Содержание
Введение. 3
1. Спрос и предложение на национальном рынке. 5
2. Совокупный спрос. 7
3. Цена спроса. 13
Заключение. 16
Список литературы: 18
Введение
Рынок - сложная экономическая система общественных взаимоотношений в сфере экономического воспроизводства. Он обусловлен несколькими принципами, которые обуславливают его сущность и отличают от других экономических систем. Эти принципы основываются на свободе человека, его предпринимательских талантах и на справедливом отношении к ним государства.
Спрос и предложение — взаимозависимые элементы рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение — совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары.
В нашей стране в последние годы начали осуществляться экономические реформы, связанные с переходом к рыночным отношениям, демонополизацией экономики, приватизацией и разгосударствлением собственности. В России в настоящее время действует своеобразная эклектическая динамичная система, которая состоит из элементов командно-административной системы, господствовавшей в течение столь долгого времени, современной рыночной экономики и экономики свободной конкуренции.
Изменения, происходящие сейчас, по-видимому, затянутся на десятилетия, поэтому такую систему мы также вправе назвать переходной. Рыночные отношения не могут быть введены указом. Окончательный же выбор конкретной модели будет определен соотношением политических сил, характером и качеством проводимых реформ, историческими традициями.
В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.
Вне зависимости от господствующих экономических доктрин никто не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое положение страны. Таким образом, государственное регулирование экономики имеет важное значение для экономического и социального развития страны. При этом, осуществляя регулирование экономики, государство использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику таких как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и т. д.
1. Спрос и предложение на национальном рынке
Основополагающими элементами рыночного механизма являются цена, спрос и предложение. В спросе проявляется готовность общества приобрести товары и услуги, а в предложении — производство товаров и услуг, готовых к реализации по сложившимся ценам. На уровне национального рынка речь идет о совокупном спросе и совокупном предложении. Однако цена не может быть выражением слагаемых цен всей массы разнородных и разнообразных товаров. Для ее выражения используются индексы цен, т.е. уровни цен как агрегированное выражение динамики всей совокупности цен в стране[1].
Совокупный спрос — это спрос на общий объем товаров и услуг, который может быть реализован при соответствующем уровне цен в рамках национальной экономики.
Совокупное предложение — это общее количество товаров и услуг, которое произведено в стране и предъявлено к продаже при сложившемся уровне цен[2].
И в том, и в другом случае под количеством спрашиваемых и предлагаемых товаров и услуг нельзя понимать их выражение в натурально-вещественной форме, так как их невозможно сложить, суммировать. Нельзя метры тканей сложить с тоннами чугуна, количеством станков, выработанными киловатт-часами энергии. Но все эти товары можно и нужно свести к общему знаменателю, каковым является их стоимостное выражение[3].
Совокупный спрос и совокупное предложение, уровень цен — атрибуты процесса общественного воспроизводства любой страны. Не существует ни одной экономической школы, которая пренебрегала бы данными категориями. Попытки приписать второстепенную роль им в трудовой теории стоимости свидетельствуют либо о экономическом невежестве, либо о научном шарлатанстве. Достаточно упомянуть о том, что К. Маркс называл спрос и предложение «общественными движущими силами».
Функции спроса и предложения
Коротко остановимся на функциях совокупного спроса и совокупного предложения[4].
1. Они служат своего рода барометром пропорционального, сбалансированного развития национальной экономики (пассивная функция), так как любой процесс в ней незамедлительно проявится на рынке в изменении соотношения между спросом и предложением.
2. Выполнив отмеченную пассивную функцию, они тут же начинают выполнять активную функцию по исправлению возникших диспропорций и через рыночные цены приводят в движение капиталы, обеспечивая их переливы из одних отраслей в другие.
3. Они представляют собой два момента процесса общественного воспроизводства — потребление и производство, хотя и не совпадают с ними.
4. В них находят свое выражение и все социально-экономические противоречия в хозяйственной жизни общества.
2. Совокупный спрос
Рассмотрим более подробно совокупный спрос. Обратимся к рисунку на котором изображена кривая совокупного спроса (Сс ), а на горизонтальной и вертикальной осях откладываются соответственно реальный объем общественного производства (Q ) и уровень цен (Ц ).
. Кривые совокупного спроса
На графике хорошо видна обратная зависимость между уровнем цен и реальным объемом производства: «отрицательный» наклон кривой. Заметим, что кривая совокупного спроса отклоняется вниз 11 вправо, т.е. так же, как и кривая спроса на отдельный товар, однако причины такого отклонения различны[5].
При рассмотрении частичного рынка (рынка одного товара) отрицательный наклон кривой предопределяется одной независимой переменной — ценой товара, в которой проявляются эффект дохода и эффект замещения. Для совокупного спроса ситуация усложняется, ибо на уровне национального рынка вступают во взаимодействие многие переменные. Прежде всего нельзя полагать заданность дохода. Совокупный доход изменяется. Неприемлемым является использование и эффекта замещения, так как речь идет не о выборе между товарами, а о спросе на все товары, что не позволяет делать какие-либо их «рокировки».Среди множества факторов, воздействующих на совокупный спрос, необходимо различать ценовые и неценовые факторы.
Ценовые факторы спроса
К ценовым факторам, т.е. факторам, которые связаны с динамикой цен и, следовательно, не изменяют положение кривой Сс, следует отнести прежде всего эффекты процентной ставки, реальных кассовых остатков (эффект богатства) и импортных закупок.
Эффект процентной ставки проявляется в изменении ее уровня под воздействием динамики уровня цен, что непосредственно сказывается на потребительских расходах. Если уровень цен повышается (понижается), то повышаются (понижаются) и процентные ставки, а это в свою очередь приводит к сокращению (увеличению) потребительских расходов и инвестиций. Почему это происходит? Если предположить, что объем денежной массы в экономике остается неизменным, то при повышении цен увеличивается и спрос на деньги со стороны как покупателей, так и предпринимателей для покрытия растущих расходов. Следствием этого является повышение уровня процентных ставок, что в свою очередь повлияет на сокращение объема расходов, совокупного спроса[6].
Другим фактором, определяющим нисходящую траекторию кривой совокупного спроса, является эффект богатства, который проявляется в том, что при повышении уровня цен покупательная способность накопленных финансовых активов срочных вкладов, облигаций уменьшается. Это вынуждает их владельцев сокращать свои расходы. И наоборот, при снижении уровня цен покупательная способность активов возрастает, и расходы, а следовательно, и совокупный спрос увеличиваются[7].
Наконец, эффект импортных закупок сопряжен с соотношением цен внутри страны и за границей. Повышение уровня цен в стране вызовет увеличение импорта и сокращение экспорта, что предопределит сокращение сальдо внешней торговли в совокупном спросе страны, падение спроса на отечественные товары и услуги. И наоборот, снижение уровня цен в стране способствует росту сальдо внешней торговли, спроса на отечественные товары и услуги[8].
Изменения в уровне цен приводят1 к изменениям уровня затрат потребителей внутри страны, предприятий, правительства, зарубежных покупателей и соответственно – к колебаниям спроса на реальный объем производства . Эти изменения провоцируются со стороны цен , и кривая совокупного спроса на графике остается в прежнем положении.
Неценовые факторы спроса
Изменение одного или нескольких «прочих условий» вызывает смещение кривой совокупного спроса. Такие условия представляют собой неценовые факторы совокупного спроса.
К неценовым факторам относятся изменения в потребительских, инвестиционных, государственных расходах и расходах, связанных с внешнеторговой деятельностью[9].
Изменения в потребительских расходах зависят от уровня благо состояния, ожиданий и задолженности потребителей, а также от уровня налогообложения, которое влияет на величину располагаемых доходов. Необходимо помнить, что это те изменения в потребительских расходах, которые никак не связаны с понижением или повышением уровня цен.
Другими неценовыми факторами являются изменения в инвестиционных расходах, которые предопределяются уровнем процентных ставок, ожидаемым уровнем будущих прибылей от инвестиций, налогами с предприятий, уровнем их технического оснащения и масштабами избыточных производственных мощностей. В данном случае речь идет о динамике спроса на товары и услуги производственного назначения, на средства производства. Доминирующую роль здесь играет предпринимательский сектор с его опросами на инвестиционные товары.
При рассмотрении процентной ставки надо учитывать только те ее изменения, которые не связаны с уже рассмотренным выше эффектом процентной ставки как следствием изменения уровня цен. 11оэтому повышение или понижение процентной ставки, вызванное любым фактором, кроме изменения уровня цен, ведет к уменьшению или увеличению инвестиционных расходов, совокупного спроса.
Ожидаемые прибыли от инвестиций вызывают либо увеличение, либо уменьшение вложений капитала. Это непосредственно скажется на спросе на товары производственного назначения, а следовательно, на той части прибыли, которая связана с инвестициями. Любые изменения в спросе на такие товары вызывают смещение кривой совокупного спроса.
Изменение уровня налогов с предприятий ведет к сжатию или| расширению фонда накопления предприятий за счет прибыли, что также непосредственно скажется на размере инвестиционных расходов и совокупном спросе[10].
Усовершенствование техники и технологии имеет тенденцию к стимулированию инвестиционных расходов и тем самым к увеличению совокупного спроса. Рост же избыточных мощностей, т.е незадействованного реального капитала, сдерживает спрос на новые инвестиционные товары и поэтому уменьшает совокупные спрос.
Следующим неценовым фактором, оказывающим влияние на изменение совокупного спроса, являются государственные расходы, связанные с покупкой товаров и услуг. Между государственными закупками национального продукта при данном уровне цен и совокупным спросом существует прямая зависимость: рост государственных закупок вызывает увеличение совокупного спроса, и наоборот, уменьшение правительственных расходов приведет к его сокращению.
Наконец, к последнему из наиболее значимых неценовых факторов относятся расходы, связанные с динамикой сальдо экспорта- импорта товаров, вызванные не изменениями в уровне цен, а другими факторами. В частности, более высокий уровень национального экспорта создает более высокий спрос на отечественные товары за рубежом, а сокращение импорта предполагает увеличении внутреннего спроса на товары отечественного производства. Величина внешнеторгового сальдо зависит от национального дохода зарубежных стран и валютных курсов[11].
С повышением уровня доходов в зарубежных странах повышается спрос на товары отечественного и импортного производства Поэтому повышение уровня национального дохода у наших торговых партнеров увеличивает возможности нашего экспорта. Уменьшение национального дохода за рубежом имеет противоположный результат. В первом случае кривая совокупного спроса смещается вправо, во втором — влево.
Изменения курса рубля по отношению к другим валютам являются еще одним фактором, влияющим на сальдо внешней торговли и на совокупный спрос. При снижении курса рубля его цена в долларах падает. Это значит, что курс доллара повышается. В результате нового соотношения между двумя национальными валютами американские потребители смогут получить больше рублей за определенную сумму долларов, а потребители в России получат меньше долларов за каждый рубль. В результате для американских потребителей российские товары станут дешевле, чем отечественные, а для потребителей в России американские товары — дороже. Это должно содействовать увеличению нашего внешнеторгового сальдо в свою очередь приведет к увеличению совокупного спроса[12]
Прежде чем перейти к рассмотрению кривой совокупного предложения (Пс) посмотрим на кривую совокупного спроса (Сс), которая выражает возможное соотношение между переменными. Для определения уровня цен и объема производства необходимо построить кривую совокупного предложения (с), которая также показывает лишь соотношение между уровнем цен и объемом производства. И только совмещение кривых Сд и Пс одном рисунке позволяет определить общий национальный уровень цен и так называемый равновесный объем национального производства (продукта)[13].
3. Цена спроса
Цена спроса —максимальная цена, по которой потребитель готов купить данную продукцию.
Величины спроса должны иметь определенное значение и относиться к определенному отрезку времени. Коренное свойство спроса заключается в следующем: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса. Бывают случаи, когда практические данные противоречат закону спроса, но это не означает его нарушение, а только лишь нарушение допущения при прочих равных условиях.
Существование закона спроса подтверждают некоторые факты:
Обычно люди действительно покупают данного продукта больше по низкой цене, чем по высокой. Уже тот факт, что фирмы устраивают «распродажи«, служит наглядным свидетельством их веры в закон спроса. Предприятия сокращают свои товарные запасы не путем повышения цен, а путем их снижения.
В любой данный период времени каждый покупатель продукта получает меньше удовлетворения, или выгоды, или полезности от каждой последующей единицы продукта. Поскольку потребление подвержено действию принципа убывающей предельной полезности — то есть принципа, согласно которому последующая единица данного продукта приносит все меньше и меньше удовлетворения, — потребители покупают дополнительные единицы продукта лишь при условии, что цена его снижается.
В условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде соблюдается равенство МК = МС = АС = Р (рис.1).
Рис. 1. Положение равновесия конкурентной фирмы в долгосрочном периоде
Конечно, в течение короткого отрезка времени в условиях совершенной конкуренции фирма может получать сверхприбыли или нести убытки. Однако для длительного периода такая предпосылка нереальна, так как в условиях свободного входа и выхода из отрасли слишком высокая прибыль привлекает в данную отрасль другие фирмы, а убыточные фирмы разоряются и уходят из отрасли.
Совершенная конкуренция помогает распределить ограниченные ресурсы таким образом, чтобы достичь максимального удовлетворения потребностей. Это обеспечивается при условии, когда Р = МС. Данное положение означает, что фирмы будут производить максимально возможное количество продукции до тех пор, пока предельные издержки ресурса не будут равны цене, за которую его удалось купить. При этом достигается не только высокая эффективность распределения ресурсов, но и максимальная производственная эффективность. Совершенная конкуренция заставляет фирмы производить продукцию с минимальными средними издержками и продавать ее за цену, соответствующую этим издержкам. Графически это означает, что кривая средних издержек только касается кривой спроса. Если бы издержки на производство единицы продукции были выше цены (АС > Р), то любая продукция была бы экономически убыточной и фирмы вынуждены были бы покинуть данную отрасль. Если бы средние издержки были ниже кривой спроса и соответственно цены (АС < Р), это означало бы, что кривая средних издержек пересекала кривую спроса и образовался некий объем производства, приносящий сверхприбыль. Приток новых фирм рано или поздно свел бы эту прибыль на нет. Таким образом, кривые только касаются друг друга, что и создает ситуацию длительного равновесия: ни прибыли, ни убытков.
Возникает своеобразный парадокс: в условиях равновесия на всех фирмах данной конкурентной отрасли издержки должны быть одинаковы. Такая предпосылка кажется нереальной, ведь мы знаем, что одни фирмы работают на лучшем сырье, другие имеют более современное и эффективное оборудование, третьи — более квалифицированных работников, четвертые — наилучших менеджеров. Да и вообще, не может быть двух одинаковых фирм. Совершенно очевидно, что на фирмах, использующих лучшие ресурсы, издержки будут более низкими. Как же согласовать этот очевидный факт с положением о том, что средние издержки для всех фирм в условиях совершенно конкурентной отрасли одинаковы?
Кривая средних издержек имеет большое значение для предпринимателя, поскольку позволяет определить, при каком объеме производства издержки на единицу продукции будут минимальными.
Заключение
1. Национальный рынок — это система социально-экономических отчпений, опосредованных обменом в рамках народного хозяйства страны .Он характеризуется совокупным спросом и совокупным предложением.
Совокупный спрос олицетворяет собой спрос в стране на всю массу товаров и услуг при соответствующем уровне цен. Совокупное предложение — это вся масса товаров и услуг, которая может быть предъявлена к продаже при сложившемся уровне цен.
2 Совокупный спрос и совокупное предложение выполняют функцию умиления диспропорций в общественном производстве, так как последние. незамедлительно скажутся на изменении соотношения между ними на рынке, а это непременно приведет в движение капиталы и другие ресурсы.
3. Специфика совокупного спроса заключается в одновременном спросе на все блага, что не допускает ни неизменности доходов, ни проявления эффектов замещения, а это усложняет анализ.
К ценовым факторам, оказывающим влияние на совокупный спрос, относятся эффекты процентных ставок, реальных кассовых остатков (эффект богатства), импортных закупок.
К неценовым факторам совокупного спроса относятся изменения в потребительских, инвестиционных, государственных расходах, а также в • расходах, связанных с внешнеторговой деятельностью[14].
4. В отношении совокупного предложения имеются три точки зрения:
оно не зависит от уровня цен; находится в прямой зависимости от уровня цен; уровень цен остается неизменным при возрастании или сокращении совокупного спроса. Поэтому график кривой совокупного спроса имеет три участка: вертикальный, перетекающий в плавную кривую положительного наклона, которая трансформируется в горизонтальную линию.
К наиболее значимым неценовым факторам, оказывающим влияние на совокупное предложение, относятся изменение цен на ресурсы и их производительность, уровень процентных ставок, а также правовые нормы, регламентирующие хозяйственную деятельность.
5. Увеличение совокупного спроса оказывает различное влияние на совокупное предложение: на кейнсианском отрезке кривой предложения он увеличивается на ту же величину, на промежуточном отрезке — предложение возрастает в меньшей степени в связи с повышением уровня цен; на классическом отрезке — изменений в совокупном предложении не происходит, так как все ресурсы задействованы, но резко возрастает уровень цен.
Список литературы:
1. Абалкин Л. И. Трудный поворот к рынку. - М.: Экономика, 1990.
2. Брю С., Макконнелл К., "Экономикс: принципы, проблемы и политика". - М.:Республика, 1995.
3. Булатов А. С. Экономика. - М.: БЕК, 1995.
4. Вавилов К. К. Развитой социализм и управление. - Л.: Лениздат, 1980.
5. Иохин В. Я. Экономическая теория: Учебник. – М. :Юрист, 2000 г.
6. Камаев В. Д.. Учебник по основам экономической теории. - М.: Владос, 2004.
7. Кэмпбелл Р. МАККОНЕЛ, Стенли Л. БРЮ, Экономикс (принципы, проблемы, и политика; часть 1), Москва, "Республика", 1995 г.
8. Лившиц А. Я., Никулина И. Н., Введение в рыночную экономику, Москва, "Высшая школа", 1995 г.
9. Макроэкономика. Учебное пособие. М. К. Бункина, В. А. Семенов. Издательство “Эльф К - пресс”. Москва 1995.
10. Сажина М. А., Чибриков Г. Г. Основы экономической теории :Учебное пособие. –М.:Экономика,- Техлит, 1996 г.
11. Самуэльсон П. Экономика. - М.: Машиностроение, 1994.
12. Сорос Дж. Советская система: к открытому обществу. - М.: Политиздат, 1991.
13. Хасбулатов Р. И. "Мировая экономика". - М.: ИНСАН, 1994.
14. Хейне П. "Экономический образ мышления", 1991г.
15. Чепурин М. Н., Киселева Е. А., Курс экономической теории, Киров, "АСА", 1995 г.
16. Экономика. Учебник для экономических академий, вузов и факультетов. Под редакцией кандидата экономических наук, доцента А. С. Булатова. Издательство БЕК. Москва 1995.
[1] Абалкин Л. И. Трудный поворот к рынку. - М.: Экономика, 1990.
[2] Камаев В. Д.. Учебник по основам экономической теории. - М.: Владос, 2004.
[3] Сажина М. А., Чибриков Г. Г. Основы экономической теории :Учебное пособие. –М.:Экономика,- Техлит, 1996 г.
[4] Камаев В. Д.. Учебник по основам экономической теории. - М.: Владос, 2004.
[5] Камаев В. Д.. Учебник по основам экономической теории. - М.: Владос, 2004.
[6] Камаев В. Д.. Учебник по основам экономической теории. - М.: Владос, 2004.
[7] Абалкин Л. И. Трудный поворот к рынку. - М.: Экономика, 1990.
[8] Сажина М. А., Чибриков Г. Г. Основы экономической теории :Учебное пособие. –М.:Экономика,- Техлит, 1996 г.
[9] Камаев В. Д.. Учебник по основам экономической теории. - М.: Владос, 2004.
[10] Сажина М. А., Чибриков Г. Г. Основы экономической теории :Учебное пособие. –М.:Экономика,- Техлит, 1996 г.
[11] Экономика. Учебник для экономических академий, вузов и факультетов. Под редакцией кандидата экономических наук, доцента А. С. Булатова. Издательство БЕК. Москва 1995.
[12] Экономика. Учебник для экономических академий, вузов и факультетов. Под редакцией кандидата экономических наук, доцента А. С. Булатова. Издательство БЕК. Москва 1995.
[13] Камаев В. Д.. Учебник по основам экономической теории. - М.: Владос, 2004.
[14] Камаев В. Д.. Учебник по основам экономической теории. - М.: Владос, 2004.