Содержание

Введение................................................................................................. 3

Особенности налогообложения бюджетных организаций.................. 4

Налог на имущество.......................................................................... 5

Единый социальный налог................................................................ 7

Налог на прибыль............................................................................ 11

Об остальных налогах..................................................................... 18

Заключение........................................................................................... 19

Список литературы.............................................................................. 20

Введение

Согласно действующему налоговому законодательству бюджетные организации, как правило, не являются плательщиками налогов и сборов. Однако по отдельным налогам, а также в ряде случаев бюджетные организации могут признаваться налогоплательщиками и плательщиками сборов. При рассмотрении данных вопросов в целях избежания ошибок при применении налогового законодательства необходимо учитывать критерии отнесения организаций к бюджетным.

В соответствии со ст.161 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ бюджетные организации создаются органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально - культурных и иных функций некоммерческого характера. Организации, наделенные государственным или муниципальным имуществом на праве оперативного управления, не имеющие статуса казенного предприятия, признаются бюджетными учреждениями.

Особенности налогообложения бюджетных организаций

К бюджетным организациям относятся учреждения и организации, основная деятельность которых полностью или частично финансируется за счет средств соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов (бюджетной сметы). Обязательным условием является открытие финансирования по смете и ведение бухгалтерского учета и отчетности в порядке, предусмотренном для бюджетных организаций. При этом не следует путать частичное финансирование за счет средств бюджета на основе сметы доходов и расходов и случаи, когда организации, не относящиеся к бюджетным, выполняют по договорам работы или оказывают услуги, оплачиваемые за счет бюджетных средств. Как предусмотрено действующим Планом счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности предприятий и Инструкцией по его применению (утверждены Приказом Минфина СССР от 01.11.1991 N 56), вне зависимости от источника поступления денежные средства, полученные организацией в оплату выполненных работ, являются выручкой от реализации работ (услуг).

Бюджетным организациям необходимо также учитывать, что в случае выполнения ими по договорам платных работ или оказания услуг средства, поступающие в оплату по таким договорам, признаются выручкой от реализации работ (услуг), так как их получение не связано с выполнением управленческих, социально - культурных и иных функций некоммерческого характера, для осуществления которых бюджетные организации создаются. Кроме того, в этих случаях бюджетные организации должны вести раздельный учет затрат по производству и реализации платных работ (услуг) и расходов на мероприятия, предусмотренные сметами доходов и расходов.

Учитывая изложенное, рассмотрим примеры по ряду конкретных налогов.

Налог на имущество

В соответствии с п."а" ст.4 Закона Российской Федерации от 13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" данным налогом не облагается имущество бюджетных учреждений и организаций. Указанная льгота является одной из наиболее однозначных льгот, предусмотренных налоговым законодательством, поскольку применяется даже в тех случаях, когда бюджетные организации осуществляют предпринимательскую деятельность и приобретают имущество за счет доходов от этой деятельности[1].

Вместе с тем, как уже указывалось выше, в тех случаях, когда бюджетная организация в соответствии с заключенными договорами выполняет работы или оказывает услуги, средства, поступающие в оплату по таким договорам, признаются выручкой и формируют у бюджетной организации объект обложения данным налогом.

Закон от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ внес коррективы в перечень амортизируемого имущества, не подлежащего амортизации. Эти изменения касаются бюджетных организаций.

В соответствии с прежней редакцией пп.1 п.2 ст.256 НК РФ амортизации не подлежало имущество бюджетных организаций.

Согласно новой редакции этого подпункта бюджетные организации получили право начислять для целей налогообложения амортизацию по имуществу, которое было приобретено в связи с осуществлением предпринимательской деятельности и используется для осуществления такой деятельности (п.23 ст.1 Закона от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ).

В этой связи отметим, что гл.25 НК РФ дополняется отдельной ст.321.1, регулирующей особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями (п.28 ст.1 Закона от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ).

В этой статье, в частности, установлен порядок определения остаточной стоимости по основным средствам, приобретенным до 1 января 2002 г. Остаточная стоимость определяется как разница между первоначальной стоимостью объекта основных средств и суммой амортизации, начисленной по правилам бухгалтерского учета за период эксплуатации такого объекта.

Закон от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ внес коррективы в перечень амортизируемого имущества, не подлежащего амортизации. Эти изменения касаются бюджетных организаций.

В соответствии с прежней редакцией пп.1 п.2 ст.256 НК РФ амортизации не подлежало имущество бюджетных организаций.

Согласно новой редакции этого подпункта бюджетные организации получили право начислять для целей налогообложения амортизацию по имуществу, которое было приобретено в связи с осуществлением предпринимательской деятельности и используется для осуществления такой деятельности (п.23 ст.1 Закона от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ).

В этой связи отметим, что гл.25 НК РФ дополняется отдельной ст.321.1, регулирующей особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями (п.28 ст.1 Закона от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ).

В этой статье, в частности, установлен порядок определения остаточной стоимости по основным средствам, приобретенным до 1 января 2002 г. Остаточная стоимость определяется как разница между первоначальной стоимостью объекта основных средств и суммой амортизации, начисленной по правилам бухгалтерского учета за период эксплуатации такого объекта.

Единый социальный налог

Суммы, выплачиваемые своим работникам организациями, которые получают средства из бюджета за выполнение работ по договорам или в соответствии с государственным заказом, но не "финансируются за счет средств бюджетов", облагаются ЕСН. Органами государственной власти для снижения налоговой нагрузки на организации, выполняющие государственный заказ или работу по договорам за счет средств бюджетов, предусматриваются отдельные меры, например целевое финансирование на проведение денежных зачетов по задолженности, реструктуризация задолженности по налогам.

Статьей 13 Бюджетного кодекса РФ установлено, что государственные внебюджетные фонды являются фондами денежных средств, образуемыми вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Эти средства предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное и медицинское страхование. Тем самым Бюджетным кодексом РФ проводится разграничение между понятиями "средства бюджетов" и "средства государственных внебюджетных фондов". Это дает основание не распространять льготы, предусмотренные гл.24 НК РФ для организаций, финансируемых из бюджетов, на выплаты, производимые в пользу работников государственных социальных внебюджетных фондов из бюджетов этих фондов - Пенсионного фонда РФ (ПФР), Фонда социального страхования РФ (ФСС РФ) и фондов обязательного медицинского страхования (ФОМС).

Статья 236 "Объект налогообложения" НК РФ. До 2002 г. объектом налогообложения по ЕСН признавались выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу своих работников по всем основаниям, в том числе вознаграждения по договорам гражданско - правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским и лицензионным договорам.

Как объект обложения ЕСН были определены также:

выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором либо договором гражданско - правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), либо авторским и лицензионным договором;

материальная выгода, основные виды которой были приведены в п.4 ст.237 НК РФ (в ред. Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ).

Как "изъятие" из объекта обложения ЕСН на основании п.4 ст.236 НК РФ рассматривались выплаты, произведенные из средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль.

Для государственных и муниципальных учреждений, управлений социальной защиты населения, службы занятости и других бюджетных организаций одним из основных видов деятельности является оказание безвозмездной помощи социально незащищенным гражданам.

Для решения вопросов обложения ЕСН социальных выплат в пользу малообеспеченных граждан, не связанных трудовыми отношениями с такими бюджетными организациями, налоговые органы применяли следующие подходы.

На основании положений ст.ст.236 и 237 НК РФ все разновидности доходов физических лиц, включаемые в объект налогообложения и налоговую базу по ЕСН, можно классифицировать по следующим укрупненным позициям:

прямые денежные выплаты, полученные физическими лицами от налогоплательщика;

выплаты в натуральной форме, полученные работником от работодателя;

материальная выгода.

При этом под выплатами, произведенными в натуральной форме, следует понимать только выплаты продукцией собственного производства.

К материальной выгоде на основании ст.237 НК РФ следует относить получение различных благ при оплате налогоплательщиками товаров, работ, услуг или прав третьим лицам в пользу физического лица - получателя таких благ. Материальная выгода не может быть приравнена к выплатам в денежной или натуральной форме, так как ее начисление в пользу физического лица в бухгалтерском учете не отражается.

Согласно п.1 ст.236 НК РФ при осуществлении выплат и предоставлении организацией различных благ в пользу физических лиц, не связанных с данной организацией трудовыми отношениями, объектом налогообложения по ЕСН являлись только денежные выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные денежные выплаты[2].

В соответствии с законодательством Российской Федерации и ее субъектов органы социальной защиты населения и другие исполнительные органы власти реализуют государственную политику в области социальной защиты и поддержки малообеспеченных и нетрудоспособных групп населения. Одним из основных направлений такой политики согласно Федеральному закону от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" является предоставление малоимущим гражданам безвозмездной социальной помощи в виде пособий, субсидий, компенсаций, жизненно необходимых товаров и услуг за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Малоимущие граждане, которым оказывается государственная социальная помощь, не состоят в трудовых отношениях с органами социальной защиты.

Таким образом, из всех видов социальной помощи, получаемой малоимущими гражданами от органов социальной защиты населения и других бюджетных организаций, объектом налогообложения по ЕСН на основании п.1 ст.236 НК РФ можно считать только помощь, оказываемую в виде пособий, материальной помощи, компенсаций и других безвозмездных выплат в денежной форме. Социальная помощь таким гражданам в виде приобретения для них товаров, оплаты услуг, питания, отдыха и других благ по своим признакам квалифицируется как материальная выгода и обложению ЕСН не подлежит, так как в соответствии с п.4 ст.237 НК РФ материальная выгода признается объектом налогообложения по ЕСН только в случае ее предоставления (за счет средств организации - работодателя) работнику или члену его семьи.

Таким образом, расходы бюджетных организаций на реализацию мер социальной защиты граждан России в части вещевой и продуктовой помощи, оплаты санаторно - курортных путевок и т.п. материальной выгоды в объект налогообложения по ЕСН в прошлом году не должны были включаться.

Выплаты денежных пособий, компенсаций, материальной помощи, произведенные бюджетными организациями в целях исполнения своих основных функций, относились к объекту налогообложения по ЕСН.

В то же время пп.1 и 2 п.1 ст.238 НК РФ установлено, что государственные пособия и все виды компенсационных выплат (в пределах установленных норм), определенных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, облагаться ЕСН не должны.

При этом перечень пособий и компенсаций, приведенный в ст.238 НК РФ, не является исчерпывающим.

Налог на прибыль

С 1 января 2002 г. вступила в силу гл.25 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), регламентирующая налогообложение прибыли большинства российских организаций независимо от их организационно - правовой формы. Однако особенности налогообложения бюджетных учреждений в этом документе не выделены в отдельную статью и четко не определены. В результате при применении по отношению к доходам от разрешенной этим учреждениям предпринимательской и иной налогооблагаемой деятельности требований НК РФ возникает несоответствие между этими требованиями и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ).

Пунктом 4 статьи 41 и пунктом 2 статьи 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, в полном объеме учитывать в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражать в доходах соответствующего бюджета как неналоговые доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг. Эти положения указывают на принадлежность доходов бюджетных учреждений к соответствующим статьям и группам доходов бюджетов Российской Федерации и не освобождают бюджетные организации от уплаты налогов с доходов, полученных от предпринимательской деятельности[3].

Порядок формирования затрат бюджетных учреждений для определения ими облагаемой базы по налогу на прибыль имеет следующие особенности:

1. Деятельность бюджетных учреждений по своей природе не носит коммерческого характера: они создаются для решения определенных возложенных на них задач, а отнюдь не для получения прибыли. Являясь федеральной (муниципальной) собственностью, бюджетные учреждения не вправе самостоятельно (без разрешения соответствующего государственного органа) распоряжаться получаемыми средствами независимо от источника их получения. Согласно ст.41 БК РФ доходы от использования их имущества, а также доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, являются неналоговыми доходами соответствующего бюджета и рассматриваются фактически как дополнительное бюджетное финансирование. В соответствии с п.2 ст.42 БК РФ доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.

2. Использование бюджетным учреждением доходов, полученных от предпринимательской деятельности, жестко регламентировано требованиями бюджетного законодательства, в частности гл.10 БК РФ. Так, расходы бюджетных учреждений должны соответствовать утвержденным в установленном порядке сметам доходов и расходов и учитываться в разрезе кодов бюджетной классификации. Несмотря на то, что согласно п.6 ст.161 БК РФ бюджетное учреждение при исполнении сметы доходов и расходов самостоятельно в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников, оно обязано соблюдать иные установленные БК РФ требования:

соответствие затрат кодам бюджетной классификации;

соответствие этих затрат установленным ст.70 БК РФ для бюджетных учреждений видам расходов;

включение номенклатуры и объемов затрат в сметы доходов и расходов бюджетного учреждения.

3. Следует четко разделять область применения кодов бюджетной классификации. Согласно Закону N 115-ФЗ бюджетная классификация включает:

классификацию доходов бюджетов Российской Федерации;

функциональную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;

экономическую классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;

классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации;

классификацию источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации;

классификацию видов государственных внутренних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, видов муниципального долга;

классификацию видов государственных внешних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также государственных внешних активов Российской Федерации;

ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

Для обоснования законности использования средств бюджетными учреждениями применяется только экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации. Функциональная и ведомственная классификации расходов бюджетов Российской Федерации согласно соответственно ст.ст.3 и 4 Закона N 115-ФЗ предназначены для распределения средств по их целевой и ведомственной принадлежности между распорядителями бюджетных средств и для учета затрат в бюджетных учреждениях не применяются. При этом на практике часто наблюдаются попытки бюджетных учреждений оправдать (в том числе и в целях налогообложения) расходы, не соответствующие статьям экономической бюджетной классификации, якобы соответствием их кодам функциональной классификации (например, коду 3000 "Прочие расходы" или коду 3001 "Резервные фонды"). Однако, учитывая назначение функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, само осуществление бюджетной организацией таких расходов неправомерно.

4. В бюджетных учреждениях могут создаваться так называемые резервные фонды за счет доходов от предпринимательской деятельности. В соответствии с требованиями ст.81 БК РФ создание резервных фондов находится в исключительной компетенции органов исполнительной власти и местного самоуправления. Применяемый коммерческими организациями порядок создания резервов предстоящих расходов и платежей (счет 96 по Плану счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций, утвержденному Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н), установленный Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, на бюджетные учреждения не распространяется. Таким образом, с одной стороны, доходы от предпринимательской деятельности бюджетных учреждений являются дополнительным бюджетным финансированием этих организаций, а с другой стороны, как право создавать какие-либо резервы БК РФ предоставляет исключительно распорядителям бюджетных средств соответствующего уровня.

5. Расходы бюджетного учреждения списываются на его затраты по мере их осуществления, а не по отнесению их на уставную (производственную) деятельность. Из данного положения вытекает существенное отличие порядка формирования затрат бюджетного учреждения от коммерческих организаций в части, например, отнесения на затраты износа основных средств, нематериальных активов, а также МБП, оставшихся после 1 января 2002 г. в утвержденном Приказом Минфина России от 30.12.1999 N 107н Плане счетов для бюджетных учреждений. Экономическая классификация расходов бюджета Российской Федерации не предусматривает таких статей затрат, как "износ основных средств", "износ нематериальных активов" и "износ МБП", поскольку стоимость этих средств отражается в составе затрат бюджетного учреждения в момент их получения. Начисление износа учитывается в бухгалтерском учете в корреспонденции со специально введенными в План счетов для бюджетных учреждений счетами 250 "Фонд в основных средствах", 251 "Фонд в нематериальных активах" и 260 "Фонд в МБП". Несколько выпадает из этой общей тенденции бухгалтерский учет материалов, для которых Планом счетов не предусмотрено соответствующего "фондового" счета.

6. В отличие от коммерческих организаций бюджетные учреждения не свободны в установлении нормативов по оплате труда своих работников. Должностные оклады работников бюджетных учреждений определяются на основании утверждаемой Правительством Российской Федерации Единой 18-разрядной тарифной сетки, применение которой согласно п.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.10.1992 N 785 для них обязательно. Данное правило распространяется на должностные оклады работников бюджетных учреждений независимо от источников их финансирования, поскольку доходы от предпринимательской деятельности в соответствии с БК РФ также являются доходами бюджета. Повышения должностных окладов, надбавки и доплаты к ним регламентируются постановлениями Правительства Российской Федерации и инструкциями Минтруда России, следовательно, бюджетное учреждение не вправе самостоятельно изменять их размер и номенклатуру. Введение в штатную структуру дополнительных должностей работников для осуществления предпринимательской деятельности бюджетного учреждения решается вышестоящими государственными органами, определяющими штатную структуру бюджетного учреждения. Указанные ограничения существенно сдерживают рост затрат на оплату труда, относимых на уменьшение облагаемой базы по налогу на прибыль бюджетных учреждений.

7. Единственным элементом оплаты труда, размер и порядок выплаты которого бюджетное учреждение может регулировать относительно самостоятельно, остаются премии. Их размер ограничен внешними факторами только в виде обязательного включения их в сметы доходов и расходов бюджетного учреждения и правом соответствующего распорядителя бюджетных средств устанавливать централизованные нормативы данных выплат. Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации (с учетом изменений и дополнений к нему), срок действия которых продлен Приказом Минфина России от 18.07.2001 N 53н, предусмотрено, что в оплату труда гражданских служащих (код 110100) включаются все виды премий. Причем согласно п.п.8.13 и 10.1 Постановления Госкомстата России от 24.11.2000 N 116 эти премии включаются в фонд заработной платы независимо от источников их выплаты. Следовательно, вопрос состоит лишь в правомочности бюджетного учреждения относить премии, выплачиваемые за счет доходов от предпринимательской деятельности, на уменьшение налогооблагаемой базы. Учитывая, что внедрение систем материального поощрения работников бюджетных учреждений осуществляется их руководством по согласованию с соответствующим распорядителем бюджетных средств, а также требования п.6 ст.161 БК РФ о самостоятельности бюджетного учреждения в расходовании средств, полученных из внебюджетных источников, следует констатировать, что размеры и порядок премирования их работников за счет доходов от предпринимательской деятельности регулируются оформляемым в самом учреждении и согласованным с соответствующим распорядителем бюджетных средств положением о премировании с указанием в нем в качестве источников выплаты премий экономии по фонду оплаты труда и целевых ассигнований на премирование (при их наличии) за счет бюджетного финансирования, а также доходов от предпринимательской деятельности. Причем указанные затраты включаются в сметы доходов и расходов соответственно по бюджетным и внебюджетным средствам раздельно.

Существенные относительно коммерческих организаций ограничения имеют бюджетные учреждения и в отношении доходов от предпринимательской деятельности.

Основной целью бюджетных учреждений исходя из самого их статуса является осуществление деятельности за счет полного или частичного бюджетного финансирования. Причем формирование расходов бюджетов всех уровней согласно ст.65 БК РФ базируется на единых методологических основах, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления с учетом имеющихся финансовых возможностей вправе увеличивать нормативы финансовых затрат на оказание государственных, муниципальных услуг. Однако стоимость таких услуг в любом случае остается нормируемой. При осуществлении предпринимательской деятельности несоблюдение нормативов финансовых затрат на оказание государственных или муниципальных услуг согласно ст.283 БК РФ также является основанием для применения к бюджетному учреждению санкций за нарушение бюджетного законодательства. Поэтому источником доходов от предпринимательской деятельности бюджетного учреждения может служить либо осуществление услуг дополнительному, не прикрепленному на обслуживание, контингенту пользователей по ценам не ниже минимальной бюджетной обеспеченности (т.е. установленным для прикрепленного контингента), либо оказание каких-либо дополнительных услуг по "коммерческим" ценам.

Об остальных налогах

В отношении вопросов о необходимости уплаты местных налогов и сборов следует учитывать, что налоговое законодательство Российской Федерации не устанавливает конкретных норм, позволяющих бюджетным организациям не платить местные налоги и сборы. Поскольку конкретный порядок их исчисления и уплаты, а также льготы по этим налогам и сборам устанавливаются органами местного самоуправления, бюджетным организациям следует руководствоваться решениями о порядке исчисления и уплаты конкретных местных налогов и сборов, принимаемых органами местного самоуправления соответствующих территорий.

Заключение

Пунктом 4 статьи 41 и пунктом 2 статьи 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, в полном объеме учитывать в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражать в доходах соответствующего бюджета как неналоговые доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг. Эти положения указывают на принадлежность доходов бюджетных учреждений к соответствующим статьям и группам доходов бюджетов Российской Федерации и не освобождают бюджетные организации от уплаты налогов с доходов, полученных от предпринимательской деятельности.

Таким образом, при налогообложении сумм превышения доходов над расходами (прибыли), полученных бюджетными организациями от предпринимательской деятельности, следует руководствоваться нормами Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций".

Указанные выше положения применяются и при решении вопроса о предоставлении организациям льготы по налогу на имущество, установленной подпунктом "а" статьи 4 Закона Российской Федерации от 13.12.91 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий", в соответствии с которой имущество бюджетных организаций (учреждений) не облагается налогом на имущество предприятий.

Таким образом из вышесказанного следует, что бюджетные организации освобождаются от многих налогов и имеют льготы, но тем не менее являются налогоплательщиками в случае если занимаютя предпринимательской деятельностью.

Список литературы

1.     Гражданский Кодекс Российской Федерации.

2.     Налоговый кодекс Российской Федерации. Части 1 и 2.

3.     Барышков Н.П. В помощь бухгалтеру и аудитору (том первый): Справоч-метод. пособие. – 8-е издание. Филин: РИЛАНТ, 2005. – 624 с.

4.     Барышков Н.П. В помощь бухгалтеру и аудитору (том второй): Справоч-метод. пособие. – 8-е издание. Филин: РИЛАНТ, 2005. – 544 с.

5.     Бюджетные организации. Учет и налоги. Сост. Денисов А.Ю., Соломович В.Г. – М.:ИКЦ «ДИС», 2002. – 496 с.

6.     Бухгалтерский учёт в бюджетных организациях.-М.: «Издательство ПРИОР», 2004.-240 с.

7.     Финансовая газета №45, 2004 «Налогообложение бюджетных организаций»

8.     Инструкцией Госналогслужбы России от 20.08.98 N 48 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль бюджетными организациями (учреждениями)»

9.     Журнал "Экономико-правовой бюллетень", N 9, 2005 «Изменения налогового законодательства»

10.           Юткина Т. Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005.

11.           Присягин Г. Н. Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения.// Бухгалтерский учет. 2005. - №8, №9. – С. 22-26, С. 25-30.


[1] Финансовая газета №45, 2000 «Налогообложение бюджетных организаций»

[2] "Экономико-правовой бюллетень", N 9, 2002 «Изменения налогового законодательства»

[3] Инструкцией Госналогслужбы России от 20.08.98 N 48 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль бюджетными организациями (учреждениями)»