Цена в современной экономике

Политэкономическая наука знает целый ряд теорий цен. Например, теория производственных цен Маркса, теория предельной полезности и ряд других. Но время меняет представления, возникают новые вопросы и проблемы. Современный рынок стал чрезвычайно диверсифицированным. На нем представлены товары самых различных классов и групп. И потому новое время требует нового рассмотрения этой проблемы.

Основным пороком нынешних западных теорий в этой области - это представления, которые выражены словом "ценообразование". Подразумевает, что цены кем-то или чем-то "образуются". Принято говорить, что в рыночной экономике цены создает рынок.

На самом деле это неверно. Цены устанавливает производитель (или продавец), но никак не рынок. Рынок не создает цен, он лишь оценивает их. И потому первый и главный вопрос, возникающий перед каждым бизнесменом или менеджером, стоит в проблеме – какую установить цену. Поэтому современная теория ценоустановления должна стать главным багажом знания бизнесменов и менеджеров.

В настоящее время существует несколько теорий цен. Наиболее распространенными являются две теории.

Теории производственных цен (Рикардо, Смит, Маркс) исходят из того, что в основе цены лежат производственные затраты.

В теории потребительских цен упор делается на потребителя и на его предпочтения.

Цены устанавливает продавец, а не рынок и не покупатель. Реакция покупателя, а через него и рынка является вторичной. И теория цены должна прежде всего дать инструмент установления цены для производителя, а не только описывать коллективное взаимодействие всего рыночного механизма. Ведь конкретному продавцу или производителю мало утешения от того, что рынок сам “определит” цену, ибо к тому времени он может разорятся. Значит, теория цены должна дать конкретному продавцу или производителю некоторые конкретные советы и рекомендации, как установить цену на товар прежде, чем вынести его на рынок.

Порок все прошлых теорий цен состоит в том, что в них действуют не субъекты, а объекты рыночных отношений. Но рынок – это не ансамбль молекул, а поле взаимодействия разумных людей. И вот человеческий разум как раз и отсутствует в этих теориях.

В практике ценообразования можно встретить можно встретить 2 вида политики: политику высоких и низких цен.

Применение политики высоких цен оправдано, если:

-         товар уникален или надежно охраняем патентами;

-         товар сложно разработать или производить;

-         цена не является решающим фактором для покупателей данного товара;

-         размер рынка слишком мал, чтобы привлечь конкурентов;

-         требуется много усилий, чтобы обучить потенциальных покупателей пользоваться данным товаром;

-         у фирмы ограниченные финансовые источники и нет возможностей изыскать дополнительные средства.

Применение политики низких цен рекомендуется в условиях, противоположных указанным. Это не означает обязательного выбора той или иной политики при преобладании одного из данных условий, а означает, что если имеются некоторые из вышеперечисленных условий, то стоит рассмотреть возможность применения соответствующей политики ценообразования. Например, если у компании ограниченные финансовые возможности, то стоит рассмотреть вариант политики высоких цен, так как низкие цены в данном случае не принесут достаточно прибыли для развития компании. Однако высокая цена может слишком быстро привлечь конкурентов, с которыми из-за недостаточной финансовой поддержки будет тяжело бороться. Требуется тщательное изучение ситуации для решения этой проблемы. О некоторых особенностях стратегии ценообразования на современном этапе реформирования экономики России. Прогноз любого направления в условиях эффективно работающей рыночной экономики может быть обоснованным на базе объективной цены потребительной стоимости, которая выражает степень полезности объекта. В рыночной экономике, характеризующейся свободой субъектов хозяйствования, уровень цен и характер условий ценообразования являются важнейшими факторами существования, выживания и развития. Здоровая рыночная экономика успешно функционирует в так называемом равновесном или почти равновесном режиме, когда в единицу времени в среднем каждый товар продается в таком количестве в каком он производится или поступает на данный рынок в результате внешнеэкономического обмена. Согласно экономической теории рыночное равновесие достигается с помощью свободных рыночных цен. Которые складываются по соотношению спроса и предложения, издержек производства, полезностью товара и конкурентной структурой рынка. Указанные факторы ценообразования весьма подвижны во времени и структуре их действия на уровне оптимальных и равновесных цен. Широко распространенное и внедренное в сознание россиян упрощенное представление о ценообразования по тезису “товар стоит столько, сколь стоит” наносит колоссальный ущерб экономической теории и практике на современном этапе реформирования экономики России. Эффективно работающая система цен в современной рыночной экономике складывается не только под воздействием спроса и предложения, но и под влиянием субъективных предпочтений. В условиях нормального стабильного рынка уровень действующих цен нередко отождествляется с потребительной стоимостью (“полезность ее”) однако, в реальных условиях, на цену кроме степени полезности влияют так называемые нерыночные факторы: