ВВЕДЕНИЕ

Одной из основных характерных особенностей современного строительства является увеличение строительства многофункциональных зданий. Поэтому проблема обеспечения пожарной безопасности таких зданий, людей и имущества является основной при разработке, проектировании, строительстве и эксплуатации объекта.

Пожарная безопасность такого здания должна обеспечиваться системами предотвращения пожара и противопожарной защиты, в том числе организационно-техническими мероприятиями.

Анализ требований, направленных на обеспечение пожарной безопасности зданий и сооружений, предусматривает два основных вида защиты: пассивная и активная системы п/п защиты.

К системе пассивной противопожарной защиты относятся нормативные требования, соблюдение которых позволяет обеспечить правильную привязку здания к существующим градостроительным решениям, выбрать наиболее экономичные строительные конструкции и материалы, решить проблемы внутренней планировки и эвакуации людей.

Система активной п/п защиты включает нормативные положения, направленные на ограничение распространения возможного пожара и его локализацию, к ним можно отнести требования к проектированию внутреннего пожаротушения и сигнализации, противодымной защиты.

Системы пассивной и активной п/п защиты неразрывно связаны между собой и не являются взаимозаменяемыми. Помимо этого, в системах разрабатываются организационные п/п мероприятия, к числу которых относятся: инструкции о мерах пожарной безопасности, инструкции по эксплуатации подсистемы п/п защиты, приказы по пожарной безопасности.

Системы пожарной безопасности характеризуются уровнем обеспеченич пожарной безопасности людей и материальных ценностей, а также экономическими критериями эффективности этих систем для материальных ценностей и выполняют следующие задачи:

-       исключают возникновение пожара

-       обеспечивают пожарную безопасность людей

-       обеспечивают пожарную безопасность материальных ценностей

-       обеспечивают пожарную безопасность людей и материальных ценностей одновременно.

Целью дипломного проекта является разработка концепции противопожарной защиты многофункционального здания.

1.     КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗДАНИЯ.

Многофункциональное здание, разработанное по индивидуальному проекту проектной организацией "ПРОМСТРОЙПРОЕКТ"

 предназначается для строительства в г.Твери.

Здание представляет собой многоэтажный односекционный жилой дом с гаражом стоянкой (18 этажей, в т. ч. жилых 13 этажей). Жилая часть здания располагается на 13 этажах и включает в себя 59 квартир. В цокольном этаже и 1-3 этажах размещаются гаражи-автостоянки различной вместимости(цокольный этаж – 10а/м; 1 этаж – 12 а/м; 2 и 3 этажи – 17 а/м каждый). На четвёртом и цокольных этажах располагаются технические помещения. 18 этаж – технический. Площадь застройки 700 м2 . строительный объём 33061,4 м2 . здание запроектировано в монолитном железобетоне. Снаружи по фасаду здание отделано кирпичом. Выезды из этажей гаража-автостоянки осуществляются по внутренней рампе, а из здания по пандусу. Для эвакуации людей из жилой части здания предусмотрена незадымляемая л.к. 1-го типа. Выход на кровлю здания осуществляется из лестничной клетки. Для эвакуации людей с этажей автостоянки предусмотрены отдельные лестничные клетки. В здании предусмотрены 2 лифта, один из которых обслуживает жилую часть здания и этажи гаража-автостоянки. Выходы из лифтов предусмотрены через лифтовые холлы.Выходы из лифтов предусмотрены через лифтовые холлы.

2.     ЭКСПЕРТИЗА АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ.

2.1  Определение требуемой степени огнестойкости здания.

В соответствии со СНиП 21-01-97 п.1.5* здание не требуется относить к особой степени огнестойкости, т.к. его высота не превышает 75 м.

В соответствии с п. 5.21* СНиП 21-01-97 по функциональной пожарной опасности многофункциональное  здание относится к классу Ф 1.3. требуемая степень огнестойкости здания класса Ф 1.3 определяется по СНиП 2.08.01-89* п.1.11*, т.1 и должна быть не ниже I, а класс конструктивной пожарной опасности СО (высота здания 56 м, площадь этажа не превышает 700 м2 ). Требуемая степень огнестойкости автостоянки в соответствии с п.5.5, п.5.39, т.4 СНиП 21-02-99 должна быть не менее степени огнестойкости здания, в которое она встраивается, т.е. не ниже I СО. Класс конструктивной пожарной опасности автостоянки должен быть СО.

  

2.2  Оценка пределов огнестойкости строительных конструкций.

В соответствии со СНиП 21-01-97* 5.28*, п. 5.19 и СНиП 21-02-99 п. 5.12 пределы огнестойкости и классы пожарной безопасности строительных конструкций должны быть не ниже приведённых в табл. 2.1.

Примеры огнестойкости строительных конструкций

Таблица2.1

п/п

Наименование строительной конструкции

Требуемый предел огнестойкости,

мин

Требуемый класс пожарной опасности конструкции

1

2

3

4

1.

Несущие элементы здания

R120

KO

2.

Наружные несущие стены

E30

KO

3.

Перекрытия междуэтажные(в том числе чердачные)

REI60

KO

4.

Внутренние перегородки

EI30

KO

5.

Лестничные клетки:

- внутренние стены

- марши и площадки

REI120

KO

R60

KO

2.3  Экспертиза объёмно-планировочных и конструктивных решений.

Повышенной пожарной опасностью обладают помещения электрощитовых, технические помещения, кладовые, подсобные, венткамеры, машинные помещения лифтов, расположенные в здании. В соответствии с требованиями НПБ-105-95 эти помещения относятся к категориям ВЧ, Д по пожарной безопасности.

Помещения гаражей-стоянок по НПБ 105-95 относятся к категории В2 по пожарной опасности.

Мусоросборная камера располагается в цокольном этаже на отметке – 2.500 непосредственно под стволом мусоропровода и имеет выход непосредственно наружу. Ствол мусоропровода выполнен из негорючего материала и располагается в отдельном помещении (жилые этажи).

Выход на кровлю здания осуществляется непосредственно из лестничной клетки.

Экспертиза объёмно-планировочных и конструктивных решений приведена в таблице 2.2.

Экспертиза объёмно-планировочных и конструктивных решений.

Таблица 2.2

п/п

Вопросы, подлежащие проверке или контролю

Предусмотрено в проектных материалах

Требуется по нормативным документам и правилам пожарной безопасности

Ссылки на пункты нормативных документов

Вывод о соответствии принятых технических решений

1

2

3

4

5

6

1.

Необходимость деления здания на пожарные отсеки

1.1

По допустимой площади пожарного отсека

Наибольшая площадь этажа составляет 700 м2

Наибольшая допустимая площадь пожарного отсека 2500 м2

СНиП 2.08.01-89* п.1.11*, т.1

соответствует

1.2

По функциональному назначению отдельных частей здания

Жилая часть здания отделяется от автостоянки техническим этажом

При размещении автостоянок под жилыми домами жилые комнаты непосредственно над помещениями хранения автомобилей размещать не допускается, т.е. названные помещения необходимо разделять нежилым помещением (этажом).

п.5.5

СНиП

 21-02-99

соответствует

1.3

По пожарной опасности

В проекте предусмотрены перекрытия из монолитного железобетона толщиной 300 мм.

Сооружения автостоянок,  встроенных в здания другого назначения должны отделяться от помещений этих зданий противопожарными стенами и перекрытиями 1-го типа. Допускается в зданиях класса      Ф 1.3 встроенную автостоянку отделять противопожарным перекрытием 2-го типа, при этом жилые этажи должны быть отделены от автостоянки нежилым этажом.

П. 5.5

СНиП

21-02-99

Требуется расчёт огнестойкости монолитных перекрытий

2

Необходимость деления пожарного отсека на секции или отдельные помещения

2.1

С целью изоляции пожароопасных помещений

В проекте предусмотрены перегородки толщиной 200 мм и перекрытия толщиной 300 мм.

Отражающие конструкции помещений машинных отделений лифтов, кладовых, венткамер, электрощитовых, технических помещений должны соответствовать требованиям, предъявляемым к п/п перегородкам 1-го типа и перекрытиям 3-го типа.

п. 1.34.*, п.1.45*  СНиП 2.08.01-89*  п. 7.22  СНиП        21-01-97*

Требуется расчёт огнестойкости конструкции

2.2

С целью изоляции помещений иного назначения, встроенных в автостоянку

По проекту предусмотрено размещение помещений, относящихся к жилой части здания в цокольном этаже, 1-м этаже автостоянки. Помещения изолируются от помещений автостоянки монолитными перекрытиями толщиной 300 мм, монолитными стенами толщиной 120 мм и перегородками толщиной 120 мм.

