Вариант 3.
1) Решение казуса:
В соответствии со ст. 35 из Законов Хаммурапи, если человек купит у редума крупный или мелкий скот, который редуму царь, то он теряет серебро т.е. имущество, полученное от царя за службу не могло быть продано т е. редум не мог купить раба на накопленные во время службы серебро.
В соответствии со ст. 37 из Закона Хаммурапи редум мог расторгнуть договор купли – продажи раба.
В соответствии со ст. 27 из Законов Хаммурапи жена воина могла продать часть имущества илку.
В соответствии со ст 8. из Законов Хаммурапи действия растовщика по самоуправному изъятию овец и зерна из житницы воина неправомерны..
В соответствии со ст. 116. из Законов Хаммурапи, если заложник умрет в доме взявшего в залог от побоев или дурного обращения, то хозяин заложника должен изобличить своего тамкара; если взятый в залог – сын человека, то должно убить его сына, т.е. за гибель сына воина, у ростовщика должен быть убит сын.
Варианты:
А). В соответствии со ст. 170 из Законов Хаммурапи, если человеку его супруга родит детей и его рабыня также родит ему детей и отец при своей жизни скажет детям, которых родила ему рабыня: «Мои дети», причислит их к детям супруги, то после того, как отец уйдут к судьбе, дети супруги и дети рабыни должны делить между собой достояние отцовского дома поровну; наследник, сын супруги, при разделе должен выбрать и взять свою часть первым.
Б). В соответствии со ст. 132 из Законов Хаммурапи, если против жены человека будет протянут палец из - за другого мужчины, а лежащий с другим мужчиной она не была захвачена, то для своего мужа она должна броситься в Реку.
В). В соответствии со ст. 209 из Законов Хаммурапи, если человек ударит дочь человека и причинит выкидыш ее плода, то он должен уплатить за ее плод 10 сиклей серебра.
Г). В соответствии со ст. 210 из Законов Хаммурапи, если эта женщина умрет, то должно убить его дочь. Если у него не было детей, то должны казнить виновного.
Ст.3. Если человек выступит в судебном деле для свидетельствовании о преступлении и не докажет связанных им слов, то, если это судебное дело о жизни, этого человека должно убить.
Ст.4. Если же он выступил для свидетельствовании в судебном деле о хлебе или серебре, то он должен понести наказание, налагаемое в таком судебном деле.
Ст. 5. Если же он выступил для свидетельствовании в судебном деле о хлебе или серебре, то он должен понести наказание, налагаемое в таком судебном деле.
Ст. 6. Если судья будет судить судебное дело, постановит решение, изготовит документ с печатью, а потом свое решение изменит, то этого судью должно изобличить в изменении решения, и он должен уплатить сумму иска, предъявленного в этом судебном деле, в 12 – кратном размере, а также должен быть в собрании поднят со своего судейского кресла и не должен возвращаться и заседать с судьями на суде.
Ст. 6.Если человек украдет достояние Бога или дворца, то этого человека должно убить; а также того, кто примет из его рук украденное, должно убить.
Ст. 7. Если человек купит из руки сына человека или из руки раба человека без свидетелей и договора и возьмет на хранение либо серебро, либо золото, либо раба,ю либо рабыню, либо вола, либо овцу, либо осла, либо что бы то ни было, то этот человек – вор, его должны убить.
Ст.8. Если человек украдет либо вола, либо овцу, либо осла, либо свинью, либо ладью, то, если это божье или если это дворцовое, он может отдать в 30 – кратном размере, а если это принадлежит мушкенуму, - он может возместить в 10 – кратном размере; если же вору нечем отдать, то его должны убить.
Ст.14. Если человек украдет малолетнего сына человека, то его должно убить.
Ст.15. Если человек выведет за городские ворота раба дворца, или рабыню дворца, или рабыню мушкенума, то его должны убить.
Ст.16. Если человек укроет в своем доме беглого раба или рабыню, принадлежащих дворцу или мушкенуму, и не выведет их на клич глашатая, то этого хозяина, то этого хозяина дома должны убить.
Ст.17. Если человек поймает в степи беглого раба или рабыню и доставит его господину его, то господин раба должен дать ему 2 сикля серебра.
Ст.18. Если этот раб не назовет своего господина, то должно привести его во дворец, исследовать его дело и возвратить его господину его.
Ст.19.Если он удержи т этого раба в своем доме, и потом раб будет схвачен в его руках, то этого человека должно убить.
Ст.20.Если раб бежит из рук схватившего его, то этот человек должен поклясться Богом господину раба и будет свободным от ответственности.
Ст. 22. Если человек совершит грабеж и будет схвачен, то его должно убить.
Ст.26.Если редум или баирум, которому приказано выступить в царский поход, не пойдет или, наняв наемника, пошлет его в замену себя, то этого редума или баирума должно убить; нанятый им может забрать его дом.
Ст.27.Если редум или баирум будет уведен в плен, будучи на царской службе, а после него его поле и сад будут отданы другому и тот будет нести его воинскую повинность, то если он вернется и достигнет своего поселения, должно возврвтить ему его поле и сад, и он будет сам нести свою повинность.
Ст. 28. Если редум или баирум будет уведен в плен, будучи на царской службе, а его сын может нести повинностиь, то должно отдать ему поле и сад, и он будет нести повинность своего отца.
Ст.30.Если редум или баирум из- за бремени своей повинности бросит свое поле, сад и дом и будет отсутствовать и после него другой возьмет его поле, сад и дом будет нести его повинность в течение 3-х лет, то если он вернется и потребует свое поле, сад и дом, не должно отдавать их ему. Тот, кто взял их и нес его повинность, сам будет нести ее.
Ст.31. Если же он будет отсутствовать только один год и вернется, то должно отдать ему его поле, сад и дом, и он сам нести свою повинность.
Ст. 35. Если человек купит у редума крупный или мелкий скот, который дал редуму царь, то он теряет свое серебро.
Ст.36. Поле, сад и дом редума, баирума или приносящий доход не могут быть отданы за серебро.
Ст. 37. Если человек купит поле, сад или дом редума, баирума или приносящий доход, то его табличку должно разбить, а также он теряет свое серебро. Поле, сад и дом возвращаются их хозяину.
Ст. 40 Надитум, тамкар или обязанный другой повинностью могут отдать свое поле, свой сад и свой дом за серебро. Покупатель должен нести повинность, связанную с полем, садом или домом, которые он купил.
Ст. 42.Если человек арендует поле для обработки и не вырасти на нем хлеба, то его должно изобличить в том, что он не делал необходимой работы в поле, и он должен отдать хозяину поля хлеб, как его соседи.
Ст.43. Если он не обработает поля и бросит его, то он должен отдать хозяину поля хлеб, как его соседи, а поле, которое он бросил, должен вспахать, взборонить и вернуть хозяину поля.
Ст.45. Если человек отдаст свое поле земледельцу за арендную плату и получит арендную плату за свое поле, а потом Адад затопит поле или наводнение унесет жатву, то убыток падает только на земледельца.
Ст.46. Если он не получит арендной платы или отдаст поле издолу или третьей доли, то находящийся на поле хлеб земледелец и хозяин поля должны делить по условленному соотношению частей.
Ст. 48. Если человек имеет на себе процентный долг, а Адад затопит его поле, или наводнение унесет его жатву, или вследствие засухи в поле не вырастает хлеба, то он может в этом году хлеб своему заимодавцу не возвращать и уничтожить свой документ; также и проценты за этот год он может не отдавать.
Ст.50. Если он отдаст в погашении долга уже возделанное (хлебное) поле или возделанное кунжутное поле, то находящийся на поле хлеб или кунжут должен взять только хозяин поля и должен вернуть тамкару серебро и проценты на него.
Ст.51. Если у него нет серебра, чтобы вернуть долг, то он может отдать тамкару (хлеб или) кунжут в цену серебра, а также проценты на него, которое он взял у тамкара, согласно царским установлениям.
Ст. 52. Если земледелец не вырастит на поле хлеба или кунжута, то это не должно менять его договора.
Ст. 114. Если человек не имеет за человеком долга хлебом или серебром, а будет держать его заложника, то за каждого заложника он обязан отвесить 1/3 мины серебра.
Ст. 115. Если человек имеет за человеком долг хлебом или серебром и будет держать его заложника, а заложник умрет в доме взявшего в залог по свой судьбе, то это не основание для претензий.
Ст.116. Если заложник умрет в доме взявшего в залог от побоев или дурного обращения, то хозяин заложника должен изобличить своего тамкара; если взятый в залог - сын человека, то должно убить его сына, если – раб человека, он должен отвесить 1/3 мины серебра, а также теряет все, данное им в долг
Ст.117. Если человек имеет на себе долг и отдаст за серебро или даст в долговую габалу свою жену, своего сына или свою дочь, то они должны служить в доме их покупателя или займодавца 3 года; на четвертый год должно отпустить их на свободу.
Ст.119.Если человек имеет на себе долг и отдаст за серебро свою рабыню, родившую ему детей, то хозяин рабыни может отвесить серебро, какое отвесил ему тамкар, и выкупить свою рабыню.
Ст.120. Если человек ссыпает свой хлеб на хранение в доме человека, и в хлебной кладовой возникает недостача, или хозяин дома, открыв житницу, возьмет хлеб, или совершенно отопрется, что хлеб ссыпан в его доме, то хозяин хлеба должен клятвенно указать перед Богом свой хлеб, и хозяин дома должен отдать хозяину хлеба взятый им хлеб в двойне.
Ст.122. Если человек отдает человек на хранение серебро, золото или что бы то ни было, то он должен предъявить свидетелям все, сколько он отдает, заключить договор и может отдавать на хранение.
Ст.124. Если человек отдаст человеку на хранение серебро, золото или что бы то ни было перед свидетелями, и тот отопрется перед ним, то этого человека должно изобличить и он должен вернуть все, от чего отпирался в двойне.
Ст. 127. Если человек протянет палец против энтум или жены человека и не докажет обвинения, то этого человека должно повергнуть перед судьями, а также обрить ему виски.
Ст.128.Если человек возьмет жену и не заключит письменного договора, то это женщина - не жена.
Ст.129. Если жена человека будет захвачена лежащей с другим мужчиною, то должно их связать и бросить в воду. Если хозяин жены сохранит жизнь своей жене, то и царь сохранит жизнь своего раба.
Ст.132. Если против жены человека будет протянут палец из-за другого мужчины, а лежащей с другим мужчиной она не была захвачена, то для своего мужа она должна броситься в реку.
Ст.134. Если человек будет уведен в плен и в его доме нет средств для пропитания, то его жена может войти в дом другого, эта женщина не виновна.
Ст.135.Если человек будет уведен в плен и в его доме нет средств для пропитания, и поэтому его жена войдет в дом другого и родит детей, а потом ее муж вернется и достигнет своей общины, то эта женщина должна вернуться к своему первому супругу, дети следуют за их отцами.
Ст. 138..Если человек покидает свою первую супругу, не родившую ему детей, то он должен отдать ей серебро в сумме ее выкупа, а также восполнить ей приданное, принесенное ею из дома ее отца, и может покинуть ее.
Ст. 142..Если жена возненавидит своего мужа и скажет ему «Не касайся меня», то должно исследовать ее дело среди ее соседей. Если она целомудренна и беспорочна, а ее муж ходит из дома и очень позорит ее, то эта женщина невиновна, она может взять свое приданое и уйти в дом своего отца.
Ст.143. Если она не целомудренна и ходит из дома, разоряет свой дом, позорит своего мужа, то эту женщину должно бросить в воду.
Ст.144. .Если человек возьмет замуж бесплодную женщину, эта бесплотная женщина даст своему мужу рабыню и создаст таким образом детей, а этот человек вознамерится взять себе наложницу, то того не должно позволять этому человеку, он не может взять наложницу.
Ст. 145.Если человек возьмет замуж бесплодную женщину, она не даст ему иметь детей, и он вознамерится взять себе наложницу, то этот человек может взять себе наложницу, то этот человек может взять себе наложницу и ввести ее в свой дом; эта наложница не должна равняться с бесплодной женой.
Ст.150.Если человек подарит своей жене поле, сад, дом или движимое имущество и выдаст ей документ с печатью, то после смерти ее мужа ее дети не могут требовать от нее ничего по суду; мать может отдать то, что будет после нее, своему сыну, которого любят; брату она не должна отдавать.
Ст. 162.. Если человек возьмет себе жену, она родит ему детей, а затем эта женщина уйдет к судьбе, то ее отец не может предъявлять претензии из-за ее приданого; ее приданое принадлежит ее детям.
Ст. 163.Если человек возьмет себе жену и она не даст ему иметь детей, а затем эта женщина уйдет к судьбе, то если его тесть вернет ему выкуп, который этот человек принес в дом своего тестя, ее муж не может предъявлять претензии из-за приданного этой женщины – ее приданое принадлежит только дому ее отца.
Ст. 165.Если человек подарит своему наследнику, приятному в его глазах, поле, сад или дом и напишет ему документ с печатью, то после того, как отец уйдет к судьбе, когда братья станут делиться , он должен взять подарок, данный ему отцом, и, сверх того, они должны разделить между собою достояние отцовского дома поровну.
Ст.166.Если человек возьмет жен для сыновей, которых он имеет, а для своего меньшего сына не возьмет жены, то после того как отец уйдет к судьбе, когда братья станут, из достояния отцовского дома они должны установить меньшему брату, не взявшему еще жены, кроме его доли, серебро на брачный выкуп и дать ему взять жену.
Ст. 167.Если человек возьмет себе жену и она родит ему детей, а затем эта женщина уйдет к судьбе и после смерти ее он возьмет себе другую женщину и она также родит ему детей, то потом, когда отец уйдет к судьбе, дети не должны делиться по матерям; они должны взять приданое своих матерей и разделить достояние отцовского дома поровну.
Ст.168.Если человек вознамерится изгнать своего сына и скажет судьям: «Я изгоняю моего сына», то судьи должны исследовать его дело, и если сын не совершил тяжкого греха, достаточного для лишения его наследства, то отец не может лишить его наследства.
Ст. 169.Если он совершил по отношению к отцу тяжкий грех, достаточный для лишения его наследства, они должны на первый раз простить его; если же он совершил тяжкий грех во второй раз; то отец может лишить своего сына наследства.
Ст. 175.Если либо раб дворца, либо раб мушкенума возьмет замуж дочь человека и она родит ему детей, то господин раба не может предъявлять претензии к детям дочери человека об обращении их в рабство.
Ст. 176. А если раб дворца или раб мушкенума возьмет замуж дочь человека и она, когда он брал ее замуж, вошла в дом раба дворца или раба мушкенума с приданым из своего отцовского дома, и впоследствии после того, как они поселяться вместе, создадут дом и приобретут движимое имущество, впоследствии либо раб дворца, либо раб мушкенума уйдет к судьбе, то дочь человека должна получить свое приданное, а все, что муж ее и она сама приобрела с тех пор, как поселились вместе, должно разделить на две части, и половину должен получить господин раба, половину должна получить дочь человека для своих детей. Если у дочери человека не было приданого, то все, что муж ее и она сама приобрели с тех пор, как поселились вместе, должно разделить на две части, и половину должен получить господин раба, половину должна получить дочь человека для своих детей.
Ст.195. Если сын ударит своего отца, то ему должно отрезать пальцы.
Ст.198. Если человек повредит глаз мушкенума или сломает кость мушкенума, то он должен отвесить 1 мину серебра.
Ст.199.Если он повредит глаз раба человека или сломает или сломает кость раба человека, то он должен отвесить половину его покупной цены.
Ст.201. Если он выбьет зуб у мушкенума, то он должен отвесить 1/3 мины серебра.
Ст.204. Если мушкенум ударит по щеке мушкенума, то он должен отвесить 10 сиклей серебра.
Ст.205. Если раб человека ударит по щеке кого – либо из людей, то должно отрезать ему ухо.
Ст.206. Если человек ударит человека в драке и нанесет ему рану, то этот человек должен поклясться: «Я ударил его не умышленно», а также оплатить врача.
Ст.208. Если потерпевший – кто – либо из мушкенумов, то он должен отвесить 1/3 мины серебра.
Ст.211. Если он причинит побоями дочери мушкенума выкидыш ее плода, то он должен отвесить 5 сиклей серебра.
Ст.212. Если эта женщина умрет, то он должен отвесить 1/2 мины серебра
Ст.213. Если он ударит рабыню человека и причинит выкидыш ее плода, то он должен отвесить 2 сикля серебра.
Ст.214. Если эта рабыня умрет, то он должен отвесить 1/3 мины серебра.
Ст.215. Если врач сделает человеку тяжелый надрез бронзовым ножом и излечит этого человека или снимет бельмо человека бронзовым ножом и вылечит глаз человека, то он должен получить 10 сиклей серебра.
Ст.216. Если больной – кто – либо из мшкенумов, то он должен получить 5 сиклей серебра.
Ст.217. Если больной – раб человека, то господин раба должен отдать врачу 2 сикля серебра.
Ст.221. Если врач срастит сломанную кость человеку или вылечит болезненную опухоль, то больной должен отдать врачу 5 сиклей серебра.
Ст.222. Если больной кто – либо из мушкенумов, то он должен отдать 3 сикля серебра.
Ст.223. Если больной – раб человека, то господин раба должен отдать врачу 2 сикля серебра.
Ст. 282. Если раб скажет своему господину: «Ты не мой господин», то тот должен изобличить его как своего раба и затем его господин может отрезать ему ухо.
