Черкасов В.Е., д.э.н., профессор

Поволжской академии государственной службы имени П.А. Столыпина

Бюджеты в системе стимулирования экономического роста

Центральной задачей экономической политики России на среднесрочную перспективу остается обеспечение условий для обоснованно высоких темпов экономического роста при одновременной структурной трансформации экономики. в этой связи в настоящее время наметился новый поворот дискуссии по вопросу о механизме выхода на траекторию устойчивого экономического роста. в 2000 году при подготовке стратегической программы обозначились три принципиальных варианта политики роста: дирижистский (через усиление регулирующей и перераспределительной роли государства, через его прямое участие в инвестиционной деятельности), либеральный (через радикальное снижение реальной бюджетной нагрузки) и институциональный (разработка и внедрение правил игры, стимулирующих предпринимателей и инвесторов к работе в России). Содержание каждого из подходов свидетельствует о непосредственной роли государства в стимулировании экономического роста. Используя различный инструментарий в разных сферах деятельности общества, государство может добиться позитивных сдвигов в экономическом развитии страны.

Мощным инструментом в руках государства является бюджет, который может и должен стать более действенным стимулом экономического роста в России. Каково сегодня влияние бюджета и бюджетной политики на экономический рост? и возможно ли достижение высоких темпов этого роста при эффективном формировании основных параметров бюджета на соответствующий год. Этот вопрос волнует многих теоретиков и практиков в экономической и финансовой сферах деятельности государства. В Бюджетном послании Президента РФ Федеральному собранию РФ «О бюджетной политике в 2004 году» отмечается, что «Главными задачами бюджетной политики остаются повышение благосостояния населения и обеспечение устойчивого роста экономики страны на основе стабильного функционирования и развития бюджетной системы».[1] Таким образом, государство рассматривает бюджет как важнейший источник экономического роста.

в системе финансового механизма государства бюджет играет ведущую роль в распределении и перераспределении национального дохода. Объективная необходимость бюджета обусловлена наличием государства, выполнением им организационно - хозяйственных функций.

в общем объеме государственных финансовых ресурсов удельный вес бюджета может быть различным в зависимости от конкретных социально - экономических и иных задач, решаемых государством в данный период. Теоретически государственный бюджет может иметь минимальный объем в пределах общегосударственных расходов, а максимальный - быть равным размеру всех финансовых ресурсов. Однако каков бы ни был объем бюджета и какая бы доля национального дохода через него не перераспределялась, государству в условиях рыночного хозяйства необходимо иметь в своем распоряжении значительные суммы денежных средств для выполнения соответствующих функций.

Как экономическая категория государственный бюджет является категорией общественного воспроизводства и в силу этого выступает носителем соответствующих производственных отношений. По своей же экономической природе он носит общегосударственный характер. Активная роль бюджета проявляется не только в покрытии непосредственных расходов, связанных с развитием производства, но и с финансированием тех затрат, которые опосредованно влияют на расширение и повышение эффективности экономики. в этой связи и расходы бюджета на социально-культурные мероприятия следует рассматривать как элемент производительных расходов. Уместно заметить, что влияние этих затрат на различные стороны общественного производства исследовано недостаточно. Пока нет должной методики исчисления экономической эффективности тех или иных затрат, вложенных в непроизводственную сферу. Лишь по отдельным их видам имеются рекомендации по определению экономической выгоды. Между тем, в мировой практике давно определена эффективность тех или иных вложений в различные сферы социального и культурно-просветительского характера. Например, по расчетам американских экономистов Е. Денсона и Цви Грилишеса «вклад» образования в среднегодовые темпы роста экономики США в послевоенный период составлял примерно 20%.[2]

Именно на это направлено одно из положений Бюджетного Послания Президента рф «О бюджетной политике в 2004 году»: «Государство должно отказаться от сметного финансирования бюджетной сети и прямого предоставления значительной части бюджетных услуг и перейти к принципу их оплаты в соответствии с полученными обществом результатами».[3]

Если признать тот факт, что уровень духовной культуры рабочего, инженера, руководителя есть одно из условий его высокого самосознания, самодисциплины, самоорганизованности, то, видимо, следует признать эффективным труд и музыканта, и педагога, и артиста, способствующих росту этой культуры, так как труд работника, обладающего высокой культурой, более эффективен. Данная мысль не означает предложения везде и всюду искать экономический эффект, однако по некоторым направлениям затрат (эффективность инженерного труда, технический уровень работников и др.) исчисление экономического эффекта выступает все более насущной задачей. И всякий успех в этой области будет иметь большое практическое значение, так как позволит более рационально вкладывать государственные средства в различные сферы деятельности человека. Делая акцент на значении экономической эффективности вложенных средств, нельзя, конечно, полагать, что эта эффективность выступает атрибутом всяких затрат. Такие затраты, как выплаты пособий инвалидам от рождения, расходы на содержание детских домов, садов, яслей, школ-интернатов, выплаты пенсий по инвалидности, старости и т.д., необходимы, но вряд ли здесь надо подсчитывать экономический эффект.

Развитие экономики России затрагивает различные стороны бюджета как важнейшего финансового источника и инструмента роста экономики страны, и делает актуальными поиски путей усиления его воздействия на повышение эффективности отечественного производства в целом. Именно эта сторона бюджета пока недостаточно исследована, в то время как важность ее сегодня очевидна. Однако какой бы аспект бюджета не рассматривался, исходным пунктом при этом выступает анализ связи бюджета со всей вновь создаваемой стоимостью.

Видимо, не следует преувеличивать роль различных удельных весов государственного бюджета в национальном доходе того или иного субъекта РФ. При рассмотрении столь сложного экономического процесса, каким является распределение и перераспределение национального дохода, надо иметь в виду ряд обстоятельств. Прежде всего, следует исходить из того, что экономика России составляет единый народнохозяйственный комплекс, охватывающий все стадии общественного воспроизводства на территории страны. Это положение закреплено в статье 8 Конституции РФ, которая предопределяет необходимость рассмотрения распределительных отношении, диалектику их изменении с позиции всего народного хозяйства в целом, где Конституцией «..гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности».[4]

Безусловно, это положение не отменяет важности изучения процесса распределения совокупного общественного продукта и национального дохода в рамках отдельных субъектов РФ, однако изменения этих процессов могут проходить не в одном направлении с общероссийскими.

Воздействие бюджета на развитие экономики следует рассматривать не в рамках отдельных хозяйств или даже отраслей, а всей экономики в целом. В условиях рынка было бы неправильным искать влияние бюджетных ассигнований на повышение эффективности конкретного предприятия, ибо этих ассигновании просто нет.

Влияние бюджета на развитие общественного производства проявляются по двум направлениям: первое - формирование его доходной базы и второе - использование средств бюджета. В первом отмеченном аспекте основные доходы Государственного бюджета должны выполнять более активную стимулирующую функцию по повышению эффективности общественного производства. Это относится, прежде всего, к различным каналам поступления налогов в бюджет. Важно, чтобы система этих поступлений базировалась на правильных исходных методологических принципах, обеспечивающих, во-первых, устойчивость этой системы (так как без того немыслима стабильность доходной базы бюджета), во-вторых, стимулирующее начало поступлений в бюджет, в-третьих, мобильность системы как в смысле быстроты поступления доходов в бюджет, так и в смысле изменения самой системы. Эти принципы актуальны применительно не только к федеральному бюджету страны в целом, но и к бюджетам регионов, поскольку при их помощи государство решает хотя и разномасштабные, но в основном одинаковые задачи по повышению материального и культурного уровня народа на основе развития экономики.

Следует указать и на то, что государственный бюджет выступает необходимым экономическим инструментом и источником финансового обеспечения ускоренного развития приоритетных отраслей народного хозяйства и отраслей промышленности.

Роль бюджетов как источников и стимулов экономического роста зависит от многих количественных и качественных параметров. Количественный параметр сводится к общей доле бюджетных средств, вкладываемых в реальный сектор экономики, а качественный – отражает эффективность этих вложений.

Очевидно, что в условиях рынка роль бюджетов в развитии экономики качественно меняется, что обусловлено наличием и развитием различных форм собственности.

Поскольку инвестиции есть основа развития экономик, то возрастание их за счет частного сектора объективно снижает роль и возможности бюджетов. Государственная собственность хотя и снижается, однако в рамках рассматриваемого аспекта она остается еще весьма значительной (свыше одной пятой) и величина ее за последние четыре года стабилизировалась.

Важным приоритетом экономической политики государства является развитие «новой экономики», как совокупности отраслей, характеризующихся большим вкладом человеческого капитала по сравнению с материальными ресурсами. Она включает в себя профессиональное образование, информационно-коммуникационные рынки, производство инноваций, интеллектуальные услуги (консультации, информационное посредничество, аналитика, маркетинговые услуги). Этот сектор в значительной мере выступает «мотором» ускорения развития других секторов экономики. Понятно, что развитие «новой экономики» потребует формирования эффективных рынков, что неминуемо приведет к необходимости отказа от бюджетного содержания научных и образовательных организаций и переходу к инвестиционному типу их финансирования.

Значительной проблемой в аспекте активного влияния бюджетов на рост экономики остается дефицитность местных и региональных бюджетов. Это обстоятельство резко снижает роль бюджетов этих уровней и часто делает невозможным привлечение этих источников для ускорения экономического роста. К тому же надо иметь в виду большой удельный вес (почти 40%) убыточных предприятий, не имеющих собственных средств для развития.

По мнению автора данной работы, и впредь надо практиковать использование бюджетных кредитов на цели экономического развития. Банковские кредиты, как известно, дорогие, бюджетные средства на развитие, как правило, малоэффективны.

В нынешних условиях государство могло бы помогать бизнесу бюджетными кредитами, которые были бы дешевле банковских. Насколько дешевле - это вопрос конкретики. Следует упростить залоговую процедуру, сделав бюджетный кредит более гибким. Таким образом, государство могло бы ощутимо влиять на воспроизводственный процесс, а также на структуру экономики. Уместно заметить, что бюджетный кредит предусмотрен бюджетным кодексом как форма финансирования расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основах.

В сценарных условиях социально-экономического развития и основных показателях сводного финансового баланса РФ на 2006 год и на период до 2008 года дается следующий сводный финансовый баланс и параметры бюджета.

В 2005 году, в результате более высоких цен на нефть, а также ожидаемых более высоких темпов инфляции, доходы федерального бюджета могут превысить показатели Закона о бюджете на 850-900 млрд. руб. и достичь 20,5-21% ВВП. Принятые обязательства по дополнительному увеличению пенсий, финансированию монетизации льгот и индексации заработной платы бюджетникам приведут к увеличению расходов бюджета в 2005 году по сравнению с Законом о бюджете на 200 млрд. руб. Общий уровень расходов составит 16,1% ВВП против 16,3% в Законе о бюджете.

В целом профицит бюджета повысился до 4,9% ВВП (при цене нефти Urals 39 долл. за барр.) против 1,5% ВВП по Закону о бюджете. Это позволит не только покрыть возросший дефицит Пенсионного фонда и профинансировать досрочное погашение долгов МВФ, но и увеличить Стабилизационный фонд до 1500-1600 млрд. руб. к началу 2006 года.

В 2006-2008 годах ситуация в бюджетной системе резко изменится.

С 2006 года предусматривается:

Первое – установление общего порядка принятия к вычету сумм НДС при осуществлении капитальных вложений.

Второе – осуществление мер, относящихся к налогу на прибыль организаций:

-      ускоренное списание амортизации на вновь вводимые основные средства в размере 10%;

-      снятие ограничения на перенос убытков на будущее (30% к налоговой базе);

-      списание расходов на НИОКР в течение двух лет.

Бюджет как форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначен для финансового обеспечения задач и функций государства. Следовательно, и бюджетный процесс должен быть направлен на эффективность обеих сторон бюджетного процесса – формирование и использование бюджета. Достижение этих целей не может быть достигнуто без стимулирующего начала каждого звена бюджетных процедур. Именно процесс формирования и распределения бюджетов должен быть «заряжен» на стимулирование эффективного решения стоящих перед государством задач. Для достижения этой цели необходима полная ревизия бюджетного законодательства в части совершенствования бюджетных процедур, что резко поднимет стимулирующую роль бюджета в рамках бюджетного процесса. Перестройка бюджетных процедур – «бюджетного технологизма» - должна обеспечить создание механизмов соответствия источников финансирования интересам населения; добиться прозрачности бюджетного процесса на всех уровнях бюджетной системы страны в результате применения всем понятных бюджетных процедур, снизить неэффективные и нецелевые траты бюджетных средств; добиться сбалансированности прав и ответственности всех участников бюджетного процесса.

В условиях рынка меняются функции государственного бюджета, а также его роль в жизни общества. Особенно велика становится его регулирующая и фискальная роль. В этой своей роли бюджет превращается в один из важнейших источников и инструментов обеспечения экономического роста страны. Через систему налогов бюджет связан с частным сектором экономики, активно влияя на характер и темпы развития этого сектора. Выступая финансовым регулятором экономического развития, бюджет, следовательно, призван объективно способствовать экономическому росту. Для этого однако необходимо, чтобы эффективно реализовывались все функции бюджета – регулирующая, контрольная, фискальная.


[1] «Финансы», 2003, №6, с.4.

[2] США: экономика, политика, идеология. 1974, №11, с.22.

[3] «Финансы», 2003, .№6, с.5.

[4] «Конституция Российской Федерации», М.: 1997, с.6.