Содержание

Задание № 1____________________________________________________ 3

Задание № 2____________________________________________________ 8

Задание № 3___________________________________________________ 10

Задание № 4___________________________________________________ 12

Список источников и литературы_______________________________ 14

Задание № 1

1.     Используя все критерии классификации органов исполнительной власти, дайте полную правовую характеристику

1)    правительству ХМАО

2)    министерству внутренних дел

Ответ:

Под системой органов исполнительной власти понимается вертикальная связь между соподчиненными органами на основе разделения компетенции между ними.

Правительство — высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации;

федеральные органы исполнительной власти;

территориальные органы федеральных органов исполнительной власти;

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Правовое положение органов исполнительной власти как субъектов административно-правовых отношений определено соответствующими нормативными актами.

(Устав Ханты-Мансийского автономного округа - Югры)

Правительство автономного округа является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти автономного округа. Структура, порядок формирования Правительства автономного округа устанавливаются Уставом и законом автономного округа.

Правительство автономного округа ответственно и подотчетно Губернатору автономного округа, а также Думе автономного округа по вопросам исполнения законов автономного округа.

Правительство автономного округа является юридическим лицом и имеет гербовую печать.

Правительство автономного округа состоит из Председателя Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, заместителей Председателя Правительства автономного округа и иных членов Правительства автономного округа.

Губернатор автономного округа может исполнять обязанности Председателя Правительства автономного округа.

Председатель Правительства автономного округа, заместители Председателя Правительства автономного округа и иные члены Правительства автономного округа назначаются на должность и освобождаются от должности Губернатором Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в соответствии с законодательством автономного округа.

Для оперативного решения вопросов Губернатором автономного округа из состава Правительства автономного округа образуется Президиум Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, который осуществляет свою деятельность в соответствии с законом автономного округа о Правительстве автономного округа.

Министерство внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности и непосредственно реализующим основные направления деятельности органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации определены Указом Президента РФ от 19 июля 2004 г. N 927.[1]

Министерство внутренних дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в том числе в сфере миграции.

Одним из важных направлений деятельности МВД является нормативное регулирование своей деятельности и оказание органам внутренних дел и внутренним войскам практической и методической помощи в организации нормативной правовой работы (пп.12.6-12.7 Положения о МВД России)[2]. По существу, Указом Президента России Министерству внутренних дел Российской Федерации предоставлено полномочие на издание своих нормативных правовых актов. Оптимальной конечно является ситуация, когда правотворческие полномочия федеральных органов исполнительной власти закреплены в федеральном законе. Это в большей степени соответствует требованиям принципа законности в правотворческой сфере, принципам правового государства. В данном случае, до принятия федерального закона о правотворческих полномочиях федеральных органов исполнительной власти указы Президента России восполняют законодательное регулирование по вопросу предоставления полномочий на издание нормативных правовых актов МВД России.

В соответствии с п.12.6 Положения о МВД России Министр внутренних дел Российской Федерации "издает нормативные правовые акты МВД России, в том числе совместно с руководителями других федеральных органов исполнительной власти; заключает международные договоры Российской Федерации межведомственного характера в установленной сфере деятельности".[3]

Здесь говорится о праве Министра издавать внутриведомственные нормативные акты, обязательные для всех структурных подразделений и территориальных органов системы МВД и совместные с другими органами государственной власти акты. Однако соотношение этого вида нормативных правовых актов МВД России с другими актами определено не четко, а лучше сказать, вообще не определено. Формула "на основании и во исполнение законодательства Российской Федерации" очень неопределенна и расплывчата.

Понятие законодательства Российской Федерации многозначно и под ним в различных случаях понимают: 1) совокупность федеральных законов; 2) совокупность федеральных законов, актов Президента и Правительства России; 3) совокупность нормативных правовых актов федерального уровня и субъектов Российской Федерации; 4) совокупность всех нормативных правовых актов, принимаемых в Российской Федерации.

На основании и во исполнение каких видов нормативных правовых актов должны издаваться Министром внутренних дел Российской Федерации внутриведомственные нормативные акты, остается непонятным и противоречивым.

Нормативный правовой акт - это письменный документ, изданный в соответствии с установленными требованиями правомочным на то должностным лицом Министерства, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы, рассчитанные на многократное применение и относительно неопределенный круг лиц. Нормативный правовой акт может быть также издан совместно или по согласованию с иными федеральными органами исполнительной власти.

Министерством внутренних дел Российской Федерации издаются нормативные правовые акты в виде директив, приказов, положений, наставлений, инструкций, правил и уставов (далее - "ведомственные нормативные акты).

Директива содержит нормативные предписания ориентирующего характера определяющие перспективы развития системы Министерства, а также основные направления ее деятельности.

Приказ издается по наиболее важным вопросам функционирования системы Министерства, включая создание, реорганизацию, ликвидацию органов и учреждений, входящих в систему органов внутренних дел (далее - "органы внутренних дел" или "органы и учреждения) внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - "внутренние войска"), а также структурных подразделений МВД России, определение их задач и функций, правовое регулирование различных направлений служебной деятельности, прохождения службы.

Положения и наставления регламентируют деятельность конкретных подсистем органов внутренних дел или внутренних войск. В положении систематизированно определяются порядок образования, полномочия, организация работы и порядок действий органов и учреждений, их структурных подразделений. В наставлении излагаются нормы о порядке действия конкретных подсистем (органов) в той или иной ситуации.

Инструкции, правила и уставы регулируют основные виды (формы) оперативно - служебной деятельности и работу конкретных категорий сотрудников. Инструкция содержит нормы, устанавливающие: кем, в каком порядке и какими способами и методами должен осуществляться тот или иной вид деятельности. Правила устанавливают порядок осуществления отдельного вида деятельности. Устав является кодифицированным нормативным правовым актом (сводом правил), содержащим систематизированное изложение норм, регламентирующих тот или иной вид деятельности либо правовой статус хозяйствующих субъектов, относящихся к системе Министерства.

Задание № 2

Составьте схему «Государственное управление социально-культурной сферой деятельности»

Ответ:

Управление образованием 1) Общее руководство: Правительство РФ, правительства, администрации субъектов РФ. 2) Непосредственное управление образованием: Министерство общего и профессионального образования РФ; министерства, комитеты, департаменты, управления, отделы образования в субъектах РФ и муниципальных образованиях; важную роль играют органы местного самоуправления.

Управление здравоохранением 1) Общее руководство: Президент РФ и Правительство РФ. 2) Непосредственное управление: Министерство здравоохранения. Управление государственной системой здравоохранения: министерства, департаменты, отделы, управления здравоохранения в субъектах РФ. Управление муниципальной системой здравоохранения: управления здравоохранения в муниципальных образованиях. Управление ведомственной системой здравоохранения: медицинские службы Министерства обороны, МВД, ФСБ и т. д. (всего в 23 министерствах и ведомствах). 3) Надзор: санитарно-эпидемиологический надзор при Минздраве РФ и его территориальные отделения; органы ведомственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Управление наукой 1) Общее руководство: Правительство РФ. 2) Непосредственное руководство: Министерство науки и технологий; Российская Академия наук, отраслевые академии наук (общественные организации) – управление фундаментальной наукой; Министерство общего и профессионального образования (управление вузовской наукой); отделы различных ведомств (управление ведомственной наукой).

Управление культурой 1) Общее руководство: Правительство РФ (Департамент культуры); правительства и администрации субъектов РФ. 2) Непосредственное осуществление государственной политики в сфере культуры: Министерство культуры РФ. 3) Управление отдельными отраслями культурной сферы: Госкомитет РФ по печати; Госкомитет РФ по кинематографии; Федеральная служба по телевидению и радиовещанию. 4) Контроль: Государственная техническая инспекция по телерадиовещанию..

Управление в области социальной защиты граждан 1) Общее руководство: Президент РФ и Правительство РФ. 2) Непосредственное управление: Министерство труда и социального развития РФ; Федеральная миграционная служба. Велика роль органов местного самоуправления: управление учреждениями социального обеспечения, органами опеки и попечительства и др.

Задание № 3

Как соотносятся понятия «исполнительная власть», «государственное управление» и «исполнительно-распорядительная деятельность»?

Ответ:

Итак, исполнительная власть – категория политико – правовая, в то время как государственное управление – категория организационно – правовая.

Право на существование имеют обе эти государственно – правовые категории. Соответственно, государственное управление – реальность, без которой государственно – властный механизм работать практически не может. По своему назначению оно представляет собой не что иное, как государственную деятельность, в рамках которой практически реализуется исполнительная власть. Иначе говоря, государственное управление практически осуществляется и в рамках системы государственной власти, базирующейся на началах разделения властей.

Свой реальный характер исполнительная власть приобретает в деятельности особых звеньев государственного аппарата, в настоящее время именуемых исполнительными органами, а по существу являющимися органами государственного управления.

Следовательно, государственное управление, понимаемое как исполнительно – распорядительная деятельность, не противопоставляется исполнительной власти, понимаемой как деятельность субъектов этой власти.

Органы государственного управления по предметам ведения и в объеме своей компетенции самостоятельно осуществляют исполнительно - распорядительные функции, в первую очередь контрольные и надзорные.

К органам государственного управления можно отнести практически все линейные и функциональные подразделения органов исполнительной власти, которые осуществляют исполнительно - распорядительные функции по предметам ведения и в объеме компетенции, но не обладают такими функциями исполнительной власти, как осуществление государственной политики и нормотворческая. Исключение (частичное) составляют случаи, когда территориальным органам государственного управления может быть передана часть полномочий ФОИВ с правом назначения должностного лица.

Задание № 4

Заполните карту сравнительного анализа видов государственной службы:

признаки

Виды службы

общегражданская

Прокуроров, следователей прокуратуры

милицейская

военная

Содержание службы

Государственная гражданская служба РФ - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ на должностях государственной гражданской службы РФ по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ

Правоохранительная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.

Военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках гражданской обороны (далее - другие войска), инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти (далее - воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы), воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.

Отрасль права, регулирующая личные права

Конституция Российской Федерации

Способы замещения должностей

Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"

Порядок прохождения службы военными прокурорами и следователями органов военной прокуратуры регулируется настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и Федеральным законом "О статусе военнослужащих".

Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I ч"О милиции" (с изменениями от 18 февраля, 1 июля 1993 г., 15 июня 1996 г., 31 марта, 6 декабря 1999 г., 25 июля, 7 ноября, 29 декабря 2000 г., 26 июля, 4 августа, 30 декабря 2001 г., 25 апреля, 30 июня, 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня, 7 июля, 8, 23 декабря 2003 г., 20 июля, 22 августа 2004 г., 21 марта, 1 апреля, 9 мая 2005 г.)

Положение о порядке прохождения военной службы (утв. Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237) (с изменениями от 15 октября 1999 г., 10 апреля, 26 июня 2000 г., 17 апреля 2003 г.)

Наличие специальных званий

Список источников и литературы

1.     Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"

2.     Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I ч"О милиции" (с изменениями от 18 февраля, 1 июля 1993 г., 15 июня 1996 г., 31 марта, 6 декабря 1999 г., 25 июля, 7 ноября, 29 декабря 2000 г., 26 июля, 4 августа, 30 декабря 2001 г., 25 апреля, 30 июня, 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня, 7 июля, 8, 23 декабря 2003 г., 20 июля, 22 августа 2004 г., 21 марта, 1 апреля, 9 мая 2005 г.)

3.     Указ Президента РФ от 19 июля 2004 г. N 927 "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 26 июля 2004 г. N 30 ст. 3149

4.     Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 19 июля 2004 г. N 927) // Российская газета от 21 июля 2004 г.

5.     Положение о порядке прохождения военной службы (утв. Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237) (с изменениями от 15 октября 1999 г., 10 апреля, 26 июня 2000 г., 17 апреля 2003 г.)


[1] Указ Президента РФ от 19 июля 2004 г. N 927 "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 26 июля 2004 г. N 30 ст. 3149

[2] Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 19 июля 2004 г. N 927) // Российская газета от 21 июля 2004 г.

[3] Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 19 июля 2004 г. N 927) // Российская газета от 21 июля 2004 г.