Содержание

Введение.......................................................................................................... 3

1. Экономическое содержание денежных средств..................................... 4

2 Правовые основы организации учета денежных средств на предприятии    7

3 Особенности бухгалтерского учета денежных средств....................... 10

Заключение.................................................................................................. 22

Список литературы..................................................................................... 23

Введение

Современная Россия живёт в такое время, когда научно-технический прогресс открывает широкие перспективы улучшения жизни каждого отдельного человека и общества в целом. Вместе с тем, используемые в хозяйственной деятельности ресурсы - природные, людские, финансовые, несмотря на вовлечение в сферу деятельности человека всё новых их запасов и видов, не беспредельны и имеют свойство истощаться.

Кроме того, в борьбе за право обладания ресурсами для материального производства и рынками для сбыта продукции и услуг обостряется конкуренция, как между отдельными товаропроизводителями, так и между финансово-промышленными группами и регионами.

Победить в этом экономическом соревновании может лишь тот, кто научился хозяйствовать с максимальной эффективностью, получать из ограниченного количества ресурсов возможный наибольший результат с наименьшими затратами. В решении этой повсеместно актуальной задачи всё возрастающая роль отводится экономическим наукам.

Мощным действенным инструментом управления хозяйственной деятельности, позволяющим с позиций современной экономики в условиях ограниченности ресурсов и всё возрастающей конкуренции повысить эффективность деятельности любого хозяйствующего субъекта, является грамотное управление денежными средствами.

Основными задачами бухгалтерского учета денежных средств является точный, полный и своевременный учет этих средств и операций по их движению; контроль за наличием денежных средств и денежных документов, их сохранностью и целевым использованием; контроль за соблюдением кассовой и расчетно-платежной дисциплины; выявление возможности более рационального использования денежных средств.

1. Экономическое содержание денежных средств

Денежные средства организации представляют собой сово­купность денег, находящихся в кассе, на банковских расчет­ных, валютных, специальных и депозитных счетах, в выстав­ленных аккредитивах, чековых книжках, переводах в пути и денежных документах.

Денежные средства характеризуют начальную и конеч­ную стадии кругооборота хозяйственных средств. Скоро­стью их движения во многом определяется эффективность всей предпринимательской деятельности организации. Объ­емом имеющихся у нее денег, как важнейшего средства пла­тежа по обязательствам, определяется ее платежеспособ­ность - одна из важнейших характеристик финансового по­ложения. Абсолютно платежеспособными считаются организации, обладающие достаточным количеством денеж­ных средств для расчетов по имеющимся у них текущим обязательствам. Кроме того, организации необходимы опре­деленные запасы резервных денег для оплаты возможных непредвиденных обязательств, а также для осуществления неожиданных выгодных инвестиций. Но всякие излишние запасы денежных средств приводят к замедлению их оборо­та, т.е. к снижению эффективности их использования, а в условиях инфляции - и к прямым потерям за счет их обесце­нивания.

Денежные средства – это наиболее ликвидная часть оборотных активов, средства в расчетах организации.

Денежные средства по форме расчетов подразделяются на наличные и безналичные. Наличные денежные средства находятся в кассе предприятия в виде наличных денег и денежных документов, также на счетах в банках, в выставленных аккредитивах и на открытых особых счетах.

Для осуществления расчетов наличными деньгами каждая организация должна иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Прием наличных денег организациями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин. Наличные деньги, полученные организациями в банках, расходуются на цели, указанные в чеке.

Ведение кассовых операций возложено на кассира, который несет полную материальную ответственность за сохранность принятых ценностей. В кассе можно хранить небольшие денежные суммы в пределах, установленного банком лимита для оплаты мелких хозяйственных расходов, выдачи авансов на командировки и других небольших платежей. Превышение установленных лимитов допускается лишь в течение трех рабочих дней в период выплаты заработной платы работникам организации, пособий по временной нетрудоспособности, стипендий, пенсий, премий (в районах Крайнего Севера – 5 дней).

Исключение составляют денежные средства, взятые в бан­ке для выплаты заработной платы, пособий по социальному страхованию и стипендий. Денежные средства, предназна­ченные на эти цели, могут храниться в кассе организации в течение трех рабочих дней, включая день получения денег в банке. Каждая организация обязана обеспечить сохранность денег как в помещении кассы, так и при доставке их из банка или при сдаче в банк. Администрация несет ответственность, если по ее вине не были созданы условия, обеспечивающие сохранность денежных средств при их хранении и транспор­тировке.

Порядок ведения кассовых операций систематически проверяет банк (не реже одного раза в два года).

За накоплением наличных средств в кассах предприятий сверх установленных лимитов обязаны следить обслуживающие их банки, которые не реже одного раза в 2 года проверяют соблюдение предприятиями, организациями и учреждениями “Порядка ведения кассовых операций” и работы с денежной наличностью, направляют сведения о соответствующих нарушениях в налоговые органы, для принятия мер финансовой и административной ответственности.

За несоблюдение условий работы с денежной наличностью и Порядка ведения кассовых операций с предприятия взимается следующий штраф:

- в 2-кратном размере произведенного платежа - за превышение предельного лимита расчетов наличными средствами с другой организацией;

- в 3-кратном размере не оприходованной суммы - за не оприходование или неполное оприходование в кассу денежной наличности;

- в 3-кратном размере выявленной сверхлимитной кассовой наличности - за несоблюдение действующего порядка хранения денежных средств, а также за накопление денег в кассе сверх лимитов.

Руководитель предприятия, допускающий указанные нарушения, подвергаются административному штрафу в размере 50-кратной величины установленной минимальной месячной оплаты труда.

Организации производят расчеты по своим обязательствам с другими организациями, как правило, в безналичном порядке через банки или применяют другие формы безналичных расчетов, устанавливаемые Банком России в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Безналичные расчеты осуществляются посредством безналичных перечислений по расчетным, текущим и валютным счетам клиентов в банках, система корреспондентских счетов между различными банками, клиринговых зачетов, взаимных требований через расчетные палаты, а также с помощью векселей и чеков, заменяющих наличные деньги.

Безналичные расчеты осуществляются в основном через банковские, кредитные и расчетные организации. Их применение позволяет существенно снизить расходы на денежное обращение, сокращает способность в наличных денежных средствах, обеспечивает их более надежную сохранность. Безналичные расчеты осуществляют по товарным и нетоварным операциям.

Формы безналичных расчетов определены ст. 862 ГК РФ и положением центрального банка /1/:

расчеты платежными поручениями;

расчеты по инкассо;

расчеты по аккредитиву;

расчеты чеками.

Формы безналичных расчетов избираются организациями самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых организациями с банками. В рамках безналичных расчетов в качестве участников расчетов рассматриваются плательщики и получатели средств, а также обслуживающие их банки и банки-корреспонденты.

 

2 Правовые основы организации учета денежных средств на предприятии

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации деньги являются одним из видов имущества (ст. 128 ГК РФ) и соответственно предприятие как юридическое лицо, обладая правом собственности на свое имущество (ст.48 ГК РФ), в том числе и на денежные средства, имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться последними (ст.209 ГК РФ) своей волей и в своем интересе (ст.1 ГК РФ). Целью деятельности коммерческого предприятия является извлечение прибыли, для чего оно вступаете гражданские правоотношения с другими субъектами права.

Ведение бухгалтерского учета на предприятии осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению, другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии).

В зависимости от назначения и статуса нормативные документы целесообразно представить в виде следующей структуры:

1 уровень: Гражданский кодекс РФ, части первая и вторая; Налоговый кодекс РФ, части первая и вторая, включая 25 Главу второй части НК; Федеральный закон «О бухгалтерском учете»; Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации.

В соответствии со ст. 140 ГК РФ, платежи на территории Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичных расчетов.

Ст.34 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», в целях организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации на Банк России возлагаются функции по определению порядка ведения кассовых операций. С учетом вышеперечисленных законов, Банк России, в свою очередь, утвердил обязательное для всех предприятий положение «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации» от 5 января 1998 года N 14-П, а также решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22 сентября 1993г. № 40 утвердил «Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации».

Согласно Налоговому кодексу РФ налогоплательщики обя­заны в десятидневный срок сообщить в налоговый орган об от­крытии или закрытии счетов в банковских учреждениях. На­рушение установленного срока влечет за собой взыскание штрафа (ст. 118 НК РФ).

Чтобы обеспечить достоверность данных годовой бухгалтерской отчетности, предприятия перед составлением такой отчетности обязаны провести инвентаризацию. Согласно статье 12 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", в ходе инвентаризации организации проверяют и документально подтверждают наличие, состояние и оценку имущества и обязательств.

2 уровень – это находится Система национальных бухгалтерских стандартов — Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ). На данный момент принято 20 положений, которые регулируют принципы учета отдельных объектов (основных средств, материально-производственных запасов, имущества и обязательств), а также общие принципы учета и отчетности (составления учетной политики организации, нормирования расходов и доходов, условных фактов хозяйственной деятельности).

Так осуществление операций в иностранной валюте регулируется Положением по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте», утвержденное приказом Минфина РФ от 10.01.2000 г. №2н. ПБУ 3/2000 устанавливает особенности бухгалтерского учета и отражения в бухгалтерской отчетности активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, связанные с пересчетом стоимости этих активов и обязательств в рубли. ПБУ 3/2000 должны применять все российские организации за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений.

3 уровень - методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Министерства финансов РФ и других ведомств;

Порядок проведения инвентаризации установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Эти указания утверждены приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49.

В соответствии с этим документом на каждом предприятии должна быть создана постоянно действующая инвентаризационная комиссия. В ее состав необходимо включить представителей администрации, работников бухгалтерии, а также других специалистов (инженеров, экономистов, техников и т. д.). Кроме того, в инвентаризации могут принимать участие аудиторы.

На предприятии важное значение имеет правильная организация кассы, соблюдение порядка учета наличных денег. Данные вопросы на территории России регламентируются Инструкцией Центробанка РФ от 04.10.93 г. №18 «Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации». Все кассовые операции должны оформ­ляться унифицированными формами первичной учетной до­кументации, утвержденными Госкомстатом РФ и согласо­ванными с Министерством финансов РФ и Министерством экономики РФ.

Что касается расчетов с населением, то прием наличных денег предприятиями при этом производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин. Соответствующие вопросы определены в Законе РФ от 18 июня 1993 г. N 5215-I "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (с изменениями и дополнениями), а также в Положении по применению контрольно-кассовых машин от 30.07.93г. № 745 с изменениями и дополнениями на 03.09.98г. № 1027, в методических рекомендациях по использованию данных учета выручки от 18.08.93г. № 51, в Типовых правилах эксплуатации контрольно-кассовых машин от 30.08.93г. № 104, а также уточняются Приказом ГНС РФ № ВГ-3-14/36 от 22.06.95г. “Об утверждении Порядка регистрации ККМ в налоговых органах”.

4 уровень - рабочие документы по бухгалтерскому учету предприятия: учредительные документы, рабочий план счетов, должностные инструкции, приказы, планы-графики, приходно-расходные документы, учетные регистры, бухгалтерская отчетность.

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.

3 Особенности бухгалтерского учета денежных средств

В процессе хозяйственной деятельности организации посто­янно ведут взаимные денежные расчеты. Денежные расчеты производятся либо в виде безналичных платежей, либо налич­ными деньгами. Использование наличных денег при расчетах регламентируется Положением о правилах организации на­личного денежного обращения на территории Российской Фе­дерации, Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденных Центральным банком РФ, и др. Эти нормативные документы предусматривают:

– наличие специально оборудованного помещения кассы, ос­нащенного охранной сигнализацией;

– ведение кассовой книги и других кассовых документов уста­новленной формы;

– прием наличных денег организациями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным приме­нением контрольно-кассовых машин (Правительством РФ утвержден перечень отдельных категорий организаций, ко­торые в силу специфики своей деятельности либо местона­хождения могут осуществлять денежные расчеты с населе­нием без применения контрольно-кассовых машин);

– хранение свободных денежных средств в учреждениях бан­ков;

– расходование наличных денег, полученных из банков, стро­го на цели, указанные в чеке;

– хранение наличных денег в кассе в пределах лимитов, уста­новленных обслуживающим банком после согласования с руководством организации.

Для учета кассовых операций применяются следующие типовые межведомственные формы первичных документов и учетных регистров:

-         приходный кассовый ордер (форма №КО-1);

-         расходный кассовый ордер (форма №КО-2);

-         журнал  регистрации  приходных  и  расходных  кассовых  ордеров  (форма №КО-3);

-         кассовая книга (форма №КО-4);

-         книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств                    (форма №КО-5).

Эти формы утверждены постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. №88 по согласованию с Минфином России и введены в действие с 1 января 1999 г. Поступление денег в кассу и выдачу из кассы оформляют приходными и расходными кассовыми ордерами. Суммы операций записывают в ордерах не только цифрами, но и прописью. Приходные ордера подписывает главный бухгалтер, или лицо им уполномоченное, а расходные – главный бухгалтер, руководитель организации или лица ими уполномоченные. В тех случаях, когда на прилагаемых к расходным кассовым ордерам документах, заявлениях имеется разрешительная подпись руководителя организации, подпись руководителя на расходных кассовых ордерах не обязательна.

Приходные кассовые ордера и квитанции к ним, расходные кассовые ордера и заменяющие их документы должны быть заполнены четко и ясно чернилами и шариковыми ручками или выписаны на пишущей (вычислительной) машинке. Подчистки,  помарки и исправления, хотя бы и оговоренные, в этих документах не допускаются. Прием и выдача денег по кассовым ордерам могут производиться только в день их составления.   

Заработную плату, пенсии, пособия по временной нетрудоспособности, премии, стипендии выдают из кассы  не по кассовым ордерам, а по платежным или расчетно-платежным ведомостям, подписанным руководителем организации и главным бухгалтером. При получении денег рабочие и служащие расписываются в платежной ведомости. Если деньги выдаются по доверенности, то в тексте расходного ордера после фамилии, имени и отчества получателя денег указываются фамилия, имя и отчество лица, которому доверено получение денег. Когда деньги выдают по ведомости, перед распиской в получении денег, кассир указывает: «По доверенности». Доверенность остается у кассира и прикрепляется к расходному кассовому ордеру или платежной ведомости. Для учета денег, выданных из кассы доверенным лицам (раздатчикам) по выплате заработной платы и возврата остатка наличных денег и оплаченных документов, кассир ведет Книгу учета принятых и выданных кассиром денег.

Приходные и расходные кассовые ордера или заменяющие их документы до передачи в кассу регистрируются бухгалтерией в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов. Расходные кассовые ордера, оформляются на платежных (расчетно-платежных) ведомостях на оплату труда и другие приравненные к ней платежи, регистрируются после их выдачи.

Регистрация приходных и расходных кассовых документов может осуществляться с применением средств вычислительной техники.

Все операции по поступлению и расходованию денежных средств кассир записывает в кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и отпечатана сургучной или мастичной печатью. Количество листов в ней должно быть заверено подписями руководителей организации и главного бухгалтера. В конце рабочего дня кассир подсчитывает в кассовой книге итоги операции за день и выводит остаток денег на следующий день. Записи в кассовой книге ведут шариковой ручкой или чернилами через копировальную бумагу на двух листах. Один лист книги отрывной, его сдают в конце дня со всеми приходными и расходными документами в качестве отчета по кассовым операциям под расписку в кассовой книге. Подчистки и не оговоренные исправления в кассовой книге запрещаются. Сделанные исправления заверяются подписями кассира и главного бухгалтера организации.

Учет поступления и выбытия денежных документов оформляют приходными и расходными кассовыми ордерами. Данные кассовых ордеров кассир записывает в Книгу движения денежных документов, являющуюся регистром аналитического учета денежных документов. Аналитический учет денежных документов ведут по их видам. Один – два раза в месяц кассир составляет в кассовой книге отчет по поступившим и выбывшим документам. Синтетический учет денежных документов осуществляется в журнале-ордере №3. По окончанию отчетного периода остатки по журналу-ордеру сверяют с данными книги движения денежных документов.

Все операции по банковским счетам осуществляются только на основании расчетных документов. Расчетный документ – это оформленное на бумажном носителе или в электронном виде распоряжение: плательщика – о списании денежных средств со своего счета и перечисление их на счет получателя; получателя – о списании денежных средств со счета плательщика и перечислении на счет, указанный покупателем. В Положении Центрального банка РФ изложены требования к оформлению расчетных документов на бумажных носителях информации: расчетные документы (кроме чеков) заполняются только на пишущей машинке или ЭВМ шрифтом черного цвета; заполнение чеков производится ручкой с пастой, чернилами черного или синего цвета или на пишущей машинке шрифтом черного цвета; не допускаются исправления, подчистке, помарке, а также использование корректирующей жидкости; расчетные документы должны содержать обязательные реквизиты, установленные Положением.

Первый экземпляр расчетного документа (кроме чека) подписывают два уполномоченных лица (или одним лицом, если в организации отсутствует лицо с правом второй подписи). Кроме того, на документе ставится оттиск печати. Порядок оформления, приема, обработки электронных расчетных документов и осуществление расчетов с их использованием регулируется не Положением, а другими нормативными актами Центрального банка РФ, а также договорами банков с клиентами. Положением №8 /1/ установлено новая форма бланков платежного поручения.

Расчеты по инкассо – это банковская операция, посредством которой банк по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действие по получению от плательщика платежа. Расчеты по инкассо производятся на основании платежных требований и инкассовых поручений. Платежные требования применяются при расчетах за товары (работы, услуги), а также в иных случаях, предусмотренных договором плательщика с его контрагентом. Платежное требование является расчетным документом, содержащим требования кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк.

Аккредитивная форма расчета применяется в двух случаях: когда она установлена договором и когда поставщик переводит покупателя на эту форму расчетов в соответствии с положениями о поставке продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления. Особенность аккредитивной формы расчетов состоит в том, что оплату платежных документов производят по месту нахождения поставщика сразу после отгрузки им продукции. Аккредитив – это условное денежное обязательство, принимаемое банком-эмитентом, по поручению плательщика произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива или предоставить полномочия другому банку произвести такие платежи.

Счет 50 «Касса», предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в кассе предприятия. Порядок совершения и оформления кассовых операций регулируется Центральным банком Российской Федерации. При необходимости на предприятиях (транспорта, связи) к счету 50 «Касса» могут быть открыты субсчета: «Касса предприятия (организации)» и «Операционная касса». На субсчете «Операционная касса» учитывается наличие и движение денежных средств в кассах товарных контор (пристаней и эксплутационных участков, остановочных пунктов, речных переправ, судов, билетных и багажных кассах портов, вокзалов, кассах хранения билетов, кассах отделения связи. По дебету счета 50 «Касса» отражается поступление денежных средств в кассу предприятия. По кредиту счета 50 отражается выплата денежных средств из кассы предприятия (заработная плата, командировочные, расходы на хозяйственные нужды).

Хозяйственные операции предприятий по движению денежных средств

Хозяйственные операции

Дебет

Кредит

На сумму полученной выручки от реализации работ и услуг

50

90

На сумму полученных прочих доходов (включая реализацию прочего имущества и выручку от реализации продукции (работ, услуг), не относящихся к обычным видам деятельности)

50

91

На сумму денежных средств, полученных с расчетного счета и оприходованных в кассе

50

51

На сумму наличных денежных средств, полученных в качестве вклада в уставный капитал организации

50

75

На сумму полученных авансов под выполнение работ и оказание услуг

50

62

На сумму произведенных выплат, начисленных работникам организации (оплата труда, премии, и т.п.)

70

50

На сумму денежных средств, выданных подотчетному лицу

71

50

На сумму сверхлимитного остатка наличных денег, сданных по объявлению в кредитное учреждение

51

50

На сумму выданных авансов под приобретение продукции, оплату выполненных работ или оказанных услуг

60

50

Счет 51 «Расчетный счет» предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в российской валюте на расчетном счете в банке. Порядок совершения  и оформления операций по расчетному счету регулируется Центральным банком Российской Федерации. По дебету счета 51 «Расчетный счет» отражается поступление денежных средств на расчетный счет предприятия. По кредиту счета 51 «Расчетный счет» отражается списание денежных средств с расчетного счета предприятия. Суммы, ошибочно отнесенные в кредит или дебет расчетного счета предприятия и обнаруженные при проверке выписок банка, отражаются на счете 63 «Расчеты по претензиям».

Перечень проводок по учету счета 51 «Расчетный счет»

Содержание записей

Корреспондирующие счета

Дебет

Кредит

Поступили на расчетный счет деньги от покупателя

51

90

На расчетный счет организации поступили денежные средства из кассы

51

50

Возвращены на расчетный счет неиспользованные суммы чековых книжек и банковских карт

51

55

Перечислены денежные средства со специальных счетов в банке на расчетный счет

51

55

Поставщик вернул излишне уплаченные ему денежные средства на расчетный счет

51

60

Поступившие денежные средства от покупателя зачислены на расчетный счет

51

62

Покупатель перечислил на расчетный счет организации аванс за предстоящую поставку готовой продукции (товаров), выполнение работ, оказание услуг

51

62

Зачислено на расчетный счет страховое возмещение, полученное от страховой организации

51

76

Сумма налогов и сборов, излишне уплаченных в бюджет, возвращены на расчетный счет организации

51

68

Учтены на расчетном счете денежные суммы, поступившие от должников в качестве штрафных санкций

51

91

Выделены доходы, поступившие в счет будущих периодов

51

98

Поступили на расчетный счет денежные средства, внесенные в качестве вклада по договору о совместной деятельности

51

80

На расчетный счет поступили денежные средства, полученные по договору краткосрочного кредита (займа)

51

66

На расчетный счет поступили денежные средства, полученные по договору долгосрочного кредита (займа)

51

67

 

Поступили на расчетный счет средства целевого финансирования

51

86

 

Снятые с расчетного счета денежные средства оприходованы в кассу

50

51

 

Предоставлены краткосрочные займы другим организациям

58

51

 

Погашена задолженность перед поставщиком

60

51

 

Возвращен с расчетного счета аванс, ранее полученный от покупателя

62

51

 

Уплачены с расчетного счета налоги и сборы в бюджет

68

51

 

Уплачены с расчетного счета отчисления во внебюджетные фонды

69

51

 

Оплачены с расчетного счета расходы за счет ранее созданного резерва

96

51

 

Списаны с расчетного счета денежные средства в погашение краткосрочного кредита (займа) и процентов по нему

66

51

 

Списаны с расчетного счета денежные средства в погашение долгосрочного кредита (займа) и процентов по нему

67

51

 

Счет 52 «Валютный счет» предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в иностранной валюте на валютном счете в банке предприятия на территории Российской Федерации и за рубежом. Порядок совершения и оформления операций по валютному счету регулируется Центральным банком Российской Федерации. По дебету счета 52 «Валютный счет» отражается поступление иностранной валюты на валютный счет предприятия, по кредиту 52 счета ее списание. К счету 52 «Валютный счет» могут быть открыты субсчета:

52-1 «Валютный транзитный счет»;

52-2 «Валютный текущий счет».

 Счет 55 «Специальные счета в банках» предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в российской и иностранной валюте, находящихся на территории страны и за рубежом в аккредитивах, чековых книжках, иных платежных документах (кроме векселей), на текущих, особых и других специальных счетах, а также о движении средств целевого финансирования (поступлений) в той их части, которая подлежит обособленному хранению.

К счету 55 «Специальные счета в банках» могут быть открыты субсчета:

55-1 «Аккредитивы»;

55-2 «Чековые книжки».

На субсчете 55-1 «Аккредитивы» учитывается движение средств, находящихся в аккредитивах. Порядок осуществления расчетов в форме аккредитивов регулируется Центральным банком Российской Федерации.

Зачисление денежных средств в аккредитивы отражается по дебету счета 55 «Специальные счета в банках» и кредиту счетов 51, 52, 90 и других подобных счетов. Принятые на учет по счету 55 «Специальные счета в банках» средства в аккредитивах списываются по мере использования их (согласно выпискам банкам), как правило, в дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Неиспользованные средства в аккредитивах после восстановления банком на тот счет, с которого они были перечислены, отражаются по кредиту счета 55 в корреспонденции со счетом 51 или 52. Аналитический учет по субсчету 55-1 «Аккредитивы» ведется по каждому выставленному предприятием аккредитиву.

На субсчете 55-2 «Чековые книжки» учитывается движение средств, находящихся в чековых книжках. Порядок осуществления расчетов чеками регулируется правилами банков.

Депонирование средств при выдаче чековых книжек отражается по дебету счета 55 «Специальные счета в банках» и кредиту счетов 51, 52, 90. Суммы по полученным в банке чековым книжкам списываются по мере оплаты выданных предприятием чеков, то есть суммах погашения банком, предъявленных ему чеков (согласно выпискам банка с кредита счета 55 в дебет счетов учета расчетов). Суммы по чекам, выданным, но не оплаченным банком (не предъявленным к оплате) остаются на счете 55; сальдо по субсчету 55-2 «Чековые книжки» должно соответствовать сальдо по выписке банка. Суммы по возвращенным в банк чекам (оставшиеся неиспользованными) отражается п кредиту счета 55 в корреспонденции со счетом 51, 52. Контроль за движением средств в чековых книжках, выданных под отчет работникам предприятия для расчетов с предприятиями – кредиторами, ведется оперативно.

Аналитический учет по субсчету 55-2 «Чековые книжки» ведется по каждой полученной чековой книжке на отдельных субсчетах, открываемых к счету 55 «Специальные счета в банках». Учитывается обособленно хранящихся в банке средств целевого финансирования (поступлений).

В частности, средств, поступивших на содержание социальных учреждений, от родителей и иных пользователей, из прочих источников; средств на финансирование капитальных вложений, аккумулируемых и расходуемых по просьбе предприятия с отдельного счета; субсидии правительственных органов.

Перечень операций по учету средств на счете 55 «Специальные счета в банках»

Содержание записей

Корреспондирующие счета

Дебет

Кредит

Получение чековой книжки в банке за счет собственных средств чекодателя

55

51

Выдача чеков

60,76

55

На сумму чека, выписанного подотчетным лицом в оплату за выполненные для организации услуги

76

71

При выставлении аккредитива за счет собственных средств

55

51

При выставлении аккредитива за счет кредитов банка

55

90

При оплате счета поставщика аккредитивом

60

55

Открытие счетов в банке для зачисления средств по целевому финансированию

55

96

Движение денежных средств за период отражается в бухгалтерской отчетности предприятия – в бухгалтерском балансе, отчете о прибылях и убытках, отчете о движении денежных средств.

Бухгалтерский баланс дает информацию об имуществе организации и источниках его образования на конкретный момент. Сравнение балансовых показателей по ряду отчетных дат позволяет определить происшедшие за те или иные периоды изменения в стоимости имущества, его структуре, в объемах  и соотношениях источников финансирования.

 Отчет о финансовых результатах и их использовании обеспечивает оценку полученных результатов путем отражения данных о доходах и расходах организации, а также дает информацию об основных направлениях расходования прибыли.

Однако не вся информация о денежном обороте предприятия отражается в этих формах отчетности. Для восполнения данного пробела используют расчет о движении денежных средств, который показывает источники средств предприятия и направления их использования в определенный период.

Таким образом, Отчет о движении денежных средств характеризует уровень достаточности ресурсов предприятия.

Можно выделить основные направления использования информации о движении денежных средств:

– оценка способности предприятия выполнять все свои обязательства по расчетам с кредиторами, выплате дивидендов и тому подобное по мере наступления сроков погашения;

– определение потребности в дополнительном привлечении денежных средств со стороны;

– определение величины капиталовложений в основные средства и прочие оборотные активы;

– расчет размеров финансирования, необходимых для увеличения инвестиций в долгосрочные активы или поддержания производственно-хозяйственной деятельности на нынешнем уровне;

– оценка эффективности операций по финансированию предприятия и его инвестиционных сделок;

– оценка способности предприятия получать положительные денежные потоки в будущем.

В отчете о движении денежных средств содержится информация, дополняющая данные бухгалтерского баланса и Отчета о финансовых результатах в части определения притока денежных средств, необходимых для выполнения, запланированного объема финансово-хозяйственных операций. В целях получения информации о состояние расчетов в народном хозяйстве, начиная с Отчета за девять месяцев 1995 года, в российскую практику составления бухгалтерской отчетности о финансовых результатах введен раздел о движении денежных средств. Он отражает главные пути поступления денежных средств и направлении их расходования. Однако, для практической работы по анализу платежеспособности предприятия и его инвестиционного потенциала производится группировка всех формирующихся на предприятии денежных потоков по трем важнейшим сферам его деятельности, соответствующим и трем частям формы Отчета о движении денежных средств:

– денежные потоки от текущей основной (производственной) деятельности;

– денежные потоки от инвестиционной деятельности;

– денежные потоки от финансовой деятельности.

Главным источником денежных средств от основной деятельности являются денежные средства, полученные от покупателей и заказчиков. Используются денежные средства на закупку и размещение товарно-материальных запасов, производство, реализацию готовой продукции, выплату денег поставщикам, выплату заработной платы и уплату налогов, штрафов. Производственная деятельность, как правило, является основным источником прибыли, организации, а положительные потоки денежных средств, возникающие в результате этой деятельности, могут использоваться для расширения производства, выплаты дивидендов или возвращения банковского кредита.

Заключение

Таким образом, для формирования полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности предприятия, необходимой для оперативного руководства и управления, а также для использования налоговыми и банковскими органами, инвесторами, поставщиками, покупателями, кредиторами и другими заинтересованными лицами необходимо правильное ведение бухгалтерского учета, и в первую очередь учета денежных средств и ценных бумаг.

Операции по расчетам осуществляются с денежными средствами в наличной или безналичной форме. По состоянию учета денежных средств и ценных бумаг можно судить об общем состоянии ведения бухгалтерского учета на предприятии.

Денежные средства организации представляют собой совокупность денег, находящихся в кассе, на банковских расчетных, валютных, депозитных счетах, в выставленных аккредитивах, чековых книжках, переводах в пути. Денежные средства характеризуют начальную и конечную стадии кругооборота хозяйственных средств.

В целях повышения эффективности операций в условиях рыночных отношений предприятиям необходимо выполнять основные задачи, стоящие перед учетом денежных средств и ценных бумаг. Прежде всего, необходимо обеспечить своевре­менное и правильное документирование операций по дви­жению денежных средств и расчетов. Немаловажным явля­ется оперативный, повседневный контроль за сохранностью наличных средств и ценных бумаг в кассе предприятия, а также контроль за использованием средств строго по целе­вому назначению, за правильными и своевременными рас­четами с бюджетом, банками, поставщиками и подрядчиками, персоналом, за соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с покупателями и поставщиками.

Список литературы

1.     Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изменениями от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая 2003 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2004 г., 10 января, 26 марта 2005 г.);

2.     Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (с изменениями от 28 мая 2005 г.);

3.     Федеральный закон «О центральном банке РФ» № 394-1 от 02.11.1990.

4.     Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21.11.96.

5.      Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ от 07.08.2001.

6.     Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98 (утв. приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. № 60н) (с изменениями от 30 декабря 1999 г.);

7.     Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 (утв. приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г. № 43н);

8.     Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ № 34н (ред. от 24.03.2000).

9.     Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2000 (утв. приказом Минфина РФ от 10 января 2000 г. № 2н);

10.            Порядок ведения кассовых операций в РФ. Утвержден решением Совета директоров Центрального Банка России № 40 от 22.09ю1993. (в ред. Письма ЦБ РФ от 26.02.1996 г. № 247).

11.            Положение Центрального Банка РФ «О безналичных расчетах в РФ» № 2-П от 12.04.2001.

12.            Указания ЦБ РФ «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке» № 1050-У от 14.11.2001.

13.            Ефимова О.В. Финансовый анализ. –  М.: Бухгалтерский учет, 1998. – 208 с.

14.            Комментарий к Плану счетов бухгалтерского учета / Под общ. ред. А.С. Бакаева. – М.: ИПБ-БИНФА, 2003 – 435 с.

15.            Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие.- 4-е изд., перераб. и    допол. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 640 с.