Помещения, встроенные в автостоянку и не относящиеся к ней, должны отделяться от помещений автостоянки п/п стенами и перекрытиями 1-го типа.

п.5.5

СНиП

21-02-99

Требуется расчёт огнестойкости монолитных конструкций

3

Наличие выездов из автостоянки

Предусмотрена проектом 1 рампа

При количестве автомобилей до      100 – требуется предусматривать одну однопутную лампу

п.5.11

СНиП

21-02-99

соответствует

4

Наличие выходов из автостоянки

Для сообщения между этажами автостоянки предусмотрены отдельные лестничные клетки

В автостоянках, встроенных в здания другого назначения, не допускается предусматривать общие лестничные клетки

п.5.8

СНиП

21-02-99

соответствует

5

Изоляция лифтовых шахт

Предусмотрена общая лифтовая шахта для связи автостоянки и жилой части. Выходы из лифтов на этажах автостоянки предусмотрены через тамбур-шлюзы с подпором воздуха при пожаре.

В автостоянках, встроенных в здания другого назначения, не допускается предусматривать общие лифтовые шахты. При необходимости сообщения автостоянки со всеми этажами здания другого назначения другого назначения следует предусматривать противодымную защиту лифтовых шахт. Выходы из лифтовых шахт автостоянки следует в вестибюль основного входа с устройством на этажах автостоянки тамбур-шлюзов     1-го типа с подпором воздуха при пожаре.

п.5.8

СНиП

21-02-99

соответствует

6

Размещение и изоляция мусорокамер и мусоропроводов

Мусорокамера размещена непосредственно под стволом мусоропровода, имеет выход непосредственно наружу. Изолируется мусорокамера монолитным ж/б перекрытием толщиной 300 мм и перегородками толщиной не менее 120 мм (монолитный ж/б), кирпичными перегородками толщиной 120 мм.

Мусоросборную камеру следует размещать непосредственно под стволом мусоропровода. Мусоросборная камера должна иметь самостоятельный вход с открывающейся наружу дверью и выделяться противопожарными перегородками и перекрытием с пределами огнестойкости не менее REI60 и KO.

п.1.54*

СНиП

2.08.01-89*

Требуется расчёт относительной огнестойкости конструкции.

7

Огнестойкость ограждения лифтовых шахт

Предусмотрено ограждение из монолитного ж/б толщиной не менее 200 мм.

Ограждающие конструкции лифтовых шахт должны соответствовать требованиям СНиП 21-01. Ограждающие конструкции лифтовых шахт должны соответствовать требованиям, предъявляемым к противопожарным перегородкам 1-го типа и перекрытиям 3-го типа.

п.5.19

СНиП

21-02-99

п.7.22

СНиП

21-01-97*

Требуется расчёт огнестойкости ограждающих конструкций.

8

Выходы на кровлю здания

Предусмотрен один выход на кровлю здания из лестничной клетки типа Н1.

В зданиях высотой 10 м и более следует предусматривать выходы на кровлю здания из лестничных клеток. Количество выходов на кровлю здания и их расположение следует предусматривать в зависимости от функциональной пожарной опасности и размеров здания, но не менее чем один выход на каждые полные или неполные 100 м или 1000 м2.  

п.8.3

СНиП

21-01-97*

соответствует

9

Деление на отсеки технических этажей

Технические этажи разделены на секции площадью не более 500 м2 монолитными перегородками толщиной 200 мм.

Технические этажи следует разделять п/п перегородками 1-го типа площадью не более 500 м2.

п.1.54*

СНиП

2.08.01-89*

Соответствует, требуется расчёт огнестойкости перегородок.

10

Наличие лифта для транспортировки пожарных подразделений

В проекте предусмотрены лифты обычного исполнения.

В зданиях высотой 17 этажей и более лифт грузоподъёмностью 630 кг должен обеспечивать транспортирование пожарных подразделений.

Приложение 3, примечание 3.

СНиП

2.08.01-89*

не соответствует

11

Огнестойкость шахты лифта для транспортировки пожарных подразделений

См. п.7 таблицы.

Лифт для транспортировки пожарных подразделений должен быть расположен в шахте с пределом огнестойкости не менее 2 часов.

— || —

Требуется расчёт огнестойкости конструкций шахт.

12

Изоляция ствола мусоропровода

По проекту не предусмотрена изоляция ствола мусоропровода.

В случае транзитной прокладки через помещение автостоянки инженерных коммуникаций, принадлежащих зданию в которое она встроена, должны быть изолированы строительными конструкциями с пределом огнестойкости не менее EI45.

П.6.3

СНиП

21-02-99

Не соответствует.

13

Наличие лифтовых холлов

Выходы из лифтов по проекту предусмотрены в лифтовые холлы.

Выходы из лифтов на этажах должны предусматриваться в лифтовые холлы.

П.1.20

СНиП

2.08.01.-89*

Соответствует.

14

Изоляция лифтовых холлов

Проектом предусмотрены двери с закрывателями и уплотнениями в притворах.

Лифтовые холлы должны быть отделены от помещений любого назначения и  поэтажных коридоров дверями, оборудованными закрывателями, с уплотнениями в притворах.

П.1.20

СНиП

2.08.01-89*

Соответствует.

15

Наличие изолированной рампы в автостоянке

По проекту для связи между этажами автостоянки предусмотрена неизолированная рампа.

В надземных автостоянках, встроенных в здания другого назначения не допускается устройство неизолированных рапм.

П.5.13

СНиП

21-02-99

Не соответствует.

2.4  Оценка пределов огнестойкости п/п преград в здании

Противопожарные преграды характеризуются огнестойкостью и пожарной опасностью, как и остальные конструкции здания. Однако, в соответствии с п.5.14*СНиП 21-01-97* все п/п преграды здания должны относиться к классу КО по пожарной опасности, т.е. при их проектировании не применяются горючие материалы.

Огнестойкость противопожарных преград определяется огнестойкостью их элементов:

- ограждающей части

- конструкций, обеспечивающих устойчивость преграды

- конструкций, на которые они опираются

- узлов между ними

Требуемые пределы огнестойкости противопожарных преград, которые могут быть применены в здании приведены в таблице 2.3.

Таблица 2.3

п/п

Наименование противопожарной преграды

Тип противо-пожарной преграды

Предел огнестойкости, мин

Класс пожарной опасности преграды

1

2

3

4

5

1

Противопожарные стены

1

REI150

KO

2

Противопожарные перекрытия

1

REI150

KO

2

REI60

KO

3

REI45

KO

3

Противопожарные двери

1

EI60

KO

2

EI30

KO

4

Противопожарные перегородки

1

EI45

KO

5

Ограждающие конструкции рампы:

 — стены

 — ворота

EI90

KO

EI60

KO

6

Тамбур-шлюз:

 — перегородки

 — перекрытия

 — п/п двери

1

1

EI45

KO

3

REI60

KO

2

EI30

KO

2.5  Экспертиза эвакуационных путей и выходов.

Эвакуация людей из жилой части здания осуществляется в три этапа:

— эвакуация из квартиры

— эвакуация из коридора

— эвакуация из лестничной клетки

Эвакуация людей из автостоянки осуществляется по двум лестничным клеткам.

Количество эвакуационных выходов, ширину и протяжённость путей эвакуации следует принимать в соответствии со СНиП 2.08.01-89* и СНиП 21-02-99.

Экспертизу эвакуационных путей и выходов целесообразно проводить по каждой функциональной части здания.

В таблице 2.4 проводится экспертиза эвакуационных путей и выходов жилой части, а в таблице 2.5 автостоянки.

Таблица 2.4

п/п

Вопросы, подлежащие проверке или контролю

Предусмотрено в проектных материалах

Требуется по нормативным документам и правилам пожарной безопасности

Ссылки на пункты нормативных документов

Вывод о соответствии принятых технических решений

1

2

3

4

5

6

1

Количество эвакуационных выходов

1.1

Из квартир.

По проекту предусмотрены одноэтажные квартиры

Квартиры, расположенные на двух этажах должны иметь эвакуационные выходы на каждом этаже.

6.12*

СНиП

21-01-97*

соответствует

1.2

С этажей здания.

Для эвакуации людей с этажей здания предусмотрена лестничная клетка типа Н1.

