Содержание

1. Биофизическое развитие человека. 3

2. Антропология. 7

3. Деятельность. 16

4. Сознание. 19

5. Культура как антропологический феномен. 20

6. Соотношение биологического и социального. 22

Словарь терминов. 24

Список литературы.. 28

1. Биофизическое развитие человека

Возрастная периодизация

Стадия

Возраст

Особенности

младенчество (1)

0 1

Главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего у ребенка формируется базовое доверие к миру. Базовое доверие проявляется в легкости кормления, хорошем сне ребенка, нор­мальной работе кишечника, умении ребенка спокойно ждать мать (не кричит, не зовет, ребенок как бы уверен, что мать при­дет и сделает то, что нужно). Динамика развития доверия зависит от матери. Сильно выраженный дефицит эмоционального обще­ния с младенцем приводит к резкому замедлению психического развития ребенка.

стадия раннего детства (2)

1 – 3

Связана с формированием авто­номии и независимости, ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации; общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, начинают стыдить за «мокрые штанишки».

стадия дошкольного возраста (3)

3 – 5

Ребенок уже убежден, что он личность, т. к. он бегает, умеет говорить, расширяет область овла­дения миром, у ребенка формируется чувство предприимчиво­сти, инициативы, которое закладывается в игре. Игра очень важ­на для развития ребенка, т. к. формирует инициативу, творчест­во, ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психологические возможности: волю, па­мять, мышление и пр. Но если родители сильно подавляют ре­бенка, не уделяют внимания его играм, то это отрицательно ска­зывается на развитии ребенка, способствует закреплению пас­сивности, неуверенности, чувству вины.

младший школьный возраст (4)

6 – 11

Ребенок уже исчер­пал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа при­общает ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает тех­нологический эгос культуры. Если ребенок успешно овладевает знаниями, новыми навыками, он верит в свои силы, уверен, спо­коен, но неудачи в школе приводят к появлению, а порой и к за­креплению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потери интереса к учебе.

подростковый возраст (5)

12 – 18

Формируется централь­ная форма эгоидентичности. Бурный физиологический рост, по­ловое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед дру­гими, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения — вот вопросы, которые встают перед под­ростком, и это уже есть требования общества к подростку о само­определении.

молодость (6)

19 – 35

Для человека актуальным становится поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепле­ние связей со всей социальной группой, человек не боится обез­личивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интим­ности с определенными людьми. Однако если диффузия иден­тичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, за­крепляется изоляция, одиночество.

взрослость (7)

35 – 50

Взрослый этап развития личности. Развитие идентичности идет всю жизнь, идет воздействие со сто­роны других людей, особенно детей: они подтверждают, что ты им нужен. Положительные симптомы этой стадии: личность вкла­дывает себя в хороший, любимый труд и заботу о детях, удовлет­ворена собой и жизнью.

старость (8)

после 50

Происходит создание завер­шенной формы эгоидентичности на основе всего пути развития личности, человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах. Человек дол­жен понять, что его жизнь — это неповторимая судьба, которую не надо переплывать, человек «принимает» себя и свою жизнь, осознает необходимость в логическом завершении жизни, про­являет мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти.

         На каждой стадии своего развития ребенок либо интегрируется с обществом, либо отторгается. Известный американский психолог Э. Эриксон (р. 1902) ввел понятие «групповая идентичность», ко­торая формируется с первых дней жизни. Ребенок ориентирован на включение в определенную социальную группу, начинает по­нимать мир так же, как эта группа. Но постепенно у ребенка фор­мируется и «эгоидентичность», чувство устойчивости и непре­рывности своего «Я», несмотря на то, что идут многие процессы изменения. Формирование эгоидентичности — длительный про­цесс, включает ряд стадий развития личности. Каждая стадия ха­рактеризуется задачами этого возраста, а задачи выдвигаются об­ществом. Но решение задач определяется уже достигнутым уров­нем психомоторного развития человека и духовной атмосферой общества, в котором человек живет.

