Стратегическое планирование территориального развития
Содержание
Введение.............................................................................................................. 3
1. Теоретические аспекты стратегического планирования территориального развития............................................................................................................. 5
1.1. Мировой опыт стратегического планирования............................................................... 5
1.2. Опыт социально-экономического развития регионов - лидеров территориального стратегического планирования в России................................................................................ 13
Заключение...................................................................................................... 23
Список использованной литературы........................................................... 25
Введение
Существующая в России система территориального планирования формировалась в условиях социалистической системы на основе административно-командных подходов. В новых условиях рыночной экономики принципы административно-командной системы оказались нежизнеспособными. В настоящее время делаются попытки сформировать новую систему стратегического планирования. Этот процесс, в значительной мере, осложняется отсутствием опыта планирования развития территорий на муниципальном уровне в условиях рыночных отношений.
Другой сложностью для успешного развития стратегического планирования в России является отсутствие опыта и знаний у муниципалитетов по вовлечению заинтересованных сторон в процесс принятия решений. Этому важнейшему принципу стратегического планирования муниципальными органами власти не уделяется должное внимание.
Современные подходы к стратегическому планированию, признаваемые за рубежом, строятся на концепции устойчивого развития и органично сочетают, а не противопоставляют цели социально-экономического развития и сохранения среды обитания. В практике стратегического планирования в России этот принцип пока не находит должного отражения[1].
Другой особенностью современного стратегического планирования является активное вовлечение заинтересованных сторон, опора на их инициативу. Этот принцип взят на вооружение в отдельных регионах, однако пока и он не нашел должного места в практике планирования в России. В значительной мере это происходит из-за недостатка опыта, а часто – из-за непонимания важности участия у всех заинтересованных сторон.
Органы власти и местного самоуправления далеко не всегда осознают важность участия общественности в формировании, реализации и оценке планов, программ, политик и других стратегических инициатив.
Промышленные предприятия и бизнес-структуры проявляют незначительный интерес к территориальному планированию. Интересы межотраслевого сотрудничества для развития территорий пока находят слабый отклик у представителей коммерческого сектора.
Интерес местного населения к участию в формировании планов и программ территориального развития также ограничен. Общественность проявляет больший интерес к отдельным инициативам проектного уровня. Иногда удается привлечь внимание широких слоев населения к разработке генпланов городов, но на стратегические программы развития внимание общественности, как правило, не распространяется.
Цель работы: описать стратегическое планирование территориального развития.
Данная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач:
– описать мировой опыт стратегического планирования;
– раскрыть опыт социально-экономического развития регионов - лидеров территориального стратегического планирования в России;
– обозначить подходы к стратегическому планированию территориального развития на примере г.Березовский.
1. Теоретические аспекты стратегического планирования территориального развития
1.1. Мировой опыт стратегического планирования
Последнее десятилетие в России знаменовалось разрушением прежней неэффективной системы жесткого директивного планирования, что имело следствием известную дезорганизацию как в экономике, так и в городском хозяйстве. Напротив, в городах развитых европейских стран и США усилился интерес стратегическому планированию как средству объединения усилий частного и общественного секторов в достижении определенных целей развития города. Почти все города, и крупные, и малые стали разрабатывать стратегии развития или экономические стратегии, отражающие видение перспективы развития города и направления работы местных властей по оказанию содействия этому развитию[2].
Стратегии развития в современном виде получили широкую популярность в Европе относительно недавно - в конце восьмидесятых годов.
Главными причинами разработки стратегий стали:
- обострение международной конкуренции,
- усложнение механизмов управления,
- стремление продвинуться в решении классических городских социальных проблем.
Определенное влияние на распространение стратегического планирования оказали идеи городского маркетинга, возникшие в США и широко дебатировавшиеся в Европе в указанный период.
В обычной практике и городские, и региональные власти видели своим основным политическим вопросом формирование годового бюджета, задающего ключевые параметры деятельности властей. Недостаточность такого подхода выявилась, во-первых, в связи с ускорением и усложнением процессов развития, во-вторых, в связи с распространением общественно-частного партнерства, потребовавшего координации усилий множества организаций и задания определенного направления приложения усилий.
Для всех уровней власти в Европе наиболее актуальны сегодня проблемы безработицы и социальных противоречий. В урбанизированных зонах, сосредоточивших большую часть населения, сосредоточены и эти проблемы. Вызванные безработицей социальные конфликты остро проявляются в городах, и именно города и регионы могут и должны решить основные социально-экономические проблемы современного общества.
