Содержание
1. Планирование реализации остатков сельскохозяйственных продуктов и сырья, закупленных для нужд потребительской кооперации. 3
Задача №36. 10
Задача 45. 10
Задача № 71. 13
Список литературы.. 15
1. Планирование реализации остатков сельскохозяйственных продуктов и сырья, закупленных для нужд потребительской кооперации
Согласно закону РФ «О потребительской кооперации», одной из основных задач потребительской кооперации в Российской Федерации является закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственных продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья с последующей их переработкой и реализацией.[2]
В настоящем вопросе будет рассмотрено планирование реализации излишков сельскохозяйственной продукции, закупленной для нужд потребительской кооперации.
Согласно действующему законодательству, планирование реализации организациями потребительской кооперации сельскохозяйственной продукции населению должно осуществляться на следующих уровнях: на уровне Центросоюза, на уровне Министерств РФ, на уровне отдельных потребительских обществ. [4]
Более того, обеспечение населения сельскохозяйственной продукцией является одной задач, поставленных государством. Так, согласно Указу Президента РФ от 31 мая 1996 г. N 795 «О мерах по стабилизации обеспечения сельского населения товарами и услугами» планируется на Правительственном уровне активизировать деятельность потребительских обществ по заготовке сельскохозяйственной продукции, лекарственно-технического сырья, дикорастущих плодов и ягод с последующей их переработкой, по развитию системы бытовых услуг на селе. [3].
Конкретные меры планирования реализации отражены в Постановлении Правительства РФ от 7 января 1999 г. № 24 «О повышении роли потребительской кооперации в обеспечении населения продовольствием».
Согласно Постановлению Правительства РФ от 7 января 1999 г. № 24 «О повышении роли потребительской кооперации в обеспечении населения продовольствием». [4] Согласно данному Постановлению, в целях повышения роли потребительской кооперации в обеспечении населения продовольствием и расширения ее деятельности по заготовкам сельскохозяйственных продуктов и сырья в крестьянских (фермерских) и личных хозяйствах граждан, у других товаропроизводителей, переработке этой продукции, а также улучшению обеспечения сельских жителей промышленными товарами рекомендуется:
1. Центросоюзу России, а также другим существующим и создаваемым организациям системы потребительской кооперации сосредоточить свою деятельность первоочередно на:
· активизации закупок сельскохозяйственной продукции и сырья, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья, их последующей переработке и реализации;
· развитии торгового и бытового обслуживания проживающего в сельской местности населения, включая граждан, не являющихся пайщиками потребительских обществ, прежде всего, социально нуждающихся лиц: пенсионеров, инвалидов, детей;
· содействии развитию на селе производства изделий народного промысла с целью расширения торговли ими и обеспечения занятости сельского населения.
2. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно с органами местного самоуправления:
· оказывать организациям потребительской кооперации поддержку в их деятельности по увеличению объемов закупок сельскохозяйственных продуктов и сырья, переработки этой продукции, продажи населению и поставок для государственных нужд за счет максимального восстановления сети приемозаготовительных пунктов, складов, овощехранилищ, торгово-закупочных предприятий, магазинов, перерабатывающих предприятий и эффективного использования имеющихся производственных мощностей. Выделять организациям потребительской кооперации площади на муниципальных и других рынках для осуществления торгово-закупочной деятельности;
· предусматривать выделение средств региональных лизинговых фондов для обеспечения организаций потребительской кооперации оборудованием для пищевых и перерабатывающих предприятий, складским и торговым оборудованием, автотранспортом;
· осуществлять меры по межрегиональному вовлечению в оборот закупаемой в крестьянских (фермерских) хозяйствах и личных хозяйствах граждан сельскохозяйственной продукции, гарантированному сбыту ее, обеспечению активного участия организаций потребительской кооперации в проводимых ярмарках и торгах, создании розничной торговой сети по продаже сельскохозяйственных продуктов в городах и промышленных центрах;
· привлекать организации потребительской кооперации к участию в создании оптовых продовольственных рынков, эффективно используя для этих целей их материально-техническую базу и кадры;
· содействовать открытию магазинов "на дому" в отдаленных малонаселенных деревнях и поселках в целях бесперебойного снабжения продуктами питания и товарами повседневного спроса проживающего в них населения;
· рассматривать финансовое состояние организаций потребительской кооперации и определять меры по повышению эффективности их деятельности. При необходимости подготавливать в соответствии с установленным порядком предложения о поддержке убыточных организаций потребительской кооперации, в том числе о введении единого налога на вмененный доход, и выносить их на обсуждение общих собраний пайщиков;
· содействовать выполнению организациями потребительской кооперации требований Закона Российской Федерации "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" об активном участии пайщиков как хозяев потребительских обществ, в управлении ими и контроле за их деятельностью, а также обеспечению информирования пайщиков о работе потребительских обществ через средства массовой информации и кооперативную газету "Российская кооперация"
· содействовать реализации принятых потребительскими обществами и их союзами программ стабилизации и развития потребительской кооперации, предусматривающих практические меры по расширению заготовительной, производственной и торговой деятельности.
3. Министерству обороны Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству юстиции Российской Федерации, Федеральной пограничной службе Российской Федерации и другим спецпотребителям заключать в соответствии с установленным порядком с организациями потребительской кооперации договоры на закупку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе на долгосрочной основе, и обеспечивать своевременные расчеты за полученную продукцию.
4. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации:
· обеспечить на предприятиях потребительской кооперации, занятых заготовкой, производством, переработкой, хранением и реализацией продовольственного сырья и продуктов животного происхождения, эффективную работу государственного ветеринарного надзора по осуществлению ветеринарно-санитарной экспертизы и оформлению соответствующих документов;
· при предоставлении отсрочек и рассрочек таможенных платежей по ввозимому в Российскую Федерацию технологическому оборудованию для производства пищевых продуктов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 1998 г. N 1190 "О мерах по стабилизации потребительского рынка Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 42, ст. 5162) иметь в виду также и организации потребительской кооперации;
· предусмотреть при подготовке проекта положения о размещении средств специального фонда на платной и возвратной основе и дальнейшего использования их для кредитования организаций агропромышленного комплекса на льготных условиях предоставление кредитных средств организациям потребительской кооперации для авансирования закупок мяса, молока, картофеля и другой сельскохозяйственной продукции, направляемых на переработку.
5. Министерству топлива и энергетики Российской Федерации при подготовке проекта положения о лицензировании в энергетике рассмотреть целесообразность лицензирования отпуска организациями потребительской кооперации тепловой энергии для собственных нужд.
6. Внести в Перечень отдельных категорий организаций, предприятий, учреждений, их филиалов и других обособленных подразделений (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин, утвержденный постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 г. N 745 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1998 г. N 1027, Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 36, ст. 4525), следующее дополнение: пункт 2 дополнить подпунктом следующего содержания: «и) продажи в сельской местности товаров организациями потребительской кооперации через передвижную торговую сеть».
7. В частичное изменение распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1997 г. N 1402-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 40, ст. 4613) продлить организациям потребительской кооперации, работающим в сельской местности.
8. Министерству государственного имущества Российской Федерации совместно с Центросоюзом России подготовить предложения по вопросу прав собственности организаций потребительской кооперации на колхозные рынки, переданные им безвозмездно в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 29 апреля 1987 г. N 173 "О мерах по улучшению работы колхозных рынков и увеличению закупок сельскохозяйственной продукции у населения организациями потребительской кооперации" (СП РСФСР, 1987, N 7, ст. 52), и в 2-месячный срок представить их в Правительство Российской Федерации.
9. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления: при заключении в соответствии с Законом Российской Федерации "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" соглашений с организациями потребительской кооперации предусматривать реализацию мер государственной поддержки потребительской кооперации, указанных в постановлении Правительства Российской Федерации от 24 января 1994 г. N 24 "Вопросы потребительской кооперации Российской Федерации" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1994, N 5, ст. 351), а также других мер помощи; при подготовке представляемых в Министерство экономики Российской Федерации предложений, в том числе бизнес-планов, по привлечению инвестиций в местные предприятия, имеющие высокую инвестиционную привлекательность, предусматривать в них также предприятия потребительской кооперации.
Организация потребительской кооперации, принявшая сельскохозяйственные продукты от колхоза для комиссионной продажи, при необходимости их реализации за пределами района своей деятельности вправе заключить договор субкомиссии с другой организацией потребительской кооперации.[1]
Таким образом, реализация сельскохозяйственной продукции, закупленной для нужд потребительской кооперации населению может осуществляться через другую организацию потребительской кооперации, путем развития торговли и народного промысла в сельской местности, посредством создания розничной торговой сети по продаже сельскохозяйственных продуктов в городах и промышленных центрах. Основными мерами по стимулированию данного процесса являются меры государственной поддержки потребительской кооперации, как на законодательном, так и на исполнительном уровнях РФ.
Задача №36
Определите влияние изменения цен на уровень издержек обращения по торговле райпо на основе следующих данных:
1. Оборот розничной торговли за отчетный год составил 28584 тыс.руб. В отчетном году цены повысились в 1,28 раза.
2. Фактический уровень издержек обращения по торговле составил 25,62 % к обороту, сумма издержек обращения по статьям, не зависящим от изменения цен, 2876,8 тыс. руб.
3. В предшествующем году уровень издержек обращения составил 26,39%
Решение:
Влияние изменения цен на уровень издержек можно определить, сравнивая обороты предприятий в сопоставимых ценах. Для того, чтобы определить сопоставимые цены, нужно оборот текущего года разделить на уровень инфляции (1,28). Таким образом, зная, что уровень издержек- 25,62%,определяем сумму издержек за текущий год:
(28584* 1,28)* 25,62 % /100%= 9374 руб.
В предшествующем году уровень издержек обращения составил 26,39%
В текущем году уровень издержек обращения составил 25,62%
∆ = 26,39 - 25,62 = 0,77 %
Вывод: таким образом, увеличение цен на 128 % привело к снижению издержек на 0,77 %.
Задача 45. Произведите анализ прибыли райпо по торговле и оцените конкурентоспособность кооперативной организации.
Анализ прибыли и рентабельности райпо за отчетный год.
Показатели |
Предшествующий год |
Отчетный год |
1. Оборот розничной торговли |
25860,4 |
34911,5 |
2. Доходы от реализации (без НДС) |
||
Сумма |
6762,5 |
8843,1 |
В % к обороту |
||
3. Издержки обращения |
||
Сумма |
5945,3 |
7802,7 |
В % к обороту |
||
4. Прибыль от реализации |
||
Сумма |
||
уровень |
Средний уровень рентабельности предприятий торговли, расположенных в районе деятельности райпо, составил 45 %, а средний уровень издержек обращения – 21 %.
Решение:
Для решения данной задачи заполним следующую таблицу:
Показатели |
Предшествующий год |
Отчетный год |
Прирост, % |
1. Оборот розничной торговли |
25860,4 |
34911,5 |
134,99 |
2. Доходы от реализации (без НДС) |
|||
Сумма |
6762,5 |
8843,1 |
130,77 |
В % к обороту |
26,33 |
25,33 |
96,2 |
3. Издержки обращения |
|||
Сумма |
5945,3 |
7802,7 |
131,24 |
В % к обороту |
22,98 |
22,35 |
97,25 |
4. Прибыль от реализации |
|||
Сумма |
19915,1 |
26068,4 |
130,89 |
уровень |
77,01 |
74,67 |
96,96 |
Рентабельность продаж |
|||
% |
77,01 |
74,67 |
96,96 |
Сравная показатели финансовой деятельности данного райпо с средними показателями по району, можно отметить:
Несмотря на то, что издержки данного райпо в среднем на 1,65 % выше, чем в среднем по району, рентабельность данного райпо много выше (на 30,84 %), чем в других потребительских кооперативах. Принимая это во внимание, данное райпо можно назвать конкурентоспособным.
Задача № 71.
Проанализируйте состояние закупок мясопродуктов за отчетный год по потребсоюзам. По результатам напишите выводы, в которых укажите следующие моменты:
1. Сильны ли конкурентные позиции в закупках мясопродуктов у населения в изучаемых потребсоюзах?
2. Какой потребсоюз играет более существенную роль в закупках мясопродуктов на своей территории и по каким показателям это можно выявить?
3. Какие управленческие решения могут обеспечивать потребсоюзам высокие темпы роста закупок мясопродуктов в хозяйствах населения и как их можно реализовать?
Закупки мясопродуктов в хозяйствах населения потребсоюзами за отчетный год.
Показатели |
Семеновский потребсоюз |
Никольский потребсоюз |
Коэффициент соотношения показателей (гр.2 : гр.3) |
1 |
2 |
3 |
4 |
Число хозяйств населения, тыс. |
376,8 |
288 |
1,3 |
Реализовано мясопродуктов населению -всего, тыс.т -в том числе в расчете на одно хозяйство, кг. |
39752,4 105,5 |
33177,6 115,2 |
1,19 0,9 |
Закуплено мясопродуктов потребсоюзами в хозяйствах населения – всего, т. |
3315,84 |
1930 |
1,72 |
В том числе В расчете на одно хозяйство, кг |
8,8 |
6,7 |
1,31 |
Удельный вес потребсоюза в закупках мясопродуктов в хозяйствах населения, % |
0,265 |
0,347 |
0,763 |
Анализ сводных данных показывает, что продажи Никольского потребсоюза превышают объем продаж Семеновского. С учетом того, что количество хозяйств Никольского потребсоюза меньше хозяйств Семеновского потребсоюза на 88 хозяйств, можно сделать вывод, что конкурентное преимущество у Никольского потребсоюза.
К управленческим решениям, которые помогут обеспечивать потребсоюзам высокие темпы роста закупок мясопродуктов в хозяйствах населения можно отнести:
1. Создание отдела маркетинга на предприятии
2. Поощрение работников за превышение плана продаж
3. Снижение цен на продукцию
Список литературы
1. Гражданский Кодекс РСФСР (с изменениями на 26 ноября 2001 года) // Крестьянские ведомости. - 2006. - № 81.
2. Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 11 июля 1997 г. № 97-ФЗот 28 апреля 2000 г. № 54-ФЗ // Экономика и жизнь. -2001. - № 31.
3. Указ Президента Российской Федерации
от 31 мая
4. О повышении роли потребительской
кооперации в обеспечении населения продовольствием: Постановление Правительства
Российской Федерации от 7 января 1999г. // Российская газета. - 28 января
5. Абдукаримов И.Т. Анализ хозяйственной деятельности потребительской кооперации. - М.: Экономика, 1989.
6. Баскакова О. Анализ и планирование розничного товарооборота потребительского общества в условиях рыночных отношений. - М., 2004.
7. Бабо Андре. Прибыль // Серия «Деловая фракция». - Изд. 4-е. - М., 2003.
8. Бахарев В.Е. Себестоимость продукции: сущность, виды, классификация, состав, методы распределения. - Новосибирск: СКА ПК, 1995.