Содержание

1. Планирование реализации остатков сельскохозяйственных продуктов и сырья, закупленных для нужд потребительской кооперации. 3

Задача №36. 10

Задача 45. 10

Задача № 71. 13

Список литературы.. 15

1. Планирование реализации остатков сельскохозяйственных продуктов и сырья, закупленных для нужд потребительской кооперации

Согласно закону РФ «О потребительской кооперации», одной из основных задач потребительской кооперации в Российской Федерации является закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственных продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья с последующей их переработкой и реализацией.[2]

В настоящем вопросе будет рассмотрено планирование реализации излишков сельскохозяйственной продукции, закупленной для нужд потребительской кооперации.

Согласно действующему законодательству, планирование реализации организациями потребительской кооперации сельскохозяйственной продукции населению должно осуществляться на следующих уровнях: на уровне Центросоюза, на уровне Министерств РФ, на уровне отдельных потребительских обществ. [4]

Более того, обеспечение населения сельскохозяйственной продукцией является одной задач, поставленных государством. Так, согласно Указу Президента РФ от 31 мая 1996 г. N 795 «О мерах по стабилизации обеспечения сельского населения товарами и услугами» планируется на Правительственном уровне активизировать деятельность  потребительских  обществ  по  заготовке сельскохозяйственной продукции, лекарственно-технического сырья, дикорастущих плодов и ягод с последующей  их  переработкой,  по  развитию системы бытовых услуг на селе. [3].

Конкретные меры планирования реализации отражены в Постановлении Правительства РФ от 7 января 1999 г. № 24 «О повышении роли потребительской кооперации в обеспечении населения продовольствием».

Согласно Постановлению Правительства РФ от 7 января 1999 г. № 24 «О повышении роли потребительской кооперации в обеспечении населения продовольствием». [4] Согласно данному Постановлению, в целях повышения роли потребительской кооперации в обеспечении населения продовольствием и расширения ее деятельности по заготовкам сельскохозяйственных продуктов и сырья в крестьянских (фермерских) и личных хозяйствах граждан, у других товаропроизводителей, переработке этой продукции, а также улучшению обеспечения сельских жителей промышленными товарами рекомендуется:

1. Центросоюзу России, а также другим существующим и создаваемым организациям системы потребительской кооперации сосредоточить свою деятельность первоочередно на:

·        активизации закупок сельскохозяйственной продукции и сырья, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья, их последующей переработке и реализации;

·        развитии торгового и бытового обслуживания проживающего в сельской местности населения, включая граждан, не являющихся пайщиками потребительских обществ, прежде всего, социально нуждающихся лиц: пенсионеров, инвалидов, детей;

·        содействии развитию на селе производства изделий народного промысла с целью расширения торговли ими и обеспечения занятости сельского населения.

2. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно с органами местного самоуправления:

·        оказывать организациям потребительской кооперации поддержку в их деятельности по увеличению объемов закупок сельскохозяйственных продуктов и сырья, переработки этой продукции, продажи населению и поставок для государственных нужд за счет максимального восстановления сети приемозаготовительных пунктов, складов, овощехранилищ, торгово-закупочных предприятий, магазинов, перерабатывающих предприятий и эффективного использования имеющихся производственных мощностей. Выделять организациям потребительской кооперации площади на муниципальных и других рынках для осуществления торгово-закупочной деятельности;

·        предусматривать выделение средств региональных лизинговых фондов для обеспечения организаций потребительской кооперации оборудованием для пищевых и перерабатывающих предприятий, складским и торговым оборудованием, автотранспортом;

·        осуществлять меры по межрегиональному вовлечению в оборот закупаемой в крестьянских (фермерских) хозяйствах и личных хозяйствах граждан сельскохозяйственной продукции, гарантированному сбыту ее, обеспечению активного участия организаций потребительской кооперации в проводимых ярмарках и торгах, создании розничной торговой сети по продаже сельскохозяйственных продуктов в городах и промышленных центрах;

·        привлекать организации потребительской кооперации к участию в создании оптовых продовольственных рынков, эффективно используя для этих целей их материально-техническую базу и кадры;

·        содействовать открытию магазинов "на дому" в отдаленных малонаселенных деревнях и поселках в целях бесперебойного снабжения продуктами питания и товарами повседневного спроса проживающего в них населения;

·        рассматривать финансовое состояние организаций потребительской кооперации и определять меры по повышению эффективности их деятельности. При необходимости подготавливать в соответствии с установленным порядком предложения о поддержке убыточных организаций потребительской кооперации, в том числе о введении единого налога на вмененный доход, и выносить их на обсуждение общих собраний пайщиков;

·        содействовать выполнению организациями потребительской кооперации требований Закона Российской Федерации "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" об активном участии пайщиков как хозяев потребительских обществ, в управлении ими и контроле за их деятельностью, а также обеспечению информирования пайщиков о работе потребительских обществ через средства массовой информации и кооперативную газету "Российская кооперация"

·        содействовать реализации принятых потребительскими обществами и их союзами программ стабилизации и развития потребительской кооперации, предусматривающих практические меры по расширению заготовительной, производственной и торговой деятельности.

3. Министерству обороны Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству юстиции Российской Федерации, Федеральной пограничной службе Российской Федерации и другим спецпотребителям заключать в соответствии с установленным порядком с организациями потребительской кооперации договоры на закупку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе на долгосрочной основе, и обеспечивать своевременные расчеты за полученную продукцию.

4. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации:

·        обеспечить на предприятиях потребительской кооперации, занятых заготовкой, производством, переработкой, хранением и реализацией продовольственного сырья и продуктов животного происхождения, эффективную работу государственного ветеринарного надзора по осуществлению ветеринарно-санитарной экспертизы и оформлению соответствующих документов;

·        при предоставлении отсрочек и рассрочек таможенных платежей по ввозимому в Российскую Федерацию технологическому оборудованию для производства пищевых продуктов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 1998 г. N 1190 "О мерах по стабилизации потребительского рынка Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 42, ст. 5162) иметь в виду также и организации потребительской кооперации;

·        предусмотреть при подготовке проекта положения о размещении средств специального фонда на платной и возвратной основе и дальнейшего использования их для кредитования организаций агропромышленного комплекса на льготных условиях предоставление кредитных средств организациям потребительской кооперации для авансирования закупок мяса, молока, картофеля и другой сельскохозяйственной продукции, направляемых на переработку.

5. Министерству топлива и энергетики Российской Федерации при подготовке проекта положения о лицензировании в энергетике рассмотреть целесообразность лицензирования отпуска организациями потребительской кооперации тепловой энергии для собственных нужд.

6. Внести в Перечень отдельных категорий организаций, предприятий, учреждений, их филиалов и других обособленных подразделений (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин, утвержденный постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 г. N 745 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1998 г. N 1027, Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 36, ст. 4525), следующее дополнение: пункт 2 дополнить подпунктом следующего содержания: «и) продажи в сельской местности товаров организациями потребительской кооперации через передвижную торговую сеть».

7. В частичное изменение распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1997 г. N 1402-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 40, ст. 4613) продлить организациям потребительской кооперации, работающим в сельской местности.

8. Министерству государственного имущества Российской Федерации совместно с Центросоюзом России подготовить предложения по вопросу прав собственности организаций потребительской кооперации на колхозные рынки, переданные им безвозмездно в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 29 апреля 1987 г. N 173 "О мерах по улучшению работы колхозных рынков и увеличению закупок сельскохозяйственной продукции у населения организациями потребительской кооперации" (СП РСФСР, 1987, N 7, ст. 52), и в 2-месячный срок представить их в Правительство Российской Федерации.

9. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления: при заключении в соответствии с Законом Российской Федерации "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" соглашений с организациями потребительской кооперации предусматривать реализацию мер государственной поддержки потребительской кооперации, указанных в постановлении Правительства Российской Федерации от 24 января 1994 г. N 24 "Вопросы потребительской кооперации Российской Федерации" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1994, N 5, ст. 351), а также других мер помощи; при подготовке представляемых в Министерство экономики Российской Федерации предложений, в том числе бизнес-планов, по привлечению инвестиций в местные предприятия, имеющие высокую инвестиционную привлекательность, предусматривать в них также предприятия потребительской кооперации.

Организация потребительской кооперации, принявшая сельскохозяйственные продукты от колхоза для комиссионной продажи, при необходимости их реализации за пределами района своей деятельности вправе заключить договор субкомиссии с другой организацией потребительской кооперации.[1]

Таким образом, реализация сельскохозяйственной продукции, закупленной для нужд потребительской кооперации населению может осуществляться через другую организацию потребительской кооперации, путем развития торговли и народного промысла в сельской местности, посредством создания розничной торговой сети по продаже сельскохозяйственных продуктов в городах и промышленных центрах. Основными мерами по стимулированию данного процесса являются меры государственной поддержки потребительской кооперации, как на законодательном, так и на исполнительном уровнях РФ.


Задача №36

Определите влияние изменения цен на уровень издержек обращения по торговле райпо на основе следующих данных:

1.     Оборот розничной торговли за отчетный год составил 28584 тыс.руб. В отчетном году цены повысились в 1,28 раза.

2.     Фактический уровень издержек обращения по торговле составил 25,62 % к обороту, сумма издержек обращения по статьям, не зависящим от изменения цен, 2876,8 тыс. руб.

3.     В предшествующем году уровень издержек обращения составил 26,39%

Решение:

Влияние изменения цен на уровень издержек можно определить, сравнивая обороты предприятий в сопоставимых ценах. Для того, чтобы определить сопоставимые цены, нужно оборот текущего года разделить на уровень инфляции (1,28). Таким образом, зная, что уровень издержек- 25,62%,определяем сумму издержек за текущий год:

 (28584* 1,28)* 25,62 % /100%= 9374 руб.

В предшествующем году уровень издержек обращения составил 26,39%

В текущем году уровень издержек обращения составил 25,62%

∆ = 26,39 - 25,62 = 0,77 %

Вывод: таким образом, увеличение цен на 128 % привело к снижению издержек на 0,77 %.

 Задача 45. Произведите анализ прибыли райпо по торговле и оцените конкурентоспособность кооперативной организации.

Анализ прибыли и рентабельности райпо за отчетный год.

Показатели

Предшествующий год

Отчетный год

1. Оборот  розничной торговли

25860,4

34911,5

2. Доходы от реализации (без НДС)

Сумма

6762,5

8843,1

В % к обороту

3. Издержки обращения

Сумма

5945,3

7802,7

В % к обороту

4. Прибыль от реализации

Сумма

уровень

Средний уровень рентабельности предприятий торговли, расположенных в районе деятельности райпо, составил 45 %, а средний уровень издержек обращения – 21 %.

Решение:

Для решения данной задачи заполним следующую таблицу:

Показатели

Предшествующий год

Отчетный год

Прирост, %

1. Оборот  розничной торговли

25860,4

34911,5

134,99

2. Доходы от реализации (без НДС)

Сумма

6762,5

8843,1

130,77

В % к обороту

26,33

25,33

96,2

3. Издержки обращения

Сумма

5945,3

7802,7

131,24

В % к обороту

22,98

22,35

97,25

4. Прибыль от реализации

Сумма

19915,1

26068,4

130,89

уровень

77,01

74,67

96,96

Рентабельность продаж

%

77,01

74,67

96,96

Сравная показатели финансовой деятельности данного райпо с средними показателями по району, можно отметить:

Несмотря на то, что издержки данного райпо в среднем на 1,65 % выше, чем в среднем по району, рентабельность данного райпо много выше (на 30,84 %), чем в других потребительских кооперативах. Принимая это во внимание, данное райпо можно назвать конкурентоспособным.

Задача № 71.

Проанализируйте состояние закупок мясопродуктов за отчетный год по потребсоюзам. По результатам напишите выводы, в которых укажите следующие моменты:

1.     Сильны ли конкурентные позиции в закупках мясопродуктов у населения в изучаемых потребсоюзах?

2.     Какой потребсоюз играет более существенную роль в закупках мясопродуктов на своей территории и по каким показателям это можно выявить?

3.     Какие управленческие решения могут обеспечивать потребсоюзам высокие темпы роста закупок мясопродуктов в хозяйствах населения и как их можно реализовать?

Закупки мясопродуктов в хозяйствах населения потребсоюзами за отчетный год.

Показатели

Семеновский потребсоюз

Никольский потребсоюз

Коэффициент соотношения показателей

(гр.2 : гр.3)

1

2

3

4

Число хозяйств населения, тыс.

376,8

288

1,3

Реализовано мясопродуктов населению

-всего, тыс.т

-в том числе в расчете на одно хозяйство, кг.

39752,4

105,5

33177,6

115,2

1,19

0,9

Закуплено мясопродуктов потребсоюзами в хозяйствах населения – всего, т.

3315,84

1930

1,72

В том числе

В расчете на одно хозяйство, кг

8,8

6,7

1,31

Удельный вес потребсоюза в закупках мясопродуктов в хозяйствах  населения, %

0,265

0,347

0,763

Анализ сводных данных показывает, что продажи Никольского  потребсоюза  превышают объем продаж Семеновского. С учетом того, что количество хозяйств Никольского потребсоюза меньше хозяйств Семеновского  потребсоюза на 88 хозяйств, можно сделать вывод, что конкурентное преимущество у Никольского потребсоюза.

К управленческим решениям, которые помогут обеспечивать потребсоюзам высокие темпы роста закупок мясопродуктов в хозяйствах населения можно отнести:

1. Создание отдела маркетинга на предприятии

2. Поощрение работников за превышение плана продаж

3. Снижение цен на продукцию

Список литературы

1.     Гражданский Кодекс РСФСР (с изменениями на 26 ноября 2001 года) // Крестьянские ведомости. - 2006. - № 81.

2.     Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 11 июля 1997 г. № 97-ФЗот 28 апреля 2000 г. № 54-ФЗ // Экономика и жизнь. -2001. - № 31.

3.     Указ Президента Российской Федерации от 31 мая 1996 г. № 795«О мерах по стабилизации обеспечения сельского населения това­рами и услугами» // Крестьянские ведомости. - 2006. - № 81.

4.     О повышении роли потребительской кооперации в обеспечении населения продовольствием: Постановление Правительства Рос­сийской Федерации от 7 января 1999г. // Российская газета. - 28 января 1999 г.

5.     Абдукаримов И.Т. Анализ хозяйственной деятельности потреби­тельской кооперации. - М.: Экономика, 1989.

6.     Баскакова О. Анализ и планирование розничного товарооборота потребительского общества в условиях рыночных отношений. - М., 2004.

7.     Бабо Андре. Прибыль // Серия «Деловая фракция». - Изд. 4-е. - М., 2003.

8.     Бахарев В.Е. Себестоимость продукции: сущность, виды, класси­фикация, состав, методы распределения. - Новосибирск: СКА ПК, 1995.