ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
ИНСТИТУТ
КАФЕДРА СТАТИСТИКИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Статистика»
на тему: «Статистическое изучение объема, состава и динамики доходов и расходов государственного бюджета»
Вариант № 16
Исполнитель:
Москва – 2007г.
Содержание:
1. Введение…………………………………………………………………3
2. Основы бюджетной классификации…………………………………...4
3. Доходы государственного бюджета…………………………………....7
4. Расходы государственного бюджета…………………………………...9
5. Дефицит государственного бюджета…………………………………12
6. Практическая часть…………………………………………………….14
7. Аналитическая часть…………………………………………………...30
8. Заключение……………………………………………………………..34
9. Список литературы…………………………………………………….35
Введение.
В данной курсовой работе рассматривается один из важнейших разделов статистики: «Доход и расход государственного бюджета».
Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политикой политики. Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.
Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.
Так в практической части данной работе мы рассмотрим, как влияют доходы государственного бюджета на расходы государственного бюджета.
В аналитической части мы рассмотрим динамики прибыли по годам. Для этого мы рассчитаем: абсолютный прирост; темп роста; темп прироста; средние за период уровень ряда, абсолютный прирост, темпы роста и прироста и покажем динамику доходов в виде диаграмме.
Для написания данной работы я использовала средства интегрированного пакета MS Office, а именно таки программы как:
MS Excel, MS Word.
Основы бюджетной классификации.
Бюджетная классификация — это основной методологический документ, на основе которого должны составляться и исполняться бюджеты. Задачей статистики в области классификации государственных бюджетов являются осуществление группировки основных операций сектора государственного управления и создание аналитической базы.
Государственный бюджет отражает доходы и расходы сектора государственного управления:
БЮДЖЕТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в
Таблица № 1
|
Млрд. руб. |
В процентах к ВВП |
Доходы- всего |
10642,8 |
39,7 |
из них: |
||
налог на прибыль организаций |
1670,6 |
6,2 |
налог на доходы физических лиц |
930,3 |
3,5 |
единый социальный налог |
525,9 |
2,0 |
налог на добавленную стоимость: |
||
на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации |
924,3 |
3,5 |
на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации |
586,7 |
2,2 |
акцизы по подакцизным товарам (продукции): |
||
производимым на территории Российской Федерации |
253,3 |
0,9 |
ввозимым на территорию Российской Федерации |
17,3 |
0,1 |
налоги на совокупный доход |
103,9 |
0,4 |
налоги на имущество |
310,9 |
1,2 |
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
1187,2 |
4,4 |
доходы от внешнеэкономической деятельности |
2306,3 |
8,6 |
доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
350,0 |
1,3 |
платежи при пользовании природными ресурсами |
94,4 |
0,4 |
безвозмездные поступления |
27,3 |
0,1 |
доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности |
80,6 |
0,3 |
Расходы - всего |
8384,0 |
31,3 |
из них: |
||
на общегосударственные вопросы |
824,3 |
3,1 |
из них на обслуживание государственного и муниципального долга |
199,2 |
0,7 |
на национальную оборону |
683,3 |
2,6 |
на национальную безопасность и правоохранительную деятельность |
714,3 |
2,7 |
на национальную экономику |
949,5 |
3,6 |
из нее: |
||
на топливо и энергетику |
18,2 |
0,1 |
на сельское хозяйство и рыболовство |
110,8 |
0,4 |
на транспорт |
410,8 |
1,5 |
на связь и информатику |
20,4 |
0,1 |
на прикладные научные исследования в области национальной экономики |
47,2 |
0,2 |
на другие вопросы в области национальной экономики |
269,3 |
1,0 |
на жилищно-коммунальное хозяйство |
631,4 |
2,4 |
на социально-культурные мероприятия |
4554,9 |
17,0 |
на межбюджетные трансферты |
3,1 |
0,0 |
Профицит |
2258,8 |
8,4 |
Характер системы статистических показателей государственного бюджета, базирующихся на бюджетной классификации, опирается на категории, отражающие природу различных хозяйственных операций. К ним относятся:
• поступления или платежи;
• поступления (платежи) возвратные и невозвратные;
• поступления (платежи) возмездные или безвозмездные;
• поступления (платежи) текущие и капитальные;
• приобретение финансовых активов или принятие обязательств;
• приобретение финансовых активов с целью проведения государственной политики или управления ликвидностью.
Все операции, осуществляемые органами государственного управления с институциональными единицами других секторов экономики, можно отнести либо к платежам, либо к поступлениям, выполняющимся на возвратной или на невозвратной основе. Текущие и капитальные, а также возмездные и безвозмездные поступления относятся к невозвратным операциям.
В любой операции участвуют две стороны (участники операции). В большинстве случаев в операции задействованы два потока: входящий (поступление); выходящий (платеж).
Платеж или поступление является возвратным, если обратный поток выступает в форме договорных обязательств с фиксированным сроком погашения. В результате возвратной операции возникает финансовое требование либо погашается обязательство.
Доходы государственно бюджета.
Доходы государственного бюджета делятся на текущие и капитальные.
Текущие доходы включают все налоговые и неналоговые поступления.
Налоговые доходы — это обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи, взыскиваемые государственными органами с целью удовлетворения государственных потребностей.
К налоговым поступлениям относятся: прибыль, переводимая фискальными, экспортными и импортными монополиями, штрафы и пени, уплаченные за нарушение налогового законодательства.
Текущие неналоговые поступления — это невозвратные возмездные поступления и некоторые невозвратные безвозмездные поступления.
Официальные трансферты — это безвозмездные, невозвратные, необязательные поступления. Они выступают в виде субвенций, дарений, репараций и являются нерегулярными, единовременными и добровольными. Источниками официальных трансфертов могут быть отечественные и зарубежные органы государственного управления, а также международные организации.
Показатель общего объема доходов государственного бюджета отражает общий объем бюджетного фонда, подлежащего распределению по территориальному, отраслевому и целевому назначению. Он включает налоговые доходы и неналоговые поступления.
Налоговые доходы — это совокупность обязательных платежей в бюджет, поступающих в определенных законом размерах и в строго установленные сроки.
Показатель налоговых поступлений включает все виды прямых и косвенных налогов: подоходные налоги, налоги на прибыль, налоги на заработную плату и рабочую силу, налоги на собственность, прочие налоги.
Показатель неналоговых поступлений включает в себя совокупность невозвратных возмездных и безвозмездных поступлений, К ним относятся: доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; все поступления по штрафам и санкциям, кроме штрафов за просрочку уплаты налогов; все добровольные, невозвратные текущие поступления из негосударственных источников. В российской бюджетной классификации в показатель неналоговых поступлений включены капитальные доходы. Это является отступлением от международной классификации доходов государственного бюджета.
Расходы государственного бюджета.
Текущие расходы - это бюджетные средства, выделяемые юридическим лицам, для финансированиях их текущих потребностей.
Расходы государственного бюджета включают все невозвратные платежи (возмездные или безвозмездные) вне зависимости от целей их дальнейшего использования (текущих или капитальных). В состав расходов входят трансфертные платежи другим органам государственного управления.
В действующей классификации предусмотрена группировка расходов бюджета по трем признакам:
• функциональному назначению;
• экономическому назначению;
• ведомственному назначению.
Функциональная структура состоит из разделов расходов, связанных с осуществлением основных функций государства. В обобщенном виде основные функции государства неизменны и характерны для всех стран, в их числе:
• государственное управление;
• обеспечение внутренней и внешней безопасности;
• международная деятельность;
• содействие научно-техническому прогрессу;
• социальное развитие.
