Аналитическая часть

(Статистический анализ налоговых доходов и расходов)

Анализ статистических показателей государственного бюджета предполагает изучение показателей структуры доходов (расходов) государственного бюджета, степени исполнения государственного бюджета, закономерностей формирования доходной части бюджета и расходования бюджетных средств; определение роли и экономического значения основных источников доходов в общем объеме доходов бюджета, выявление расходных статей, вызывающих дефицит государственного бюджета; анализ источников финансирования государственного бюджета.

Относительные показатели доходов (расходов) государственного бюджета, позволяющие определить долю каждого раздела доходов (или расходов) в общем объеме доходов (расходов) и сделать выводы о самых значимых статьях доходной (расходной) части государственного бюджета, являются важнейшими аналитическими показателями.

Рассмотрим структуру доходной и расходной частей федерального бюджета за 2007 год (табл. 20).

Таблица 20 – Исполнение Федерального бюджета Российской Федерации в 2007 году

Статьи бюджета

Утверждено ФЗ «О Федеральном бюджете на 2007 г.» руб.

Фактически исполнено руб.

Фактически исполнено в % к утвержденному бюджету

А

1

2

3

Доходы бюджета - всего

7 443 923 412 000,00

7 779 104 196 029,86

104,50

в том числе:

 

 

 

Доходы

7 210 717 155 000,00

7 547 477 498 990,73

104,67

Налоги на прибыль, доходы

635 607 721 000,00

641 320 613 701,01

100,90

Налоги и взносы на социальные нужды

389 087 914 000,00

404 980 496 478,20

104,08

Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории российской федерации

1 489 323 722 000,00

1 499 233 869 208,59

100,67

Налоги на товары, ввозимые на территорию российской федерации

874 330 630 000,00

897 278 384 477,79

102,62

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

1 114 683 779 000,00

1 157 362 175 463,81

103,83

Прочие налоговые поступления

28 952 089 000,00

33 528 746 970,21

115,81

Доходы от внешнеэкономической деятельности

2 364 266 329 000,00

2 408 326 884 866,12

101,86

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

88 220 179 000,00

265 377 454 137,60

300,81

Платежи при пользовании природными ресурсами

46 551 405 000,00

61 308 049 147,79

131,70

Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства

125 407 074 000,00

117 694 931 882,66

93,85

Административные платежи и сборы

41 226 200 000,00

41 319 485 631,69

100,23

Прочие неналоговые доходы

13 060 113 000,00

17 705 910 901,56

135,57

Доходы бюджетов бюджетной системы российской федерации от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет

 

2 040 496 123,70

100,00

Безвозмездные поступления

232 724 257 000,00

231 144 697 039,13

99,32

Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности

482 000 000,00

482 000 000,00

100,00

Расходы бюджета - всего

6 534 732 417 500,00

5 983 035 509 635,46

91,56

в том числе :

 

 

 

Общегосударственные вопросы

1 080 517 116 100,00

812 143 724 056,35

75,16

Национальная оборона

840 868 970 100,00

831 895 400 918,45

98,93

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

674 256 719 100,00

666 974 933 797,51

98,92

Национальная экономика

768 141 181 200,00

692 596 315 571,76

90,17

Жилищно-коммунальное хозяйство

296 863 246 700,00

294 937 739 537,14

99,35

Охрана окружающей среды

8 281 546 500,00

8 199 713 005,86

99,01

Образование

291 225 206 600,00

294 611 480 006,47

101,16

Культура, кинематография и средства массовой информации

71 187 411 700,00

70 992 898 429,30

99,73

Здравоохранение и спорт

278 167 708 000,00

196 494 300 361,61

70,64

Социальная политика

282 910 359 800,00

214 039 445 293,95

75,66

Межбюджетные трансферты

1 942 312 951 700,00

1 900 149 558 657,06

97,83

Результат исполнения бюджета (дефицит "-", профицит "+")

909 190 994 500,00

1 796 068 686 394,40

197,55

Источник: http://www.roskazna.ru/reports/fb.html

По данным таблицы 20 рассчитаем структуру доходов (расходов) Федерального бюджета утвержденного и фактически исполненного. Относительные показатели доходов государственного бюджета позволяют определить долю каждой статьи дохода в общем объеме доходов и сделать выводы о самых значимых статьях доходной части государственного бюджета.

