Материалы для практических занятий по дисциплине "Ценообразование" для студентов III курса специальности 060400 «Финансы и кредит»
Автор: ст. преподаватель кафедры «Финансы и кредит» филиала ВЗФЭИ в г. Барнауле Воронова Н.А. Варианты решения задач по дисциплине «Ценообразование»
Задача 1.
Определить свободную розничную цену изделия, составить структуру свободной розничной цены, если известны следующие данные:
себестоимость изделия – 800 руб.,
НДС – 18% к отпускной цене без НДС,
отпускная цена предприятия (с НДС) – 1180 руб.,
оптовая надбавка – 10% к отпускной цене предприятия,
торговая надбавка – 20% к отпускной цене промышленности.
Решение.
1. Рассчитывается сумма НДС предприятия – производителя:
1180 х 18 : 118 = 180 (руб.)
2. Прибыль предприятия определяется следующим образом:
1180 – 800 – 180 = 200 (руб.)
3. Отпускная цена предприятия (без НДС) включает в себя себестоимость, прибыль изделия и составляет:
800 + 200 = 1000 (руб.)
4. Оптовая надбавка начисляется к отпускной цене предприятия без НДС:
1000 : 100 х 10 = 100 (руб.)
5. Налогооблагаемой базой для начисления НДС оптовой базы является оптовая надбавка. Уровень НДС у посредников и торговых организаций такой же, как у производителя, т. е. 18%. НДС посредника рассчитывается следующим образом:
100 : 100 х 18 = 18 (руб.)
6. Общий размер оптовой надбавки составит:
100 + 18 = 118 (руб.)
7. Отпускная цена промышленности включает в себя отпускную цену предприятия и оптовую надбавку (с учетом НДС):
1180 + 118 = 1298 (руб.)
8. Торговая надбавка начисляется к отпускной цене промышленности (без НДС производителя и посредника):
1100 : 100 х 20 = 220 (руб.)
9. Определяется НДС торговой организации:
220 : 100 х 18 = 39,6 (руб.)
10. Общий размер торговой надбавки составит:
220 + 39,6 = 259,6 (руб.)
11. Розничная цена включает в себя отпускную цену промышленности и торговую надбавку (с учетом НДС):
1298 + 259,6 = 1557,6 (руб.)
12. Структура розничной цены (доля элементов в розничной цене):
1) себестоимость – 51,4% (800 : 1557,6 х100);
2) прибыль – 12,8% (200 : 1557,6 х 100);
3) НДС – 11,5% (180 : 1557,6 х 100);
4) оптовая надбавка – 7,6% (118 : 1557,6 х 100);
5) торговая надбавка – 16,7% (259,6 : 1557,6 х 100);
Розничная цена составляет 100% (51,4 + 12,8 + 11,5 + 7,6 + 16,7).
Рис. 1. Структура розничной цены
Поэлементный расчет структуры розничной цены может быть представлен также следующим образом:
1) отпускная цена промышленности - 83,3% (1298 : 1557,6 х 100);
2) торговая надбавка – 16,7% (259,6 : 1557,6 х 100).
Рис. 2. Структура розничной цены
Вывод: Розничная цена изделия составляет 1557,6 руб.
Задача 2.
Составить плановую калькуляцию себестоимости изделия, определить отпускную цену предприятия, если известны следующие данные.
1. Затраты на производство данного изделия:
сырье и основные материалы – 200 руб.,
топливо и электроэнергия на технологические цели – 30 руб.,
основная заработная плата производственных рабочих – 60 руб.,
дополнительная заработная плата производственных рабочих – 10% к основной зарплате производственных рабочих;
единый социальный налог – 26% всей суммы основной и дополнительной заработной платы производственных рабочих;
расходы по содержанию и эксплуатации оборудования – 150% основной заработной платы производственных рабочих;
цеховые расходы – 65% основной заработной платы производственных рабочих;
общезаводские расходы – 86% основной заработной платы производственных рабочих;
Внепроизводственные расходы – 1,5% производственной себестоимости.
2. Рентабельность производства изделия – 25%.
3. Ставка акциза – 15% отпускной цены производителя.
4. НДС – 18% к свободной отпускной цене без НДС.
Решение.
1. Дополнительная заработная плата производственных рабочих составляет 6 руб.(60 : 100 х 10)
2. Единый социальный налог равен 17,16 руб.((60 + 6) : 100 х 26)
3. Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования составляют 90 руб. (60 : 100 х 150)
4. Цеховые расходы – 39 руб. (60 : 100 х 65)
5. Общезаводские расходы – 51,6 руб. (60 : 100 х 86)
6. Производственная себестоимость включает сумму приведенных выше затрат на производство данного изделия:
200 + 30 + 60 + 6 + 17,16 + 90 +39 + 51,6 = 493,76 (руб.)
7. Внепроизводственные расходы составляют 7,41 руб.(493,76 : 100 х 1,5)
8. Полная себестоимость включает в себя сумму производственной себестоимости и внепроизводственных расходов:
493,76 + 7,41 = 501,17 (руб.)
9. Прибыль предприятия равна 125,29 руб. (501,17 : 100 х 25)
10. При расчете суммы акциза налогооблагаемой базой являются затраты производителя, т. е. сумма себестоимости и прибыли:
(501,17 + 125,29) : 100 х 15 = 93,97 (руб.)
11. Сумма НДС составит:
(501,17 + 125,29 + 93,97) : 100 х 18 = 129,68 (руб.)
12. Отпускная цена предприятия рассчитывается следующим образом:
501,17 + 125,29 + 93,97 + 129,68 = 850,11 (руб.)
Вывод: Отпускная цена предприятия составляет 850,11 руб.
Задача 3.
Используя данные, приведенные в таблице, постройте графики спроса и предложения, определите равновесную цену. Рассчитайте общую выручку и расходы покупателя, эластичность спроса и предложения.
Цена (P) (руб.) |
Спрос(Q) (тыс. шт.) |
Предложение(Q) (тыс. шт.) |
5 |
10 |
- |
4 |
20 |
- |
3,5 |
- |
40 |
3 |
30 |
30 |
2,5 |
40 |
20 |
2 |
- |
10 |
Решение.
В нашем примере равновесная цена (точка пересечения кривой спроса и предложения) равна 3 руб. (рис. 3.).
Рис. 3. Формирование рыночной цены
Расходы покупателя – это спрос, т. е. количество проданного товара.
5 х 10 = 50 (руб.) 3 х 30 = 90 (руб.)
4 х 20 = 80 (руб.) 2,5 х 40 = 100 (руб.)
50 + 80 + 90 + 100 = 320 (руб.) – расходы покупателя.
Общая выручка – это величина спроса в пределах предложения.
3 х 30 = 90 (руб.) 2,5 х 20 = 50 руб.
90 + 50 = 140 (руб.) – общая выручка.
Рассчитаем коэффициенты эластичности спроса:
Вывод. Спрос и предложение эластичны, т. к. | Е |> 1. Равновесная цена равна 3 руб. Общая выручка составит 140 руб., расходы покупателя – 320 руб.
Задача 4.
Предприятие изготавливает настольно - сверлильные станки и реализует их по цене 7000 руб. за штуку, при этом удельные переменные затраты на единицу продукции составляют 2500 руб., сумма ежемесячных постоянных затрат равна 112500 руб. При каком объеме выпуска предприятие достигнет точки безубыточности?
Решение.
Точка безубыточности определяется как отношение постоянных издержек производства (FC) к разнице между ценой (P) и удельными переменными издержками (VC), т.е.:
где X – безубыточный объем производства (продаж), шт;
P – цена единицы продукции;
FC – постоянные затраты;
VС – переменные затраты в расчете на единицу продукции.
В задаче точкой безубыточности предприятия является выпуск 25 станков. При указанном объеме выпуска прибыль предприятия равна нулю.
Вывод: Ежемесячный объем выпуска настольно – сверлильных станков предприятием должен составлять более 25 шт., чтобы обеспечить в дальнейшем получение прибыли предприятием.
Задача 5.
Обувная фирма заключила договор с оптовой базой на поставку партии женских сапог по цене 2500 руб. за пару, включив в договор поставки оговорку о повышении цены в случае увеличения издержек на материалы и заработную плату. Определить повышение цены (в %) за время, прошедшее с момента подписания договора до фактической их поставки. Известно, что за этот период при изготовлении одной пары сапог стоимость материалов увеличилась с 600 до 800 руб., размер заработной платы основных рабочих - с 80 до 100 руб.
Необходимо учесть, что при определении цены доля материалов составляет 60% от цены, доля заработной платы – 20% от цены.
Решение.
1. Оговорку об увеличении цены можно выразить следующей формулой:
Цп = Цд / 100%(bх Сп / Сд + cх Кп / Кд + a), где Цп – цена поставки;
Цд – цена, предусмотренная договором;
Сп – стоимость материалов на день поставки;
Сд – стоимость материалов на день подписания договора;
Кп – зарплата на день поставки;
Кд – зарплата на день подписания договора;
a, b, c – выражают установленное в договоре процентное соотношение отдельных элементов договорной цены, их сумма равна 100:
a – постоянная часть расходов;
b – доля расходов на материалы;
c – доля расходов на зарплату.
Подставив значения в формулу, получим цену поставки:
Цп = 2500 / 100 х (60 х 800 / 600 + 20 х 100 / 80 + 20) = 3125 (руб.)
2. Повышение цены составит 25%:
3125 х 100% / 2500 – 100% = 25%
Вывод: Изменение цены с момента подписания контракта до фактической поставки женских сапог составило 25%.
Задача 6.
Используя метод балловых оценок, определить розничную цену фенов «Philips» и «Scarlett», если для расчета себестоимости одного балла был принят фен «Philips», себестоимость которого 300 руб. Балловая оценка параметров фенов указанных марок:
Марка |
Долговечность |
Надежность |
Дизайн |
Сумма баллов |
«Philips» |
42 |
20 |
28 |
90 |
«Scarlett» |
40 |
25 |
31 |
96 |
Уровень рентабельности фена «Philips» составляет 25% себестоимости, «Scarlett» - 30% себестоимости; НДС – 18%; торговая надбавка – 15%.
Решение.
1. Средняя оценка балла рассчитывается как отношение себестоимости базового изделия фена «Philips» к суммарной балльной оценке параметров базового изделия:
300 : 90 = 3,333 (руб.)
2. Себестоимость фена «Scarlett» определяется путем умножения средней оценки балла на балловую оценку параметров фена «Scarlett»:
3,333 х 96 = 319,97 (руб.)
3. Розничная цена фена «Philips» включает себестоимость 300 руб., прибыль 75 руб. (300 : 100 х 25), НДС 67,5 руб. ((300 + 75) : 100 х 18), торговую надбавку 66,38 руб. ((300 + 75 + 67,5) : 100 х 15) и рассчитывается следующим образом:
300 + 75 + 67,5 + 66,38 = 508,88 руб.
4. Розничная цена фена «Scarlett» включает себестоимость 319,97 руб., прибыль 95,99 руб. (319,97 : 100 х 30), НДС 74,87 руб. ((319,97 + 95,99) : 100 х 18), торговую надбавку 73,63 руб. ((319,97 + 95,99 + 74,87) : 100 х 15) и рассчитывается следующим образом:
319,97 + 95,99 + 74,87 + 73,63 = 564,46 (руб.)
Вывод: Розничная цена фена «Philips» составляет 508,88 руб., розничная цена фена «Scarlett» составляет 564,46 руб.
Задача 7.
Определите регулируемый тариф и плату за провоз по системе двухставочного тарифа на провоз по железной дороге 50 т груза на расстояние 80 км на 2003 г. и в 2005 г.
Исходные данные 2003 г.: затраты на начально-конечные операции (10т) – 1700 руб., затраты на передвижение (на 10 т/км) – 45 руб., предельный уровень рентабельности перевозок груза – 35%.
Предельные коэффициенты повышения тарифа: с 1 января 2004 г. - 1,3 (по сравнению с 2003г.), с 1 января 2005 г. – 1,2 (к ранее установленным государственным регулируемым тарифам).
НДС в 2003 г. – 20%, в 2005 г. – 18%.
Решение.
1. Стоимость перевозки 50 т груза на расстояние 80 км в 2003г:
(1700 + 45 х 80) х 5 = 26500 (руб.)
2. Плата за провоз в 2003 г. 50 т груза на расстояние 80 км с учетом прибыли 9275 руб. (26500 : 100 х 35) и НДС 7155 руб. ((26500 + 9275) : 100 х 20):
26500 + 9275 + 7155 = 42930 (руб.)
3. Регулируемые тарифы 2005 г.:
1700 х 1,3 х 1,2 =2652 (руб.) 45 х 1,3 х 1,2 = 70,2 (руб.)
4. Стоимость перевозки 50 т груза на расстояние 80 км в 2005г:
(2652 + 70,2 х 80) х 5 = 41340 (руб.)
5. Плата за провоз в 2005 г. 50 т груза на расстояние 80 км с учетом прибыли 14469 руб. (41340 : 100 х 35) и НДС 10045,62 руб. ((41340 + 14469) : 100 х 18):
41340 + 14469 + 10045,62 = 65854,62 (руб.)
Вывод: Регулируемые тарифы 2005 года составили: затраты на начально-конечные операции (10 т) – 2652 руб., затраты на передвижение (на 10 т/км) 70,2 руб. Плата за провоз 50 т груза на расстояние 80 км в 2003 году была равна 41340 руб., в 2005 году – 65854,62 руб.
Литература
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. 1, 2. Федеральный закон от 31 июля 1998г. N 146-ФЗ, от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с посл. изм. и доп.) /СПС«Консультант-Плюс».
2. Об основах ценообразования в крае: Закон Алтайского края от 04. 03. 1996 г. № 19 – ЗС (ред. От 08. 12. 2003 г.).
3. Герасименко В. В. Ценовая политика фирмы. – М.: Финстатинформ, 1995.
4. Друри К. Учет затрат методом стандарт – кост. – М., 1998.
5. Липсиц И.В. Коммерческое ценообразование. – М.: БЕК, 1997.
6. Макарова М. С. Цены и ценообразование. Политика цен в общей стратегии компании. – Омск, 1996.
7. Методика расчета внутрихозяйственных и внутрифирменных цен. – М., 1991.
8. Николаева С. А. Особенности учета затрат в условиях рынка: система «директ – костинг». – М., 1993.
9. Финансовый менеджмент/Под ред. Г. Б. Поляка. – М.: Финансы; ЮНИТИ, 1997.
10. Цены и ценообразование: Учебник/Под ред. В. Е. Есипова. – СПб.: Питер, 2000.
11. Ценообразование и налогообложение: Учебник/Под ред. И. К. Салимжанова. – М.: ООО «ТК Велби», 2002.
12. Цены и ценообразование: Учебник/Под ред. И. К. Салимжанова. – М.: Проспект, 2003.