Е.А. ДЕМАКОВА, Ю.В. СЕМЕНОВА

Красноярский государственный

торгово-экономический институт

г. Красноярск

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОПТИМИЗАЦИИ АССОРТИМЕНТА

(на примере электрических чайников на рынке г. Абакана)

Электрические чайники относятся к малой бытовой технике. Это приборы первой необходимости – в каждом доме нужна кипяченая вода. Товарное предложение электрочайников, представленных на рынке г. Абакана – столицы республики Хакассия, достаточно широко, и формируется из товаров различных производителей. В то же время, по результатам опроса потребителей, выбор нужной модели сегодня требует у покупателей значительных затрат времени.

Цель проведенного исследования – анализ товарного предложения электрочайников в торговой сети г.Абакана и оценка его оптимальности с точки зрения возможности выбора покупателями модели, наиболее удовлетворяющей покупательским предпочтениям.

Для достижения поставленной цели в ходе исследования ассортимента электрических чайников были определены следующие задачи:

1. Выявить структуру товарного предложения электрочайников с учетом наиболее существенных товароведных характеристик приборов и современных тенденций формирования ассортимента товаров этого вида на мировом рынке.

2. Проанализировать широту и полноту ассортимента электрических чайников на рынке города в целом и в разрезе отдельных торговых предприятий для оценки возможности выбора изделий, обладающих разнообразными потребительскими свойствами.

Современный электрический чайник для комфортной эксплуатации должен быть без шнура (шнур крепится к подставке) и автоматически отключаться при закипании воды или при ее отсутствии (пока редкая функция), а время закипания воды должно быть не более пяти минут. Крышка чайника открывается нажатием на кнопку или имеет замок, который не дает ей открыться при разливании кипятка по чашкам. Лампочка-индикатор показывает, что чайник работает.

Современные модели электрических чайников объединяют в три группы.

Первая группа – приборы, у которых открытый нагревательный элемент расположен внутри емкости для нагрева воды. ТЭН изготавливают из нержавеющей стали (более дорогие модели) или хромированной. Недостаток таких чайников – на ТЭН оседает накипь, что продлевает время нагрева воды и сокращает срок службы нагревательного элемента. Некоторые фирмы покрывают ТЭН нитридом титана («позолоченный» нагревательный элемент), что снижает интенсивность оседания накипи. В моделях с открытым нагревательным элементом высок показатель минимального количества нагреваемой воды.

Вторая группа – электрические чайники с закрытым или «дисковым» нагревательным элементом, когда ТЭН из нержавеющей стали расположен под тонкой металлической или керамической пластиной. Внутренняя поверхность чайника легко очищается. Срок службы изделия продлевается; скорость закипания воды с течением времени не изменяется. Недостатком является более высокий уровень шума при закипании воды. Почти все модели этой группы имеют функцию отключения при снятии электрочайника с подставки. Одним из достоинств этих чайников является то, что разъем расположен в центре под­ставки, и прибор может легко сделать полный оборот вокруг своей оси.

Третья группа – чайники-термосы. Изделия имеют корпус из теплоизоляционного материала, закрытый нагревательный элемент. Вода в изделии остается горячей, а сам корпус – холодным пока чайник включен в сеть. Температура поддерживается на уровне 95-98 0 С автоматически, слив воды осуществляется путем нажатия кнопки. Такие чайники имеют высокую цену, поэтому представлены на рынке в ограниченном количестве.

Современные чайники отличаются разнообразием дизайна и элементов комфортности. Корпус чайников может быть цилиндрической вытянутой или приземистой формы, обтекаемой формы («пингвины»), конусовидной или классической «пузатой». Цветовая гамма: от классического белого цвета пластмассового корпуса, через всю цветовую гамму хроматических цветов до черных, комбинированных, с металлизацией и др. Превалирующими материалами изготовления корпуса являются полистирол и полипропилен, которые выдерживают контакт с кипятком, хотя остаточные мономеры и пластификаторы могут попадать в воду. Используются также стекло, нержавеющая сталь. Особенностью современных моделей чайников является широкое сливное устройство, незамкнутая ручка. Элементами комфортности служат: звуковой сигнал о закипании; два широких индикатора уровня воды; съемный фильтр в сливном устройстве; откидная блокируемая крышка; отсек для хранения шнура.

Для того чтобы выделить свою продукцию среди конкурентов производители оснащают чайники необычными устройствами, которые повышают стоимость приборов. Например, Bosch и Siemens предлагают модели со свето­вым кольцом вокруг основа­ния чайника, которое является индикатором включения.

Большинство чайников оснащены фильтрами для воды из мелкой нейлоновой сетки, встречаются и металлические позолоченные фильтры. Некоторые производители устанавливают в крышке чайника фильтр из активированного угля и ионообменной смолы – для обработки не выливаемой, а заливаемой в чайник воду. При прохождении через такой фильтр количество кальциевых и магниевых солей в чайнике резко снижается.

Чайники обычно рассчитаны на 1,5-1,7 л воды, но встречаются также приборы с объемом 0,8 л, 1 л, 1,2 л, 1,9 л и 2,5 л. Редко встречаются чайники с функцией подогрева не до 100 0 С, а до заданной температуры.

В целях анализа состояния розничной торговли электрочайников в г.Абакане было выявлено 20 предприятий, реализующих не менее 10 моделей. Отмечается отсутствие специализированных магазинов, электрочайники реализуются в отделах по продаже мелкой бытовой техники, наряду с другими электробытовыми товарами.

Среди обследованных магазинов наибольший удельный вес приходится на торговые центры - 55%, доля салонов по продаже бытовой техники составила 25%. Для оценки удовлетворения покупательского спроса изучена широта ассортимента электрочайников по основным классификационным признакам

Из 20 обследованных только 5 предприятий специализируются на реализации электрочайников одной торговой марки: 4 магазина предлагают чайники Scarlett , 1 магазин – Vitek . При анализе полноты ассортимента за действительный показатель принято фактическое количество моделей исследуемой марки, а за базовый – общее количество моделей, производимых фирмой.

Низкое значение коэффициента полноты (до 0,6) по ряду торговых марок объясняется устареванием некоторых моделей и снятием с продажи.

Изучение структуры ассортимента электрочайников на рынке города проведено с учетом частоты предложения моделей в обследованных магазинах.

Наибольшую долю на рынке занимают электрочайники Scarlett , Vitek , Tefal и Rowenta (от 27 до 10 %). Это торговые марки, известные высоким качеством продукции и доступными ценами. Наименьшая доля – у электрочайников Krups (около 4 %), объясняется меньшей известностью марки, высокими ценами, а также преобладанием моделей с «немодным» открытым нагревательным элементом.

Большинство предложенных на рынке города электрочайников изготовлены из пищевых пластиков. Электрочайники из стекла и нержавеющей стали представлены моделями Scarlett , Vitek , Tefal , Philips , Rowenta , и предлагаются пока в небольших количествах. Но с точки зрения химической безопасности нержавеющая сталь и стекло – более надежные материалы. Поэтому расширение предложения чайников из этих материалов – перспектива развития рынка.

Все большую популярность приобретают чайники с закрытым нагревательным элементом, доля которых в предложении уже более чем в 2 раза превышает долю чайников с открытым нагревательным элементом, что вполне объяснимо рассмотренными выше преимуществами закрытого нагревателя.

Важным фактором, определяющим выбор чайника, является его форма. Исследование показало, что наибольшее количество электрочайников на рынке города цилиндрической формы (46 %); наименьшее количество классической «пузатой» формы (6 %), что свидетельствует о приверженности покупателей на исследуемом рынке строгой вытянутой симметричной форме.

Лидерами на рынке являются электрочайники объемом 1,7 л и 1,5 л (по 45 и 23 % соответственно), что объясняется ориентацией большинства производителей именно на этот экономичный объем, признанный «мировым стандартом».

Несмотря на выявленное разнообразие предлагаемых в г. Абакане моделей электрочайников, интересен тот факт, что показатели широты и полноты ассортимента приборов в отдельных магазинах невелики. Проведенное исследование позволило сделать ряд рекомендаций по формированию ассортимента электрочайников магазинам, не специализирующимся на продаже одной торговой марки. Например, торговые центры «Преображенский», «Луч», «Кристалл», «Аргумент» предлагают электрочайники различных марок, но в малом количестве моделей – не самых современных по форме и не разнообразных по цветовому решению. Анализ товарооборота наиболее крупных отделов, реализующих бытовую технику показывает, что количество покупок почти напрямую зависит от количества предложенных моделей.

Другой пример недостаточно рационального формирования ассортимента – электрочайники из стекла реализуют только 4 предприятия.

Покупатель сегодня имеет возможность выбора кухонной мебели не только в традиционных расцветках древесной текстуры. Все чаще внимание покупателей привлекают изделий с облицовкой однотонными пластиками ярких расцветок. При этом повышается интерес покупателей и к цветным электрочайникам. Однако удовлетворительным по широте цветовой гаммы можно считать предложение только в 3 магазинах. В некоторых крупных магазинах представлено только по 9 моделей цветных электрочайников – 3-4 тонов.

Электрочайники с уменьшенным объемом 1,0 и 1,2 л реализуются также далеко не во всех магазинах. Хотя в современных условиях стремительного роста тарифов на электроэнергию уже отмечается повышенный интерес покупателей к этим наиболее экономичным моделям. Как отрицательную характеристику рынка электрочайников в г. Абакане следует отметить отсутствие приборов объемом 2,5 л и 3,0 л, которые, несомненно, были бы востребованы на различных предприятиях, где требуется одновременный нагрев воды для 10 и более человек.

Подвести итог проведенному исследованию, можно следующими выводами.

1. Товарное предложение электрочайников на рынке в целом можно считать достаточно широким и полным как по наиболее известным зарубежным торговым маркам, так и по основным товароведным характеристикам этого товара. В то же время ассортимент в отдельных магазинах скорее узок и неполон, где покупатель ограничен в выборе этого самого распространенного электробытового прибора.

2. Расширение ассортимента предлагаемых электрочайников на большинстве торговых предприятий следует делать, главным образом, за счет наиболее современных моделей с корпусом из стекла и нержавеющей стали, с закрытым нагревательным элементом, малых (1,0 и 1,2 л) и больших (2,5 и 3,0 л) объемов, разнообразных форм и расцветок (для чайников из пластмасс и из стекла с пластмассовыми конструктивными деталями). Такое расширение ассортимента в магазинах возможно за счет предложения моделей разных торговых марок, так как даже наиболее известные на мировом рынке изготовители предлагают электрочайники в недостаточно широком ассортименте.