В Российской Федерации действует следующая функциональна классификация государственного бюджета:
• государственное управление;
• судебная власть;
• межгосударственная деятельность;
• национальная оборона;
• правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности;
• фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
• промышленность, энергетика и строительная индустрия;
• сельское хозяйство и рыболовство;
• охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография, геодезия, стандартизация и метролог;
• транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика;
• развитие рыночной инфраструктуры;
• предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;
• образование;
• культура и искусство;
• средства массовой информации;
• здравоохранение и физическая культура;
• социальная политика;
• обслуживание и погашение государственного долга;
• пополнение государственных запасов и резервов;
• региональное развитие;
• утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных долгов;
• прочие расходы.
От построения функциональной классификации, обоснованности объемов финансирования отдельных ее разделов и подразделов зависит эффективность государственного управления. В функциональной классификации государственного бюджета выделены разделы, обеспечивающие оборону страны, государственное управление, правоохранительную и международную деятельность.
К расходам на государственное управление относятся расходы, связанные с управленческой сферой деятельности государства; расходы, направленные на функционирование системы законодательной и исполнительной государственной власти; расходы, связанные с деятельностью финансовых и фискальных органов; расходы на управление государственной собственностью; расходы на статистическую службу.
Новым показателем расходов являются расходы на развитие рыночной инфраструктуры, включающие государственную поддержку малого бизнеса и предпринимательства.
Расходы
консолидированного бюджета Российской Федерации социально-культурные
мероприятия в
Таблица № 2
|
Млрд. руб. |
В процентах к итогу |
Расходы - всего |
4554,9 |
100 |
в том числе: |
||
на образование |
1033,3 |
22,7 |
на культуру, кинематографию и средства массовой информации |
188,7 |
4,1 |
на здравоохранение и спорт |
1074,7 |
23,6 |
на социальную политику |
2258,2 |
49,6 |
Для некоторых функций в связи с их обширностью требуется конкретизация. Так, в настоящее время среди подобных функций государства наиболее актуальными являются обеспечение конверсии военного производства, содействие структурной перестройке промышленности, проведение аграрной реформы. Отдельные узкоспециализированные функциональные разделы неизбежно могут иметь временный характер и подлежат отмене, когда соответствующая функция государства перестает быть основной.
Дефицит бюджета Российской Федерации.
Дефицит бюджета – эта сумма, на которую в данном году расходы бюджета превосходят его доходы. Бюджетный дефицит отражает определенные изменения в процессе национального воспроизводства, фиксирует результаты этих изменений. Структурный дефицит – это разность между федеральными доходами и расходами при определенной фискальной политике и постоянно заданном уровне безработице. Если уровень безработицы начинает превышать базовый, то реальный бюджетный дефицит становится больше уровня структурного дефицита бюджета. Это происходит частично за счет сокращения налоговых поступлений. Разность между реально наблюдаемым дефицитом бюджета и структурным дефицитом получила название циклического дефицита. Причин бюджетного дефицита может быть много, например:
1. спад общественного производства;
2. рост предельных издержек общественного производства;
3. массовый выпуск «пустых» денег;
4. излишне, неоправданно раздутые социальные программы;
5. возросшие затраты на финансирование ВПК;
6. оборот «теневого» капитала в огромных масштабах;
7. возможной причиной бюджетного дефицита являются огромные непроизводительные расходы, приписки, хищения, потери произведенной продукции и многое другое, пока не поддающееся общественному учету. Источники покрытия бюджетного дефицита хорошо известны. В экономических системах с фиксированным количеством денег в обращении правительство располагает лишь двумя традиционными способами покрытия дефицита бюджета – это государственные займы и усиление налогообложения. Для систем с нефиксированным количеством денег есть и третий способ – это печатанье денег. Несомненно, бюджетный дефицит относится к так называемым «отрицательным» категориям типа инфляции, кризиса, безработицы, банкротства, однако они являются неотъемлемыми элементами экономической системы. Более того, без них система утрачивает способность к самодвижению и поступательному развитию. Следует отметить что, бездефицитность бюджета вовсе не означает здоровье экономики. Надо четко представлять какие процессы протекают внутри самой финансовой системы, какие изменения воспроизводственного цикла отражает дефицит бюджета.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Имеются следующие выборочные данные (выборка 25%-ная механическая) о доходах и расходах бюджетов субъектов РФ за полугодие, млн. руб.:
Таблица № 1.1.
