Содержание

Введение_______________________________________________________ 3

Гарантии прав граждан и ответственность граждан и должностных лиц в условиях чрезвычайного положения________________________________ 4

Заключение____________________________________________________ 10

Список литературы____________________________________________ 12

Введение

В Конституции Российской Федерации сохранена преемственность в отношении определения целей использования чрезвычайных мер как важного предела вмешательства государства в сферу личных прав и свобод граждан.

Основную роль в правильной ориентации поведения уполномоченных государством субъектов выполняют положения частей 1 и 3 статьи 56 Конституции России, обусловливающие необходимость отдельных ограничений прав и свобод (соответственно и использование чрезвычайных мер) обеспечением безопасности граждан и защитой конституционного строя.

Примечательно, что положения главы 1 Конституции Российской Федерации "Основы конституционного строя" сняли некую неопределенность в толковании данного термина. Более того, к основам конституционного строя Российской Федерации статья 4 Конституции России относит положения о суверенитете Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории. Это создает для государства конституционную возможность в целях "защиты конституционного строя" использовать в качестве крайней меры для борьбы с экстремистскими проявлениями сепаратизма институт чрезвычайного положения.

Гарантии прав граждан и ответственность граждан и должностных лиц в условиях чрезвычайного положения

Положения части первой ст. 28 о возможности изменения (ограничения) полномочий федеральных органов исполнительной власти, законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления коррелируются с положениями пункта "а" статьи 11, частью второй статьи 24 и частью третьей статьи 25 Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении".

В пункте "а" статьи 11 Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении" говорится о том, что указом Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения на период действия чрезвычайного положения может предусматриваться наряду с другими мерами и временными ограничениями полное или частичное приостановление на территории, на которой введено чрезвычайное положение, полномочий органов исполнительной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации, а также органов местного самоуправления.

Согласно части второй статьи 24 Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении" временному специальному органу управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, могут быть переданы полностью или частично полномочия органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, действующих на данной территории.

Часть третья статьи 25 Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении" предусматривает, что при введении особого управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, путем создания федерального органа управления этой территорией, осуществление полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, действующих на указанной территории, приостанавливается, а их функции возлагаются на вышеуказанный федеральный орган.

Предоставляя возможность правоприменителю рассматривать варианты изменения (ограничения) полномочий федеральных органов исполнительной власти, законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, законодатель при принятии Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении" исходил прежде всего из того, что эти изменения (ограничения) полномочий должны осуществляться в тех пределах, которых требует острота создавшегося положения.

Такое же требование в части первой ст. 28 предъявляется и к мерам, применяемым в условиях чрезвычайного положения и влекущим за собой изменение (ограничение) установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации прав организаций и общественных объединений, прав и свобод человека и гражданина.

В ст. 29 говорится о гарантиях имущественных и социальных прав граждан и организаций в период действия чрезвычайного положения.

Лицам, мобилизованным для проведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ в соответствии с пунктом "е" статьи 13 Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении", гарантируется оплата труда в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.

Статья 13 данного Федерального конституционного закона говорит о дополнении общих мер и временных ограничений, применяемых при введении чрезвычайного положения, которые установлены в статье 11 этого Федерального конституционного закона, мерами и временными ограничениями, применяемыми при введении чрезвычайного положения по обстоятельствам природного, техногенного и экологического характера.

Пункт "е" статьи 13 Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении" предусматривает, что в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ, может проводиться мобилизация трудоспособного населения и привлечение транспортных средств граждан для проведения указанных работ при обязательном соблюдении требований охраны труда.

Лицам, мобилизованным для проведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ, гарантируется оплата труда в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.

В Федеральном конституционном законе "О чрезвычайном положении" законодатель также говорит о порядке и условиях применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники, но при этом учитывает, что согласно статьям 16 и 17 этого Федерального конституционного закона для обеспечения режима чрезвычайного положения используются силы и средства органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, федеральных органов безопасности, внутренних войск, а также силы и средства органов по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В исключительных случаях на основании указа Президента Российской Федерации в дополнение к вышеперечисленным силам и средствам для обеспечения режима чрезвычайного положения могут привлекаться Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, а также пограничные органы и пограничные войска в целях охраны Государственной границы Российской Федерации.

Порядок и условия применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники установлены рядом федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Граждане, нарушившие правила комендантского часа, установленные в соответствии с пунктом "а" статьи 12 настоящего Федерального конституционного закона, задерживаются силами, обеспечивающими режим чрезвычайного положения, до окончания комендантского часа, а граждане, не имеющие при себе документов, удостоверяющих личность, - до выяснения их личности, но не более чем на трое суток по решению начальника органа внутренних дел или его заместителя. По решению суда указанный срок может быть продлен не более чем на десять суток. Задержанные лица, находящиеся при них вещи и транспортные средства могут быть подвергнуты досмотру.

Решение начальника органа внутренних дел или его заместителя о задержании может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу или в суд.

. В случае введения карантина вследствие возникновения угрозы распространения опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений на территории, на которой введено чрезвычайное положение, граждане, подлежащие выдворению за ее пределы в соответствии с пунктом "е" статьи 12 настоящего Федерального конституционного закона, задерживаются на общих основаниях до истечения установленного срока наблюдения за такими гражданами.

Граждане, должностные лица и организации за нарушение требований режима чрезвычайного положения, установленных в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Указы Президента Российской Федерации и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые в целях обеспечения режима чрезвычайного положения и связанные с временным ограничением прав и свобод граждан, а также прав организаций, утрачивают силу одновременно с прекращением периода действия чрезвычайного положения без специального о том уведомления.

Прекращение периода действия чрезвычайного положения влечет за собой прекращение административного производства по делам о нарушении режима чрезвычайного положения и немедленное освобождение лиц, подвергнутых административному задержанию или аресту по указанным основаниям.

Неправомерное применение физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники сотрудниками органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, федеральных органов безопасности, военнослужащими внутренних войск и Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также превышение должностными лицами сил, обеспечивающих режим чрезвычайного положения, служебных полномочий, включая нарушение установленных настоящим Федеральным конституционным законом гарантий прав и свобод человека и гражданина, влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Правосудие на территории, на которой введено чрезвычайное положение, осуществляется только судом. На указанной территории действуют все суды, учрежденные в соответствии с главой 7 Конституции Российской Федерации.

Учреждение каких-либо форм или видов чрезвычайных судов, а равно применение любых форм и видов ускоренного или чрезвычайного судопроизводства не допускается.

В случае невозможности осуществления правосудия судами, действующими на территории, на которой введено чрезвычайное положение, по решению Верховного Суда Российской Федерации или Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в соответствии с их компетенцией может быть изменена территориальная подсудность дел, рассматриваемых в судах.

Деятельность органов прокуратуры Российской Федерации на территории, на которой введено чрезвычайное положение, осуществляется в порядке, установленном федеральным законом.

При введении чрезвычайного положения на территориях нескольких субъектов Российской Федерации Генеральным прокурором Российской Федерации может быть создана межрегиональная прокуратура территории, на которой введено чрезвычайное положение.

Заключение

В случае введения чрезвычайного положения при наличии обстоятельств социально-политического и криминогенного характера, указанных в пункте "а" статьи 3 Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении", в дополнение к мерам и временным ограничениям, указанным в статье 11 этого Федерального конституционного закона, на территории, на которой вводится чрезвычайное положение, указом Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения могут быть предусмотрены следующие меры и временные ограничения:

введение комендантского часа, то есть запрета в установленное время суток находиться на улицах и в иных общественных местах без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность граждан;

ограничение свободы печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры с указанием условий и порядка ее осуществления, а также временное изъятие или арест печатной продукции, радиопередающих, звукоусиливающих технических средств, множительной техники, установление особого порядка аккредитации журналистов;

приостановление деятельности политических партий и иных общественных объединений, которые препятствуют устранению обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения;

проверка документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств;

ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств, ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные вещества, сильнодействующие вещества, этилового спирта, спиртных напитков, спиртосодержащей продукции. В исключительных случаях допускается временное изъятие у граждан оружия и боеприпасов, ядовитых веществ, а у организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности - временное изъятие наряду с оружием, боеприпасами и ядовитыми веществами также боевой и учебной военной техники, взрывчатых и радиоактивных веществ;

выдворение в установленном порядке лиц, нарушающих режим чрезвычайного положения и не проживающих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, за ее пределы за их счет, а при отсутствии у них средств - за счет средств федерального бюджета с последующим возмещением расходов в судебном порядке;

продление срока содержания под стражей лиц, задержанных в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации по подозрению в совершении актов терроризма и других особо тяжких преступлений, на весь период действия чрезвычайного положения, но не более чем на три месяца.

Список литературы

1.     Конституция Российской Федерации. Москва, Издательство " Юридическая литература ", 1993 г.

2.     Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" (с изменениями от 30 июня 2003 г., 7 марта 2005 г.)

3.     Конституционное право Росси Авторы: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Издательство: Юристъ, 1999г.