В жилых зданиях секционного типа высотой более 28 м при общей площади квартир в секции до 500 м2 следует предусматривать I эвакуационный выход в лестничную клетку типа Н1, при этом для всех квартир, расположенных выше 15 м следует предусматривать аварийные выходы        по п.6.20* СНиП        21-01-97*

П.1.29* СНиП

2.08.01-89*

п.6.20*

СНиП

21-01-97*

соответствует

1.3

Из здания (секции).

Предусмотрен через л.к., обслуживающую автостоянку.

Число эвакуационных выходов из здания (секции) должно быть не менее числа эвакуационных выходов с любого этажа здания.

П.6.14

СНиП

21-01-97*

не соответствует

2

Протяжённость путей эвакуации.

По проекту расстояние от двери наиболее удалённой квартиры  21 м.

В секции жилого здания при выходе из квартир в коридор, не имеющий естественного освещения в торце, расстояние от двери наиболее удалённой квартиры до выхода непосредственно в лестничную клетку на должно превышать     12 м.

П.1.21*

СНиП

2.08.01-89*

не соответствует

3

Ширина путей эвакуации.

Ширина коридора по проекту не менее 1.4 м.

Ширина коридора в жилых зданиях между торцом коридора и лестницей должна быть не менее 1.4 м (при длине коридора до         40 м)

П.1.22

СНиП

2.08.01-89*

соответствует

4

Высота путей эвакуации.

Проектом предусмотрена высота путей эвакуации не менее 2.8 м.

Высота горизонтальных участков путей эвакуации в свету должна быть                 не менее 2 м.

П.6.27

СНиП

21-01-97*

соответствует

5

Ширина эвакуационных входов.

Ширина эвакуационных выходов не менее 0.8 м.

Ширина эвакуационных выходов должна быть не менее 0.8 м.

П.6.16

СНиП

21-01-97*

соответствует

6

Конструктивное исполнение эвакуационных путей и выходов

6.1

Направление открывания дверей.

Двери открываются по направлению выхода из здания, за исключением дверей квартир.

Двери эвакуационных выходов должны открываться по направлению выхода из здания, за исключением помещений класса Ф1.3.

П.6.17

СНиП

21-01-97*

соответствует

6.2

Число само-закрывающихся дверей на пути от квартиры до лестничной клетки.

Проектом предусмотрено 2 последовательно расположенные самозакрывающиеся двери.

На пути от квартиры до лестничной клетки должно быть не менее двух ( не считая дверей из квартиры) последовательно расположенных самозакрывающихся дверей.

П.1.31*

СНиП

2.08.01-89*

соответствует

6.3

Наличие механизмов самозакрывания и уплотнений в притворах дверных проёмов.

По проекту предусмотрены уплотнения и механизмы самозакрывания.

Двери выходов из квартир на пути эвакуации должны иметь уплотнения в притворах, а двери лифтовых холлов и лестничных клеток механизмы самозакрывания и уплотнения в притворах.

П.6.18*

СНиП

21-01-97*

п.1.20

СНиП

2.08.01-89*

соответствует

6.4

Наличие раздвижных, подъёмных, вращающихся дверей и турникетов на путях эвакуации.

По проекту не предусмотрено.

Выходы не являются эвакуационными, если в них установлены раздвижные, подъёмные двери, ворота, вращающиеся двери и турникеты.

П.6.10

СНиП

21-01-97*

соответствует

6.5

Отделка путей эвакуации.

В предоставленных проектных материалах сведения об отделке путей эвакуации отсутствуют.

В зданиях всех степеней огнестойкости и классов конструктивной пожарной опасности, за исключением случая , оговорённого в п.6.25* не допускается применять материалы с более высокой пожарной опасностью, чем оговорено в п.6.25*.

П.6.25*

СНиП

2.08.01-89*

Требуются дополни-тельные сведения

7

Конструктивное исполнения лестниц

7.1

Наличие и количество эвакуационных лестниц.

По проекту для эвакуации людей из жилой части предусмотрена лестничная клетка типа Н1. для всех квартир, расположенных выше 15 м, предусмотрены аварийные выходы на балкон.

В жилых зданиях секционного типа высотой более 28 м при общей площади квартир на этаже до 500 м2 следует предусматривать выход на л.к. типа Н1. При этом для всех квартир, расположенных на высоте более 15 м следует предусматривать аварийные выходы на балкон.

П.1.29*

СНиП

2.08.01-89*

соответствует

7.2

Огнестойкость ограждения лестничной клетки.

Предусмотрены монолитные стены толщиной 200 мм и  400 мм.

REI 120 (KO)

П.5.18*

Т.4*

СНиП

21-01-97*

Требуется расчёт огнестой-кости конструкции.

7.3

Огнестойкость элементов лестничной клетки.

Отсутствуют сведения об огнестойкости элементов.

R 60 (KO)

П.5.18*

Т.4*

СНиП

21-01-97*

Требуются сведения об огнестойкос-ти элементов.

7.4

Ширина лестничных маршей и площадок.

Ширина лестничных маршей 1.25, ширина площадок 1.5 м.

Ширина лестничного марша для лестниц живых зданий секционного типа должна быть не менее 1.05 м. Ширина марша лестницы, предназначенной для эвакуации людей должна быть не менее расчётной или не менее ширины любого эвакуационного выхода. Ширина лестничных площадок должна быть не менее ширины марша.

П.1.24,т.3

СНиП

2.08.01-89*

п.6.29,

п.6.31

СНиП

21-01-97*

соответствует

7.5

Уклон лестничных маршей.

Уклон не превышает 1:1.75.

Наибольший допустимый уклон лестничных маршей – 1:1.75 для жилых этажей.

П.1.24,т.3

СНиП

2.08.01-89*

соответствует

7.6

Количество ступеней в марше.

По проекту предусмотрено 11 ступеней в одном марше. Наименьшее количество        ступеней – 5.

Количество ступеней в одном марше или на перепаде уровней должно быть  не менее 3 и не более 18.

П.1.24,т.3

СНиП

2.08.01-89*

соответствует

7.7

Наличие выступающих конструкций и оборудования в лестничной клетке

Не предусмотрено

В лестничной клетке не допускается размещать газопроводы и трубопроводы с горючими жидкостями, встроенные шкафы, размещать оборудование, выступающее из плоскости стен на высоте до 2.2 м от поверхности проступей и площадок лестниц.

П.6.32

СНиП

21-01-97*

соответствует

7.8

Наличие и величина зазора между лестничными маршами.

Предусмотрен зазор, равный 100 мм.

Между лестничными маршами следует предусматривать зазор шириной не менее      75 мм.

П.8.9

СНиП

21-01-97*

соответствует

7.9

Наличие ограждения лестничных маршей.

Предусмотрено.

Лестничные марши и площадки должны иметь ограждения с поручнями.

П.1.17

СНиП

2.08.01-89*

соответствует

7.10

Ширина дверей лестничной клетки.

Предусмотрена ширина не менее 1.25 м.

Ширина наружных дверей лестничной клетки и дверей из лестничной клетки в вестибюль должна быть не менее расчётной или ширины лестничного марша.

П.6.16,

П.6.29

СНиП

21-01-97*

соответствует

7.11

Наличие забежных ступеней и разрезных площадок.

Не предусмотрено.

На путях эвакуации не допускается устройство забежных ступеней и разрезных площадок.

П.6.28

СНиП

21-01-97*

соответствует

8.1

Наличие механизмов самозакрывания и уплотнений в притворах дверных проёмов.

Предусмотрены проектом.

Лестничные клетки должны быть отделены от помещений любого назначения и поэтажных коридоров дверями, оборудованными закрывателями, с уплотнением в притворах.

П.1.20

СНиП

2.088.01-89*

соответствует

8.2

Наличие в лестничных клетках встроенных помещений.

Не предусмотрено.

В л.к. не допускается встраивать помещения любого назначения.

П.6.32

СНиП

2.08.01-89*

соответствует

8.3

Наличие мусоропровода в лестничной клетке.

Отсутствует.

В незадымляемых лестничных клетках допускается установка только приборов отопления.

П.1.19

СНиП

2.08.01-89*

соответствует

8.4

Наличие сгораемой отделки лестничной клетки.

Отсутствуют сведения.

На путях эвакуации (в лестничных клетках) не допускается применять материалы с пожарной опасностью более Г1, В1, Д2, Т2.

П.6.25*

СНиП

21-01-97*

Необходимы дополни-тельные сведения.

8.5

Наличие сгораемой отделки ступеней и площадок лестниц.

— || —

— || —

Г2, РП2, Д2, Т2

П.6.25*

СНиП

21-01-97*

— || —

8.6

Наличие естественного освещения  лестничных клеток.

Предусмотрены световые проёмы общей площадью не менее 1.2 м2.

Лестничные клетки должны иметь световые проёмы на каждом этаже площадью не менее         1.2 м2.

П.6.35

СНиП

21-01-97*

8.7

Наличие выхода непосредственно наружу.

Предусмотрен открытый выход на балкон.

Лестничные клетки должны иметь выход наружу на прилегающую к зданию территорию непосредственно. Лестничные клетки типа Н1 должны иметь выход непосредственно наружу.

П.6.34*

СНиП

21-01-97*

Не соответствует

Экспертиза эвакуационных путей и                                                    выходов технического этажа и гаража-автостоянки.

Таблица 2.5

п/п

Вопросы, подлежащие проверке или контролю

Предусмотрено в проектных материалах

Требуется по нормативным документам и правилам пожарной безопасности

Ссылки на пункты нормативных документов

Вывод о соответствии принятых технических решений

1

2

3

4

5

6

1

Количество эвакуационных выходов

1.1

Технического этажа.

Предусмотрены в каждой секции, один выход на л.к. типа Н1 и второй – на лестницу 3-го типа.

В секционных домах выходы из технических этажей должны предусматриваться  по секциям.

П.1.45*

СНиП

2.08.01-89*

соответствует

1.2

Гаражи-автостоянки.

Предусмотрены выходы на лестничные клетки (типа Н1  и лестницу 3-го типа)

С каждого этажа пожарного отсека автостоянок должно быть предусмотрено не менее 2-х рассредоточенных эвакуационных выходов непосредственно наружу или в лестничные клетки.

П.5.14

СНиП

21-02-99

соответствует

2

Рассредоточенность эвакуационных выходов

Выходы по проекту расположены рассредоточено.

При наличии 2-х и более эвакуационных выходов они должны быть рассредоточены.

П.6.15

СНиП

21-01-97*

соответствует

3

Протяжённость путей эвакуации (автостоянка)

Не превышает 60 м.

Допустимое расстояние от наиболее удалённого места хранения до ближайшего эвакуационного выхода не должно превышать 60 м.

П.5.14

СНиП

21-02-99

соответствует

4

Минимальные размеры путей эвакуации

4.1

Технического этажа.

Предусмотрена ширина дверных проёмов не менее 1 м.

Ширина эвакуационных выходов из коридора в лестничную клетку должна быть                   не менее 1 м.

П.1.105

СНиП

2.08.02-89*

соответствует

4.2

Гаража автостоянки.

Предусмотрена ширина дверных проёмов          не менее 1 м.

Дверные проёмы должны иметь ширину не менее 1 м.

П.5.14

СНиП

21-02-99

соответствует

5

Минимальная ширина лестничных маршей и их наибольший уклон.

Ширина лестничных маршей не менее 1.2 м.

Ширина лестничных маршей должна быть не менее 1 м. Уклон л.м. 1:1.25.

П.1.24,т.3

СНиП

2.08.01-89*

п.5.14

СНиП

21-02-99

соответствует

6

Направление открывания дверей.

Двери открываются по ходу эвакуации.

Двери должны открываться по направлению выхода из здания (кроме дверей помещений).

П.6.17

СНиП

21-01-97

соответствует

7

Минимальные размеры эвакуационных выходов.

Высота не менее 2 м, а ширина не менее 1 м.

Высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1.9 м, а ширина не менее 0.8.

П.6.15

СНиП

21-01-97*

соответствует

8

Количество ступеней в одном марше.

Минимальное количество ступеней        в марше.

Число подъёмов в одном лестничном марше должно быть не менее 3 и не более 18.

П.1.17

СНиП

2.08.01-89

соответствует

9

Наличие забежных ступеней и разрезных площадок.

Не предусмотрено.

На путях эвакуации не допускается устройство забежных ступеней и разрезных площадок.

П.6.28

СНиП

21-01-97*

соответствует

10

Наличие выхода непосредственно наружу из лестничной клетки.

Предусмотрен выход наружу.

Лестничные клетки должны иметь выход наружу на прилегающую к зданию территорию непосредственно. Лестничные клетки типа Н1 должны иметь выход непосредственно наружу.

П.6.34*

СНиП

21-01-97*

соответствует

11

Наличие встроенных помещений в лестничных клетках.

В л.к. в осях ж-и встроено помещение ввода слаботочных сетей.

В л.к. не допускается  встраивать помещения любого назначения.

П.6.32

СНиП

21-01-97*

Не соответствует

2.6  Экспертиза противодымной защиты здания.

Необходимость устройства ПДЗ здания следует определять в соответствии со СНиП 2.04.05-91*, СНиП 2.08.01-89* и СНиП 21-02-99.

Экспертизу целесообразно проводить по каждой функциональной части здания.

В таблице 2.6 приводится экспертиза ПДЗ жилой части, а в таблице 2.7 гаража-автостоянки.

Экспертиза противодымной защиты жилой части здания.

Таблица 2.6

п/п

Вопросы, подлежащие проверке или контролю

Предусмотрено в проектных материалах

Требуется по нормативным документам и правилам пожарной безопасности

Ссылки на пункты нормативных документов

Вывод о соответствии принятых технических решений

1

2

3

4

5

6

1

Количество и тип незадымляемых лестничных клеток

Проектом предусмотрена 1 л.к. типа Н1

В жилых зданиях секционного типа высотой более 28 м, при общей площади квартир в скции (на одном этаже) до 500 м2 следует предусматривать 1 л.к. типа Н1.

П.1.29*

СНиП

2.08.01-89

соответствует

2

Конструктивное исполнение л.к. типа Н1

2.1

Ширина простенка между дверными проёмами в открытой воздушной зоне.

Простенок по проекту размером 1.0 м.

Ширина простенка между дверными проёмами в открытой воздушной зоне должна быть не менее 1.2 м, а между окном и дверным проёмом л.к. не менее 2 м.

П.6.37

СНиП

21-01-97*

Не соответствует

2.2

Высота ограждения воздушной зоны.

По проекту предусмотрено ограждение воздушной зоны равное 1.0 м.

Высота ограждения воздушной зоны должна быть не    менее 1.2 м.

П.6.37

СНиП

21-01-97*

Не соответствует

2.3

Наличие выхода из л.к. непосредственно наружу.

Предусмотрен проектом выход наружу.

Лестничные клетки типа Н1 должны иметь выходы непосредственно наружу.

П.6.34*

СНиП

21-01-97*

соответствует

2.4

Наличие механизмов самозакрывания и уплотнений в притворах дверных проёмов.

Предусмотрены проектом.

Двери лестничных клеток типа Н1 должны иметь механизмы самозакрывания и уплотнения в притворах.

П.6.18*,

П.6.37

СНиП

21-01-97*

 соответствует

2.5

Огнестойкость ограждающих конструкций.

Предусмотрены ограждающие конструкции толщиной 200 и       400 мм из монолитного ж/б.

Не нижеREI 120

Т.4*

СНиП

21-01-97*

Требуется расчёт огнестой-кости конструкции

2.6

Ширина воздушной зоны.

Предусмотрена ширина не менее        1.2 м.

Открытые воздушные зоны должны иметь ширину не менее      1.2 м.

П.6.37

СНиП

21-01-97*

соответствует

2.7

Размещение воздушной зоны.

Размещена в соответствии с требованиями.

Воздушную зону не следует размещать во внутренних углах здания.

П.6.37

СНиП

21-01-97*

соответствует

3

Устройство аварийных выходов.

Предусмотрены выходы на балконы и лоджии.

В жилых зданиях секционного типа при площади квартир на этаже до 500 м2 и при наличии л.к. типа Н1, для всех квартир, расположенных выше 15 м, необходимо предусматривать аварийные выходы на лоджию или балкон с глухим простенком не менее 1.2 м или простенком между остеклением не менее 1.6 м.

П.1.29*

СНиП

2.08.01-89*

п.6.20

СНиП

21-01-97*

соответствует

4

Обеспечение незадымляемости лифтовых шахт.

4.1

Наличие подпора воздуха в шахты лифтов при пожаре.

Не предусмотрено.

В шахты лифтов при пожаре следует обеспечивать подачу наружного воздуха из отдельного канала в верхнюю часть лифтовой шахты.