Исходные данные.
№ региона п/п |
Доходы бюджета |
Расходы бюджета |
№ региона п/п |
Доходы бюджета |
Расходы бюджета |
1 |
4,2 |
5,4 |
16 |
1,2 |
3,1 |
2 |
3,8 |
5,2 |
17 |
3,6 |
4,5 |
3 |
6,4 |
8,7 |
18 |
2,2 |
3,8 |
4 |
2,1 |
3,2 |
19 |
0,9 |
1,9 |
5 |
2,4 |
4,6 |
20 |
2,3 |
3,1 |
6 |
2,0 |
3,5 |
21 |
3,5 |
4,6 |
7 |
0,7 |
2,0 |
22 |
4,4 |
6,2 |
8 |
3,9 |
5,0 |
23 |
4,8 |
7,2 |
9 |
8,0 |
7,4 |
24 |
7,5 |
8,0 |
10 |
4,2 |
6,0 |
25 |
0,8 |
1,7 |
11 |
2,5 |
4,6 |
26 |
3,5 |
4,7 |
12 |
3,9 |
4,9 |
27 |
4,1 |
6,5 |
13 |
7,6 |
8,6 |
28 |
6,3 |
8,6 |
14 |
4,1 |
5,8 |
29 |
5,3 |
6,8 |
15 |
0,5 |
1,8 |
30 |
5,2 |
7,1 |
Задание 1.
По исходным данным:
1, Постройте статистический ряд распределения предприятий по признаку – доходы бюджета, образовав, пять групп с равными интервалами.
2. Рассчитайте характеристики интервального ряда распределения: среднюю арифметическую, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации, моду и медиану.
Сделайте выводы по результатам выполнения задания.
Решение задания 1.
Для построения статистического ряда распределения, сначала образуем 5 групп с равными интервалами по следующей формуле:
Подставим в данную формулу исходные данные:
=
Получим следующий ряд распределения:
1. 0,5-2,0
2. 2,0-3,5
3. 3,5-5,0
4. 5,0-6,5
5. 6,5-8,0
Таблица № 1.2.
Распределение регионов по доходам бюджета
Доходы бюджета |
№ региона |
Расходы бюджета |
|
|
х |
1 |
2 |
3 |
0,5-2,0 |
7 |
0,7 |
15 |
0,5 |
|
16 |
1,2 |
|
19 |
0,9 |
|
25 |
0,8 |
|
Итого: |
5 |
4,1 |
2,0-3,5 |
4 |
2,1 |
5 |
2,4 |
|
6 |
2,0 |
|
11 |
2,5 |
|
18 |
2,2 |
|
20 |
2,3 |
|
Итого: |
6 |
13,5 |
3,5-5,0 |
1 |
4,2 |
2 |
3,8 |
|
8 |
3,9 |
|
10 |
4,2 |
|
12 |
3,9 |
|
14 |
4,1 |
|
17 |
3,6 |
|
21 |
3,5 |
|
22 |
4,4 |
|
23 |
4,8 |
|
26 |
3,5 |
|
27 |
4,1 |
|
Итого: |
12 |
48,0 |
5,0-6,5 |
3 |
6,4 |
28 |
6,3 |
|
29 |
5,3 |
|
30 |
5,2 |
|
Итого: |
4 |
23,2 |
6,5-8,0 |
9 |
8,0 |
13 |
7,6 |
|
24 |
7,5 |
|
Итого: |
3 |
23,1 |
На основе таблицы 1.1 составляем группировочную таблицу
Таблица № 1.3.
Группировка предприятий по доходам бюджета.
Доходы бюджета, млн. руб. |
Число регионов (n) |
Середина интервала, |
||||
0,5-2,0 |
5 |
1,25 |
6,25 |
-2,7 |
7,29 |
36,45 |
2,0-3,5 |
6 |
2,75 |
16,5 |
-1,2 |
1,44 |
8,64 |
3,5-5,0 |
12 |
4,25 |
51,0 |
0,3 |
0,09 |
1,08 |
5,0-6,5 |
4 |
5,75 |
23,0 |
1,8 |
3,24 |
12,96 |
6,5-8,0 |
3 |
7,25 |
21,75 |
3,3 |
10,89 |
32,67 |
Итого: |
30 |
- |
118,5 |
- |
- |
91,8 |
1. Найдем средний доход бюджета на 1 регион по формуле средней арифметической: млн. руб.
2. Для вычисления среднего квадратического отклонения необходимо рассчитать дисперсию по формуле: млн. руб.
3. Рассчитаем среднее квадратическое отклонение по формуле: млн. руб.
4. Коэффициент вариации рассчитывается по формуле:
Вывод: исчисленный коэффициент вариации, равный 44,3% говорит о том, что средняя является типичной, ей можно доверять, а совокупность является не однородной.
5. Найдем моду и медиану, для чего построим таблицу № 1.4, в которой найдем накопленные частоты.
Таблица № 1.4.
Структурные средние величины.
Доходы бюджета, млн. руб. |
Число регионов (n) |
Сумма накопленных частот |
0,5-2,0 |
5 |
5 |
2,0-3,5 |
6 |
11 |
3,5-5,0 |
12 |
23 |
5,0-6,5 |
4 |
27 |
6,5-8,0 |
3 |
30 |
Итого: |
30 |
Наибольшее число регионов – 10 имеют доход в интервале 3,5-5,0, который и является модальным.
Мода рассчитывается по формуле:
млн. руб.
Ряд распределения является симметричным.
|
Рис. 1 Гистограмма
Медиана дискретного вариационного ряда определяется по сумме накопленных частот, которая должна превышать половину всего объема единиц совокупности.
Для интервальных вариационных рядов медиана рассчитывается по формуле:
В графе «Сумма накопленных частот» значение 23 соответствует интервалу 3,5-5,0. Это и есть медианный интервал, в котором находится медиана.
млн. руб.
Из расчета видно, что половина регионов имеют, в среднем, доход до 4 млн. руб., а другая половина - выше этой суммы.
Медиана определяется граффически по кумуляте, для её определения из точек по шкале накопленных частот соответствующим 50%, проводится прямая параллельная оси абсцисс до пересечения с кумулятой. Из точки пересечения указанной прямой опускают перпендикуляр на ось абсцисс. Абсциссой точки пересечения является медианой.
Рис. 2 Кумулята распределения регионов по доходам бюджета
Задание 2.
По исходным данным:
1. Установите наличие и характер связи между признаками – доходы и расходы бюджета, методом аналитической группировки, образовав, пять групп с равными интервалами по факторному признаку.
2. Измерьте тесноту корреляционной связи между названными признаками с использованием коэффициентов детерминации и эмпирического корреляционного отношения.
Сделайте выводы по результатам выполнения задания.
Решение задания 2.
Рабочая таблица № 1.
Доходы бюджета |
№ региона |
Расходы бюджета |
|
|
х |
1 |
2 |
3 |
0,5-2,0 |
6 |
3,5 |
11 |
4,6 |
|
15 |
1,8 |
|
16 |
3,1 |
|
20 |
3,1 |
|
Итого: |
5 |
16,1 |
2,0-3,5 |
2 |
5,2 |
8 |
5,0 |
|
17 |
4,5 |
|
19 |
1,9 |
|
21 |
4,6 |
|
26 |
4,7 |
|
Итого: |
6 |
25,9 |
3,5-5,0 |
1 |
5,4 |
4 |
3,2 |
|
5 |
4,6 |
|
7 |
2,0 |
|
10 |
6,0 |
|
12 |
4,9 |
|
14 |
5,8 |
|
18 |
3,8 |
|
22 |
6,2 |
|
23 |
7,2 |
|
25 |
1,7 |
|
27 |
6,5 |
|
Итого: |
12 |
57,3 |
5,0-6,5 |
13 |
8,6 |
28 |
8,6 |
|
29 |
6,8 |
|
30 |
7,1 |
|
Итого: |
4 |
31,1 |
6,5-8,0 |
3 |
8,7 |
9 |
7,4 |
|
24 |
8,0 |
|
Итого: |
3 |
24,1 |
Для определения тесноты связи строим аналитическую таблицу.
