Общество с ограниченной ответственностью "ПИТ Инвестментс"
Содержание:
Основные сведения 2
Название
Место нахождения
Дата государственной регистрации
История компании
Структура собственности
Деятельность 3
Основные виды деятельности ООО «ПИТ Инвестментс»
Группа компаний ПИК
Структура управления
Цели облигационного займа
Инвестиционная программа
Перспективы развития компании
Внешняя среда 8
Мировые тенденции производства и потребления пива
Общее развитие пивоваренной отрасли в России
Влияние региона
Описание влияния инфляции.
Конкурентная среда
Анализ финансового состояния Группы компаний ПИТ 12
Основные финансовые показатели
Структура активови обязательств
Кредитный анализ
Анализ финансового состояния поручителей 16
Информация о компаниях-поручителях
Основные фи нансовые показатели компаний-поручителей
Облигационный займ 21
Программа размещения облигационных займов
Приложения 24Среди позитивных моментов необходимо отметить:
• Группа компаний ПИТ – один из наиболее динамично развивающихся лидеров российского рынка пива и безалкогольных напитков. (стр.3).
• Уникальная технология производства, высокопрофессиональный персонал и гибкая маркетинговая политика Группы – все это в совокупности позволяет гарантировать Группе компаний ПИТ стабильное развитие.(стр. 4)
• Денежные средства, полученные от размещения облигационного займа, Группа компаний ПИТ планирует направить на финансирование инвестиционной программы Группы компаний ПИТ, в том числе на завершение программы реконструкции производства для частичного рефинансирования кредитного портфеля (не более $15 млн.) (стр. 5).
• Цель Группы компаний ПИТ - занять к 2005 г. 10% российского пивного рынка и в течение следующих пяти лет стать третьей по объемам продаж и лидером качества в производстве пива в России.(стр. 6)
• Группа компаний ПИТ, благодаря хорошо организованной сбытовой сети, охватывающей практически все регионы России (стр. 9).
• Группа компаний ПИТ занимает 6 место на российском рынке пива (стр. 10).
• Валовая прибыль Группы компаний ПИТ без учета амортизационных отчислений составила 1 137 млн. руб. Достижение такой высокой доли валовой прибыли было достигнуто за счет интенсивной программы капитального строительства и реконструкции существующих мощностей в течение 2002 года. (стр. 12).
• По состоянию на 31 декабря 2002 года Группа компаний ПИТ успешно обслуживала банковские кредиты на сумму 1 078 млн. руб. Структура кредитного портфеля Группы компаний ПИТ представлена равным распределением долгосрочных и краткосрочных кредитов. (стр. 14).
• Группа компаний ПИТ имеет хорошую кредитную историю. На протяжении всего срока существования, компании, входящие в Группу компаний ПИТ своевременно и в полном объеме обслуживала все кредиты. (стр. 14).
Негативные факторы и основные риски:
• Проценты по займам в 2003 году по сравнению с 2002 годом увеличатся на 6,5 млн. руб. Это связано с увеличением общего объема заемных средств, направленных на инвестиционные программы Группы (стр. 13).
• Основную долю пассивов Группы компаний ПИТ занимает кредиторская задолженность. Кредиторская задолженность по состоянию на 31 декабря 2002 года включает в себя торговую кредиторскую задолженность в размере 919 млн. руб., текущую задолженность по налогам 165 млн. руб., задолженность перед поставщиками основных средств в размере 381 млн. руб. и обязательства по выкупу акций в размере 222 млн. руб. (стр. 14).
• Основную часть задолженности по налогам занимает задолженность по НДС и составляет порядка 65 % от общей величины задолженности по налогам. (стр. 14).
• Коэффициенты ликвидности ни у одной компании-поручителя не соответствуют норме, также как и коэффициент покрытия оборотных средств собственными источниками и коэффициент обеспеченности текущих активов. (стр. 20).
• Превышение заемных средств над собственными также является негативным фактором и свидетельствует о сильной зависимости компаний от привлеченных средств. (стр. 20).
• У двух из шести компаний чистая прибыль носит отрицательный характер, а в 2003 г. таких компаний стало еще больше. Отрицательная динамика чистой прибыли также увеличивает риск вероятной неплатежеспособности компаний в будущем. . (стр. 20).
В результате проведенного исследования нами были сделаны выводы о высоком уровне риска вложений в облигации Открытого акционерного общества «ПИТ Инвестментс».
.
Основные сведения
Название: Общество с ограниченной ответственностью «ПИТ Инвестментс»
Место нахождения: Россия, Москва.
Дата государственной регистрации эмитента: 8.04.2003.
История компании:
ООО «ПИТ Инвестментс» было создано в апреле 2003 г. в целях привлечения средств для финансирования долгосрочных программ Группы компаний ПИТ. Единственным учредителем общества стало ООО «Пивоварни Ивана Таранова».
Группа компаний ПИТ ведет свою историю с 1992 г. Если на начальном этапе деятельность Группы была сфокусирована на продаже импортных сортов пива, то после резкой девальвации рубля в 1998 г. было принято решение о создании производственного подразделения в составе группы. При этом основной акцент был сделан на приобретение небольших предприятий, с наиболее качественными производственными фондами и значительными рыночными нишами.
Важно отметить, что в 1998 г. в России было мало заводов, имеющих хорошее оборудование и выпускающих качественное пиво. Поэтому было решено создать современное высококачественное производство на базе двух пивных заводов в Калининграде и Новотроицке. В 2002 г. в составе Группы появился третий завод, расположенный в Хабаровске.
Уникальная технология производства, высокопрофессиональный персонал и гибкая маркетинговая политика Группы – все это в совокупности позволяет гарантировать Группе компаний ПИТ стабильное развитие.
Как открытая компания, Группа постоянно укрепляет внешние связи, связи с партнерами и инвесторами. Компания по-прежнему будет пристально следить за технологическими инновациями, в том числе за разработками в области биотехнологий. Кроме того, Группа компаний ПИТ будет продолжать развитие проектов, связанных с благотворительной деятельностью и защитой окружающей среды.
Структура собственности:
Общее количество акционеров: 1
Основное (материнское) общество для эмитента ООО "Пивоварни Ивана Таранова", которое владеет 100% уставного капитала ООО «ПИТ Инвестментс». Место нахождения: 123007, г. Москва, Хорошевское шоссе, д.32А, стр.22. В свою очередь уставной капитал ООО «ПИТ» на 51,15% принадлежит Компании Иван Таранов Бревериз (Сайпрус) Лимитед (Агапинорос 2, Р.С. 24656,1302, Никосия, Кипр) и на 27,5% - КЛИМЕНИ ХОЛДИНГС ЛИМИТЕД (Агапинорос 2, Р.С. 1076 Никосия, Кипр).
Разбивка уставного капитала по категориям акций:
Уставный капитал составляет 10 000 рублей.
Обыкновенные именные акции – 10 000 рублей, доля в уставном капитале – 100%
Высшим органом управления Обществом является Общее собрание участников общества. Единоличным исполнительным органом Общества является Генеральный (Дрожжин Сергей Владимирович) (см. Приложение 1).
Аффилированные лица ООО «ПИТ Инвестментс» указаны в Приложении 2.
ООО «ПИТ Инвестментс» имеет счета в следующих банках (Приложение 3).
Дочерних и зависимых обществ ООО «ПИТ Инвестментс» не имеет.
Деятельность
Основные виды деятельности ООО «ПИТ Инвестментс»
В соответствии с Уставом Общества к основным видам деятельности относятся:
- оказание инвестиционных, консультационных, юридических, маркетинговых, информационных, сервисных услуг отечественным и зарубежным юридическим и физическим лицам;
- проведение независимых консультаций, аттестаций, экспертиз различных видов деятельности, работ и проектов;
- инвестиционная деятельность, реализация инвестиционных проектов;
- установление и развитие международных связей и сотрудничества в области создания, накопления и распространения информационной продукции;
- научно-исследовательская и информационная деятельность;
- оказание широкого комплекса правовых услуг предприятиям и населению;
- экспортно-импортные операции;
- внешнеэкономическая деятельность;
- торгово-закупочная деятельность;
- организация оптовой и розничной торговли, создание сети торговых предприятий;
- оказание информационных услуг;
- выполнение функций заказчика и генерального подрядчика;
- коммерческое посредничество и представительство;
- осуществление коммерческой и некоммерческой внешнеэкономической деятельности в соответствии с действующим законодательством;
- производство и реализация различной полиграфической продукции, осуществление издательской, рекламной, рецензионной, переводческой деятельности при получении на то права в порядке, предусмотренном действующим законодательством;
- производство всех видов рекламной продукции, в порядке, предусмотренном действующим законодательством;
- оказание услуг по размещению и распространению рекламы в России и за рубежом;
- другие виды деятельности, не запрещенные законодательством Российской Федерации.
Группа компаний ПИТ
Группа компаний ПИТ – один из наиболее динамично развивающихся лидеров российского рынка пива и безалкогольных напитков. В октябре 2002 года 33% акций группы были проданы инвестиционному фонду Texas Pacific Group (TPG). Структура группы компаний ПИТ приведена в Приложении 4.
Texas Pacific Group
История Texas Pacifiс Group насчитывает 20 лет успешной деятельности на мировых рынках капитала. Основу бизнеса фонда составляют операции по приобретению контрольных пакетов предприятий с использованием заемного капитала (LBO). Фонд активно принимает участие в стратегическом управлении и оптимизации структуры приобретенных компаний. Как правило, инвестиции осуществляются на период до 7 лет. При этом фонд специализируется на инвестициях в компании с сильным потенциалом роста в наиболее динамичных отраслях.
Стоимость активов под управлением TPG составляет более $8 млрд., в портфеле фонда находятся пакеты акций более 40 предприятий, чья суммарная выручка составляет $36 млрд. и на которых работает 150 тыс. человек.
Кроме США TPG активно присутствует на рынках Латинской Америки (с 1994 г.), Азии (с 1995 г.), Западной (с 1997 г.) и Восточной Европы и стран СНГ (с 1998 г.). Среди достижений TPG 66 завершенных сделок, включая вывод крупнейших банков из банкротства, покупка перестраховщиков, крупных технологических компаний, участие в крупнейших финансовых сделках Великобритании и США. Абсолютные показатели включают полученный доход $8,5 млрд. на инвестиции в размере $2,5 млрд.
Среди завершенных проектов можно выделить:
Ducati (Италия) – LBO известного итальянского производителя мотоциклов, успешная реструктуризация компании и первая сделка в практике крупных американских фондов на европейском рынке;
Findexa (Норвегия) – выделение из состава компании Telenor ASA, основного оператора связи Норвегии и а также предоставляющего услуги в Финляндии, Франции и других странах Западной и Восточной Европы;
J.Crew (США) – замена менеджмента в крупной розничной сети по продаже одежды;
ON Semiconductor (США) – выделение и продажа полупроводникового подразделения компании Motorola;
Punch (Великобритания) – крупнейший финансовый спонсор в Европе при LBO сети баров.
TPG Aurora является подразделением TPG, чья деятельность сосредоточена на развивающихся рынках Восточной Европы и стран СНГ. Под управлением TPG Aurora находятся $225 млн. В настоящее время фонд задействован в проектах, связанных с созданием:
российской фармакологической компании и развитием сети аптек («Время»);
крупной интегрированной российской цементной компании (производство, хранение,
реализация), российское подразделение Штерн-Цемент;
молодежного развлекательного MTV-Россия;
первого российского цифрового кабельного телеканала в Москве (Versatel);
лидера национальной пивоваренной индустрии с разветвленной дистрибьюторской сетью (Группа компаний ПИТ).
Группа компаний ПИТ занимается производством и продажей пива. Компания производит пиво на трех собственных заводах: ОАО «Амур-пиво», ООО «Компания ПИТ» (до 2003 г. ООО «Балтик-Лайн»), ЗАО «Пивоварни Ивана Таранова». Пивоварни расположены в Калининградской, Оренбургской и Амурской областях. В связи с нехваткой собственных мощностей Группа производит свое пиво по контрактам на мощностях заводов в Калуге и Омске.
Группа компаний ПИТ ведет свою историю с 1992 г. Если на начальном этапе деятельность Группы была сфокусирована на продаже импортных сортов пива, то после резкой девальвации рубля в 1998 г. было принято решение о создании производственного подразделения в составе группы. При этом основной акцент был сделан на приобретение небольших предприятий, с наиболее качественными производственными фондами и значительными рыночными нишами.
Важно отметить, что в 1998 г. в России было мало заводов, имеющих хорошее оборудование и выпускающих качественное пиво. Поэтому было решено создать современное высококачественное производство на базе двух пивных заводов в Калининграде и Новотроицке. В 2002 г. в составе Группы появился третий завод, расположенный в Хабаровске.
Уникальная технология производства, высокопрофессиональный персонал и гибкая маркетинговая политика Группы – все это в совокупности позволяет гарантировать Группе компаний ПИТ стабильное развитие. Как открытая компания, Группа постоянно укрепляет внешние связи, связи с партнерами и инвесторами. Компания по-прежнему будет пристально следить за технологическими инновациями, в том числе за разработками в области биотехнологий. Кроме того, Группа компаний ПИТ будет продолжать развитие проектов, связанных с благотворительной деятельностью и защитой окружающей среды.
Структура управления
Диаграмма 1.
Функциональная структура управления Группой компаний ПИТ
Александр Лифшиц
Основал в 1992 году торговую компанию «North Winds Brewing» – предшественник Группы компаний ПИТ. Специализация компании – импортные поставки и дистрибьюция в России ведущих западных марок пива и минеральной воды. С 1998 по настоящее время – Президент Группы.
Евгений Кашпер
После окончания Колумбийского университета в Нью-Йорке, США, в 1992 году поступил на работу в компанию «Ernst & Young». В 1994 году возглавил московское отделение американской пивоваренной компании «Stroh», отвечавшее за деятельность компании в России и других странах СНГ. В 1995 – 1998 гг. работал вице-президентом компании «North Winds Brewing», специализирующейся на импортных поставках и дистрибьюции в России ведущих западных марок пива и минеральной воды. С 1998 г. по настоящее время является председателем Совета Директоров компании «Пивоварни Ивана Таранова».
Хенк Ван Гельдерен
Г-н Ван Гельдерен отвечает за оперативные вопросы деятельности Группы, к которым относятся производственное направление, контроль качества и маркетинг. Г-н Ван Гельдерен перешел в управленческую команду Группы компаний ПИТ в июне 2003 г. с должности Исполнительного Вице-Президента Sun Interbrew. До этого он работал на протяжении двух лет в качестве главы компании на Украине, последние три года руководил производством и продажами в Центральном регионе России. За плечами г-на Ван Гельдерена большой опыт работы в дипломатической и военных областях.
Сергей Дрожжин
С июня 2002 года - Вице-президент по финансам и экономике. Закончил экономический ф-т МГУ в 1993 году, работал в сфере коммерческого кредитования и управления активами. После программы бизнес образования в MIT Sloan School of Management и Harvard Business School в 1997-1999 гг. работал в инвестиционном банке JP Morgan Chase, Нью-Йорк, над сделками по слиянию и поглощению, а также занимался организацией финансирования на долговых рынках. В 2001 – 2002 работал на должности Старшего Вице-президента по финансам в Ханты-Мансийской Нефтяной Корпорации, Нью-Йорк / Москва.
