Содержание
Введение_______________________________________________________ 3
Глава 1. Правовое регулирование социального партнерства в Российской Федерации_____________________________________________________ 4
1.1. Организационно-правовые основы социального партнерства____ 4
1.2. Социальное партнерство: понятие и формы__________________ 12
1.3. Ответственность сторон социального партнерства_____________ 16
Глава 2. Представители работников и работодателей_____________ 20
Заключение____________________________________________________ 29
Список использованных источников и литературы_________________ 30
Приложение 1_________________________________________________ 32
Приложение 2_________________________________________________ 33
Введение
Раздел II "Социальное партнерство в сфере труда" впервые включен в ТК РФ. Он содержит наиболее существенные положения регулирования общественных отношений по социальному партнерству, которые, как и ряд других общественных отношений, непосредственно связанных с трудовыми отношениями, входят в предмет трудового права. О том, что отношения по социальному партнерству в сфере труда, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений регулируются трудовым законодательством, прямо сказано в ст. 1 ТК.
Среди принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ним отношений также названо социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (см. ст. 2 ТК).[1]
Объект исследования: социальное партнерство.
Предмет исследования: опыт и проблемы организации социального партнерства в Российской Федерации
Цель исследования: проанализировать современное состояние проблемы социального партнерства в Российской Федерации, существующие проблемы в этой сфере и методы их решения.
Задачи исследования:
1.определить исторически и теоретические истоки социального партнерства
2.проанализировать систему и модели социального партнерства
3.проанализировать социальное партнерство в России на современном этапе: основные особенности формирования социального партнерства и правовое регулирования социального партнерства в Росси и регионах.
Глава 1. Правовое регулирование социального партнерства в Российской Федерации
1.1. Организационно-правовые основы социального партнерства
Усиление роли социального партнерства, соглашений и коллективных договоров в регулировании трудовых и непосредственно связанных сними отношений отражено не только в предмете трудового права и его принципах, но и в разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений отнесены к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (см. ст. 6 ТК). Это означает, что законодательством субъектов РФ федеральные нормы по названным вопросам не могут быть изменены.
Раздел II ТК сформирован на основе ранее принятых законодательных актов федерального и регионального уровней: Закона РФ от 11 марта 1992 г. "О коллективных договорах и соглашениях" с изменениями и дополнениями, внесенными в него в 1995 г.[2], Федерального закона от 12 января 1996 г. "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"[3], законов о социальном партнерстве, о коллективных договорах и соглашениях, принятых во многих субъектах РФ.[4]
После введения в действие ТК (1 февраля 2002 г.) названные выше законы (как и все другие нормативные правовые акты) могут применяться постольку, поскольку они не противоречат Кодексу (см. ст. 423 ТК). К отношениям по социальному партнерству, возникшим после 1 февраля 2002 г., применяются нормы ТК. Если такие отношения возникли до 1 февраля 2002 г. и продолжаются после указанной даты, то нормы ТК применяются к ним после 1 февраля 2002 г. (см. ст. 424 ТК). Например, коллективные переговоры по подготовке коллективного договора на 2002 г. начались в декабре 2001 г. Процедура их ведения до 1 февраля 2002 г. должна была определяться на основе Закона РФ "О коллективных договорах и соглашениях", других нормативных правовых актов, обладающих юридической силой до введения в действие ТК. После 1 февраля 2002 г. порядок продолжения переговоров, заключения коллективного договора должен соответствовать нормам ТК.
Социальное партнерство - многоплановое явление, которое может быть охарактеризовано с политической, экономической, правовой точек зрения. По этой причине встречается различное понимание социального партнерства, его роли, целей и задач.
Статья 23 ТК содержит правовое понятие социального партнерства, позволяет определить участников этих отношений, их цель.
Государство оставляет за собой решение вопросов, наиболее значимых для работников и работодателей, - установление минимальных социально-трудовых стандартов, предоставляя все больший простор для коллективно-договорного и индивидуально-договорного регулирования трудовых отношений.
В связи с этим существенно повышается роль установления условий труда на основе договоренностей между работниками и работодателями, обеспечение согласования их интересов в сфере труда. Согласование интересов сторон социального партнерства поставлено Кодексом в качестве цели, к которой стороны должны стремиться в своих взаимоотношениях.
В социальном партнерстве участвуют работники, работодатели, а также при определенных обстоятельствах органы государственной власти (точнее - органы исполнительной власти) федерального, регионального уровней и органы местного самоуправления. В отношения социального партнерства они вступают через своих представителей, о которых сказано в ст. 29-34 ТК. Следовательно, необходимо различать стороны социального партнерства и участников соответствующих отношений.
Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей (ст. 25 ТК).
Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей (см. ч. 2 ст. 23 ТК).
Представители этих органов, уполномоченные на представительство законодательством или работодателями, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами, также отнесены к сторонам социального партнерства. С нашей точки зрения, поскольку представитель действует от имени представляемого и в его интересах, он самостоятельной стороной социального партнерства, по сути, не является. Представители участвуют в отношениях социального партнерства не самостоятельно, а как уполномоченные надлежащим образом выразители интересов соответствующей стороны.
Статья 24 ТК закрепляет основные принципы социального партнерства, т.е. наиболее существенные основополагающие идеи и положения, на которых базируется социальное партнерство.[5]
На первом месте среди принципов социального партнерства названо равноправие сторон, т.е. работников и работодателей. Они пользуются равными правами: быть инициаторами коллективных переговоров, вносить предложения по содержанию соглашений и коллективных договоров и т.д.
Уважение и учет интересов сторон социального партнерства - основа успеха в достижении согласия по обсуждаемым вопросам, в обеспечении полной реализации достигнутых договоренностей, зафиксированных в результате консультаций, переговоров.
Далеко не всегда и не везде договаривающиеся стороны в полной мере заинтересованы принимать участие в договорных отношениях. Чаще всего от переговоров, заключения коллективных договоров и соглашений отказывается работодатель, полагая, что его власти достаточно для того, чтобы урегулировать трудовые отношения в организации.
Между тем взаимная заинтересованность работодателя и работников в выработке на основе переговоров и соглашения наиболее оптимальных путей совершенствования деятельности организации, повышения производительности труда, качества продукции, ее конкурентоспособности на рынке товаров и услуг позволяет обеспечить рост доходов организации и заработной платы работников. Такая ситуация выгодна обеим сторонам социального партнерства.
Содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе - принцип и вместе с тем условие более широкого использования социально-партнерских отношений для решения двуединой задачи - подъема производства и улучшения благосостояния трудящихся.
Демократизм в социальном партнерстве позволяет каждой стороне наиболее полно проявить инициативу, обосновать свою позицию.
Соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов - залог законности в отношениях социального партнерства. При этом должны быть соблюдены нормы и правила ведения переговоров, консультаций, определения содержания коллективных договоров и соглашений, оформления всех относящихся к социальному партнерству документов (в том числе - протоколов собраний, конференций, заседаний комиссии по подготовке проекта коллективного договора, надлежащее оформление представительства сторон и т.д.).
Полномочность представителей сторон обеспечивается соблюдением порядка, установленного для выделения (определения) представителей и для наделения их соответствующими правами и обязанностями (полномочиями) (см. ст. 29-34 ТК).
Свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда, как принцип социального партнерства означает возможность для каждой стороны ставить свои вопросы, предлагать решения, которые они хотели бы обсудить путем консультаций, переговоров и которые они стремятся отразить в соглашении, коллективном договоре.
Рассмотрение всего "набора" вопросов, предлагаемых сторонами, согласованный отбор вопросов, достойных, с их точки зрения, дальнейшего обсуждения, обеспечивают свободу действий сторон в определении круга проблем, которыми они станут заниматься, подготавливая проект соглашения, коллективного договора.
Добровольность принятия сторонами на себя обязательств выражает суть социального партнерства, состоящего в согласии каждой стороны принять на себя такие обязательства, которые она в состоянии выполнить с учетом всех обстоятельств и условий, сложившихся в организации. Коллективный договор, соглашение фиксируют добровольно принятые сторонами обязательства.
Реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами, неразрывно связана с добровольностью их принятия. Только реально выполнимые обязательства следует включать в соглашения, коллективные договоры. Реальность тех или иных обязательств может быть поставлена в зависимость от выполнения определенных условий (наличия дополнительных заказов, установки нового оборудования и т.д.).
Обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений - принцип социального партнерства, несоблюдение которого лишает смысла положения, включаемые в коллективный договор, соглашение.
Соглашения, коллективные договоры представляют собой правовые акты (см. ст. 40 и 45 ТК), входят в систему актов, регулирующих трудовые и непосредственно связанные с ними отношения, и уже в этом качестве обладают юридической силой, обязывающей к их исполнению. Выполнению коллективных договоров, соглашений способствует контроль, осуществляемый полномочными на то органами (см. ст. 51 ТК).[6]
За неисполнение коллективного договора, соглашения предусмотрена юридическая ответственность (см. ст. 55 ТК; ст. 5.31 КоАП).
Контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений необходим для своевременного выявления и устранения причин, по которым обязательства, включенные в коллективный договор, соглашение, не выполняются.
Каждая сторона проверяет выполнение обязательств другой стороной. Органы контроля (ст. 51 ТК) вправе принимать необходимые меры к обеспечению выполнения коллективного договора, соглашения.
Законодательством предусмотрена ответственность сторон и их представителей за неисполнение по их вине коллективных договоров, соглашений, а также нарушение нормативных правовых актов, регламентирующих коллективно-договорную работу (см. ст. 54-55 ТК, ст. 5.28-5.31 КоАП).
Содержание ст. 25 связано со ст. 23 ТК.
В них дается определение сторон социального партнерства, указывается на их представителей.
Сторонами социального партнерства выступают две крупнейшие группы, связанные между собой трудовыми отношениями, постоянно соприкасающиеся в процессе организации труда, его охраны и оплаты.
Это, с одной стороны, работодатели - юридические лица (организации), вступившие в трудовые отношения, а с другой - работники - физические лица, вступившие в трудовые отношения с работодателем (см. ст. 20 ТК).
Необходимо иметь в виду, что гл. 48 ТК "Особенности регулирования труда работников, работающих у работодателей - физических лиц" ориентирует на индивидуально-договорное регулирование таких отношений. Статья 40 ТК предусматривает заключение коллективных договоров в организации, т.е. с работодателями - юридическими лицами.
Любая система состоит из взаимосвязанных определенным образом элементов. Состав элементов и их взаимосвязи определяют структуру системы.
Статья 26 ТК рассматривает систему социального партнерства, подразделяя ее по уровням: федеральный, региональный, отраслевой, территориальный, локальный (уровень организации).
В зависимости от уровня определяется содержание социально-партнерских актов:
на федеральном уровне устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;
на региональном уровне устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Федерации;
на отраслевом уровне устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);
на территориальном уровне устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;
на уровне организации (локальном уровне) устанавливаются конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем.
Практика идет несколько по иному пути. Помимо основ регулирования отношений в сфере труда на федеральном, региональном, отраслевом и территориальном уровнях акты социального партнерства (соглашения) содержат конкретные обязательства сторон и конкретные условия труда работников, трудовые отношения которых регулируются соглашениями соответствующего уровня. Кроме того, отраслевые (межотраслевые) соглашения заключаются на разных уровнях - федеральном, региональном, территориальном.
На уровне организации (локальном уровне) социальное партнерство выражается, прежде всего, в форме коллективных договоров, содержащих не только взаимные обязательства сторон, но и нормативные положения, направленные на регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, а также информационные положения - наиболее важные нормы, воспроизведенные из ТК, других актов трудового законодательства.