П.1.33*

СНиП

2.08.01-89*

п.7.22

21-01-97*

Не соответствует

4.2

Размещение оборудования системы подпора воздуха.

Не предусмотрено.

Вентиляционные установки подпора воздуха должны располагаться в отдельных венткамерах, изолированных п/п перегородками 1-го типа.

П.1.34*

СНиП

2.08.01-89*

Не соответствует

4.3

Огнестойкость ограждающих конструкций лифтовых шахт.

Предусмотрено ограждение из ж/б монолитных конструкций толщиной 200 мм.

Стены EI 45 перекрытия RE I45, за исключением лифта для транспортирования пожарных подразделений.

П.7.22

СНиП

21-01-97*

Требуется расчёт огнестой-кости конструкции.

4.4

Наличие п/п лифта.

Не предусмотрено.

В зданиях высотой 17 этажей и более лифт грузоподъёмностью 630 кг должен обеспечивать транспортирование пожарных подразделений.

Прил.3,

прил 3

СНиП

2.08.01.-89*

Не соответствует

5

Наличие системы ДУ и её параметры

5.1

ДУ из поэтажных коридоров.

Не предусмотрено.

Удаление дыма из поэтажных коридоров в зданиях с незадымляемыми л.к. следует предусматривать через специальные шахты с принудительной вытяжкой и клапанами.

П.1.32

СНиП

2.08.01-89*

п.6.41

СНиП

21-01097*

Не соответствует

5.2

Огнестойкость стен шахт ДУ.

Отсутствуют сведения.

Шахты ДУ должны быть из негорючих материалов и иметь предел огнестойкости не менее 14.

П.1.32

СНиП

2.08.01-89*

Не соответствует

5.3

Огнестойкость клапанов ДУ.

— || —

Дымовые клапаны следует применять из негорючих материалов с пределом огнестойкости не менее 0.54.

П.5.11*

СНиП

2.04.05091*

Не соответствует

5.4

Высота размещения клапанов ДУ.

— || —

Клапаны ДУ следует размещать под потолком коридора.

П.5.5

СНиП

2.04.05-91*

Не соответствует

5.5

Наличие отдельной венткамеры для системы ДУ.

Отсутствуют сведения.

Вентиляционные установки системы ДУ должны располагаться в отдельных камерах, изолированных п/п перегородками 1-го типа.

П.1.34*

СНиП

2.08.01-89*

Требуются дополни-тельные сведения

6

Способ включения систем подпора воздуха и ДУ.

6.1

Автоматический.

Отсутствуют сведения.

Открывание клапанов ДУ и включение вентиляторов ДУ и подпора воздуха следует предусматривать автоматическим от извещателей пожарной сигнализации устройств в прихожих квартир.

П.1.34*

СНиП

2.08.01-89*

Требуются сведения.

6.2

Дистанционный.

Отсутствуют сведения.

Открывание клапанов ДУ и включение вентиляторов ДУ и подпора воздуха следует предусматривать дистанционным от кнопок, установленных на каждом этаже в шкафах пожарных кранов.

П.1.34*

СНиП

2.08.01-89*

Требуются дополни-тельные сведения.

Экспертиза ПАЗ технического этажа, цокольного этажа и

 гаража-автостоянки здания.

Таблица 2.7

п/п

Вопросы, подлежащие проверке или контролю

Предусмотрено в проектных материалах

Требуется по нормативным документам и правилам пожарной безопасности

Ссылки на пункты нормативных документов

Вывод о соответствии принятых технических решений

1

2

3

4

5

6

1

Наличие ДУ

1.1

В цокольном этаже.

Предусмотрено одно окно

1.0х1.2 м.

В каждом отсеке или секции цокольного этажа должно быть не менее 2-х окон размером не менее 0.9х1.2 м.

П.1.45*

СНиП

2.08.01-89

Не соответствует

1.2

В техническом этаже.

1.3

В гараже-автостоянке.

А

Из помещений для хранения автомобилей.

Отсутствуют сведения.

Системы вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения с этажа (яруса) пожара должны предусматриваться:

А) для помещений хранения автомашин.

П.6.15

СНиП

21-02-99

Требуются дополни-тельные сведения.

Не соответствует.

Б

Из изолированных рамп.

По проекту рампы не изолированные.

Б)Для изолированных рамп.

2

Изоляция лифтов

2.1

В техническом этаже.

Выходы из лифтов в техническом этаже по

проекту не предусмат-риваются.

В технических этажах перед лифтами следует предусматривать  тамбур-шлюзы.

П.7.26

СНиП

21-01-97*

соответствует

2.2

В цокольном этаже.

В жилой части цокольного этажа выходы из      лифтов не предусмотрены.

В цокольном этаже перед лифтом следует предусматривать тамбур-шлюз 1-го типа.

П.7.26

СНиП

21-01-97*

соответствует

2.3

В гараже-автостоянке.

Предусмотрены тамбур-шлюзы, сведения о подпоре воздуха при пожаре отсеков.

Выходы из лифтов следует предусматривать в тамбур-шлюзы 1-го типа с подпором воздуха при пожаре.

П.5.8

СНиП

21-02-99

Требуются дополни-тельные сведения

3

Противодымная защита

3.1

Лифтовых шахт

Отсутствуют сведения.

При сообщении этажей автостоянки с этажами здания другого назначения необходимо предусматривать противодымную защиту лифтовых шахт.

П.5.8

СНиП

21-02-99

Требуются дополни-тельные сведения

3.2

Лестничных клеток.

Автостоянка связана с техническим этажом и цоколем жилой части 2-мя л.к.: - незадымляемой 1-го типа и лестницей 3-го типа. Тамбур-шлюзы не предусмотрены.

В лестничные клетки автостоянок следует предусматривать подпор воздуха при пожаре или устройство тамбур-шлюзов с подпором воздуха при пожаре: если л.к. связывают автостоянку с этажами здания другого назначения.

П.6.17

СНиП

21-01-97*

Не соответствует

4

Вид системы ДУ автостоянки.

Отсутствуют сведения.

Удаление дыма необходимо предусматривать через вытяжные шахты, как правило, с искусственным побуждением.

В автостоянках, встроенных в здания другого назначения ДУ должно быть с искусственным побуждением.

П.6.16

СНиП

21-02-99

Требуются дополни-тельные сведения.

5

Наличие отдельных венткамер для систем ДУ.

Отсутствуют сведения.

Вентиляционные остановки систем ДУ должны располагаться в отдельных камерах , изолированных п/п перегородками 1-го типа.

П.1.34*

СНиП

2.08.01-89*

Требуются дополни-тельные сведения.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1.     Краткая характеристика здания.

2.     Экспертиза архитектурно-строительной части.

2.1.             Определение требуемой степени огнестойкости здания.

2.2.             Оценка пределов огнестойкости строительных конструкций.

2.3.             Экспертиза объёмно-планировочных и конструктивных решений.

2.4.             Оценка пределов огнестойкости п/п преград в здании

2.5.             Экспертиза эвакуационных  путей и выходов.

2.6.             Экспертиза проводымной защиты здания.

3.     Инженерные расчёты.

3.1.             Расчёт противодымной защиты коридоров здания (жилой части).

3.2.             Расчёт противодымной защиты лифтовой шахты (жилая часть).

3.3.             Расчёт подпора воздуха  в тамбур – шлюзы автостоянки.

4.     Разработка конструктивно-планировочных решений.

4.1.             Подсистема пассивной противопожарной защиты.

4.1.1.  Объёмно-планировочные решения по архитектурно-строительной части.

4.1.2.  Противопожарные технические решения по огнезащите.

4.1.3.  Противопожарные технические решения по эвакуационным путям и выходам.

4.1.4.  Технические решения по наружному водоснабжению для целей пожаротушения.

4.1.5.  Противопожарные технические решения по электротехнической части.

4.2.             Подсистема активной противопожарной защиты.

4.2.1.  Центральный автоматизированный диспетчерский пункт управления подсистемами активной  противопожарной защиты.

4.2.2.  Подсистема обнаружения и оповещения о пожаре.

4.2.3.  Подсистема автоматического пожаротушения.

4.2.4.  Подсистема оповещения и управления  эвакуацией при пожаре.

4.2.5.  Подсистема противодымной защиты.

4.2.6.  Подсистема внутреннего пожаротушения.

5.     Оценка экономической эффективности предлагаемых технических решений.

Литература.

4. Разработка конструктивно-планировочных решений.

Основная цель дипломного проекта ― разработка конструктивно-планировочных решений по защите людей на случай пожара в жилом здании со встроенной  автостоянкой. Защита людей при пожаре будет обеспечиваться системой противопожарной  защиты (разработанной на основе анализа проведённых экспертиз), включающей в себя две подсистемы:

-         подсистему пассивной противопожарной защиты.

-         подсистему активной противопожарной защиты.

4.1. Подсистема активной противопожарной защиты

4.1.1. Объёмно-планировочные решения по архитектурно-строительной части

Жилую часть здания в соответствии с п.4.4. СНиП 21-02-99 встроенную автостоянку отделить от жилой части противопожарным перекрытием 2-го типа (REI 60, КО).

В соответствии с п.1.34*, п.1.45* СНиП 2.08.01-89* и п.7.22 СНиП 21-01-97* предусмотреть ограждающие конструкции  помещений машинных отделений лифтов, кладовых, венткамер, электрощитовых, технических помещений, соответствующие требованиям, предъявляемым к п/п перегородкам 1-го типа (EI 45б КО) и перекрытиям 3-го типа (REI 45, КО).

Помещения, встроенные в автостоянку и не относящиеся  к ней в соответствии с п.5.5. СНиП 21-02-99 необходимо отделить от помещений автостоянки п/п стенами 1-го типа (REI 150, КО).

Предел огнестойкости п/п перегородок и перекрытий, изолирующих мусорокамеру, должен быть не менее REI 60 и КО (п.1.54 СНиП 2.08.01-89*).

Огнестойкость лифтовой шахты в соответствии с п.7.22 СНиП 21-01-97* должна соответствовать требованиям, предъявляемым к противопожарным перегородкам  1-го типа (EI 45, КО) и перекрытиям 3-го типа (REI 45, КО).

Технический этаж в соответствии с п.1.54* СНиП 2.08.01-89* необходимо разделить на секции п/п перегородкой 1-го типа (EI 45, КО).

В соответствии с приложением 3, примечанием 3 СНиП 2.08.01-89* в здании необходимо предусмотреть лифт для транспортировки пожарных подразделений грузоподъёмностью 630кг. Огнестойкость шахты должна быть не менее 2 часов (НПБ 250-97). Выход из лифта предусмотреть в тамбур-шлюз 1-го типа с подпором воздуха при пожаре.

Ствол мусоропровода, проходящего транзитом через рампу, в соответствии с п.6.3 СНиП 21-02-99 изолировать перегородками с пределом огнестойкости не менее EI 45 (КО).

В жилой части здания необходимо изолировать мусоропровод перегородкой с дверью, оборудованной механизмом самозакрывания с уплотнением в притворе.

В встроенной автостоянке необходимо изолировать рампу для проезда автомобилей в соответствии со СНиП 21-02-99* п/п перегородками с пределом огнестойкости не менее EI 45 (КО) и п/п подъёмно-опускными воротами с пределом огнестойкости не менее EI 30 (КО).

Выход из лифта для транспортировки пожарных подразделений в вестибюль здания и автостоянку предусмотреть через тамбур-шлюз с подпором воздуха при пожаре над дверным проёмом со стороны автостоянки предусмотреть дренчерную завесу.

4.1.2. Противопожарные технические решения по огнезащите

Предел огнестойкости и класс пожарной опасности применяемых конструкций в соответствии со СНиП 21-03-97* должен утверждаться в установленном порядке:

-         протоколом испытаний или экспертным заключением, выданным организациями, аккредитованными в системе сертификации и услуг в области пожарной безопасности;

-         экспертным заключением, выданным организациями, имеющими лицензию на этот вид деятельности;

-         сертификатом пожарной безопасности;

-         документом, одобренным или согласованным ГУГПС ДВД России и Минземстроя России.

Специальные огнезащитные покрытия и пропитки, наносимые на поверхности конструкций, материалов отделки, коммуникаций, электрокабелей должно соответствовать требованиям, предъявляемым к отделке конструкций.

В технической документации на покрытия и пропитки должна быть указана периодичность их замены или восстановления в зависимости от условий эксплуатации.

Отделочные материалы

В соответствии с п.6.25* СНиП 21-01-97* отделка на путях эвакуации должна предусматриваться из материалов с пожарной опасностью не более чем:

а) Г1, В1,Д2, Т2 – для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в вестибюлях, лестничных клетках и лифтовых холлах;

б) Г2, РП2,Д2,Т2 – для покрытий пола в вестибюлях, лестничных клетках и лифтовых холлах;

в) В2, РП2, Д3,Т2 – для покрытий пола в общих коридорах и холлах.

Инженерные   коммуникации

Воздухоотводы систем вентиляции должны выполняться из негорючих материалов с устройством обратных клапанов в местах присоединения их с общим коллектором, огнезадерживающие клапаны – при пересечении противопожарных преград.

Электрокабели

Электрокабели должны прокладываться в шинах, коробах и шахтах из негорючих материалов с уплотнением отверстий прокладки через перекрытия. Поэтажная разводка электрокабелей должна осуществляться в трубах из негорючих материалов.

4.1.3. Противопожарные технические решения по эвакуационным путям и выходам

Для эвакуации людей из лестничной клетки типа Н1 (в осях Г-Е) предусмотреть через балкон, выход на лестницу 3-го типа (п.ю6.14, п.6.34* СНиП 21-01-97*). Предусмотренный выход на балкон, ведущий к лестничной клетке типа Н1 (в осях А-Б) считать аварийным.

Требования к отделке путей эвакуации изложены в п.4.1.2 дипломного проекта.

Требования к  огнестойкости ограждающих конструкций и элементов л.к. рассмотрены в п.2.2.

Из лестничной клетки в осях ж- и необходимо убрать встроенное помещение ввода слаботочных сетей (п.6.32 СНиП 21-01-97*).

Выходы на лестницу 3-го типа из технического этажа и этажей автостоянки необходимо предусмотреть через тамбур-шлюзы с подпором воздуха при пожаре 1-го типа (п.6.17 СНиП 21-02-99).

4.1.4. Технические решения по наружному водоснабжению для целей пожаротушения

В соответствии с п.2.13 СНиП 2.04.02-84* расчётный расход воды (исходя из назначения здания, этажности и его объёма) на наружное пожаротушение должен быть предусмотрен не менее 25 л/с.

На встроенной автостоянке в соответствии с п. 6.8 СНиП 21-02-99 расчётный расход  воды на наружное пожаротушение должен быть предусмотрен не менее 15 л/с.

4.1.5. Противопожарные технические решения по электротехнической части

Согласно ПУЭ автоматические установки пожаротушения, пожарная сигнализация, системы оповещения о пожаре, системы дымового удаления, аварийное освещение относятся к электроприёмникам 1 категории.

Электрокабели, питающие противопожарные устройства, должны присоединяться к вводным щитам здания.

Магистральные и групповые сети освещения должны выполняться в виде кабелей с алюминиевыми жилами. Светильники и коробки должны предусматриваться со степенью защиты не ниже Р53.

Световые указатели, обозначающие выходы, должны присоединяться к сети аварийного освещения.

4.2. Подсистема активной противопожарной защиты объекта с учётом выявленных нарушений

4.2.1. Центральный Автоматизированный диспетчерский пункт управления подсистемами активной противопожарной защиты

Для круглосуточного контроля за работой подсистем активной противопожарной защиты и обеспечения их работоспособности на 1 этаже здания должен быть запроектирован ЦАДПУ, ограждающие конструкции которого должны иметь предел огнестойкости не менее 1 часа. В ЦАДПУ должно быть предусмотрено естественное освещение.

В ЦАДПУ должна размещаться контрольно-приёмная аппаратура подсистемы обнаружения и извещения о пожаре, адресно-аналоговые блоки пожарной сигнализации, блоки подсистемы оповещения людей о пожаре, подсистемы автоматического пожаротушения, телефонная связь.

4.2.2. Подсистема обнаружения и оповещения о пожаре

В соответствии с п.3.21 СНиП 2.08.01-89* в помещениях квартир (кроме санузлов, ванных) необходимо предусмотреть автономные оптикоэлектронные дымовыми пожарными извещателями, соответствующими требованиям НПБ 66-97 с категорией защиты IP40 (по ГОСТ 14254-96). Извещатели должны быть установлены на потолке или на стенах (перегородках) помещений не ниже 0,3м от потолка и на расстоянии верхнего края чувствительного элемента извещателя от потолка не менее 0,1м. Количество извещателей в защищаемом должно быть определено в зависимости от площади, обслуживаемой одним извещателем, но не менее 2-х (АПБ 88-2001).