В большинстве городов идет снижение занятости в отраслях промышленности, причем рабочие места в производственном секторе как правило сокращаются очень быстро в результате резкого спада в старых отраслях; гораздо реже этот процесс происходит постепенно, сопровождаясь компенсирующим ростом занятости в сфере услуг. В ходе спада начала девяностых имело место ускоренное снижение числа рабочих мест в обрабатывающей промышленности, например, только в 1993 г. Кельн и Мюнхен потеряли по 10 тыс. рабочих мест.
Доля занятых в обрабатывающей промышленности в городах Европы изменяется от 40% (Катовице, Нюрнберг) и примерно 30% (Кельн, Бирмингем) до 12,5% (Копенгаген) или 11% (Хельсинки). Размах вариации показывает масштаб структурных преобразований, которые еще предстоят городам с относительно большим промышленным сектором. Дальнейший спад в обрабатывающей промышленности неизбежен в большинстве городов.
Таким образом, практически все города сталкиваются с продолжающейся поляризацией населения, обусловленной безработицей, дифференциацией доходов и социальных статусов.
Ситуация в городах находится сегодня под влиянием ряда общемировых тенденций. Глобализация экономики, повышение мобильности отраслей и усиление международной конкуренции, негативно влияют на уровень занятости и оплаты труда в Европе. Это усиливает необходимость проведения городами политики инноваций и повышения конкурентоспособности.
Происходящие и ожидаемые структурные преобразования носят скорее революционный, чем эволюционный характер. На пороге "информационного общества" ожидаются все ускоряющиеся перемены в экономической сфере, где происходит внедрение новых товаров и технологий, возникают потребности в новых квалификациях и навыках, появляются новые возможности и новые сложности в сфере занятости.
Продолжающаяся "деиндустриализация" экономики может достичь критической точки, при которой потребуется поддерживать перспективные отрасли сферы услуг, тесно связанные с промышленным сектором.
Политика развития города должна сочетать поддержку инноваций с сохранением социальной структуры общества. Для этого необходимо эффективное сотрудничество между всеми уровнями исполнительной власти и между государственным и частным секторами.
Реагируя на названные проблемы, города вынуждены проводить все более сложную социально-экономическую политику, искать оригинальные комбинации различных ее методов и механизмов, выдвигать крупные новые идеи, способные дать импульс экономике города.
В результате многие города стали разрабатывать комплексные документы, систематически рассматривающие цели, задачи, направления развития города в целом. В разных городах такие документы имеют несколько различающиеся названия. Имея в виду возможности неоднозначного перевода, их названия по русски в разных городах звучат как “стратегия экономического развития”, “экономическая стратегия города”, “стратегический план”, “стратегическая концепция развития”, “стратегия развития торговли и промышленности” и т.п.
Большая часть известных нам документов имеет ориентацию на экономику, хотя часто трудно различить “экономическую стратегию” от общей стратегии развития. В некоторых городах (Бирмингем) существовали и общая, и экономическая стратегии, в большинстве – одна стратегия с акцентом на экономические проблемы.
Цели разработки стратегий городов
Осознавая остроту современных социально-экономических проблем, власти городов приходят к пониманию необходимости разработки стратегий, ориентированных на решение проблем занятости, экономического развития и обновления городов. В качестве целей разработки стратегии обычно называют следующие:
- выработка общего понимания происходящих в экономике изменений и единой позиции по отношению к ним;
- определение направления развития экономики города;
- выяснение в результате обсуждений и обмена информацией наиболее вероятного поведения государственных, общественных и частных организаций, действующих в сфере экономической политики;
- создание общих рамок для совместной работы по укреплению экономического потенциала жителей города, локальных общин по месту жительства и предприятий;
- содействие субъектам экономической политики в принятии ими конкретных решений, позволяющих повысить целенаправленность и скоординированность действий.
Среди мотивов формулирования стратегии доминирует потребность в лучшей координации и нацеленности действий различных субъектов, работающих в сфере экономической политики. С одной стороны, стратегия должна помочь местному бизнесу получить представление о деятельности властей в сфере экономики, приоритетных направления, которые будут поддерживаться и стимулироваться. С другой стороны, – и этот мотив превалирует, стратегия должна нацелить работу все более многочисленных агентств, занятых реализацией экономической политики. То есть стратегия рассматривается как средство координации усилий и достижения взаимопонимания.
В Великобритании наличие годового плана действий в экономической сфере является обязательным для местных властей по закону.
Принципы и методы разработки стратегий
Для разработки стратегий города используют схожие подходы, перенимая друг у друга схемы построения стратегии. Некоторые стратегии, например, Антверпена и штата Массачусета, выделяются тщательностью научного обоснования и методической последовательностью. Кстати, в обоих названных случаях в основе подхода лежит теория конкурентности М. Портера, а в разработке стратегии активно участвовали университеты. Выделяются и стратегии явно вторичные по идеям, построенные по образцу лидеров.
В большей части стратегий:
- фиксируются цели и задачи;
- определяются важнейшие сектора экономики и общие условия развития;
- проводится SWOT анализ (сильные и слабые места, возможности и опасности);
- формулируется стратегический план;
- стратегический план дополняется планами практических действий или планами мероприятий, которые могут подразделяться на отраслевые планы (например, планы действий в сфере экологии, в важнейших отраслях, в сфере малых и средних предприятий).
Стратегические планы, планы мероприятий и отраслевые планы должны гибко реагировать на меняющиеся условия и максимально учитывать интересы всех участников. Поэтому процесс планирования, установления целей и анализа организуется так, чтобы привлечь возможно более широкий круг лиц и организаций. Для этого необходима активная позиция города как лидера и координатора.
Отметим растущую популярность подходов, основанных на применении к управлению городом методов управления предприятиями. Города рассматриваются как сложные предприятия, в управлении которыми применимы те же инструменты менеджмента, что и в частном секторе. Соответственно стратегии развития года строятся по образцам стратегий бизнеса.
Очень важная роль в рассмотренных стратегия отводится принципу партнерства. Признано, что успешной сегодня может стать только всеохватывающая политика, объединяющая различные уровни власти, частный сектор и местное население, предполагающая региональное партнерство и международное сотрудничество между городами.
Формулировки целей развития в стратегиях городов
Нужно иметь в виду, что существует набор целей, практически инвариантный для любого территориального объекта, отражающий преобладающие в современном мире воззрения на общечеловеческие ценности. Поэтом в целях верхнего уровня как правило не бывает больших различий. Это тем более естественно, что документы типа стратегии или концепции носят вынужденно политический декларативный характер. Различия в целях и детализация количественных параметров появляется только тогда, когда речь идет о конкретных задачах более низкого уровня дерева целей.
Чаще других называются следующие цели и подцели:
1. повышение уровня занятости:
- создание рабочих мест,
- устранение препятствий для вхождения на рынок труда,
- поддержка специфических групп населения (женщины, ущемленные);
2. экономическое развитие:
- повышение общего уровня экономической активности,
- улучшение функционирования предприятий,
- укрепление и диверсификация общей структуры экономики,
- устранение слабых мест в отдельных секторах,
- улучшение социальных и культурных услуг,
- повышение способности адаптироваться к переменам в экономике;
3. укрепление социального партнерства:
- справедливое распределение эффекта от развития между всеми слоями населения,
- содействие незащищенным социальным группам;
4. развитие регионального партнерства:
- усиление целостности и интеграция в регионе;
5. обновление отдельных территорий;
6. достижение экологической устойчивости экономики города;
7. повышение привлекательности города как места для жизни, работы и инвестирования:
- улучшение качество жизни,
- поддержание качество окружающей среды;
8. развитие партнерства в реализации стратегии:
- обеспечение активного взаимодействия всех заинтересованных организаций и групп для достижения стратегических целей).
Сходство основных целей не означает идентичности целевых блоков стратегий. Во-первых, приоритетность и значимость вышеуказанных целей различны для разных городов. Кроме того, почти каждый город формулирует свою специфичную цель, как, например:
- быть "открытым городом" (для иммигрантов и пр.), международным городом и городом культуры (Амстердам),
- стать "столицей информации ЕС" и "центром транспортных перевозок ЕС" (Кельн),
- развиваться в качестве центра технологических инноваций (Манчестер),
- стать одним из ведущих регионов в сфере внедрения передовых технологий связи (Нюрнберг),
- создать европейский центр высококачественного производства (Брэдфорт),
- реализовать "триединую политику модернизации" (пространственно-экономическая, социальная, управленческая модернизация) и “развиваться в направлении метрополитенской агломерации" (Роттердам).
Такая специфическая цель крайне важна для формирования четкого имиджа города.
Основные направления экономического развития городов, отражаемые в стратегиях
В силу наличия в городах разных условий, приоритетные направления в стратегиях и политике городов различны. Тем не менее, они, как правило, без труда могут быть сведены в несколько групп. Группы частично пересекаются, так как набор групп в городах не одинаков и в разных городах одно и то же направление может быть отнесено, например, либо к содействию экономической деятельности, либо к поддержке малого и среднего бизнеса, либо к поддержке системы образования.
Предлагаемая классификация включает 13 направлений, сгруппированных в 4 блока.
Первый блок. Развитие материальной среды производства и жизнедеятельности: совершенствование инфраструктуры; глобальные проекты обновления и развития; локальные проекты обновления и развития.
Второй блок. Создание благоприятных организационных условий для экономического развития: поддержка бизнеса; поддержка инноваций, распространение технологий; содействие занятости; содействие малым и средним предприятиям; поддержка профессионального образования; экологизация экономики (устойчивое развитие).
Третий блок. Поддержание имиджа и развитие кооперации: поддержка туризма, внутрирегиональная кооперация, маркетинг города.
Четвертый блок. Совершенствование управления: совершенствование структуры и методов управления городом.
1.2. Опыт социально-экономического развития регионов - лидеров территориального стратегического планирования в России
Принципы стратегического планирования развития регионов начали применяться в России в середине 1990-х годов с использованием имеющегося опыта городов и территорий США, Канады и Западной Европы. Осенью 1996 года после нескольких неудачных попыток создания документов, определяющих основные направления развития города, и последующего обмена опытом с разработчиками стратегических планов Барселоны, Мюнхена, Бирмингема и экспертами Всемирного банка начался новый процесс планирования в Санкт-Петербурге. Неудачи предыдущих попыток привели к убеждению, что выбор стратегии города может быть сделан только на основе вовлечения всех активных сил города в дискуссию. Поэтому вся дальнейшая работа над стратегическим планом Санкт-Петербурга строилась при постоянном участии населения, специалистов, руководителей основных предприятий и организаций.
Опыт работы над стратегическим планом Санкт-Петербурга был использован рядом других российских городов (Омск, Екатеринбург, Новосибирск и т.д.). Обобщение и распространение передового опыта стратегического планирования регионов России проводит ГП "Международный центр социально-экономических исследований "Леонтьевский центр". Состоялись 2 общероссийских форума лидеров стратегического планирования в городах и регионах России, создан "Клуб городов - стратегов", в который вошли более 100 городов, разработавших планы развития с использованием принципов стратегического планирования, в т.ч. близкие к Ярославлю Владимир, Вологда, Киров, Тверь. Из Ярославской области в клуб вошли Рыбинск, Углич, Ростов, Мышкин.
К настоящему времени специалистами "Леонтьевского центра" разработана "Технология создания системы стратегического планирования, разработки и реализации стратегического плана" (технология КРЭП - координация, разработка, экспертиза, продвижение - как основные направления деятельности участников процесса). Технология включает восемь этапов от проектирования до реализации и мониторинга, по каждому из которых подробно определены действия КРЭП. По общему признанию, наиболее трудным, но и во многом определяющим успех, является вовлечение местного сообщества в процесс.
Известны 2 типа ошибок инициаторов разработки территориальной стратегии: чрезмерное упование на привлекаемых к работе даже самых высокопрофессиональных иногородних консультантов и другая крайность - разработка стратегии силами лишь работников Администрации с утверждением на коллегии, в лучшем случае на собрании представителей. Как показывает опыт, оба этих варианта обречены на провал. Только прямые обращения к собственным представителям науки, бизнеса, общественных организаций делают Стратегический план всеохватывающим, реальным и в конечном итоге эффективным для региона. Практика привлечения предпринимательских, научных и общественных кругов к разработке важных экономических документов в последние годы начинает использоваться всё чаще. В качестве примера можно привести опыт разработки Стратегического плана Санкт-Петербурга (1997) и Стратегии развития России (1999).
Санкт-Петербург первым из российских городов начал разработку и в декабре 1997 г. принял Стратегический план. Принятие Стратегического плана явилось важным этапом совершенствования системы управления и регулирования экономики города.
В его разработке принимали участие ассоциации предпринимателей, общественные объединения и научные организации. Стратегический план был принят в форме договора общественного согласия, что ставит его в один ряд с подобными документами, действующими в странах мира, имеющих богатые традиции демократии. Механизм привлечения широких кругов общественности к разработке и корректировке Стратегического плана Санкт-Петербурга заключался в создании тематических комиссий из числа т.н. Стейкхолдеров, т.е. лиц и организаций, оказывающих большое влияние на развитие города. Были созданы тематические комиссии, в состав которых помимо представителей органов государственной вошли представители деловых кругов, учёные и общественные деятели.
Наиболее полно, систематизирован положительный опыт, накопленный в этой сфере, и практически осуществлена совместная работа бизнеса, науки и власти по разработке важнейших программных документов, определяющих приоритеты и направления местного развития, в Стратегическом плане Екатеринбурга, завершенном в июле 2003 года. Этот документ получил высокую оценку как жителей города, так и множества экспертов по всей стране и за рубежом. Многие подходы и способы, применённые в ходе создания этого документа, получили признание как новаторские и эффективные. Была создана система работы по стратегическому развитию города с привлечением науки, деловых кругов и общественности. Считаем, что многие элементы этой системы могут быть использованы и в Ярославле.
Координатором работки и реализации Стратегического плана является Комитет по экономике Администрации города Екатеринбурга.
Для окончательной разработки, принятия, реализации, мониторинга выполнения и корректировки стратегического плана развития города был сформирован Программный совет по стратегическому развитию Екатеринбурга (Рис. 1). Программный совет – общественный коллегиальный орган. Он осуществляет публичное обсуждение и общественную презентацию стратегического плана, устанавливает тесные горизонтальные и вертикальные связи с соседними муниципалитетами, с Правительством Свердловской области, а также представляет для утверждения доработанный проект концепции (стратегического плана) в Городскую Думу.
Участниками Программного совета являются жители города – представители науки, городского бизнеса, общественности, муниципальной власти, а также властей субъекта федерации и региона (федерального округа). Выделение данных групп происходит по функциональному принципу. Представители науки осуществляют научное руководство разработкой стратегических программ, создают для них фундаментальную научную базу. Представители бизнеса отвечают за продвижение программ, привязку их к практике и осуществляют дополнительное финансирование программных разработок. Представители властей всех уровней отвечают за общую координацию работы над разработкой и реализацией стратегических программ. Наиболее активная роль в координации разработки и реализации стратегических программ принадлежит муниципальной исполнительной власти, что соответствует ее целевой и функциональной роли. Представители общественности осуществляют связь с населением города и широкое освещение всех этапов формирования и реализации стратегических программ в СМИ.
|
Рис. 1 Структура Программного совета по стратегическому развитию г.Екатеринбург
Соблюдение принципа представительства обеспечивает формирование по сути четырех различных составов Программного совета, что позволяет наиболее всесторонне подходить к разработке и реализации стратегических программ, максимально эффективно использовать весь городской человеческий потенциал и наиболее полно учитывать интересы всех социальных групп и слоев городского населения.
В составе Программного совета формируются Секретариат, экспертные советы, Координационный совет и Правление.
Секретариат обеспечивает техническое и организационное сопровождение работы Программного совета, в частности, принимает проекты стратегических программ, осуществляет информационное обеспечение участников Программного совета и городской общественности в целом и т.д.
Экспертные советы создаются для проведения экспертизы направлений и программ реализации Плана стратегического развития города. Члены экспертных советов избираются из членов программного совета с соблюдением представительства в каждом совете экспертов науки, бизнеса, Администрации города и городской общественности.
Организацию разработки текстов стратегических программ и утверждение их методологии осуществляют Руководители стратегических направлений. Они же определяют методологию формирования самого направления, которая определяется критериями отбора стратегических программ.
Координацию деятельности по формированию и реализации стратегических программ в целом осуществляет Координационный совет. Координационный совет строится на принципе соблюдения представительства членов Программного совета от науки, бизнеса, общественности и муниципальной исполнительной власти.
Руководство всей работой программного совета, а также рассмотрение и утверждение проектов стратегических программ осуществляет Правление Программного совета. Состав правления строится на принципах соблюдения представительства членов Программного совета от науки, бизнеса, общественности и муниципальной исполнительной власти, а также привлечения представителя федеральной власти (представителя Президента) соответствующего федерального округа и представителя местной Представительной власти. Возглавляет Правление глава городской исполнительной власти.
Разработку, представление перед Программным советом, корректировку и контроль реализации стратегических программ в рамках направлений Стратегического плана развития города осуществляют программные группы Программного совета. Ядро программной группы составляют непосредственные разработчики программы – инициативная группа граждан города (обычно 4-5 человек), вышедшая с соответствующим предложением и первоначальным проектом программы на Программный совет. После первоначальной экспертизы программы в Экспертном совете в программную группу включаются члены Программного совета (по одному представителю от науки, бизнеса, муниципальной исполнительной власти и общественности) в целях соблюдения интересов всего городского населения при реализации программы. Для анализа и контроля экономической целесообразности реализации программы и повышения ее экономической эффективности в программную группу включается также Комитет по экономике Администрации города.