Второй вопрос:
Более сложным и важным по своим политическим результатам был конфликт в 1258 – 1267 гг. В 1258 году на совете в Оксфорде вооруженные бароны, вновь воспользовавшись недовольством широких слоев свободного населения королевской политикой, заставили короля принять так называемый Оксфордские провизии. В них предусматривалась передача всей исполнительной власти в стране Совету 15 баронов.
Наряду с исполнительным Советом для решения важных вопросов три раза в год или чаще должен быть собираться Большой совет магнатов, состоящий из 27 человек. Таким образом, это была новая попытка установления баронской олигархии, которая не удалась в 1215 году. Последовавшие затем в 1259 году Вестьминстерские провизии предусматривали некоторые гарантии мелким землевладельцам от произвола со стороны сеньоров. Однако требования рыцарства об участии в центральном управлении страной удовлетворены не были. В этих условиях часть баронов во главе с Симоном де Монфором, искавшая более прочного союза с рыцарством и городами и самостоятельный лагерь, выступающий против короля и его сторонников.
Раскол в стане оппозиции дал возможность королю отказаться от соблюдения Оксфордских провизий. В ходе начавшейся в 1283 году гражданской войны силам де Монфора удалось одержать победу над сторонниками короля. В 1264 году де Монфор стал верховным правителем государства и реализовал требование рыцарства об участии
В государственном управлении. Важнейшим итогом гражданской войны был созыв первого в истории Англии сословно – представительного учреждения – парламента (1265 год). В него наряду с баронами и духовными феодалами были приглашены представители от рыцарей и наиболее значительных городов.
К концу 13 в. королевская власть окончательно осознала необходимость компромисса, политического соглашения с феодалами всех рангов и верхушкой горожан в целях установления политической и социальной стабильности. Следствием такого соглашения явилось завершение формирования органа сословного представительства. В 1295 году был созван «образцовый» парламент состав которого послужил моделью для последующих парламентов Англии. Помимо лично приглашенных королем крупных светских и духовных феодалов в него вошли по два представителя от 37 графств (рыцари) и по два представителя от городов.
Создание парламента повлекло за собой изменения формы феодального государства, возникновение монархии с сословным представительством. Соотношение социально – политических сил в самом парламенте и вне его определило особенности как структуры, так и компетенции английского средневекового парламента. До середины 14 в. английские сословия заседали вместе, а затем разделились на две палаты. При этом рыцари от графства стали заседать вместе с представителями города в одной палате (палата общин) и отделилась от крупнейших магнатов, образовавших верхнюю (палату лордов). Английское духовенство не являлось особым элементом сословного представительства. Высшее духовенство заседало вместе с баронами, а низшее – в палате общин. Первоначально при выборах в парламент, не существовало избирательного ценза. Статус 1430 года установил, что в собраниях графств, избиравших представителей в парламент, могут участвовать фригольдеры, получавшие не менее 40 шиллингов годового дохода.
Первое время возможности парламента влиять на политику королевской власти были незначительны. Его функция сводилась к определению размеров налогов на движимость и к подаче коллективных петиций на имя короля. Правда, в 1297 году Эдуард 1 подтвердил в парламенте Хартию вольностей в результате чего появился Статут «о неразрешенности доходов». В нем говорилось, что обложение налогами пособиями и поборами не будут иметь места без общего согласия духовенства и светских магнатов, рыцарей, горожан и других свободных людей королевства. Однако в Статуте содержались оговорки, допускавшие возможность взимания королем ранее существовавших сборов.
Постепенно парламент средневековой Англии приобрел три важнейших полномочия: право на участие в издание законов, право решать вопросы о поборах с населения в пользу королевской казны и право осуществлять контроль над высшими должностными лицами и выступать в некоторых случаях в качестве особого судебного органа.
Право законодательной инициативы парламента возникло из практики подачи коллективных парламентских петиций королю. Чаще всего они содержали просьбу о запрете нарушения старых законов или об издании новых. Король мог удовлетворить просьбу парламента или отвергнуть ее. Однако в течение 14 в. было установлено, что ни один закон не должен быть принят без согласия короля и палат парламента. В 15 в. установилось правило, что ходатайства парламента должны облекаться в форму законопроектов, которые получили название «биллей». Так оформлялось понятие закона (статута) как акта, исходящего от короля, палаты лордов и палаты общин.
В течении 14 в. постепенно закреплялись компетенция парламента в финансовых вопросах. Статут 1340 года провозгласил без каких – либо оговорок недопустимость взимания без согласия парламента прямых налогов, а статуты 1362 года и 1371 года распространили это положение на косвенные налоги. В 15 в. парламент стал указывать назначение предоставляемых им субсидий и добиваться контроля над их расходованием.
Стремясь подчинить своему контролю государственное управление, парламент с конца 14 в. постепенно ввел процедуру импичмента. Она состояла в возбуждения палатой общин перед палатой лордов как высшим судом страны обвинения против того или иного королевского должностного лица в злоупотреблении властью. Кроме того, в 15 в. утвердилось право парламента прямо объявлять преступными те или иные злоупотребления. При этом издавался специальный акт, утверждаемый королем и получивший название «билля об опале»
Абсолютная монархия установилась в Англии, как и в других странах, в период упадка феодализма и возникновения капиталистических производственных отношений. Вместе с тем английский абсолютизм имел свои особенности, благодаря чему получил в литературе название «незавершенного». Незавершенность этой политической формы в условиях Англии означала сохранение политического институтов, свойственных предшествующей эпохе, а также отсутствие некоторых новых элементов, типичных для абсолютизма классического, французского образца.
Основная особенность английской абсолютной монархии состояла в том, что наряду с сильной королевской властью в Англии продолжал существовать парламент. К другим особенностям английского абсолютизма относятся сохранение местного самоуправления, отсутствие в Англии такой централизации и бюрократизации государственного аппарата, как на континенте. В Англии отсутствовала и крупная постоянная армия.
Центральными органами власти и управления в период абсолютной монархии в Англии был король, Тайный совет и парламент. Реальная власть сосредотачивалась в этот период полностью в руках короля
Тайный совет короля состоял из высших должностных лиц государства лорда – канцлера, лорда – казначея, лорда – хранителя печати и др.
Парламент продолжал сохранять за собой прерогативу утверждения размеров сборов и налогов. Противодействие парламента установлению новых налогов вынуждало английских королей прибегать к займам, введению пошлин на ввоз и вывоз товаров, к выдаче за крупные денежные выплаты привилегий компаниям на исключительное право торговли (так называемые монополии). Эти действия иногда вызывали сопротивление парламента, но его возможности влиять на политику королевской власти в этот период ослабли.
В период абсолютизма окончательно утверждается верховенство королевской власти над английской церковью. С целью учреждения в стране церкви, подчиненной королевской власти, в Англии была проведена Реформация, сопровождавшая изъятием церковных земель и превращением их в государственную собственность (секуляризация). Парламент Англии при Генрихе 8 с 1529 по 1536 г. принял ряд законов, объявлявших короля главой церкви и наделявших его правом намечать кандидатов на высшие церковные должности. В конце 16 в. законодательным путем было установлено содержание вероучения новой церкви, а также порядок богослужения. Таким образом, так называемая английская церковь перестала зависеть от римского папы и превратилась в часть государственного аппарата.
С установлением абсолютизма система местных органов управления стала более стройной, возросла их зависимость от центральных органов власти. Основные изменения в местном управлении в этот период выразились в учреждении должности лорда – лейтенанта и административном оформлении местной единицы – церковного прихода. Лорд – лейтенант, назначаемый в графство непосредственно королем, возглавлял местное ополчение, руководил деятельностью мировых судей и констеблей.
При абсолютизме окончательно оформилась структура и юрисдикция центральны Вестминстерских судов, в том числе Суда справедливости и Высшего суда адмиралтейства. Однако помимо них создаются чрезвычайные суды, такие как Звездная палата и судебные советы в «мятежных» графствах. Звездная палата в качестве специального отделения Тайного совета являлась орудием борьбы с противниками королевской власти (первоначально с непокорными феодалами). Судопроизводство в ней носило в основном инквизиционный характер, а решения выносились по усмотрению судей. Впоследствии Звездная палата стала выполнять также функции цензора и органа надзора за правильностью вынесения вердиктов присяжными. Судебные советы, подчиненные Тайному совету, были созданы в тех районах Англии, где часто нарушалось «общественное спокойствие» (Уэльс, Шотландия).
В период абсолютизма расширилась судебная компетентность мировых судей. Все уголовные дела предписывались рассматривать разъездным и мировым судьям после утверждения по ним обвинительного акта большим жюри. Присяжные заседатели включились в состав суда. Имущественный ценз для присяжных по закону Елизавета 1 был повышен с 40 шиллингов до 4 фунтов стерлингов.
Основные принципы организации армии изменились незначительно. Во время установления абсолютной монархии Генрих 7 (1485 – 1589 гг.), чтобы подорвать окончательную военную мощь старой аристократии, издал закон о запрещении феодалам иметь свиту и утвердил монопольное право короны использовать артиллерийские орудия.
Упразднение вооруженных сил крупных феодалов в Англии не повлекло за собой создания постоянной королевской армии. Стража крепостей и королевская гвардия оставались малочисленными. Сухопутная армия продолжала основываться на ополчении в вид отрядов милиции.
Английская революция развивалась в виде традиционного противостояния короля и парламента. Существенная часть государственно –правовой программы революции была подготовлена парламентской оппозицией еще в 20 – х гг. 17 в. по мере обострения экономического кризиса абсолютизма.
В Петиции о праве 1628 г. был сформулирован ряд требований, облеченных в старую феодальную форму, но уже имевших новое, буржуазное содержание. Перечислив злоупотребления королевской администрации и ссылаясь на Великую хартию вольностей, парламент просил короля, чтобы: 1) никто впредь не принуждался платить налоги и сборы в королевскую казну «без общего согласия, данного актом парламента»; 2) ни один человек не заключался в тюрьму за отказ платить незаконные налоги; 3) армия не размещалась на постой в дома хранителей; 4) никакие лица не наделялись особыми полномочиями, которые могут служить предлогом для предания подданных смерти «противно законам и вольностям страны».
Таким образом, в документе был отражен главный политический вопрос революции – о правах короля в отношении жизни и имущества подданных. Кроме того, был поднят и важнейший социальный вопрос – о неприкосновенности частной собственности. Охрана собственности, как говорилось в Петиции, есть истинная цель закона и правосудия. Требования парламентской оппозиции привели к роспуску парламента и длительному беспарламентскому правлению Карла 1 (1629 – 1640). В этот период король для пополнения казны единолично вводил все новые поборы и штрафы, пресекая недовольство в стране с помощью чрезвычайных судов. Однако в условиях начавшейся войны с Шотландией король был вынужден вновь обратиться к парламенту.
В созванном в 1640 г. парламенте, получившим название Долгого (1640 – 1653), господствующее положение заняли пресвитериане. В течении 1640 – 1641 гг. парламент добился от короля утверждения целого ряда важных правовых актов. Прежде всего по инициативе палаты общин были осуждены главные советники Карла 1 – граф Страффорд, архиепископ Лод. Тем самым было утверждено право парламента на импичмент высших должностных лиц. Далее согласно Трехгодичному акту 16 февраля 1641 г. парламент должен был созываться по крайней мере один раз каждые три года, а при несогласии короля сделать это он мог быть созван другими лицами или собраться самостоятельно. Эти положения были дополнены законом, запрещавшим прерывать, отсрочивать заседания и распускать долгий парламент иначе, как актом самого парламента. Тем самым исключалась возможность возвращения к беспарламентскому правлению. Наконец, в июле 1641 г. были приняты два акта, которые ограничили полномочия Тайного совета в области судопроизводства и предусмотрели уничтожение системы чрезвычайных трибуналов, прежде всего Западной палаты и Высокий комиссии. Серия актов, принятых летом 1641 г., провозгласила неприкосновенность имущества подданным и лишала короля права произвольно налагать различные штрафы. Программным документом революции стала Великая Ремонстрация, принятая 1 декабря 1641 г. Она содержала, в частности, новое требование о том, чтобы король впредь назначал только трех должностных лиц, которым парламент имел основание доверять. Это означало, по сути, политическую ответственность должностных лиц перед парламентом и было воспринято королем как вторжение в его прерогативу, исполнительную власть. Король отказался утвердить Великую Ремонстрацию.
Акты парламента 1641 г. были направлены на ограничения абсолютной власти короля и означали переход к определенной разновидности конституционной монархии. Однако фактически эта форма буржуазного государства не успела утвердиться с началом гражданских войн между королем и парламентом (1642 – 1647 и 1645 – 1649 гг.).
Личная власть представителя идепендентов по своей сути и форме не могла обеспечить долговременные интересы буржуазно – дворянской верхушки, значительно укрепившей свои позиции в ходе революции. Поскольку главным противником буржуазии и джентри стала теперь не королевская власть, а движение низов, смерть Кромвеля ускорила соглашение этих слоев с Феодальной аристократией в целях возвращения к «законной власти». Это нашло свое выражение в реставрации в 1660 г. монархии Стюартов. По замыслу правящей группировки джентри и буржуазии, эта монархия должна была быть конституционной и гарантировать незыблемость главных завоеваний революции. Действительно в так называемой Бредской декларации 1660 г. новый король Карл 2 обещал, что вопросы о содержании армии, о землях роялистов, о прощении участников революции и о вероисповедании будут поставлены на разрешение парламента. Однако новая расстановка политических сил в стране способствовала усилению феодальной реакции. Участники революции преследовались, организации пресвитериан и индепендентов были ликвидированы. В то же время восстанавливались английская церковь, тайный совет и другие дореволюционные органы государства (за исключением наиболее ненавистных Звездной палаты и Высокой комиссии), а также старый порядок их формирования.
Стремление Карла 2 и его приемника Якова 2 восстановить абсолютизм, а также симпатии монархов к католицизму вызвали широкое недовольство в стране. Реставрация лишь ускорила распад традиционных форм, восстановление которых было заведомо обречена на неудачу.
Парламент, как и раньше, стал ареной политического противоборства сторонников короля и оппозиции. В это время в парламенте складываются две политические группировки. Представители придворной аристократии и часть джентри, ориентирующаяся на Стюартов, а также духовенство составили партию «тори». Оппозиция – купцы, финансовая буржуазия и верхушка джентри, обогатившаяся в ходе революции, которых поддерживала промышленная буржуазия, - образовала партию «витов». Обе группировки были еще не оформлены в организационном отношении; и виги, и тори в последующем прошли через целый ряд партийных размежеваний и переходов части их членов из одной группировки в другую. Тем не менее их политическая взаимоотношения наложили значительный отпечаток на дальнейшее развитие страны
Политика Стюартов, которая грозила обратным перераспределением церковных земель, захваченных буржуазией и джентри, привела к краткосрочному объединению вигов и тори. Произошел дворцовый переворот 1688 г. с целью замены Якова 2 более «удобным» монархом. Этот переворот получил название «славная революция». Она по существу, завершила оформление компромисса между фактически господствующей в важных сферах жизни общества буржуазией и официально правящей земельной аристократией. Политическая власть в центре и на местах оставалась в основном в руках знатных землевладельцев в обмен на гарантии соблюдения интересов финансовой верхушки буржуазии. Указанный компромисс заложил основы прочного консенсуса между ведущими политическими силами по основополагающим вопросам социально – политического развития страны, который стал важнейшей чертой английской политической культуры в 19 и 20 вв. Отныне разногласия между этими странами не должны были носить «принципиального характера», способного нарушить такое соглашение и политическую стабильность в английском обществе.
Важнейшим политическим результатом такого компромисса стало утверждение в Англии конституционной монархии, получившей закрепление в двух актах парламента:
Билле о правах 1689 г. и Акте об устроении 1701 г.
Билль о правах определил положение парламента в системе государственных органов. Утверждая верховенство парламента в области законодательной власти и финансовой политики, Билль провозгласил незаконным: 1) приостановление действия законов или их исполнение без согласия парламента; 2) взимания налогов и сборов в пользу короны без согласия парламента. Кроме того, содержать постоянную армию в мирное время дозволялось только с его санкции. Билль устанавливал свободу слова и прений в парламенте, свободу выборов в парламент, право обращения подданных с петицией к королю. Он содержал специальное указание, что парламент должен созываться достаточно часто. Впоследствии это положение было уточнено, и срок полномочий парламента был определен сначала в 3 года, а затем – 7 лет.
Акт об устроении, именуемый также Законом о престолонаследии, устанавливал порядок престолонаследия и содержал дальнейшие уточнения прерогатив законодательной и исполнительной власти. Лица, вступившие на английский трон, обязаны были присоединиться к английской церкви. Дальнейшее ограничение королевской прерогативы выразилось в том, что судья, назначаемые короной могли оставаться на своих постах, «пока ведут себя хорошо», и отстранялись от должности только по представлению обеих палат парламента. Чтобы уменьшить влияние короны на деятельность палаты, запрещалось совмещение членства в палате общин с занятием должности королевского министра (это положение было вскоре отменено). Акт предусмотрел правило, согласно которому все акты исполнительной власти, помимо подписи короля, нуждались в подписи соответствующих королевских министров (контрасигнатура), по совету и с согласия которых они были приняты. Важным установлением было лишение короля права помилования своих министров, осужденных парламентом в порядке импичмента.
Таким образом, на рубеже 17 – 18 вв. в Англии получили оформление важнейшие институты международного права: верховенство парламента в области законодательной власти, признание за парламентом исключительного права вотировать бюджет и определять военный контингент, а также принцип несменяемости судей. Вместе с тем законодательство 17 – 18 не решило окончательно вопрос о взаимоотношениях властей.
Дуализм власти продолжал сохраняться не случайно государственный строй Англии 17 – 18 вв. обычно определяется как дуалистическая монархия. Королевская прерогатива не была по–прежнему законодательно определена. Король сохранял право абсолютного вето в отношении законопроектов, прошедших через парламент, безраздельное право на формирование своего правительства и осуществление с его помощью своей политики. Представление о триедином парламенте (король и две палаты) оставалось теоретически неизменным. Никакой ответственности перед парламентом король не нес, как не несли политической ответственности ни Правительство Его величества, ни так называемый кабинет, который выделился из тайного совета в составе коллегии на 5 – 7 наиболее важных министров – советников короля.
Усиление промышленной буржуазии в результате промышленного переворота середины 18 – начала 19 в. обусловило ее стремление доминировать в политическом союзе с джентри и финансовой аристократией, следствием чего была дальнейшая модернизация политической системы английского общества. Такая модернизация, однако, осуществлялось медленно и постепенно, путем новых компромиссов, и сопровождалась эволюцией конституционной монархии от дуалистической к парламентарной, формированием системы парламентаризма.
Главными направлениями эволюции британской монархии в течение 18 в., заложившими основы британской модели парламентаризма, были дальнейшие ограничение королевской власти и утверждение новых принципов взаимоотношений исполнительной и законодательной власти - становление «ответственного правительства». Важнейшей особенностью этих изменений стало то, что они не были, как правило, оформлены каким – либо новыми конституционными актами, а сложились в процессе политической практики как результат соперничества двух партий за право формировать «правительство его величества». Английская конституция приобрела благодаря этому уникальную форму и не менее уникальное содержание, ибо помимо таких источников, как акты парламента и судебные прецеденты, не менее, а порой и более важное значение приобрели выходящие за рамки права и не подлежащее судебной защите конституционные обычаи (соглашения), именуемые иначе «конвенциональными нормами».
Монарх продолжал оставаться главой государства, но постепенно превращался фактически лишь в номинальную главу исполнительной власти. Первые процедуры, способствующие этому, возникли в первые десятилетия 18 в., особенно при королях Ганноверской династии (с 1714 г.). Право короля отвергать законы, принятые парламентом (абсолютное вето), перестало применяться с 1701 г. Король Георг 1 (1714 – 1727), не знавший английского языка, перестал являться на заседания кабинета, что повлекло за собой важные политические последствия. Прежде всего такое «отчуждение» короля от кабинета способствовало сосредоточению функций по руководству кабинетом в руках его премьер - министра. Кабинет стал действовать от имени «Его Величества», но практически самостоятельно. Положение монарха в дальнейшим было определено максимой, гласившей, что «король царствует, но не управляет». Правда, влияние монарха на политику кабинета не редко бывало очень значительным, а фактически утраченные королем прерогативы юридически до сих пор остаются в его распоряжении, и отдельные короли пытались их использовать не только в 18, но и в 19в. И все же это стало исключением, а не практикой, «резервом» на случай чрезвычайной ситуации.
Параллельно с концентрацией названных прерогатив монарха в руках кабинета решался вопрос об ответственности исполнительной власти перед парламентом. Теперь эта ответственность могла быть перенесена с короля на его министров. Первым шагом к возникновению новой системы взаимоотношений кабинета и парламента были акты 1705 – 1707 гг. о должностях, которые, отменив соответствующее положение Акта 1701 г., открыли министрам возможность избираться в нижнюю палату парламента и тем самым представлять в ней кабинет. В 1708 – 1715 гг. стал утверждаться принцип формирования кабинета на однопартийной (тори или виги), а не на смешанной основе. Все более типичной становилась ситуация, когда кабинет не мог долгое время находиться у власти, не имея поддержки (доверия) большинства в палате общин, и победившая на выборах партия, имеющая такое большинство, формировала кабинет, а другая образовывала в парламенте организованную оппозицию и так называемый «теневой кабинет». В конце 18 в. начинают устанавливаться еще два важных правила. В случае утраты кабинетом доверия парламента он либо уходил в отставку в полном составе (солидарная ответственность), либо мог распустить палату общин и назначить новые выборы.
Первый случай коллективной отставки кабинета имел место в 1782 г. из – за проигрыша Британией войны с американскими колониями, а первый роспуск нижней палаты кабинетом – в 1784 г. Так возникла система взаимных сдержек палаты общин и кабинета, в условиях которой кабинет должен был оценивать политическую ситуацию как в парламенте, так и в стране в целом и в случае правительственного кризиса принимать одно из двух решений.
Таки образом, в течение 18 в. в принципе сформировались такие черты будущей системы британского парламентаризма, как «партийное правление» и регулярная смена кабинета в зависимости от одобрения его политики в палате общин. Однако многие из этих черт еще не приобрели законченного выражения, а роль королевской власти и аристократической палаты лордов оставалась весьма значительной. Дальнейшее развитие парламентаризма было невозможно, пока система формирования нижней палаты парламента имела феодальный характер и обеспечивала джентри командные посты в руководстве обществом. Унаследованная от эпохи феодализма и восстановления в период реставрации монархии система представительства в парламенте позволяла многочисленным «гнилым местечкам» с незначительным числом жителей посылать в палату общин депутатов, фактически назначавшихся местным ленд – лордом. В то же время крупные города, выросшие в период промышленного переворота, вообще не имели своего представительства. Активным избирательным правом со времен сословно – представительной монархии обладали в графствах только фригольдеры с 40 шиллингам годового дохода. Что же касается права быть избранным, то здесь имущественный ценз был неимоверно высоким. По акту 1710 г. пассивным избирательным правом наделялись лица, которые имели от земельной (недвижимости) собственности доход в размере 600 ф. ст. в год в графствах и 300 ф. ст. в городах.
