждого графства в Великобритании. Они назначены Королевой по предложению Премьер-министра и могут быть пэрами или простыми людьми.
Никакой правитель до существующей Королевы не предпринимал столько поездок за границу. Теперь они стали одной из наиболее важных обязанностей Королевы. Еще Принцессой Елизаветой, Королева совершила свою первую официальную поездку за границу в 1947 года в Южную Африку. Всего Принцесса совершила 12 официальных визитов за границу.
Королева совершает два Государственных визита за границу каждый год. Сопровождаемая Герцогом Эдинбурга Королева совершила более чем 60 Государственных поездок в иностранные правительства. Она также путешествует по странам Содружества наций.
Начиная с ее возведения на престол в 1952, Королева посетила более чем 325 стран, включая повторные посещения. Королева также посетила страны, которые никакой другой Британский монарх еще никогда не посещал, включая первый Государственный визит в Россию в октябре 1994 года и Государственные визиты в Корею в 1999 году и Малайзию в 1998 году. Во время ее Государственного визита в Малайзию Королева закрыла Игры Содружества наций. Другим историческим событием был шестидневный Государственный визит в Южную Африку в апреле 1995 году, первый с 1947 года.
Среди недавних поездок Королевы были Государственный визит в Италию в октябре 2000 года, в течение которого Королева встретилась с Папой Римским в Ватикане, и посещение Норвегии в 2001 году. В 2002 году Королева посетила Австралию, Новую Зеландию, Ямайку и Канаду в качестве празднования ее Золотого Юбилея.
При путешествии за границу, Королеве не требуется Британский паспорт. Вместо Британского паспорта в поездках Королева имеет документ, первая страница которого содержит следующую формулировку: «Главный Государственный Секретарь Ее Британского Величества по Иностранным Делам и Содружества наций запрашивает и требует от имени Ее Величества у всех, кого это может касаться, позволить предъявителю проходить свободно без позволений или помех и предоставлять предъявителю необходимую помощь и защиту».
Поскольку Британские Паспорта выпущены от имени Ее Величества, то сама Королева в нем не нуждается. У всех других членов Королевского семейства, включая Герцога Эдинбурга и Принца Уэльса, есть паспорта.
У Королевы существует множество церемониальных ролей. Некоторые, например, Государственное Открытие Парламента, Встречи с новыми послами и Введения в должности, относятся к роли Королевы, как Главы государства.
Другие, такие как пожертвования бедным («Маунди Мани») и организация Вечеринок в Садах, являются историческими церемониями, в которых короли и королевы принимали участие в течение десятилетий и даже столетий.
Королева формально открывает Парламент каждый год, обычно в октябре или ноябре. Она путешествует в Государственной Карете к Дворцу Вестминстера, а Герцог Эдинбурга обычно сопровождает ее. Прежде, чем королевская процессия отправится, отделение охраны обыскивает подвалы Зданий Парламента. Эта традиция возникла в 1605 году во время Порохового Заговора, когда Гай Фокс был арестован за подготовку взрыва Парламента. Сегодня в этих поисках охране помогает полиция.
Непосредственно для церемонии, которая проходит в Палате лордов, Королева надевает Имперскую Государственную Корону и парламентскую одежду. Посыльным Королевы вызывает приблизительно 250 представителей Палаты общин. Сидя на троне, Королева читает Речь. Речь Королевы членам обоих палат Парламента написана Правительством и представляет законы, которые Правительство собирается внести на обсуждение Парламента в следующем году. Традиционно, правитель персонально открывает Парламент. Королева открывала Парламент каждый год ее господства кроме 1959 и 1963 годов.
Более чем 30 000 людей посещают Королевские Вечеринки в Садах каждый год. В течение лета, по крайней мере, три из них проводятся в Букингемском Дворце и одна во Дворце Холируд в Эдинбурге.
Вечеринки в Садах проводятся в Букингемском Дворце, начиная с 1860 годов. В 1950 годах число Вечеринок в Садах, проводимых в Букингемском Дворце, было увеличено с двух до трех в год. Дополнительные Вечеринки в Садах проводились в качестве празднований знаменательных дат.
В некоторые года Королева проводит дополнительные Вечеринки в Садах, чтобы оказать честь большой национальной организации, празднующей специальную годовщину, такой как, например, Красный Крест.
Люди всех слоев общества приглашаются на эти вечеринки, обычно через организации с заранее спланированными списками, чтобы присутствовали люди всех сфер национальной жизни.
Приглашения высылаются Лордом Гофмейстером от имени Королевы. Все планируется в Офисе Лорда Гофмейстера. Джентльмены надевают парадные костюмы или форму. Леди надевают вечерние платья обычно со шляпами. Можно также надеть и национальную одежду.
Приблизительно 8 000 гостей посещают каждую вечеринку, которая проходит с 16:00 до 18:00 и начинается Государственным гимном. Королева и Герцог Эдинбурга, сопровождаемые другими членами Королевского семейства, лично общаются с гостями.
Королева и другие члены Королевского семейства постепенно проходят до королевской беседки, где они встречают других гостей. В Лондоне Дипломатический Корпус имеет свою собственную беседку, а беседки для остальных гостей существуют и в Лондоне, и в Эдинбурге.
Около 18:00 после Государственного гимна Королева и другие члены Королевского семейства оставляют сад, чтобы завершить вечеринку.
В дополнение к событиям, в которых Королева принимает участие, есть множество других церемоний и традиций, связанных с Британской Монархией. Некоторые из них связаны с армией, включающей в себя отряды существующих Вооруженных Сил также как и членов исторической Королевской Охраны. Другие традиции являются менее известными, чем красочные зрелища, но интересны сами по себе. Третьи же, такие как общепринятые обращения Королевы на Рождество и День Содружества наций, являются довольно недавними в происхождении, но уже стали знакомыми и популярными традициями.
Резиденции, связанные с сегодняшним Королевским Семейством разделены на Занятые Королевские Места жительства, которые добросовестно хранятся для будущих поколений, и Частных Владения, которые были переданы Королеве более ранними поколениями Королевского Семейства.
Красиво обставленные сокровищами из Королевской Коллекции, большинство Королевских резиденций открыто для публики, когда они не находятся в официальном использовании.
В течение столетий, Британские короли и королевы строили или покупали дворцы в качестве домов для семейства, рабочих мест и центров правительства.
Занятые Королевские Дворцы используются Королевой как правителем для исполнения обязанностей Главы Государства. Сегодня, как и в прошлом, эти резиденции используются для многих целей: и как места встречи для Государственных и официальных событий, и как рабочие места для широкого диапазона людей, и как исторические здания для публичных посещений.
Королева приглашает приблизительно 80 000 гостей ежегодно во Дворцы, на различные событиям, включая приемы, Вечеринки в Садах и Введения в должности. Дворцы также используются для формальных и церемониальных событий, включая ежегодный дипломатический прием для иностранных послов, приемы и Государственные Банкеты для посещающих Глав Государств и постоянные встречи со старшими фигурами национальной жизни Великобритании и иностранными послами. Другой ролью Королевских резиденций является создание рабочей обстановки для людей, помогающих Королеве в ее работе. Королеве помогают около 1 000 человек, включая Королевский Домашний штат, Полицейский и Вооруженный Обслуживающий персонал, штат Почтового Отделения и строительный и обслуживающий персонал. Они работают в офисах, обслуживают области, мастерские, склады и гаражи на территориях, связанных с Занятыми Королевскими Дворцами. Эти места охватывают приблизительно 75% всей площади Дворцов. Большинство Королевских резиденций используются для привлечения посетителей, число которых достигает 1,7 миллионов в год. В некоторых резиденциях, например Букингемском Дворце, посещение Государственных Комнат ограничено временем их официального использования.
Королевская Коллекция, одна из самых прекрасных художественных коллекций в мире, добросовестно хранится Королевой как правителем для ее преемников и Нации. Эта коллекция открыта для посетителей в резиденциях Королевы, показывается в программе специальных выставок во всем мире.
Заключение
Итак, мы рассмотрели самые критические, на наш взгляд, важнейшие, сформировавшие ее характер, моменты из жизни Елизаветы Английской, а именно: двусмысленное положение Елизаветы сразу же после появления на свет, попытка проведения государственного переворота Сеймуром и восстание Уайатта, “афера Нортумберлена” и, наконец, противостояние двух королев – Елизаветы Английской и королевы Шотландии Марии Стюарт. Мы видим, как здесь все переплелось: личное и общественное, частное и государственное. Мы проследили также процесс формирования характера Елизаветы как актрисы, умного, тонкого политика, яростно сражавшегося за свою жизнь.
Итак, британская монархия живет и процветает уже много столетий; это, безусловно, старейший институт управления Соединенного Королевства. Он существовал около четырехсот лет до возникновения парламента и три века до первых судов, а почти непрерывный род королей и королев появился еще тысяча лет назад. Монархическое правление за всю историю его существования было прервано лишь один раз триста лет назад, когда в 1649 году поражение Чарльза мечами и ружьями парламентской армии Оливера Кромвеля привело к тому, что Британия была провозглашена республикой. В 1660 году Чарльз , сын Чарльза, был вновь возведен на престол и Британия как и прежде стала монархией. Думается, что выживаемость монархии в Великобритании объясняется также национальными чертами английского народа, его "воспитанностью" в духе компромиссов, социального согласия, выработанного за последние три столетия. Однако, нельзя сказать, что монархия не изменилась. За последние шестнадцать столетий наблюдалась формирование монархии и, хотя сильная исполнительная власть оставалась в ее руках и на протяжении большей части восемнадцатого века, следующие сто лет, включающие период весьма влиятельного правления королевы Виктории, отмечены ограничением активной политической роли монарха, до такой степени, когда можно сказать примерно так: “ Королева царствует, но не управляет “. Отстаивание "божественных" прав и прерогатив перед лицом феодальных владык, кончавшееся иногда гибелью самодержцев. Затем, с ростом капиталистических отношений, ломка порядков, покоившихся на могуществе родовых землевладельческих собственников, позволившее короне прибегнуть к абсолютистской форме правления, что отвечало и нуждам времени. В дальнейшем - противостояние между цеплявшейся за старые позиции монархией и притязавшими на верховенство хозяевами промышленных предприятий, банков, торговых фирм, приведшее к ограничению возможностей института монархии в той степени, какая требовалась для буржуазии, заинтересованной в сохранении монархии как одной из важных опор существующего строя - таков путь эволюции находившихся на британском престоле династий.
Список использованной литературы
1. Брэдфорд С. Елизавета II. Биография Ее Величества королевы. Пер. с англ. М., 1998, с. 65.
2. Ю. Б. Голицынский «Great Britain», Москва, «КАРО», 2000 г.
3. Материалы «Официального Сайта Британской Монархии», http://www.royal.gov.uk/.
4. Черняк Е. Б. Тайны Англии. М., 1996.
5. Штокмар В. В. Очерки по истории Англии XVI века. Л., 1957.
[1] Херг Т. Елизавета I Английская.
[2] Там же
[3] Craves M A R 1983: 27.
[4] Neale J E 1976 The
[5] Там же.
[6] Neale J E 1957 Elizabeth I and Her
Parliaments, 1548-1601.
[7] Neale J E 1957 р. 247
[8] Hartley T E (ed.) 1981 р. 38
[9] Hartley T E (ed.) 1981 р. 442
[10] Neale J E 1957 р. 248
[11] Graves M A R 1983 The management of the Elizabeth House of Commons: the Council`s `men of business`, Parlamentary History 2: 14; Eiton G R 1984 Parlament, in Haigh C A (ed.) The Reign of Elizabeth I. Macmillan, р. 91.
[12] Neale J E 1953 Elizabeth I and Her
Parlamients, 1559-1581.
[13] Parker M 1853 Correspondence, Bruse J and Perowne T T (eds). Parker Society, р. 380.
[14] Neatle J E 1957 pp. 69, 385.