ПОЛИМЕРЫ
Упаковка
Кто идет за упаковкой?
В России и странах Восточной Европы растут продажи пива в ПЭТбутылках
Екатерина Николаева
последнее время в странах Восточной Европы на блюдается рост потребления пластиковой упаковки для пива, которая постепенно вытесняет алюминие вые и стеклянные банки. Специалисты объясняют увеличение продаж пива в ПЭТбутылках следую
щими причинами: большим объемом (литр и более), удобством
при употреблении в компаниях и на пикниках и дешевизной
такого пива (в ПЭТбутылки разливаются недорогие сорта).
За рубежом
Ситуация с продажей пива в ПЭТ в разных странах неоди накова. Скажем, в России и странах СНГ ПЭТбутылки попу лярны изза дешевизны разливаемого в них пива. В Европе или США вопрос дешевизны не является ключевым, и основная доля приходится на реализацию пива в алюминиевой таре. В германоязычных странах, некоторых государствах Азии и Латинской Америки пиво в обычную ПЭТтару разливается редко (обязательно с указанием гарантийных сроков хране ния — изза проницаемости полиэтилентерефталата для кис лорода вкус пива страдает). В этих странах в основном исполь зуются многослойные многоразовые пластиковые бутылки. Приведем данные по некоторым странам: в Норвегии продажа пива в ПЭТтаре составляет не менее 15 % от общего объема продаж, на Украине — не менее 20–30 %, в Латвии и Литве — более 50 %. В Болгарии — не менее 10 %, но этого показателя страна достигла всего за несколько месяцев продаж пива в ПЭТтаре.
Сезоны и законы
Продажа пива в ПЭТбутылках, и, стало быть, спрос на ПЭТпреформы напрямую зависит от сезона: веснойлетом спрос возрастает, осеньюзимой — снижается. Объясняется это временем отпусков и каникул: пиво в ПЭТ чаще покупают для отдыха на природе, в компании, одновременно его удобно привезти на дачу и т. п. Специалисты отмечают, что, например, продажи пива в стеклянной таре остаются примерно на одном уровне независимо от сезона.
Объем продаж пива, а следовательно, и упаковки для него не в последнюю очередь зависит от качества самого напитка. Как правило, в ПЭТтару (и банки) разливается более дешевое пиво. По данным 2001 года, поллитровая стеклянная бутылка стоила 7 центов, такая же цена была у ПЭТбутылки в три раза большего объема, а вот алюминиевая банка дороже в два раза.
На рост потребления пива в ПЭТ, а следовательно, на по требность в преформах в разных странах влияют дополни тельные факторы, часто законодательного характера. В неко торых государствах запрещается реализация пива в стеклянной и металлической упаковке при проведении массовых меро
Voridian
приятий (например, на пляжах, стадионах). В Германии изза недавнего введения закона о депозите (залог за металлическую тару) пивоваренные заводы, без сомнения, увеличат использо вание упаковки из ПЭТ (так, компания Aldi уже известила о переходе на пластиковую упаковку и прекращении производ ства пива в кегах и банках).
В России в текущем году также можно ожидать увеличения спроса на ПЭТпреформы. Это связано с заявлением, сделан ным в середине апреля 2003 года МНС России, об очередном увеличении ставок акцизов на отечественное пиво. Это озна чает, что летний рост цены на пиво неизбежен, и российские пивоваренные заводы вынуждены будут искать пути для удержания цены, в частности, снижая стоимость тары.
Сделай сам
Подавляющее большинство крупных пивоваренных произ водств «умеют» выпускать пиво в ПЭТупаковке (причем доля такого розлива может составлять до половины всего объема производства). При этом зачастую на самих пивных производ ствах стоят автоматы для выдува ПЭТтары из ПЭТпреформ. На крупных пивоварнях это делается чаще всего с помощью немецкого оборудования: KHS, Krones, Nagema и др. На средних и мелких производствах ранее пользовались польским (Prospomasz и Lonza), затем с целью приблизить сервис к месту использования оборудования на многих производствах был осуществлен переход к российскому полуавтоматическому оборудованию (например, фирмы «Продвижение», Москва).