Согласно акту о реформе 1832 г., принятому по инициативе вигов, более 50 «гнилых местечек» с населением менее 2 тыс. жителей были лишены представительства в парламенте. Тридцати небольшим городам с населением 4 тыс. жителей разрешалось посылать одного депутата вместо двух, а некоторым городам – двух депутатов вместо четырех. В итоге высвободилась 143 депутатских места, распределенные межу новыми городскими и сельскими округами. Были введены новые цензы для избирателей. В графствах активным избирательным правом наделялись все категории владельцев земли с годовым доходом не менее 10 ф. ст., а арендаторы – с годовой рентой не менее 50 ф. ст. В городах такое право получили все мужчины, владеющие на праве собственности или аренды недвижимым имуществом с годовым доходом в 10 ф. ст. Другими условиями участия в выборах были уплата налога для бедных и проживание не менее 6 месяцев в данном избирательном округе.
Реформа 1832 г. имела далеко идущие последствия, так как покончила со средневековой системой формирования высшего предстаительного органа – палаты общин. Важнейшим политическим итогом реформы стало также получение вигами стабильного большинства
в парламенте. В компромисс с аристократией была вовлечена новая фракция – магнаты промышленной буржуазии, и с этого времени история английского законодательства представляет собой серию уступок промышленной буржуазии. Вместе с тем реформа 1832 г. послужила лишь первым шагом в осуществлении ее программы.
Реформа 1867 г. наряду с очередным перераспределением депутатских мест предусмотрела дальнейшее расширение избирательного корпуса. Избирательное право в городах было распространено не только на собственников, но и на нанимателей (арендаторов) квартир, если стоимость найма составляла не менее 10 ф. ст. в год. Это увеличило количество избирателей в городах более чем в два раза.
В период избирательных реформ 30 – 60 – гг. 19 в. произошла организационная перестройка двух главных партий. Виги окончательно стали партией промышленной буржуазии, отстаивавшей принципы либерализма. Тори выражали интересы преимущественно землевладельческой аристократии и финансовой верхушки. Партии стали теперь называться «либералами» и «консерваторами». В связи с ведением порядка регистрации избирателей возникли партийные организации вне парламента «для содействия регистрации». Была централизована предвыборная деятельность партий, упорядочена процедура выдвижения кандидатов, усилена партийная дисциплина голосования в парламенте. В 1867 – 1868 гг. был основан Национальный союз консерваторов, а в 1877 г. возникла Национальная федерация либералов.
Развитие парламентарной монархии сопровождалось перестройкой аппарата управления в центре и на местах. Прежние коронные должности были преобразованы в министерские, хотя и сохранили старые названия. В конце 18 в. в Великобритании оформились три главных министерства: внутренних дел, иностранных дел и военное.
До 1835 г. в городах Англии сохранялась старая система местного управления, оформившаяся в средние века. В интересах промышленной буржуазии сразу же после первой избирательной реформы была проведена и реформа городского самоуправления. По закону 1835 г. управлением городом переходило к выборным городским советам. В выборах могли участвовать все налогоплательщики – домохозяева и наниматели квартир обоего пола. Городской совет избирал на один год мэра города.
В 18 – 19 вв. наряду с эволюцией формы правления и политического режима произошли изменения в государственном устройстве страны. После оформления так называемых уний с Шотландией (1701) и Ирландией (1801) английский парламент распространил свою власть на всю территорию Британских островов. Указанные регионы получили определенное количество мест для своих депутатов в британском парламенте. Кроме того, Шотландия сохранила собственную правовую и судебную системы, а также пресвитерианскую церковь. С 1801 г. новое государственное образование получило название Соединенное Королевство Великобритании и Ирландии.
Реформа местного управления, проведенная в Англии в 1835 г. изменила управление только в городах, не затронув графств. Эту задачу выполнила реформа 1888 г. заложив основы той системы местного управления, которая сохранялась. В Англии в течении последующего столетия. Были созданы однотипные представительные органы – советы – для городов и графств. При этом вся прежняя система графств была пересмотрена, а наиболее крупные города выделялись в самостоятельные графства. Советам графств были переданы административные полномочия мировых судей. Управление на уровне приходов реформа не изменила, но в 1894 г. был издан закон, который лишал церковно - приходские советы права рассматривать церковные дела. Для их решения в приходах создавались приходские собрания, которые могли избирать в крупных населенных пунктах приходские советы.
В конце 19 в. была проведена важная реформа судебной системы. Серией актов 1873 - 1876 гг. и 1880 г. о Верховном суде и апелляционной юрисдикции было упразднено сложившееся в феодальную эпоху разделение высших судов Англии на суды «общего права» и ссуды «справедливости». Новая структура высших судов предусматривала использование процессуальных норм и той, и другой из английских «ветвей» прецедентного права. Созданный вместо прежних центральных судов Верховный суд состоял из двух подразделений: Высокого суда, который в свою очередь подразделялся на отделения (канцелярское, королевской скамьи и др.), и Апелляционного суда по гражданским делам. Одновременно продолжали существовать суды ассизов, формируемые из судей Высокого суда, а также низшие суды – четверных сессий, мировые суды и суды графств, учрежденные в середине 19 в. для рассмотрения только гражданских дел. Особое место занимал Центральный уголовный суд в Лондоне («Олд Бейли»), который был судом ассизов для Большого Лондона. В состав этого суда числились лорд – канцлер и мэр Лондонского Сити.
Модернизация политической системы Великобритании в 19 в. завершалась, таким образом, установлением доминирующего положения парламента во взаимоотношениях с правительством и прекращении парламента в орган, определяющий текущую политику государства (вторая треть 19 – конец 19 в).
Список литературы:
1. История государства и права зарубежных стран. Жидков О. А. и Каршенинникова Н. А. часть 1 Издательство «НОРМА – ИНФРА» Москва, 1999 г.
2. История государства и права зарубежных стран. Жидков О. А. и Каршенинникова Н. А. часть 2 Издательство «НОРМА – ИНФРА» Москва, 1998 г.
3. Хрестоматия по Всеобщей истории государства и права Батыр К. И. и Поликарпова Е. В. том 1 Издательство «Юристъ»,1996 г.