ОСОБЕННОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТОЧКИ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ В ТОРГОВЛЕ

Терновая И. А.

АННОТАЦИЯ

Первая часть данной работы рассматривает, что же представляет собой анализ безубыточности и его цель. Далее узнаем, чем же отличается анализ безубыточности для предприятий розничной торговли от анализа безубыточности производственных предприятий и организаций. Также в работе приведены основные формулы определения точки безубыточности в торговле.

ABSTRACT

The first part of the given work considers, that represents the analysis of break-even and its purpose. Further we learn differences analysis of break-even for the retail trade organizations unlike the analysis of break-even for the production enterprises and organizations. There are main mathematical expressions of defi­nition of a point of break-even of a trade transaction in the article.

Анализ безубыточности имеет своей целью определить, каким должен быть объем продаж для того, чтобы предприятие могло покрыть все свои расходы, не получая прибыли. Нахождение точки безубыточности является одним из наиболее популярных методов в зарубежной экономической тео­рии, то есть применение математического расчета критической точки объема деятельности, при кото­ром доходы равны расходам. Данная формула предусматривает использование данных о постоянных и переменных затратах предприятия:

где Q – критическая точка деятельности; Зпост – постоянный издержки; Зп – уровень переменных издержек (переменные издержки на единицу товара).

Указанную формулу хорошо иллюстрирует график на рис.1.

  

Рис.1 График безубыточности

Точка А – пограничная точка, при которой доходы равны расходам. После ее преодоления все, что графически располагается выше нее, будет потенциальной зоной прибыльности.

Но такой подход действителен лишь для производственных видов деятельности. А как же опре­делить критическую точку для торговых сделок? Как определить необходимый объем товара закупки для получения заранее определенной суммы прибыли? Видимо, здесь, кроме указанных показателей, требуется учет и других торговых показателей (покупной цены, возможной цены продажи товара, налога на добавленную стоимость).

Валовый доход торговой сделки по условию нахождения точки безубыточности должен быть равен издержкам:

В = И – Н,

где В — валовый доход; И – издержки обращения; Н – налог на добавленную стоимость.

Рассмотрим составляющие данной формулы.

В = Цпр*n – Цпок*n;

И = Зпост + Зпер;

Зпер = Уз*(Цпр*n – Цпок*n);

Н = Ун*(Цпр*n – Цпок*n),

где Цпр – возможная цена продажи единицы товара; Цпок – покупная цена единицы товара; n – количество товаров; Зпер – переменные издержки обращения; Ун – уровень налога на добавленную стоимость, Уз – уровень переменных издержек обращения.

Подставим эти выражения в основную формулу. Получается:

Цпр*n – Цпок*n = Зпост + Уз*Цпр*n + Ун*(Цпр*n – Цпок*n).

Найдем точку безубыточности торговой сделки, то есть, определим товарооборот, при котором доходы равны расходам. После математического преобразования получим:

Таким образом, точка безубыточности торговой сделки равна сумме покупной стоимости партии товара и постоянных издержек обращения за вычетом налога на добавленную стоимость, уменьшенной на величину переменных издержек обращения и НДС торговли.

Графически это отражено на рис.2.

 

Рис.2 График безубыточности в торговле

Но подобные расчеты надо рассматривать как базу для теоретически беспроигрышного поведения на рынке, который, конечно, не устраняет вероятность потерь. Так, разумеется, надо обязательно учитывать спрос населения: сможет ли торговое предприятие продать своим покупателям купленное количество товаров? Это – первая и весьма важная проблема. Вторая – учет постоянных издержек обращения. Не будет же предприятие продавать только один вид товара. Значит, здесь надо определить условную величину постоянных расходов торговли в расчете на одну сделку и, причем с учетом издержкоемкости данного товара. Третья проблема — товарооборачиваемость, то есть определение возможного периода, в течение которого можно продать всю партию купленного товара.

Так, реально взвешивая условия конъюнктуры и определяя свои возможности, торговое предприятие может выбрать для себя оптимальный экономический вариант действий.