Чаще всего и в больших объемах производятся пластиковые бутылки объемом 1 и 1,5 л. ПЭТбутылки объемом 0,5, 0,33 и 2 л производится реже, но спрос на этот объем неуклонно растет.
Для производства бутылок разного объема нужны различ
Июнь 2003 ■ The Chemical Journal
ПОЛИМЕРЫ
Упаковка
ные формы. Чаще всего для ПЭТбутылок используется ПЭТ заготовка весом 42 грамма — ее стоимость наиболее прием лема. ПЭТпреформа для пива должна иметь коричневый цвет, чтобы готовая ПЭТтара была светонепроницаема.
Издержки производства
Несмотря на радужные перспективы по увеличению продаж пива в ПЭТ, перед производителями ПЭТтары всегда будет стоять ряд проблем. Недостатки ПЭТтары существенны. Полиэтилентерефталат — сырье для производства ПЭТта ры — пропускает внутрь ультрафиолет, наружу отдает угле кислоту, что ухудшает качество и вкус пива; именно по этой причине пиво высокого класса в ПЭТтару не разливается. Ме дики констатируют: из ПЭТ в пиво могут поступать фенол формальдегиды — сильные канцерогены. ПЭТтара имеет низкий, по сравнению с другими видами тары для пива, срок хранения: до 4 месяцев (в стеклянной таре — около полугода, а в алюминиевой банке — от 6 месяцев до года).
ПЭТбутылки небезопасны в экологическом отношении: этот пластик не гниет и не горит; при захоронении в почве соз даются так называемые пластиковые подушки. Затруднена вторичная переработка: организация сбора, хранения, сорти ровки и обработки вторичного полимерного сырья стоит дорого и требует значительных человеческих ресурсов.
Прогнозы
Специалисты полагают, что стеклянная тара для пива будет и далее удерживать первенство по востребованности со сто роны производителей пива. Доля кег будет увеличиваться при увеличении количества пивных, баров, кафе и ресторанов (предположительно может достигнуть 10 %). Алюминиевая та ра будет также увеличивать свое присутствие на пивном рынке: как полагают аналитики, ежегодный прирост емкостей для пи ва (приблизительно 25 %), с большой долей вероятности, будет перераспределяться в сторону алюминиевой тары. Что касается ПЭТтары, то специалисты прогнозируют сначала достижение ею определенного пика (роль играют ее плюсы), затем умень шение ее присутствия на пивном рынке (изза большего вни мания потребителя к ее недостаткам). Правда, если это прои зойдет, то в отдаленной перспективе: пока еще пивной рынок России и стран СНГ не достиг стадии насыщения.
Профилактические меры
Впрочем, для производителей ПЭТпреформ и собственно ПЭТбутылок существует ряд возможных путей для пре дупреждения ситуации, когда спрос на ПЭТ начнет падать. Поскольку параметры ПЭТбутылки на 90 % определяют успешность их сбыта, то лаборатории крупных производителей пластиковой тары идут по пути создания более совершенного материала на основе ПЭТ, лишенного его недостатков. Ис пытаниям подвергаются различные материалы: монослойный ПЭН (полиэтиленнафталат); многослойный ПЭТ с барьерным слоем; многослойный ПЭТ со слоем (слоями), поглощающим кислород; монослойный ПЭТ с барьерным слоем, нанесенным на поверхность бутылки снаружи или изнутри и т. д.
У ПЭН высокие барьерные свойства и термические харак теристики, что защищает пиво от кислорода и выхода углекис лоты и позволяет пастеризовать напиток в ПЭН. Но даже при снижении стоимости в последнее время этот материал все же дороже ПЭТ, поэтому его конкурентоспособность на рынке под вопросом. Исключение составляют те государства, где поддерживается или навязывается повторное использование такой тары. Специалисты предлагают добавлять в ПЭТ немного (8–10 %) ПЭН, но для использования такого комбинированно го материала в пищевой промышленности в некоторых странах (например, в США) нужно получить разрешение.
Многие фирмы идут по пути создания ПЭТупаковки, на внутреннюю или внешнюю поверхность которой нанесен барь ерный слой. Такие бутылки могут, как правило, использоваться вторично. Существуют следующие разработки:
. ■ тонкий эпоксиаминовый слой на ПЭТтаре усиливает ее барьерные качества в отношении кислорода и углекислоты в 15 раз;
. ■ барьерный слой на ПЭТтаре Kirin Brewery (Япония) улуч шает ее барьерные свойства в 10 раз, срок хранения пива увеличивается до срока хранения в стеклянной бутылке, но цена бутылки увеличивается на 2 цента ( по сравнению с ис ходными 7 центами);
. ■ компания Spendrups (Швеция) упаковывает свое пиво в пол литровые ПЭТбутылки производства «TetraPak», на внут реннюю поверхность которых нанесен тонкий слой дву окиси кремния;
. ■ CocaCola совместно с фирмами Kronos и Leybold (Герма ния) создала ПЭТтару с барьерным слоем двуокиси крем ния, наносимым на внешнюю сторону бутылки;
. ■ фирма Sidel производит ПЭТтару с наружным покрытием аморфным слоем углерода, которая в 30 раз улучшает барь ерные свойства обычной ПЭТбутылки, легко возвращается на вторичное использование, имеет более низкую цену сре ди иных многослойных ПЭТ;
■ учеными создана барьерная технология «BindOx», которая позволяет избежать проникновения из пластиковой упа ковки в пиво кислорода (до 12 и более месяцев): кислород попадает в «ловушку» и связывается в стенку бутылки. Многослойные ПЭТ, содержащие промежуточные слои —
еще одна разработка. На европейском рынке представлено свы ше 20 марок пива в такой таре. Такая упаковка, как правило, пригодна для повторного использования.
. ■ компания Bass Brewers (Великобритания) упаковывает 3 брэнда в упаковку компании American National Can (США) со слоями ПЭТ—ЕVON—ПЭТ. Если увеличить содержание EVON, то срок хранения пива в ПЭТ может возрасти до 6 месяцев.
. ■ Karlsberg (Германия) на французском рынке реализует пиво в ПЭТтаре с промежуточным слоем найлона, произво димым SchmalbachLubeca;
. ■ на швейцарском рынке широко представлены ПЭТ с двумя промежуточными слоями найлона фирмы Kronоs AG (Гер мания);
. ■ производитель пива Miller Brewing (США) представил на рынок пиво в многослойных ПЭТбутылках различной емкости с двумя слоями, поглощающими кислород. Тара поставляется Continental PET Technologies, срок хранения пива в ней 4 месяца.
. ■ AnheuserBusch представляет ПЭТтару с промежуточным поглощающим слоем на основе «Amosorb 3000» — сополи эфира производства «BP Amoco». Компания SUN Interbrew (Бельгия) совсем недавно начала
упаковывать пиво (в России это пока «Клинское») в новую пластиковую тару «Пивопак» компании Gruppo Mossi & Ghisolf (Италия), уже имеющую патент в России. Эта упаковка дешевле стеклянной бутылки в производстве, а по качеству и некоторым свойствам не уступает ей. Предполагается, что появление но вой упаковки с невысокими затратами на ее производство поз волят сдерживать рост цен на пиво в России.
В заключение отметим, что широко эти новации в мире еще не распространились. Но переход производителей ПЭТ бутылок для пива на качественно новые технологии выпуска тары, которые могут обеспечить неизменность свойств напитка на весь срок хранения, — это основное направление развития отечественного и мирового рынка и пивной упаковки. ■
The Chemical Journal ■ Июнь 2003