Содержание

Введение. 3

1. Сущность и значение прибыли в деятельности организации. 5

1.1. Порядок формирования, распределения и использования прибыли в организации  5

1.2. Нормативное регулирование и учет прибыли. 7

1.3. Краткая экономическая характеристика объекта исследования. 7

2. Бухгалтерский учет прибыли. 11

2.1.  Порядок формирования прибыли отчетного года и ее использование. 11

2.2. Учет прибылей и убытков прошлых лет. 13

2.3. Отчетность о расходах по продаже товаров как один из важнейших источников информации. 19

Заключение. 28

Список литературы.. 30

Введение

Прибыль – наиболее простая и одновременно наиболее сложная категория рыночной экономики. Ее простота определяется тем, что она является стержнем и главной движущей силой экономики рыночного типа, основным побудительным мотивом деятельности предпринимателей в этой экономике. В то же время ее сложность определяется многообразием сущностных сторон, которые она отражает, а также многообразием обличий, в которых она выступает. В связи с этим прибыль можно рассматривать также как инструмент урегулирования и защиты экономических интересов каждого физического и юридического лица, заинтересованного в делах организации.

В бухгалтерском учете и отчетности прибыль организации определяется как мера превышения доходов над расходами отчетного периода. Прибыль от осуществления хозяйственных операций выполняет роль меры экономических выгод собственника (участника, учредителя, т. е. одной из групп заинтересованных лиц) тогда, когда: собственник сам выполняет функции исполнительного органа юридического лица; нет различий интересов лиц в рамках коллективной собственности; интересы персонала, собственников, партнеров и государства гармонизированы; действиями менеджмента обеспечивается баланс интересов всех заинтересованных лиц.

Конечный финансовый результат деятельности организации за отчетный период должен в максимальной степени соответствовать сумме прироста капитала собственника за счет ведения операционной, финансовой и инвестиционной деятельности. Определяя конечный финансовый результат как меру превышения доходов над расходами организации, собственник оценивает чистую прибыль в виде максимально возможного приращения стоимости собственного капитала от хозяйственных операций, соответствующих обычной экономической деятельности, приносящей чистый доход собственнику в рамках организации.

Без глубокого экономического анализа финансовых результатов деятельности предприятия за прошлые годы и без обоснованных прогнозов на перспективу, без изучения закономерностей развития экономики предприятия, без выявления имевших место недостатков и ошибок нельзя разработать научно обоснованный план, выбрать оптимальный вариант управленческого решения.

Данные факты определили выбор темы курсовой работы и ее актуальность.

1. Сущность и значение прибыли в деятельности организации

1.1. Порядок формирования, распределения и использования прибыли в организации

В общем, можно сказать, что прибыль – это разница между выручкой и издержками. Но существует два подхода к понятию прибыли:

1.                     Бухгалтерский. Прибыль есть разница между выручкой от реализации и денежными (явными) издержками.

2.                     Экономический. Прибыль есть разница между выручкой от реализации и явными издержками плюс неявными издержками.

Для бухгалтеров прибыль – это то, что остается от общей выручки фирмы после уплаты отдельными лицам и другими фирмам стоимости материалов, капитала и труда, которые были использованы данной фирмой. Такая трактовка прибыли включает только явные издержки, то есть платежи фирмы внешним поставщикам.

Общая выручка – бухгалтерские издержки = бухгалтерская прибыль.

Как известно, в большинстве случаев фирмы, действующие в сфере производства, создают товары в массовом масштабе. Затем, как правило, они продают свою продукцию торговым посредникам оптом (крупными партиями) по определенной оптовой цене. Фирма-изготовитель получает прибыль, если оптовая цена изделия (ЦО) ваше себестоимости товара (СС) – затрат на его производство.

Стало быть, прибыль производителя (ПП) – это разница между оптовой ценой и себестоимостью продукции:

ПП = ЦО – СС

Отсюда следует вывод: величина прибыли, получаемой с каждой единицы продукции, зависит от двух основных факторов: уровня себестоимости продукции и высоты оптовых цен.

После того, как за намеченный период получена вся масса валовой прибыли, в полной мере развертывается процесс ее распределения.

Кому же достается все валовая прибыль? Многие люди придерживаются обыденных представлений о том, что вся прибыль идет в частную собственность бизнесмена и расходуется на его личные нужды. Верно ли это?

Верно лишь в небольшой мере. Правильно то, что первоначально прибыль присваивает бизнесмен, если он единоличный собственник фирмы. Верно также, что он может израсходовать всю прибыль на свои личные нужды, даже прихоти (такие случаи иногда имеют место в жизни).

Но все это скорее не правило, а исключение. Ведь предприниматель, растративший всю прибыль на личные потребности, теряет возможность осуществлять накопление капитала за счет собственных средств, тем самым расширять и совершенствовать производство. Если же фирма принадлежит нескольким собственникам, то ни один из них не в праве присвоить и по своему усмотрению израсходовать всю прибыль.

