Аналитическая часть
(Статистический анализ налоговых доходов и расходов)
Анализ статистических показателей государственного бюджета предполагает изучение показателей структуры доходов (расходов) государственного бюджета, степени исполнения государственного бюджета, закономерностей формирования доходной части бюджета и расходования бюджетных средств; определение роли и экономического значения основных источников доходов в общем объеме доходов бюджета, выявление расходных статей, вызывающих дефицит государственного бюджета; анализ источников финансирования государственного бюджета.
Относительные показатели доходов (расходов) государственного бюджета, позволяющие определить долю каждого раздела доходов (или расходов) в общем объеме доходов (расходов) и сделать выводы о самых значимых статьях доходной (расходной) части государственного бюджета, являются важнейшими аналитическими показателями.
Рассмотрим структуру доходной и расходной частей федерального бюджета за 2007 год (табл. 20).
Таблица 20 – Исполнение Федерального бюджета Российской Федерации в 2007 году
Статьи бюджета |
Утверждено
ФЗ «О Федеральном бюджете на |
Фактически исполнено руб. |
Фактически исполнено в % к утвержденному бюджету |
А |
1 |
2 |
3 |
Доходы бюджета - всего |
7 443 923 412 000,00 |
7 779 104 196 029,86 |
104,50 |
в том числе: |
|
|
|
Доходы |
7 210 717 155 000,00 |
7 547 477 498 990,73 |
104,67 |
Налоги на прибыль, доходы |
635 607 721 000,00 |
641 320 613 701,01 |
100,90 |
Налоги и взносы на социальные нужды |
389 087 914 000,00 |
404 980 496 478,20 |
104,08 |
Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории российской федерации |
1 489 323 722 000,00 |
1 499 233 869 208,59 |
100,67 |
Налоги на товары, ввозимые на территорию российской федерации |
874 330 630 000,00 |
897 278 384 477,79 |
102,62 |
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
1 114 683 779 000,00 |
1 157 362 175 463,81 |
103,83 |
Прочие налоговые поступления |
28 952 089 000,00 |
33 528 746 970,21 |
115,81 |
Доходы от внешнеэкономической деятельности |
2 364 266 329 000,00 |
2 408 326 884 866,12 |
101,86 |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
88 220 179 000,00 |
265 377 454 137,60 |
300,81 |
Платежи при пользовании природными ресурсами |
46 551 405 000,00 |
61 308 049 147,79 |
131,70 |
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства |
125 407 074 000,00 |
117 694 931 882,66 |
93,85 |
Административные платежи и сборы |
41 226 200 000,00 |
41 319 485 631,69 |
100,23 |
Прочие неналоговые доходы |
13 060 113 000,00 |
17 705 910 901,56 |
135,57 |
Доходы бюджетов бюджетной системы российской федерации от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет |
|
2 040 496 123,70 |
100,00 |
Безвозмездные поступления |
232 724 257 000,00 |
231 144 697 039,13 |
99,32 |
Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности |
482 000 000,00 |
482 000 000,00 |
100,00 |
Расходы бюджета - всего |
6 534 732 417 500,00 |
5 983 035 509 635,46 |
91,56 |
в том числе : |
|
|
|
Общегосударственные вопросы |
1 080 517 116 100,00 |
812 143 724 056,35 |
75,16 |
Национальная оборона |
840 868 970 100,00 |
831 895 400 918,45 |
98,93 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
674 256 719 100,00 |
666 974 933 797,51 |
98,92 |
Национальная экономика |
768 141 181 200,00 |
692 596 315 571,76 |
90,17 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
296 863 246 700,00 |
294 937 739 537,14 |
99,35 |
Охрана окружающей среды |
8 281 546 500,00 |
8 199 713 005,86 |
99,01 |
Образование |
291 225 206 600,00 |
294 611 480 006,47 |
101,16 |
Культура, кинематография и средства массовой информации |
71 187 411 700,00 |
70 992 898 429,30 |
99,73 |
Здравоохранение и спорт |
278 167 708 000,00 |
196 494 300 361,61 |
70,64 |
Социальная политика |
282 910 359 800,00 |
214 039 445 293,95 |
75,66 |
Межбюджетные трансферты |
1 942 312 951 700,00 |
1 900 149 558 657,06 |
97,83 |
Результат исполнения бюджета (дефицит "-", профицит "+") |
909 190 994 500,00 |
1 796 068 686 394,40 |
197,55 |
Источник: http://www.roskazna.ru/reports/fb.html
По данным таблицы 20 рассчитаем структуру доходов (расходов) Федерального бюджета утвержденного и фактически исполненного. Относительные показатели доходов государственного бюджета позволяют определить долю каждой статьи дохода в общем объеме доходов и сделать выводы о самых значимых статьях доходной части государственного бюджета.
Таблица 21 – Структура доходов Федерального бюджета
Статьи доходов Бюджета |
Уд. Вес доходов по отдельным статьям ко всем доходам утвержденного бюджета, % |
Уд. Вес доходов по отдельным статьям ко всем доходам факт. Исполнения бюджета, % |
Доходы бюджета - всего |
100,00 |
100,00 |
в том числе: |
|
|
Доходы |
96,87 |
97,02 |
Налоги на прибыль, доходы |
8,81 |
8,50 |
Налоги и взносы на социальные нужды |
5,40 |
5,37 |
Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации |
20,65 |
19,86 |
Налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации |
12,13 |
11,89 |
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
15,46 |
15,33 |
Прочие налоговые поступления |
0,40 |
0,44 |
Доходы от внешнеэкономической деятельности |
32,79 |
31,91 |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
1,22 |
3,52 |
Платежи при пользовании природными ресурсами |
0,65 |
0,81 |
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства |
1,74 |
1,56 |
Административные платежи и сборы |
0,57 |
0,55 |
Прочие неналоговые доходы |
0,18 |
0,23 |
Доходы бюджетов бюджетной системы российской федерации от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет |
0,00 |
0,03 |
Безвозмездные поступления |
3,13 |
2,97 |
Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности |
0,01 |
0,01 |
Для расчета данных графы 1 и 2 таблицы 21 используем данные таблицы 20, тогда:
Строка 3 гр.1 = строка 1.1. гр.1: строку 1 гр.1 = ;
Строка 3 гр.2 = строка 1.1. гр.2: строку 1 гр.2 = .
По остальным строкам расчеты делаются аналогично.
Доходная часть федерального бюджета состоит из собственно доходов (97,02%), безвозмездных поступлений (2,97%) и доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (0,01%).
Доходы состоят из налоговых доходов и неналоговых поступлений.
На протяжении ряда лет наибольшую долю в фактическом объеме доходов федерального бюджета составляют налоговые доходы:
Налоговых доходов в 2007 году поступило в сумме 4 633 704 286 299,61 руб. Их доля в общей сумме доходов федерального бюджета составила 61,39%.
Большая часть налоговых поступлений федерального бюджета в 2007 году была обеспечена поступлениями налога на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации (19,86 % от общего объема доходов), платежей за пользование природными ресурсами (15,33%), налоги на товары, ввозимые на территорию российской федерации (11,89%), налоги на прибыль, доходы (8,50%).
Превышение фактического поступления налоговых доходов над запланированными на 2007 год составило 101 718 431 299,61 руб. При этом изменение макроэкономических показателей в 2007 году привело к увеличению налоговых доходов в том числе:
- в результате роста объема ВВП;
- за счет роста цен на энергоносители;
- за счет увеличения объемных показателей (добычи природных ресурсов, объемов экспорта и импорта, подакцизной продукции);
изменение курса доллара и евро.
- за счет изменения структуры налогооблагаемой базы
Таблица 22 – Структура расходов Федерального бюджета
Статьи расходов Бюджета |
Уд. Вес расходов по отдельным статьям ко всем расходам утвержденного бюджета, % |
Уд. Вес расходов по отдельным статьям ко всем расходам факт. Исполнения бюджета, % |
Расходы бюджета - всего |
100,00 |
100,00 |
в том числе : |
|
|
Общегосударственные вопросы |
16,53 |
13,57 |
Национальная оборона |
12,87 |
13,90 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
10,32 |
11,15 |
Национальная экономика |
11,75 |
11,58 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
4,54 |
4,93 |
Охрана окружающей среды |
0,13 |
0,14 |
Для расчета данных графы 1 и 2 таблицы 22 используем данные таблицы 20, тогда:
Исполнение федерального бюджета по расходам в отчетном периоде проходило в целом с незначительным недовыполнением плана, предусмотренного уточненной сводной бюджетной росписью (91,56%)
Превышение объемов финансирования федерального бюджета по расходам над показателями уточненной бюджетной росписи отмечается по разделу "Образование" (3 386 273 406,47 рублей).
Расходы на национальную оборону, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства профинансированы, жилищно-коммунальное хозяйство, охрану окружающей среды в основном в полном соответствии с уточненной бюджетной росписью (на уровне 98,92%, 98,93%, 99,35%, 99,01% соответственно).
Недоисполнение федерального бюджета в 2007 году по расходам отмечалось по разделу "Здравоохранение и спорт" (исполнено на 70,64%). Кроме того, по итогам 2007 года не в полном объеме профинансированы расходы федерального бюджета по разделу “Социальная политика” (75,66%).
Статистический анализ данных государственного бюджета предполагает исчисление цепных и базисных индексов (относительных величин динамики), позволяющих сделать вывод об интенсивности изменения показателей во времени. Для этого возьмем основные показатели исполнения федерального бюджета Российской Федерации за 2005-2007 гг. (табл. 23).
Таблица 23 – Доходы консолидированного бюджета Российской Федерации в 2005-2007 гг. (млрд. руб.)
Год |
Доходы млрд. руб. |
Абсолютный прирост, млрд. руб. |
Темп роста, % |
Темп прироста, % |
Абсолютная величина 1% прироста, млрд. руб. |
|||
базисный |
цепной |
базисный |
цепной |
базисный |
цепной |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
2005 |
5127,23 |
|
|
|
|
|
|
|
2006 |
6276,30 |
1149,07 |
1149,07 |
122,41 |
122,41 |
22,41 |
22,41 |
51,27 |
2007 |
7779,10 |
2651,87 |
1502,80 |
151,72 |
123,94 |
51,72 |
23,94 |
62,76 |
Итого |
19182,63 |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
Среднегодовой абсолютный прирост |
883,96 |
|||||||
Средний темп роста |
123,18 |
При расчете показателей использовались следующие формулы:
1) Абсолютный прирост (базисный) ,
где – любой уровень, – первый уровень ряда (за базу взят первый
уровень ряда, то есть данные за
2) Абсолютный прирост (цепной) , где – любой уровень, – предшествующий уровень ряда.
3) Средний абсолютный прирост , где – первый уровень ряда, – последний уровень ряда, n – количество уровней.
4) Коэффициент роста (базисный) , где – любой уровень, – первый уровень ряда (за базу взят первый уровень
ряда, то есть данные за
5) Коэффициент роста (цепной) , где – любой уровень, – предшествующий уровень ряда.
6) Средний коэффициент роста , где – первый уровень ряда, – последний уровень ряда, n – количество уровней ряда.
7)Темп роста % (по этой формуле рассчитываются цепные, базисные и средний показатель).
8)Темп прироста % (по этой формуле рассчитываются цепные, базисные и средний показатель).
9) Абсолютное значение одного процента прироста .
Расположение на рабочем листе Excel исходных данных и расчетных формул
Из
приведенных данных видно, что доходы бюджета за рассматриваемый период
постоянно росли: от 5127,23 млрд. рублей
в
Об этой тенденции свидетельствуют и показатели темпа роста: на фоне стабильного роста базисных показателей происходит уменьшение цепных показателей.
В среднем каждый год с 2005 по 2007 отмечался прирост доходов государственного бюджета на 883,96 млрд. руб., что составляет 23,18%.
Рост доходов государственного бюджета является положительной тенденцией в экономике страны.
Таблица 24 – Расходы консолидированного бюджета Российской Федерации в 2005-2007 гг. (млрд. руб.)
Год |
Доходы млрд. руб. |
Абсолютный прирост, млрд. руб. |
Темп роста, % |
Темп прироста, % |
Абсолютная величина 1% прироста, млрд. руб. |
|||
базисный |
цепной |
базисный |
цепной |
базисный |
цепной |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
2005 |
3514,35 |
|
|
|
|
|
|
|
2006 |
4281,33 |
766,98 |
766,98 |
121,82 |
121,82 |
21,82 |
21,82 |
35,14 |
2007 |
5983,04 |
2468,69 |
1701,71 |
170,25 |
139,75 |
70,25 |
39,75 |
42,81 |
Итого |
13778,72 |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
Среднегодовой абсолютный прирост |
822,90 |
|||||||
Средний темп роста |
130,48 |
Расположение на рабочем листе Excel исходных данных и расчетных формул
В период 2005-
На фоне стабильного роста базисных показателей происходит уменьшение цепных показателей. Максимальный цепной коэффициент роста был в 2006г. (1,21).
В среднем каждый год с 2005 по 2007 отмечался прирост расходов государственного бюджета на 822,90 млрд. руб., что составляет 30,48%.