Таблица № 1.6.
Рабочая таблица № 2.
№ п/п |
группы бюдже-та по доходу |
число реги-онов |
расходы бюджета |
|
|
|
|
Всего: |
в сред-нем |
||||||
А |
В |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
I |
0,5-2,0 |
5 |
16,1 |
3,22 |
-2,37 |
5,62 |
28,1 |
II |
2,0-3,5 |
6 |
25,9 |
4,32 |
-0,17 |
0,03 |
0,18 |
III |
3,5-5,0 |
12 |
57,3 |
4,78 |
-0,37 |
0,14 |
1,68 |
IV |
5,0-6,5 |
4 |
31,1 |
7,78 |
2,63 |
6,92 |
27,68 |
V |
6,5-8,0 |
3 |
24,1 |
8,03 |
2,88 |
8,29 |
24,87 |
Итого: |
- |
30 |
154,5 |
5,15 |
- |
- |
82,51 |
Общая дисперсия вычисляется по следующей формуле:
Для нахождения построим следующую таблицу.
Таблица № 1.7.
№ п/п |
расходы бюджета () |
|
1 |
5,4 |
29,16 |
2 |
5,2 |
27,04 |
3 |
8,7 |
75,69 |
4 |
3,2 |
10,24 |
5 |
4,6 |
21,16 |
6 |
3,5 |
12,25 |
7 |
2,0 |
4,0 |
8 |
5,0 |
25,0 |
9 |
7,4 |
54,76 |
10 |
6,0 |
36,0 |
11 |
4,6 |
21,16 |
12 |
4,9 |
24,01 |
13 |
8,6 |
73,96 |
14 |
5,8 |
33,64 |
15 |
1,8 |
3,24 |
16 |
3,1 |
9,61 |
17 |
4,5 |
20,25 |
18 |
3,8 |
14,44 |
19 |
1,9 |
3,61 |
20 |
3,1 |
9,61 |
21 |
4,6 |
21,16 |
22 |
6,2 |
38,44 |
23 |
7,2 |
51,84 |
24 |
8,0 |
64,0 |
25 |
1,7 |
2,89 |
26 |
4,7 |
22,09 |
27 |
6,5 |
42,25 |
28 |
8,6 |
73,96 |
29 |
6,8 |
46,24 |
30 |
7,1 |
50,41 |
Итого: |
154,5 |
922,11 |
Коэффициент детерминации равен отношению межгрупповой дисперсии к общей:
или 65,2 %
Вывод: Коэффициент детерминации, равный 65,2 % говорит о том, что вариация расходов бюджета на 65,2 % зависит от величины доходов бюджета, а остальные 34,8 % - это прочие неучтенные факторы независящие от доходов бюджета.
Корень квадратный из коэффициента детерминации называется эмпирическим корреляционным отношением:
Связь между доходами и расходами бюджета в данном случае очень высокая.
Задание 3.
По результатам выполнения задания 1 с вероятностью 0,683 определите:
1. Ошибку выборки среднего дохода бюджета и границы, в которых он будет находиться в генеральной совокупности.
2. Ошибку выборки доли регионов со средним доходом бюджета 5 млрд. руб. и более и границы, в которых будет находиться генеральная доля.
Решение задания 3.
Формула средней ошибки выборки
Вычислим ошибку выборки среднего дохода бюджета и границы, в которых он будет находиться в генеральной совокупности.
