СОДЕРЖАНИЕ

Введение.............................................................................................................. 3

Глава 1. Теоретические основы исчисления и уплаты ЕСН....................... 4

1.1. Элементы налога и порядок исчисления по Налоговому Кодексу Российской Федерации 4

1.2. Суммы, не подлежащие налогообложению по ЕСН....................................................... 12

1.3. Порядок исчисления и сроки уплаты ЕСН....................................................................... 14

1.4. Исчисление и уплата страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию   20

Глава 2. Анализ исчисления налогов на примере ЗАО «ТрестУралСтальКонструкция».................................................................. 28

2.1. Краткая характеристика ЗАО «ТрестУралСтальКонструкция»................................. 28

2.2. Исчисление единого социального налога........................................................................... 30

Заключение...................................................................................................... 38

Список литературы........................................................................................ 41

Введение

Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги. Особенно наглядно это проявляется в период перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие на экономические процессы налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики. Вместе с тем государство только в том случае может реально использовать налоги через присущие им функции, и, прежде всего фискальную и стимулирующую, если в обществе создана атмосфера уважения к налогу, основанная на понимании как экономической необходимости существования налоговой системы, так и установленных государством правил взимания конкретных налогов. В связи с этим знание налогового законодательства, порядка и условий его функционирования является непременным условием восприятия налоговой культуры как обществом в целом, так и каждым его членом. Данные факты определили выбор темы курсовой работы и ее актуальность.

Объектом исследования настоящей работы является закрытое акционерное общество «ТрестУралСтальКонструкция», осуществляющее деятельность по выплавке стали и производству стальных конструкций, оптовой продажей товаров, оказанию на сторону услуг обслуживающих производств.

Предметом исследования выступает единый социальный налог.

Целью настоящей работы является рассмотрение исчисления и уплата единого социального налога на предприятии.

Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи: раскрыть теоретические основы исчисления и уплаты ЕСН; дать краткую характеристику объекту исследования ЗАО «ТрестУралСтальКонструкция»; рассмотреть исчисление единого социального налога на ЗАО «ТрестУралСтальКонструкция»;

Глава 1. Теоретические основы исчисления и уплаты ЕСН

1.1. Элементы налога и порядок исчисления по Налоговому Кодексу Российской Федерации

5 августа 2000 года частью второй Налогового кодекса РФ была принята глава 24, которой устанавливался единый социальный налог. Порядок вступления в действие главы 24 устанавливался Федеральным законом от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ "О введении в действие второй части Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах". На основании положений указанных законов происходило исчисление и уплата единого социального налога в течение 2001 года.

Федеральным законом от 31 декабря 2001 г. N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" глава 24 Налогового кодекса РФ была изложена практически в новой редакции. При этом исчисление единого социального налога связывается с уплатой страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию. Порядок уплаты страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию был установлен Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Данные нормативные акты вводятся в действие с 1 января 2002 г. Таким образом, с 1 января 2002 года был установлен новый порядок исчисления и уплаты единого социального налога, а также была введена в действие система обязательного пенсионного страхования. В связи с этим, настоящее издание посвящено порядку исчисления и уплаты социального налога и страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию.

В составе единого социального налога консолидированы взносы в федеральный бюджет (в части взносов ранее подлежащих зачислению в Пенсионный фонд РФ), Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования. При этом в самостоятельном порядке исчисляются и уплачиваются в Пенсионный фонд РФ страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию. Связь между этими двумя платежами состоит в том, что сумма единого социального налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается на сумму уплаченного страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию.

В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 236 Налогового кодекса РФ у организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц не относятся к объекту налогообложения выплаты, производимые физическим лицам по следующим гражданско-правовым договорам:

1) по договорам, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права);

2) по договорам, связанным с передачей в пользование имущества (имущественных прав).

К договорам, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество, в частности, относятся договоры поставки, купли-продажи.

К договорам, связанным с передачей в пользование имущества, в частности, относятся договоры аренды.

Что касается перехода права собственности или иных вещных прав на имущественные права или передачи в пользование имущественных прав, то подобные операции не предусмотрены гражданским законодательством. В данном случае имеет место не совсем корректная формулировка, используемая в абз. 3 п. 1 ст. 236 Налогового кодекса РФ. По всей видимости, речь должна идти о договорах, предметом которых является передача имущественных прав. К данным договорам относится уступка прав требования по договору, уступка доли в уставном капитале организации, лицензионные договоры и др.

При этом следует отметить, что авторские договоры также являются договорами, связанными с передачей имущественных прав. Однако, поскольку они непосредственно указаны в абз. 1 п. 1 ст. 236 Налогового кодекса РФ, то выплаты по ним должны облагаться единым социальным налогом.

4. В п. 3 ст. 236 Налогового кодекса РФ указаны условия, при которых выплаты физическим лицам, формально подлежащие налогообложению не признаются объектом налогообложения.

У налогоплательщиков-организаций выплаты, производимые физическим лицам, не признаются объектом налогообложения, если такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Согласно ст. 235 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками признаются следующие лица, производящие выплаты физическим лицам:

1) организации;

2) индивидуальные предприниматели.

3) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями.

Общим условием признания перечисленных лиц налогоплательщиками является факт выплаты физическим лицам. В случае отсутствия выплат физическим лицам, перечисленные субъекты не являются плательщиками налога по данному основанию.

Формы и виды выплат физическим лицам, подлежащих налогообложению установлены в соответствующих статьях главы 24 Налогового кодекса РФ: ст. 236 "Объект налогообложения", ст. 237 "Налоговая база". При этом дополнительно необходимо учитывать нормы, исключающие обязанность по уплате налога, в том числе налоговые льготы.

Под организациями согласно ст. 11 Налогового кодекса РФ понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ (иностранные организации).

Таким образом, плательщиками единого социального налога признаются: российские юридические лица, иностранные юридические лица, международные организации, филиалы и представительства иностранных и международных организаций.

В отношении организаций, имеющих филиалы и иные обособленные подразделения, установлен специальный порядок уплаты единого социального налога.

Согласно ст. 19 Налогового кодекса РФ в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

В развитие данного положения в п. 8 ст. 243 Налогового кодекса РФ установлено, что обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате налога (авансовых платежей по налогу), а также обязанности по представлению расчетов по налогу и налоговых деклараций по месту своего нахождения.

Одним из способов осуществления предпринимательской деятельности является исполнение договора о совместной деятельности.

Согласно ст. 1041 Гражданского кодекса РФ по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной, не противоречащей закону цели.

Сторонами договора простого товарищества, заключенного для осуществления предпринимательской деятельности, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации. В остальных случаях предусматривается также участие физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Следовательно, само объединение коммерческих организаций и (или) индивидуальных предпринимателей и (или) иных физических лиц - товарищей, осуществляющих совместную деятельность в рамках договора простого товарищества, не является юридическим лицом и плательщиком единого социального налога.

Однако согласно статье 249 Гражданского кодекса РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

По общему правилу, в соответствии со ст. 1043 Гражданского кодекса РФ внесенное товарищами имущество, которым они обладали на праве собственности, а также произведенная в результате совместной деятельности продукция и полученные от такой деятельности плоды и доходы признаются их общей долевой собственностью. Иной порядок может быть предусмотрен законом или договором простого товарищества либо вытекает из существа обязательства.