Полный жизненный цикл по Э.Эриксону

Стадии

Радиус значимых отношений

Основной выбор или кризисное противоречие возраста

Позитивные

«новообразо-вания» возраста

Деструктивные

«новообразова-ния» возраста

1. Младенчество

Мать

Основополагающая вера и надежда — против основополагающей безнадежности

Базисное доверие, надежда

Уход от общения и деятельности

2. Раннее детство

Родители

Самостоятельность против зависимости, стыда и сомнений

Воля

Навязчивость: импульсивность или соглашательство

3. Возраст игры

Семья

Личная инициатива против чувства вины и страх порицания

Целеустрем-ленность, целенаправ-ленность

Заторможен-ность

4. Школьный возраст

Соседи, школа

Предприимчивость против чувства неполноценности

Компетентность, умелость

Инертность

5. Подростки

Группы сверстников

Идентичность против смешения идентичности

Верность

Застенчивость, негативизм

6. Юность

Друзья, сексуальные партнеры, соперники, сотрудники

Интимность против изоляции

Любовь

Исключительность (склонность исключать кого-либо (себя) из круга интимных отношений

7. Взрослость

Разделен-ность труда и общий дом

Производительность против застоя, поглощенности собой

Забота, милосердие

Отверженность

8. Старость

Человечест-во – «мой род»

Целостность, универсальность против отчаяния, отвращения

Мудрость

Презрение

Психосоциальная концепция развития личности  (Э.Эриксон)

Стадия

«+»

«-»

Стадия 1              младенчество

базальное доверие к миру, оптимизм, стремление к жизни

базальное недоверие к миру, пессимизм, стремление к смерти

Стадия 2             ранний возраст               от 1 до 3 лет

автономия, самостоятельность, опрятность, воля

сомнение, стыд, зависимость от других

Стадия 3 дошкольный возраст,                      игры от 3 до 6 лет

инициативность, целеустремленность, активность, предприимчивость, самостоятельность

пассивность, подражание образцам, вина

Стадия 4 школьный от 6 до 11 лет

уверенность в себе, компетентность

неполноценность, неверие в свои   силы

Стадия 5 юношеский от 11 до 20 лет

цельная форма эгоидентичности, находит свое «Я», верность себе, признание людьми

диффузия идентичности, тревога,      одиночество, инфантилизм, не нашел  свое «Я», непризнание людьми,   «путаница ролей», враждебность

Стадия 6 молодость от 20 до 25 лет

чувство близости, интимности, единство с людьми, любовь

изоляция, одиночество

Стадия 7 зрелость до 50 лет

творчество, любимая работа,                     воспитание детей, забота о детях, удовлетворенность жизнью

опустошенность, застой, репрессия

Стадия 8 старость после 50 лет

окончательная форма                               эгоидентичности, «принятие себя, жизни», мудрость

разочарование в жизни

         Вопросы для самопроверки:

1.     Сколько стадий выделяет Э.Эриксон?

2.     Как развивается идентичность на различных стадиях?

3.     Какие стадии включает «детство», их возрастная периодизация и краткая характеристика?

4.     Радиус значимых отношений для школьного возраста?

5.     Чем характеризуется дошкольный возраст по психосоциальной модели Э.Эриксона?

2. Антропология

 

Рис. 2. Науки о человеке

         Антропогенез – становление человека как вида.

         Антропология – 1) Учение о человеке в единстве его культурного и социального развития; 2) учение о биофизической природе человека.

 

Рис. 3. Антропология как наука о человеке

 

         Вопросы для самопроверки:

1.     Какие науки изучают человека?

2.     Что изучает антропология?

3.     Чем отличается филогенез от онтогенеза?

Виды антропологии

название

Особенности

Философская

Философская теория человека. Изучает «собственно человеческое» бытие, собственную природу человека. Ее объект - человек как таковой. Философская антропология ставит вопрос о человеческом бытии и пытается построить общую теорию человека. Философская антропология пытается обнаружить антропологические инварианты и универсалии, фундаментальные основания человеческого бытия

Социально-культурная

Исследует конкретные феномены человеческого бытия в их культурной и исторической специфике. От факта к теории, сравнительный анализ феноменов человеческого бытия в различных культурах и исторических эпохах.

Прикладная

Ориентированна на применение результатов теоретических исследований в конкретных исторических, экономических, организационных, политических и военных ситуациях.

Биологическая

Изучает человека как биологическое существо и рассматривает проблему соотношения биологического и социального в человеке, взаимосвязи телесного и духовного бытия человека. К биологической антропологии могут быть отнесены такие направления антропологических исследований как социобиология и этология, которая изучает генетически обусловленные компоненты поведения животных и человека.

Религиозная

Религиозная точка зрения — это целостный взгляд на человека во всей его то­тальности; это одновременное видение человека в его происхожде­нии (как?), сущности (что?), бытии (кто?) и назначении (зачем? во имя чего?). Данная характеристика может быть распространена фактически на все мировые религии; относительно религиозной все другие точки зрения на человека (научная, этическая, эстетиче­ская и др.) имеют частичный, периферийный характер. Для религиозного сознания жизнь человека только тогда есть, тогда действительна и обретает свой подлинный смысл, когда она устремлена к Высшему, Абсолютному, Иному бытию.

В основе христианской антропологии лежит учение об образе Божием в чело­веке. Кстати, в этом учении не существует «проблемы происхожде­ния» человека (и всего человеческого в нем), а есть тайна творения его по образу и подобию Божества.

Психоаналитическая

Изучает скрытые, глубинные пласты человеческой психики, которыми  определяется природа человека. Психоанализ стремится обнаружить внутренние структуры человеческого бытия, показать процессы, происходящие в подсознании, расшифровать символический язык бессознательного.

Феноменологическая

Пытается выявить предельные характеристики, изначальные основы человеческого существования. Для истолкования фундаментальных структур бытия человека, которое понимается как бытие – в - мире, применяются понятия «жизненный мир» и «когнитивный стиль». Подчеркивается неразрывность и, в то же время, взаимная несводимость сознания и предметного мира. Однако предметное бытие обретает свой смысл благодаря отнесенности к сознанию.

Герменевтика

Ориентируется на такие понятия как вживание, сопереживание, событие, понимание и интерпретация. На герменевтическом методе основываются понимающая психология и понимающая антропология. В герменевтической антропологии понимание представляется как универсальный способ освоения мира человеком, определенный способ бытия, бытия «здесь – теперь». Понимание предваряет всякую человеческую деятельность в качестве предпонимания.

Эволюционная

Исследует закономерности развития социокультурных систем, применяются такие методологические подходы как эволюционизм и неоэволюционизм. Противоположным подходом является диффузионизм, акцентирующий влияние внешних факторов на социокультурные общности

Социальная

Категориальной рам­кой является соотношение «человек — общество»; здесь человек рассматривается, прежде всего, как социальный индивид; его сущность — не в природе и не в нем самом, а в обществе. В про­тивоположность натуралистским представлениям, в социоморфизме природные, органические особенности индивида выступают лишь предпосылками (не источниками и не причинами) развития.

Культурная

Здесь главным образом обсуждаются механизмы преобразования культуры в мир личности и порождения в процессе развития личности мира (форм) культуры. По этому центральному пункту данное направление целесообразно выделить в особую парадигмальную установку — культурализм, понятийный строй которо­го задается соотношением «человек - культура». Культуральная точка зрения на сущность человеческой психи­ки и ее развитие состоит в принципиальном преодолении базовых схем парадигм: не существует прямого и непо­средственного соотношения «человек — природа», «человек — об­щество».

Физическая

Изучает физическую эволюцию человека в истории и активно использует достижения естественных наук. Она включает в себя антропометрию и конституциальную антропологию (типы телосложения), эволюционную антропологию (проблема антропогенеза - происхождение человека как вида), популяционную антропологию (проблема этногенеза - происхождение этносов) и этническую антропологию (история этносов, их специфика; генетические, психологические, ментальные особенности этносов). К последней примыкают этносоциология и этнопсихология.

Медицинская

Изучает проблемы здоровья и нездоровья человека. Одно из направлений - патоантропология или антропатология - рассматривает человека в норме и патологии. Важное место в антропологических исследованиях в XX веке занимает тема сексуальности, значимость которой выходит далеко за рамки медицинской антропологии.

Историческая

Изучает исторические формы различных духовных феноменов человеческого бытия и их эволюцию в разных культурах. Объект изучения исторической антропологии -  культура доиндустриальных обществ. Это может быть архаическое и традиционное (средневековое) общество. С другой стороны, современное общество может быть рассмотрено в контексте традиционных обществ и в нем обнаруживается множество архаических элементов. Историческая антропология также изучает типологию культур, но в отличие от культурологии, ее скорее интересует «экзистенциальная история» человека в различных культурах и цивилизациях.