Социальное партнерство как система взаимоотношений между работодателем (работодателями) и работниками осуществляется в различных формах, основные из которых перечислены в ст. 27 ТК.
Помимо коллективных переговоров, взаимных консультаций, совместных заседаний и совещаний представителей сторон, социальное партнерство на практике осуществляется и в других формах, которые не ограничиваются переговорным процессом. Формами выражения социального партнерства и его результатом являются соглашения и коллективные договоры.
Обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах - один из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (см. ст. 2 ТК). Вместе с тем участие работников в управлении организацией в предусмотренных Кодексом, иными федеральными законами и коллективным договором формах - одно из основных прав работников (см. ст. 21), а также форма социального партнерства (см. ст. 27 ТК).
Право работников участвовать в управлении предприятиями, учреждениями, организациями было закреплено и в КЗоТе 1971 г. (см. ст. 227). В нем были предусмотрены и обязанности администрации по созданию условий, обеспечивающих участие работников в управлении предприятиями, учреждениями, организациями (ст. 228 КЗоТ 1971 г.). В КЗоТ была включена глава XV-A "Трудовой коллектив" (ст. 2351-2358), в которой достаточно подробно решались вопросы о формах и порядке участия работников в лице трудового коллектива в управлении предприятиями, учреждениями, организациями. Затем ст. 2352-2358 из КЗоТа были исключены. Однако в значительной мере сохранил свое значение Закон СССР от 17 июня 1983 г. "О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями"[7]. Даже сейчас, после вступления в силу Трудового кодекса РФ, часть норм этого Закона имеет практическое значение. В частности, нормы о порядке созыва и проведения собраний (конференций) работников для обсуждения и принятия коллективного договора и в других случаях (кроме решения о забастовке).
К формам социального партнерства Кодекс относит также участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.
Досудебное разрешение трудовых споров Кодекс допускает в случаях, когда речь идет об индивидуальных трудовых спорах и работник из возможных вариантов порядка их разрешения выбирает обращение в комиссию по трудовым спорам (КТС), создаваемую в организации. КТС образуются по инициативе работников и (или) работодателя из равного числа представителей работников и работодателей. Представители работников в КТС избираются общим собранием (конференцией) работников организации или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников организации. Представители работодателя назначаются в комиссию руководителем организации (см. ст. 384). В формировании КТС на паритетных началах проявляются принципы социального партнерства.
Вместе с тем представляется, что принципы паритетности и социального партнерства нарушаются правилом о принятии решения КТС большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии, и притом тайным голосованием (см. ст. 388 ТК).
Особый порядок досудебного рассмотрения индивидуальных трудовых споров предусмотрен для некоторых категорий работников. Например, государственные и муниципальные служащие вправе обратиться в вышестоящий орган для разрешения возникшего спора. Здесь социальное партнерство отсутствует.
Помимо КТС к досудебному процессу рассмотрения жалоб и заявлений работников о нарушении норм трудового законодательства (в том числе на приказы работодателей об увольнении работников) относится деятельность государственной инспекции труда (см. ст. 353, 356, 357, 373 ТК). Но она не основана на принципах социального партнерства.
1.2. Социальное партнерство: понятие и формы
Понятие "социальное партнерство" в литературе все еще определяется по-разному. Одни исследователи рассматривают социальное партнерство достаточно четко и узко — как метод регулирования конфликтных социально-трудовых отношений . Другие же трактуют его расширительно, представляя как сложный, многоплановый общественный процесс .
Тем не менее и при разбросе мнений очевидно, что социальное партнерство — это определенные взаимоотношения между людьми. Это во-первых. Во-вторых, очевидно и то, что существуют три основных субъекта этих отношений: работодатели, работники и государство. В-третьих, объектами таких отношений обычно являются условия труда, уровень доходов, социальное положение субъектов, их место, роль и права в создании и распределении произведенного продукта. Главной же целью отношений социального партнерства можно считать учет и сбалансированность интересов основных его субъектов.
Необходимость возникновения и развития социального партнерства обусловлена объективно. Она связана с тем, что основные субъекты — работодатели и наемные работники не могут реализовать свои интересы друг без друга, без взаимодействия.
Практическая реализация принципов социального партнерства — трудная задача. Она предполагает учет не только своих интересов, но в равной степени интересов партнеров. А это требует немалых усилий, терпения, умения идти на компромисс. Достижение же такой согласованности интересов и действий приносит весьма ощутимые и ценные плоды — сглаживается поляризация общества, повышается экономическая активность всех участников созидательного процесса, растет устойчивость как политическая, так и социальная, создаются условия для прогрессивного развития.[8]
Раздел II ТК сформирован на основе ранее принятых законодательных актов федерального и регионального уровней: Закона РФ от 11 марта 1992 г. "О коллективных договорах и соглашениях" с изменениями и дополнениями, внесенными в него в 1995 г.[9], Федерального закона от 12 января 1996 г. "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"[10], законов о социальном партнерстве, о коллективных договорах и соглашениях, принятых во многих субъектах РФ.[11]
После введения в действие ТК (1 февраля 2002 г.) названные выше законы (как и все другие нормативные правовые акты) могут применяться постольку, поскольку они не противоречат Кодексу (см. ст. 423 ТК). К отношениям по социальному партнерству, возникшим после 1 февраля 2002 г., применяются нормы ТК. Если такие отношения возникли до 1 февраля 2002 г. и продолжаются после указанной даты, то нормы ТК применяются к ним после 1 февраля 2002 г. (см. ст. 424 ТК). Например, коллективные переговоры по подготовке коллективного договора на 2002 г. начались в декабре 2001 г. Процедура их ведения до 1 февраля 2002 г. должна была определяться на основе Закона РФ "О коллективных договорах и соглашениях", других нормативных правовых актов, обладающих юридической силой до введения в действие ТК. После 1 февраля 2002 г. порядок продолжения переговоров, заключения коллективного договора должен соответствовать нормам ТК.
Социальное партнерство - многоплановое явление, которое может быть охарактеризовано с политической, экономической, правовой точек зрения. По этой причине встречается различное понимание социального партнерства, его роли, целей и задач.
Статья 23 ТК содержит правовое понятие социального партнерства, позволяет определить участников этих отношений, их цель.
Государство оставляет за собой решение вопросов, наиболее значимых для работников и работодателей, - установление минимальных социально-трудовых стандартов, предоставляя все больший простор для коллективно-договорного и индивидуально-договорного регулирования трудовых отношений.
В связи с этим существенно повышается роль установления условий труда на основе договоренностей между работниками и работодателями, обеспечение согласования их интересов в сфере труда. Согласование интересов сторон социального партнерства поставлено Кодексом в качестве цели, к которой стороны должны стремиться в своих взаимоотношениях.
В социальном партнерстве участвуют работники, работодатели, а также при определенных обстоятельствах органы государственной власти (точнее - органы исполнительной власти) федерального, регионального уровней и органы местного самоуправления. В отношения социального партнерства они вступают через своих представителей, о которых сказано в ст. 29-34 ТК. Следовательно, необходимо различать стороны социального партнерства и участников соответствующих отношений.
Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей (ст. 25 ТК).
Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей (см. ч. 2 ст. 23 ТК).
Представители этих органов, уполномоченные на представительство законодательством или работодателями, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами, также отнесены к сторонам социального партнерства. С нашей точки зрения, поскольку представитель действует от имени представляемого и в его интересах, он самостоятельной стороной социального партнерства, по сути, не является. Представители участвуют в отношениях социального партнерства не самостоятельно, а как уполномоченные надлежащим образом выразители интересов соответствующей стороны.
Статья 24 ТК закрепляет основные принципы социального партнерства, т.е. наиболее существенные основополагающие идеи и положения, на которых базируется социальное партнерство.[12]
На первом месте среди принципов социального партнерства названо равноправие сторон, т.е. работников и работодателей. Они пользуются равными правами: быть инициаторами коллективных переговоров, вносить предложения по содержанию соглашений и коллективных договоров и т.д.
Уважение и учет интересов сторон социального партнерства - основа успеха в достижении согласия по обсуждаемым вопросам, в обеспечении полной реализации достигнутых договоренностей, зафиксированных в результате консультаций, переговоров.
Далеко не всегда и не везде договаривающиеся стороны в полной мере заинтересованы принимать участие в договорных отношениях. Чаще всего от переговоров, заключения коллективных договоров и соглашений отказывается работодатель, полагая, что его власти достаточно для того, чтобы урегулировать трудовые отношения в организации.
Между тем взаимная заинтересованность работодателя и работников в выработке на основе переговоров и соглашения наиболее оптимальных путей совершенствования деятельности организации, повышения производительности труда, качества продукции, ее конкурентоспособности на рынке товаров и услуг позволяет обеспечить рост доходов организации и заработной платы работников. Такая ситуация выгодна обеим сторонам социального партнерства.
Содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе - принцип и вместе с тем условие более широкого использования социально-партнерских отношений для решения двуединой задачи - подъема производства и улучшения благосостояния трудящихся.
1.3. Ответственность сторон социального партнерства
За нарушение законодательства о коллективных договорах, соглашениях (уклонение от коллективных переговоров, непредоставление информации, невыполнение коллективных договоров, соглашений и др.) может последовать дисциплинарная, материальная, административная ответственность.
К дисциплинарной ответственности привлекаются лица, в трудовые обязанности которых входит соблюдение трудового законодательства, в том числе законодательства о коллективных договорах и соглашениях.
К материальной ответственности привлекаются лица, виновные в причинении организации-работодателю материального ущерба неисполнением или ненадлежащим исполнением коллективного договора, соглашения.
В действующем УК РФ отсутствуют статьи об уголовной ответственности за нарушение трудового законодательства (в том числе законодательства о коллективных договорах, соглашениях).
В УК РФ имеется ст. 143 об уголовной ответственности за нарушение правил охраны труда. Представляется, что если нарушены нормы об охране труда, включенные в коллективный договор, соглашение, то за это может последовать применение мер уголовной ответственности при наличии в действиях (бездействии) лица признаков преступления, предусмотренных ст. 143 УК РФ.
Федеральным законом от 15 марта 1999 г. УК РФ дополнен ст. 1451 об уголовной ответственности за невыплату заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат.
Когда сроки выплаты заработной платы предусмотрены коллективным договором и руководитель организации нарушил эти сроки из корыстной или иной личной заинтересованности, то может последовать уголовное наказание с применением к руководителю мер, предусмотренных в ст. 1451.
К административной ответственности привлекаются указанные в законе лица, нарушения которых признаются административным проступком и наказываются в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.
Административная ответственность (штрафы) за нарушения законодательства о коллективных договорах, соглашениях (уклонение от коллективных переговоров, непредоставление информации, невыполнение коллективных договоров, соглашений и др.) предусматривалась в Законе РФ "О коллективных договорах и соглашениях" (см. ст. 25-28), а также в прежнем Кодексе РСФСР об административных правонарушениях (см. ст. 41.1-41.4 КоАП).
В настоящее время ответственность за те же правонарушения предусмотрена ст. 54-55 ТК и ст. 5.28-5.31 нового КоАП.
Сравнение Трудового кодекса и КоАП показывает, что в них предусматриваются прежде всего различные субъекты ответственности:
1) за уклонение от участия в коллективных переговорах по заключению, изменению коллективного договора, соглашения в соответствии с ТК (ч. 1 ст. 54) несут ответственность представители сторон (т.е. представители как работодателей, так и работников).
В соответствии со ст. 5.28 КоАП за уклонение от участия в переговорах о заключении, изменении или дополнении коллективного договора, соглашения к административной ответственности (штрафу) могут быть привлечены работодатель или лица, его представляющие;
2) за неправомерный отказ от подписания согласованного коллективного договора, соглашения штрафу подвергаются представители сторон (ч. 1 ст. 54 ТК).[13]
В соответствии с КоАП необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения может повлечь административное наказание только для работодателя или лица, его представляющего (ст. 5.30);
3) на основе ТК (ч. 2 ст. 54) за непредоставление информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, виновные в этом лица (т.е. представители той и другой стороны) подвергаются штрафу в размере и порядке, которые установлены федеральным законом.
В соответствии с КоАП (ст. 5.29) административному наказанию за подобное правонарушение может быть подвергнут работодатель или лицо, его представляющее. При этом в КоАП содержится указание на нарушение срока, установленного законом для предоставления информации;
4) за нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения ТК (ст. 55) предусматривает штрафные санкции для лиц, представляющих работодателя либо представляющих работников.
По КоАП (ст. 5.31) нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению влечет наложение административного штрафа на работодателя или лицо, его представляющее;
5) помимо приведенных выше видов нарушений законодательства о коллективных договорах, соглашениях КоАП (ст. 5.28) предусматривает административную ответственность работодателя или лица, его представляющего, за нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки.
При определении штрафных мер административного наказания ст. 54 и 55 ТК предусматривают, что размер и порядок положения штрафов определяется федеральным законом, т.е. КоАП.
КоАП (ст. 23.12) устанавливает, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.28-5.31, рассматривают федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда.
Представляется, что вопрос о различиях в субъектах административной ответственности, имеющих место в ТК и КоАП, следует разрешать в пользу норм, установленных КоАП. Приоритет Кодекса РФ об административных правонарушениях перед Трудовым кодексом РФ в этой части вытекает из того, что речь идет об административных отношениях, административных наказаниях, которые являются предметом регулирования административного, а не трудового законодательства.
Федеральный закон "О коллективных договорах и соглашениях" (ст. 26) за нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения предусматривал административную ответственность только лиц, представляющих работодателя, виновных в подобных правонарушениях.
Статья 55 ТК, кроме того, вводит административную ответственность для лиц, представляющих работников, виновных в нарушении или невыполнении обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением.[14]
Следует иметь в виду, что новый КоАП РФ (ст. 5.31), введенный в действие с 1 июля 2002 г., административной ответственности лиц, представляющих работников, не предусматривает.
Статьи 25-28 Федерального закона "О коллективных договорах и соглашениях", устанавливавшие административную ответственность за отдельные виды нарушений соответствующего законодательства, признаны утратившими силу (см. Федеральный закон "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ).
На представителей работодателя, не выполняющих по своей вине обязательств по коллективному договору, соглашению, могут быть наложены дисциплинарные взыскания в соответствии с Трудовым кодексом (см. ст. 192, 193).
Освобожденные от основной работы выборные члены профсоюзных органов, совершившие подобные правонарушения, также могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности, если в их обязанности входит выполнение или обеспечение выполнения обязательств, принятых на себя профсоюзом (профсоюзным органом). Право наложения дисциплинарного взыскания в таких случаях принадлежит руководителю профсоюза (профсоюзной организации), с которым выборный работник состоит в трудовых отношениях, а также руководителям вышестоящих профсоюзных органов.
Глава 2. Представители работников и работодателей
Представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками.
Профсоюз — добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Все профсоюзы пользуются равными правами.[15]
Каждый человек, достигший 14-летнего возраста и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему усмотрению создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов. В российских профсоюзах могут состоять не только граждане Российской Федерации, проживающие как на территории России, так и вне ее территории, но также иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.
Профсоюзы могут создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному учитывающему профессиональную специфику признаку — общероссийские объединения (ассоциации) профсоюзов, межрегиональные г и территориальные объединения (ассоциации),организаций профсоюзов (ст.2 Закона о профсоюзах).
Первичная профсоюзная организация объединяет членов профсоюзов, как правило, одного предприятия, организации независимо от форм собственности и подчиненности, действует на основании положения, принятого в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза.
Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателя, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны. Запрещается вмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятельности (ст. 5 Закона о профсоюзах).
Профсоюзы, их объединения (ассоциации) самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы, свою структуру, организуют свою деятельность. Эти акты регулируют отношения внутри самого профсоюза с его членами и профсоюзными органами. Они не являются источниками права, так как это акт общественности.[16]
Правосубъектность профсоюза как юридического лица возникает с момента их государственной (уведомительной) регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации или его территориальном органе в субъекте Российской Федерации по месту нахождения соответствующего профсоюзного органа. Но профсоюзы вправе и не регистрироваться, тогда они не приобретают прав юридического лица (ст. 8 Закона о профсоюзах).
Запрещается обусловливать прием на работу, продвижение по работе, а также увольнение лица принадлежностью или непринадлежностью его к профсоюзу.
Реорганизация или прекращение деятельности профсоюза или первичной профсоюзной организации может осуществляться только по решению их членов в порядке, определяемом уставом профсоюза, положением о первичной профсоюзной организации, а их ликвидация как юридического лица в соответствии с федеральным законом.
В случае, если деятельность профсоюза противоречит Конституции Российской Федерации, Конституциям (уставам) субъектов Федерации, федеральным законам, она может быть приостановлена на срок до шести месяцев или запрещена решением Верховного Суда Российской Федерации или соответствующего суда субъекта Федерации по заявлению Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора соответствующего субъекта Федерации. Приостановка или запрещение деятельности профсоюза по решению каких-либо иных органов не допускается.[17]
Таким образом, профсоюзы входят в политическую систему общества как специфическая общественная организация со своими задачами и функциями, определяемыми их уставами. Основные задачи профсоюзов связаны с осуществлением их функций — защиты прав и интересов работников в сфере труда и иных непосредственно связанных с ним отношений.
Функции профсоюзов — это направления их деятельности. Так как профсоюзы возникли для защиты прав и интересов работающих, поэтому их главная функция — защитная. Потребность защиты прав и интересов работников в сфере труда особенно актуальна в современный период, обнаживший социально-экономические противоречия. Отношения профсоюзов с работодателями по социально-трудовым вопросам регулируются трудовым законодательством на всех уровнях социально-партнерских отношений, начиная с производства и кончая федеральным уровнем, при этом используют свою защитную функцию, а также вторую их важнейшую функцию — представительства интересов работников. Для эффективного осуществления этих функций государство закрепило за профсоюзами ряд прав и гарантий в нормотворчестве, правоприменении и контроле за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда.[18]
Защитная функция профсоюзов — это деятельность профсоюзных органов, а также состоящих в их ведении инспекции труда и актива, направленная на предупреждение нарушения и восстановления нарушения прав и законных интересов работников в сфере труда, а также привлечение к ответственности их нарушителей.
Функции представительства работников прямо закреплены в ст. 29 ТК РФ, согласно которой представителями работников в социальном партнерстве являются профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов.[19] ФЗ РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» в ст. 11 «Право профсоюзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников» и в ст. 1 объединены эти две важнейшие функции профсоюзов с их соответствующими правами.
Но кроме двух этих профсоюзы осуществляют и культурно-воспитательную функцию по воспитанию своих членов в духе патриотизма и политическую по участию их в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Осуществлению защитной и функции представительства профсоюзов способствует социальное регулирование общественных отношений, в которые они вступают в процессе своей деятельности. Отношения с участием профсоюзов, как правило, регулируются различными видами социальных норм — морали, традиции и др.
Однако возможна и правовая регламентация для обеспечения представительства и защиты прав и законных интересов работников.
Пределы правового регулирования отношений с участием профсоюзов зависят от состояния общественных отношений, степени их развития, социально-экономических и политических условий, в которых они развиваются.
Трудовой кодекс, как и Закон РФ "О коллективных договорах и соглашениях" (см. ч. 3 ст. 2) предусматривают возможность представительства профсоюзами не только членов этой организации, но и работников, членами профсоюза не являющихся.
. В этой части тексты ст. 30 ТК и ст. 2 Закона РФ "О коллективных договорах и соглашениях" по смыслу совпадают, но различаются редакционно.
В соответствии с Законом РФ "О коллективных договорах и соглашениях" работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить орган профсоюза представлять их интересы в ходе коллективных переговоров, заключения, изменения, дополнения коллективного договора, соглашения и контроля за их выполнением.
В соответствии со ст. 30 ТК работники, не являющиеся членами профсоюза, имеют право уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем.
О представительстве профсоюзами работников, не являющихся членами этой организации, во взаимоотношениях с объединениями работодателей в связи с подготовкой и заключением соглашений см. ч. 3 ст. 29 ТК.
Трудовой кодекс закрепляет за профсоюзами положение и права основных представителей работников и лишь при определенных условиях указывает на иных представителей.
Трудовой кодекс предусматривает возможность существования иных представителей работников в следующих случаях:
когда в организации отсутствует первичная профсоюзная организация;
когда имеющаяся профсоюзная организация объединяет менее половины работников.
В первом случае на общем собрании (конференции) работники могут поручить представительство своих интересов указанной профсоюзной организации либо иному представителю, во втором - иному представителю.
Положения ТК о представительстве интересов работников в значительной мере опираются на Конвенцию МОТ N 135.
Представителей трудящихся Конвенция N 135 определяет как лиц, которые признаны таковыми в соответствии с национальным законодательством или практикой. К таким лицам Конвенция относит:
представителей профессиональных союзов - представителей назначенных или избранных профсоюзами или членами таких профсоюзов, или
выборных представителей - свободно избранных трудящимися предприятия в соответствии с положениями национального законодательства или правил или коллективных договоров, функции которых не включают деятельности, которая признана в качестве исключительной прерогативы профсоюзов в соответствующей стране (см. ст. 3 Конвенции).
Конвенция (ст. 5) предусматривает, что, когда на одном и том же предприятии существуют как представители профессионального союза, так и выборные представители, должны быть приняты соответствующие меры, когда это необходимо, для того чтобы наличие выборных представителей не использовалось для подрыва позиции заинтересованных профсоюзов или их представителей, а также для того чтобы поощрять сотрудничество по всем соответствующим вопросам между выборными представителями и заинтересованными профсоюзами и их представителями.
На основе приведенных положений Конвенции МОТ N 135 в Кодексе предусмотрено, что наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления профсоюзной организацией своих полномочий (ч. 2 ст. 31).
Обязанности работодателей по содействию деятельности представителей работников (прежде всего профсоюзов) предусматривались в КЗоТе 1971 г. (см. ст. 232-234), Федеральном законе "О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности" (см. ст. 28).
В ТК, помимо ст. 32 общего характера об обязанностях работодателя по созданию условий, обеспечивающих деятельность представителей работников, имеется ст. 377 об обязанностях работодателя по созданию условий для осуществления деятельности выборного профсоюзного органа.
Следует обратить внимание на то, что обязанности работодателя по созданию условий, обеспечивающих деятельность представителей работников, предусматриваются не только Кодексом, законами, но и могут включаться в коллективные договоры, соглашения.
Конвенция МОТ N 135 (ч. 1 ст. 2) предусматривает, что представителям трудящихся предоставляются на предприятии соответствующие возможности, позволяющие им быстро и эффективно выполнять свои функции.
Предоставление таких возможностей не должно снижать эффективность работы соответствующего предприятия (ч. 3 той же статьи).