Таким образом, каждый участник совместной деятельности является плательщиком единого социального налога с выплат, начисленных в пользу работников, занятых в совместной деятельности. При этом данные работники должны быть наняты от имени участников данной деятельности.

Однако, поскольку глава 24 Налогового кодекса РФ не устанавливает специального порядка уплаты единого социального налога в рамках совместной деятельности, то на практике возможно двойное решение указанного вопроса. Либо налог уплачивается каждым из участников договора о совместной деятельности пропорционально своей доле, либо налог уплачивается одним из товарищей. Как правило, данная обязанность возлагается на участника, ведущего общие дела. В случае, если налог уплачивается каждым из участников, то товарищ, ведущий общие дела, составляет и представляет участникам договора простого товарищества информацию, необходимую им для формирования налоговой и иной документации, в порядке и сроки, оговоренные договором. При этом указанные порядок и сроки должны обеспечить исполнение обязанности по уплате единого социального налога согласно требованиям, предусмотренным главой 24 Налогового кодекса РФ.

Подобный двойной механизм исполнения налоговой обязанности был рекомендован арбитражной практикой в отношении налога на добавленную стоимость (см. п. 2 Обзора судебной практики применения законодательства о налоге на добавленную стоимость приложения к информационному письму Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 10.12.96 г. N 9).

Рекомендации МНС РФ о порядке уплаты единого социального налога участниками совместной деятельности были даны в п. 9 Разъяснений по отдельным вопросам, связанным с применением законодательства о едином социальном налоге (взносе) (утв. письмом МНС от 19.06.2001 N СА-6-07/463@).

Индивидуальными предпринимателями в соответствии со ст. 11 Налогового кодекса РФ являются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы.

Следовательно, плательщиками единого социального налога признаются: предприниматели, частные нотариусы, частные охранники, частные детективы.

Так, в частности, в соответствии со ст. 8 Основ законодательства РФ "О нотариате" нотариусы имеют право нанимать и увольнять работников. Следовательно, они также могут являться работодателями.

В соответствии с абзацем последним п. 1 ст. 235 Налогового кодекса РФ члены крестьянского (фермерского) хозяйства при исчислении единого социального налога приравниваются к индивидуальным предпринимателям.

Если в соответствии со ст. 259 Гражданского кодекса РФ членами крестьянского (фермерского) хозяйства будет создано хозяйственное товарищество или производственный кооператив, то в этом случае появляется новый налогоплательщик в качестве организации - юридического лица: хозяйственного товарищества или производственного кооператива.

Под физическими лицами, являющимися плательщиками единого социального налога, понимаются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства (ст. 11 Налогового кодекса РФ).

Физические лица могут также нанимать иных физических лиц по трудовым договорам или договорам гражданско-правового характера. Так, в ст. 303 Трудового кодекса РФ установлено, что работодатель - физическое лицо обязан уплачивать страховые взносы и другие обязательные платежи в порядке и размерах, которые определяются федеральными законами.

Налогоплательщиками в данном случае являются, например, граждане РФ или иностранные граждане, осуществляющие доходную деятельность, подлежащую налогообложению налогом на доходы физических лиц, и нанимающие для этого физических лиц. В данном случае речь идет о деятельности, которая не зарегистрирована в качестве предпринимательской деятельности.

Для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, предусмотрены две шкалы регрессивных ставок:

1) для организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц (за исключением выступающих в качестве работодателей налогоплательщиков - сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования);

2) для налогоплательщиков - сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования.

Для первой группы налогоплательщиков предусмотрены следующие ставки налога:

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

|Налоговая база|Федераль- |  ФСС РФ   |Фонды   обязательного|   Итого   |

|на каждое  фи-|ный бюджет|           |медицинского  страхо-|           |

|зическое  лицо|          |           |вания                |           |

|нарастающим   |          |           |                     |           |

|итогом с нача-|          |           |—————————————————————|           |

|ла года       |          |           |Федельный |Территори-|           |

|              |          |           |ФОМС      |альные    |           |

|              |          |           |          | ФОМС     |           |

|——————————————|——————————|———————————|——————————|——————————|———————————|

|      1       |     2    |     3     |     4    |     5    |     6     |

|——————————————|——————————|———————————|——————————|——————————|———————————|

|До 280000 руб-|20,0  про-|3,2 процен-|0,8 проце-|2,0 проце-|26,0 проце-|

|лей           |цента     |та         |нта       |нта       |нта        |

|——————————————|——————————|———————————|——————————|——————————|———————————|

|От 280001 руб-|56000 руб-|8960   руб-|2240  руб-|5600  руб-|72800  руб-|

|ля  до  600000|лей +  7,9|лей  +  1,1|лей +  0,5|лей  + 0,5|лей  + 10,0|

|рублей        |процента с|процента  с|процента с|процента с|процента  с|

|              |суммы,    |суммы, пре-|суммы,    |суммы,    |суммы, пре-|

|              |превышаю- |вышающей   |превышаю- |превышаю- |вышающей   |

|              |щей 280000|280000 руб-|щей 280000|щей 280000|280000 руб-|

|              |рублей    |лей        |рублей    |рублей    |лей        |

|——————————————|——————————|———————————|——————————|——————————|———————————|

|Свыше   600000|81280 руб-|12480      |3840      |7200      |104800 руб-|

|рублей        |лей  + 2,0|рублей     |рублей    |рублей    |лей  +  2,0|

|              |процента с|           |          |          |процента  с|

|              |суммы,    |           |          |          |суммы, пре-|

|              |превышаю- |           |          |          |вышающей   |

|              |щей 600000|           |          |          |600000 руб-|

|              |рублей    |           |          |          |лей        |

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

Для второй группы налогоплательщиков предусмотрены следующие ставки налога:

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

|Налоговая база|Федераль- |  ФСС РФ   |Фонды   обязательного|   Итого   |

|на каждое  фи-|ный бюджет|           |медицинского  страхо-|           |

|зическое  лицо|          |           |вания                |           |

|нарастающим   |          |           |                     |           |

|итогом с нача-|          |           |—————————————————————|           |

|ла года       |          |           |Федельный |Территори-|           |

|              |          |           |ФОМС      |альные    |           |

|              |          |           |          | ФОМС     |           |

|——————————————|——————————|———————————|——————————|——————————|———————————|

|      1       |     2    |     3     |     4    |     5    |     6     |

|——————————————|——————————|———————————|——————————|——————————|———————————|

|До 280000 руб-|15,8  про-|2,2 процен-|0,8 проце-|1,2 проце-|20,0 проце-|

|лей           |цента     |та         |нта       |нта       |нта        |

|——————————————|——————————|———————————|——————————|——————————|———————————|

|              |44240 руб-|6160   руб-|2240  руб-|3360  руб-|56000  руб-|

|              |лей +  7,9|лей  +  1,1|лей +  0,4|лей  + 0,6|лей +  10,0|

|              |процента с|процента  с|процента с|процента с|процента  с|

|              |суммы,    |суммы, пре-|суммы,    |суммы,    |суммы, пре-|

|              |превышаю- |вышающей   |превышаю- |превышаю- |вышающей   |

|              |щей 280000|280000 руб-|щей 280000|щей 280000|280000 руб-|

|              |рублей    |лей        |рублей    |рублей    |лей        |

|——————————————|——————————|———————————|——————————|——————————|———————————|

|Свыше   600000|69520 руб-|9680 рублей|3520  руб-|5280  руб-|88000  руб-|

|рублей        |лей +  2,0|рублей     |лей       |лей       |лей  +  2,0|

|              |процента с|           |          |          |процента  с|

|              |суммы,    |           |          |          |суммы, пре-|

|              |превышаю- |           |          |          |вышающей   |

|              |щей 600000|           |          |          |600000 руб-|

|              |рублей    |           |          |          |лей        |

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

1.2. Суммы, не подлежащие налогообложению по ЕСН

В полном объеме не включаются в состав доходов, подлежащих налогообложению следующие выплаты:

1. Государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления.

К подобным государственным пособиям относятся:

- пособие по временной нетрудоспособности;

- пособие по уходу за больным ребенком;

- пособие по беременности и родам;

- пособия беженцам и переселенцам;

- пособие на погребение;

- пособие умершим в антитеррористических операциях;

- семьям, переселяющимся в сельскую местность;

- пособие супругам военнослужащих и т.д.

Не подлежат налогообложению также выплаты, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации, за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации и федерального бюджета (санаторно-курортное и оздоровительное лечение, пенсии, социальные пособия, пособия по безработице и т.д.).

Отдельный порядок определения налоговой базы предусмотрен для исчисления единого социального налога налогоплательщиками, производящими выплаты физическим лицам, в части, подлежащей зачислению в Фонд социального страхования РФ.

Налоговая база в данном случае формируется по общим принципам, но с учетом одной особенности - в состав доходов, подлежащих налогообложению, в данном случае не включаются вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, авторским договорам.

Данный порядок исчисления налоговой базы, действовавший до введения в действие второй части Налогового кодекса РФ, сохраняется и в настоящий момент.

В отношении другой группы налогоплательщиков, указанных в подп. 2 п. 1 ст. 235 Налогового кодекса РФ (индивидуальные предприниматели и адвокаты) установлено, что они не исчисляют и не уплачивают налог в части суммы налога, зачисляемой в Фонд социального страхования РФ.

Статьей 245 Налогового кодекса РФ предусмотрены специальных основания для освобождения от уплаты налога отдельных государственных органов.

Так, от уплаты налога освобождаются федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны, другие федеральные органы исполнительной власти, в составе которых проходят военную службу военнослужащие, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные в области внутренних дел, миграции, исполнения наказаний, фельдъегерской связи, таможенного дела, контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Государственная противопожарная служба Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, военные суды, Судебный департамент при Верховном Суде РФ, Военная коллегия Верховного Суда РФ в части сумм денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат, получаемых военнослужащими, лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, сотрудниками уголовно-исполнительной системы, таможенной системы РФ и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, имеющими специальные звания, в связи с исполнением обязанностей военной и приравненной к ней службы в соответствии с законодательством РФ.

Не включаются в налоговую базу для исчисления налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет, суммы денежного содержания прокуроров и следователей, а также судей федеральных судов и мировых судей субъектов РФ.

1.3. Порядок исчисления и сроки уплаты ЕСН

Сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет (в 2001 году данная сумма перечислялась в Пенсионный фонд РФ) и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.

Сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования РФ, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством РФ (например, выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и т.д.).

Платеж в ФСС = Налог - Расходы |

Сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет).

Суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование определяются в соответствии Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.

Платеж в Фбюджет = Налог - Страховой взнос|

При этом необходимо учитывать, что если начисленная сумма страхового взноса не будет уплачена (полностью или частично), то она фактически признается недоимкой по единому социальному налогу.

До 1 февраля 2003 года применялось следующее правило.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 31 декабря 2001 г. N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" установлено, что:

"В случае, если по итогам месяца сумма, на которую уменьшена сумма единого социального налога (сумма авансового платежа по единому социальному налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, превысит сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных за соответствующий месяц, такая разница признается с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по единому социальному налогу, занижением суммы единого социального налога".

С 1 февраля 2003 года применяется другое правило, согласно которому в случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу.

Для целей исчисления единого социального налога необходимо выделять три периода:

- налоговым периодом признается календарный год.

- отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

- ежемесячно исчисляются авансовые платежи.

В течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога.

При этом сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.

Уплата налога (авансовых платежей по налогу) осуществляется отдельными платежными поручениями в федеральный бюджет, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.

Разница между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, уплачивается не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (доплата по квартальному расчету).

Разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода, подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период (доплата по годовому расчету).

Налоговая декларация подается не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В случае если по годовому расчету образуется отрицательная разница (исчисленная сумма налога за год меньше уплаченной суммы налога), то она подлежит либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 78 Налогового кодекса РФ.

В случае если по итогам налогового периода сумма фактически уплаченных за этот период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование) превышает сумму примененного налогового вычета по налогу, сумма такого превышения признается излишне уплаченным налогом и подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 78 Налогового кодекса РФ.

Начиная с 1 января 2005 года для индивидуальных предпринимателей, прекращающих свою деятельность в таком качестве, установлено специальное правило по уплате налога и сдаче налоговой декларации.

Так, если индивидуальный предприниматель прекращает свою деятельность до конца налогового периода, то он обязан в пятидневный срок со дня подачи в регистрирующий орган заявления о прекращении указанной деятельности представить в налоговый орган налоговую декларацию за период с начала налогового периода по день подачи указанного заявления включительно.

При этом разница между суммой налога, подлежащей уплате в соответствии с налоговой декларацией, и суммами налога, уплаченными налогоплательщиками с начала года, подлежит уплате не позднее 15 дней со дня подачи такой декларации или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 78 Налогового кодекса РФ.

Налогоплательщики обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм налога, относящегося к ним, а также сумм налоговых вычетов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты. Порядок ведения учета рекомендован Приказом МНС РФ от 21.02.2002 N БГ-3-05/91 "Об утверждении формы индивидуальной карточки учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленного единого социального налога, а также сумм налогового вычета и порядка ее заполнения".

Не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, налогоплательщик представляет в налоговый орган Расчет, в котором отражаются данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период.

Иными словами, в налоговый орган Расчет сдается три раза в году: по итогам первого квартала, полугодия, девяти месяцев.

Ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, налогоплательщики обязаны представлять в региональные отделения Фонда социального страхования РФ сведения (отчеты) по форме, утвержденной Фондом социального страхования РФ, о суммах:

1) начисленного налога в Фонд социального страхования РФ;

2) использованных на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, при рождении ребенка, на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социального пособия на погребение, на другие виды пособий по государственному социальному страхованию;

3) направленных ими в установленном порядке на санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;

4) расходов, подлежащих зачету;

5) уплачиваемых в Фонд социального страхования РФ.

Следовательно, сведения отчеты предоставляются в ФСС ежеквартально.

Налоговая декларация предоставляется налогоплательщиком в налоговый орган не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Копию налоговой декларации по налогу с отметкой налогового органа или иным документом, подтверждающим предоставление декларации в налоговый орган, налогоплательщик не позднее 1 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом, представляет в территориальный орган Пенсионного фонда РФ

Налогоплательщики, выступающие в качестве страхователей по обязательному пенсионному страхованию, представляют в Пенсионный фонд РФ сведения и документы в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в отношении застрахованных лиц.

1.4. Исчисление и уплата страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию

Обязательное пенсионное страхование вводится с 1 января 2002 года Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Несмотря на то, что обязательное пенсионное страхование является разновидностью обязательного страхования, страховые взносы по нему являются по сути дела дополнительным налогом.

Во-первых, согласно ст. 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством РФ о налогах и сборах, если иное не предусмотрено указанным Федеральным законом.

Во-вторых, объект обложения, база для начисления определяется в порядке, установленном для исчисления объекта налогообложения и налоговой базы по единому социальному налогу.

Субъектами обязательного пенсионного страхования являются страховщик (Пенсионный фонд РФ), страхователи (организации, предприниматели и др.), застрахованные лица (работники и др.).

Пенсионный фонд РФ является страховщиком и осуществляет в РФ обязательное пенсионное страхование.

Положения о территориальных органах Пенсионного фонда РФ, являющихся юридическими лицами, утверждаются Правлением Пенсионного фонда РФ.

Страховщик имеет право:

- проводить у страхователей проверки документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц; требовать и получать у плательщиков страховых взносов необходимые документы, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе указанных проверок, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемую в установленном законодательством РФ порядке;

- требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых организаций, а также от физических лиц, которые самостоятельно уплачивают обязательные платежи, устранения выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании;

- осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены.

Страховщик обязан:

- бесплатно консультировать страхователей по вопросам обязательного пенсионного страхования и информировать их о нормативных правовых актах об обязательном пенсионном страховании;

- организовывать через свои территориальные органы бесплатные консультации застрахованным лицам по вопросам обязательного пенсионного страхования.

Страхователями (по аналогии с единым социальным налогом - налогоплательщики) по обязательному пенсионному страхованию являются:

1) лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе:

- организации;

- индивидуальные предприниматели;

- физические лица;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты.

Если страхователь одновременно относится к нескольким категориям страхователей, то исчисление и уплата страховых взносов производятся им по каждому основанию отдельно.

К индивидуальным предпринимателям для целей исчисления страховых взносов также относятся частные детективы и занимающиеся частной практикой нотариусы.

Таким образом, круг страхователей совпадает с перечнем налогоплательщиков единого социального налога.

К страхователям дополнительно приравниваются физические лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в соответствии со ст. 29 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". В данном случае имеется в виду добровольный порядок вступления в обязательное пенсионное страхование физических лиц, работающих за границей или уплачивающих взносы за иное физическое лицо.

Страхователи имеют право:

- бесплатно получать у страховщика информацию о нормативных правовых актах об обязательном пенсионном страховании, а также информацию о размерах обязательного страхового обеспечения, выплаченного застрахованным лицам, за которых страхователь уплачивал страховые взносы;

- обращаться в суд для защиты своих прав.

Страхователи обязаны:

- зарегистрироваться у страховщика;

- своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет;

- представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения;

- выполнять требования территориальных органов страховщика об устранении выявленных нарушений законодательства РФ об обязательном пенсионном страховании;

Страхователи-организации дополнительно обязаны сообщать в территориальные органы страховщика по месту регистрации:

- о принятом в установленном порядке решении организации о своей ликвидации (реорганизации) в трехдневный срок со дня принятия решения;

- об изменении учредительных документов и учетных реквизитов организации, места ее нахождения в пятидневный срок со дня внесения изменений и дополнений.

Порядок регистрации страхователей в органах страховщика установлен в ст. 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Согласно данной статье регистрация страхователей в территориальных органах страховщика является обязательной и осуществляется в тридцатидневный срок:

1) для работодателей-организаций, а также крестьянских (фермерских) хозяйств - со дня государственной регистрации по месту их нахождения;

Организации, в состав которых входят обособленные подразделения, регистрируются по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого из обособленных подразделений, через которые эти страхователи выплачивают вознаграждения физическим лицам.

2) для физических лиц, которые самостоятельно уплачивают страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ (индивидуальных предпринимателей, частных детективов, нотариусов, занимающихся частной практикой, и других), - со дня государственной регистрации (получения лицензии на осуществление определенной деятельности) по месту жительства этих физических лиц, а в случае осуществления их деятельности в другом месте - по месту осуществления этой деятельности;

3) для физических лиц, осуществляющих прием на работу наемных работников по трудовому договору или по контракту, а также выплачивающих вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, на которые в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы, - со дня заключения соответствующих договоров по месту жительства физических лиц, осуществляющих прием на работу (выплачивающих вознаграждения).

Объектом обложения страховыми взносами является объект налогообложения по единому социальному налогу.

Базой для начисления страховых взносов является налоговая база по единому социальному налогу.

Таким образом, объект обложения и база для исчисления страховых взносов определяется согласно гл. 24 Налогового кодекса РФ "Единый социальный налог".

При этом необходимо отметить, что Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" представление льгот по уплате взносов на обязательное пенсионное страхование не предусмотрено.

Тариф страхового взноса - размер страхового взноса на единицу измерения базы для начисления страховых взносов. По своему смыслу тариф страхового взноса является налоговой ставкой по налогу. Начиная с 2005 года установлены следующие тарифы.

1) Для лиц, производящих выплаты физическим лицам, также как и по единому социальному налогу, предусмотрено два вида регрессивных шкал страховых тарифов:

- для выступающих в качестве работодателей страхователей, за исключением выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств;

- для выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств.

При этом необходимо учитывать, что в течение 2002-2005 годов каждая из названных групп страхователей в отношении своих работников 1967 года рождения и моложе, применяют временные страховые тарифы.

Временные страховые тарифы предусмотрены для каждой группы страхователей в ст. 33 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Для выступающих в качестве работодателей страхователей, за исключением выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств, предусмотрены следующие тарифы страховых взносов:

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

|База  для  начисления|Для   лиц   1966|Для лиц  1967  года  рождения  и|

|страховых взносов  на|года рождения  и|моложе                          |

|каждое физическое ли-|старше          |                                |

|цо нарастающим итогом|                |                                |

|с начала года        |————————————————|————————————————————————————————|

|                     |на  финансирова-|на финансирова-|на  финансирова-|

|                     |ние    страховой|ние   страховой|ние  накопитель-|         |

|                     |части   трудовой|части  трудовой|ной части трудо-|

|                     |пенсии          |пенсии         |вой пенсии      |

|—————————————————————|————————————————|———————————————|————————————————|

|           1         |        2       |        3      |         4      |

|—————————————————————|————————————————|———————————————|————————————————|

|До 280000 рублей     |14,0 процента   |8,0 процента   |6,0 процента    |

|—————————————————————|————————————————|———————————————|————————————————|

|От  280001  рубля  до|39200  рублей  +|22400 рублей  +|16800  рублей  +|

|600000 рублей        |5,5  процента  с|3,1 процента  с|2,4  процента  с|

|                     |суммы, превышаю-|суммы, превыша-|суммы, превышаю-|

|                     |щей 280000  руб-|ющей     280000|щей 280000  руб-|

|                     |лей             |рублей         |лей             |

|—————————————————————|————————————————|———————————————|————————————————|

|Свыше 600000 рублей  |56800 рублей    |32320 рублей   |24480 рублей    |

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

Для выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств предусмотрены следующие тарифы страховых взносов:

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

|База  для  начисления|Для   лиц   1966|Для лиц  1967  года  рождения  и|

|страховых взносов  на|года рождения  и|моложе                          |

|каждое физическое ли-|старше          |                                |

|цо нарастающим итогом|                |                                |

|с начала года        |————————————————|————————————————————————————————|

|                     |на  финансирова-|на финансирова-|на  финансирова-|

|                     |ние    страховой|ние   страховой|ние  накопитель-|         |

|                     |части   трудовой|части  трудовой|ной части трудо-|

|                     |пенсии          |пенсии         |вой пенсии      |

|—————————————————————|————————————————|———————————————|————————————————|

|           1         |        2       |        3      |         4      |

|—————————————————————|————————————————|———————————————|————————————————|

|До 280000 рублей     |10,3 процента   |4,3 процента   |6,0 процента    |

|—————————————————————|————————————————|———————————————|————————————————|

|От  280001  рубля  до|28840  рублей  +|12040 рублей  +|16800  рублей  +|

|600000 рублей        |5,5  процента  с|3,1 процента  с|2,4  процента  с|

|                     |суммы, превышаю-|суммы, превыша-|суммы, превышаю-|

|                     |щей  280000 руб-|ющей     280000|щей 280000  руб-|

|                     |лей             |рублей         |лей             |

|—————————————————————|————————————————|———————————————|————————————————|

|Свыше 600000 рублей  |46440 рублей    |21960 рублей   |24480 рублей    |

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

В течение 2005-2007 годов для работодателей страхователей, за исключением выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств, которые выступают в качестве работодателей для лиц 1967 года рождения и моложе, применяются следующие ставки страховых взносов (временные страховые тарифы):

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

|База    для     начисления|               2005 - 2007 годы             |

|страховых взносов на  каж-|————————————————————————————————————————————|

|дое физическое лицо нарас-|на      финансирование|на     финансирование|

|тающим итогом с начала го-|страховой части трудо-|накопительной   части|

|да                        |вой пенсии            |трудовой пенсии      |

|——————————————————————————|——————————————————————|—————————————————————|

|      1                   |      2               |      3              |

|——————————————————————————|——————————————————————|—————————————————————|

|До 280000 рублей          |10,0 процента         |4,0 процента         |

|——————————————————————————|——————————————————————|—————————————————————|

|От 280001 рубля до  600000|28000  рублей  +   3,9|11200  рублей  +  1,6|

|рублей                    |процента с суммы, пре-|процента   с   суммы,|

|                          |вышающей 280000   руб-|превышающей    280000|

|                          |лей                   |рублей               |

|——————————————————————————|——————————————————————|—————————————————————|

|Свыше 600000 рублей       |40480 рублей          |16320 рублей         |

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

В течение 2005-2007 годов для работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств, которые выступают в качестве работодателей для лиц 1967 года рождения и моложе, применяются следующие ставки страховых взносов (временные страховые тарифы):

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

|База    для     начисления|               2005 - 2007 годы             |

|страховых взносов на  каж-|————————————————————————————————————————————|

|дое физическое лицо нарас-|на      финансирование|на     финансирование|

|тающим итогом с начала го-|страховой части трудо-|накопительной   части|

|да                        |вой пенсии            |трудовой пенсии      |

|——————————————————————————|——————————————————————|—————————————————————|

|      1                   |      2               |      3              |

|——————————————————————————|——————————————————————|—————————————————————|

|До 280000 рублей          |6,3 процента          |4,0 процента         |

|——————————————————————————|——————————————————————|—————————————————————|

|От 280001 рубля до  600000|17640  рублей  +   3,9|11200  рублей  +  1,6|

|рублей                    |процента   с    суммы,|процента   с   суммы,|

|                          |превышающей     280000|превышающей    280000|

|                          |рублей                |рублей               |

|——————————————————————————|——————————————————————|—————————————————————|

|Свыше 600000 рублей       |30120 рублей          |16320 рублей         |

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

2) Индивидуальные предприниматели и адвокаты уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ в виде фиксированного платежа, размер которого устанавливается исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством РФ.

Глава 2. Анализ исчисления налогов на примере ЗАО «ТрестУралСтальКонструкция»

2.1. Краткая характеристика ЗАО «ТрестУралСтальКонструкция»

Закрытое акционерное общество «ТрестУралСтальКонструкция» действует на основании закона РФ «Об акционерных обществах». Полное наименование организации: Закрытое акционерное общество «ТрестУралСтальКонструкция». Сокращенное наименование: ЗАО «ТУСК».

Предприятие осуществляет деятельность по выплавке стали и производству стальных конструкций (основной вид деятельности). Кроме того, предприятие занимается оптовой продажей товаров, оказанием на сторону услуг обслуживающих производств. Общество не является профессиональным участником рынка ценных бумаг, однако осуществляет операции с ценными бумагами.

По состоянию на 1 января и 30 июня 2004 года у предприятия отсутствуют обособленные подразделения.

Организация налогового учета осуществляется на основе принципа максимального сближения с существующей на предприятии системой методологии и организации бухгалтерского учета. Ведение налогового учета возложено на бухгалтерскую службу предприятия.

На 2004 год предприятием установлены следующие принципы учетной и налоговой политики (выдержки):

1) Метод списания товаров при их реализации - по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО).

2) Метод списания ценных бумаг при их реализации - по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО).

3) Метод списания сырья и материалов на производство - по стоимости единицы запасов.

4) Метод начисления амортизации - линейный.

5) Предприятие формирует в налоговом учете резерв расходов по сомнительным долгам, в бухгалтерском учете резерв по сомнительным долгам не создается.

6) Резервы расходов на ремонт основных средств, на оплату отпусков, выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет в бухгалтерском и налоговом учете не создаются.

7) Незавершенное производство в бухгалтерском учете формируется по прямым налоговым затратам. С этой целью предприятием ведется аналитический учет по счету 20 "Основное производство" в разрезе затрат налогового учета "прямые" и "косвенные" по видам выпускаемой продукции.

8) Предельная величина процентов признаваемых расходом для целей налога на прибыль, принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,1 раза - при оформлении долгового обязательства в рублях, и равной 15% - по долговым обязательствам, полученным в иностранной валюте.

По состоянию на 1 июля 2004 года на балансе предприятия находятся следующие финансовые вложения:

- акции ОАО "ТНК" - резидента РФ;

- акции (участие в уставном капитале) ОАО "Резонанс" - резидента РФ;

- муниципальные ценные бумаги (облигации), эмитированные до 20 января 1997 года по которым ежегодно производится выплата купонного дохода по сроку 30 мая и 30 декабря.

На балансе предприятия имеются объекты обслуживающих производств, в том числе:

- газовая котельная, предоставляющая услуги сторонним организациям по обеспечению тепловой энергией. Тепловая энергия для собственных нужд не потребляется;

- спортивный комплекс и сауна, предназначенные для личного пользования сотрудниками предприятия. Плата за пользование не взимается;

Предприятия не является градообразующим, кроме того, не выполняются условия предусмотренные ст.275 НК РФ.

В соответствии с технологическим процессом оказания услуг по предоставлению тепловой энергии незавершенное производство на конец отчетного периода отсутствует. Услуги реализуются в отчетном периоде в полном объеме.

По состоянию на 1 января 2004 года незавершенное производство по основной деятельности, в соответствии с данными бухгалтерского учета, составило 120 000 рублей, остатков готовой продукции, товаров для перепродажи на складе нет. Отгруженная, но не реализованная продукция по состоянию на 1 января 2002 года на балансе предприятия также отсутствует.

Предприятие уплачивает такие основные налоги, как налог на прибыль, НДС, налог на имущество, транспортный налог.

2.2. Исчисление единого социального налога

Рассмотрим начисление сумм единого социального налога в исследуемом предприятии за 2003 год.

ЗАО «ТУСК» уплачивает ЕСН по ставке 35,6%. Среднесписочная численность работников в организации - 22 человека. В ЗАО «ТУСК» работают три инвалида, а также один работник по договору подряда.

Общая сумма заработной платы за 2003 год составила 940 300 руб., в том числе:

инвалидам - 99 600 руб.;

вознаграждение по договору подряда - 24 000 руб.

В 2003 году за счет средств ФСС России были выплачены пособия по временной нетрудоспособности в сумме 20 000 руб. (в том числе в декабре - 6 210 руб.).

Кроме того, в 2003 году работникам предприятия была выдана материальная помощь в сумме 10 000 руб. С нее заплатили налог на прибыль (п.23 ст.270 НК РФ).

В IV квартале 2003 года работникам ЗАО «ТУСК» были начислены заработная плата и вознаграждение по договору подряда в сумме 210 000 руб. То есть в октябре, ноябре и декабре было начислено по 70 000 руб., в том числе:

инвалидам - 24 000 руб. (по 8 000 руб. ежемесячно);

вознаграждение по договору подряда - 6 000 руб. (по 2 000 руб. ежемесячно).

Рассмотрим подробнее заполнение налоговой декларации по ЕСН.

По строке 0100 указывают общую сумму доходов, начисленных работникам за 2003 год. Однако сюда не включают:

выплаты, которые не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль (ст.270 НК РФ). В нашем примере это материальная помощь в размере 10 000 руб. Она показана по строке 1000 декларации;

выплаты, которые не облагаются ЕСН (ст.238 НК РФ). В нашем примере это пособия по временной нетрудоспособности в сумме 20 000 руб. Они показаны по строке 1100;

выплаты по договору подряда для исчисления суммы налога, подлежащей уплате в ФСС России, в размере 24 000 руб. Эта сумма показана в графе 5 строки 1100 декларации.

Таким образом, по строке 0100 бухгалтером ЗАО «ТУСК» было указано:

по графам 3, 7, 9 - выплаты в размере 940 300 руб.;

по графе 5 - выплаты в размере 916 300 руб. (940 300 - 24 000).

По строке 0110 бухгалтер отразит выплаты за IV квартал 2003 года:

в графах 3, 7, 9 - 210 000 руб.;

в графе 5 - 204 000 руб. (210 000 - 6000).

В строках 0120-0140 указывают помесячные выплаты за октябрь-декабрь:

в графах 3, 7, 9 - по 70 000 руб.;

в графе 5 - по 68 000 руб. (70 000 - 2000).

По строке 0200 показаны выплаты, по которым есть льготы по ЕСН. Их перечень приведен в статье 239 и пунктах 2, 3, 4 статьи 245 Налогового кодекса.

По этой строке отражаются выплаты инвалидам в размере 99 600 руб. Для расчета льгот по ЕСН предназначены листы 09-11.

По строке 0210 отражается сумма льготируемых выплат за IV квартал 2003 года. В данном случае это 24 000 руб. В строках 0220-0240 расшифровывают данную сумму по месяцам: в графах 3, 5, 7 и 9 надо записать по 8 000 руб.

По строке 0300 указывается налоговая база для исчисления ЕСН (строка 0100 - строка 0200). Аналогично заполняются и строки 0310-0340.

По строке 0400 отражается общая сумма налога, начисленная за отчетный год. Чтобы заполнить эти строки, необходимо использовать таблицу "Расчет для заполнения строк 0300 и 0400 (0600)" на листе 07.

В таблице на листе 07 рассчитывается сумма налога в части, уплачиваемой в федеральный бюджет, по ставке 14%. Эту сумма указывается в графе 3 строки 0600.

В данном случае в графе 3 строки 0600 бухгалтером записывается сумма 117 698 руб.

По строке 0500 показывается сумма взносов на обязательное пенсионное страхование. При этом не учитываются льготы, предоставляемые статьями 239 и 245 Налогового кодекса. В нашем примере это выплаты инвалидам. В строке 0500 бухгалтер укажет сумму 131 642 руб. (940 300 руб. х 14%). В строке 0510 отражают сумму взносов за IV квартал 2003 года, в строках 0520-0540 - ежемесячные взносы в этом квартале.

По строкам 0700-0740 указывается сумма средств, направленных на выплату пособий за счет средств Фонда социального страхования (пособия по временной нетрудоспособности и т.д.).

По строке 0700 бухгалтер ЗАО «ТУСК» отражает суммы пособий по временной нетрудоспособности, выплаченные работникам в 2003 году, в размере 20 000 руб.

По строке 0710 нужно указать сумму пособия, выплаченную в IV квартале 2003 года, - 6 210 руб. Эта же сумма записывается в строку 0740.

По строкам 0800-0840 показываются суммы, полученные от ФСС России в виде компенсации выплат, которые превысили сумму начисленного за год налога. В нашем примере в этих строках поставлен прочерк.

В строке 0900 указывается сумма, которую фирма начислила в ФСС России в 2003 году. Значение этой строки определяют по формуле:

Строка 0400 - Строка 0700 + Строка 0800 = Строка 0900.

Таким образом, по строке 0900 бухгалтер ЗАО «ТУСК» указывает сумму 12 668 руб. (32 668 - 20 000).

Значения строк 0910-0940 определяют аналогичным образом.

Некоторые данные указывают в декларации справочно. Так, по строке 1000 отражают выплаты, которые не уменьшают облагаемую налогом прибыль. В нашем примере это сумма материальной помощи, выданная за счет чистой прибыли, - 10 000 руб.

По строке 1100 показывают выплаты, не облагаемые ЕСН согласно статье 238 Налогового кодекса. В графах 3, 7, 9 нужно указать сумму пособий по временной нетрудоспособности, выплаченных в 2003 году, - 20 000 руб.

Определяя значение графы 5, нужно учесть выплаты по договору подряда. Таким образом, в графе 5 строки 1100 указывается сумма 44 000 руб. (20 000 + 24 000).

В таблице "Справочно" на листе 07 указываются суммы фактически уплаченного в федеральный бюджет ЕСН (строка 010) и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (строка 020). В графу 3 записывают суммы единого социального налога и взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных в 2003 году. В графе 4 - в IV квартале 2003 года, в графе 5 - в октябре, в графе 6 - в ноябре, а в графе 7 - в декабре.

ЗАО «ТУСК» утратило в 2003 году право на применение регрессивных ставок ЕСН, поэтому таблицу на листе 08 не заполняют. В соответствующих графах надо поставлен знак "Z".

Бланк декларации по данному примеру представлен в приложении 6.

Таким образом, в данной главе дипломной работы было рассмотрено исчисление основных налогов, уплачиваемых ЗАО «ТрестУралСтальКонструкция» за период 2003-2004 гг.

Исходя из представленных данных можно сделать вывод о том, что предприятие помимо бухгалтерского учета ведет налоговый учет, налоги уплачиваются в сроки, установленные законодательством РФ. Налоговые платежи влияют на эффективность финансово-хозяйственной деятельности исследуемого предприятия, минимизация которых позволит увеличить прибыль предприятия. С целью минимизации налоговых платежей необходимо реализовать методы налоговой оптимизации. Характеристика возможных  систем налогообложения приведена в следующей главе работы.

Генеральный директор ООО "Содействие" Абрамов А.А. 1965 года рождения является инвалидом III группы. В I квартале 2004 года ему было выплачено:

(руб.)

 ———————————————————————————————————————————————————————————————————————

|   В январе    |           В феврале        |          В марте         |

|———————————————|————————————————————————————|——————————————————————————|

|    90 000     |100 000 (итого с начала года| 120 000 (итого  с  начала|

|               |           190 000)         |        года 310 000)     |

 ———————————————————————————————————————————————————————————————————————

В январе ЕСН не начисляется, так как сумма выплат составила 90 000 руб. В феврале сумма выплат (190 000 руб.) оказалась в пределах 100 001 до 300 000 руб. Ей соответствуют следующие ставки ЕСН:

(руб.)

 ———————————————————————————————————————————————————————————————————————

|        ФБ         |       ФСС      |      ФФОМС     |      ТФОМС      |

|———————————————————|————————————————|————————————————|—————————————————|

|  28 000 + 15,8%   |  4 000 + 2,2%  |    200 + 0,1%  |   3 400 + 1,9%  |

 ———————————————————————————————————————————————————————————————————————

При расчете фиксированная ставка ЕСН в федеральный бюджет уменьшается в два раза. Из полученной суммы вычитаются "льготируемые" 14 000 руб.:

(28 000 руб. : 2) - 14 000 руб. = 0 руб.

К сумме, превысившей 100 000 руб., применяется 1/2 процентной части ставки:

(190 000 руб. - 100 000 руб.) x (15,8% : 2) = 7110 руб.

Из фиксированной части ставки ЕСН в фонды вычитается сумма налога, приходящегося на льготу:

(руб.)

 ———————————————————————————————————————————————————————————————————————

|          ФСС          |          ФФОМС        |          ТФОМС        |

|———————————————————————|———————————————————————|———————————————————————|

| (4 000 - 4 000)+ 2,2% |   (200 - 200) + 0,1%  | (3 400 - 3 400) + 1,9%|

 ———————————————————————————————————————————————————————————————————————

За февраль в фонды начислили ЕСН:

(руб.)

 ———————————————————————————————————————————————————————————————————————

|           ФСС          |          ФФОМС         |        ТФОМС        |

|————————————————————————|————————————————————————|—————————————————————|

|(190000 - 100000) х 2,2%|(190000 - 100000) х 0,1%|(190 000 - 100 000) х|

|= 1980                  |= 90                    |1,9% = 1710          |

 ———————————————————————————————————————————————————————————————————————

В марте выплаты нарастающим итогом составили 310 000 руб. Сумме выплат соответствуют следующие налоговые ставки налога:

(руб.)

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

|       ФБ        |       ФСС       |      ФФОМС      |       ТФОМС     |

|—————————————————|—————————————————|—————————————————|—————————————————|

|  59 600 + 7,9%  |  8 400 + 1,1%   |    400 + 0,1%   |   7 200 + 0,9%  |

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

При расчете фиксированная ставка ЕСН в федеральный бюджет уменьшается в два раза. Из полученной суммы вычитаются "льготируемые" 14 000 руб.:

(59 600 руб. : 2) - 14 000 руб. = 15 800 руб.

К сумме, превысившей 300 000 руб., применяется 1/2 процентной части ставки. ЕСН в ФБ нарастающим итогом за I квартал составит:

15 800 руб. + (310 000 руб. - 300 000 руб.) x (7,9% : 2) = 16 195 руб.

Из фиксированной части ставки ЕСН в фонды вычитается сумма налога, приходящегося на льготу:

(руб.)

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

|          ФСС          |         ФФОМС      |           ТФОМС          |

|———————————————————————|————————————————————|——————————————————————————|

| (8 400 - 4 000) + 1,1%| (400 -200) + 0,1%  |  (7 200 - 3 400) + 0,9%  |

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

ЕСН, начисленный в фонды нарастающим итогом за I квартал, составит:

(руб.)

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

|          ФСС           |          ФФОМС        |          ТФОМС       |

|————————————————————————|———————————————————————|——————————————————————|

|4400 + (310000 - 300000)|200 + (310000 - 300000)|3800   +   (310000   -|

|х 1,1% = 4510           |х 0,1% = 210           |300000 х 0,9% = 3890  |

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

Таким образом, общая сумма ЕСН, исчисленного в I квартале 2004 года, равна 24 805 руб. (16 195 + 4510 + 210 + 3890).

Рассчитаем сумму страховых взносов в Пенсионный фонд за I квартал 2004 года. Сумма произведенных работнику выплат (310 000 руб.) находится в пределах от 300 001 до 600 000 руб. А сумма авансового платежа по взносам:

(руб.)

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

|     На страховую часть пенси      |  На накопительную часть пенсии    |

|———————————————————————————————————|———————————————————————————————————|

|25600 + (310000 - 300000) х 3,39% =|4200 + (31 0000 - 300000) х 0,56% =|

|25 939                             |4256                               |

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

Общая сумма страховых пенсионных взносов - 30 195 руб. (25 939 + 4256).

За пять месяцев календарного года ЗАО «ТрестУралСтальКонструкция» исчислено авансовых платежей по единому социальному налогу 124.600 рублей, в том числе: в Федеральный бюджет РФ - 98.000 рублей, в Фонд социального страхования РФ - 14.000 рублей, в фонды обязательного медицинского страхования - 12.600 рублей.

За предыдущие четыре месяца ЗАО «ТрестУралСтальКонструкция» уплатило авансовых платежей 94.000 рублей, в том числе: в Федеральный бюджет РФ - 78.000 рублей, в Фонд социального страхования РФ - 9.000 рублей, в фонды обязательного медицинского страхования - 7.000 рублей.

Сумма авансовых платежей по налогу к уплате за отчетный период:

- Всего 30.600 рублей (124.600 - 94.000), в том числе:

- Федеральный бюджет РФ 20.000 рублей (98.000 - 78.000)

- Фонд социального страхования РФ 5.000 рублей (14.000 - 9.000)

- фонды обязательного медицинского страхования 5.600 рублей (12.600 - 7.000)

По итогам отчетного (налогового) периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в установленный срок.

 

Заключение

Таким образом, налоговая система развивалась и складывалась по влиянием различных факторов в несколько этапов: от становления и развития до этапа реформирования с целью совершенствования.

Результативность налоговой политики в значительной мере зависит от того, какие принципы государство закладывает в ее основу. Принципы налогообложения представляют собой ключевые положения, которыми необходимо руководствоваться при формировании и совершенствовании налоговой системы с учетом конкретных экономических, политических и социальных условий развития общества. Используя указанные принципы, государство в условиях стабильно развивающейся экономики стимулирует расширение объемов производства товаров, работ и услуг, инвестиционную активность, качественные показатели развития экономики. Благодаря применению тех или иных принципов осуществляется структурная и социальная направленность налогообложения. В период кризисной ситуации налоговая политика через использование указанных принципов способствует решению задач, направленных на выход экономики из кризисного состояния.

Налоги – это необходимая часть экономических отношений в обществе. Налоги являются теми платежами, которые осуществляются безвозмездно, т.е. их уплата не устанавливает каких-либо конкретных обязанностей государства по отношению к лицу, вносящему эти платежи. Это важнейшая форма аккумуляции денежных средств бюджетом. Без налогов бюджета нет. А поддержание эластичности налоговой системы является непременным условием сбалансированности государственной казны. Посредством налогов государство решает экономические, социальные и многие другие общественные проблемы.

В совокупности все функции налогов предопределяют государственную налоговую политику и ее влияние на экономическую ситуацию в стране. Основная задача органов власти как раз и состоит в том, чтобы при умелом сочетании всех присущих налогу функций исходя из экономической, социальной и политической обстановки в обществе усиливать влияние одних функций и ослаблять действие других. Основой классификации налогов является деление их на прямые и косвенные, которые в свою очередь делятся на различные группы.

Исторически возникновение налогов относиться к периоду разделения общества на социальные группы и появления государства. Налоги представляют собой один из основных методов мобилизации государственных доходов.

Основными налогами, уплачиваемыми предприятиями являются налог на прибыль, налог на имущество, НДС и ЕСН.

Социально-экономическая сущность единого социального налога заключается в следующем.

Единый социальный налог - это единая налоговая база. В результате существенное упрощение налоговой системы, существенное облегчение налогоплательщику и контролирующему органу учета этого налога. Соответственно, это рост доходов.

Передача этого налога под администрирование налоговых органов, что существенно упрощает процедуру администрирования, и существеннейшим образом облегчает положение самого налогоплательщика. К нему приходит не пять контролирующих органов, а только один.

Это уменьшение совокупной ставки этого налога.

Налогоплательщиками единого социального налога признаются две категории юридических и физических лиц, одна из которых нанимает рабочую силу в той или иной форме, а другая обходится без нее.

Объектом налогообложения для организаций и индивидуальных предпринимателей, выступающих в качестве работодателей, являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым контрактам (договорам) и договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам. Исключение составляют вознаграждения, выплачиваемые ими индивидуальным предпринимателям.

Налоговый период по ЕСН определяется как календарный год, а отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев.

Налоговые ставки для всех категорий налогоплательщиков имеют регрессивный характер. Механизм применения этого приема для работодателей имеет усредненный характер. Он начинает действовать для предприятия только тогда, когда среднемесячная налоговая база, рассчитанная на одного работника, достигнет определенной величины (2 500 руб.).

Далее было рассмотрено исчисление основных налогов, уплачиваемых ЗАО «ТрестУралСтальКонструкция» за период 2003-2004 гг.

Исходя из представленных данных можно сделать вывод о том, что предприятие помимо бухгалтерского учета ведет налоговый учет, налоги уплачиваются в сроки, установленные законодательством РФ. Налоговые платежи влияют на эффективность финансово-хозяйственной деятельности исследуемого предприятия, минимизация которых позволит увеличить прибыль предприятия.

С целью минимизации налоговых платежей необходимо реализовать методы налоговой оптимизации.

Исходя из количественной оценки применения различных систем налогообложения и схем их использования можно дать следующие рекомендации руководству объекта исследования настоящей работы.

Так основными рекомендациями по совершенствованию могут быть использование нелинейного метода начисления амортизации с целью понижения налога на прибыль и налога на имущество предприятия. Проведенный сравнительный анализ показал, что нелинейный метод достаточно эффективен с точки зрения "быстрого" уменьшения налоговых обязательств: в первые годы имеет место экономия.

Список литературы

1.Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изменениями от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа, 29 декабря 2000 г., 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31 декабря 2002 г., 6, 22, 28 мая, 6, 23, 30 июня, 7 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 5 апреля, 29, 30 июня, 20, 28, 29 июля, 18, 20, 22 августа, 4 октября, 2, 29 ноября, 28, 29, 30 декабря 2004 г., 01 января 2006г..).

2.Закон РФ от 27.12.91 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

3.Информационное сообщение Федеральной налоговой службы от 24 февраля 2005 г. "Новые формы отчетности по налогу на доходы физических лиц"

4.Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 12 июля 2004 г. "О бюджетной политике в 2005 году".

5.Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002 - 2004 годы) (утв. распоряжением Правительства РФ от 10 июля 2001 г. N 910-р (с изменениями от 6 июня 2002 г.).

6.Приказ Федеральной налоговой службы от 3 марта 2005 г. N САЭ-3-04/66@ "О проведении всероссийского семинара-совещания по вопросам налогообложения доходов физических лиц, исчисления и уплаты государственной пошлины, а также по проблемным вопросам единого социального налога" (с изм. и доп. от 11 марта 2005 г.)

7.Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 12 июля 2004 г. "О бюджетной политике в 2005 году".

8.Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002 - 2004 годы) (утв. распоряжением Правительства РФ от 10 июля 2001 г. N 910-р (с изменениями от 6 июня 2002 г.).

9.Андреев И.М. Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности // Консультант. – 2004.- №4.  – с.59 - 62.

10.            Аронов А.В. Налоговая система: реформы и эффективность. // Налоговый вестник. - 2004. – с.33–38.

11.            Бобоев М. Р., Мамбеталиев Н. Т. Налоговые системы стран Евроазиатского экономического сообщества // Финансы. — 2005. — №7. - С. 36 - 38.

12.            Бобоев М.Р., Наумчев Д.В.  О проблемах и перспективах развития налоговой системы РФ // Налоговый вестник. - 2005. - №9. – с.17–29.

13.            Бобоев М.Р., Наумчев Д.В.  Развитие налоговой системы РФ // Налоговый вестник. - 2004. - №3. – с.4–7.

14.            Борисов А.В. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации части второй (постатейный). М.: Книжный мир, 2005. –267с.

15.            Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Единый социальный налог. Обязательное пенсионное страхование. Порядок исчисления и уплаты в 2005 году. - "Налоги и финансовое право", 2005 г

16.            Букаев Т.И. Методические рекомендации по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации // Нормативные акты для бухгалтера. - 2001. - № 2. - с. 15-24.

17.            Гасымов Н., Мамбеталиев Н. Т., Алиев В., Бобоев М. Р. Налоги и сборы Азербайджанской Республики // Налоговый вестник. — 2004.-№ 10.-С.З-11.

18.            Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Налоговое право: вопросы и ответы. –М.: Новый юрист, 2000. – 212с.

19.            Грисимова Е.Н., Макарова О.А., Ильюшихин И.Н. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. Схемы. Пояснения. Комментарии. Под ред. Н.М. Голованова. — СПб.: «Юридический центр Пресс», 2001. –425с.

20.       Гусева И.П. Реформирование института налогового контроля в сфере косвенного налогообложения // Адвокат. - 2004. - №4.-с.15-17.

21.       Девери М.П.  Экономика налоговой политики. – М.: Филинъ, 2002. – 432с.

22.       Диков А.О. Об изменениях и дополнениях, внесенных в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации. // Налоговый вестник. - 2004.-c.3-l6.

23.       Дмитриев Н.Г. Налоги и налогобложение. Ростов-на-Дону, Феникс. 2003. – 188 с.

24.       Иохин В.Я. Экономическая теория.–М.: Филинъ. - 1997. - 863 с.

25.       Исингарин Н. К. 10 лет СНГ. Проблемы, поиски, решения. — Алматы: ОФ «БИС», 2003. - 400 с.

26.       Какимжанов 3. X., Мамбеталиев Н. Т. Реформирование налоговой и таможенной системы Республики Казахстан // Налоговый вестник. - 2003. - № 7. - С. 4 – 10.

27.       Калмыкова Е.Г. Методические рекомендации по порядку исчисления и уплаты единого социального налога // Новое в бухгалтерском учете и отчетности. М.: 2002. - № 6.- с. 14-19.

28.       Кожинов В.Я. Бухгалтерский учет, оценка прибыльности хозяйственных операций. – М.: ЭКЗАМЕН, 2004. – 540с.

29.            Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации части первой (постатейный). Изд. 2-е, перераб. и доп. –М.: МУФЭР, 2005. –270с.