Для решения задачи с вероятностью 0,683,
Вывод: С вероятностью 0,683 можно утверждать, что доход бюджета находится в пределах , или млрд. руб.
Вычислим ошибку выборки доли регионов со средним доходом бюджета 5 млрд. руб. и более и границы, в которых будет находиться генеральная доля по следующим формулам:
или 23%
или 6,7%
Вывод: С вероятностью 0,683 можно утверждать, что доля регионов со средним доходом бюджета 5 млрд. руб. и более будет находиться в пределах не менее 16,3% и не более 29,7%.
Задание 4.
Исполнение регионального бюджета в процентах к валовому региональному продукту (ВРП) характеризуется следующими данными:
Таблица № 1.8.
Исходные данные.
Месяц |
Налоговые поступления в % к ВРП |
||
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
|
Январь |
2,5 |
2,6 |
2,4 |
Февраль |
2,6 |
2,7 |
2,3 |
Март |
3,0 |
2,8 |
2,5 |
Апрель |
2,9 |
2,8 |
2,1 |
Май |
2,8 |
2,7 |
2,3 |
Июнь |
2,7 |
2,8 |
2,2 |
Июль |
2,9 |
2,7 |
2,6 |
Август |
2,8 |
2,7 |
2,6 |
Сентябрь |
2,9 |
2,8 |
2,7 |
Октябрь |
3,0 |
2,9 |
2,8 |
Ноябрь |
3,1 |
3,0 |
3,0 |
Декабрь |
3,2 |
2,9 |
3,3 |
ВРП в 2002 г. Составил 26 млрд. руб., а в 2003 и 2004 гг. соответственно 29,1 млрд. руб. и 32,2 млрд. руб.
Для анализа сезонных колебаний налоговых поступлений в регионе:
· Определите индексы сезонности методом простой средней;
· Постройте график сезонности волны;
· осуществите прогноз налоговых поступлений в процентах к ВРП по месяцам 2005 г. При условии, что доля налоговых поступлений в ВРП региона в 2005 г. составит 70%.
Решение задания 4.
Индекс сезонности рассчитывается по формуле:
или
Построим таблицу, в которой рассчитаем индексы сезонности.
Таблица № 1.9.
Расчет индекса сезонности.
год |
Налоговые поступления в % ВРП |
|
|
Индекс сезон-ности |
Прог-ноз на 2005 год |
||
месяц |
|
|
|
||||
Январь |
2,5 |
2,6 |
2,4 |
7,5 |
2,5 |
92,60 |
5,3 |
Февраль |
2,6 |
2,7 |
2,3 |
7,6 |
2,5 |
92,60 |
5,3 |
Март |
3,0 |
2,8 |
2,5 |
8,3 |
2,8 |
103,70 |
6,0 |
Апрель |
2,9 |
2,8 |
2,1 |
7,8 |
2,6 |
96,30 |
5,5 |
Май |
2,8 |
2,7 |
2,3 |
7,8 |
2,6 |
96,30 |
5,5 |
Июнь |
2,7 |
2,8 |
2,2 |
7,7 |
2,6 |
96,30 |
5,5 |
Июль |
2,9 |
2,7 |
2,6 |
8,2 |
2,7 |
100,00 |
5,8 |
Август |
2,8 |
2,7 |
2,6 |
8,1 |
2,7 |
100,00 |
5,8 |
Сентябрь |
2,9 |
2,8 |
2,7 |
8,4 |
2,8 |
103,70 |
6,0 |
Октябрь |
3,0 |
2,9 |
2,8 |
8,7 |
2,9 |
107,40 |
6,2 |
Ноябрь |
3,1 |
3,0 |
3,0 |
9,1 |
3,0 |
111,11 |
6,4 |
Декабрь |
3,2 |
2,9 |
3,3 |
9,4 |
3,1 |
114,81 |
6,7 |
Итого: |
34,4 |
23,4 |
30,8 |
98,6 |
32,8 |
- |
70,0 |
рассчитывается по формуле: .