Таблица 21 – Структура доходов Федерального бюджета

Статьи доходов Бюджета

Уд. Вес доходов по отдельным статьям ко всем доходам утвержденного бюджета, %

Уд. Вес доходов по отдельным статьям ко всем доходам факт. Исполнения бюджета, %

Доходы бюджета - всего

100,00

100,00

в том числе:

 

 

Доходы

96,87

97,02

Налоги на прибыль, доходы

8,81

8,50

Налоги и взносы на социальные нужды

5,40

5,37

Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

20,65

19,86

Налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации

12,13

11,89

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

15,46

15,33

Прочие налоговые поступления

0,40

0,44

Доходы от внешнеэкономической деятельности

32,79

31,91

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

1,22

3,52

Платежи при пользовании природными ресурсами

0,65

0,81

Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства

1,74

1,56

Административные платежи и сборы

0,57

0,55

Прочие неналоговые доходы

0,18

0,23

Доходы бюджетов бюджетной системы российской федерации от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет

0,00

0,03

Безвозмездные поступления

3,13

2,97

Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности

0,01

0,01

Для расчета данных графы 1 и 2 таблицы 21 используем данные таблицы 20, тогда:

Строка 3 гр.1 = строка 1.1. гр.1: строку 1 гр.1 = ;

Строка 3 гр.2 = строка 1.1. гр.2: строку 1 гр.2 = .

По остальным строкам  расчеты делаются аналогично.

Доходная часть федерального бюджета состоит из собственно доходов (97,02%), безвозмездных поступлений (2,97%) и доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (0,01%).

Доходы состоят из налоговых доходов и неналоговых поступлений.

На протяжении ряда лет наибольшую долю в фактическом объеме доходов федерального бюджета составляют налоговые доходы:

Налоговых доходов в 2007 году поступило в сумме 4 633 704 286 299,61 руб. Их доля в общей сумме доходов федерального бюджета составила 61,39%.

Большая часть налоговых поступлений федерального бюджета в 2007 году была обеспечена поступлениями налога на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации (19,86 % от общего объема доходов),  платежей за пользование природными ресурсами (15,33%), налоги на товары, ввозимые на территорию российской федерации (11,89%), налоги на прибыль, доходы (8,50%).

Превышение фактического поступления налоговых доходов над запланированными на 2007 год составило 101 718 431 299,61 руб. При этом изменение макроэкономических показателей в 2007 году привело к увеличению налоговых доходов в том числе:

- в результате роста объема ВВП;

- за счет роста цен на энергоносители;

- за счет увеличения объемных показателей (добычи природных ресурсов, объемов экспорта и импорта, подакцизной продукции);

изменение курса доллара и евро.

- за счет изменения структуры налогооблагаемой базы

Таблица 22 – Структура расходов Федерального бюджета

Статьи расходов Бюджета

Уд. Вес расходов по отдельным статьям ко всем расходам утвержденного бюджета, %

Уд. Вес расходов по отдельным статьям ко всем расходам факт. Исполнения бюджета, %

Расходы бюджета - всего

100,00

100,00

в том числе :

 

 

Общегосударственные вопросы

16,53

13,57

Национальная оборона

12,87

13,90

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

10,32

11,15

Национальная экономика

11,75

11,58

Жилищно-коммунальное хозяйство

4,54

4,93

Охрана окружающей среды

0,13

0,14

Для расчета данных графы 1 и 2 таблицы 22 используем данные таблицы 20, тогда:

Исполнение федерального бюджета по расходам в отчетном периоде проходило в целом с незначительным недовыполнением плана, предусмотренного уточненной сводной бюджетной росписью (91,56%)

Превышение объемов финансирования федерального бюджета по расходам над показателями уточненной бюджетной росписи отмечается по разделу "Образование" (3 386 273 406,47 рублей).

Расходы на национальную оборону, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства профинансированы, жилищно-коммунальное хозяйство, охрану окружающей среды в основном в полном соответствии с уточненной бюджетной росписью (на уровне 98,92%, 98,93%, 99,35%, 99,01% соответственно).

Недоисполнение федерального бюджета в 2007 году по расходам отмечалось по разделу "Здравоохранение и спорт" (исполнено на 70,64%). Кроме того, по итогам 2007 года не в полном объеме профинансированы расходы федерального бюджета по разделу “Социальная политика” (75,66%).

Статистический анализ данных государственного бюджета предполагает исчисление цепных и базисных индексов (относительных величин динамики), позволяющих сделать вывод об интенсивности изменения показателей во времени. Для этого возьмем основные показатели исполнения федерального бюджета Российской Федерации за 2005-2007 гг. (табл. 23).

Таблица 23 – Доходы консолидированного бюджета Российской Федерации в 2005-2007 гг. (млрд. руб.)

Год

Доходы млрд. руб.

Абсолютный прирост, млрд. руб.

Темп роста, %

Темп прироста, %

Абсолютная величина 1% прироста, млрд. руб.

базисный

цепной

базисный

цепной

базисный

цепной

1

2

3

4

5

6

7

8

9

2005

5127,23

 

 

 

 

 

 

 

2006

6276,30

1149,07

1149,07

122,41

122,41

22,41

22,41

51,27

2007

7779,10

2651,87

1502,80

151,72

123,94

51,72

23,94

62,76

Итого

19182,63

 

 

 

 

 

 

 

 

Среднегодовой абсолютный прирост

883,96

Средний темп роста

123,18

При расчете показателей использовались следующие формулы:

1) Абсолютный прирост (базисный) , где – любой уровень,  ­­–  первый уровень ряда (за базу взят первый уровень ряда, то есть данные за 2005 г.).

2) Абсолютный прирост (цепной)  , где – любой уровень,  ­­–  предшествующий уровень ряда.

3) Средний абсолютный прирост , где  ­­–  первый уровень ряда, ­­– последний уровень ряда, n – количество уровней.

      4)  Коэффициент роста (базисный) , где – любой уровень,  ­­–  первый уровень ряда (за базу взят первый уровень ряда, то есть данные за 2005 г.).

            5) Коэффициент роста (цепной) , где – любой уровень,  ­­–     предшествующий уровень ряда.

6) Средний коэффициент роста , где  ­­–  первый уровень ряда, ­­– последний уровень ряда, n – количество уровней ряда.           

                                      

          7)Темп роста   % (по этой формуле рассчитываются цепные, базисные и средний показатель).

          8)Темп прироста % (по этой формуле рассчитываются цепные, базисные и средний показатель).

9)   Абсолютное значение одного процента прироста .

Расположение на рабочем листе Excel исходных данных и расчетных формул

           Из приведенных данных видно, что доходы бюджета за рассматриваемый период постоянно росли: от 5127,23 млрд. рублей  в 2005 г. до 7779,10 млрд. руб. в 2007 году. Проведенные подсчеты показали, что прирост доходов бюджета происходил из года в год (базисные показатели абсолютного прироста постоянно увеличиваются).

Об этой тенденции свидетельствуют и показатели темпа роста: на фоне стабильного роста базисных показателей происходит уменьшение цепных показателей.

В среднем каждый год с 2005 по 2007 отмечался прирост доходов государственного бюджета на 883,96 млрд. руб., что составляет 23,18%.

Рост доходов государственного бюджета является положительной тенденцией в экономике страны.

Таблица 24 – Расходы консолидированного бюджета Российской Федерации в 2005-2007 гг. (млрд. руб.)

Год

Доходы млрд. руб.

Абсолютный прирост, млрд. руб.

Темп роста, %

Темп прироста, %

Абсолютная величина 1% прироста, млрд. руб.

базисный

цепной

базисный

цепной

базисный

цепной

1

2

3

4

5

6

7

8

9

2005

3514,35

 

 

 

 

 

 

 

2006

4281,33

766,98

766,98

121,82

121,82

21,82

21,82

35,14

2007

5983,04

2468,69

1701,71

170,25

139,75

70,25

39,75

42,81

Итого

13778,72

 

 

 

 

 

 

 

 

Среднегодовой абсолютный прирост

822,90

Средний темп роста

130,48

Расположение на рабочем листе Excel исходных данных и расчетных формул

В период 2005-2007 г. наблюдалось увеличение базовых показателей абсолютного прироста с 3514,35 до 5983,04 млрд. руб.

На фоне стабильного роста базисных показателей происходит уменьшение цепных показателей. Максимальный цепной коэффициент роста был в 2006г. (1,21).

В среднем каждый год с 2005 по 2007 отмечался прирост расходов государственного бюджета на 822,90 млрд. руб., что составляет 30,48%.