Психологическая

Объемлет собой все другие парадигмальные установки. Все они реализуются в основополагаю­щем единстве, в соотношении «человек — мир», в истории индиви­дуальной жизни, в которой каждый человек предстает одновремен­но и как природно-общественное, и как духовно-практическое су­щество в совокупности своих сущностных сил и родовых способ­ностей.

Возникает особый класс задач — выявление и описание меха­низмов преобразования человеком природных и социальных предпо­сылок, культурных и духовных условий в средства своего развития и саморазвития.

Педагогическая

Видение человеческой реальности во всей ее полноте; учение о природе, условиях развития и становлении субъективности, внутреннего мира человека в образовании

Надпись: Отношение человека к процессу обучения

Надпись: Педагогическая антропология

        

Надпись: Закономерности содержания образования Надпись: Закономерности качества обучения
 

        

 

                                           СОДЕРЖАНИЕ

Надпись: человек → природа человека → ребенок → развитие человека

культура           воспитание
 

         Педагогическую антропологию в целом можно охарактеризовать как способ антропологического обоснования образования. Это достаточно общая характеристика задач и цели педагогической антропологии конкретизируется представителями этого течения внутри философии образования в различных направлениях. Одни из них подчеркивают, что педагогическая антропология является эмпирической теорией и философским анализом понятий педагогики. Другие усматривают основную задачу педагогической антропологии в развертывании теории личности и ее генезиса. Третьи видят в педагогической антропологии частную область наук об образовании. Четвертые оценивают педагогическую антропологию как науку о междисциплинарном поле коммуникаций, в которые вступает человек, и которые являются предметом различных наук, объединяемых ею. Эти «разноречья» в трактовке предмета и целей педагогической антропологии определяются, прежде всего, теми традициями, с которыми связаны те или иные представители педагогической антропологии.

         Антропологический подход исходит из признания того, что человек - это уникальное, свободное и целостное существо. И образовательный процесс должен строиться с учетом этих сущностных характеристик

 

Основные принципы антропологического подхода

История антропологии

И. Кант (1724-1804)

Ч. Дарвин (1809 -1882)

Первый ввёл термин "антропология" для обозначения особой автономной области знаний новой науки - науки о человеке. Кант был первый, кто утверждал: человек - самый главный предмет науки. Кант назвал её не мироведением, он дал ей другое название - антропология. Человек для Канта двуединое существо, которое одновременно принадлежит и к миру природы, и к миру свободы. В мире природы человек подчиняется естественной необходимости, в мире природы человек подчиняется естественной необходимости, в мире свободы он нравственно самоопределяется, и исполняет свой прирождённый долг - воспитывает себя и своё потомство.

Самостоятельной наукой к реальной наукой к реальной научной человекознание антропология стала благодаря Ч. Дарвину в середине XIX века. Свои представления о человеке, её развитие, изучающей её науки антропологии он разложил в различных публикациях, прежде всего в основном труде своей жизни "происхождение видов путём естественного отбора". Целью антропологии, по Ч. Дарвину, явилось полное постижение особенностей уникального вида НОМО SAPIENS - человека разумного, являющегося высшим звеном в эволюции живого.

К. Д. Ушинский (1824—1871)

         Основатель научной педагоги­ки в России. Стержень его педагогической концепции — прин­цип народности. Этот принцип должен был реализовываться че­рез приоритет родного языка как предмета школьного образова­ния. Не менее важное место он отводил идее труда как ведущего фактора развития личности. Процесс обучения должен строить­ся на таких основополагающих принципах, как:

1)    сознательность и активность;

2)    наглядность;

3)    последовательность;

4)    доступность;

5)    прочность.

         Ушинский разработал учение о двухуровневой дидактике: об­щей и частной. Основополагающий тезис Ушинского — двуединство обучения и воспитания.

В качестве основы обучения рассматривал: своевременность, постепенность, ограниченность, постоянство, твердость усвоения, ясность, отсутствие чрезмерной напряженности и чрезмерной легкости.

         Вопросы для самопроверки:

1.     Какие есть основные парадигмы антропологии?

2.     Что изучает педагогическая антропология?

3.     Кто ввел понятие «антропология»?

4.     Каково содержание педагогической антропологии?

5.     Каковы основные принципы антропологического подхода?

6.     Каковы принципы обучения по К.Д.Ушинскому?

3. Деятельность

         Деятельность можно определить как специфический вид активно­сти человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существо­вания.

 

Рис. 3. Основные характеристики деятельности

Виды деятельности

Деятельность

Характеристика

ВЕДУЩАЯ

Одна из категорий отечествен­ной возрастной психологии, обозначающая основную форму ак­тивности ребенка на определенном этапе онтогенеза, внутри и на основе которой происходят главные изменения в его психическом развитии. В психологии развития ведущая деятельность рассматри­вается как форма совместной деятельности взрослого и ребенка, которая специально культивируется в определенный период дет­ства для достижения целей развития. Понятие введено А.Н.Леонтьевым.

ИГРОВАЯ

Ведущая деятельность в до­школьном детстве, существенными моментами которой являются воспроизведение деятельности и взаимоотношений взрослых в специально создаваемых (воображаемых) условиях. В игровой дея­тельности происходит развитие символических форм сознания, ус­воение смысла и назначения социальных функций взрослых.

ТРУДОВАЯ

Основная форма обществен­ной жизни взрослого человека, связанная с созданием материаль­ных и духовных ценностей.

УЧЕБНАЯ

Ведущая деятельность в школь­ные годы жизни человека. Основным содержанием учебной дея­тельности являются всеобщие способы мышления и теоретические формы сознания (научное, художественное, нравственное, право­вое, религиозное). Цель учебной деятельности — обретение средств саморазвития. Наибольший вклад в создание теории учеб­ной деятельности внесли В.В.Давыдов и Д.Б.Эльконин.

Ведущий тип деятельности в детском возрасте (Д.Б.Эльконин)

Период

Возраст

Деятельность

младенческий возраст

0 – 1 год

непосредственно-эмоциональное общение

раннее детство

1 – 3 года

предметно - манипулятивная деятельность

дошкольное детство

3 – 7 лет

сюжетно-ролевая иг­ра

младший школьный возраст

7 – 10 лет

учебная деятельность

подростковый возраст

10 – 15 лет

общение

ранняя юность

15 – 17 лет

учебно-профессиональная деятельность

Особенности учебной деятельности

Период

Особенности учебной деятельности

младший школьный возраст

С приходом ребенка в школу изменяется социальная ситуация, но внутренне, психологически ребенок остается еще в дошколь­ном детстве. Ребенка продолжают увлекать игра, рисование, конст­руирование. Учебной деятельности еще предстоит развиться.

 Произвольное управление действиями, которое необходимо в учебной деятельности, соблюдение правил возможно на пер­вых порах, когда ребенку ясны близкие цели и когда он знает, что время его усилий ограничено малым числом заданий. Длитель­ное напряжение произвольного внимания к учебным действиям затрудняет и утомляет ребенка.

Попытки приспособить детей к учебной деятельности через игру, игровые формы, внося в занятия элементы сюжетных или дидактических игр, себя не оправдывают. Такое «обучение» при­влекательно для детей, но оно не содействует переходу к соб­ственно учебной деятельности, не формирует у них ответствен­ного отношения к выполнению учебных заданий, не развивает произвольности внимания.

В условиях учебной деятельности ребенка следует подводить к пониманию того, что это совсем иная деятельность, чем игра, и она предъявляет к нему настоящие, серьезные требования, чтобы он научился реально изменять самого себя, а не символи­чески, «понарошку».

подростковый возраст

В этом возрасте познавательный интерес начинает отличаться качественно новой особенностью, а именно: он час­то приобретает личностный характер. В подростковом возрасте интерес часто получает стойкий, постоянный характер. Он уже не связан непосредственно с ситуа­цией и, как правило, ею и не порождается. Такой интерес возни­кает постепенно, по мере накопления знаний и опирается на внутреннюю логику этого знания. Поэтому личностный интерес активен и, можно сказать, неисчерпаем. Напротив, чем больше узнает школьник об интересующем его предмете, тем больший интерес к этому предмету у него возникает.

         Формирование такого рода относительно стойких личностных интересов создает особый облик подростков: они живо откликаются на новые открытия, изобре­тения, широко интересуются техникой, начинают посещать раз­личные учебные кружки, читать научно-популярную, техниче­скую литературу, начинают сами производить какие-то опыты, мастерить модели, собирать и разбирать радиоприемники и т. п.

При этом следует подчеркнуть, что такого рода интерес необхо­дим при усвоении учебных предметов и что его отсутствие приводит к неполноценному усвоению зна­ний и к неправильному формированию личности подростка.

         Вопросы для самопроверки:

1.     Какие основные характеристики деятельности?

2.     Кто ввел понятие «ведущая деятельность»?

3.     Что такое учебная деятельность?

4.     Какой вид деятельности является ведущим в младшем школьном и подростковом возрасте?

4. Сознание

         Сознание — высшая, свойственная человеку форма обобщен­ного отражения объективных устойчивых свойств и законо­мерностей окружающего мира, формирования у человека внут­ренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

 

        

Типы сознания

Вопросы для самопроверки:

1.     Что такое сознание?

2.     Какие можно выделить формы (типы) сознания?

5. Культура как антропологический феномен

         Культура как антропологический феномен представляет собой положительный потенциал, уровень прогресса в разви­тии общества, что никак не противоречит ее наиболее принятому, но более изолированному и метафизическому определению в качестве сово­купности материальных и духовных ценностей.

 

Типы культур (М.Мид)

 

Культура как антропологический феномен

         Вопросы для самопроверки:

1.     Что называют культурой?

2.     Какие типы культур выделил М.Мид?

3.     Что характеризует культуру как антропологический феномен?

6. Соотношение биологического и социального

Рис. 9. Соотношение базовых понятий

Рис. 10. Факторы формирования личности

         Вопросы для самопроверки:

1.     Из чего состоит личность человека?

2.     Какие факторы влияют на формирование личности?

3.     Какие можно выделить социальные факторы?

Словарь терминов

         АКМЕОЛОГИЯ -  изучает закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости.

         АНТИКУЛЬТУРА – уровень регресса общества

         АНТРОПОГЕНЕЗ –  становление человека как вида.

         АНТРОПОЛОГИЯ – 1) Учение о человеке в единстве его культурного и социального развития; 2) учение о биофизической природе человека.

         БИОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ЛИЧНОСТИ – совокупность нервной системы, системы желез, процессов обмена веществ (голод, жажда, половой импульс) половых различий, анатомических особенностей, процессов созревания и развития организма.

         ВОЗРАСТ - единица измерения.  

         ГЕНЕТИКА - наука о наследственности и изменчивости организма.

         ГЕНОТИП - наследственная основа организма; генетическая модель данного организма, заложенная в совокупности его генов.  

         ДЕТСТВО — понятие культур антропологии и педагогики, обо­значающее определенный и исторически изменчивый период жиз­ни человека, существенными моментами которого являются осво­бождение детей от непосредственного участия в производительном труде взрослых и наличие специально конструируемых программ образования и развития. Детство — период жизни человека от рож­дения до вступления в самостоятельную жизнь.

         ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — фундаментальный способ общественного бытия человека в мире, состоящий в осознанном и целенаправлен­ном преобразовании и мира, и себя в этом мире.

         ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЕДУЩАЯ — одна из категорий отечествен­ной возрастной психологии, обозначающая основную форму ак­тивности ребенка на определенном этапе онтогенеза, внутри и на основе которой происходят главные изменения в его психическом развитии.

         ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИГРОВАЯ — ведущая деятельность в до­школьном детстве, существенными моментами которой являются воспроизведение деятельности и взаимоотношений взрослых в специально создаваемых (воображаемых) условиях. В игровой дея­тельности происходит развитие символических форм сознания, ус­воение смысла и назначения социальных функций взрослых.

         ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТРУДОВАЯ — основная форма обществен­ной жизни взрослого человека, связанная с созданием материаль­ных и духовных ценностей.

         ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕБНАЯ — ведущая деятельность в школь­ные годы жизни человека. Основным содержанием учебной дея­тельности являются всеобщие способы мышления и теоретические формы сознания (научное, художественное, нравственное, право­вое, религиозное). Цель учебной деятельности — обретение средств саморазвития.

         ИНДИВИД – 1) человек — это своеобразный представитель других живых существ, продукт фило- и онтогенетического раз­вития, носитель видовых черт; 2) это отдельный представитель че­ловеческой общности; выходящее за рамки природной (биологической) ог­раниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным пове­дением и психическими процессами.

         ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ –  высшая форма отражения действительности конкретным человеком.

         КОНТРКУЛЬТУРА – противопоставление господствующей культуре.

         КУЛЬТУРА –  положительный потенциал, уровень прогресса в разви­тии общества, что никак не противоречит ее наиболее принятому, но более изолированному и метафизическому определению в качестве сово­купности материальных и духовных ценностей.

         ЛИЧНОСТЬ — это индивид, занима­ющий определенное положение в об­ществе, выполняющий определенную общественно полезную деятельность и отличающийся своими, присущими только ему индивидуально- и социаль­но-психологическими особенностями.

         МАКРОСРЕДА –  общество в сово­купности всех его проявлений, также оказывает большое влияние на форми­рование личности.

         МИКРОСРЕДА –  группа, микро­группа, семья и т.д., также является важной детерминантой формирования личности. Именно в микросреде закла­дываются важнейшие нравственные и морально-психологические характерис­тики человека, которые, с одной сторо­ны, необходимо принимать во внима­ние, а с другой — совершенствовать или трансформировать в процессе обу­чения и воспитания.

         НАВЫКИ — это полностью автоматизированные, инстинктоподобные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознатель­ного контроля. Если под действием понимать часть деятельности, имеющую четко поставленную сознательную цель, то навыком так­же можно назвать автоматизированный компонент действия.

         ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ – со­здаваемые обществом знания о природе, обществе, о человече­ском мышлении

         ОНТОГЕНЕЗ — развитие организма от стадии оплодотворения яйца до окончания индивидуальной жизни. Понятие «онтогенез» в психологии употребляется для обозначения тех изменений пси­хики ребенка, которые происходят в условиях воспитания и обу­чения.

         ОНТОГЕНИЯ, онтогенезис — история развития индивида в противоположность истории развития вида (или рода, семейства или иной систематической группы), которая носит название филогении, филогенеза, филогенезиса. Между явлениями онтогенетическими и явлениями филогенетическими существует тесная связь, позволяющая, на основании первых делать заключение о филогенезе данной формы.

         ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ - это человекознание. Эта область научного знания возникает и начинает развиваться в период развития естествознания.

         ПСИХОГЕНЕТИКА — объясняет поведение человека.

         ПСИХОЛОГИЯ — наука о закономерностях, развитии и формах психической деятельности.     

         РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ - процесс закономерного изменения личности в результате её социализации.

         СОЗНАНИЕ — высшая, свойственная человеку форма обобщен­ного отражения объективных устойчивых свойств и законо­мерностей окружающего мира, формирования у человека внут­ренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

         СОМАТОЛОГИЯ - наука о структуре тела.

         СОЦИОЛОГИЯ — процесс усвоения и активного воспроизведения человеком социального опыта, овладения навыками практической и теоретической деятельности,

преобразования реально существующих отношений в качества личности.

         СРЕДА ВОСПИТАНИЯ - совокупность природных и социальных - бытовых условий, в которых протекает жизнедеятельность ребёнка и становление его как личности.

         УМЕНИЯ — это элементы деятельности, позволяющие что-либо делать с высоким качеством, например, точно и правильно вы­полнять какое-либо действие, операцию, серию действий или операций.

         ФИЛОГЕНЕЗ – процесс исторического развития мира живых организмов, как в целом, так и отдельных групп видов, родов, семейств, отрядов (порядков), классов, типов (отделов).

         ЧЕЛОВЕК — 1) это своеобразный представитель других живых существ, продукт фило- и онтогенетического раз­вития, носитель видовых черт; 2) это отдельный представитель че­ловеческой общности; выходящее за рамки природной (биологической) ог­раниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами.

Список литературы

1.     Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. – М.: Просвещение, 1980. – Т.1.

2.     Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология: Курс лекций. – М.: УРАО, 2002. – 208с.

3.     Выготский Л.С. Психология.  – М.: ЭКСМО – Пресс, 2000.

4.     Коджаспирова Г.М. Педагогическая антропология. – М.: Гардарики, 2005. – 287с.

5.     Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989.

6.     Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. – М.: Педагогика, 1983. – Т.1. – 392с.

7.     Максакова В.И. Педагогическая антропология. – М.: Академия, 2004. – 207с.

8.     Психология развивающейся личности. / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Прогресс, 1987.

9.     Психолого-педагогическая антропология. Учебное пособие. / Салов Ю.И., Тюнников Ю.С. – М.: ВЛАДОС, 2003.