Закон РФ "О коллективных договорах и соглашениях" к представителям работодателей относил руководителей организаций или других полномочных в соответствии с уставом организации, иными правовыми актами лиц, полномочные органы объединений работодателей, иные уполномоченные работодателем органы (см. ч. 4 ст. 2).
Притом представительство работодателей, как и работников, не связывалось лишь с соглашениями социального партнерства, а понималось более широко.
ТК содержит нормы о представительстве работодателей, несколько отличающиеся от приведенных выше.
Во-первых, в ч. 1 ст. 33 ТК речь идет о представителях работодателей при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора;
во-вторых, называются лица, могущие быть представителями работодателя в названных отношениях. Это - руководитель организации или уполномоченные им лица;
в-третьих, определяется правовая основа представительских полномочий указанных выше лиц. Это - Кодекс, законы, иные нормативные правовые акты, учредительные документы организации и локальные нормативные акты.
На уровне выше организации также определены представители работодателей (см. ч. 2 ст. 33 ТК).
Во-первых, определяется сфера представительства (круг вопросов, в которых участвуют представители работодателей). Это - коллективные переговоры, заключение или изменение соглашений, разрешение коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также формирование и осуществление деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений;
во-вторых, определены органы, представляющие интересы работодателей при решении названных выше вопросов. Это - соответствующие объединения работодателей.
Объединения работодателей на практике существуют в ряде отраслей, территорий, субъектов РФ. Имеются и общероссийские объединения работодателей. Правда, они есть далеко не везде и это негативно влияет на развитие социально-партнерских отношений, препятствует заключению соглашений там, где они могли бы заключаться.
Существенным препятствием к массовому созданию объединений работодателей на всех уровнях является отсутствие федерального закона о них. Хотя в ряде регионов соответствующие законы приняты.
ТК дает общую характеристику объединений работодателей, которая могла бы быть положена в основу доработки имеющихся проектов Федерального закона "Об объединениях работодателей".
В ч. 3 ст. 33 ТК определены правовая природа объединений работодателей (это некоммерческая организация), принцип ее создания (добровольность объединения), членство в объединении (работодатели), цель данной организации (для представительства и защиты прав своих членов), субъектный состав отношений, в которые вступает объединение работодателей (это - взаимоотношения с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления).
Регулирование деятельности объединений работодателей должно осуществляться на основе Кодекса, других законов.
Особенности деятельности и регулирования отношений, в которые вступают (могут вступать) некоторые объединения работодателей, их правового положения устанавливаются федеральным законом (см. ч. 4 ст. 33).
Отношения социального партнерства существуют в организациях разных видов собственности, разных организационно-правовых форм.
Принадлежность организации (организаций) к негосударственному сектору экономики дает возможность определять представителей работодателя самостоятельно в соответствии с Кодексом, законами, учредительными документами (см. ч. 1 ст. 33).
Социально-партнерские отношения (как и трудовые и иные отношения) в государственных и муниципальных организациях имеют свою специфику, выражающуюся прежде всего в том, что в этом секторе экономики значительную роль играет государственное (централизованное) регулирование. Поэтому право представлять работодателей - государственные и муниципальные предприятия могут органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, уполномоченные на представительство законодательством или работодателями.
Эти же органы могут представлять организации, финансируемые из соответствующих бюджетов.
Чаще всего государственные и муниципальные органы представляют работодателей в коллективных переговорах, заключении и применении отраслевых соглашений, контроле за их выполнением.
Так, в соответствии с Положением о Министерстве РФ по связи и информации (подп. 52 п. 5), утвержденном постановлением Правительства РФ от 28 марта 2000 г. N 265 (СЗ РФ. 2000. N 14. Ст. 1498), данное Министерство участвует в разработке отраслевого (тарифного) соглашения как представитель находящихся в его ведении организаций-работодателей, а также иных организаций при условии делегирования ими соответствующих полномочий, заключает и выполняет это соглашение.
Министерство природных ресурсов РФ участвует в разработке и выполнении отраслевых (тарифных) соглашений в соответствии с законодательством РФ (см. Положение об этом Министерстве, утвержденное постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2000 г. N 726//СЗ РФ. 2000. N 40. Ст. 3971).
Министерство транспорта РФ участвует в случаях и порядке, установленных законодательством РФ, в работе Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, по поручению работодателей организаций транспортного комплекса заключает соответствующие отраслевые тарифные соглашения (см. п. 50 ст. 7 Положения о Министерстве транспорта РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2000 г. N 1038//СЗ РФ. 2001. N 3. Ст. 235).
Министерство промышленности, науки и технологий РФ участвует в подготовке проекта Генерального соглашения между Правительством РФ и общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей, разработке отраслевых и региональных тарифных соглашений и осуществляет в пределах своей компетенции контроль за их реализацией (см. подп. 34 п. 5 Положения о Министерстве промышленности, науки и технологий РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 октября 2000 г. N 812//СЗ РФ. 2000. N 45. Ст. 4473).
Министерство путей сообщения РФ в соответствии с законодательством РФ в качестве единого представителя работодателя участвует при разработке, заключении и выполнении отраслевого (тарифного) соглашения (см. п. 6 Положения о Министерстве путей сообщения РФ, утвержденного соглашением Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 848//СЗ РФ. 1996. N 31. Ст. 3746).
Федеральная служба лесного хозяйства России обеспечивает проведение социальной политики, направленной на улучшение жизни и труда работников лесного хозяйства, участвует в разработке, заключении и выполнении отраслевых (тарифных) соглашений, определяющих направление социально-экономического развития отрасли, условия, оплату труда и социальные гарантии для работников лесного хозяйства (см. подп. 48 ст. 6 Положения о Федеральной службе лесного хозяйства России, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1998 г. N 173//СЗ РФ. 1998. N 8. Ст. 945).
Таким образом, отраслевые министерства вправе участвовать в разработке и заключении соглашений как представители работодателей по их уполномочию, а также в соответствии с полномочием, предусмотренным положением о министерстве. В случаях, когда министерство не является представителем работодателей, оно может выступать представителем государства в отношениях по подготовке и заключению соглашений, в которых помимо министерства участвуют представители работодателей - их объединения.
Заключение
Согласно Конституции Российской Федерации ее социально-экономическое устройство нацелено на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. При такой целевой направленности строится социальное государство, которое напрямую связано с социальным партнерством. Именно через социальное партнерство социально ориентированное государство корректирует стихийно-рыночные процессы конфликтности и поляризации общества на богатых и бедных, обеспечивает определенные законом социальные гарантии и социальную защиту.
Важно отметить, что внедрение системы социального партнерства объективно означает ослабление монополии государственной власти и необходимость его взаимодействия с другими институтами — профсоюзами и союзами предпринимателей, что является в переходных условиях болезненным и небыстрым процессом. В этой растянутости процесса можно видеть первую особенность формирования российской модели.
Кроме того, запуск механизма социального партнерства требует определенной подготовки в деле создания блоков и рычагов этого механизма. Так, например, необходимо создание целого ряда законов, постановлений и других нормативных документов как основы будущих партнерских отношений. Кроме того, требуется разработка средств контроля за их выполнением, ибо при невыполнении "правил игры" быстро происходит атрофия основных "конструкций" социального партнерства и его общее разрушение. Необходимость подготовительной стадии — вторая особенность формирования российской модели партнерства.
Среди основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними, отношений новый Трудовой кодекс РФ называет обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права (ст.2 ТК).
Список использованных источников и литературы
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ // Российская газета. 2001. 31 декабря
3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, июнь 2004 г., N 6
4. Анисимов Л.Н. Трудовые отношения и проблемы их стабилизации // Трудовое право. 2004. № 11. С. 36-48.
5. Бакина С.И. Оформление трудовых отношений с работником // Аудиторские ведомости. 2005. № 2.
6. Бердычевский В.С., Акопов Д.Р., Сулейманова Г.В. Трудовое право: Учебное пособие // Отв. ред. В.С. Бердычевский. - Ростов н/Д.: Феникс, 2002., 510с.
7. Бугров Л.И. Трудовой договор. // Российская юстиция. № 5. 2002.. С. 12-18.
8. Власть и бизнес: взаимная ответственность. Комментарий к законодательству (под ред. В.М. Жуйкова и Э.Н. Ренова). - "Контракт", 2004 г.. Глава 9. Ответственность сторон социального партнерства
9. Гаповенко В.Ф., Михайлова Ф.Н. Трудовое право: Учебник для вузов. М., 2002.
10. Голенко Е.Н. Ковалев В.И. Трудовой кодекс Российской Федерации. Научно-практический комментарий (для командиров воинских частей, профсоюзных работников и гражданского персонала). - "За права военнослужащих", 2004 г.. Часть вторая
11. Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации . - "Дело", 2003 г.. Раздел II. Социальное партнерство в сфере труда
12. Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России: Учебник. 2-е изд,. - М.: Юристъ, 2000.
13. Е. Никитин. Комментарий к Трудовому кодексу РФ. // Служба кадров. № 11, М., 2002.
14. Иванкина Т.В., С.П. Маврин Под ред. А.С. Пашкова. Трудовое право России - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1993.
15. Иванов С. А. Российское трудовое право: история и современность // Государство и право. 1999. № 5.
16. Иванов С. А. Трудовое право переходного периода: некоторые проблемы // Государство и право. 1994.
17. Климова М.А. Постатейный комментарий к Трудовому Кодексу Российской Федерации. М., 2002.
18. Куренной А. М. Трудовое право России: что впереди? // Законодательство. 1998.
19. Лебедев В.М. Основные направления совершенствования законодательства о труде. Томск. 2001.
Приложение 1
Приложение 2
[1] Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации . - "Дело", 2003 г.
[2] Ведомости РФ. 1992. N 17. Ст. 890; СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4558
[3] СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 148
[4] См., например, Закон города Москвы от 22 октября 1997 г. "О социальном партнерстве"//Солидарность. 1997. N 23; Закон Томской области от 3 июня 1999 г. "О социальном партнерстве в Томской области"//Красное знамя. 1999. 13 авг.; Закон Республики Татарстан от 18 февраля 1999 г. "О социальном партнерстве" и др.
[5] Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации . - "Дело", 2003 г.
[6] Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации // Под ред. К.Н.Гусова - ООО "ТК Велби", ООО "Издательство Проспект", 2003 г.
[7] Ведомости СССР. 1983. N 25. Ст. 382
[8] Тейлор Ф. Основы научного менеджмента. – М.: Прогресс. – 1992. С.21-23
[9] Ведомости РФ. 1992. N 17. Ст. 890; СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4558
[10] СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 148
[11] См., например, Закон города Москвы от 22 октября 1997 г. "О социальном партнерстве"//Солидарность. 1997. N 23; Закон Томской области от 3 июня 1999 г. "О социальном партнерстве в Томской области"//Красное знамя. 1999. 13 авг.; Закон Республики Татарстан от 18 февраля 1999 г. "О социальном партнерстве" и др.
[12] Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации . М., 2003.
[13] Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России: Учебник. 2-е изд,. - М.: Юристъ, 2000.
[14] Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России: Учебник. 2-е изд,. - М.: Юристъ, 2000.
[15] Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (с изменениями от 21 марта, 25 июля 2002 г., 30 июня, 8 декабря 2003 г.)
[16] Коршунов Ю.Н. Защита трудовых прав работников профессиональными союзами // Гражданин и право. N 4. 2002.
[17] Климова М.А. Постатейный комментарий к Трудовому Кодексу Российской Федерации. М., 2002.
[18] Молодцов М.В., Головина С.Ю. Трудовое право России. М., 2003
[19] Климова М.А. Постатейный комментарий к Трудовому Кодексу Российской Федерации. М., 2002.