Дмитрий Чибриков
Вице-президент по дистрибьюции и продажам. Имеет большой опыт работы в области продаж и управления продажами. В данном направлении проработал четыре года в компании Coca Cola. Присоединился к управленческой команде Группы компаний ПИТ в 1997 году. Возглавил работу по созданию группы дистрибьюторских компаний «Северные Ветры».
Владимир Мурзакаев
Вице-президент по организационно-административному управлению, в Группе с 2001 г. В 1992 г. был назначен на должность генерального директора «Новотроицкого пивоваренного завода», строительство которого возглавлял. В последствии на основе указанного предприятия было создано ЗАО «Пивоварни Ивана Таранова». В 2000 г. был назначен заместителем главы местного комитета по управлению государственным имуществом. Обладает большим практическим опытом решения вопросов пивной индустрии.
Игорь Лукашов
Генеральный директор группы дистрибьюторских компаний Северные Ветры, в Группе компаний ПИТ с 2001 года. Закончил факультет бизнеса Новосибирского Государственного Технического Университета, (1990-1995), а также факультет практической психологии Московского Государственного Университета (1999-2001). После работы в финансовой сфере перешел в 1997 году в British American Tobacco, работал на должности регионального менеджера по Сибири и Дальнему Востоку, вел ряд национальных проектов (в том числе по бренду Pall Mall и проектам прямой доставки по всей России).
Цели облигационного займа
Денежные средства, полученные от размещения облигационного займа, Группа компаний ПИТ планирует направить на финансирование инвестиционной программы Группы компаний ПИТ, в том числе на завершение программы реконструкции производства и выкуп акций у миноритарных акционеров ОАО «АМУР-ПИВО», а также для частичного рефинансирования кредитного портфеля (не более $15 млн.).
Инвестиционная программа
С 2003 по 2006 год Группа компаний ПИТ планирует инвестировать в расширение производственных мощностей порядка 1 924 млн. руб. В течение 2002 года Группа компаний ПИТ инвестировала 852 млн. руб. В 2003 году Группа компаний ПИТ планирует увеличить инвестиции в капитальное строительство до 943 млн. руб. Данные средства будут направлены на увеличение существующих производственных мощностей и приобретение нового завода.
Группа компаний ПИТ в течение 2003 года начала установку корпоративной информационной системы Navision Axapta, и планирует закончить установку корпоративной информационной системы на всех заводах и дистрибьюторских компаниях к концу 2004 года. В результате Группа компаний ПИТ получит возможность более оперативно получать финансовую и производственную информацию от дочерних предприятий и более оперативно принимать управленческие решения.
Перспективы развития компании
Планами будущей деятельности ООО «ПИТ Инвестментс» является извлечение прибыли от финансовых операций. Привлечение средств с фондового рынка (рынка ценных бумаг) и размещение привлеченных средств в надежные и доходные финансовые активы, определяемые руководством компании. ООО «ПИТ Инвестментс» не планирует изменения профиля деятельности, а также организацию новых производств и разработку новых видов продукции.
Цель Группы компаний ПИТ - занять к 2005 г. 10% российского пивного рынка и в течение следующих пяти лет стать третьей по объемам продаж и лидером качества в производстве пива в России. Компания намерена достичь результатов, которые будут выше среднего рыночного показателя и показателей большинства конкурентов.
Для достижении этой задачи группа планирует следующие мероприятия:
Завершение реконструкции предприятий Группы.
Группа планирует потратить 943 млн. руб. в 2003 г., 341 млн. руб. в 2004 г. и в 2005 г. 340 млн. руб. на доведение суммарной мощности своих заводов до 3.8 млн. гл. в 2005 г.
Развитие структуры собственных дистрибьюторских компаний
В составе Группы компаний ПИТ находится холдинг «Северные Ветры», насчитывающий на сегодня 20 компаний в крупнейших городах России и осуществляющий прямую доставку более чем в 16 000 торговых точек. Менеджмент планирует довести количество компаний до 30 и охват торговых
точек – 30 000 в 2004-2005 гг.
Продвижение национальных и региональных брендов
Группа планирует продолжать активную маркетинговую компанию по дальнейшему усилению своего портфеля брендов. До конца 2003 года ПИТ существенно усилит присутствие в сегменте ПЭТ упаковки, в 2004 году акцент будет делаться на ПЭТ и Премиум сегменты. Основное внимание Компании и далее будет концентрироваться на обеспечении постоянного присутствия брендов на всех сегментах российского рынка, причем как на общенациональном, так и на локальном уровнях.
Диверсификация источников финансирования
На сегодня кредитный портфель группы сформирован преимущественно за счет средств российских и международных банков. В целях диверсификации источников привлечения ресурсов в 2003 году группа планирует разместить облигации на российском рынке ценных бумаг, и выйти на еврорынок капитала в
первой половине 2004 года
Совершенствование систем управления и отчетности
Группа приступила к внедрению системы Navision Axapta компании Microsoft, являющейся одним из лучших решений ERP систем на Российском рынке. Внедрение финансовых и сбытовых блоков системы планируется завершить в 2004 году и перейти к комплексной автоматизации производственных систем. Международным аудитором группы была назначена KPMG, консультантом по вопросам внедрения систем автоматизации - Deloitte & Touche.
Основные виды продукции
Основным видом продукции Группы является пиво, кроме того «Амур-пиво» занимается розливом минеральной воды. В арсенал Группы входят три национальных бренда (ПИТ, Три Медведя и Доктор Дизель), два региональных (Золотое от ПИТ и Кенигсберг) и два лицензионных (Gosser и Red Bull).
В силу уникального спектра продукции Группы компаний ПИТ люди разных доходов, социального уровня и мировоззрения все чаще выбирают продукцию Группы и надолго остаются ее преданными поклонниками.
ПИТ
Пиво «ПИТ» – это флагманская марка. Пиво «ПИТ» - для тех, кто выбирает превосходные традиции пивоварения, но в то же время ценит разумное соотношение цены и качества. Пиво «ПИТ» варится по уникальным рецептам пивовара Ивана Таранова, датированным 1903 годом, и обладает гармоничным мягким вкусом, умеренной терпкостью и тонким хмелевым букетом.
Это пиво ориентировано на широкую аудиторию – от студентов до пенсионеров, от творческой и научной интеллигенции до бизнесменов и предпринимателей. Широкий ассортимент пива «ПИТ» представлен пятью видами, включая безалкогольное.
Три Медведя
Светлое пиво класса «Премиум» со зрелым и одновременно мягким вкусом, без излишней терпкости создано для ценителей полного, классического вкуса. В 2002 году марка усилила имидж высококачественного пива, которое приятно употреблять в компании друзей и приобрела новый стиль. Пиво «Три Медведя» было отмечено золотой медалью дегустационного конкурса Международной ярмарки «Продэкспо 2000».
Доктор Дизель
Это пиво для оригинальных людей, которые хотят отличаться от других. Крепкий светлый «Доктор Дизель» обладает бархатистым вкусом и дарит ярко выраженный аромат хмеля. «Доктор Дизель Драфт» - это светлое пиво, воплощающее в себе все ценности «Доктора Дизеля» и предлагающее потребителю освежающий легкий вкус настоящего лагера. Нестандартная упаковка добавила бренду яркости и эксклюзивности, сохранив при этом всю привлекательность оригинального пива.
Кенигсберг
«Кенигсберг» - единственное пиво, сваренное в России, имеющее право претендовать на немецкие корни. Пиво сварено по старинным рецептам, которые использовались еще в 18 веке австрийскими мастерами на открытых ими в Пруссии пивоварнях. В числе этих пивоваренных заводов была и Konigsberger Brauerei (пивоварни «Кенигсберг»), которая сейчас входит в число «Пивоварен Ивана Таранова», и где производится пиво «Кенигсберг». «Кенигсберг» - это светлое пиво с приятной горечью, обладающее богатым мягким вкусом с изысканным хмелевым оттенком. Стоит добавить, что наряду со светлым сортом существует «Кенигсберг темное» – единственный сорт темного пива, которое производит Группа компаний ПИТ.
Gosser
Это знаменитое австрийское пиво нижнего брожения: светлое, легкое, насыщенное – обладает мягким солодовым вкусом. В России оно производится на заводах «ПИТ» по лицензии Brau Union и под строжайшем контролем австрийских пивоваров. Пиво «Gosser» представлено сегодня на всех без исключения континентах, его выбирают респектабельные и уверенные в себе люди. На российском рынке «Gosser» занимает ведущую долю в сегменте Premium Licence.
АМУР-пиво
«Амур Пиво» – лидирующая на Дальнем Востоке марка пива, которая варится на ОАО «Амур-пиво», хабаровском заводе Компании ПИТ. «Амур Пиво» пользуется непререкаемым авторитетом среди местных жителей, являясь признанным стандартом качества дальневосточного пива.
Внешняя среда
Мировые тенденции производства и потребления пива
Ежегодно в мире производится и потребляется около 1,5 млрд. гл. пива, рынок оценивается в $250 млрд. На протяжении последнего десятилетия среднегодовые темпы роста рынка составили 3 %. Поддерживать высокие темпы роста пивоварам удается за счет роста потребления пива в странах Азии, Восточной Европы и Южной Америки.
Россия с 5% всего мирового производства занимает шестое место в мире по производству пива, уступая США, Китаю, Германии, Бразилии и Японии. По оценкам международного исследовательского агентства Canadean, уже в течение ближайшего года Россия может обогнать Японию, а к 2007 г. и Германию.
В настоящее время основной вклад в рост мирового производства пива вносят развивающиеся страны, а также страны Восточной Европы. В развитых странах потребление стабилизировалось и практически не растет, в некоторых странах снижается. Наиболее перспективным рынком пива является Китай, емкость которого уже в ближайшее время превысит размер рынка США. Не менее динамичным и перспективным рынком является Россия, где потребление пива за последние пять лет увеличилось в два раза.
В настоящее время в мировой пивоваренной индустрии отчетливо прослеживаются тенденции к консолидации отрасли. Так, на протяжении последних лет наблюдается череда крупных слияний и поглощений. Создание более крупных компаний позволяет пивоварам более эффективно осваивать новые рынки и сохранять позиции на существующих рынках. Как правило, региональные рынки поделены между 2-4 крупными мировыми игроками. На больших рынках и в странах с национальными пивоваренными традициями остаются ниши и для местных небольших пивоваренных компаний, а также компаний, имеющих собственную хорошо развитую дистрибьюторскую сеть, к которым на российском рынке можно отнести Группу компаний ПИТ.
Общее развитие пивоваренной отрасли в России
Российский рынок пива является одним из самых динамичных рынков пива в Европе. За последние пять лет потребление и производство пива в России увеличилось более чем в два раза. В 2002 г. уровень производства пива вырос на 12,3% и составил 70,2 млн. гл., потребление пива увеличилось на 11,5% и составило 70,8 млн. гл. В результате среднедушевое потребление пива достигло 48 л, что соответствует уровню таких стран, как Мексика и Бразилия. Емкость российского рынка пива оценивается в $5 млрд. В 2005 г. производство пива прогнозируется на уровне 82,0-85,0 млн. гл.
Пиво потребляют две трети населения в России в возрасте старше 16 лет. Увеличение потребления напитка происходит в основном за счет увеличения частоты потребления. В настоящее время доля активных потребителей (несколько раз в неделю) составляет 30%. С ростом доходов население все больше тяготеет к потреблению более дорогих сортов пива (Премиум и Лицензионное).
Диаграмма 2
Динамика производства пива в России в 1998-2005 гг.
Наиболее высокий уровень потребления пива на душу населения в Москве и Санкт-Петербурге - 65-75 л, в регионах этот показатель пока не превышает 30 л. В перспективе ожидается дальнейший рост потребления пива ежегодными темпами 5-8%. При этом темпы роста в регионах будут выше, чем в столицах и составят 10-20%. Многие специалисты сходятся во мнении, что в течение 5-7 лет среднедушевое потребление пива с стране достигнет уровня 70-75 л.
Основной причиной роста производства и потребления пива стал рост доходов населения и меры по поддержанию отечественной пивоваренной индустрии. Это привлекло на российский рынок крупные иностранные пивоваренные компании, которые принесли с собой современные технологии производства пива, что заставило отечественных пивоваров более активно инвестировать в развитие собственного производства пива по новым технологиям, отвечающего мировым стандартам. За последние годы в отрасль было привлечено свыше $2,5 млрд. Основной объем инвестиций пришелся на 30 компаний. Остальные заводы, как правило, производящие пиво местных дешевых сортов, не могут себе позволить модернизацию оборудования и фактически обречены либо на поглощение, либо на закрытие. Группа компаний ПИТ эффективно использовала складывающиеся тенденции на рынке: приобрела пивоваренные мощности и провела их модернизацию, вложив в их развитие более 65 млн. долл.
Другой причиной роста потребления пива стало изменение структуры потребления алкогольных напитков. Так, доля крепких алкогольных напитков в потреблении снизилась с 80% в 1999 до 68% в 2002 г., за тоже время потребление пива возросло с 8% до 20%. За то же время, по данным Госкомстата, потребление алкогольных напитков в пересчете на абсолютный алкоголь увеличилось с 11,08 до 12,51 млн. гл. или на 12,9%. В целом расходы населения на пиво стали выше, чем на крепкие алкогольные напитки Данный факт может свидетельствовать о коренном переломе в предпочтениях потребителей.
Кроме того, не последнюю роль в потреблении пива играет погода, в частности, летняя погода может стать основным фактором, определяющим насколько успешен год для пивоваров. Пивоваренные компании, имеющие разветвленную дистрибьюторскую сеть, к которым относится Группа компаний ПИТ, могут минимизировать неблагоприятное влияние погоды за счет увеличения продаж в регионах с «жарким» летом.
Группа компаний ПИТ, благодаря хорошо организованной сбытовой сети, охватывающей практически все регионы России, может оперативно влиять на изменение ситуации на отдельных региональных рынках, увеличивая или снижая поставки своей продукции в зависимости от спроса.
В первом полугодии 2003 г. производство пива в России выросло на 3,6%, а реализация пива увеличилась на 7%. По мнению аналитиков, итоговые показатели текущего года превысят показатели 2002 г. на 6-7% и достигнут уровня 76,1 млн. гл.
Влияние развития региона на деятельность ООО «ПИТ Инвестментс»
Правительство Москвы и Российской Федерации оказывают влияние на деятельность компании посредством принятия законодательных и регулятивных мер, что может в значительной мере повлиять на финансовое положение и результаты деятельности компании.
Московский регион является финансовым центром и местом сосредоточения российских и зарубежных финансовых институтов, что является положительным фактором для развития деятельности ООО «ПИТ Инвестментс». Московский регион относится к наиболее перспективным и регионам с быстро растущей экономикой. Компания оценивает политическую и экономическую ситуацию в регионе как стабильную и считает, что в настоящий момент риск негативных изменений в регионе незначителен.
В случае отрицательного изменения ситуации в регионе, в том числе увеличение налогового бремени или ухудшение инвестиционного климата в целом, Общество планирует проводить соответствующие мероприятия по минимизации издержек, сократить масштабы производимых операций.
Описание влияния инфляции.
Так как Облигации ООО «ПИТ Инвестментс» номинированы в национальной валюте, реальный доход по Облигациям подвержен влиянию инфляции. Ставка купонного дохода по Облигациям рассчитана исходя из текущих и будущих инфляционных ожиданий. По прогнозу Правительства РФ, темпы инфляции продолжат снижаться - в 2002 году инфляция составила 15% (что ниже показателя 2001 года -18.6%). В 2003 году по прогнозам Правительства инфляция составит 10-12%. При умеренных темпах инфляции вероятно продолжение тенденции снижения процентных ставок по кредитам и доходности ценных бумаг, в том числе облигаций.
Процентные ставки по купонам облигаций данного выпуска устанавливаются фиксированными на весь период обращения облигаций (без индексации к иным процентным ставкам), что, с одной стороны, не изменяет размеры денежных потоков (в денежном выражении) от облигаций под воздействием инфляции, и с другой, не подвергает инвестора риску снижения "рыночных" процентных ставок.
Значительные темпы роста инфляции, более 20% годовых (критический уровень) могут привести к резкому росту процентных ставок на свободные финансовые ресурсы, что может сделать нерентабельным вложения за счет заемных средств, привлекаемых как путем размещения облигаций, так и через банковское кредитование.
В случае наступления риска «критического уровня инфляции» Эмитент предполагает сократить программу заимствований
Основные конкуренты
Российский рынок пива характеризуется сравнительно низким уровнем концентрации производства. Сегодня на пивоваренных предприятиях страны заняты порядка 45 тыс. человек. В России насчитывается свыше 310 производителей пива, из которых 280 являются малыми и средними. На две крупнейшие компании приходится порядка 50% рынка, на долю 10 крупнейших – 85% (Диаграмма 6). В ближайшее время их доля будет только увеличиваться. В долгосрочной перспективе ожидается, что рынок будет поделен между 3-5 компаниями.
В 2002 г. Группа компаний ПИТ существенно упрочила свои позиции на внутреннем рынке пива, интегрировав в свою структуру завод в Хабаровске. Кроме того, Группа рассматривает возможность приобретения производства мощностью свыше 700 тыс. гл. в Центральном регионе России.
В Центральной России присутствуют пять крупных международных пивных компаний: норвежско- датский Carlsberg Breweries, индийско-бельгийский SUN-Interbrew, южноафриканский South African Breweries (SABMiller), голландский Heineken, британский Scottish-Newcastle. Три из этих компаний входят в пятерку крупнейших Российских производителей пива.
Диаграмма 3.
Группа компаний ПИТ пока находится на шестом месте. За последний год Группе удалось увеличить производство пива с 0,98 млн. гл. в 2001 г. до 2,3 млн. в 2002 г., модернизировать производство и вплотную приблизиться к лидерам отрасли. В случае дальнейшего успеха агрессивной стратегии развития компании и продолжения консолидации отрасли компания может достичь третьего места и захватить 10% рынка. Порядка 70% рынка пива принадлежит заводам, контролируемым иностранными инвесторами.
Условно компании можно разделить на две группы: первая, компании - ведущие деятельность на всей территории страны и вторая группа - компании, имеющие прочные позиции на нескольких региональных рынках. Крупнейшими производителями пива в России являются компания Балтика, компания Sun Interbrew и ЗАО «Очаково». Первые две компании хорошо представлены в крупных городах и в дальнейшем делают ставку на освоение региональных рынков, Очаково планировала начать активную экспансию в регионы только в 2003 г.
В регионы ведущие пивовары приходят не только через создание новых мощностей, но и через расширение системы реализации продукции. Группа компаний ПИТ начала свою экспансию с создания собственной дистрибьюторской сети, которая охватывает практически все регионы страны. Для полного удовлетворения растущего спроса на свою продукцию Группа компаний ПИТ также заключает контракты на производство своего пива уже на существующих мощностях в регионах.
В конкурентной борьбе за увеличение своей доли на рынке пивовары стараются снизить издержки производства за счет развития собственной сырьевой базы, правильного выбора рыночной ниши, хорошо спланированной кампании по продвижению своей продукции с целью достижения конечного покупателя.
Российские пивовары не располагают достаточной отечественной ресурсной базой. Более половины необходимого сырья импортируется. В настоящее время отдельными предприятиями отрасли взят курс на развитие собственной сырьевой базы. Вторая проблема – дефицит алюминиевых банок. Потребность в банках оценивается в 2,6 млрд. штук. Отечественные производители могут обеспечить порядка 1,6-1,9 млрд., недостающее количество импортируется из Польши. Все это обуславливает зависимость стоимости производства пива от изменения курса рубля относительно иностранных валют (в основном Евро). Наибольшему валютному риску подвержены производители дорогих сортов пива, использующие импортный солод и тару. Для нормальной работы отрасли требуется около 1,2-1,5 млн. тонн пивоваренного ячменя.
Отечественное сельское хозяйство может обеспечить только 10% потребностей отечественных пивоваров в солоде. Основные проблемы - дефицит мощностей по производству солода и отсутствие качественного сырья. Отечественное сырье на 25-30% дешевле импортного, однако, его качество оставляет желать лучшего. Главными поставщиками солода являются Германия, Дания, Франция и Финляндия, хмеля - Германия и Чехия.
Ведущие производители пива в России начали реализацию планов по развитию собственной сырьевой базы: выращивание пивоваренного ячменя и строительство солодовен.
Анализ финансового состояния Группы компаний ПИТ.
В настоящее время Группа компаний ПИТ готовит финансовую отчетность по международным стандартам финансовой отчетности («МСФО»). Для целей подготовки финансовой отчетности в соответствии с МСФО, начальным периодом является отчетная дата 30 сентября 2002 года.
Аудитором финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО, является аудиторская компания КПМГ.
Финансовое управление Группы готовит сводную отчетность Группы компаний ПИТ, подготовленную в соответствии с российскими правилами бухгалтерского учета с ограниченным количеством корректировок, в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.
Нам была доступна лишь бухгалтерская отчетность по поручителям составленная по РСБУ, по которой и был проведен анализ финансового состояния поручителей. Финансовые показатели Группы были взяты из предоставленных источников (информационный меморандум, проспект эмиссии).
Основные финансовые показатели
Таблица 1
Основные финансово-экономические показатели Группы компаний ПИТ, 2002-2006 гг.
Источник: данные компании
В течение 2002 года чистая консолидированная выручка Группы компаний ПИТ составила 3 891 млн. руб. В 2001 году этот показатель составил 1 781 млн. руб. В начале 2002 года был приобретен еще один завод на Дальнем Востоке, и открылись семь новых дистрибьюторских компаний по всей территории России. В течение 2003 года было открыто еще три дистрибьюторские компании. Прибыль Группы компаний ПИТ до амортизации, процентов и налога на прибыль («EBITDA») составила 642 млн. руб. Данный показатель, а также чистая прибыль имеет положительную динамику, однако следует учитывать что данные являются прогнозными и получены из источников компании.
Валовая прибыль Группы компаний ПИТ без учета амортизационных отчислений составила 1 137 млн. руб. Достижение такой высокой доли валовой прибыли было достигнуто за счет интенсивной программы капитального строительства и реконструкции существующих мощностей в течение 2002 года. Увеличение объемов реализации в 2003 году будет осуществлено за счет открытия новых дистрибьюторских компаний в новых регионах России и дальнейшей реконструкции и модернизации производственных мощностей. На сегодняшний день в 2003 году открылись и начали свою деятельность дистрибьюторы в следующих регионах: Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Томск, Волгоград.
В 2003 году планируется увеличение удельной себестоимости производства продукции на 11 рублей на гл. до 1 411 руб. за гл. В основном это связано с увеличением пуско-наладочных работ и увеличением выпуска баночного пива. В 2003 году планируется дальнейшая модернизация производственных мощностей с целью увеличения объемов производства продукции, улучшения качества и сокращения производственных затрат. В 2004 году планируется сокращение производственной себестоимости с 1 400 рублей за гл. в 2002 году до 1 244 рублей за гл. в 2004 году. В соответствии с планами Группы компаний ПИТ реализация за 2003 года увеличится на 680 тысяч гл., что соответствует 1 043 млн. руб. (или 27%) и составит 4 934 млн. руб.
Существенной статьей в составе затрат являются затраты на маркетинг и рекламу. В течение 2002 года общая сумма маркетинговых затрат составила порядка 155 млн. руб., а в 2003 году планируются затраты на маркетинг и рекламу в размере 355 млн. руб. По мере увеличения объема, удельные затраты на рекламу сократятся.
Проценты по займам в 2003 году по сравнению с 2002 годом увеличатся на 6,5 млн. руб. Это связано с увеличением общего объема заемных средств, направленных на инвестиционные программы Группы компаний ПИТ.
В 2003 году планируется снижение прочих внереализационных затрат. Данное снижение планируется достичь путем усиления контроля за внереализационными расходами и внедрения внутренних процедур по закупкам и прочим процедурам в Группе компаний ПИТ.
Структура активов и обязательств
В структуре активов консолидированного баланса наибольшую часть занимают: «Гудвил» 47% и основные средства 27%. Гудвил был рассчитан в соответствии с МСФО и представляет собой превышение рыночной стоимости акционерного капитала Группы над восстановительной стоимостью приобретаемых чистых активов компаний. Рыночная стоимость акционерного капитала была рассчитана на основании пятилетней модели дисконтированных денежных потоков компаний Группы.
Основные средства Группы компаний ПИТ представляют собой производственные помещения, оборудование для производства и разлива пива, а также транспортные средства, незавершенное строительство и прочие внеоборотные активы. Большинство основных средств было приобретено или построено начиная с 2000 года и является практически новым оборудованием, соответствующим последним требованиям технологии. В настоящее время существуют «узкие места», т.е. объемы производства некоторых участков производственных процессов не позволяют работать другим производственным активам на полную мощность. Программа капитальных вложений на 2003 – 2005 года направлена на устранение таких «узких мест» и увеличение производственных мощностей существующих заводов.
Таблица 2.
Структура активов Группы компаний ПИТ, 2002-2006 гг.
Источник: данные компании
Нематериальные активы Группы компаний ПИТ представляют собой оценочную стоимость торговых марок «ПИТ», «Три Медведя», «Доктор Дизель» и прочие. Оценка нематериальных активов была рассчитана с учетом маркетинговых расходов, понесенных в прошлом, компаниями, которые вошли в Группу компаний ПИТ в течение 2002 года.
Дебиторская задолженность, представленная на конец 2002 года представляет собой задолженность торговых клиентов и на 190 млн. руб. задолженность акционеров по вкладам в уставный капитал Группы компаний ПИТ, которая была полностью погашена в марте 2003 года.
В 2003 году, Группа компаний ПИТ планирует сохранять уровень дебиторской задолженности на уровне 2002 года. Сохранение дебиторской задолженности на прежнем уровне сократит срок оборачиваемости дебиторской задолженности с 71 дней в 2002 году до 37 дней в 2003 году.
Увеличение суммы отложенного НДС в 2003 и 2004 году относится к увеличению незавершенного капитального строительства, так как в соответствии с Российским законодательством НДС по капитальным вложениям подлежит возмещению НДС из бюджета только при вводе основного средства в производство. Снижение НДС в 2005 году соответствует пуску в производство незавершенного капитального строительства.
Основную долю пассивов Группы компаний ПИТ занимает кредиторская задолженность. Кредиторская задолженность по состоянию на 31 декабря 2002 года включает в себя торговую кредиторскую задолженность в размере 919 млн. руб., текущую задолженность по налогам 165 млн. руб., задолженность перед поставщиками основных средств в размере 381 млн. руб. и обязательства по выкупу акций в размере 222 млн. руб.
Таблица 3.
Структура обязательств Группы компаний ПИТ, 2002-2006 гг.
Источник: данные компании
Торговая кредиторская задолженность будет сохраняться в течение всего периода приблизительно на одном и том же уровне. В последующие году планируется дальнейшее незначительное сокращение сроков оборачиваемости кредиторской задолженности.
В течение 2003 года, Группа компаний ПИТ планирует рассчитаться по старым долгам за приобретение и строительство новых основных средств. В результате увеличения кредиторской задолженности за основные средства не произойдет. В последующие годы уровень кредиторской задолженности за основные средства не будет превышать 340 млн. руб.
Основную часть задолженности по налогам занимает задолженность по НДС и составляет порядка 65 % от общей величины задолженности по налогам. Из общей задолженности по НДС необходимо выделить часть, относящуюся к отложенному НДС (приблизительно 49% от общей задолженности по налогам), которая подлежит погашению после получения оплаты от покупателей.
По состоянию на 31 декабря 2002 года Группа компаний ПИТ успешно обслуживала банковские кредиты на сумму 1 078 млн. руб. Структура кредитного портфеля Группы компаний ПИТ представлена равным распределением долгосрочных и краткосрочных кредитов (приблизительно по 50%). Общая доля долгосрочных кредитов составляет порядка 556 млн. руб. или 52%. Все долгосрочные кредиты подлежат погашению в течение последующих двух лет.
Группа компаний ПИТ имеет хорошую кредитную историю. На протяжении всего срока существования, компании, входящие в Группу компаний ПИТ своевременно и в полном объеме обслуживала все кредиты. Кредиторами выступали крупнейшие Российские и международные банки. Группа проводит реструктуризацию кредитного портфеля, диверсифицируя источники и увеличивая сроки заимствования.
Выпуск корпоративных облигаций является первым шагом в стратегии Группы компаний ПИТ по формированию публичной кредитной истории.
Кредитный анализ
Таблица 4
Движение денежных средств Группы компаний ПИТ, 2002-2006
По состоянию на 31 декабря 2002 года структура кредитного портфеля состояла из 556 млн. руб. долгосрочных кредитов, подлежащих погашению через год и 522 млн. руб. краткосрочных кредитов.
В течение 2003 года Группа компаний ПИТ оптимизирует структуру кредитного портфеля в сторону снижения процентных ставок и удлинения сроков заимствования.
В 2003 году в планируемой величине притока денежных средств от финансовой деятельности включены получение средств от облигационного займа в размере 1 000 млн. руб. и погашение задолженности акционеров по вкладам в уставной капитал Группы компаний ПИТ в размере 190 млн. руб. (получены в марте 2003 г.).
Денежный поток позволяет обслуживать выплаты основного долга и проценты по облигационному займу и оптимизированному кредитному портфелю.
Таблица 5
Основные показатели кредитоспособности Группы компаний ПИТ, 2002-2006
Анализ финансового состояния поручителей.
При анализе показателей стоит принимать во внимание денежные потоки внутри Группы, компании, не вошедшие в состав поручителей и процесс реорганизации Группы, в ходе которой происходит перераспределение функций между компания внутри Группы. Все эти недостатки устранены в вышеприведенной консолидированной отчетности.
Информация о компаниях-поручителях
Способ обеспечения - поручительство (в форме договора присоединения).
Приобретение Облигаций означает заключение приобретателем Облигаций договора, в соответствии с которым предоставляется обеспечение выпуска Облигаций. С переходом прав на облигацию приобретателю переходят права по указанному договору в том же объеме и на тех же условиях, которые существуют на момент перехода прав на Облигацию.
Поручители несут солидарную с эмитентом и друг с другом ответственность:
за неисполнение и/или ненадлежащее исполнение эмитентом обязательств по выплате номинальной стоимости всех выпущенных облигаций, а также совокупного купонного дохода по облигациям;
за неисполнение эмитентом своих обязательств по приобретению облигаций в порядке, сроки и на условиях, предусмотренных решением о выпуске и проспектом облигаций;
за неисполнение эмитентом обязательств по выплате средств инвестирования в облигации в случае признания выпуска облигаций несостоявшимся или недействительным, а также по досрочной выплате номинальной стоимости и/или накопленного купонного дохода по облигациям за соответствующий период, которые возникнут в результате принятия органами управления эмитента или государственными органами власти РФ решений о ликвидации или банкротстве, или реорганизации эмитента.
Размер обязательств по обеспечению Поручителями исполнения вышеуказанных обязательств Эмитента, ограничивается суммой не более 1 255 000 000 (одного миллиарда двухсот пятидесяти пяти миллионов) российских рублей.
Поручители несут солидарную с Эмитентом и друг с другом ответственность за неисполнение и/или ненадлежащее исполнение Эмитентом обязательств, указанных в настоящем пункте.
ООО «Компаниия ПИТ»
Россия, 236038, г. Калининград, ул. Гагарина, д.225
ИНН: 3905035100
Предприятие занимает прочные позиции на рынке Калининграда с 60% рынка анклава. Свою историю завод ведет с 1910 г. Новый этап развития завода начался с приходом новой управленческой команды в 1998 г. и созданием на мощностях завода новой компании.
До 2003 г. компания ООО «Компания ПИТ» называлась ООО «Балтик-Лайн». В свою очередь ООО «Балтик-Лайн» было зарегистрировано в Калининграде 1999 г. В настоящее время ООО «Компания ПИТ» занимается производством и реализацией пива, слабоалкогольной и безалкогольной продукции.
Инвестиционная деятельность
Начиная с 1999 г., инвестиции в реконструкцию предприятия составили более $20 млн. В 2003 г. объем капитальных вложений составит $10,3 млн. За 2002 г. компания осуществила капитальные вложения в размере 285 млн. руб. Рост кредиторской задолженности по инвестиционным проектам в 2002 г. составил 167,5 млн. руб.
Основные выплаты поставщикам по инвестиционной деятельности пришлись на вторую половину года, вследствие чего предприятие уменьшило задолженность с 201,7 млн. руб. до 167,5 млн. руб. (на 20,4%).
План на 2003 год
В 2003 г. пивоварня, в соответствии с планами центрального офиса, реализует 777 тысячу гл. пива, в среднем за месяц - 65 тыс. гл. Наибольший объем реализованной продукции придется на август - 82 тыс. гл., что связано с увеличением производственных мощностей. Производство по сравнению с 2002 г. увеличится вдвое.
В 2003 г. планируемая выручка от реализации составит 1 154 млн. руб., общая себестоимость реализованной продукции за 2003 г – 683 млн. руб., соответственно, ожидаемая валовая прибыль составит 471 млн. руб.
На каждые 100 рублей реализованной продукции Компания планирует получить 41 рубль валовой прибыли. В 2003 г. в результате мероприятий по увеличению эффективности производства планируется снизить себестоимость на 21,8 млн. рублей, в результате чего себестоимость 1 гл. снизится на 3,5% от средней себестоимости переменных затрат на 1 гл.
ЗАО «Пивоварни Ивана Таранова»
462320, Российская Федерация, Оренбургская область, г. Новотроицк, ул. Зеленая, д.83
ИНН 5607011330
Пивоваренный завод в г. Новотроицк (Оренбургская область) был приобретен Группой в 1998 г. В настоящее время ЗАО «Пивоварни Ивана Таранова» является наиболее динамично развивающимся предприятием в регионе и социально значимым для г. Новотроицка. Доля ЗАО «Пивоварни Ивана Таранова» в чистой выручке от реализации предприятий г. Новотроицка составляет 9,3% или 1 370 млн. руб. Доля налоговых отчислений в бюджете города составляет свыше 20%. В 2002 г. объемы производства пива на заводе составили 905,9 тыс. гл. или 162,8% к уровню предыдущего года, объем реализации пива - 900,1 тыс. гл. В 2003 г. предприятие планирует увеличить производство пива до 1133 тыс. гл. или на 25%.
Инвестиции, расширение мощностей
Общий объем инвестиций в 2002 г. составил 140,7 млн. руб. или $4,5 млн. С момента приобретения завода общий объем инвестиций составил в $14 млн. В 2003 г. планируется направить на развитие предприятия $15,2 млн.
В 2002 г. за счет реконструкции и ввода нового оборудования была увеличена мощность большинства производственных подразделений компании. Мощность варочного цеха была увеличена на 54,7%, ЦКТ и бродильного цеха – на 71,0 %, цеха розлива – на 24,8%. В результате мощности возросли до 1500 тыс. гл. в год или до 125 тыс. гл. в месяц, что позволит существенно увеличить уровень производства 2003 г.
Планы
Программой стратегического развития завода предусмотрено увеличение производства пива в 2003 г. до 1,1 млн. гл./год, и в 2004 г. до 2,4 млн. гл./год. Одним из новых направлений развития компании является розлив пива в ПЭТ-бутылку.
Планируется что на предприятии в конце 2003 г. будет установлена линия фирмы «Khs maschinen- und anlagenbau AG», которое обеспечит розлив 12 000-14000 бут./час с возможностью фасовки по 1,5 л. и 1,0 л. пива.
ОАО «Амур - Пиво»
680006, г. Хабаровск, пер. Индустриальный, 1
ИНН: 2723007717
ОАО «Амур-Пиво» расположено в Хабаровске, и было создано в ходе приватизации в 1992 г. История завода насчитывает 40 лет. В состав Группы предприятие вошло в 2002 г. Виды деятельности: производство пива, производство минеральной воды, производство солода, коммерческо-торговая деятельность.
ОАО «Амур–Пиво» одно из ведущих производителей пивоваренной и безалкогольной продукции в регионе, поставляет на региональный рынок 87,6% пива и 41,1% минеральной воды. В 2002 г. компания увеличила производство пива на 22,1%, минеральной воды – на 4,5%. В 2002 г. среднесписочная численность персонала составила 826 человек, по сравнению с предыдущим годом она сократилась на 269 человек.
Основными достижениями компании в 2002 г. стали улучшение качества производимого пива за счет ввода в эксплуатацию нового варочного и фильтрационного цехов, обновления другого оборудования, замены дрожжей российского штамма на немецкий, перехода на солод лучшего качества фирм «Суффле», «Молт». За счет применения современных технологий удалось ускорить технологический процесс.
Ожидается, что в 2003 г. производство пива вырастет не менее чем на 40% по сравнению с предыдущим годом.
Предприятие занимает доминирующее положение на рынке Хабаровского края и оказывает значительное влияние на рынок Дальнего Востока. В 2002 г. доля на дальневосточном рынке пива составила 20%, в Хабаровском крае – более 60%. Кроме Амур-пиво, в настоящее время поставками пива на рынок Хабаровского края занимаются небольшие местные пивоваренные заводы и производители из других регионов страны. По Дальнему Востоку с Амур-Пиво конкурирует также Пиво Индустрия -Приморье.
Инвестиции
Капитальные вложения в 2002 г. составили 330,272 млн. руб. ($10,5 млн.). Начиная с 1999 г., почти все оборудование было обновлено (средний возраст не превышает 3-х лет).
Планы
Выход на мощность 1800 тыс. гл. год исходя из мощности варочного цеха. Узкое место - недостаточная мощность линии розлива (1100 тыс. гл/год). В связи с этим, планируется установить новую бутылочную линию. Кроме того, приоритетной задачей является повышение качества выпускаемой продукции и увеличение производства пива в сегменте «Премиум».
Основные финансовые показатели компаний-поручителей
Таблица 6
Основные финансовые показатели поручителей
Показатели |
ООО «Компания ПИТ» |
ЗАО «ПИТ» |
ОАО «Амур-пиво» |
ООО «Северные ветры дистрибьюшн» |
ООО «ПИТ Интернейшенл» |
ООО «ПИТ» |
|||||||||
2002 |
2001 |
2002 |
2001 2002 |
||||||||||||
Чистая прибыль |
-1 060 |
-6 102 |
44 676 |
-17 316 |
76 894 |
41 164 |
1 543 |
1 342 |
967 |
4 262 |
380 |
||||
Выручка |
18 802 |
384 104 |
782 324 |
1 370 284 |
677 573 |
690 145 |
270 083 |
962 992 |
248 381 |
1 173 843 |
0 |
||||
Z-счет Альтмана |
1,0228 |
0,6410 |
2,4900 2,3621 1,9465 |
1,6167 |
5,7099 4,4464 |
4,5902 |
4,8063 |
10,751 |
|||||||
Коэф-т |
Норма |
|
|||||||||||||
Критической ликвидности |
>1 |
0, |
37 0,46 |
||||||||||||
текущей ликвидности |
2 |
0, |
57 0,81 |
||||||||||||
абсолютной ликвидности |
0,2-0,5 |
0, |
033 0,038 |
0,017 |
0,078 |
3,457 |
|||||||||
Собственный капитал |
80 062 |
97 441 |
158 981 |
141 665 |
262 839 |
454 868 |
485 |
619 |
977 |
5 217 |
502 920 |
||||
Заемный капитал |
795 991 |
1 048 233 |
477 566 |
900 127 |
510 425 |
639 463 |
59 057 |
299 971 |
74 338 |
333 113 |
28 491 |
||||
Превышение собственного над заемным капиталом |
-715 929 |
-950 792 |
-318 585 |
-758 462 |
-247 586 |
-184 595 |
-58 572 |
-299 352 |
-73 361 |
-327 896 |
474 429 |
||||
покрытия оборотных средств собственными источниками |
>0,1 |
-0 |
,59 -0,08 |
||||||||||||
мобильности оборотных средств |
|
0, |
26 0,92 |
||||||||||||
обеспеченности текущих активов |
>0,1 |
-0 |
,54 -0,08 |
||||||||||||
Нераспределенная прибыль |
5 340 |
5 340 |
60 367 |
53 194 |
120 593 |
120 960 |
468 |
468 |
967 |
945 |
383 |
||||
Структура обязательств |
100% краткосрочная |
100% краткосрочная |
100% краткосрочная |
100% краткосрочная |
100% краткосрочная |
100% краткосрочная |
100% краткосрочная |
100% краткосрочная |
100% краткосрочная |
100% краткосрочная |
100% краткосрочная |
||||
Анализ основных финансовых показателей поручителей показал, что велик риск невыполнения поручителями своих обязательств. Коэффициенты ликвидности ни у одной компании не соответствуют норме, также как и коэффициент покрытия оборотных средств собственными источниками и коэффициент обеспеченности текущих активов. Превышение заемных средств над собственными также является негативным фактором и свидетельствует о сильной зависимости компаний от привлеченных средств. У двух из шести компаний чистая прибыль носит отрицательный характер, а в 2003 г. таких компаний стало еще больше. Отрицательная динамика чистой прибыли также увеличивает риск вероятной неплатежеспособности компаний в будущем.
Немного снижают этот риск высокий размер выручки, а также хорошие показатели Z-счета Альтмана, показывающие что в ближайшее время компаниям-поручителям банкротство не грозит.
Облигационный займ
Информация по эмиссии:
• Вид долговых обязательств: |
Облигации, 01 |
• Номинал, валюта: |
1000, RUB |
• Объем эмиссии: |
000 000 000 |
• Дата начала размещения: |
2 октября 2003 |
• Ставка купона: |
1 купон - на конкурсе. 2,3 купоны равны 1 купону. 4,5,6 купоны - 12% годовых. |
• Периодичность выплаты купона: |
2 раз(а) в год |
• Дата погашения: |
28.09.2006 |
• Условия досрочного выкупа: |
31.03.2005 года по номиналу |
• Агент по размещению: |
Организатор - Инвестиционный банк ТРАСТ |
• Торговые площадки: |
ММВБ |
• Дополнительная информация: |
Конкурс по определению ставки купона. Финансовый консультант - ФФК. Поручительство - ООО "Компания ПИТ", ЗАО "Пивоварни Ивана Таранова", ОАО "АМУР-ПИВО", ООО "СВД", ООО "ПИТ", ООО "ПИТ Интернейшенл". |
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Имя |
Должность |
Организация |
Доля в УК эмитента |
Доля в УК дочерних обществ |
||
Дрожжин Сергей Владимирович |
1997 – 1999: проходил обучение на MBA program |
MIT Sloan School of Management, Harvard Business School |
доли не имеет |
доли не имеет |
||
|
1999 – 2001: менеджер |
JP Morgan Chase (Департамент слияний и поглощений, Департамент организаций финансирования на долговых рынках) |
|
|
||
|
2001 – 2002: Старший Вице Президент, Казначей |
Ханты-Мансийская Нефтяная Корпорация |
|
|
||
|
2002 – н. вр.: Вице-президент по экономике и финансам |
ООО «ПИТ Интернейшенл» |
|
|
||
|
2002 – н. вр.: Генеральный Директор |
ООО «ПИТ Инвестментс» |
|
|
||
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Аффилированные лица ООО «ПИТ Инвестментс»
Наименование |
Место нахождения |
Доля эмитента в уставном капитале данного лица |
Доля данного лица в уставном капитале эмитента |
||
ООО " Компания ПИТ" |
Россия, 236038, г. Калининград, ул. Гагарина, д. 225 |
доли не имеет |
доли не имеет |
||
ЗАО "ПИТ" |
Россия, г. Новотроицк, Оренбургской обл., ул. Зеленая, д.83 |
доли не имеет |
доли не имеет |
||
ОАО "АМУР-ПИВО" |
Россия, г. Хабаровск, Индустриальный пер., 1 |
доли не имеет |
доли не имеет |
||
ООО "Северные ветры дистрибьюшн" |
Россия, г. Москва, Хорошевское шоссе, д.32А, стр.22 |
доли не имеет |
доли не имеет |
||
ООО "ПИТ Интернейшенл" |
Россия, г. Москва, Леснорядский пер., д.18, стр.19А |
доли не имеет |
доли не имеет |
||
Лифшиц Аркадий Владимирович - субъект РФ |
Генеральный директор ООО "ПИТ"
|
доли не имеет |
доли не имеет |
||
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Банки (кредитные учреждения), в которых у эмитента открыт счет
Наименование банка (кредитного учреждения) |
Адрес |
ОАО АКБ "Доверительный и Инвестиционный Банк" |
101990, Москва, Колпачный переулок, 4/4 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5.
Основные дочерние компании, входящие в Группу компаний ПИТ
Компания |
Вид деятельности |
ООО «ПИТ» г. Москва |
Холдинговая компания |
ООО «ПИТ Инвестментс» г.Москва |
Привлечение финансирования |
ЗАО «Пивоварни Ивана Таранова» г. Новотроицк |
Производство и реализация пива |
ООО «Компания ПИТ» г. Калининград (ранее ООО «Балтик Лайн») |
Производство и реализация пива |
ОАО «Амур-пиво» г. Хабаровск |
Производство и реализация пива |
ООО «ПИТ Интернейшенл» г. Москва |
Контрактное производство пива на заводах, не входящих в Группу компаний ПИТ |
ООО «Северные Ветры Дистрибьюшн» г. Москва |
Дистрибьюция пива по Московскому региону и другим регионам России по договорам комиссии |