В условиях посткапиталистического и постиндустриального общества распределение прибыли для всех собственников сильно усложнилось по сравнению с начальной стадией капитализма. Такое распределение схематически изображено на рис.1.

Норма прибыли характеризует степень возрастания капитала (производственных фондов), который авансирован на производство товаров и услуг. При этом авансированные средства (Да) складываются из стоимости средств производства (К) и расходов на заработную плату (Зп). В таком случае норма прибыли (Нп) предстает как отношение прибыли (Пв) к первоначально затраченным средствам, выраженное в процентах:

Нп = Пв/Да = Пв/(К+Зп) х 100.

1.2. Нормативное регулирование и учет прибыли

1. Гражданский кодекс РФ, чч. 1 и 2.

2. Налоговый кодекс РФ, чч. 1 и 2.

3. Закон РФ «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21 ноября 1996 г.

4. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (Приказ Министерства финансов РФ № 34н от 29 июля 1998 г.).

5. Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ).

6. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий (Приказ Министерства финансов РФ № 94н от 31 октября 2000 г.).

7. Методические указания о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации» (Приказ Министерства финансов РФ № 60н от 28 июня 2000 г.).

8. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (Приказ Министерства РФ № 49 от 13 июня 1995 г.).

9. «О порядке отражения в бухгалтерском учете и отчетности операций с векселями, применяемыми при расчетах между организациями за поставку товаров, выполненные работы и оказанные услуги» (Письмо Минфина РФ № 142 от 31 октября 1994 г.).

1.3. Краткая экономическая характеристика объекта исследования

Полное официальное наименование Общества - Закрытое акционерное общество «Уралмедь».

Место нахождения Общества: Челябинская обл., г. Тюмень, ул. Юбилейная, 12.

Общество является юридическим лицом, имеет право от своего имени заключать договоры, приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести установленные законом и учредительными документами обязанности, выступать истцом либо ответчиком в народном, арбитражном, третейских судах, государственных органах.

Общество в установленном порядке открывает банковские счета на территории РФ.

Общество имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование и указание на место его нахождения, штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированные в установленном порядке другие средства визуальной идентификации.

Общество осуществляет свою деятельность и распоряжается полученной прибылью, оставшейся после уплаты налогов, расчетов с кредиторами и выплаты других обязательных платежей.

Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Общество не отвечает по обязательствам своих акционеров.

Общество ведет реестр акционеров, содержащий полные сведения об акционерах, в соответствии с действующим законодательством. Ответственность за организацию ведения реестра акционеров возлагается на исполнительного директора.

Руководитель ЗАО «Уралмедь» несет ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций. Он обязан создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечить работников организации в том числе главного бухгалтера в части порядка оформления и предоставления для учета документов и сведений.

Общее правовое и методологическое руководство бухгалтерским учетом в России осуществляется Правительством РФ и Министерством финансов Российской Федерации. Во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. В России ведется постоянная работа по совершенствованию системы правового и методического регулирования бухгалтерского учета, базирующаяся на ведении четырехуровневой системы нормативных документов.

Бухгалтерский учет в организации осуществляется бухгалтерией, возглавляемой главным бухгалтером.

В зависимости от объема работа в бухгалтерии организации группируется по направлениям:

• осуществление расчетов;

• ведение материального учета;

• осуществление производственно-калькуляционной работы;

• финансовый учет и т.д.

Главный бухгалтер ЗАО «Уралмедь» назначается на должность (освобождается от должности) руководителем организации и подчиняется непосредственно ему. В своей работе он должен руководствоваться нормативными документами, а также нести ответственность за соблюдение содержащихся в них единых правовых и методологических принципов ведения бухгалтерского учета.

Бухгалтерская служба осуществляет бухгалтерский и налоговый учет, составление отчетности и учет расчетов с покупателями, заказчиками, подрядчиками и с бюджетом.

В обязанности кассира входят прием и выдача наличных денег, документальное оформление движения наличности, полный и своевременный учет денежных средств, находящихся в кассе, контроль за наличием денежных средств и денежных документов, их сохранностью и целевым использованием, контроль за соблюдением кассовой и расчетно-платежной дисциплины.

Материальная группа бухгалтерии ведет учет материальных ценностей в организации, составляет первичную документацию и учетные регистры.

Отдел учета заработной платы в организации начисляет заработную плату, производит удержания из начисленных сумм оплаты труда, производит документальное оформление и заполнение учетных регистров по учету начисленных сумм.

Производственно-калькуляционная группа бухгалтерии рассчитывает фактические затраты, связанные с заготовкой материалов, осуществляет контроль за соблюдением норм производственного потребления, распределяет стоимость израсходованных в производстве материалов по объектам калькуляции.

2. Бухгалтерский учет прибыли

2.1.  Порядок формирования прибыли отчетного года и ее использование

В соответствии с современной концепцией учета финансовых результатов прибыль для целей налогообложения формируется отдельно с использованием системы аналитических счетов, позволяющих выполнить корректировку финансового результата, отраженного в бухгалтерской отчетности, для "доведения" его до финансового результата, подлежащего обложению налогом на прибыль.

ПБУ 10/99 не предусмотрена возможность списания каких-либо расходов за счет чистой прибыли, кроме тех расходов, которые определены нормативными актами по бухгалтерскому учету, что и получило свое отражение в Плане счетов.

Полученная предприятием прибыль после обложения налогом на прибыль может быть направлена: на пополнение резервного фонда, на выплату дивидендов.

Оставшаяся после использования на эти цели прибыль признается нераспределенной прибылью, и использование ее после налогообложения на осуществление социальных расходов не предусмотрено.

Для обобщения информации о наличии и движении сумм нераспределенной прибыли организации предназначен другой счет - 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".

Сумма чистой прибыли отчетного года списывается заключительными оборотами декабря записью:

Д-т сч.99 "Прибыли и убытки",

К-т сч.84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".

Остающаяся после расходования на пополнение резервного фонда и начисление дивидендов прибыль действительно представляет собой прибыль, не подлежащую распределению. Эта часть прибыли уже не расходуется в том смысле, что в дальнейшем не производятся записи по дебету счета 84.

Таким образом, эта часть прибыли представляет собой совокупность фондов накопления и социальной сферы как источников средств финансирования капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения.

Резервный капитал общества формируется путем обязательных ежегодных отчислений до достижения им размера, установленного уставом общества.

Направление части прибыли отчетного года на выплату доходов учредителям (участникам) организации по итогам утверждения годовой бухгалтерской отчетности отражается:

Д-т сч.84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)",

К-т сч.75-2 "Расчеты по выплате доходов"

если учредителем (участником) организации является юридическое лицо или физическое лицо, не являющееся работником организации;

Д-т сч.84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)",

К-т сч.70 "Расчеты с персоналом по оплате труда"

если учредителем (участником) организации является физическое лицо-работник организации.

Размер ежегодных отчислений предусматривается уставом общества, но не может быть менее 5% от чистой прибыли до достижения размера, установленного уставом общества.

Информация о состоянии и движении резервного капитала отражается на счете 82 "Резервный капитал".

Аналитический учет по счету 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" должен быть организован таким образом, чтобы обеспечить формирование информации по направлениям использования средств.

В аналитическом учете средства нераспределенной прибыли, использованные в качестве финансового обеспечения производственного развития организации и иных аналогичных мероприятий по приобретению (созданию) нового имущества и еще не использованные, могут разделяться.

Именно поэтому предусмотрена корреспонденция:

Д-т сч.84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)",

К-т сч.84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".

Таким образом, по окончании отчетного года заключительными записями декабря сумма чистой прибыли (убытка), выявленная путем сопоставления оборота по дебету и оборота по кредиту на счете 99 «Прибыли и убытки», переносится на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». Счет 99 «Прибыль и убытки» закрывается и по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, сальдо не имеет.

2.2. Учет прибылей и убытков прошлых лет

Как отмечалось выше, уставный капитал является стартовым и предназначен для начала хозяйственной деятельности организации. Главным же источником пополнения ее капитала является нераспределенная прибыль каждого текущего года, которая формируется на счете 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)". Она определяется в конце года, когда выявляются сальдо по счетам 90 "Продажи" и 91 "Прочие доходы и расходы". На практике могут реализоваться 4 случая:

1.получена прибыль от продаж и от прочих операций;

2.получена прибыль от продаж и убыток от прочих операций;

3.получен убыток от продаж и прибыль от прочих операций;

4.получен убыток от продаж и убыток от прочих операций.

Для простоты рассмотрим подведение итогов в двух крайних случаях:

а) Д 90 - К 99 - определена сумма прибыли от продаж;

Д 91 - К 99 - установлена сумма прибыли от прочих операций;

Д 99 - К 68 - начислен налог на прибыль;

Д 99 - К 84 - определена сумма нераспределенной прибыли текущего года;

б) Д 99 - К 90 - установлена сумма убытка от продаж;

Д 99 - К 91 - определена сумма убытка от прочих операций;

Д 84 - К 99 - установлена сумма непокрытого убытка текущего года,

где: счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)", счет 90 "Продажи", счет 91 "Прочие доходы и расходы", счет 99 "Прибыли и убытки".

Совокупность приведенных операций называется реформацией баланса. Она подробно будет рассматриваться в главе 13.

Нераспределенная прибыль может быть использована на любые цели организации без всякого ограничения. Естественно, что, в первую очередь, она направляется на выплату дивидендов учредителей, на развитие производства и расширение бизнеса:

а) Д 84 - К 70, 75 - начислены дивиденды учредителям (работникам и не работникам организации);

Д 70, 75 - К 68 - удержан налог на доходы учредителей;

Д 70, 75 - К 50, 51 - осуществлены выплаты учредителям;

б) Д 84 - К 82 - отражены отчисления в резервный капитал организации;

в) Д 84 - К 70, 75 - начислены дивиденды учредителям (работникам и не работникам организации);

Д 70, 75 - К 68 - удержан налог на доходы учредителей;

Д 70, 75 - К 80 - решением учредителей увеличен уставный капитал организации,

где: счет 50 "Касса", счет 51 "Расчетные счета", счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", счет 75 "Расчеты с учредителями", счет 80 "Уставный капитал", счет 82 "Резервный капитал", счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".

Важными статьями расхода нераспределенной прибыли являются выплаты премий работникам и оплата за услуги, оказанные работникам учреждениями в области социальной сферы:

Д 84 - К 70 - начислены за счет нераспределенной прибыли премии работникам;

Д 84 - К 73 - погашены за счет нераспределенной прибыли расходы на услуги социального характера, оказанные персоналу,

где: счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", счет 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям.

После наступления следующего финансового года остатки нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) текущего года становятся частью нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) прошлых лет. Поэтому на счете 84 можно открыть соответствующие субсчета, например, 84-1 "Нераспределенная прибыль текущего года" и 84-2 "Нераспределенная прибыль прошлых лет" (то же по непокрытым убыткам).

В этом случае в начале следующего финансового года в журнале хозяйственных операций должна появиться проводка:

Д 84-1 - К 84-2 - отражен перевод нераспределенной прибыли предыдущего года в состав нераспределенной прибыли прошлых лет.

Чистая прибыль может быть использована на:

-выплату дивидендов акционерам (участникам) организации;

-создание и пополнение резервного капитала;

-погашение убытков прошлых лет.

В первых двух случаях использование чистой прибыли нужно отражать по дебету счета 84:

Дебет 84 субсчет "Прибыль, подлежащая распределению" Кредит 75 (70)

- начислены дивиденды акционерам (участникам) организации;

Дебет 84 субсчет "Прибыль, подлежащая распределению" Кредит 82 - направлена чистая прибыль на создание и пополнение резервного капитала организации.

Если собственники организации приняли решение направить чистую прибыль на погашение убытков прошлых лет, в учете необходимо сделайть проводку по субсчетам счета 84:

Дебет 84 субсчет "Прибыль, подлежащая распределению" Кредит 84 субсчет "Непокрытый убыток"

- чистая прибыль направлена на погашение убытков прошлых лет.

После того как вы отразили в учете использование прибыли (погашение убытка), сальдо по субсчету "Прибыль, подлежащая распределению" счета 84 показывает сумму нераспределенной прибыли. Эту сумму можно перенести на соответствующий субсчет:

Дебет 84 субсчет "Прибыль, подлежащая распределению" Кредит 84 субсчет "Нераспределенная прибыль"

- отражена сумма нераспределенной прибыли организации.

Собрание акционеров (участников) организации может принять решение вообще не распределять полученную прибыль (или оставить нераспределенной какую-то ее часть).

Допустим по итогам 2001 года чистая прибыль ЗАО "Актив" составила 70 000 руб.

В аналитическом учете к счету 84 бухгалтер ЗАО "Актив" предусмотрел следующие субсчета:

84-1 "Прибыль, подлежащая распределению";

84-2 "Нераспределенная прибыль".

31 декабря 2001 года при реформации баланса бухгалтер "Актива" сделал проводку:

Дебет 99 Кредит 84-1

- 70 000 руб. - отражена чистая прибыль.

В феврале 2002 года на общем собрании акционеров было решено использовать чистую прибыль следующим образом:

5% направить на пополнение резервного капитала;

50% направить на выплату дивидендов акционерам.

На основании этого решения бухгалтер "Актива" отразил использование прибыли проводками:

Дебет 84-1 Кредит 82

- 3 500 руб. (70 000 руб. x 5%) - направлены средства на пополнение резервного капитала;

Дебет 84-1 Кредит 75

- 35 000 руб. (70 000 руб. x 50%) - направлены средства на выплату дивидендов акционерам;

Дебет 84-1 Кредит 84-2

- 31 500 руб. (70 000 - 3 500 - 35 000) - отражена сумма нераспределенной прибыли.

Действующий План счетов не предусматривает отдельных субсчетов для создания фондов специального назначения, как в Плане счетов 1992 года, где к счету 88 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" предусматривались субсчета "Фонды потребления" и "Фонды накопления".

Однако вы можете самостоятельно организовать аналитический учет использования прибыли таким образом, чтобы обеспечить получение информации по направлениям использования средств.

Например, вы можете открыть к счету 84 еще один субсчет: "Нераспределенная прибыль использованная".

Вернемся к предыдущему примеру. После распределения прибыли на общем собрании акционеров в феврале 2002 года кредитовое сальдо по субсчету 84-2 составило 31 500 руб.