На основе полученных данных построим график сезонности волны.
Аналитическая часть.
1. Постановка задачи
По данным отчетов о прибылях и убытках бюджета государства РФ, за несколько лет, представленным в табл.1, проведем анализ динамики прибыли по годам, для чего рассчитаем следующие показатели:
- абсолютный прирост;
- темп роста;
- темп прироста;
- средние за период уровень ряда, абсолютный прирост, темпы роста и прироста.
Таблица 1
Прибыль предприятия до налогообложения, мрлн. руб.
Год |
Доходы бюджета РФ |
1996 |
334,9 |
1997 |
433,4 |
1998 |
413,4 |
1999 |
660,8 |
2000 |
1065,8 |
2001 |
1322,4 |
2. Методика решения задачи
Расчет показателей анализа ряда динамики осуществим по формулам, представленным в табл.2.
Таблица 2
Формулы расчета показателей
Показатель |
Базисный |
Цепной |
Средний |
Абсолютный прирост |
(1) |
(2) |
(3) |
Темп роста |
(4) |
(5) |
(6) |
Темп прироста |
(7) |
(8) |
(9) |
Средний уровень в интервальном ряду динамики вычисляется по формуле:
Для определения абсолютной величины, стоящей за каждым процентом прироста прибыли, рассчитывают показатель абсолютного значения одного процента прироста (А%). Один из способов его расчета - расчет по формуле:
Числовые обозначения:
y1 – уровень первого периода;
yi – уровень сравниваемого периода;
yi-1 – уровень предыдущего периода;
yn – уровень последнего периода;
n – число уровней ряда динамики.
1. Технология выполнения компьютерных расчетов.
Расчеты показателей анализа динамики доходов бюджета РФ выполнены с применением пакета прикладных программ обработки электронных таблиц MS Excel в среде Windows.
Расположение на рабочем листе Excel исходных данных (табл.1) и расчетных формул (в формате Excel) представлено в табл.3.
Результаты расчетов приведены в таблице 4
На рис.1 представлено графическое изображение динамики доходов бюджета РФ за 6 лет.
Рис. 1. Диаграмма динамики доходов, трлн. руб.
Заключение.
В данной курсовой работе была рассмотрена тема государственного бюджета Российской Федерации.
Анализ статистических показателей государственного бюджета предполагает изучение динамики доходов и расходов государственного бюджета, степени исполнения государственного бюджета, закономерностей формирования доходной части бюджет расходования бюджетных средств; определение роли и экономического значения основных источников доходов, в общем, объем, доходов бюджета; выявление расходных статей, вызывающих дефицит государственного бюджета; анализ источников финансирования государственного бюджета и т.д.
Важнейшими аналитическими показателями государственного бюджета являются относительные показатели доходов (расходов) государственного бюджета, позволяющие определить долю каждого раздела (или статьи) доходов (или расходов) в общем объеме доходов (расходов) бюджета и сделать выводы о самых значимых статьях доходной (или расходной) части государственного бюджета. Наличие подобных данных в динамике (при условиях их полной сопоставимости) дает возможность сделать выводы о структурных сдвигах в составе доходов и расходов государственного бюджета и определить круг факторов, вызвавших изменения в строении доходной и расходной частей бюджета.
Применение относительных показателей структуры доходов и расходов государственного бюджета обеспечивает сопоставимость в динамике абсолютных (денежных) показателей бюджета, исчисленных в рамках одной классификации.
Данные вопросы были проанализированы в практической и аналитической частях курсовой работы.
Список литературы.
1. Гусаров В.М. Статистика: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2001;
2. Общая теория статистики: Статистическая методология в изучении коммерческой деятельности: Учебник под редакцией О.Э. Башиной, А.А. Спирина. - М.: Финансы и статистика,2005;
3. Финансовая статистика: Учебное пособие под редакцией Т.В. Тимофеевой. - М.: Финансы и статистика, 2006
4. Web - сайт Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru.