Содержание
Расскажите о формирование конституционной монархии в Англии начиная с создания парламента во второй половине ХIII в. и до начала ХIХ века__ 3
Задача________________________________________________________ 15
Список литературы____________________________________________ 22
Расскажите о формирование конституционной монархии в Англии начиная с создания парламента во второй половине ХIII в. и до начала ХIХ века
Более сложным и важным по своим политическим результатам был конфликт в 1258 – 1267 гг. В 1258 году на совете в Оксфорде вооруженные бароны, вновь воспользовавшись недовольством широких слоев свободного населения королевской политикой, заставили короля принять так называемый Оксфордские провизии. В них предусматривалась передача всей исполнительной власти в стране Совету 15 баронов.
Наряду с исполнительным Советом для решения важных вопросов три раза в год или чаще должен быть собираться Большой совет магнатов, состоящий из 27 человек. Таким образом, это была новая попытка установления баронской олигархии, которая не удалась в 1215 году. Последовавшие затем в 1259 году Вестьминстерские провизии предусматривали некоторые гарантии мелким землевладельцам от произвола со стороны сеньоров. Однако требования рыцарства об участии в центральном управлении страной удовлетворены не были. В этих условиях часть баронов во главе с Симоном де Монфором, искавшая более прочного союза с рыцарством и городами и самостоятельный лагерь, выступающий против короля и его сторонников.
Раскол в стане оппозиции дал возможность королю отказаться от соблюдения Оксфордских провизий. В ходе начавшейся в 1283 году гражданской войны силам де Монфора удалось одержать победу над сторонниками короля. В 1264 году де Монфор стал верховным правителем государства и реализовал требование рыцарства об участии
В государственном управлении. Важнейшим итогом гражданской войны был созыв первого в истории Англии сословно – представительного учреждения – парламента (1265 год). В него наряду с баронами и духовными феодалами были приглашены представители от рыцарей и наиболее значительных городов.[1]
К концу 13 в. королевская власть окончательно осознала необходимость компромисса, политического соглашения с феодалами всех рангов и верхушкой горожан в целях установления политической и социальной стабильности. Следствием такого соглашения явилось завершение формирования органа сословного представительства. В 1295 году был созван «образцовый» парламент состав которого послужил моделью для последующих парламентов Англии. Помимо лично приглашенных королем крупных светских и духовных феодалов в него вошли по два представителя от 37 графств (рыцари) и по два представителя от городов.
Создание парламента повлекло за собой изменения формы феодального государства, возникновение монархии с сословным представительством. Соотношение социально – политических сил в самом парламенте и вне его определило особенности как структуры, так и компетенции английского средневекового парламента. До середины 14 в. английские сословия заседали вместе, а затем разделились на две палаты. При этом рыцари от графства стали заседать вместе с представителями города в одной палате (палата общин) и отделилась от крупнейших магнатов, образовавших верхнюю (палату лордов). Английское духовенство не являлось особым элементом сословного представительства. Высшее духовенство заседало вместе с баронами, а низшее – в палате общин. Первоначально при выборах в парламент, не существовало избирательного ценза. Статус 1430 года установил, что в собраниях графств, избиравших представителей в парламент, могут участвовать фригольдеры, получавшие не менее 40 шиллингов годового дохода.
Первое время возможности парламента влиять на политику королевской власти были незначительны. Его функция сводилась к определению размеров налогов на движимость и к подаче коллективных петиций на имя короля. Правда, в 1297 году Эдуард 1 подтвердил в парламенте Хартию вольностей в результате чего появился Статут «о неразрешенности доходов». В нем говорилось, что обложение налогами пособиями и поборами не будут иметь места без общего согласия духовенства и светских магнатов, рыцарей, горожан и других свободных людей королевства. Однако в Статуте содержались оговорки, допускавшие возможность взимания королем ранее существовавших сборов.
Постепенно парламент средневековой Англии приобрел три важнейших полномочия: право на участие в издание законов, право решать вопросы о поборах с населения в пользу королевской казны и право осуществлять контроль над высшими должностными лицами и выступать в некоторых случаях в качестве особого судебного органа.
Право законодательной инициативы парламента возникло из практики подачи коллективных парламентских петиций королю. Чаще всего они содержали просьбу о запрете нарушения старых законов или об издании новых. Король мог удовлетворить просьбу парламента или отвергнуть ее. Однако в течение 14 в. было установлено, что ни один закон не должен быть принят без согласия короля и палат парламента. В 15 в. установилось правило, что ходатайства парламента должны облекаться в форму законопроектов, которые получили название «биллей». Так оформлялось понятие закона (статута) как акта, исходящего от короля, палаты лордов и палаты общин.
В течении 14 в. постепенно закреплялись компетенция парламента в финансовых вопросах. Статут 1340 года провозгласил без каких – либо оговорок недопустимость взимания без согласия парламента прямых налогов, а статуты 1362 года и 1371 года распространили это положение на косвенные налоги. В 15 в. парламент стал указывать назначение предоставляемых им субсидий и добиваться контроля над их расходованием.
Стремясь подчинить своему контролю государственное управление, парламент с конца 14 в. постепенно ввел процедуру импичмента. Она состояла в возбуждения палатой общин перед палатой лордов как высшим судом страны обвинения против того или иного королевского должностного лица в злоупотреблении властью. Кроме того, в 15 в. утвердилось право парламента прямо объявлять преступными те или иные злоупотребления. При этом издавался специальный акт, утверждаемый королем и получивший название «билля об опале»
Абсолютная монархия установилась в Англии, как и в других странах, в период упадка феодализма и возникновения капиталистических производственных отношений. Вместе с тем английский абсолютизм имел свои особенности, благодаря чему получил в литературе название «незавершенного». Незавершенность этой политической формы в условиях Англии означала сохранение политического институтов, свойственных предшествующей эпохе, а также отсутствие некоторых новых элементов, типичных для абсолютизма классического, французского образца.
Основная особенность английской абсолютной монархии состояла в том, что наряду с сильной королевской властью в Англии продолжал существовать парламент. К другим особенностям английского абсолютизма относятся сохранение местного самоуправления, отсутствие в Англии такой централизации и бюрократизации государственного аппарата, как на континенте. В Англии отсутствовала и крупная постоянная армия.
Центральными органами власти и управления в период абсолютной монархии в Англии был король, Тайный совет и парламент. Реальная власть сосредотачивалась в этот период полностью в руках короля.[2]
Тайный совет короля состоял из высших должностных лиц государства лорда – канцлера, лорда – казначея, лорда – хранителя печати и др.
Парламент продолжал сохранять за собой прерогативу утверждения размеров сборов и налогов. Противодействие парламента установлению новых налогов вынуждало английских королей прибегать к займам, введению пошлин на ввоз и вывоз товаров, к выдаче за крупные денежные выплаты привилегий компаниям на исключительное право торговли (так называемые монополии). Эти действия иногда вызывали сопротивление парламента, но его возможности влиять на политику королевской власти в этот период ослабли.
В период абсолютизма окончательно утверждается верховенство королевской власти над английской церковью. С целью учреждения в стране церкви, подчиненной королевской власти, в Англии была проведена Реформация, сопровождавшая изъятием церковных земель и превращением их в государственную собственность (секуляризация). Парламент Англии при Генрихе 8 с 1529 по 1536 г. принял ряд законов, объявлявших короля главой церкви и наделявших его правом намечать кандидатов на высшие церковные должности. В конце 16 в. законодательным путем было установлено содержание вероучения новой церкви, а также порядок богослужения. Таким образом, так называемая английская церковь перестала зависеть от римского папы и превратилась в часть государственного аппарата.
С установлением абсолютизма система местных органов управления стала более стройной, возросла их зависимость от центральных органов власти. Основные изменения в местном управлении в этот период выразились в учреждении должности лорда – лейтенанта и административном оформлении местной единицы – церковного прихода. Лорд – лейтенант, назначаемый в графство непосредственно королем, возглавлял местное ополчение, руководил деятельностью мировых судей и констеблей.
При абсолютизме окончательно оформилась структура и юрисдикция центральны Вестминстерских судов, в том числе Суда справедливости и Высшего суда адмиралтейства. Однако помимо них создаются чрезвычайные суды, такие как Звездная палата и судебные советы в «мятежных» графствах. Звездная палата в качестве специального отделения Тайного совета являлась орудием борьбы с противниками королевской власти (первоначально с непокорными феодалами). Судопроизводство в ней носило в основном инквизиционный характер, а решения выносились по усмотрению судей. Впоследствии Звездная палата стала выполнять также функции цензора и органа надзора за правильностью вынесения вердиктов присяжными. Судебные советы, подчиненные Тайному совету, были созданы в тех районах Англии, где часто нарушалось «общественное спокойствие» (Уэльс, Шотландия).
В период абсолютизма расширилась судебная компетентность мировых судей. Все уголовные дела предписывались рассматривать разъездным и мировым судьям после утверждения по ним обвинительного акта большим жюри. Присяжные заседатели включились в состав суда. Имущественный ценз для присяжных по закону Елизавета 1 был повышен с 40 шиллингов до 4 фунтов стерлингов.
Основные принципы организации армии изменились незначительно. Во время установления абсолютной монархии Генрих 7 (1485 – 1589 гг.), чтобы подорвать окончательную военную мощь старой аристократии, издал закон о запрещении феодалам иметь свиту и утвердил монопольное право короны использовать артиллерийские орудия.
Упразднение вооруженных сил крупных феодалов в Англии не повлекло за собой создания постоянной королевской армии. Стража крепостей и королевская гвардия оставались малочисленными. Сухопутная армия продолжала основываться на ополчении в вид отрядов милиции.
Английская революция развивалась в виде традиционного противостояния короля и парламента. Существенная часть государственно –правовой программы революции была подготовлена парламентской оппозицией еще в 20 – х гг. 17 в. по мере обострения экономического кризиса абсолютизма.
В Петиции о праве 1628 г. был сформулирован ряд требований, облеченных в старую феодальную форму, но уже имевших новое, буржуазное содержание. Перечислив злоупотребления королевской администрации и ссылаясь на Великую хартию вольностей, парламент просил короля, чтобы: 1) никто впредь не принуждался платить налоги и сборы в королевскую казну «без общего согласия, данного актом парламента»; 2) ни один человек не заключался в тюрьму за отказ платить незаконные налоги; 3) армия не размещалась на постой в дома хранителей; 4) никакие лица не наделялись особыми полномочиями, которые могут служить предлогом для предания подданных смерти «противно законам и вольностям страны».
Таким образом, в документе был отражен главный политический вопрос революции – о правах короля в отношении жизни и имущества подданных. Кроме того, был поднят и важнейший социальный вопрос – о неприкосновенности частной собственности. Охрана собственности, как говорилось в Петиции, есть истинная цель закона и правосудия. Требования парламентской оппозиции привели к роспуску парламента и длительному беспарламентскому правлению Карла 1 (1629 – 1640). В этот период король для пополнения казны единолично вводил все новые поборы и штрафы, пресекая недовольство в стране с помощью чрезвычайных судов. Однако в условиях начавшейся войны с Шотландией король был вынужден вновь обратиться к парламенту.
В созванном в 1640 г. парламенте, получившим название Долгого (1640 – 1653), господствующее положение заняли пресвитериане. В течении 1640 – 1641 гг. парламент добился от короля утверждения целого ряда важных правовых актов. Прежде всего по инициативе палаты общин были осуждены главные советники Карла 1 – граф Страффорд, архиепископ Лод. Тем самым было утверждено право парламента на импичмент высших должностных лиц. Далее согласно Трехгодичному акту 16 февраля 1641 г. парламент должен был созываться по крайней мере один раз каждые три года, а при несогласии короля сделать это он мог быть созван другими лицами или собраться самостоятельно. Эти положения были дополнены законом, запрещавшим прерывать, отсрочивать заседания и распускать долгий парламент иначе, как актом самого парламента. Тем самым исключалась возможность возвращения к беспарламентскому правлению. Наконец, в июле 1641 г. были приняты два акта, которые ограничили полномочия Тайного совета в области судопроизводства и предусмотрели уничтожение системы чрезвычайных трибуналов, прежде всего Западной палаты и Высокий комиссии. Серия актов, принятых летом 1641 г., провозгласила неприкосновенность имущества подданным и лишала короля права произвольно налагать различные штрафы. Программным документом революции стала Великая Ремонстрация, принятая 1 декабря 1641 г. Она содержала, в частности, новое требование о том, чтобы король впредь назначал только трех должностных лиц, которым парламент имел основание доверять. Это означало, по сути, политическую ответственность должностных лиц перед парламентом и было воспринято королем как вторжение в его прерогативу, исполнительную власть. Король отказался утвердить Великую Ремонстрацию.[3]
Акты парламента 1641 г. были направлены на ограничения абсолютной власти короля и означали переход к определенной разновидности конституционной монархии. Однако фактически эта форма буржуазного государства не успела утвердиться с началом гражданских войн между королем и парламентом (1642 – 1647 и 1645 – 1649 гг.).
Личная власть представителя идепендентов по своей сути и форме не могла обеспечить долговременные интересы буржуазно – дворянской верхушки, значительно укрепившей свои позиции в ходе революции. Поскольку главным противником буржуазии и джентри стала теперь не королевская власть, а движение низов, смерть Кромвеля ускорила соглашение этих слоев с Феодальной аристократией в целях возвращения к «законной власти». Это нашло свое выражение в реставрации в 1660 г. монархии Стюартов. По замыслу правящей группировки джентри и буржуазии, эта монархия должна была быть конституционной и гарантировать незыблемость главных завоеваний революции. Действительно в так называемой Бредской декларации 1660 г. новый король Карл 2 обещал, что вопросы о содержании армии, о землях роялистов, о прощении участников революции и о вероисповедании будут поставлены на разрешение парламента. Однако новая расстановка политических сил в стране способствовала усилению феодальной реакции. Участники революции преследовались, организации пресвитериан и индепендентов были ликвидированы. В то же время восстанавливались английская церковь, тайный совет и другие дореволюционные органы государства (за исключением наиболее ненавистных Звездной палаты и Высокой комиссии), а также старый порядок их формирования.
Стремление Карла 2 и его приемника Якова 2 восстановить абсолютизм, а также симпатии монархов к католицизму вызвали широкое недовольство в стране. Реставрация лишь ускорила распад традиционных форм, восстановление которых было заведомо обречена на неудачу.
Парламент, как и раньше, стал ареной политического противоборства сторонников короля и оппозиции. В это время в парламенте складываются две политические группировки. Представители придворной аристократии и часть джентри, ориентирующаяся на Стюартов, а также духовенство составили партию «тори». Оппозиция – купцы, финансовая буржуазия и верхушка джентри, обогатившаяся в ходе революции, которых поддерживала промышленная буржуазия, - образовала партию «витов». Обе группировки были еще не оформлены в организационном отношении; и виги, и тори в последующем прошли через целый ряд партийных размежеваний и переходов части их членов из одной группировки в другую. Тем не менее их политическая взаимоотношения наложили значительный отпечаток на дальнейшее развитие страны
Политика Стюартов, которая грозила обратным перераспределением церковных земель, захваченных буржуазией и джентри, привела к краткосрочному объединению вигов и тори. Произошел дворцовый переворот 1688 г. с целью замены Якова 2 более «удобным» монархом. Этот переворот получил название «славная революция». Она по существу, завершила оформление компромисса между фактически господствующей в важных сферах жизни общества буржуазией и официально правящей земельной аристократией. Политическая власть в центре и на местах оставалась в основном в руках знатных землевладельцев в обмен на гарантии соблюдения интересов финансовой верхушки буржуазии. Указанный компромисс заложил основы прочного консенсуса между ведущими политическими силами по основополагающим вопросам социально – политического развития страны, который стал важнейшей чертой английской политической культуры в 19 и 20 вв. Отныне разногласия между этими странами не должны были носить «принципиального характера», способного нарушить такое соглашение и политическую стабильность в английском обществе.
Важнейшим политическим результатом такого компромисса стало утверждение в Англии конституционной монархии, получившей закрепление в двух актах парламента: Билле о правах 1689 г. и Акте об устроении 1701 г. [4]
Билль о правах определил положение парламента в системе государственных органов. Утверждая верховенство парламента в области законодательной власти и финансовой политики, Билль провозгласил незаконным: 1) приостановление действия законов или их исполнение без согласия парламента; 2) взимания налогов и сборов в пользу короны без согласия парламента. Кроме того, содержать постоянную армию в мирное время дозволялось только с его санкции. Билль устанавливал свободу слова и прений в парламенте, свободу выборов в парламент, право обращения подданных с петицией к королю. Он содержал специальное указание, что парламент должен созываться достаточно часто. Впоследствии это положение было уточнено, и срок полномочий парламента был определен сначала в 3 года, а затем – 7 лет.
Акт об устроении, именуемый также Законом о престолонаследии, устанавливал порядок престолонаследия и содержал дальнейшие уточнения прерогатив законодательной и исполнительной власти. Лица, вступившие на английский трон, обязаны были присоединиться к английской церкви. Дальнейшее ограничение королевской прерогативы выразилось в том, что судья, назначаемые короной могли оставаться на своих постах, «пока ведут себя хорошо», и отстранялись от должности только по представлению обеих палат парламента. Чтобы уменьшить влияние короны на деятельность палаты, запрещалось совмещение членства в палате общин с занятием должности королевского министра (это положение было вскоре отменено). Акт предусмотрел правило, согласно которому все акты исполнительной власти, помимо подписи короля, нуждались в подписи соответствующих королевских министров (контрасигнатура), по совету и с согласия которых они были приняты. Важным установлением было лишение короля права помилования своих министров, осужденных парламентом в порядке импичмента.
Таким образом, на рубеже 17 – 18 вв. в Англии получили оформление важнейшие институты международного права: верховенство парламента в области законодательной власти, признание за парламентом исключительного права вотировать бюджет и определять военный контингент, а также принцип несменяемости судей. Вместе с тем законодательство 17 – 18 не решило окончательно вопрос о взаимоотношениях властей.
Дуализм власти продолжал сохраняться не случайно государственный строй Англии 17 – 18 вв. обычно определяется как дуалистическая монархия. Королевская прерогатива не была по–прежнему законодательно определена. Король сохранял право абсолютного вето в отношении законопроектов, прошедших через парламент, безраздельное право на формирование своего правительства и осуществление с его помощью своей политики. Представление о триедином парламенте (король и две палаты) оставалось теоретически неизменным. Никакой ответственности перед парламентом король не нес, как не несли политической ответственности ни Правительство Его величества, ни так называемый кабинет, который выделился из тайного совета в составе коллегии на 5 – 7 наиболее важных министров – советников короля.
Усиление промышленной буржуазии в результате промышленного переворота середины 18 – начала 19 в. обусловило ее стремление доминировать в политическом союзе с джентри и финансовой аристократией, следствием чего была дальнейшая модернизация политической системы английского общества. Такая модернизация, однако, осуществлялось медленно и постепенно, путем новых компромиссов, и сопровождалась эволюцией конституционной монархии от дуалистической к парламентарной, формированием системы парламентаризма.
Главными направлениями эволюции британской монархии в течение 18 в., заложившими основы британской модели парламентаризма, были дальнейшие ограничение королевской власти и утверждение новых принципов взаимоотношений исполнительной и законодательной власти - становление «ответственного правительства». Важнейшей особенностью этих изменений стало то, что они не были, как правило, оформлены каким – либо новыми конституционными актами, а сложились в процессе политической практики как результат соперничества двух партий за право формировать «правительство его величества». Английская конституция приобрела благодаря этому уникальную форму и не менее уникальное содержание, ибо помимо таких источников, как акты парламента и судебные прецеденты, не менее, а порой и более важное значение приобрели выходящие за рамки права и не подлежащее судебной защите конституционные обычаи (соглашения), именуемые иначе «конвенциональными нормами».[5]
Монарх продолжал оставаться главой государства, но постепенно превращался фактически лишь в номинальную главу исполнительной власти. Первые процедуры, способствующие этому, возникли в первые десятилетия 18 в., особенно при королях Ганноверской династии (с 1714 г.). Право короля отвергать законы, принятые парламентом (абсолютное вето), перестало применяться с 1701 г. Король Георг 1 (1714 – 1727), не знавший английского языка, перестал являться на заседания кабинета, что повлекло за собой важные политические последствия. Прежде всего такое «отчуждение» короля от кабинета способствовало сосредоточению функций по руководству кабинетом в руках его премьер - министра. Кабинет стал действовать от имени «Его Величества», но практически самостоятельно. Положение монарха в дальнейшим было определено максимой, гласившей, что «король царствует, но не управляет». Правда, влияние монарха на политику кабинета не редко бывало очень значительным, а фактически утраченные королем прерогативы юридически до сих пор остаются в его распоряжении, и отдельные короли пытались их использовать не только в 18, но и в 19в. И все же это стало исключением, а не практикой, «резервом» на случай чрезвычайной ситуации.
Параллельно с концентрацией названных прерогатив монарха в руках кабинета решался вопрос об ответственности исполнительной власти перед парламентом. Теперь эта ответственность могла быть перенесена с короля на его министров. Первым шагом к возникновению новой системы взаимоотношений кабинета и парламента были акты 1705 – 1707 гг. о должностях, которые, отменив соответствующее положение Акта 1701 г., открыли министрам возможность избираться в нижнюю палату парламента и тем самым представлять в ней кабинет. В 1708 – 1715 гг. стал утверждаться принцип формирования кабинета на однопартийной (тори или виги), а не на смешанной основе. Все более типичной становилась ситуация, когда кабинет не мог долгое время находиться у власти, не имея поддержки (доверия) большинства в палате общин, и победившая на выборах партия, имеющая такое большинство, формировала кабинет, а другая образовывала в парламенте организованную оппозицию и так называемый «теневой кабинет». В конце 18 в. начинают устанавливаться еще два важных правила. В случае утраты кабинетом доверия парламента он либо уходил в отставку в полном составе (солидарная ответственность), либо мог распустить палату общин и назначить новые выборы.
Первый случай коллективной отставки кабинета имел место в 1782 г. из – за проигрыша Британией войны с американскими колониями, а первый роспуск нижней палаты кабинетом – в 1784 г. Так возникла система взаимных сдержек палаты общин и кабинета, в условиях которой кабинет должен был оценивать политическую ситуацию как в парламенте, так и в стране в целом и в случае правительственного кризиса принимать одно из двух решений.
Таки образом, в течение 18 в. в принципе сформировались такие черты будущей системы британского парламентаризма, как «партийное правление» и регулярная смена кабинета в зависимости от одобрения его политики в палате общин. Однако многие из этих черт еще не приобрели законченного выражения, а роль королевской власти и аристократической палаты лордов оставалась весьма значительной. Дальнейшее развитие парламентаризма было невозможно, пока система формирования нижней палаты парламента имела феодальный характер и обеспечивала джентри командные посты в руководстве обществом. Унаследованная от эпохи феодализма и восстановления в период реставрации монархии система представительства в парламенте позволяла многочисленным «гнилым местечкам» с незначительным числом жителей посылать в палату общин депутатов, фактически назначавшихся местным ленд – лордом. В то же время крупные города, выросшие в период промышленного переворота, вообще не имели своего представительства. Активным избирательным правом со времен сословно – представительной монархии обладали в графствах только фригольдеры с 40 шиллингам годового дохода. Что же касается права быть избранным, то здесь имущественный ценз был неимоверно высоким. По акту 1710 г. пассивным избирательным правом наделялись лица, которые имели от земельной (недвижимости) собственности доход в размере 600 ф. ст. в год в графствах и 300 ф. ст. в городах.
Согласно акту о реформе 1832 г., принятому по инициативе вигов, более 50 «гнилых местечек» с населением менее 2 тыс. жителей были лишены представительства в парламенте. Тридцати небольшим городам с населением 4 тыс. жителей разрешалось посылать одного депутата вместо двух, а некоторым городам – двух депутатов вместо четырех. В итоге высвободилась 143 депутатских места, распределенные межу новыми городскими и сельскими округами. Были введены новые цензы для избирателей. В графствах активным избирательным правом наделялись все категории владельцев земли с годовым доходом не менее 10 ф. ст., а арендаторы – с годовой рентой не менее 50 ф. ст. В городах такое право получили все мужчины, владеющие на праве собственности или аренды недвижимым имуществом с годовым доходом в 10 ф. ст. Другими условиями участия в выборах были уплата налога для бедных и проживание не менее 6 месяцев в данном избирательном округе.
Реформа 1832 г. имела далеко идущие последствия, так как покончила со средневековой системой формирования высшего предстаительного органа – палаты общин. Важнейшим политическим итогом реформы стало также получение вигами стабильного большинства в парламенте. В компромисс с аристократией была вовлечена новая фракция – магнаты промышленной буржуазии, и с этого времени история английского законодательства представляет собой серию уступок промышленной буржуазии. Вместе с тем реформа 1832 г. послужила лишь первым шагом в осуществлении ее программы.[6]
Реформа 1867 г. наряду с очередным перераспределением депутатских мест предусмотрела дальнейшее расширение избирательного корпуса. Избирательное право в городах было распространено не только на собственников, но и на нанимателей (арендаторов) квартир, если стоимость найма составляла не менее 10 ф. ст. в год. Это увеличило количество избирателей в городах более чем в два раза.
В период избирательных реформ 30 – 60 – гг. 19 в. произошла организационная перестройка двух главных партий. Виги окончательно стали партией промышленной буржуазии, отстаивавшей принципы либерализма. Тори выражали интересы преимущественно землевладельческой аристократии и финансовой верхушки. Партии стали теперь называться «либералами» и «консерваторами». В связи с ведением порядка регистрации избирателей возникли партийные организации вне парламента «для содействия регистрации». Была централизована предвыборная деятельность партий, упорядочена процедура выдвижения кандидатов, усилена партийная дисциплина голосования в парламенте. В 1867 – 1868 гг. был основан Национальный союз консерваторов, а в 1877 г. возникла Национальная федерация либералов.
Развитие парламентарной монархии сопровождалось перестройкой аппарата управления в центре и на местах. Прежние коронные должности были преобразованы в министерские, хотя и сохранили старые названия. В конце 18 в. в Великобритании оформились три главных министерства: внутренних дел, иностранных дел и военное.
До 1835 г. в городах Англии сохранялась старая система местного управления, оформившаяся в средние века. В интересах промышленной буржуазии сразу же после первой избирательной реформы была проведена и реформа городского самоуправления. По закону 1835 г. управлением городом переходило к выборным городским советам. В выборах могли участвовать все налогоплательщики – домохозяева и наниматели квартир обоего пола. Городской совет избирал на один год мэра города.
В 18 – 19 вв. наряду с эволюцией формы правления и политического режима произошли изменения в государственном устройстве страны. После оформления так называемых уний с Шотландией (1701) и Ирландией (1801) английский парламент распространил свою власть на всю территорию Британских островов. Указанные регионы получили определенное количество мест для своих депутатов в британском парламенте. Кроме того, Шотландия сохранила собственную правовую и судебную системы, а также пресвитерианскую церковь. С 1801 г. новое государственное образование получило название Соединенное Королевство Великобритании и Ирландии.
Реформа местного управления, проведенная в Англии в 1835 г. изменила управление только в городах, не затронув графств. Эту задачу выполнила реформа 1888 г. заложив основы той системы местного управления, которая сохранялась. В Англии в течении последующего столетия. Были созданы однотипные представительные органы – советы – для городов и графств. При этом вся прежняя система графств была пересмотрена, а наиболее крупные города выделялись в самостоятельные графства. Советам графств были переданы административные полномочия мировых судей. Управление на уровне приходов реформа не изменила, но в 1894 г. был издан закон, который лишал церковно - приходские советы права рассматривать церковные дела. Для их решения в приходах создавались приходские собрания, которые могли избирать в крупных населенных пунктах приходские советы.
В конце 19 в. была проведена важная реформа судебной системы. Серией актов 1873 - 1876 гг. и 1880 г. о Верховном суде и апелляционной юрисдикции было упразднено сложившееся в феодальную эпоху разделение высших судов Англии на суды «общего права» и ссуды «справедливости». Новая структура высших судов предусматривала использование процессуальных норм и той, и другой из английских «ветвей» прецедентного права. Созданный вместо прежних центральных судов Верховный суд состоял из двух подразделений: Высокого суда, который в свою очередь подразделялся на отделения (канцелярское, королевской скамьи и др.), и Апелляционного суда по гражданским делам. Одновременно продолжали существовать суды ассизов, формируемые из судей Высокого суда, а также низшие суды – четверных сессий, мировые суды и суды графств, учрежденные в середине 19 в. для рассмотрения только гражданских дел. Особое место занимал Центральный уголовный суд в Лондоне («Олд Бейли»), который был судом ассизов для Большого Лондона. В состав этого суда числились лорд – канцлер и мэр Лондонского Сити.
Модернизация политической системы Великобритании в 19 в. завершалась, таким образом, установлением доминирующего положения парламента во взаимоотношениях с правительством и прекращении парламента в орган, определяющий текущую политику государства (вторая треть 19 – конец 19 в).
Задача
Воин царя Хаммурапи по имени Балму-намхе поступил на военную службу в качестве редума (тяжеловооруженного пехотинца), получив в качестве илку два бура земли (около 12,7 га), двух быков и десяток овец.
В 34-й год правления Хаммурапи на накопленное во время службы серебро Балму-намхе при 10 свидетелях купил раба за 13 сиклей серебра. Через несколько дней у раба случился эпилептический припадок и Балму-намхе потребовал расторжения договора купли-продажи.
Для покупки земли, Балму-намхе взял у ростовщика Нитени взаймы десять сиклей серебра из расчета пол-сикля и десять ше как процент. Через некоторое время Балму-намхе во время военного похода попал в плен, не успев вернуть долг ростовщику. Для покрытия долга жена Балму-намхе продала полученных от Хаммурапи двух быков и один бур земли (около 6, 35 га). Однако этого не хватило для покрытия долга и процентов. Поэтому Нитени самочинно забрал половину овец Балму-намхе и два мешка зерна из его житницы. При этом он для отработки долга забрал сына Балму-намхе, который через три с половиной года, заболев от плохого обращения и питания, умер в доме ростовщика.
Как решить казус по Законам Хаммурапи? Имел ли право редум купить раба на накопленное во время службы серебро? Могли воин расторгнуть договор купли-продажи раба? Какой максимальный процент по договору займа мог взимать ростовщик? Могла ли жена воина продать часть имущества илку? Правомерны ли действия ростовщика по самоуправному изъятию овец и зёрна из житницы воина? Каков срок отработки долга? Какую ответственность понесет ростовщик за гибель сына воина?
Варианты:
а) рабыня-наложница родила хозяину-ростовщику Нитени двух сыновей, которых он признал своими и воспитал вместе с сыном от законной жены. После смерти отца дети наложницы стали требовать доли в наследстве. Сын от законной жены заявил, что дети рабыни из-за низкого происхождения не вправе рассчитывать на наследство. Вдобавок он пригрозил обратить их в рабство, если они будут настаивать на своем. Между сыновьями рабыни и сыном законной жены возникла ссора, и в драке сын рабыни сломал руку сыну законной жены.
Как решится спор на основании Законов Хаммурапи ? .
б) жена ростовщика Нитени вошла в безлюдное помещение с посторонним мужчиной, после чего муж предупредил ее, чтобы она больше так не поступала, ибо это вызывает у него подозрения. Она же не обратила внимания на его замечание и повторила свой поступок. Муж обвинил ее в прелюбодеянии.
Как будет решено данное дело по Законам Хаммурапи?
в) у беременной дочери ростовщика Нитени в результате побоев случился выкидыш.
Какую ответственность понесет виновный по Законам Хаммурапи?
г) тот же случай, что и варианте «в», но в результате побоев беременная женщина погибла.
Какую ответственность нес виновный по Законам Хаммурапи? Учитывая, что у злодея не было детей, Нитени потребовал в суде его казни за смерть своей дочери. Удовлетворит ли судья требование отца по Законам Хаммурапи?
Правовые институты Вавилонии по Законам Хаммурапи
Первая кодификация законов Вавилонии, относившаяся к началу правления царя Хаммурапи, до нас не дошла. Хаммурапи стал автором самого известного на Древнем Востоке сборника законов, названного историками “Кодексом Хаммурапи”. Из этих законов и стало известно о жизни Вавилонии и о том, как Хаммурапи управлял страной.
ЗХ исходят из разделения всего населения, охваченного их нормами, на три сословия: «авилумов», «мушкенумов» и «вардумов». Первое и высшее из них охватывает членов «общин» (дословно «поселений», акк. «алу»). Общины пользовались самоуправлением, а члены их имели право на участки общинной земли (которыми ко времени Хаммурапи давно распоряжались как собственники; общинный характер землевладения выражался не в том, что община контролировала распределение и передачу этих участков, а в том, что владение ими было неразрывно связано с членством в соответствующей общине). Цари не вмешивались во внутреннюю жизнь общин и в землевладельческие отношения общинников (Хаммурапи даже специально следил, чтобы его чиновники не покушались на огосударствление наделов «авилумов»!), однако собирали с общин различные налоги. Создавая свою державу, Хаммурапи ограничился назначением глав общинного самоуправления царской властью и регулированием прав наследования и частных сделок «авилумов». Реальное расслоение в общинах зашло довольно далеео: ЗХ повествуют об аренде, найме, ростовщичестве между «авилумами». По документам видно, что размер земельного владения одного «авилума» колебался от 1 до 60-80 га! Всякий общинник-«авилу» воглавлял патриархальную семью, над членами которой (детьми и женой) располагал весьма значительной властью (в частности, он мог отдавать их в залог или в уплату долга, определял судьбу дочери и браки детей). Только он был полноправным собственником семейного имущества при жизни, хотя не мог вполне произвольно его завещать. Жена в целом считалась собственностью мужа, однако ее достоинство и положение в какой-то мере гарнитруются в ЗХ независимо. И жена, и муж имели право на развод, однако для мужа оно было неизмеримо шире, а жена, вообще говоря, должна была сохранять верность даже покойному супругу (ст.177). Женщина (вопринимавшаяся главным образом как чья-то жена/вдова или дочь) вообще являлась субъектом права в очень малой степени, исключая независимых женщин-жриц, приравненных к «авилумам» и называвшихся в женском роде «авилтум» (как в ст.110), но исключенных зато из нормальной семейной жизни. Второе сословие, «мушкенумы» (дословно означает, по-видимому, «склонившиеся (под защиту)», что и этимологически, и по реальному значению близко римскому «клиент») охватывает людей, которые, не будучи членами какой-либо общины и не имея своей земельной собственности, должны были взять в держание участок царской земли или перейти на иное государственное обеспечение, попав тем самым в лично-административную зависимость от царя и приняв на себя обязанность выполнять определенную повинность перед государством. В Старовавилонский период в таких людях не было недостатка: кто-то был вынужден отказаться от земельного участка в общине и бросить ее из-за разорения и долгов, кто-то — из-за личных неурядиц, кто-то — мечтая о продвижении на царской службе; наконец, чьи-то общины оказывались сами разорены и разгромлены в ходе непрестанных внутримесопотамских войн и не могли обеспечить своим членам нормального существования либо вообще гибли, так что количество бродячего населения, стремившегося осесть на государственной земле, постоянно пополнялось. Ряды мушкенумов ширились также за счет выходцев из кочевых племен, по сходным причинам покинувших свои кланы. Кратко и ярко положение мушкенумов в целом рисуют две фразы из месопотамских документов, отстоящих друг от друга на тысячелетие: «Как отцу моему известно, я стал мукенумом! Пусть отец мой вернет меня под власть общины!» и «царь, господин мой, знает, что я мушкенум, несу царскую службу и не покидаю дворца. Пусть мне вернут мое поле, чтобы мне не умереть с голоду». Итак, мушкенум — это человек, порвавший связь с общиной (или никогда ее не имевший) и принявший государственное обеспечение под условием службы (повинности, по-аккадски «ильк»). В эту категорию одинаково входили дослужившийся до высших чинов вельможа и сидящий на царской земле полукрепостной земледелец, лишь бы они не имели иного обеспечения, кроме государственного, выданного им под условием службы (независимо от размеров этого обеспечения). Разумеется, член общины, поступающий на царскую службу и принимающий от царя ее обеспечение, не переставал от этого быть «авилумом» (ведь он сохранял членство в общине и общинный участок); точно так же мушкенум, добившийся членства в общине, по-видимому, становился авилумом, что не мешало ему по-прежнему нести повинность за сохраняемое им держание от царя. Подавляющее большинство держателей наиболее высокообеспечиваемых «ильков» всегда были или становились авилумами. В отличие от «авилумов», «мушкенумы» не были наделены автономным самоуправлением и их жизнь в широких пределах регулировалась администрацией (значительная часть которой из мушкенумов и состояла). Земледельцев-мушкенумов, например, могли произвольно перебрасывать с участка на участок. Социально мушкенумы считались менее значимы, чем авилумы: их достоинство и неприкосновенность расцениваются в ЗХ существенно дешевле (ст.196 слл.), Однако имущество мушкенумов охраняется, наоборот, строже (ст.8, 15-16), аналогично имуществу дворца или храма (храмы при Хаммурапи были государственными учреждениями, а их хозяйства — автономными частями государственного хозяйства) — поскольку имущество мушкенума и является частью государственного имущества, выданного ему в обеспечение. Даже за развод мушкенум платит меньше авилума (ст.140), а рабы мушкенумов получают определенные привилегии (ст.176) наряду с рабами самого царя. Существенный интерес представляет количество земли, выдаваемое царем в обеспечение того или иного «илька»: за исполнение обязанностей жрицы — храмовой блудницы, тамкара (торгового агента), крупного чиновника или особо квалифицированного ремесленника выдавали 12-75 га, за военную службу и ремесленные работы средней категории — 9-12 га, за уплату доли урожая, выпас скота и наименее квалифицированный ремесленный труд — единицы га. Жрецы-мужчины вообще получали не землю, а только жалованье. Третье сословие — «вардумы» («рабы») составляли люди, имевшие хозяев — лиц, правомочных произвольно распоряжаться их временем и рабочей силой, а по-видимому, и жизнью (невольно причиненная смерть или умышленное телесное повреждение раба расценивались не как покушение на человека, но лишь как порча или уничтожение чужой собственности и, соответственно, требовали лишь имущественного возмещения, ср.ст.196-199, 213-214, 218-219. Итак, рабы считались имуществом, так что их хозяева могли, очевидно, расправляться с ними как угодно), а также свободно отчуждать это право. Менее ясен имущественный статус рабов. Тяжкие кары полагались за укрывательство раба и пособничество ему в уклонении от рабства (ст.15-20, 226-227; из этих статей, впрочем, видно, что у беглого раба часто находилось достаточно помощников, возможно, и небескорыстных). Специальным жестоким наказаниям со стороны государства подвергается раб, посмевший без основания оспорить авторитет и власть хозяина или ударить свободного (ст.205, 282). По ЗХ известны рабы частных лиц (мушкенумов и авилумов) и учреждений — государства («дворца») и храмов. Статус раба носил наследственный характер (исключая детей раба от свободной, ст.75). «Авилумы» по закону могли становиться рабами только на время. Положение рабов государственных учреждений и мушкенумов регулировалось государством и было, возможно, привилегированным (они могли иметь семью); в отношения «авилумов» со своими рабами государство не вмешивалось, и оно известно гораздо хуже. Подавляющее большинство рабов являлось домашними рабами. Отдача рабов в найм, судя по документам, практиковалась крайне редко. Раб царя или «царского человека», взявший в жены свободную, мог иметь собственную недвижимость, по его смерти, впрочем, отходившую к господину (ст.176). Не исключено, что имущество любого вида мог иметь и всякий раб; в таком случае оно, очевидно, считалось бы его неотъемлемым придатком, не могла бы отчуждаться им, в том числе по завещанию (ЗХ ничего не говорят о наследовании мушкенумов и вардумов, кроме ст.176), а после его смерти доставалась бы, опять-таки, господину. Более вероятно, однако, что своего имущества у рабов, исключая мужей свободных женщин, не было вовсе. Сословное положение влияло прежде всего на социальный статус, а не достаток человека. И возмещение за телесное повореждение, и гонорар врачу за успешное лечение (ст.215-217, 221-223) были выше для авилума, чем для мушкенума, а для мушкенума — чем для раба: жизнь и здоровье ценились (в точном смысле слова) тем выше, чем выше было сословие. Все жители державы назывались в высоком стиле «вардумами»-рабами царя (ст.129). Никакого отношения к их сословному статусу это, разумеется, не имело.
В Законах Хаммурапи упоминаются следующие договоры1: . аренды; имущественного найма; личного найма; займа; купли – продажи; хранения; товарищества; мены; поручения.
Договор купли–продажи был очень распространен ввиду существования частной собственности на движимое и недвижимое имущество; продажа ценных предметов осуществлялась в письменной форме при свидетелях; продавцом мог быть только собственник вещи.
Общего понятия преступления и перечня всех деяний, признаваемых преступными, Законы Хаммурапи не дают. Из содержания кодификации выделяются три вида преступлений: против личности; имущественные; против семьи.
К преступлениям против личности законы относят неосторожное убийство, а об умышленном убийстве ничего не говорится. Подробно рассматриваются различного рода членовредительства: повреждения глаза, зуба, кости.
Отдельно отмечается причинение побоев.
Имущественными преступлениями называют кражу скота, рабов. Отличными от кражи преступлениями считаются грабеж и укрывательство рабов.
Преступлениями, подрывающими устои семьи, законы считают прелюбодеяние (неверность жены и только жены) и кровосмешение. Преступными считались действия, подрывающие отцовскую власть.
Целью наказания по законам Хаммурапи являлось возмездие, что определяло виды наказаний: смертная казнь (сожжение, утопление, посажение на кол); членовредительские наказания (отрубание руки, отрезание пальцев, языка и т.п.); штрафы; изгнание.
При определении наказания руководствовались “принципом талиона” – “мера за меру”, когда виновному назначалась та же участь, что и потерпевшему.
Талион применялся в большинстве случаев правонарушений: преступивший закон возмещал тот самый ущерб, который он нанёс или только собирался нанести потерпевшему (при лжесвидетельстве и ложном доносе, когда ему полагалось понести то наказание, которое грозило бы несправедливо обвинённому).
Наказаниями за имущественные преступления были смертная казнь, членовредительство или штраф, многократно превышающий стоимость украденного. В случае неуплаты штрафа виновного казнили.
Наказаниями за преступления, подрывающие основу семьи, также были смертная казнь (за прелюбодеяние), членовредительство (например, отрубление руки сыну, ударившему отца).
Решение:
(§ 29) Если сын его мал и он не в состоянии нести службу своего отца, то третья часть поля и сада должны быть отданы его матери, и пусть его мать растит его.
(§ 30) Если либо редум, либо баирум из-за дел службы бросил свое поле, свой сад и свой дом и удалился, а после него другой принял его поле, его сад и его дом и в течение трех лет нес его службу, то если он вернется и потребует свое поле, свой сад и свой дом, они не должны быть ему даны: только тот, который принял их и нес его службу, может нести ее и впредь.
(§ 31) Если он удалился только на один год, затем он вернулся, то ему должны быть отданы его поле, его сад и его дом; пусть он сам несет свою службу.
В данном случае по законам Хаммурапи для покрытия долга жена Балму-намха не имела право продавать имущество. Нитени не имел право самовольно забирать из закромов Балму-намха зерно. За смерть сына Балму-намха Нитени должен быть казнен.
Имущество воину Балму-намха будет возвращено (ст. 31).
В соответствии со ст. 35 из Законов Хаммурапи, если человек купит у редума крупный или мелкий скот, который редуму царь, то он теряет серебро т.е. имущество, полученное от царя за службу не могло быть продано т е. редум не мог купить раба на накопленные во время службы серебро.
В соответствии со ст. 37 из Закона Хаммурапи редум мог расторгнуть договор купли – продажи раба.
В соответствии со ст. 27 из Законов Хаммурапи жена воина могла продать часть имущества илку.
В соответствии со ст. 116. из Законов Хаммурапи, если заложник умрет в доме взявшего в залог от побоев или дурного обращения, то хозяин заложника должен изобличить своего тамкара; если взятый в залог – сын человека, то должно убить его сына, т.е. за гибель сына воина, у ростовщика должен быть убит сын.
а) (170) Если человеку его супруга родила сыновей, и его рабыня родила ему сыновей, и отец при жизни своей сказал сыновьям, которых ему родила рабыня: «Мои сыновья», и он их причислил к сыновьям супруги, то после того, как отец умрет, сыновья супруги и сыновья рабыни должны поровну поделиться имуществом в доме их отца; при разделе наследник, сын супруги, может выбрать [свою долю] и взять.
(171) А если отец при своей жизни не сказал сыновьям, которых ему родила рабыня: "Мои сыновья", [то] после того, как отец умрет, сыновья рабыни не должны делить имущество, [что] в доме их отца вместе с сыновьями супруги, [но] рабыне и ее сыновьям должна быть предоставлена свобода, и сыновья супруги не могут предъявлять иска к сыновьям рабыни относительно рабства.
Супруга может забрать свое приданое и дар, который ее муж ей подарил и записал ей в документе, и жить в жилище своего мужа. Пока она жива, она может [этим] пользоваться, [но] за серебро не может продать. После ее [смерти] это принадлежит только ее сыновьям.
(197) Если человек переломил кость человеку, то должны переломить ему кость.
б) (131) Если жену человека ее муж обвинит, но она не была схвачена при лежании с другим мужчиной, то она может произнести божественную клятву и вернуться в свой дом.
В соответствии со ст. 132 из Законов Хаммурапи, если против жены человека будет протянут палец из - за другого мужчины, а лежащий с другим мужчиной она не была захвачена, то для своего мужа она должна броситься в Реку.
Следовательно, в данном случае жену ростовщика Нитени оправдают.
в) (209) Если человек побил дочь человека и причинил ей выкидыш, то он должен отвесить 10 сиклей серебра за ее плод
г) (210) Если эта женщина умерла, то должны убить его дочь.
Список литературы
1. История государства и права зарубежных стран. Жидков О. А. и Каршенинникова Н. А. часть 1 Издательство «НОРМА – ИНФРА» Москва, 1999 г.
2. История государства и права зарубежных стран. Жидков О. А. и Каршенинникова Н. А. часть 2 Издательство «НОРМА – ИНФРА» Москва, 1998 г.
3. Хрестоматия по Всеобщей истории государства и права Батыр К. И. и Поликарпова Е. В. том 1 Издательство «Юристъ»,1996 г.
[1] История государства и права зарубежных стран. Жидков О. А. и Каршенинникова Н. А. часть 1 Издательство «НОРМА – ИНФРА» Москва, 1999 г.
[2] История государства и права зарубежных стран. Жидков О. А. и Каршенинникова Н. А. часть 1 Издательство «НОРМА – ИНФРА» Москва, 1999 г.
[3] История государства и права зарубежных стран. Жидков О. А. и Каршенинникова Н. А. часть 1 Издательство «НОРМА – ИНФРА» Москва, 1999 г.
[4] История государства и права зарубежных стран. Жидков О. А. и Каршенинникова Н. А. часть 1 Издательство «НОРМА – ИНФРА» Москва, 1999 г.
[5] Хрестоматия по Всеобщей истории государства и права Батыр К. И. и Поликарпова Е. В. том 1 Издательство «Юристъ»,1996 г.
[6] История государства и права зарубежных стран. Жидков О. А. и Каршенинникова Н. А. часть 2 Издательство «НОРМА – ИНФРА» Москва, 1998 г.