4.2.3. Подсистема автоматического пожаротушения

В соответствии с п.6.29 СНиП 21-02-99 и Т.З. НПБ 110-99 в помещениях хранения автомобилей необходимо предусмотреть автоматическое пожаротушение. Параметры установок пожаротушения приведены ниже в таблице 4.1.

Таблица 4.1

Интенсивность

орошения, л/ (с*м2)

Площадь, защищаемая одним оросителем, м2

Продолжительность ра-

боты  установок водяно-го пожаротушения, мин.

Расстояние между оросителями, м.

0.12

12

60

4

4.2.4. Подсистема оповещения и управления эвакуацией при пожаре

В соответствии с НПБ 104-95 в жилой части здания должна быть предусмотрена система оповещения людей о пожаре 1-го типа, которая должна  обеспечить:

-         звуковое оповещение (звонки, тонированный сигнал и др.);

-         светоуказатели «выход»;

-         оповещение всех одновременно.

В соответствии с п.6.32 СНиП 21-02-99  на встроенной автостоянке должна быть предусмотрена система оповещения о пожаре 1-го типа по НПБ 104-95.

4.2.5. Подсистема противодымной защиты

Дымоудаление из коридоров

В жилых зданиях в соответствии с п.5.2* «А» СНиП 2.04.05-91* и п.1.32 СНиП 2.08.01-89* должно быть предусмотрено дымоудаление из коридоров отдельными системами с искусственным побуждением (п.5.4. СНиП 2.04.05-91*). Предел огнестойкости шахт дымоудаления должен быть не менее 1 и в соответствии с п.1.32 СНиП 2.08.01-89*, а огнестойкость клапанов дымоудаления не менее 0.54 (п.5.11 «В»). Шахты и клапаны дымоудаления должны быть выполнены из негорючих материалов.

Вентиляторы дымоудаления должны быть размещены в отдельных друг от друга помещениях с противопожарными перегородками 1-го типа в соответствии с п.5.12 СНиП 2.04.05-91*.

Размещать дымоприёмные устройства следует на дымовых шахтах под потолком в соответствии с п.5.5. СНиП 2.04.05-91*. Расчёт системы ДУ из коридоров жилой части приведён в п.3.1.

Дымоудаление из помещений автостоянки

В соответствии с п.6.15 СНиП 21-02-99 необходимо предусмотреть системы противодымной вентиляции для удаления продуктов горения из помещений для хранения автомобилей и изолированных рамп. Для удаления дыма из помещений автостоянки (пом для хранения автомобилей) в соответствии с п.6.16 СНиП 21-02-99 предусмотреть 1 шахту дымоудаления (FОБСЛ= 900 м2). Огнестойкость шахты дымоудаления должна быть предусмотрена не менее 0,754 , а клапана не менее 0,54 (п. 5.11 Б,В СНиП 2.04.05 –91*).

Подпор воздуха в лифтовые шахты

В соответствии с п.1.33* СНиП 2.08.01-89* (п.7.22 СНиП 21-01-97*)

В шахту лифта обычного исполнения при пожаре необходимо обеспечить подачу наружного воздуха из отдельного канала в верхней части лифтовой шахты. Расчёт параметров системы подпора воздуха приводится в п.3.2.

В шахту лифта для транспортировки пожарных подразделений при пожаре в соответствии с НПБ 250—97 необходимо предусмотреть подпор воздуха от отдельной системы в верхней части.

Подпор воздуха в тамбурные шлюзы

В соответствии с п.5.8. СНиП 21-02-99 в тамбур-шлюзы у выходов из лифтовых шахт на этажах автостоянки при пожаре необходимо предусмотреть подпор воздуха. Расчёт расхода подаваемого воздуха в тамбурные шлюзы представлен в п.3.3.

В соответствии с НПБ 250-97 в тамбур-шлюз лифта для транспортировки пожарных подразделений необходимо предусмотреть при пожаре подпор воздуха.

4.2.6. Подсистема внутреннего пожаротушения

В соответствии со СНиП 2.04.01/85* в жилой части здания должен быть запроектирован внутренний противопожарный водопровод из расчёта 2 струн с расходом воды не менее 2.5 л/с; также в соответствии с изменением.

№4 к СНиП 2.08.01-89*. На сети хозяйственно-питьевого водопровода следует предусмотреть отдельный кран для присоединения шланга в целях возможности его использования в качестве первичного устройства внутриквартирного пожаротушения на ранней стадии обеспечивать возможность подачи воды в любую точку квартиры с учётом длины струи 3м. (Длиной не менее 15м., диаметром 19мм.).

3. Инженерные расчёты

3.1. Расчёт противодымной защиты коридоров здания (жилой части)

В соответствии со СНиП 2.08.01-89* п.1.32 в зданиях с незадымляемыми лестничными клетками следует предусматривать удаление дыма из поэтажных коридоров через специальные шахты с принудительной вытяжкой и клапанами ДУ.

Расчёт параметров системы дымоудаления из коридоров производится в соответствии с методикой, изложенной в рекомендациях к СНиП 2.04.05-91*.

Исходные данные:

-         Температура наружного воздуха в тёплый период года 26,6 (параметры Б);

-         Дверь выхода из коридора в открытую воздушную зону л.к. Н1 имеет ширину 0.9 м (большая створка) и высоту 2.2 м.;

-         Шахта дымоудаления выполняется из бетона.

Расчёт параметров:

-         Определение расхода дыма:

GД = 0,95 · ВН 1.5 = 0,95 · 0,9 · 2,2 1.5 = 2,79кг/с = 10044 кг/с,

где В – ширина большей створки двери при выходе из коридора или холла на л.к. или наружу, м.;

Н – высота двери,м.

-       Принимается дымовой клапан КДМ-2 размером 800х500мм с проходным сечением 0,35м2 и дымовая шахта размером 800х500мм.

-       Потери давления в открытом дымовом клапане на 1-ом жилом этаже

Р1= (ξ1+ ξ2) · (Vρ)2/ (2ρ) = 2.5 · 8/02/ (2 · 0.61) = 131 Па,

где ξ1 – коэффициент сопротивления входа в дымовой клапан и в шахту;

ξ2 – коэффициент сопротивления в месте присоединения клапана к шахте;

Vρ – массоывая скорость дыма в проходном сечении, кг/ (см2);

Vρ = GД / F = 2,79/0,35 = 8.0 кг/см2;

ρ – плотность дыма при температуре 3000С.

-         Потери давления на 1-ом участке шахты

 Р2  = КТР RТРКСl + Σξ (Vρ)2/ (2ρ) = 10,8 · 0,1 · 1,7 · 3,3 = 6,1 Па,

где Σξ = 0

КТР – коэффициент, учитывающий содержание в дыме твёрдых частиц;

RТР – потери давления на трение, кг/м2;

КС –коэффициент для шахт и воздуховодов;

L – длина шахты, м.

-         Подсос воздуха через неплотности зактытого дымового клапана на 2-ом этаже (жилом):

Р1 + Р2 = 131 =6,1 = 137.1 Па.

GК1 = 0,0112 (А· Р)0.5= 0,0112(0.35·137.1)0.5= 0,077 кг/с

где А – площадь проходного сечения клапана, м2.

Р – потери давления при проходе воздуха через неплотности притворов закрытого клапана, Па.

-         Количество газов в устье дымовой шахты:

GУ1 = GД =+ GК1 (N-1) = 2.79 + 0,077 (14-1) = 3.79 кг/с

где N – количество жилых этажей.

-         Потери давления в дымовой шахте

РУ1 = 10,8RТР  КК1 НЭ  (N-1) + 0,1 (N-1) hД.СР+ Р1 + Р2 = 10.8 · 0,13· 1,7 ·3,3 ·(14-1) ·51,2 + 137,1 = 305,96 Па,

где RТР  - потери давления на трение кгс/м2 при среднем скоростном давлении;

hД.СР, Па.

НЭ  - высота этажа, м.

N – число жилых  этажей.

- Подсос воздуха через закрытый дымовой клапан на 14 этаже:

GКГ = 0,0112 (АРУ1)0,5 = 0,0112 (0,35·305,96) 0,5 =0,11 кг/с.

-         Подсос воздуха в шахту через 13 закрытых клапанов и дыма через открытый клапан на 1-ом жилом этаже:

GУ2 = (GK1+ GКГ)  (N-1) · 0,5 (N-1)+ GД= (0,077+0,11) · 0,5 ·13+2,79=4,01 кг/с.