В марте 2002 года на общем собрании акционеров ЗАО "Актив" было решено направить средства нераспределенной прибыли на производственное развитие. "Актив" приобрел оборудование стоимостью 24 000 руб. (в том числе НДС - 6 000 руб.).

Бухгалтер "Актива" открыл к счету 84 субсчет 84-3 "Нераспределенная прибыль, использованная на приобретение основных фондов" и при вводе оборудования в эксплуатацию сделал проводки:

Дебет 01 Кредит 08

- 18 000 руб. (24 000 - 6 000) - оборудование введено в эксплуатацию;

Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19

- 6 000 руб. - произведен налоговый вычет;

Дебет 84-2 Кредит 84-3

- 18 000 руб. - отражено использование чистой прибыли на приобретение оборудования.

Решение о том, за счет каких средств будет погашен полученный убыток, тоже принимают собственники (учредители) организации (общее собрание акционеров в ЗАО или ОАО или собрание участников в ООО).

Убыток может быть погашен за счет:

целевых взносов акционеров (участников) организации;

средств резервного капитала;

средств нераспределенной прибыли прошлых лет.

В первых двух случаях, вы должны сделать проводки по кредиту счета 84:

Дебет 75 (70) Кредит 84 субсчет "Непокрытый убыток"

- на погашение убытка направлены целевые взносы акционеров (участников) организации;

Кредит 82 Дебет 84 субсчет "Непокрытый убыток"

- на погашение убытка направлены средства резервного капитала.

Если собственники организации приняли решение погасить убыток за счет нераспределенной прибыли прошлых лет, в учете сделайте проводку по субсчетам счета 84:

Дебет 84 субсчет "Нераспределенная прибыль" Кредит 84 субсчет "Непокрытый убыток"

- нераспределенная прибыль прошлых лет направлена на погашение убытка.

Убыток также может быть списан с баланса, если общее собрание примет решение уменьшить уставный капитал до величины чистых активов организации.

После того как будут зарегистрированы соответствующие изменения в учредительных документах, сделайте проводку:

Дебет 80 Кредит 84 субсчет "Непокрытый убыток"

- уставный капитал уменьшен до величины чистых активов организации.

Подробнее смотрите счет 80 "Уставный капитал", ситуацию "Уменьшение уставного капитала".

Общее собрание акционеров (участников) может также принять решение не погашать убыток отчетного года и оставить его на балансе организации.

2.3. Отчетность о расходах по продаже товаров как один из важнейших источников информации

Для того чтобы бухгалтерская отчетность соответствовала перечисленным требованиям, при составлении бухгалтерских отчетов и балансов должна быть обеспечена соблюдением следующих условий:

-    полное отражение за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации всех производственных ресурсов, готовой продукции и расчетов;

-    полное совпадение данных синтетического и аналитического учета, а также соответствие показателей отчетов и балансов данным синтетического и аналитического учета;

-    осуществление записей хозяйственных операций в бухгалтерском учете только на основании надлежаще оформленных оправдательных документов или приравненных к ним технических носителей информации;

-    правильная оценка статей баланса.

Бухгалтерская отчетность составляется за отчетный год, который, как правило, совпадает с календарным (с 1 января по 31 декабря включительно). Отчетность должна содержать только информацию о фактах хозяйственной жизни, произошедших в указанный временной период, в связи с чем, необходимо разделить учетную информацию, относящуюся к разным отчетным периодам. Мероприятия, направленные на разделение учетной информации о фактах хозяйственной жизни, относящихся к разным отчетным периодам, называют процедурами закрытия отчетного периода. Последние могут быть классифицированы как учетные процедуры (например, уточнение начисленных расходов и доходов, отражение несогласованных счетов, реформирование баланса) и процедуры контроля (проведение инвентаризации, обработка первичных документов и др.). Следует различать учетные процедуры закрытия отчетного периода и закрывающие записи. Последние нужны для того, чтобы:

- увеличить (уменьшить) нераспределенную прибыль на сумму чистой прибыли (чистого убытка) за период;

- закрыть остатки по счетам, связанным с расчетом прибыли и дивидендов.

Примерный состав организационных вопросов, которые должны быть отражены в приказе об учетной политике, содержит ПБУ 1/98:

- рабочий план счетов бухгалтерского учета;

- формы первичных учетных документов, применяемые для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

- правила документооборота и технология обработки учетной информации;

- порядок контроля за хозяйственными операциями;

- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Таким образом, чтобы в годовую отчетность была включена информация о фактах хозяйственной жизни, относящихся только к отчетному периоду, главный бухгалтер должен составить и утвердить процедуры закрытия отчетного периода. При разработке указанных процедур целесообразно определить перечень мероприятий, сроки их проведения, ответственных исполнителей, а также порядок внутреннего контроля и утверждения.

Обработка первичных документов. По завершении года первичные учетные документы, относящиеся к фактам хозяйственной жизни отчетного периода, должны быть отделены от документов, относящихся к следующим периодам. Такая группировка призвана снизить риски, связанные с неправильным определением бухгалтером принадлежности хозяйственных операций и соответствующих им записей по счетам бухгалтерского учета к тому или иному отчетному периоду.

Должен быть также разработан порядок подготовки первичных документов к передаче в архив. При этом должен осуществляться контроль за тем, чтобы в архив сдавались только обработанные документы.

Первичные документы, полученные в начале следующего года, подтверждающие хозяйственные операции отчетного периода, следует группировать (сшивать) вместе с документами отчетного периода.

С 1 января отчетного года целесообразно вводить новую нумерацию первичных документов, составляемых в организации, а также фиксировать последние номера документов, относящихся к отчетному периоду. Регистрация последних номеров первичных документов (счетов-фактур, накладных, актов и др.) имеет две основные задачи:

- проконтролировать, чтобы все документы были обработаны (сброшюрованы и на их основе сделаны соответствующие записи по счетам бухгалтерского учета);

- исключить возможность бесконтрольного вложения (изъятия) документов.

Проведение процедуры разделения первичных документов упрощается, если разработаны документооборот и технология обработки документов, в частности, утверждены сроки их обработки и прохождения.

Обработка учетных регистров. По окончании отчетного периода в учетные регистры должны быть внесены все санкционированные изменения (корректировки). К корректировкам, отражаемым заключительными оборотами декабря, относятся:

- отражение результатов инвентаризации, проведенной перед составлением отчетности;

- изменение сумм начислений при получении подтверждающих документов;

- использование резервов;

- использование прибыли отчетного года (реформирование баланса);

- отражение последствий событий после отчетной даты и условных фактов хозяйственной деятельности;

- исправление ошибок, выявленных в ходе аудиторской проверки.

Процедуры закрытия отчетного периода должны содержать сроки обработки учетных регистров на конец года с указанием ответственных исполнителей (чтобы все необходимые записи были полностью внесены до составления годового отчета), а также формы документов (справок), которыми должны оформляться отдельные учетные записи. Целесообразно обязать бухгалтера оформлять корректирующие записи при закрытии отчетного периода специальными справками, которые должны визироваться главным бухгалтером (контролером).

Главный бухгалтер должен следить за тем, чтобы в регистры вносились только санкционированные исправления. Поэтому записи, вносимые в учетные регистры в конце отчетного периода, должны быть проверены.

Также необходимо предотвратить утрату учетных регистров и внесение исправлений "задним числом", после закрытия счетов в отчетном периоде и составления бухгалтерской отчетности. Согласно п.3 ст.10 Федерального закона "О бухгалтерском учете" при хранении регистров бухгалтерского учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений. Для этого бухгалтер обязан сдавать учетные регистры в архив, доступ к регистрам прошлых периодов должен быть ограничен.

Проведение инвентаризации. Согласно п.2 ст.12 Закона РФ "О бухгалтерском учете" перед составлением годовой отчетности необходимо провести инвентаризацию.

Инвентаризация имущества позволяет достичь допустимый уровень соответствия между фактическим наличием ценностей и их оценкой, отраженной в бухгалтерском учете, а инвентаризация обязательств - предотвратить возникновение существенных расхождений между обязательствами, отраженными в учете, и обязательствами, вытекающими из фактически существующих договорных отношений с поставщиками и покупателями. Полного соответствия между фактическим наличием ценностей (обязательств) и данными бухгалтерского учета достичь невозможно, поскольку существуют ограничения как при отражении в учете хозяйственных операций, так и при проведении инвентаризации (погрешности, ошибки, невозможность сплошной проверки отдельных учетных объектов).

Оформленные в соответствии с требованиями действующего законодательства результаты инвентаризации по состоянию на конец отчетного периода могут служить доказательством достоверности отражения имущества и обязательств организации в бухгалтерской отчетности. Доказательства адекватности учетных данных, полученные при проведении инвентаризации, важны не только для подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности, но и, в отдельных случаях, для обоснования расчета налоговых обязательств.

Результаты годовой инвентаризации должны быть отражены в годовом бухгалтерском отчете. Это означает, что разницы, выявленные в результате инвентаризации, должны быть отражены бухгалтерскими записями отчетного периода.

Бухгалтер не имеет права определять источник покрытия инвентаризационных разниц, решение о списании недостачи на финансовый результат или ее взыскании с виновного лица принимает руководитель организации. Источники покрытия по каждому факту недостач должны быть установлены приказами за подписью руководителя организации или уполномоченного им лица.

Начисление доходов и расходов. С принятием Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" (ПБУ 9/99) и Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" (ПБУ 10/99) изменилась трактовка принципа начисления в российской учетной практике.

Указанные положения не связывают признание доходов и расходов с фактом выставления покупателям (поставщикам) расчетных документов. Доходы и расходы можно определять на основе расчета или экспертной оценки величины полученного дохода (фактического потребления), не дожидаясь получения первичных документов от покупателей (заказчиков) и поставщиков (подрядчиков) исходя из допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности. До вступления в силу указанных положений по бухгалтерскому учету организации отражали доходы и расходы по мере предъявления (получения) расчетных документов в сумме, на которую предъявлены (получены) расчетные документы. Таким образом, доходы и расходы отражались по счетам бухгалтерского учета в том отчетном периоде, когда были получены первичные документы. Однако если такие документы оформлялись (обрабатывались) в следующем отчетном периоде, соответствующие доходы и расходы отражались соответственно по кредиту (дебету) счета 99 "Прибыли и убытки". Они считались доходами и расходами прошлых лет, признанными в отчетном году.

В настоящее время на счете 99 "Прибыли и убытки" как прибыли (убытки) прошлого периода, выявленные в отчетном году, следует отражать доходы и расходы, информация о существовании которых отсутствовала на момент составления отчетности, т. е. организация не предполагала возможности возникновения таких доходов и расходов.

При обработке первичных документов (счетов, накладных, актов), подтверждающих начисленные суммы доходов и расходов, можно уточнить суммы начислений, отраженные в отчетном периоде (корректировка суммы дохода или расхода). Учетные записи, корректирующие суммы начисленных доходов и расходов, должны быть отражены заключительными записями декабря.

Трактовка принципа начисления, предложенная ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99, позволяет более корректно распределять расходы и доходы между отчетными периодами и приводит к необходимости проводить процедуры разделения.

В рамках процедур закрытия отчетного периода должны быть разработаны и утверждены такие документы, как справка о расчете начисления, справка о корректировке суммы начисления, а также методики расчета начислений по видам доходов (расходов).

Отражение несогласованных счетов. Несогласованными считаются счета поставщиков (подрядчиков), не утвержденные руководителем организации по причине их несоответствия договору или наличия в них неточностей. Каждый несогласованный счет должен быть проанализирован сотрудником бухгалтерии и зарегистрирован с особой пометкой. В случае, если принято решение о необходимости учетных записей на его основе, то записи должны быть документально оформлены (составлена справка бухгалтерии) и санкционированы (утверждены).

Использование резервов. В целях равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства или обращения организация может создавать за счет операционных расходов соответствующие резервы: на предстоящую оплату отпусков работникам; выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет; ремонт основных средств и др. В результате уменьшения финансовых результатов организация может начислять оценочные резервы: под обесценение вложений в ценные бумаги и по сомнительным долгам.

Организация имеет право создавать соответствующие резервы либо отказаться от их создания, нормативные документы по бухгалтерскому учету оставляют за ней право выбора. Поэтому решение об образовании резервов предстоящих расходов и платежей и (или) оценочных резервов должно быть отражено в учетной политике организации (п.8 ПБУ 1/98).

Организация должна также разработать порядок определения величины начисляемого резерва таким образом, чтобы обеспечить соответствие начисляемой суммы величине ожидаемого расхода. Для расчета величины предполагаемого резерва можно разработать процедуру оценки долгов исходя из совокупности их наиболее существенных характеристик.

На конец отчетного периода проверяется правильность отражения в бухгалтерском учете образования и использования резервов и при необходимости вносятся соответствующие исправления. Например, следует проверить, не произошло ли ошибочное присоединение неиспользованного резерва по сомнительным долгам к прибыли того года, когда он был создан.

Таким образом, в рамках процедуры закрытия отчетного периода должны быть предусмотрены:

- проверка правильности начисления и использования резервов в течение года;

- сравнение суммы начисленного резерва и фактических расходов;

- принятие решения об изменении порядка определения суммы резерва, если сумма резерва существенно отклоняется от фактического расхода.

Корректировки сумм резервов и их использования, проводимые в конце года, следует оформлять справкой бухгалтерии.

Перед тем, как отразить распределение прибыли, следует проверить правильность формирования показателя прибыли отчетного года, в частности, убедиться, что:

- результатные счета не имеют сальдо на конец периода;

- проведена переоценка задолженности и монетарных активов в иностранной валюте по состоянию на конец года;

- отражены результаты инвентаризации, проведенной перед составлением годового отчета;

- на финансовый результат списаны все суммы, подлежащие списанию в конце года (сомнительные долги, условные убытки и др.).

Заключение

В курсовой работе изложены теоретические и практические вопросы, касающиеся учета прибыли предприятия.

Так как в условиях рыночной экономики каждая организация в результате своей производственной деятельности получает денежный эквивалент, и каждое производство представляет собой процесс производственного потребления предметов и средств труда, а также живого труда, то мы в первой главе посчитали необходимым дать характеристику основным финансовым показателям: выручке организации и издержкам обращения.

А так как разницей между этими финансовыми показателями является основа экономического развития организации - прибыль, то этому показателю в дипломной работе уделяется много внимания.

Насколько это было возможно, очень подробно был изложен состав и формирование финансового результат в организации.

Первая представляет собой теоретические и методологические основы учета и анализа прибыли коммерческого предприятия. Для формирования финансовых результатов предусмотрены следующие счета бухгалтерского учета:

- счет 90 "Продажи" - для учета доходов и расходов от обычных видов деятельности;

- счет 91 "Прочие доходы и расходы" - для учета доходов и расходов от прочих операций;

- счет 99 "Прибыли и убытки" - для формирования конечного финансового результата деятельности организации.

Реализационный финансовый результат от продаж выявляется на бухгалтерском счете 90 "Продажи" и определяется в виде разницы между суммой выручки (без косвенных налогов и платежей - НДС, акцизы и т. п.), отражаемой по кредиту счета 90, и суммой фактической себестоимости проданных продукции, работ и услуг, отражаемой по дебету этого же счета. При этом в расчет принимаются также доходы и расходы от операций, составляющих предмет деятельности организации.

Реализационный финансовый результат от продаж определяется в конце каждого отчетного периода. Если в качестве финансового результата предприятие получило прибыль, то она отражается по кредиту счета 99 "Прибыли и убытки" в корреспонденции с дебетом счета 90 "Продажи". Если результатом деятельности организации является убыток, то он отражается на дебете счета 99 "Прибыли и убытки" в корреспонденции с кредитом счета 90 "Продажи".

Список литературы

1.      Налоговый Кодекс РФ. – М., 2006.

2.      Федеральный Закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129-ФЗ

3.      Приказ Минфина РФ от 28 июня 2000 г. № 60н "О Методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации"

4.      Положение по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99" (приказ Минфина России от 31. 05. 1999 № 1791).

5.      Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" (ПБУ 10/99) (приказ Минфина России от 6.05.99 г. № 33н.)

6.      Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ. Утверждено приказом Минфина от 29.07.98 г. № 34н.

7.      Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово - экономической деятельности предприятия. - М.: Издательство "Дело и Сервис", 2003. - 256 с.

8.      Анализ хозяйственной деятельности в промышленности / Под общей ред. В.И. Стражева. — Минск: Высшая школа, 2005. - 486 с.

9.      Артеменко В.Г. Финансовый анализ: Учебное пособие. - М.,2002. - 380 с.

10.  Балабанов И.Т. Основ финансового менеджмента: Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 512 с.

11.  Бороненкова С.А. Анализ хозяйственной деятельности: Курс лекций. — Свердловск: УрГЭУ, 2002. - 484 с.

12.  Бороненкова С.А. Управленческий анализ. – М.: Финансы и статистика, 2001. - 286 с.

13.  Едронова В.Н., Мизиковский Е.А. Учет и анализ финан­совых активов. - М.: Финансы и статистика, 2005. – 480 с.

14.  Ефимова О.В. Финансовый анализ. - М.: Бухгалтерский учет, 2004. – 470 с.

15.  Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: Финансы и статистика, 2005.- 512 с.

16.  Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. – М., 2004.

17.  Макарова В.И. Финансовые результаты: учет по новому Плану счетов. - "Бератор-Пресс", 2003.

18.  План и корреспонденция счетов бухгалтерского учета: Методическое пособие /Руководитель авторского коллектива В.Р. Захарьин.- М., 2001.

19.  Ростовцева А.В., Холоденко Е.М. Составление бухгалтерских проводок. – М., 2001.

20.  Соколов Я.В., Пятов М.Л. Бухгалтерский учет для руководителя. – М., 2004.

21.  Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. - М.: ИНФРА - М, 2004. - 207с.

22.  Агеева И.Ю., Халевинская Е.Д. Финансовый анализ в аудите.// Аудит и финансовый анализ, 2002. - №1. - с. 18-45.

23.  Годовой отчет 2003. Практические рекомендации по составлению // газета "Советы налогоплательщику". - N 3. - 2004 г.

24.  И. Ложников. К положению по бухгалтерскому учету "Расходы организаций" (ПБУ 10/99) // Финансовая газета. - № 26. - 2003 г.

25.  Калинина Е.М. Формирование учетной политики по вопросу признания дохода // Бухгалтерский учет. - N 24. – 2004 г.

26.  Касьянова Г.Ю. Выручка от реализации: отражение в бухгалтерских регистрах и учет для целей налогообложения // Российский налоговый курьер. - N 2. - 2003 г.

27.  Нарежный В. Учет и признание в целях налогообложения расходов в случае отсутствия у организации выручки от реализации // Финансовая газета. - N 31. - 2002 г.

28.  Пласкова Н., Тойкер Д. Бухгалтерская отчетность как информационная база финансового анализа // Финансовая газета.– 2002. - N 35. – с. 14.

29.  Римов А.В. Методы определения доходов и расходов. Комментарий к главе 25 Налогового кодекса РФ // Главбух. - N 17. -  2005 г.

30.  Сухов М.В. Операционные доходы и расходы // Главбух. - N 13. - 2004 г.