Ответы на вопросы к госэкзамену

Составила Алена Ильичева из чего пришлось. А пришлось много из чего.

Основы творческой деятельности

2.Общее понятие о способе деятельности журналиста (задачи, решаемые в ходе отдельного акта творчества; правила и нормы,                                                 регулирующие профессиональное поведение; методы творчества; технические средства).

- Выбор темы, сбор материала, выбор жанра, написание, обработка, сдача в набор, вычитка после корректуры. Лучше, если в голове есть план материала. Продумать эффектную подачу материала.

Виды деятельности:

1. Познавательная, в результате которой художник отражает объективную действительность, познает взаимосвязи между личностью и обществом в каждую конкретную историческую эпоху;

2. Преобразовательная: художник в процессе творчества преобразовывает в создаваемом им образе природный материал (краски, формы, звуки и т. д.) и материал жизни человека и общества, трансформируя его в различных сюжетно-композиционных отношениях, видоизменяя пространственно-временные связи для выражения авторской концепции;

3. Воспитательая — стремление воздействовать на духовный мир реципиентов;

4. Оценочная, благодаря которой художник выражает свое ценностное мироощущение, отражая явления действительности сквозь призму своих интересов, потребностей, вкусов, идеалов;

5. Коммуникативная -  прямое или косвенное общение художника с реципиентом своего произведения.

Задачи: найти источники, добиться получения информации. Соблюдение журн.этики.

Метода творчества – до написания и во время написания.

Методы:

- Которые помогают познавать действительность

- ЭВС

ЭВС (по Лазутиной):

Констатация фактов

Описание – фрагментарность

Повествование-последовательность

Характеристика

Ссылка

Цитирование

Аппелирование

Словесная инкрустация, т.е. образная лексика

Типизация

Права и обязанности журналистов регламентируются различными нормами деятельности, принятыми в редакции.

Нормы — это основной механизм координации, упорядочения, поддержания, регламентации многообразных редакционных отношений и взаимодействий групп и их представителей. Групповые нормы, считают теоретики, выражают объективные закономерности деятельности: обеспечивают существование, функционирование редакции, включение журналиста в редакционный коллектив, наконец, процесс и механизмы группового взаимодействия. При этом групповые нормы используются не только для регламентации внутриредакционного поведения личности, но и для преобразования межличностных отношений в нормативные. Действуют следующие нормы:

профессиональные регламентируют творческую деятельность журналистов по различным показателям: Отстаивание убеждений, право не подписываться, отказаться от задания, использование технич.средств редакции, авторская тайна. Профессиональные обязанности сотрудников редакции, в основном, определяются должностными инструкциями, утвержденными главным редактором или Положением о персонале.

правовые регламентируют работу журналистов на основе принятых в обществе законов. Обеспечивают определенную правомочность профессиональной деятельности журналиста и устанавливают необходимые пределы, ограждающие общество и его членов от превышения сотрудниками редакции своих полномочий.

этические направлены на нравственную регуляцию поступков журналиста во взаимоотношениях с коллегами.

3. Процессуальная структура творческого акта (стадии выработки цели и её реализации, общая характеристика и основные операции).

Лучше всего заранее сформулировать личный творческий план. Можно отталкиваться от личных интересов, традиционных для СМИ проблем, любимые чит.темы.

- Поставить тему, найти источники информации, обозначить главную идею.

2 стадии:

1) Исходный импульс

Операция – отрезок времени, в течение которого я что-то делаю, идя от замысла к реализации.

1 операция:

- выбор места, где что-то происходит

- поиск объекта (на основе опыта, интуиции). Конкретизация темы.

2 операция: Предварительное знакомство с объектом. Просмотр текущей прессы, мнение об объекте.

3 операция: непосредственное знакомство с объектом. Процесс сбора информации начался заново.  Документы. Методы наблюдения и пр.

4 операция: уточняет все забытые сведения. Сгладить недоточеты.

2) 1 о: образный ориентир, его поиск. Образ.

Ход, логика развития текста, сюжета. Не композиция и не сюжет. Ищется интуитивно. Идея, план в удобной форме.

2 о: написание текста, работа над сюжетом, н. достать пассивный запас слов.

3о: редактирование текста, сбор доп.инфы, переписывание текста.

