Содержание:

Введение                                                                                                         3

1.     Основы бюджетной классификации                                                       5

2.     Классификация и показатели доходов государственного бюджета      7

3.     Классификация и показатели расходов государственного бюджета  12

Практическая часть                                                                                       16

Аналитическая часть                                                                                     38

Заключение                                                                                                    48

Список литературы                                                                                       50

Введение

Государственный бюджет является важнейшим средством госу­дарственного регулирования экономики в условиях рыночных отноше­ний, он определяет пути и методы образования финансовых ресурсов для обеспечения социальной политики.

Цель статистики государственного бюджета - дать достоверную ха­рактеристику его показателей и степени эффективности фискальной по­литики государства. С этой целью определяются следующие показатели:

-    общая величина и структура доходов и расходов государствен­ного бюджета;

-    размер бюджетного дефицита или профицита; источники финансирования бюджетного дефицита; размер государственного внутреннего долга.

Практическая статистика государственных финансов обобщает дан­ные и подготавливает статистическую информацию, необходимую для анализа и планирования деятельности учреждений государственного уп­равления и выработки экономической политики.

Основными показателями статистики государственного бюджета являются:

доходы;

расходы;

официальные трансферты;

чистое кредитование (кредитование за вычетом погашений);

дефицит (превышение расходов над доходами);

профицит (превышение доходов над расходами).

Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны,  рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политикой политики. Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.

1. Основы бюджетной классификации

Бюджетные доходы и расходы сильно различаются по составу, источникам, направле­ниям использования и другим признакам. В целях обеспечения планирования и учета доходов и расходов в рамках единой бюд­жетной системы страны они классифицируются.

Бюджетная классификация представляет собой группировку до­ходов и расходов бюджетов, источников финансирования дефици­тов бюджетов. Используется она для составления, исполнения бюджетов и составления бюджетной отчетности. Такая классификация обеспечивает сопоставимость по­казателей бюджетов всех уровней бюджетной системы.

Характер группировок и принципы их построения определяют­ся социально-экономическим содержанием бюджетных доходов и расходов, структурой народного хозяйства и системой управле­ния. Регламентация источников доходов и определение целей бюд­жетных затрат - обязательное условие функционирования и эф­фективности всего бюджетного процесса. Это, в частности, достигается группировкой доходов и расходов бюджета на услови­ях, обеспечивающих возможность объединения ряда отдельных видов поступлений и затрат. Классификация позволяет осуществ­лять финансовый контроль в народном хозяйстве и добиваться со­блюдения бюджетной дисциплины.

В основе бюджетной классификации лежит такая группировка показателей, которая дает представление о социально-экономиче­ском, ведомственном и территориальном аспекте формирования доходов и направления средств, их составе и структуре.

Бюджетная классификация позволяет видеть реальную карти­ну движения бюджетных ресурсов и активно влиять на ход эконо­мических и социальных процессов, сопоставлять плановые и отчет­ные данные. Сравнение и анализ соответствующих показателей дают возможность делать обоснованные выводы и предложения о формировании и использовании бюджетных фондов, сосредоточе­нии основных денежных ресурсов на ключевых направлениях эко­номического и социального развития.

Детализация, группировка доходов и расходов облегчают про­верку включаемых в бюджет данных, сопоставление смет однород­ных ведомств, учреждений, территориальных бюджетов за несколько лет, определение динамики поступлений и удельного веса различных доходов и расходов или степени удовлетворения каких-либо потребностей. Классификация доходов и расходов облегчает их рассмотрение и экономический анализ бюджета, упрощает кон­троль за его исполнением, за использованием средств по их целево­му назначению. Она дает возможность сопоставлять доходы с рас­ходами по отчетам об исполнении бюджета, что способствует соблюдению финансовой дисциплины.

Бюджетная классификация обязательна для всех учреждений и организаций и строится в соответствии с требованиями, опреде­ленными бюджетным законодательством Российской Федерации.

Бюджетная классификация Российской Федерации включает:

классификацию доходов бюджетов;

классификацию расходов бюджетов;

классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;

классификацию операций публично-правовых образований (далее - классификация операций сектора государственного управления).

2. Классификация и показатели доходов государственного бюджета

Классификация доходов государственного бюджета Российс­кой Федерации ориентирована на международную классификацию доходов государственного бюджета, согласно которой доходы бюджета — это обязательные невозвратные платежи, поступаю­щие в бюджет.

Доходы государственного бюджета делятся на текущие и ка­питальные.

Текущие доходы включают все налоговые и неналоговые по­ступления.

Налоговые доходы — это обязательные, безвозмездные, невоз­вратные платежи, взыскиваемые государственными органами с целью удовлетворения государственных потребностей. К налого­вым поступлениям относятся также прибыль, переводимая фис­кальными, экспортными и импортными монополиями, доходы акцизного типа (прибыль от монопольных закупок и продаж ино­странной валюты), штрафы и пени, уплаченные за нарушение на­логового законодательства.

Для рыночной системы важно использовать бюджетную классификацию поступлений, основанную на экономическом характе­ре налогообложения, так как изменения в экономической сфере сказываются на поступлениях, а налоги оказывают существенное влияние на те операции, с которых они взимаются.

Текущие неналоговые поступления — это невозвратные возмездные поступления (доходы от собственности и предприниматель­ской деятельности, административные сборы и платежи, доходы от некоммерческих и побочных продаж) и некоторые невозврат­ные безвозмездные поступления (штрафы, взимание которых не связано с налоговым законодательством, текущие частные пожер­твования).

Официальные трансферты — это безвозмездные, невозвратные, необязательные поступления. Они выступают в виде субвенций, дарений, репараций и являются нерегулярными, единовременны­ми и добровольными. Источниками     официальных      трансфертов      могут быть отечественные и

зарубежные органы государственно­го управления, а также международные организации. Официаль­ные трансферты выделены в составе доходов в соответствии с ре­комендацией Международного валютного фонда как операции, сокращающие дефицит бюджета. Выделение их отдельной позицией позволяет осуществить любую перегруппировку доходов государственного бюджета. Официальные трансферты классифици­руются по источнику их получения (внутренние и внешние), а так­же по назначению (текущие и капитальные).

К капитальным доходам относятся доходы от продаж ка­питальных активов (основных фондов, государственных запасов и резервов, земли), а также капитальные трансферты из него­сударственных источников, т.е. поступление безвозмездных, не­возвратных, необязательных платежей целевого назначения (на строительство зданий и сооружений для бюджетных организа­ций и учреждений, например больниц, на покупку оборудования и т.д.).

Действующая российская бюджетная классификация отлича­ется от международных стандартов (рис.1).

В ней не выделены полученные официальные трансферты. В неналоговые доходы входят как текущие неналоговые доходы, так и доходы от операций с капиталом (капитальные доходы). Не со­ответствует международным стандартам и отнесение к неналого­вым доходам платежей за использование природных ресурсов. Однако введение в действующую классификацию доходов госу­дарственного бюджета Российской Федерации категорий налого­вых и неналоговых доходов свидетельствует о сближении отече­ственной классификации с международной классификацией.

Согласно действующей классификации обобщающими показа­телями доходов государственного бюджета РФ являются показа­тели общего объема доходов, налоговых доходов, неналоговых доходов.

Рис.1. Классификация доходов бюджета Российской Федерации

Показатель общего объема доходов государственного бюдже­та отражает общий объем бюджетного фонда, подлежащего рас­пределению по территориальному, отраслевому и целевому наз­начению. Он включает налоговые доходы и неналоговые поступ­ления.

Налоговые доходы — это совокупность обязательных плате­жей в бюджет, поступающих в определенных законом размерах и в строго установленные сроки. Налоги классифицируются стати­стикой по характеру базы, с которой взимается налог, или по виду деятельности, в результате которой возникает налоговое обяза­тельство. Базой налога могут служить фонд заработной платы, торговый оборот, импортируемые товары и т.п.

Показатель налоговых поступлений включает все виды прямых и косвенных налогов: подоходные налоги, налоги на прибыль, на увеличение рыночной стоимости капитала, отчисления на соци­альное страхование, налоги на заработную плату и рабочую силу, налоги на собственность, платежи за использование природных ресурсов, внутренние налоги на товары и услуги (налог на добав­ленную стоимость, акцизные сборы), налоги на международную торговлю и внешние операции (импортные пошлины, экспортные пошлины), прочие налоги.

Налоги являются важным экономическим рычагом. Посред­ством налогов государство имеет возможность воздействовать на производство, стимулируя или сдерживая его развитие. В настоя­щее время в России проводится комплекс мероприятий по совер­шенствованию системы налогообложения, что по сути равносиль­но налоговой реформе. Целью проводимой налоговой реформы являются: ужесточение налоговой дисциплины; формирование цивилизованного института налогоплательщиков; упрощение на­логовой системы; налоговое стимулирование производства; совер­шенствование принципов бюджетного федерализма; развитие в стране муниципальных налоговых систем. Реформирование нало­говой системы должно обеспечить наполнение в необходимом объеме доходной части бюджета.

Показатель неналоговых поступлений включает в себя совокуп­ность невозвратных возмездных и безвозмездных поступлений. К ним относятся: доходы от имущества, находящегося в государ­ственной и муниципальной собственности; все поступления по штрафам и санкциям, кроме штрафов за просрочку уплаты нало­гов; все добровольные, невозвратные текущие поступления из не­государственных источников (дарения, добровольные пожертво­вания от частного сектора и др.). В российской бюджетной клас­сификации в показатель неналоговых поступлений включены капитальные доходы. Как отмечалось выше, это является отступ­лением от международной классификации доходов государствен­ного бюджета.

Показатель неналоговых поступлений исчисляется как сумма доходов от собственности и предпринимательской деятельности, административных сборов и платежей, доходов от некоммерческих и побочных продаж, поступлений по штрафам и санкциям, отчислений в пенсионный фонд и фонды социального обеспече­ния государственных служащих, функционирующих в рамках сек­тора государственного управления, доходов от внешнеэкономи­ческой деятельности, прочих неналоговых поступлений, а также доходов от продажи капитала, доходов от реализации государ­ственных запасов, доходов от продажи земли и нематериальных активов, поступлений трансфертов из негосударственных источ­ников.

Принципиальным отличием обновленной системы показателей доходов государственного бюджета от существовавшей ранее яв­ляется то, что займы государства, осуществляемые с целью фи­нансирования экономики, теперь не рассматриваются как часть доходов государственного бюджета, поскольку в конечном счете они увеличивают государственный долг. Государственные займы в соответствии с новой классификацией отражаются в расходной части государственного бюджета, что согласуется с существую­щими международными стандартами.

 3. Классификация и показатели расходов государственного бюджета

В соответствии с рекомендациями МВФ принципиально но­вый подход применен в отечественной статистике при разработ­ке классификации расходной части государственного бюджета. Он позволяет не только установить сам факт расходования госу­дарственных средств министерствами и ведомствами, но и увя­зать эти расходы с выполнением программных задач государ­ства и степенью ответственности в этом каждого ведомства. В предшествующей бюджетной классификации такой подход от­сутствовал.

Расходы государственного бюджета включают все невозврат­ные платежи (возмездные или безвозмездные) вне зависимости от целей их дальнейшего использования (текущих или капитальных). В состав расходов входят трансфертные платежи другим органам государственного управления.

Чистое кредитование в статистике государственных финансов объединяется с расходами и выступает как фактор, определяющий размер бюджетного дефицита. Это обстоятельство было учтено при разработке классификации расходов государственного бюд­жета, введенной в 1995 г.

Показатель чистого кредитования (кредитование минус пога­шение) включает операции органов государственного управления, осуществляемые в целях проведения государственной политики, с финансовыми требованиями к другим секторам экономики (пре­доставление ссуд и приобретение акций за вычетом сумм выпла­ченных кредитов, выручки от продажи акций либо возврата соб­ственного капитала). При осуществлении операции кредитования между различными структурами и уровнями государственного управления одна из сторон, участвующих в операции (кредитор), показывает кредитование, а другая (заемщик) — заимствование с целью финансирования дефицита.

В действующей классификации предусмотрена группировка рас­ходов бюджета по трем признакам:

- функциональному назначению;

- экономическому назначению;

- ведомственному назначению.

Бюджетная классификация — важный инструмент системы принятия государственных решений, поэтому в ней должны быть четко выделены целевые направления государственной деятель­ности, вытекающие из основных функций государства. Эту зада­чу решает функциональная структура расходов государственного бюджета РФ. Она позволяет определить приоритеты в деятельно­сти государства и посредством бюджетного финансирования обес­печить достижение поставленных целей.

Функциональная структура состоит из разделов расходов, свя­занных с осуществлением основных функций государства. В обоб­щенном виде основные функции государства неизменны и характер­ны для всех стран, в их числе:

- государственное управление;

- обеспечение внутренней и внешней безопасности;

- международная деятельность;

- содействие научно-техническому прогрессу;

- социальное развитие.

В Российской Федерации действует следующая функциональная классификация государственного бюджета:

- государственное управление;

- судебная власть;

- межгосударственная деятельность;

- национальная оборона;

- правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности:

- фундаментальные исследования и содействие научно-техни­ческому прогрессу;

- промышленность, энергетика и строительная индустрия;

- сельское хозяйство и рыболовство;

- охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидрометео­рология, картография, геодезия, стандартизация и метрология:

- транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика;

- развитие рыночной инфраструктуры;

- жилищно-коммунальное хозяйство, градостроительство;

- предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;

- образование;

- культура и искусство;

- средства массовой информации;

- здравоохранение и физическая культура;

- социальная политика;

- обслуживание и погашение государственного долга;

- пополнение государственных запасов и резервов;

- региональное развитие;

- утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных долгов;

- прочие расходы.

Перечисленные функции конкретизированы путем разбиения всех видов расходов на 23 функциональных раздела, внутри кото­рых, в свою очередь, выделены подразделы в зависимости от сто­ящих проблем развития той или иной области экономики. Неко­торые функциональные разделы имеют временный характер (на­пример, обеспечение конверсии военного производства, содействие структурной перестройке промышленности, проведение аграрной реформы) и подлежат отмене по мере необходимости.

От построения функциональной классификации, обоснованно­сти объемов финансирования отдельных ее разделов и подразде­лов зависит эффективность государственного управления. В каче­стве главных в функциональной классификации государственно­го бюджета выделены разделы, обеспечивающие оборону страны, государственное управление, правоохранительную и международ­ную деятельность, участие государства в развитии науки и техни­ки, сельского хозяйства, рыболовства, энергетики, транспорта и связи, содействие структурной перестройке промышленности, кон­версии военного производства, развитию рыночной инфраструк­туры, местному и региональному развитию, ликвидации послед­ствий стихийных бедствий.

Рассмотренные показатели доходов и расходов государственного бюджета являются абсолютными и исчисляются в денежном выражении. Они служат исходной информацией для проведения аналитических сопоставлений.