-         Потери давления на воздуховоде от шахты до вентилятора:

РВС  = КТР RТРКСl + Σξ (Vρ)2/ (2ρ) = 10,8 · 0,25 · 7 + 0,5 · 2 · 85,96 = 104,86 Па.

-         Потери давления системы на всасывании:

РУ2= РУ1+ РВС= 305,96 + 104,86=410,8Па.

-         Подсосы воздуха через неплотности всасывающей части сети при разрежении перед вентилятором:

GП= К(G1 П1 l1 ) + G2 П2 l2  = 1,1 (0,0021· 2,6 ·2,8) + 0,0065· 2,4 · 7 = 0,282 кг/с.

где G1 G2   -  удельный расход воздуха GУД 103 кг/(с· м2) на 1м2 внутренней поверхности воздухоотвода.

П1 П2  - периметры участков отсасывающей сети воздухоотводов по внутреннему сечению, м.

L1 l2  - длина участков сети воздухоотводов,м.

-         Общий  расход смеси воздуха и дыма перед вентилятором:

GСУМ = GУ2+ GП= 4,01 + 0,282 = 4,29 кг/с.

-         Потери давления на всасывании с учётом подсоса воздуха через неплотности воздухоотводов:

РВ= РУ2 [1+ (GСУМ/ GУ1)2 ] · 0,5 = 410,8 [1+ (4,29/3,79)2 ] · 0,5= 468,57 Па.

-         Плотность газов перед вентилятором:

ρСУМ=  GCУМ / [ GД /0,61+( GСУМ  -  GД) / 1,2 ] = 4,29/ [ 2,479/0,61 + (4,29 – 2,79) / 1,2] = 0,73 кг/м3

Т = (353 –273 · ρСУМ=  (353 - 273 · 0,73) / 0,73 = 2100 С

-         Для удаления дыма принимается радиальный вентилятор:

Vρ= 4.29/ 0,4 = 10,73 кг/ (с· м2 )

Рп= 10,732/ (2 · 0,73) = 78,85 Па

-         Потери давления на выхлопе:

РВЫХ = 10,8 · 0,18 · 5 + 2,0 · 78,85 = 167,42 Па

-         Суммарные потери давления

РСУМ= РВ+ РВЫХ =  468,57 + 167,42 = 635,99 Па.

-         Естественное давление газов:

РЕС = НШН – (ρСУМ  + ρД ) · 4,95 ] + НВЫХ( γН – ρСУМ · 9,81) = 46 [11,6 – (0,73+ 0,61) · 4,95 ] + 5·( 11,6 – 0,73 ·9,81) = 228,48 + 22,19 = 250,67 Па.

где γН – удельный вес нарудного воздуха в тёплый период года по параметрам Б , Н/ м3

γН = 3463/ (273 + tН) = 11,6 Н/м3

-         Потери давления в системе  с учётом естественного давления газов:

РВЕН = РСУМ – РЕС= 635,99 – 250,67 = 385,32 Па.

-         Напор вентилятора по условным потерям давления:

РУСЛ =1,2 РВЕН / ρСУМ = 1,2 · 385,32/ 0,73 = 633,4 Па.

-         Производительность вентилятора:

LВ = 3600 GСУМ / ρСУМ = 3600 · 4,29/ 0,73 = 21156 м3

3.2. Расчёт противодымной защиты лифтовой шахты (жилая часть)

Исходные данные:

-         температура воздуха – 290 С

-         высота этажа 3,3 м

-         скорость ветра 3,2 м/с

-         ширина створки двери 0,9 м

-         в секции 1 лифт

-         в коридор выходят 3 двери

Расчёт параметров

-         Давление в лифтовой шахте на 1 этаже:

РШ1 = 0,7 · V2 · ρ + 20 = 0,7 · 3,22 · 1,446 + 20 = 30,36 Па.

где ρ= 353/ (273 – t) = 353/ (273 – 29) = 1,446 кг/м3

V – скорость ветра (параметры Б) в холодный период, м/с.

-         Расход наружного воздуха, выходящего через открытые двери лифтов и здания:

GШ1 = 1930 + 103 (11 РШ1 -10)0,5 = 1930 + 103 (11· 30,36 – 10)0,5 · 1,67 · 0,9 = 28982,33 кг/л = 20043,1 м3 /ч.

-         Средний расход воздуха на каждом этаже:

GСР = 1050 + 5,2 РШ1 0,5+ 20 (N-1) + 30 (n-4)= 1050 + 5,2 · 30,360,5 + 20(16-1) + 30(3-4) = 1050 + 28,65 + 300 – 30 = 1348,65 кг/ч = 932,67 м3 / 4.

-         Расход воздуха, подаваемый в лифтовую шахту:

GШ = [GШ1 + [GСР – 5(tН + 25) ] · (N-1)]/2 = [20043,1 +[932,67 – 5( -29 + 25)](16-1) ]/2 = 17166,6 м3

-         Давление вентилятора для подачи наружного воздуха в лифтовую шахту:

РВЕН = ΔРС + РШ1  + Nh (γН  - γШ ) = 30,36 + 16 · 3,3 (1,3) + ΔРС = ΔРС + 99 Па.

где N – число этажей;

h – высота этажа, м;

γН  - γШ    - разность удельных весов наружного воздуха и воздуха в лифтовой шахте.

3.3. Расчёт подпора воздуха  в тамбур-шлюзы автостоянки

Исходные данные:

-         температура наружного воздуха в холодный период времен – 290 С (параметры)

-         скорость ветра 3,2 м/с

-         дверь на входе в тамбур-шлюз 1х 2 м.

-         дверь в лифтовую шахту 0,9 х 2 м.

-         Притворы имеют щели 2мм.

Расчёт параметров

-         Площадь щелей в притворах:

АЩ = [(1 + 2) 2 + (0,9 + 2) 2] · 0,002 = 0,024 м2

-         Плотность наружного воздуха:

Ρ= 353/ (T + tН ) = 353/ (273-29) = 353/244 = 1,44 кг/м3  

где tН – температура наружного воздуха, 0С.

-         Расход наружного воздуха в тамбур-шлюзах этажей стоянки:

G = 3157 · АЩ  ·(20+ 0,7 V2 ρ)0,5 N = 3157 · 0,024 (20 + 0,7· 3,22 · 1,44)0,5 · 3= 1043 м3 /ч,

где АЩ    - площадь щелей в притворах, м2 ;

v – скорость ветра, м/с;

ρ – плотность наружного воздуха, кг/м3 ;

N – число этажей, на которых расположены тамбур-шлюзы.

Литература

1.     ГОСТ 12.01.004-91 ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования. – М.: Издательство стандартов, 1992г.

2.     СниП 2.08.0 –89*. Жилые здания/ Госстрой России. – М.: ГУП ЦПП,1999.

3.     СНиП 21-02-99. Стоянки автомобилей.

4.     СНиП 21-01-97*. Пожарная безопасность зданий и сооружений./ Госстрой России. – М.: ГУП ЦПП,1999.

5.     СНиП 2,04.05-91*. Отопление, вентиляция и кондиционирование/ Госстрой России. – М.: АПП ЦИТП,1992.

6.     СНиП 2.04.01 –85. Внутренний водопровод и канализация зданий/ Госстрой СССР – М.: АПП ЦИТП,1985.

7.     СНиП 2.04.02 –84*. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения/ Госстрой России-М.: Стройиздат,1985.

8.     СНиП 2.04.09-84*. Пожарная автоматика зданий и сооружений./ Госстрой СССР. –М.: ЦИТП Госстроя СССР,1985.

9.     НПБ 105-95. Определение категорий помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности М.: ГУГПС МВД России,1995.

10.                НПБ 104-95. Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях. – М.: ГУГПС МВД России,1995.

11.                НПБ 110-99. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией. –М.: ГУГПС МВД России.1999.

12.                ГОСТ 30403-96. Конструкции строительные. Методы определения пожарной опасности. –М: Издательство стандартов,1997.

13.                Ройтман М.Я. Противопожарное нормирование в строительстве. –2 изд., перераб. И доп. –М.: Стройиздат.1985.

14.                Ройтман М.Я. Пожарная профилактика в строительном деле. –М.: ВИПШ МВД СССР,1975.

15.                Кудаленкин В.Ф. Методологические указания к дипломному проектированию для слушателей ВИПТШ МВД СССР. – М.: ВИПТШ МВД СССР,1987.