После подготовки проекта программы внутри программной группы она представляется руководителями соответствующего стратегического направления для рассмотрения и экспертизы на Экспертном совете. После экспертизы проекта программы на Экспертном совете и соответствующей корректировки она выносится руководителями направления для утверждения на Правление Программного совета.
Разумеется, концепция стратегического развития города – это не догма. В процессе ее реализации может возникнуть не мало новых интересных идей, которые не нашли реализации в выделенных проектах. Администрация должна быть готова к сотрудничеству со всеми, кто способен творчески, с учетом имеющихся возможностей планировать будущее и активно воплощать задуманное в жизнь.
Стратегический подход к управлению городским развитием требует от должностных лиц изменения способов личной самоорганизации. Прежде всего, следует донести до граждан основное содержание документа, объяснить жителям, что позитивные изменения будут происходить медленно, постепенно. Но нужно сделать так, чтобы жители видели позитивные результаты – небольшие социальные приращения в каждый промежуток времени.
Стратегический план Екатеринбурга включает 8 направлений, по которым разработано 27 стратегических программ, по каждой из которых работает своя группа экспертов со своими руководителями – всего задействовано более 150 специалистов города. Столько же участников разработки программы, где на схеме 2 в качестве примера представлено одно из направлений – "Реструктуризация экономики города и развитие экономических ресурсов", 4 соответствующих этому направлению стратегических программы и составы экспертных советов, в которых участвуют и видные ученые, и руководители предприятий, и чиновники высокого ранга, и авторитетные представители общественности.
Участие представителей бизнеса заключается не только в творчестве при разработке и обсуждении программ, но предусматривается их дальнейший вклад и в реализацию этих программ – как организационный, так и финансовый. Кроме того, к реализации программ привлекаются и внешние инвесторы. Опыт показывает, что у инвесторов, особенно иностранных, наибольшее доверие вызывают стратегические планы территорий, разработанные с участием местного сообщества и получившие поддержку жителей.
В стратегическом планировании территорий широко применяется термин стейкхолдер, заимствованный в английском языке и означающем буквально "человек, сделавший ставку в игре" и понимается человек или организация, чьи интересы существенно связаны с данным городом, чьи ресурсы позволяют заметно влиять на его развитие. Таких людей не так много даже в больших городах; обычно это те, кто входит в городскую элиту. Только добившись заинтересованного участия в проектировании будущего развития и общей договоренности между стейкхолдерами можно надеяться на реализацию стратегии.
Для вовлечения в процесс планирования стейкхолдеров необходимо их: а) выявить, б) проинформировать, в) заинтересовать в участии.
Должны быть составлены списки организаций и лиц, которых необходимо вовлечь в работу над стратегией. Это руководители администрации города, влиятельные депутаты, лидеры бизнеса – руководители отдельных предприятий и ассоциаций бизнеса, авторитетные эксперты, представители политических партий, профсоюзов общественных объединений, некоммерческих организации. Причем среди стейкхолдеров есть и люди, живущие вне города, - представители федеральных и региональных властей, лидеры национальной диаспоры, руководители концернов, разместивших или рассматривающих возможности разместить производство в городе, – их тоже необходимо вовлекать в планирование.
ЯрТПП, начиная с 2000 года, проводит работы по стратегическому развитию муниципальных округов и городов Ярославской области. Разработано 5 проектов: Некрасовский, Угличский, Большесельский, Гаврилов-Ямский МО и город Переславль-Залесский.
Представители бизнеса, включающиеся в процесс разработки и реализации стратегического плана, получают возможность аргументировать приоритетность представляемых им сфер и, соответственно, рассчитывать на совместные действия с властями. Кроме того, разработка становится для них так же средством диалога со своими деловыми партнерами и конкурентами, работающими в городе. Руководители администрации получают механизм регулярного открытого взаимодействия с бизнесом и общественностью, механизм обратной связи, позволяющий ориентировать действия властей в интересах общественно признанных целей и направлений. Стейкхолдеры, представляющие науку и общество, получают возможность непосредственно влиять на выбор приоритетов и направлений развития, реализовать свой творчески и гражданский потенциал.
Еще один важный аспект участия бизнеса в стратегическом планировании региона – найти место именно своего предприятия в той или иной программе, подтвердить эффективность своего проекта бизнес-планом и соответственно обеспечить выполнение этого бизнес-плана в рамках реализации всей стратегии развития региона. Так, при разработке ЯрТПП стратегических направлений развития Угличского МО, были проработаны бизнес-планы как для крупнейшего на территории округа предприятия – ОАО "Чайка", так и для 4-х малых предприятий разных сфер деятельности.
Следующим направлениями, которые начала реализовывать ЯрТПП в своих работах по стратегическому развитию городов и муниципальных округов Ярославской области, является кластеризация и субконтрактация.
В настоящее время при обсуждении государственной промышленной политики России на многих уровнях, в частности, с позиции Торгово-промышленной палаты РФ, в материалах IV Всероссийской конференции малых предприятий и др., большое внимание в рамках территориального аспекта политики уделяется формированию целевых производственно-интегрированных систем, одним из типов которых являются промышленные кластеры (группа географически соседствующих и взаимосвязанных общими целями производственных предприятий и организаций). При этом проблема рассматривается с двух чрезвычайно важных сторон: достижение крупного экономического эффекта в целом для региона, где функционируют кластеры, и повышение доли малых предприятий в общем объеме продукции региона в результате субконтрактации (передачи крупным предприятием, вокруг которого формируется кластер, заказов на изготовление отдельных деталей или комплектующих малым предприятиям, специализирующимся в определенных видах деятельности).
В мировой практике наибольшее развитие субконтрактация получила в машиностроении, электронике и полимерной промышленности и является важнейшим слагаемым, обеспечивающим высокие темпы экономического развития в таких странах как Япония, США, Германия, Франция, Италия.
Интересным примером кластерной организации группы высокотехнологических отраслей производства считается г. Сосновый бор (Ленинградская обл.), включающий в себя 29 предприятий и организаций, в числе которых Научно-исследовательский технологический институт им. А.П. Александрова (НИТИ), Федеральный научно-производственный центр Научно-исследовательский институт комплексных испытаний оптико-электронных приборов и систем (ФНПЦ НИИКИ ОЭП), 16 малых предприятий научно-технической сферы и др.
При разработке проектов стратегического развития муниципальных округов и городов необходимо изучать возможности как создания производственных объединений – независимых юридически, но тесно связанных общей задачей предприятий с выделением ведущей организации на рассматриваемой территории, так и максимального использования потенциала существующих малых предприятий в субконтрактации с крупными предприятиями других регионов.
При этом важно обеспечить поддержку процессов субконтрактации, которой занимаются специализированные структуры – центры субконтрактации, главной задачей которых является содействие крупным и малым предприятиям в размещении производственных заказов. В настоящее время в России создано более 20 таких центров, в том числе на базе Ярославской областной торгово-промышленной палаты действует Ярославский региональный центр производственной кооперации и субконтрактации. Центр осуществляет на конкурсной основе размещения заказов по чертежам предприятий путем активного поиска надежных исполнителей с охватом предприятий и других регионов РФ. Практика показывает, что минимальные цены за выполнение заказов предлагают малые предприятия, имеющие преимущество перед крупными предприятиями в меньших накладных расходах. Имеются примеры размещения крупных долгосрочных заказов на предприятиях городов Ярославской области, для которых ЯрТПП разработаны проекты стратегического развития (Углич, Переславль).
Заключение
Стратегическое планирование получает все более широкое распространение в России и за рубежом. Там, где оно применяется квалифицированно, его полезность как эффективного инструмента общественного развития несомненна.
Стратегические подходы в планировании позволяют городу:
- оценить условия, в которых будет проходить развитие города. Предвидя возможные события, можно планировать действия так, чтобы минимизировать негативный или максимизировать положительный эффект;
- провести комплексную оценку потенциала города;
- достичь консенсуса и поставить общие цели. Для местных властей более важно добиваться общественного согласия в целях и программах развития, чем, например, для руководителей бизнеса. Достижение согласования целей развития - сильная сторона стратегического планирования и его необходимый этап;
- оптимально распределять ресурсы и концентрировать их на наиболее главных направлениях;
- координировать программы городского развития;
- определить направление движения через постановку целей и задач, создать инструмент для измерения и оценки результатов.
В существующей практике применения стратегического планирования мегаполисов в России выявлены следующие недостатки:
- отсутствует четкое и единообразное понимание того, что такое стратегическое планирование и что такое стратегический план;
- стратегическое планирование не становится механизмом общественного участия в местном самоуправлении, важность вовлечения всех заинтересованных участников городского развития и общественности недооценивается;
- полученные в ходе разработки стратегических планов опыт и процедуры не закрепляются нормативными актами, не создается институциональная база реализации планов;
- не формируются работоспособные системы управления, ориентированные на стратегический подход и обеспечивающие связь стратегических планов с бюджетным и другими видами планирования;
- стратегические планы слабо используются как элемент внешнего маркетинга городов и пригородных зон;
- отсутствуют навыки проектной культуры у сотрудников региональных государственных органов исполнительной власти;
- стратегические планы обычно не имеют формально выраженного императивного характера, что негативным образом сказывается на их исполнении;
- в ходе осуществления стратегического планирования в планах нередко не учитывается вариативность изменения как экономической ситуации в стране, так и федеральной нормативной правовой базы;
- процессы стратегического планирования не сопровождаются действиями по межрегиональной (городов федерального значения и соответствующей области), межмуниципальной кооперации, при том, что планы стратегического развития объективно не могут не затрагивать соседние территории.
Список использованной литературы
1. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. - М: Изд-во МГУ 1995.
2. Волчкова Л.Т. Планирование социально-экономического развития: теория, методология, организация. СПб, 1999.
3. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Основы региональной политики. Учебник. - СПб, Изд-во Михайлова В. А, 1998.
4. Загвоздкина Г.П. Теория планирования. Учебное пособие. Новосибирск., Изд-во МНГАЭиУ, 1999.
5. Лаженцев В.Н. Территориальное развитие: методология и опыт регулирова-ния. -СПб, Наука, 1996.
6. Лукша О.П., Сушков П.В., Яновский А.Э. Управление стратегическими планами и программами местного развития. - Обнинск, 2003. - 68 с.
7. Максимова Л. Д. Проблемы стратегического управления развитием региона -СПб, Изд-во СПб УЭФ, 2000.
8. Методические рекомендации по разработке и реализации стратегического плана городского развития /под. ред. д.э.н. Гринчеля Б.М., к.э.н. Костылевой Н.Е./ СПб, Институт проблем региональной экономики Российской академии наук, 2001. - 194 с.
9. Развитие региона: цели, закономерности, методы управления. Учебно-методическое пособие. - М: Изд-во РАГС, 1999.
10. Региональная экономика Учебное пособие./Под ред. Степанова М.В. - М: ИНФРА-М, 2003.
11. Региональная экономика: проблемы, стратегия развития АПК Под ред. Кузнецова В. В. Росгов-на-Дону, 1998.
12. Регионоведение. Учебник для вузов /Под ред. Морозовой Т. Г. - М: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2004.
13. Савельев Ю.В., Шишкин А.И. Современное территориальное стратегическое планирование: состояние, проблемы и организация (опыт Республики Карелия). Петрозаводск, 2003. - 357 с.
14. Социальное проектирование становления и развития гражданского общества: создание стратегического плана района, города, региона. Научно-методическое пособие. - СПб: Леонтьевский центр, 2000. – 120 с.
15. Стратегический план города: программа социально-экономического развития г. Кирова на период до 2010 года" / Рук. авт. колл. Проф. А.П. Егоршин. - Н. Новгород: НИМБ, 2000. - 240 с.
16. Стратегическое планирование экономического развития: 35 лет канадского опыта. Научный редактор - д.э.н. Б.С.Жихаревич. - СПб.: Международный центр социально-экономических исследований "Леонтьевский центр", 2004.- 288 с.
17. Стратегическое планирование/Под ред. Уткина Э.А - М: Изд-во "ЭК-МОС", 1998. – 440 с.
18. Территориальное стратегическое планирование: измеряя результаты (выпуск 6) / Доклады участников Четвертого общероссийского форума лидеров стратегического планирования 20 - 21 октября 2005 г. Научный редактор - д.э.н. Б. С. Жихаревич. - СПб.: Международный центр социально-экономических исследований "Леонтьевский центр", 2006. - 112 с.
19. Территориальное стратегическое планирование: новые возможности социально-экономического развития. Сборник статей. Под ред. Акбулатова Э.Ш., Ефимова В.С., Жихаревича Б.С. - Красноярск: НП КИЦ, 2004, 180 с.
[1] Савельев Ю.В., Шишкин А.И. Современное территориальное стратегическое планирование: состояние, проблемы и организация (опыт Республики Карелия). Петрозаводск, 2003. – с.87
[2] Территориальное стратегическое планирование: измеряя результаты (выпуск 6) / Доклады участников Четвертого общероссийского форума лидеров стратегического планирования 20 - 21 октября 2005 г. Научный редактор - д.э.н. Б. С. Жихаревич. – СПб.: Международный центр социально-экономических исследований "Леонтьевский центр", 2006. – с.87