4 о: законченный текст, сюжет, могущий нуждаться в обработке.

В журналистском творчестве, когда личность включается сначала в процесс обдумывания будущего материала, потом сбора информации, затем осмысления жизненных фактов и т. д., также можно выделить общие фазы и включенные в них более частные этапы:

— формирование концепции, намерения;

— расчленение и сравнение основных составных элементов изучаемой реальности (объекта, явления, процесса);

— постановка цели;

— восприятие известной ситуации в совершенно новом свете.

4.Личность журналиста. Структура творческой индивидуальности, типология творческих индивидуальностей в журналистике.

Мир личности журналиста-профессионала складывается в соответствии с объективными требованиями его профессии. Если попытаться в сводном виде при строгом разграничении особых областей описать мир личности журналиста, то в качестве “ядра” личности как главные следует выделить мировоззренческие, социально-политические позиции, соседствующие и взаимодействующие со сферой профессиональных склонностей, реализовать которые можно при наличии определенного рода и уровня способностей. Успешную деятельность, проявляющуюся как реализация позиций, способностей, обеспечивают: совокупность личностных свойств, система освоенных знаний, полученные в практике навыки и опыт. “Внешний” слой, как бы скрепляющий весь мир личности журналиста, составляет область ответственности за профессионально-творческую самореализацию, за самосовершенствование и развитие личности, за самоотдачу в служении обществу.

Творческих индивидуальностей, в которых более или менее сбалансировано проявляется все совокупность необходимых качеств, может быть множество типов, в каждой отдельной творческой личности эта гармония нова и своеобразна. Но в любом случае какие-то отдельные черты и свойства проявляются ярче, чем другие. Так, одни больше опираются на рациональное, другие --на образное мышление; одни - на строгое доказательство, другие - на изложение деталей и подробностей; кто-то мобилизует свои преимущества в прогностической сфере, а кто-то - в исторических аналогиях и т.д.

Склонности - запускающие механизмы при формировании журналиста. Важную роль здесь играют мотивации.

Способности - особенности личности, которые являются субъективными условиями успешного осуществления выбранной деятельности. Они проявляются в степени быстроты, глубины и прочности овладения необходимыми умениями, характерными для конкретной деятельности, на основе освоения знаний и осмысления опыта (своего и чужого).

Использование склонностей и способностей, их характер и направленность во многом зависят от особенностей третьей составляющей “ядра” личности - его социально-мировоззренческой, общественно-политической позиции. Это “стержень” личности.

Личностные свойства и возможности журналиста:

1) интеллектуальные качества - занимают ведущее место. Это система мыслительных способностей человека, уровень его умственного развития, интеллектуальная активность, сообразительность, смелость мысли и т.п.

2) черты образного мышления и видения явлений действительности,

3) успех журналиста во многом зависит от особенностей эмоционально-психологического и волевого склада его личности. Характерной чертой журналиста является “любопытство”, обращенность психики вовне, журналист - экстраверт, а не интроверт, стремление докопаться до истины. Журналисту необходимо мужество, доброта, отзывчивость, чуткость, низкий “болевой порог”, умение сочувствовать и встать на место своего собеседника, героя и антигероя. Общительность, стремление понять даже противника, быстрота реакции, умение сосредоточиться, работать в трудных условиях, собранность, находчивость, мобильность, толерантность.

4) физические данные.

5)Система знаний (энциклопедизм): профессионально-журналистское знание, специальные знания.

Индивидуальность журналиста выявляется в профессиональной специализации. Современному журналисту для эффективной деятельности необходимо умело сочетать универсализм со специализацией, ему нужны не только базовые университетские знания, но и специальные, в зависимости от профиля будущей работы.

Характеристика:

- предметное поле интересов

- тип проф.мышление: научное мышление, обыденное

- тип творч.ориентации (универсальные, инт.-активные, организаторская работа, лит.форма). Генератор идей, организатор;  разработчик темы и критик. Современная психология делит людей творческого склада на два типа: дивергенты (способны к широкому спектру творческой деятельности, легко устанавливают отдаленные связи между несоединимыми и несопоставимыми понятиями и явлениями; руководствуются внутренними стимулами) и конвергенты (склонны к узким, целенаправленным, глубоким и конкретным исследованиям; оперируют общепринятыми штампами; для творческой деятельности им необходимы внешние стимулы; к познавательным эмоциям равнодушны).Каждый автор, исходя из индивидуальных способностей и склонностей, стремится выбрать оптимальный стиль работы над материалом. А творческие процессы, связанные с подготовкой журналистского произведения, имеют закономерные этапы, знание которых позволит будущим журналистам, и дивергентам и конвергентам, оптимизировать свою деятельность.

5.Журналистское произведение в ряду других произведений духовного творчества. Особенности темы и идеи журналистского произведения.

Журналистское творчество, относясь к духовно-практической деятельности человека, прежде всего проявляется в самом процессе создания информационного продукта. В данном случае реализуются не только духовно-творческие силы журналиста, но и конкретные способы постижения социальной реальности.

Журналистику всегда связывали с литературной деятельностью. Сходство видели не в способах отражения действительности. Если для писателя, как отмечал М. Горький, важно «искусство словесного творчества, искусство создания характеров и типов», то для журналиста это искусство заключается в особом освоении социального времени, в котором «находит отражение и "злоба дня", и история современности, и ретроспектива, и перспектива человеческой жизнедеятельности, обладающие актуальным социальным значением».

В отличие от труда писателя, который работает самостоятельно, от начала до конца создания литературного произведения, деятельность газетчика носит двойственный характер, с одной стороны, он как творческий работник свободен в сборе материала, разработке темы, выборе художественных средств при написании материала, то есть он создает свое произведение в соответствии со своими склонностями, индивидуальными особенностями.

С другой стороны, его материал является лишь элементом в общем построении газеты, в системе газетного номера, который создается коллективно. Его дорабатывают сообща. При отборе фактов и построении журналистского произведения мастерство журналиста заключается в том, насколько он умеет убеждать фактами, обобщать, анализировать.

Задумывая некую публикацию, журналист прежде всего должен определить тему. Как считает В.М. Горохов, журналистская тема всегда имеет «ярко выраженную функциональную за-данность. Тема публицистического произведения в газете по сравнению, скажем, с художественной темой нормативно, прямо отвечает на социальный заказ. Тема выступления публициста в прессе рождается как непосредственный отклик на актуальные общественные потребности». Социальный заказ может быть обусловлен и редакционным заданием, и потребностями массовой аудитории, и интересами тех или иных социальных групп.

На практике многие журналисты специализируются на какой-то одной теме. Рождение журналистской темы всегда сопряжено с поиском интересного объекта или предмета будущего описания. Каждый журналист вкладывает в данное понятие свой смысл. Для одних темой может стать событие или человек, о котором никто не писал, для других — непознанная проблема, для третьих — интересный жизненный случай или ситуация и т.д. Поиск тем – поиск новой инфы.

6.Элементарные выразительные средства журналистики. Методы предъявления информации.

Художественный метод. Жанр.

Основным же для автора может быть, скажем, экономический, политический или другой вид анализа действительности. Художественная же сторона таких текстов предстает лишь «фоном», на котором разворачиваются различные познавательные операции, логический анализ, фактологическая аргументация.

7.Приемы и методы сбора, фиксации и хранения информации.

Фиксация: Записная книжка, стенография, диктофон, адресная книга, фотоаппарат, подслушивающие устройства, ин.языки, чтение по губам и вверх ногами.

Источники: Контакты, политики, офиц.доклады, общественные организации, Международные организации, Университеты и исследовательские институты, Научные академические журналы и желтая пресса, Специализированные издания, Частные объявления, Полиция и другие службы чрезвычайных ситуаций, Наблюдательность, Юбилейные даты, Встречи с людьми, Другие газеты.

Методы сбора:

Нестандартные: прогноз и биографический.

ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

Наблюдение. Личном познании действительности путем чувственного ее восприятия. В отличие от обыденного наблюдения, которое часто носит непреднамеренный, случайный характер, журналистское наблюдение целенаправленно.

- Открытое и скрытое. В первом ж-ст заявляет о своей цели, о редакционном задании, может сообщить и о том, как он его будет выполнять, какая ему может потребоваться помощь со стороны участников строительства. Скрытое же наблюдение может применяться при изучении, например, конфликтной ситуации в каком-то коллективе или при проведении журналистского расследования.

- «включенное» и «невключенное». По степени участия ж-ста. В первом случае журналист становится, например, членом экипажа рыболовного траулера и работает на борту вместе с другими рыбаками. «Невключенное» наблюдение представляет собой изучение какой-то деятельности со стороны, при подготовке, например, репортажа об извержении вулкана, о спортивных состязаниях и т.д.

- прямое и косвенное. Одни предметы автор может наблюдать непосредственно, другие же — в силу их удаленности, скрытости и других условий — лишь опосредованно, используя косвенные данные.

- кратковременные и длительные. Кратковременные наблюдения используются при подготовке оперативных публикаций, в случае же, когда надо изучить предмет подробно, основательно, применяется длительное наблюдение. Длительное наблюдение не следует понимать как обязательно одноразовое.

Метод проработки документов. По типу фиксации информации документы могут быть объединены в группы: рукописные; печатные; фото- и кинопленки; магнитные пленки, грампластинки, лазерные диски и т.д. По типу авторства — официальные и личные. По степени близости к объекту отображения — первоначальные и производные. По степени предназначенности для печати — преднамеренно созданные и непреднамеренно. По сфере деятельности, породившей документ, — бытовые, производственные, государственно-административные, общественно-политические, научные, справочно-информационные.

Существуют разные методы анализа документов, в зависимости от того, какие сведения в данный момент более всего необходимы журналисту.

Традиционные методы (их еще называют качественные) составляют основу журналистского исследования документов. Эти методы преломляются в понимании исследуемого документа. В его интерпретации, в фиксировании полученных таким образом сведений. Интерпретация осуществляется как сравнение содержания документа с определенными критериями, соотносящимися с этим содержанием.

Что касается формализованного метода, основу которого составляет контент-анализ, то он требует изучения большого массива однотипных документов (например, подшивки газет) по определенным параметрам этих документов. Контент-анализ — это трудоемкий научный метод, и применяется в журналистике он довольно редко, поскольку требует особых навыков и отнимает много времени.

Методы интервью, беседы, опроса, анкетирования.

Метод эксперимента. Существует две основные разновидности эксперимента. В первом случае журналист «меняет профессию» (становится на время водителем такси или продавцом, или дворником и т.д.) и осуществляет наблюдение и за коллективом, и за тем, как он реагирует на его (журналиста) действия. Во втором случае он специально организует какую-то ситуацию и наблюдает за тем, как она протекает, оставаясь при этом в роли журналиста.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

Формально-логические методы. Выводное знание — это знание, полученное по законам логики путем соответствующих умозаключений из старого знания, из уже известных фактов.

Индуктивное умозаключение. Это умозаключение есть переход от знания о единичном к знанию об общем.

Дедуктивное умозаключение. Оно представляет собой развитие мысли от большей общности знания к меньшей (иногда — от единичного к частному).

Традуктивное умозаключение. Сущность традуктивного метода заключается в том, что, исходя из сходства нескольких признаков двух или более явлений, делается вывод о сходстве всех других признаков этих явлений.

Содержательно-логические методы исследования. В отличие от формально-логических методов, предполагающих неизменность явлений, по отношению к которым выносятся те или иные суждения, методы содержательной логики принимают во внимание изменчивость, развитие мира.

Методы анализа и синтеза. Они исходят из необходимости при изучении предмета разделения его на составляющие, а затем соединения этих составляющих.

Гипотетический метод. Он исходит из необходимости выхода за пределы непосредственного, сегодняшнего состояния развития явления. С помощью этого метода исследователь (в том числе журналист), опираясь на совокупность известных ему фактов, предпринимает попытку предсказать развитие изучаемого явления в будущем. Без выдвижения гипотез невозможно развитие человеческого знания, движение к истине.

Метод историзма. Метод логический. Первый из них вытекает из необходимости при изучении предмета выявлять индивидуальные черты его развития, а второй — сущностные, «спрямленные» его связи. Исторический метод требует смотреть на каждый предмет с точки зрения того, как он возник, какие главные этапы в его развитии существовали, что он представляет собой в настоящий момент. Историческое исследование дополняется теоретическим анализом, который основан на логическом методе, позволяющем выделить из всего многообразия связей действительности наиболее существенные связи.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТОД

Суть метода самого по себе заключается в безграничном применении авторской фантазии, вымысла, которые дают необходимую для творца свободу создания художественного образа и выявления через него «правды жизни в целом». В журналистике элементы вымысла могут быть применены лишь для того, чтобы «оттенить» такие факты. Причем хороший журналист всегда дает понять читателю, где достоверные факты, а где вымысел, фантазия, и в чем смысл их «сосуществования». Результатом правильного применения художественного метода в журналистике является создание текстов, содержащих не художественные образы (что присуще художественной литературе), а публицистические, т.е. образы, ограниченные «правдой факта», но не «правдой жизни в целом». Тем самым публицистика выступает переходной ступенью, «пограничной зоной», отделяющей (и соединяющей) журналистику и художественную литературу.

В ходе познания различных объектов и явлений действительности журналист включается в творческий поиск. Данный поиск может выйти за рамки уже известных фактов, упорядоченных знаний, представлений, мнений. Поэтому не все творческие задачи могут быть решены с помощью логического анализа. Зачастую, обдумывая ту или иную проблему, журналист может прийти к ее решению на интуитивном уровне.

8.Виды творческой деятельности журналиста. Планирование труда журналиста.

Виды творч.деятельности: редакторская, публицистическая, организационная.

Зависят от творч.индивидуальности.

Наиболее важные  вы деятельности - творческий и информационно-производственный.

9.Аргументация в журналистском произведении.

- логичная: тезис – аргумент - демонстрация

- нелогичная – осн. На психологии

 

10.Особенности организации журналистского текста. Сюжет и композиция, правила монтажа.

Связи внутри текста: глубинные, поверхностные, внутренние

Виды композиции: прямая, обратная, кольцевая, ступенчатая + примеры

Журналистский текст представляет собой органичную часть социальной практики, акт реальной политики.

Сюжет - средство организации материала. Журналистский сюжет-логика развития мыслей, система событий, история постановки и решения актуальной общественной проблемы в соответствии с социальной целью, конкретной идеологической задачей.

Особенности структуры:

1) выразительные средства журналистского текста (см. там же, 1-я колонка таблицы: факты, образы, постулаты, парадоксы, вопросы, цитаты);

2) предлагает некую концепцию вмешательства в социальную практику. Она может быть выражена путем скрытой оценки или открытой рекомендации. Особенность журналистского текста как системы выразительных средств - предлагает некую “рабочую” идею.

3) создание символа, обращение и оперирование символикой (созданной либо до журналиста - тогда это штамп,  либо журналист создает новый образ, который может быть подхвачен, стать штампом или войти в культуру

Слово «композиция» происходит от латинского compositio — составление, связывание. В журналистском произведении (в силу особенностей публицистического отображения действительности — прерывистого и мозаичного) могут связываться различные события, разделенные во времени и пространстве; смысловые блоки, раскрывающие суть того или иного явления; разнородные факты и наблюдения; мнения и оценки людей и т.д. Однако подразумевается не простое их «скрепление», а такое соединение различных содержательных компонентов, которое способствовало бы созданию целостного произведения. Целостность достигается единством художественной формы и содержания.

Композиционная гармония частей может быть достигнута через принципы монтажного построения текста. Данный подход был выработан в практике киноискусства, и, по сути, означает отбор за монтажным столом наиболее удачных эпизодов с целью их сцепления в единую целостную картину. Разные видах монтажа картин: доминантном, обертонном, интеллектуальном, информационном. Употребляют термины «полимонтаж» (когда на одной плоскости экрана сталкиваются одновременно два или три действия), «монтажная перебивка», «монтажное крепление», «проходы героя» и т.д.

На концентрацию внимания читателей рассчитано и разделение большого текста на отдельные главки. Такой монтажный подход позволяет: 1) разбить все произведение на тематические блоки; 2) в каждом таком разделе рассмотреть тот или иной конкретный вопрос; 3) выстроить все части по принципу сюжетного развития: от завязки до кульминации; 4) с помощью логических мостиков придать тексту целостность.

Следующий способ композиционного построения текста можно обозначить как прием «разработки мотива». В данном случае автор выдвигает «ударный эпизод» или же ищет интересный сюжетный ход. В качестве «ударного эпизода» может выступить интересный случай, встреча, история, событие, оттолкнувшись от которого автор динамически разворачивает действие, раскрывая заявленную тему.